Внешность царевны лягушки. Анализ сказки царевна-лягушка

Сказка «Царевна-лягушка» является волшебной (мифологической), так как в основе ее сюжета много архаичных элементов: анимистическое представление о возможности брака человека и животного, магические действия, слова и предметы, традиционный мотив добывания невесты у мифологического противника, наличие мифологических героев (Василиса Прекрасная, Кощей Бессмертный, баба-яга) и чудесных помощников (благодарные животные, помогающие добыть смерть Кощея).
Героями сказки являются Иван-царевич и его чудесная жена Василиса Прекрасная, типичные персонажи сказочного мотива «добывание невесты». Характер Ивана-царевича раскрывается в соответствии с народным этическим идеалом: он добр, честен, верен данному слову, способен ради любимого человека рисковать жизнью, милосерден по отношению к слабым. Василиса Прекрасная обладает магическими способностями, что роднит ее с мифологическими персонажами (Кощеем и бабой-ягой) и миром природы (она вынуждена оставаться до определенного времени в образе лягушки).
История встречи героев и временной разлуки по вине Ивана-царевича является основой сюжета, который открывается традиционным зачином, вводящим в особый мир сказки. Экспозицией является решение царя женить трех сыновей необычным образом: пустив стрелу «по белу свету», т.е. положившись на судьбу. Стрела младшего сына упала в болото и подхватила ее лягушка. Кажется, что решение героя взять лягушку в жены можно считать завязкой сюжета, однако это не так, потому что это действие не является началом конфликта сил добра и зла, который обязателен для развития действия и достижения кульминации и развязки. В данной сказке продолжительная экспозиция: она включает три испытания жен царевичей и завершается необдуманным поступком Ивана-царевича – сжиганием кожи лягушки. Следовательно, завязкой сюжет является нарушение запрета, которое нарушает равновесие сил добра и зла и Василиса Прекрасная вынуждена подчиниться воле Кощея. Иван царевич отправляется на поиски жены и проявляет смелость при встрече с Бабой-ягой и доброту при встрече с животными. С помощью мифологического помощника (Бабы-яги) и благодарных ему животных он достигает кульминации : добывает магический предмет – яйцо, в котором заключена смерть Кощея и побеждает его. Смерть Кощея является развязкой сказочного сюжета, а возвращение героев домой–традиционной концовкой .



«Царевна лягушка».

В старые годы у одного царя было три сына. Вот, когда сыновья стали на возрасте, царь собрал их и говорит:

Сынки, мои любезные, покуда я ещё не стар, мне охота бы вас женить, посмотреть на ваших деточек, на моих внучат.

Сыновья отцу отвечают:

Так что ж, батюшка, благослови. На ком тебе желательно нас женить?

Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша.

Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чистое поле, натянули луки и выстрелили.

У старшего сына стрела упала на боярский двор, подняла стрелу боярская дочь. У среднего сына упала стрела на широкий купеческий двор, подняла её купеческая дочь.

А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела сам не знает куда. Вот он шёл, шёл, дошёл до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу. Иван-царевич говорит ей:

Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. А лягушка ему отвечает:

Возьми меня замуж!

Что ты, как Я возьму себе в жёны лягушку?

Бери, знать, судьба твоя такая.

Закручинился Иван-царевич. Делать нечего, взял лягушку, принес домой. Царь сыграл три свадьбы: старшего сына женил на боярской дочери, среднего - на купеческой, а несчастного Ивана-царевича - на лягушке.

Вот царь позвал сыновей:

Хочу посмотреть, которая из ваших жён лучшая рукодельница. Пускай сошьют мне к завтрему по рубашке.

Сыновья поклонились отцу и пошли.

Иван-царевич приходит домой, сел и голову повесил. Лягушка, по полу скачет, спрашивает его:

Что, Иван-царевич, голову повесил? Или горе какое?

Батюшка, велел тебе к завтрему рубашку сшить. Лягушка отвечает:

Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее.

Иван-царевич лег спать, а лягушка, прыгнула на крыльцо, сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке, не расскажешь.

