Вывод какая бывает роса на траве. Работа после чтения

1) стимулирование раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;

2) развитие сенсорной памяти;

3) стабилизация психических процессов, снятие напряжения.

1. Приветствие

Приветствие

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшеб­ных бусинок. Посмотрите, у меня на ладошке лежат бусинки разного цвета и размера. Выберите себе ту, которая вам больше всего понра­вится. - Дети выбирают бусинки и кладут их себе на ладошки. - А теперь шепните своей бусинке: "Дай мне, пожалуйста, волшебной силы". Теперь крепко-крепко зажмите ее в ладошке. Почувствуйте, как от маленькой бусинки идет тепло. Это волшебная сила необыкновен­ной бусинки. Когда вы почувствуете, что силы вам уже достаточно, можете положить бусинку в эту волшебную шкатулку».

З.Цветотерапия «Цветок настроения»

Звездочет: «Сейчас каждый из вас возьмет по одному лепест­ку любого цвета, Это, который вам сейчас больше всего нравится».

Дети выбирают лепестки и общими усилиями выкладывают из них разноцветный цветок. Психолог обращает внимание на цвета, которые! выбрали дети.

Звездочет: «Замечательный цветок у вас получился. А вы были когда-нибудь в поле утром? Однажды утром, взглянув в свою подзорную трубу на утренний луг, я чуть не ослеп. Весь луг сверкал. Как вы думаете почему?

Вот послушайте».

4. Рассказ «Какая бывает роса на траве» (Л. Тол­ст о й)

Когда в солнечное утро, летом, пойдешь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами - и желтым, и красным, и синим. - Что за алмазы можно увидеть утром на траве? Когда подойдешь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце.

Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли ката­ются по листку и не мочат его.

Когда неосторожно сорвешь листок с росинкой, то капелька скатит­ся, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнет мимо стебля. Бывало, сорвешь такую чашечку, потихоньку поднесешь ко рту и вы­пьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

5. Визуализация «Напиток из росинок» Звездочет просит детей вообразить, что в руках у них маленькие чашечки. И в эти чашечки Звездочет наливает из воображаемого вол­шебного сосуда свежую, только что собранную росу: «Она еще пахнет цветами. Попробуйте, какая она на вкус. Пейте ее маленькими глотка­ми. Когда вы допьете последнюю росинку, можете поставить вообра­жаемые чашечки на стол. Я тоже попробовал волшебного напитка из росинок, набрался волшебной силы, и теперь мне пора возвращаться на свою Планету».

6. Проблемные вопросы

Психолог предлагает детям вопросы для обсуждения:

Как появляется роса?

Кому хорошо, что появляется роса? Почему?

Кому плохо? Почему?

Куда потом девается роса?

Кого можно напоить одной маленькой росинкой?

Как можно использовать росинки?

Если бы росинки были размером с воздушный шарик, с пяти­этажный дом?

Если бы роса была из молока?

7. Ароматерапия

Психолог просит детей потереть ладошка о ладошку, затем капает им на ладошку капельку масла лаванды. Дети растирают масло в ла дошках и в течение нескольких минут вдыхают аромат лавандового масла.

8. Упражнение «На что похожа росинка»
Психолог предлагает детям найти, на что похожа росинка.

9. Сочинение сказки «Росинка - путешественница»

Психолог говорит детям, что сейчас им нужно придумать сказку, как росинка попала на луг и решила она попутешествовать по белу свету. А дальше с ней произошло вот что...

10. Ре флексия

11.Ритуал прощания

Проводится так же, как на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения или сказки на тему «Путешествие ро-синки».

Занятие 27 ЗЕЛЕНЫЙ ЗАЯЦ

2) развитие умения направлять свой потенциал в сферу творчества;

3) гармонизация эмоционального состояния.

1. Приветствие

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы с вами попадем в удивительную сказ­ку. Но, чтобы попасть туда, надо настроиться на ее лад. А поможет вам попасть туда ваш внутренний телевизор, который может показать лю­бые воображаемые вами картинки. Закройте глаза и представьте себе луг. В вашем воображении возник какой-то уголок знакомого вам луга. Помогите себе увидеть его. Вспоминайте образы и звуки. Зеленая лу­жайка... Ветер качает травы... Они колышутся, как большое зеленое море... Прислушайтесь, как стрекочет кузнечик. Где-то далеко слышна песня жаворонка... А теперь откройте глаза. Все смогли очутиться в сказке? Ведь именно на лугу и произошла та необыкновенная исто­рия, которую я вам расскажу. И каких только чудес на свете не бывает в удивительном мире сказки».