Василиса Премудрая ударила в ладоши и крикнула:

Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Сшейте мне к утру такую рубашку, какую видела я у моего родного батюшки.

Иван-царевич утром проснулся, лягушка, опять по полу скачет, а уж рубашка лежит на столе, завернута в полотенце. Обрадовался Иван-царевич, взял рубашку, понес к отцу. Царь в это время принимал дары от больших сыновей. Старший сын развернул рубашку, царь принял её и сказал:

Эту рубашку, в черной избе носить. Средний сын развернул рубашку, царь сказал:

В ней только, в баню ходить.

Иван-царевич развернул рубашку, изукрашенную златом-серебром, хитрыми узорами. Царь только взглянул:

Ну, вот это рубашка - в праздник её надевать. Пошли братья по домам - те двое - и судят между собой:

Нет, видно, мы напрасно смеялись над женой Ивана-царевича: она не лягушка, а какая-нибудь хитра… Царь опять позвал сыновей:

Пускай ваши жёны испекут мне к завтрему хлеб. Хочу узнать, которая лучше стряпает.

Иван-царевич голову повесил, пришёл домой. Лягушка, его спрашивает:

Что закручинился? Он отвечает:

Надо к завтрему испечь царю хлеб.

Не тужи, Иван-царевич, лучше ложись спать, утро вечера мудренее.

А те невестки, сперва-то смеялись над лягушкой, а теперь послали одну бабушку-задворенку, посмотреть, как лягушка будет печь хлеб.

Лягушка хитра, она это смекнула. Замесила квашню; печь сверху разломала да прямо туда, в дыру, всю квашню и опрокинула. Бабушка-задворенка прибежала к царским невесткам; все рассказала, и те так же стали делать.

А лягушка прыгнула на крыльцо, обернулась Василисой Премудрой, ударила в ладоши:

Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела.

Иван-царевич утром проснулся, а уж на столе лежит хлеб, изукрашен разными хитростями: по бокам узоры печатные, сверху города с заставами.

Иван-царевич обрадовался, завернул хлеб в ширинку, понес к отцу. А царь в то время принимал хлебы от больших сыновей. Их жены-то поспускали тесто в печь, как им бабушка-задворенка сказала, и вышла у них одна горелая грязь. Царь принял хлеб от старшего сына, посмотрел и отослал в людскую. Принял от среднего сына и туда же отослал. А как подал Иван-царевич, царь сказал:

Вот это хлеб, только, в праздник его есть. И приказал царь трем своим сыновьям, чтобы завтра явились к нему на пир вместе с жёнами.

Опять воротился Иван-царевич домой невесел, ниже плеч голову повесил. Лягушка, по полу скачет:

Ква, ква, Иван-царевич, что закручинился? Или услыхал от батюшки слово неприветливое?

Лягушка, лягушка, как мне не горевать! Батюшка наказал, чтобы я пришёл с тобой на пир, а как я, тебя людям покажу?

Лягушка отвечает:

Не тужи, Иван-царевич, иди на пир один, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром, не пугайся. Спросят тебя, скажи: “Это моя лягушонка, в коробчонке едет”.

Иван-царевич и пошёл один. Вот старшие братья приехали с жёнами, разодетыми, разубранными, нарумяненными, насурьмленными. Стоят да над Иваном-царевичем смеются:

Что же ты без жены пришёл? Хоть бы в платочке её принес. Где ты такую красавицу выискал? Чай, все болота исходил.

Царь с сыновьями, с невестками, с гостями сели за столы дубовые, за скатерти браные - пировать. Вдруг поднялся стук да гром, весь дворец затрясся. Гости напугались, повскакали с мест, а Иван-царевич говорит:

Не бойтесь, честные гости: это моя лягушонка, в коробчонке приехала.

Подлетела к царскому крыльцу золоченая карета о шести белых лошадях, и выходит оттуда Василиса Премудрая: на лазоревом платье - частые звезды, на голове - месяц ясный, такая красавица - ни вздумать, ни взгадать, только, в сказке сказать. Берёт она Ивана-царевича за руку и ведёт за столы дубовые, за скатерти браные.