3. Сказка «Зеленый заяц» (Г. Цыферов) Летом было все зеленое на лугу: зеленая трава, зеленые листья, зе­леные деревья. По зеленой траве скакали зеленые лягушки и громко кричали: «Квак- квак».

Ну а потом на эту зеленую лужайку пришел серый заяц. Его увидел лягушонок и начал говорить:

Квак-квак, зимой ты белый, а летом серый. Летом надо быть зеле­ным. Ступай и перекрасься.

Пошел заяц, перекрасился в зеленый цвет. И никто его не узнал.

Только все сказали:

Посмотрите, какая смешная лягушка. У нее очень длинные уши.

Звездочет: «Вот такая история может произойти с тем, кто пе­рестанет быть самим собой. А еще я принес с собой волшебные стек­лышки, которые превращают обыкновенный мир в зеленый».

4. Цветотерапия «Зеленый мир»

Звездочет предлагает детям с помощью волшебного зеленого стек­лышка оказаться в зеленом мире.

Дети рассматривают все предметы в комнате через зеленое стек­лышко.

Звездочет: «Ребята, мне пора улетать. А вы, пожалуйста, при­думайте для моей волшебной книги зеленые сказки».

5. Упражнение «Сочини сказку»

Психолог раздает детям карточки, на которых нарисованы солныш­ко, дождик, снег, девочка и т. п., и предлагает детям придумать сказку, как в один прекрасный день какой-то предмет или персонаж стал вдруг. зеленым и что с ним могло произойти.

6. Рисование «Нарисуй свою сказку»

Используя как можно больше оттенков зеленого цвета, дети рис ют свои зеленые сказки.

7. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

8.Ритуал прощания

Проводится так же, как и на первом занятии.

Домашнее задание

Сочинение стихотворения о зеленом зайце.

Занятие 28

ПРОЩАНИЕ Q ПЛАНЕТОЙ ЧУДЕС

1) стимулирование творческого самовыражения;

2) развитие вариативности и оригинальности мышления;

3) развитие коммуникативных навыков.

1. Приветствие

2.Ритуал вхождения в сказку

Звездочет: «Сегодня мы попадем в сказку с помощью волшеб­ного колечка. Его надо надеть на палец и сказать: "Кто колечко повер­нет, тот и в сказку попадет"». Дети, передавая кольцо по кругу, надева­ют его, поворачивая вокруг пальца.

Звездочет: «Сегодня мы встречаемся с вами последний раз. За время наших встреч вы многому научились. - Звездочет подводит детей к столу, на котором лежат оформленные в виде книжек сказки и стихи, сочиненные ими во время занятий и дома. - Посмотрите, ка­кие замечательные книжки получились. В них все ваши рисунки. Я думаю, у меня появится еще одна волшебная книга, которую я буду читать другим детям. А еще вы научились находить выход из самых необычных ситуаций. Я думаю, что вы догадались, что необычное можно найти в любом предмете, ведь сказка живет не только на Пла­нете чудес, но и на планете Земля. Главное, научиться находить ее в окружающем вас мире. И вы научились видеть, слышать, наблюдать, быть внимательными. Вы научились творить. И это обязательно помо­жет вам в жизни. А сейчас мы с вами напишем Гимн Планете чудес. Для этого каждый из вас скажет что-то сказочное об этой Планете».

З.Гимн Планете чудес

Первую строчку придумывает психолог, а дети по кругу продолжа­ют. Например:

■- Что такое Планета чудес?

Это мир, где сказки живут.

Это страна волшебная.

С волшебными деревьями и цветами, со сказочными домами.

Там бродят звери волшебные.

И птицы летают расчудесные.

И бегают слонопотамы.

И мы не боимся их, потому что они добрые.

А еще там живет Звездочет.

Он знает много сказок.

Мы ждем, когда он придет опять.

4. Рсунок «П л а н е т ы чудес»

Звездочет: «Молодцы! Замечательно получилось! А теперь нарисуйте мне, пожалуйста, все вместе рисунок под названием "Пла­нета чудес". Сначала обсудите, кто и что будет рисовать, и присту­пайте».