Стали гости есть, пить, веселиться. Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила. Закусила лебедем да косточки, за правый рукав бросила.

Жёны больших-то царевичей увидали её хитрости и давай то же делать.

Попили, поели, настал черед плясать. Василиса Премудрая подхватила Ивана-царевича и пошла. Уж она плясала, плясала, вертелась, вертелась - всем на диво. Махнула левым рукавом - вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости диву дались.

А старшие невестки пошли плясать: махнули рукавом - только гостей забрызгали, махнули другим - только кости разлетелись, одна кость царю в глаз попала. Царь рассердился и прогнал обеих невесток.

В ту пору Иван-царевич отлучился потихоньку, побежал домой, нашёл там лягушечью кожу и бросил её в печь, сжёг на огне.

Василиса Премудрая возвращается домой, хватилась - нет лягушечьей кожи. Села она на лавку, запечалилась, приуныла и говорит Ивану-царевичу:

Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё только три дня подождал, я бы вечно твоей была. А теперь прощай. Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…

Обернулась Василиса Премудрая серой кукушкой и улетела в окно. Иван-царевич поплакал, поплакал, поклонился на четыре стороны и пошёл куда глаза глядят - искать жену, Василису Премудрую. Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли, сапоги проносил, кафтан истёр, шапчонку дождик иссёк. Попадается ему навстречу старый старичок.

Здравствуй, добрый молодец! Что ищешь, куда путь держишь?

Иван-царевич рассказал ему про своё несчастье. Старый старичок говорит ему:

Эх, Иван-царевич; зачем ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её было снимать. Василиса Премудрая хитрей, мудреней своего отца уродилась. Он за то осерчал на неё и велел ей три года быть лягушкой. Ну, делать нечего, вот тебе клубок: куда он покатится, туда и ты ступай за ним смело.

Иван-царевич поблагодарил старого старичка и пошёл за клубочком. Клубок катится, он за ним идет. В чистом поле попадается ему медведь. Иван-царевич нацелился, хочет убить зверя. А медведь говорит ему человеческим голосом:

Не бей меня, Иван царевич, когда-нибудь тебе пригожусь.

Иван-царевич пожалел медведя, не стал его стрелять, пошёл дальше. Глядь, летит над ним селезень. Он нацелился, а селезень говорит ему человеческим голосом:

Не бей меня, Иван-царевич! Я тебе пригожусь, Он пожалел селезня и пошёл дальше. Бежит косой заяц. Иван-царевич опять спохватился, хочет в него стрелять, а заяц говорит человеческим голосом:

Не убивай меня, Иван-царевич, я тебе пригожусь. Пожалел он зайца, пошёл дальше. Подходит к синему морю и видит - на берегу, на песке, лежит щука, едва дышит и говорит ему:

Ах, Иван-царевич, пожалей меня, брось в синее море!

Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила: к лесу задом, ко мне передом.

Избушка повернулась к нему передом, к лесу задом. Иван-царевич взошёл в неё и видит - на печи, на девятом кирпичи, лежит Баба-яга, костяная нога, зубы - на полке, а нос в потолок врос.

Зачем, добрый молодец, ко мне пожаловал? - говорит ему Баба-яга. - Дело пытаешь или от дела летаешь?

Иван-царевич ей отвечает:

Ах ты, старая хрычовка, ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала.

Баба-яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила, и Иван-царевич рассказал ей, что ищет свою жену, Василису Премудрую.

Знаю, знаю, - говорит ему Баба-яга, - твоя жена теперь у Кощея Бессмертного. Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт.

Иван-царевич у Бабы-яги переночевал, и наутро она ему указала, где растет высокий дуб. Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит - стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно.

Вдруг, откуда ни взялся, прибежал медведь и выворотил дуб с корнем. Сундук упал и разбился. Из сундука выскочил заяц - и наутек во всю прыть. А за ним другой заяц гонится, нагнал и в клочки разорвал. А из зайца вылетела утка, поднялась высоко, под самое небо. Глядь, на неё селезень кинулся, как ударит её - утка яйцо выронила, упало яйцо в синее море.