После окончания работы дети рассказывают, что каждый из них нарисовал на рисунке.

5. Рефлексия

Рефлексия проводится так же, как и на первом занятии.

б.Ритуал прощания

Проводится так же, как и на первом занятии.

Конспект урока

Дата: 18.02.2015 Класс: 2 «А»

Предмет: Литературное чтение

Тема: Понятие об описании. Л.Толстой «какая бывает роса на траве».

Цель: п ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.

Задачи:

Формировать навык беглого, осознанного чтения;

- Развивать творческую активность учащихся, воспитывать любовь к чтению, работать над выразительностью, учить читать вдумчиво; развивать речь, воображение, внимание.

Прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном;

Воспитывать трудолюбие, внимательность, бережное отношение к природе, доброту,

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, видеофрагменты, презентация;

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

II. Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихотворения «Малютка верблюжонок» стр.120.

Чтение пословиц о животных.

(просмотр видеофрагмента о животных)

Ребята, чему учит стихотворение?

Как мы должны относиться к животным?

Почему, писатели, поэты призывают нас к хорошему, доброму отношению км животным?

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Сегодня, мы познакомимся с вами с рассказом Льва Николаевича Толстого.

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Рассказ о жизни и творчестве писателя. (по слайду.)

Что нового вы узнали о писателе?

Какой это был человек?

Почему Л.Н. Толстой много трудился, и не боялся никакой работы?

(рисование солнышко-открытия)

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование?

Повествование

Что произошло?

Что случилось?

Рассказывает о событии, явлении природы.

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словарь:

1. Роса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.

2 . Роса – маленькие капли влаги, оседающие на растениях, почве при наступлении утренней, или вечерней прохлады. (Словарь С. И. Ожегова)

«Просмотр видеофрагмента роса»

(Слайд)

Как Л.Н.Толстой назвал свой рассказ?

«Какая бывает роса на траве».

V. Первичное чтение учителем стр. 121

Понравилась ли вам описание росы?

- Какие чувства у вас вызвало это произведение?

Подумайте, с какой целью Толстой написал этот текст?

Чтобы привлечь наше внимание к окружающему нас миру

Чтобы мы с вами заинтересовались, а ОТКУДА БЕРЁТСЯ РОСА?

VI. Самостоятельное чтение учащимися

Сможете теперь ответить на вопрос автора, какая бывает роса на траве?

(как алмаз, желтого, красного, синего цвета, как шарик светлый)

VII. Повторное чтение текста по «цепочке».

Словарная работа.

С чем сравнивает Л. Н. Толстой капельки росы? (С алмазами)

(Слайд 17) Алмазы - прозрачные драгоценные камни.

А с чем сравнивается мохнатый пушистый листок? (С бархатом)

Бархат (словарь Ожегова) - плотная шёлковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким и густым ворсом.

Какие еще сравнения вы нашли в тексте? (Слайд 18)

Определите тип этого текста (описание)

Учитель на доске вывешивает таблицу:

« Текст - описание-изображение предмета, явления, его признаков. Вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?»

Найдите в тексте слова, которые выбрал автор, чтобы передать свою радость при виде необыкновенной красоты, найдите и зачитайте.

(Слайд 19) (Алмазы блестят, переливаются разными цветами;

Листок внутри мохнат и пушист, как бархат…- это метафоры)

Какие изобразительные средства использует автор?

(Сравнения, метафоры)

Можно ли из текста понять, отношение автора к данному явлению, подтвердите словами из текста.

своими чувствами с читателями: «росинка эта вкуснее всякого

напитка кажется»)

VIII. Чтение текста из энциклопедии о росе про себя.

Перечитайте текст, постарайтесь передать своё отношение к увиденной картине.

(Дети читают и приходят к выводу, что чувства передать трудно, так как нет отношения автора.)

Это два текста описания, но они различаются между собой. В тексте- описании в энциклопедии мы встретили слова и выражения свойственные научной и деловой речи, получили точные сведения об этом явлении, не увидели отношения автора. В рассказе Толстого используются изобразительные средства языка, мы видим отношение автора.

Какие названия вы бы могли дать этим текстам - описаниям, к каким стилям они относятся?