Тут Иван-царевич залился горькими слезами - где же в море яйцо найти! Вдруг подплывает к берегу щука и держит яйцо в зубах. Иван-царевич разбил яйцо, достал иголку и давай у неё конец ломать. Он ломает, а Кощей Бессмертный бьется, мечется. Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть.

Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. Иван-царевич с Василисой Премудрой воротились домой и жили долго и счастливо до глубокой старости.














1 из 13

Презентация на тему: Царевна-лягушка Образ Василисы Премудрой

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вступительная беседа Что такое сказка? Откуда у сказок такая власть над временем?Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? К какому виду сказок она относится? Докажите своё мнение.Какие особенности народной сказки вы можете назвать (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

№ слайда 3

Описание слайда:

Вступительная беседа Назовите главных героев сказки. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?Почему Василису называют Премудрой?Сказка называется так потому, что первое и главное чудо - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича

№ слайда 4

Описание слайда:

Пересказ сказки.Составление плана сказки 1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.2. Сватовство царевичей.3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.4. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковёр за ночь; в) приехать на царский пир.5. Пир у царя.6. Встреча Ивана-царевича со старичком.7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.8. Иван-царевич у Бабы-Яги.9. Иван-царевич у Кощеева дуба.10. Счастливое завершение сказки.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Работа над эпизодами. Сватовство царевичей 1. Выразительно прочитать эпизод. 2. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность? 3.Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать»? 4. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «Отступиться от своей находки», «бежать»?

№ слайда 7

Описание слайда:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: -Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своём, повторяет просьбу:- Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!Что же всё-таки заставило героя изменить своё отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

№ слайда 8

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Чтение эпизода по ролям.Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?Увидев опечаленного Ивана-царевича, она поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»Почему она утаивает от царевича мысль о том, как собирается выполнить приказ царя?

№ слайда 9

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?Как выпекает хлеб Василиса Премудрая? Перечитаем строки сказки и услышим их необыкновенную ритмичность и плавность: Взяла она белые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.Каким получился хлеб у Василисы и жен старших царевичей. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?

№ слайда 10

Описание слайда:

Второе испытание.«Тканьё ковра за ночь » Выразительное чтение эпизодаСравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. Почему так сильно преувеличены недостатки старших невесток? С какой целью это сделано? (Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить Ивана-царевича, заслужить похвалы старших. Женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама.) Понаблюдайте, как работает Василиса? Где кольнет иглой раз -цветок зацветет,где кольнет другой раз -хитрые узоры идут,где кольнет третий -птицы летят. Вывод: ритм вновь изменился, прозаический текст вновь похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбие, все делает своими руками, понапрасну не расходует свое волшебство, не подвела царевича во второй раз.)Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

Описание слайда:

Сделаем выводы. Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам М. Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль

№ слайда 13

Описание слайда:

Домашнее задание Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1-2 примера в столбик, как стихотворение. (Помощь найдешь на стр.26 вопрос 4, стр. 27.)2.Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».3. Стр. 26 вопросы 5,6 (устно).4. Подготовить рассказ о Василисе Премудрой. (По материалам урока.)

  1. Понравилась ли вам сказка? К какому жанру сказок она относится (волшебным, бытовым, сказкам о животных)? Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
  2. Кто главные герои? Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?
  1. Как выполняют задания царя Василиса Премудрая и жёны старших царевичей? Расскажите об этом. Как царь оценивает их работу? Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
  2. Известно, что у этой сказки более 20 вариантов, значит, она совершенствовалась и недаром считается одной из лучших народных сказок. Постарайтесь найти примеры особого склада сказки. Вот один из них: описание работы царевны-лягушки - ритмичное, складное, как стихотворение:

      Где кольнёт иглой раз - цветок зацветёт,
      где кольнёт другой раз - хитрые узоры идут,
      где кольнёт третий - птицы летят...

    Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?

  3. Сказка - это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Какие необыкновенные события и приключения связаны с героями сказки «Царевна-лягушка»? Кто помогал Ивану-царевичу? Почему? За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
  4. Почему таким долгим и трудным был путь Ивана-царевича к царевне-лягушке? Что этим хотел сказать сказитель-автор? Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.

Литература и изобразительное искусство

Сравните иллюстрации разных художников к сказке «Царевна-лягушка», например иллюстрацию И. Я. Билибина и картину В. М. Васнецова «Пир» (см. иллюстрацию Билибина в книге сказок или в Интернете). Какие из них вам кажутся наиболее близкими к тексту прочитанной сказки? Сделайте собственные рисунки к сказке (портреты героев, путь главного героя в поисках Василисы Премудрой, пир и т. д.).

Подготовьте оказывание сказки с использованием зачина, концовки, повторов, постоянных эпитетов.

  1. Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки.
  2. Как вы думаете, почему героиня сказки названа Василисой Премудрой?
  3. Подготовьте пересказ сказки от лица Ивана-царевича, попробуйте при этом передать чувства, настроение главного героя в различных эпизодах сказки.

Обогащаем свою речь

При подготовке пересказа, или, как мы говорим, оказывания, сказки обратим внимание на зачин, особое напевное его произнесение («В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич...»), решение царя женить своих детей, беспрекословное повиновение сыновей решению батюшки, наконец, совет, как найти своих невест («Где стрела упадёт, там и сватайтесь», т. е. совет не перечить судьбе, довериться ей).

Очень важны при сказывании повторы: три раза летела стрела, три раза давал задание царь своим невесткам и три раза оценивал их работу.

В сказке передаётся народная мораль: хорошая работа Василисы Премудрой оценивается так, как оценил бы ее народ («Вот этот ковёр в моей горнице по большим праздникам стелить!», «Вот этот хлеб только в большие праздники есть!»); царевна-лягушка оберегает своего мужа от горестей и печалей («Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»).

В сказке много старинных народных слов и выражений {хлебы печь, диву дался, испекла к завтрему, узорами мудрёными, никогда таких не видывал, ни в сказке сказать, ни пером описать, кликать мамушек, как мне не кручиниться, молвил, воротился и т. д.), их следует включить в пересказ.

Музыка, стихотворный ритм слышатся в описании труда царевны-лягушки. Прочитайте строки выразительно. Постарайтесь при чтении передать этот ритм.

    Взяла она частые решета, мелкие сита,
    просеяла муку пшеничную,
    замесила тесто белое,
    испекла каравай - рыхлый да мягкий,
    изукрасила разными узорами мудрёными:
    по бокам - города с дворцами, садами да башнями,
    сверху - птицы летучие,
    снизу - звери рыскучие.

Герои народных сказок в оценке писателей

Подготовьте рассказы о Василисе Премудрой и Иване-царевиче.

При этом используйте высказывание, которое М. Горький, говоря о фольклоре, приводит как характеристики двух главных героев русских народных сказок: «Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой, великолепно и любовно очерченные старыми мастерами образа и слова...»

Согласны ли вы с этой оценкой? Что вы можете рассказать о Василисе Премудрой (как трудится, как относится к Ивану-царевичу)?

«Герой фольклора - „дурак", презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод, так же как преодолевает их и Василиса Премудрая».

Эта оценка М. Горького относится к главным героям многих русских народных сказок. Что из этой оценки можно отнести к Ивану-царевичу из сказки «Царевна-лягушка»? Подготовьте свой рассказ о герое. Вспомните, как он оценивает работу Василисы Премудрой, какие трудности преодолевает в пути, какие черты его характера раскрываются.

Царевна лягушка — это русская сказка, которая нравится как взрослым, так и детям. Ее с удовольствием слушают дети, а родители всегда читают ее детям перед сном. Если рассказать Царевну лягушку в кратком содержании из 5-6 предложений, то это сказка о том, как Иван Царевич с помощью своей стрелы, нашел лягушку. Пришлось ее брать в жены. Как оказалось, это была прекрасная царевна, а чтобы она больше не превращалась в лягушку, Иван сжигает лягушачью кожу. За это свое действие Ивану пришлось отправиться на поиски царевны. Преодолев расстояния, отыскав свою возлюбленную и отвоевав ее у Кащея, зажили они долго и счастливо. Однако для того, чтобы суметь отвечать на вопросы учителя, предлагаем ознакомиться со сказкой «Царевна лягушка» в более полном ее кратком содержании.