IX. Обобщение

Составление синквейна

    Существительное – роса

    2 прилагательных – утренняя, алмазная

    3 глагола – блестит, сверкает, перекатывается, переливается

    Предложение из 4 слов – Роса блестит крупными алмазами

X . Подведение итога урока

Приклейте свою капельку росы под тем солнышком, которое соответствовало вашему настроению на уроке. Выставление оценок.

Домашнее задание


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • ознакомить детей с творчеством Л.Н. Толстого, формировать умение прогнозировать содержание по названию, показать на примерах отличие текста описания, повествования и рассуждения.
  • развивать навыки словесного рисования;
  • развивать речь, воображение, внимание.
  • прививать внимательность, навык наблюдения за окружающим миром, формировать умение видеть прекрасное в обычном

Оборудование: Презентация к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Приготовились к уроку. Приветствуем друг друга улыбкой. И с хорошим настроением начнем урок чтения.

Что мы будем делать на уроке (Слайд 2 ):

II. Разминка. (Слайд 3)

Надо речью управлять.

лето, утро, роса, алмаз, листок, шарик

Как вы понимаете слово алмаз?

Сегодня мы на уроке постараемся разобраться со словом алмаз и увидеть настоящие алмазы. Хотите?

Скажите, а кто видел алмазы?

Итак, нас объединяет проблема, интерес, и желание получить ответ на поставленный вопрос: где можно найти алмазы? А значит - настоящее исследование! (Слайд 4)

III. Постановка цели. Актуализация знаний.

Итак, у нас урок литературного чтения. Мы начинаем разговор об алмазах. Как вы думаете, какова стилистика текста, рассказывающего про алмазы?

Дети: это может быть художественный текст или научный текст.

1. Закрепление знаний сведений из биографии писателя

А творчество какого писателя мы стали изучать? (указать на портрет писателя). (Слайды 5, 6)

Расскажите, что вы знаете из биографии Льва Николевича Толстого?

Какие произведения Л.Н. Толстого вы ещё знаете? ("Как меня в лесу застала гроза", "Старый дед и внучек", "Корова", "Лгун", "Прыжок", "Акула", "Филиппок", "Лев и собачка", "Осел и лошадь", "Лев и мышь":

Назовите стиль произведений этого замечательного писателя?

2) Закрепление знание произведений писателя

Узнайте отрывки, из каких произведений прозвучат? (Работа по карточкам в парах)

  • №1, №10, №15 - "Как меня в лесу застала гроза"
  • №2, №13 - "Корова"
  • №3 - "Лгун"
  • №4, №8 - "Старый дед и внучек"
  • №5, №9, №12, №14 - "Акула"
  • №6, №11 - "Филиппок"
  • №7 - "Лев и собачка"

У нас самопроверка, проверьте свой ответ и тот, который вы видите на экране.

Всё правильно? (Слайд 7)

Назовите стиль произведений Льва Николаевича Толстого? (художественный)

К какому типу текста относятся эти отрывки? Что такое текст-повествование? (Слайд 8)

(Открыть таблицу на доске)

IV. Новый материал

Существуют и другие типы текстов. А какие в этом нам помогут разобраться произведения Л.Н. Толстого. Есть удивительный вопрос. Отвечая на него, мы как бы рисуем словами предмет, и сразу же в воображении возникает этот предмет. Давайте проверим это. Вот, например, вы видели когда-нибудь росу?

Словесное рисование детьми

Где можно ещё узнать что-нибудь о росе? (из книг, из словарей, из энциклопедий)

Как называется стиль текста в справочной литературе?

Воспользуйтесь словарями в классе, прочитайте про росу. (Самопроверка Слайд 9)

А вот какой увидел росу Лев Николаевич

Чтение учителем произведения "Какая бывает роса на траве".

  • Понравилась ли вам описание росы?
  • Какие чувства у вас вызвало это произведение?
  • С какой целью Толстой написал его?

Первичное чтение детьми вслух.

Вы слушали, как я читаю. Скажите, какой из текстов вам понравился больше: научный текст на слайде, дающий описание росы или текст, написанный Львом Николаевичем Толстым? (Слайд 9)

Дети высказывают своё мнение и говорят о том, что понравился текст Л.Н. Толстого.

Словарная работа с непонятными словами. (Слайд 10)

Кто может объяснить значение этих слов?

Ульяна: Я знаю, что алмаз - это красивый драгоценный камень.

Ты права, правильно

Маша: Мохнатый - это как мой щенок дома, он мохнатый и пушистый, мягкий, у него такая шерсть, что хочется гладить и гладить. И мама говорит, что наш Бим мохнатый.

Егор: Это щенок у тебя мохнатый, а тут про листья рассказ, на них же шерсть не растёт. Разве нет?

Маша: Но ведь и на листочках есть ворсинки, и они кажутся мохнатенькими.

Егор, посмотри, и вы, ребята, посмотрите, у нас в классе на подоконнике стоят цветы. Вот, например, замечательный цветок - герань. Рассмотрите листья этого растения. Видите, на листочках мелкие ворсинки, конечно, это не шерсть животного, но тем не менее благодаря этим ворсинкам такой листок можно назвать мохнатым. А вот фикус, есть у него на листочках ворсинки? У фикуса листочки мохнатые? Уверена, что вы разобрались со значением слова "мохнат".

А что такое бархат?

Лиза: Это, наверное то, из чего делают бархатную бумагу.

Лиза, ты не совсем права, бархат - это ткань, она мягкая и приятная на ощупь. Вспомните свои ощущения, когда вы гладите бархатную бумагу.

Итак, с непонятными словами разобрались. Перейдём к произведению Л.Н. Толстого. Прочитайте его ещё раз в полголоса и, работая в паре, найдите как писатель описывает росу. Зачитайте найденные фрагменты.

Дети читают, работая в парах. (подготовка к выборочному чтению)

Ангелина: в траве видны алмазы.

Соня: переливаются на солнце разными цветами - и жёлтым, и красным, и синим.

Люда: блестят на солнце

Понравилась ли вам описание росы? Почему?

Люда: Мне понравилось, потому что это красиво.

Я предлагаю вам полюбоваться с помощью нашей презентации алмазами в траве (Слайды 12-19 )

Скажите, а как вы думаете, как Лев Николаевич Толстой относится к росе, к тем капелькам, которые он увидел на траве?

Дима: Я думаю, что они ему очень нравятся, потому что они красивые.

Лиза: Я думаю, что он ими восхищается.

Почему вы так решили?

Лиза: Я так думаю, потому что он очень красиво описал росу на листьях.

Посмотрите, у вас в учебнике на этой же странице есть слова в словаре, прочитайте их. Подходят ли эти слова к этому произведению?

Возьмите карточку о росе, которую вы читали в начале урока, можно ли по этому тексту определить отношение автора к написанному?

Как называется текст, в котором чувствуется отношение автора?

Ваня: Такой текст называется художественным.

Правильно, молодец, Ваня! А если это художественный текст, то автор обязательно использует средства художественной выразительности, чтобы показать нам красоту, передать свои чувства и переживания.

Лиза: Я нашла в этом тексте сравнение: листок, как бархат

Умница, Лиза.

Ваня: Здесь ещё есть скрытое сравнение - в траве видны алмазы. Там на самом деле не алмазы, а росинки.

Правильно, Ваня. А кто запомнил, как называется скрытое сравнение?

Лиза: Это эпитет

(Слайд 20)

Правильно, Лиза. А мы продолжаем работать над текстом. Определите жанр этого художественного произведения (Слайд 21) , не забывайте, что свой ответ обязательно надо обосновать.

Маша: Я думаю, что это рассказ, а так как в нём рассказывается и описывается, какая роса - то это рассказ - описание

Учитель: Молодец, Маша, ты своим ответом опередила мой следующий вопрос. Как вы думаете, какой вопрос я бы задала? Проверьте себя. (Слайд 22)

IV этап. Подведение итогов.

Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Методы и приёмы: словесный метод.

Форма организации деятельности: фронтальная.

Учитель: Итак, наш урок подходит к концу, давайте вспомним, какие цели мы перед собой ставили? (Слайд 23)

С чем или с кем мы сегодня познакомились?

Яна: Мы познакомились с произведением Льва Николаевича Толстого "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Что мы читали на уроке?

Люда: Мы читали рассказ из учебника и на карточках

Учитель: А что мы исследовали?