Царевна лягушка краткое содержание

Начинается русская народная сказка «Царевна лягушка» в кратком содержании тем, что в одном государстве жили царь с сыновьями и вот пришло время сыновьям жениться. А так как они не имели избранниц, отец предложил им запустить стрелы, к какому двору они прилетят, на той избраннице они и должны будут жениться. Вот и первый сын запустил, и второй. Их стрелы прилетели к боярскому и купеческому двору соответственно. А когда запустил стрелу Иван-Царевич, то полетела его стрела очень далеко. Долго ее он искал, а нашел в болоте. Держала ее во рту лягушка. Ничего не оставалось Ивану, как брать лягушку с собой, хоть и не хотелось ему, ведь жениться теперь на ней нужно будет, говорил, что засмеют все. Но, лягушка ему сказала, что он ни разу пожалеет о выборе.

Было сыграно три свадьбы, и уже на второй день царь решил посмотреть умения избранниц, приказав испечь хлеб. Затужил царевич, ведь не представлял, как это лягушка печь-то будет, но лягушка сказала, что утро вечера мудренее и отправила мужа спать. Сама же сбросила кожу лягушки и испекла самый лучший каравай. Царь был в восторге караваем от лягушки, в то время как другие караваи были ужасными.

Затем царь сказал избранницам сыновей соткать ковер и вновь затужил царевич. Лягушка и сейчас не растерялась. Пока царевич спал, царевна-лягушка такой ковер соткала, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Царь опять был в восторге.

На третий раз царь позвал сыновей с женами в гости. Иван очень переживал, не хотелось быть посмешищем. А лягушка ему и говорит. чтобы тот ехал сам и веселился. а когда услышит гром, чтобы сказал, что приехала лягушка, но после раската грома, во дворец вошла не лягушка, а прекрасная царевна. Иван не мог поверить своим глазам. Все веселились, танцевали, а царевна танцевала так, что и описать сложно. Настоящее шоу устроила. Иван царевич же побежал домой и бросил в огонь лягушачью кожу. Каких-то три дня оставалось побыть царевне лягушкой, а потом бы вечно жили они с Иваном, теперь же, превратившись лебедем. улетела царевна к Кащею.

Пошел искать свою возлюбленную Иван. Долго ходил. Успел уже две пары сапог железных износить. Повстречал он старика, который и рассказал ему о Василисе Премудрой — дочери Кащея, который заколдовал ее и отправил в болото. Дал старик Ивану клубок, который и привел его к бабе Яге. Правда, по дороге Иван встретил медведя, селезня, зайца, щуку. Всех их Иван хотел съесть, но помиловал, а они пообещали придти к нему на помощь в случае необходимости.

Пришел к Яге, она и рассказала о сундуке, где хранится смерть Кащея.

Отыскал Иван дуб, на котором был ларец, помог ему медведь достать тот ларец, а затем и утка, и заяц и щука помогли добыть то самое яйцо, где хранилась игла, а уж на конце той иглы и была смерть Кащеева.

Отломил кончик иглы, Кащей и растворился. Василиса радостно встретила Ивана, который забрал ее и увез в свое царство. Там они и жили в любви и согласии.

Урок литературы в 5 «Б» классе по теме: «Сказка как особый жанр фольклора». «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте»

Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение национальным культурным наследием.

Выявление основной идеи сказки;

Формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;

Воспитание интереса к произведениям устного народного творчества;

Познакомить учащихся с олимпийским и первым паралимпийским видом спорта - стрельбой из лука.

Ход урока

Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):

Что такое сказка?

Для чего нужны чудеса в сказках?

Какие виды сказок нам известны?

Расскажите об особом построении сказок.