Ваня: Мы исследовали и анализировали рассказ-описание "Какая бывает роса на траве"

Учитель: Молодцы, вы всё правильно сказали. У меня к вам только один вопрос: зачем же Лев Николаевич Толстой написал свой рассказ? Какова цель написания этого рассказа?

Выслушиваются ответы детей, и появляется (слайд 24).

Дима: Я только не пойму, почему росу сравнивают с алмазом, это не правильно, роса мокрая, и если дотронуться, то пальцы намочишь, а алмаз твёрдый. Они с одной стороны похожи, потому что блестят на солнце, а с другой стороны - не похожи.

Работа над возникшей коллизией.

Ребята, Дима прав, он сегодня очень наблюдательный, что же, получается, что писатель ошибся?

Егор: Они же блестят.

Лиза: Я думаю, что алмаз и роса не могут быть полностью похожи, писатель просто вспомнил, что ещё, кроме росы, красиво блестит на солнце и вспомнил про алмаз.

Правильно, Лиза, молодец, именно блеск на солнце подтолкнул писателя сравнить такие два непохожих предмета, именно этот признак приклеек внимание писателя.

Очень хочется задать вам сегодня необычное домашнее задание, оно сегодня творческое и каждый выбирает задание по своим силам и возможностям. I уровень задания более сложный, рассчитан больше на самостоятельную подготовку, он более трудный. II уровень полегче, он рассчитан на работу в учебнике. Каждый из вас выберет своё задание. Согласны? (Слайд 25)

Опрос детей и каждый выбирает домашнее задание.

Спасибо за урок. Урок закончен.

Духанина Т. Б., учитель начальных классов

МОУ «Гимназия им. И. С. Никитина» г. Воронеж.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Тема: Толстой Л. Н. «Какая бывает роса на траве».

Цель: Формировать технику чтения и приёмы понимания текста, способствовать развитию связной речи.

Задачи: 1. Углубить представление детей об изобразительной природе художественного текста; показать, что автор может изобразить всё, что нас окружает; начать работу над средствами изображения; дать представление о «рисующих» словах.

2. Учить умению воспринимать красоту природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, слайды с видами природы, портрет Л. Н.Толстого, С. И. Ожегов «Толковый словарь», Л. Н. Толстой «Рассказы для детей», кусочек бархата или бархатной бумаги, музыкальное сопровождение: Э. Григ «Утро».

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим работать над художественным текстом. Родственное слово к слову «художественный» - «художник», человек, который рисует красками, карандашами. А мы будем говорить о писателях, которые «рисуют» словами.

III. Работа над темой урока.

1. Введение.

Учитель: Ребята, внимательно рассмотрите слайды и послушайте музыку.

(Звучит музыка: Эдвард Григ «Утро»; на экране слайды: виды уголков природы, летнего утра.)

Учитель: Что вы увидели?

(Лес, траву, луг, поляну, солнце.)

Учитель: Какое это время года? Почему?

(Лето. Всё зелёное, светит солнышко, цветут цветы.)

Учитель: Какое это время суток? Почему?

(Скорее всего, это утро, встаёт солнышко.)

Учитель: Какие явления природы мы наблюдаем летним утром?

(Восход, роса.)

Учитель: Сейчас я прочитаю рассказ об одном из явлений природы. Попробуйте догадаться, слушайте внимательно.

2. Работа над рассказом Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

1). Чтение учителем отрывка из рассказа Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве».

(Этот рассказ о росе).

Учитель: Правильно. Эту картину нарисовал Лев Николаевич Толстой в своём произведении «Какая бывает роса на траве».

2). Физкультминутка.

(Учитель показывает портрет писателя.)

Учитель: Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). 150 лет назад в стране было мало школ даже в городах, а в деревнях почти все были неграмотными. Осенью 1859 г. писатель Л. Н. Толстой открыл в принадлежащей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет. Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но вскоре все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую. В Толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по рисованию и пению. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной избе его ученики не сумеют его выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству. Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, играл, бегал на перегонки, зимой катался на санках с гор, летом ходил на речку или в лес. В то время для детей книг было мало, и вот известный на весь мир писатель пишет для детей «Азбуку». Вышла она в 1872 году.

Ребята, посмотрите на эти книжки. (Учитель показывает книги Л. Н. Толстого). Их для детей написал Л. Н. Толстой. Вы их уже можете прочитать сами, узнать о том, как жили в те далёкие времена дети, во что играли, чем занимались.

4). Чтение текста.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы будем читать рассказ Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве». А что вы знаете о росе? Что такое роса? Откуда она берётся?

(Роса – это капельки воды на листьях).

Учитель: Правильно. Давайте теперь прочитаем, что написано о росе в толковом словаре.

(Учитель предлагает найти определение в словаре, где заранее сделана закладка).

(Роса – это вид атмосферных осадков, образующихся на поверхности земли, растениях, предметах, крышах зданий).

Учитель: Слово «роса» происходит от древнеславянского слова, означающего «вода». Этот смысл сохранился в словах: орошать, русалка, русло.

5). Анализ художественного произведения.

а) Фонетическая подготовка.

(Слова высвечиваются на экране).

пе-ре-ли-ва-ют-ся

раз-гля-дишь

со-бра-лись

тре-у-голь-ник

ал-маз

бар-хат

(Учитель даёт определение слов: алмаз-драгоценный камень, бархат- вид ткани с коротким ворсом. Учащиеся читают слова по слогам хором и выборочно.)

б) Выразительное чтение отрывка учителем или хорошо читающими детьми.

в) Актуализация знаний.

(Капли росы сравниваются с алмазами, потому что роса переливается на солнце и сверкает как драгоценные камни.)

Учитель: А с чем ещё можно сравнить капли росы?

(С искрами, каменьями, жемчугом, разноцветными стекляшками, слезинками.)

Учитель: Молодцы! Давайте ещё раз прочитаем, как писатель «рисует» росу.

(Выборочное чтение.)

Учитель: Как вы думаете, когда писатель увидел росу?

(Утром.)

Учитель: Какое это было утро: солнечное или пасмурное? Найдите Доказательство в тексте.

(Выборочное чтение.)

Учитель: Где собираются капли росы? Найдите описание в рассказе.

(Выборочное чтение.)

(Учитель передаёт по рядам кусочки бархата или бархатной бумаги.)

(У листочков тоже есть ворсинки.)

Учитель: Попробуйте дома узнать, почему капли росы не мочат листики травы, а скатываются с них? А теперь представьте, что вы оказались солнечным утром в лесу. Расскажите, как выглядит трава и капельки росы на ней.

(Высказывания детей.)

Учитель: Как вы думаете, каким должен быть человек, который смог увидеть и так красиво описать летнее утро?

(Внимательным, наблюдательным, любящим природу, прекрасное.)

(Восхищается, любуется, очаровывается, поражается.)

6).Физкультминутка.

7). Чтение учащимися произведения ещё раз.

Учитель: Обратите внимание на знак, который стоит в конце последнего предложения. Это многоточие. Этот знак ставится, когда предложение или произведение не закончено, а требует продолжения. А как бы вы закончили рассказ?

(Высказывания детей.)

Учитель: Хотите узнать, как Л. Н. Толстой продолжает свой рассказ? Тогда слушайте.

Когда неосторожно сорвёшь листок с росинкой, то капелька скатится, как шарик светлый, и не увидишь, как проскользнёт мимо стебля. Бывало, сорвёшь такую чашечку, потихоньку поднесёшь ко рту и выпьешь росинку, и росинка эта вкуснее всякого напитка кажется.

Учитель: Знаете ли вы народные приметы: обильная роса – к ясному дню, тихая светлая ночь без росы – жди на следующий день дождя?

IV. Проверка домашнего задания.

Учитель: С какими картинами природы вы познакомились на прошлом уроке?

(Мы познакомились со стихотворениями, которые «рисуют» зиму, берёзу.)

Учитель: Прочитайте их выразительно.

(Учащиеся читают стихотворения А. С. Пушкина и Г. Новицкой.)

(Учитель оценивает чтение детей.)

V. Рефлексия.

Учитель: Дети, как вы думаете, картины зимы, берёзки, летнего утра были нарисованы?

(Учащиеся, возможно, ответят утвердительно.)

Учитель: С помощью чего нарисованы эти картины?

(Эти картины «нарисованы» с помощью слов.)

Учитель: Правильно. Художник может нарисовать картину красками, карандашами. А писатель, поэт может такую же картину «нарисовать» словами. Такие художественные тексты называют описанием. А слова, которые помогают представить нам эти картины можно назвать «рисующими».