Что такое эпитет, гипербола?

Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

Назовите любимых героев русских сказок.

Анализ сказки.

Лексическая работа. Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.

Лытать - уклоняться от дела, бегать работы

Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

Кручиниться – горевать, печалиться

Тужить – горевать, тосковать, печалиться

Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый

Молвить – говорить, сказывать

Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо

Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

О чем эта сказка? Назовите ее героев.

Кто из героев понравился вам больше всего и почему?

Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?

Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.

Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.

Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку?

Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.

В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью). Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.

К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»

Заполнение таблицы, план сказки

Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?

Композиция волшебной сказки

Экспозиция

Причины, которые породили завязку

Сватовство, приказы царя

Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу

«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»

Развитие сюжета

Поиск потерянного или недостающего

Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой

Кульминация

Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки

Иван-царевич убивает Кащея

Развязка

Преодоление потери или недостачи

Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной

Беседа по вопросам

Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?

У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.

Анализируя вместе с учениками сказку, будет интересно остановиться на эпизоде, когда три брата – царевича стреляют из лука. Учитель дает учащимся информацию о стрельбе из лука, которая была популярна на Руси в средние века. Искусству стрельбы из лука учили детей с раннего возраста. Стрела летела на расстояние 300 шагов. Любопытно будет узнать, что сила лука взрослого мужчины была около 80 кг (для сравнения: сила современного спортивного лука - 20 кг). Стрельба из лука стала олимпийским видом спорта с 1900 года. С 1960-х годов этот вид спорта стал популярен в СССР. На Олимпийских играх в Москве (1980) Кетеван Лосаберидзе стала чемпионкой в личном первенстве.

В настоящее время планируют изменить соревнования по стрельбе из лука и приблизить их к биатлону. Ребята, интересно узнать, что именно стрельба из лука стала первым паралимпийским видом спорта. А было это так…

Английский нейрохирург Людвиг Гуттман во время Второй мировой войны на базе Сток-Мандевильского госпиталя в английском городе Эйлсбери основал Центр лечения спинных травм и, преодолевая вековые стереотипы по отношению к людям с физическими недостатками, решил ввести спорт в процесс реабилитации больных с повреждениями спинного мозга. Так возникла идея провести первые соревнования по стрельбе из лука для спортсменов на креслах-каталках. Это произошло 28 июля 1948 года - группа инвалидов, которая состояла из 16 парализованных мужчин и женщин, бывших военнослужащих, впервые за всю историю спорта взяла в руки спортивное снаряжение.

В фольклоре северных народов часто встречается образ героя-охотника, прекрасного лыжника и стрелка из лука. В современных олимпиадах есть отголоски фольклорных мотивов снежных краёв земли.

Где нашли невест старшие братья?

Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Почему братья смеются над Иваном-царевичем?

Почему царь не стал противиться этому браку?

Эпизод «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?

Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?

Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.

Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?

Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.

Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?

Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.

В чем истинная красота героини сказки?

Как царевич оценивает работу Василисы?

В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.

Выразительное чтение эпизода сказки

Эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»

Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?

Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.

Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д.

Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».

Какой вы представляли героиню?

Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?

Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу?

Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту.

Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?

Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.

Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?

Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?

Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

Кащей Бессмертный.

Индивидуальное сообщение ученика.

Кащей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.

Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем?Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный».

Индивидуальное сообщение ученика.

Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.

Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

Кащей Бессмертный олицетворяет собой мир насилия, человеконенавистничества. Он – воплощение той социальной силы, которая нарушила древние родовые порядки равноправия. Кащей способен распоряжаться судьбами людей. Сам же он бессмертен. Его смерть хранится в яйце. Уничтожив, раздавив яйцо, можно положить конец его жизни. Даже в сказках людям трудно мириться с несправедливостью. Поэтому бессмертного Кащея постигла кончина. Пользуясь воображаемыми средствами расправы с Кащеем, люди прекращал жизнь этого существа надежным и простым способом: зло раздавливалось в зародыше.

Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?

Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.

Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

Домашнее задание нарисовать портреты героев сказки, составить устные комментарии к рисункам.




Top