VI. Релаксация.

Учитель: Послушайте ещё раз музыку Э. Грига и насладитесь картинами родной природы, вспомните лето.

(Звучит музыка, учитель показывает слайды.)

Л. Н. Толстой писал не только для взрослых людей. Он хотел, чтобы ребятишки узнавали мир. Для детей писатель создавал рассказы-описания и познавательные истории.

Школа в Ясной Поляне

Молодой Лев Николаевич у себя в имении в 1850 году первый раз открыл школу для крестьянских ребятишек. Он видел, что дети тянулись к знаниям, но учиться им было негде. Однако Толстой считал, что в глухих деревнях «спрятаны» новые Ломоносовы и просто одаренные дети - будущее страны.

Севастопольская кампания не позволила ему долго заниматься с крестьянскими ребятишками. Вернувшись, он вновь открывает школу, стараясь, чтобы детям было в ней интересно. Пробуя и ошибаясь, он нащупывает пути развития детей.

Однажды он попросил написать своего ученика, как его учили до яснополянской школы, и в каждой строчке нехитрого рассказа встречались слова «били» и «кричал». Читая труды педагогов и философов своего времени, путешествуя за границей, везде Л. Толстой искал образцы для подражания. Но ничего не нашел.

По своим собственным правилам он вновь начинает учить детей азбуке, арифметике, закону Божьему, старясь, чтобы детям было интересно. Занятия проводились в классах и на природе. Дети просто не желали уходить домой, так сильно они тянулись к знаниям. Однако власти сочли действия графа опасными. В 1862 году школу пришлось закрыть. Но рассказы для детей писатель продолжал создавать.

Перед нами маленький шедевр - «Какая роса бывает на траве». Несколько предложений были написаны с огромным трудом. Л. Толстой подбирал самые точные слова. Результат получился поразительный и очень яркий.

Что можно увидеть в огромном мире

Солнечным утром можно встретить росу на траве и пройти мимо нее. Писатель остановился, внимательно к ней пригляделся и увидел, какая роса бывает на траве. Ее видели многие, но мало кто был так внимателен к ней. У Толстого получился поэтический рассказ.

Объяснение слов, которые использует писатель

Автор называет росу алмазами, потому что она на солнце сияет, как драгоценный камень. Какими цветами она сверкает? Желтым, красным, синим. Цвета радуги собрались в маленьких блистающих и переливающихся капельках. При помощи этих слов он передает необыкновенную красоту росы.

Бархат - это мягкая пушистая ткань, которую делают из шелка. Он красивый и приятный на ощупь. С ним писатель сравнивает мохнатый листок. Почему? Каждый может, подумав, ответить на этот вопрос. Многие видели такие листочки. С одной стороны, они плотные, а с другой - нежные и мягкие. Растение называется мать-и-мачеха. Оно растет везде. Если приложить к щеке одну сторону, то она нежная, как мать, а другая грубая, как мачеха. Не только эта трава обладает такими качествами. Если задуматься, то можно вспомнить и другие разновидности.

В маленьком рассказе-стихотворении «Какая роса бывает на траве» Толстой сумел рассказать не только о росе, но и о траве.

На какие вопросы отвечают слова, которыми пользуется автор

Писатель сравнивает росу с алмазами и шариками. Сравнение - это слово, которое может ответить на вопрос «как». К нему можно применить наречие «точно» или прилагательное «подобный». Кроме сравнений, он использует эпитеты и метафоры. Утро у него «солнечное», шарик росы «светлый». Вот какая роса бывает на траве.

С чем сравнивается листок? Из рассказа видно, что с чашечкой и бархатом. Это метафоры.

Какое настроение у автора от увиденного?

С удивлением и восторгом видит Толстой, какая бывает роса на траве. Ему хочется передать свои чувства маленькому читателю, чтобы тот прошелся по траве и осторожно попробовал на вкус круглую росинку. Если аккуратно сложить листочек трубочкой и поднести его ко рту, в него скатится самый вкусный напиток на свете - крошечная росинка.

Какие выводы можно сделать

Мы прочитали художественный рассказ, поэтическое описание росы и травы. Вместе с автором мы увидели их красоту и испытали радость открытия необыкновенного в привычном.




Top