Юмористическая поэзия. Жанр "юмористические стихи"

Кир Булычев Как стать фантастом...Я стараюсь никогда не отражать в прозе собственные воспоминания или переживания. Неловко...Я отношусь к той широкой категории российских подданных, семьи которых были созданы революцией, а генеалогия уничтожена. При нормальном течении событий моим родителям не удалось бы встретиться, зато мне были бы известны биографии бабушек, дедушек, теть и дядей....наша действительность всегда была фантастичнее вымысла!...Недоверие коммунистов к коммунистам... было распространенным явлением...Жизнь несколько раз примеривалась ко мне, рассуждая, кем бы меня сделать. В девятом и десятом классах я не сомневался, что пойду в геолого-разведочный институт и стану палеонтологом. Я даже образование получил не по вкусу. Собирался в геолого-разведочный, а поступил на переводческий. К нам в школу весной десятого класса пришел человек из райкома комсомола. Нас собрали, и человек из райкома объяснил, что товарищ Сталин приказал организовать специальный факультет для будущих разведчиков. Но называется он скромно: переводческий факультет Иняза....Первые книги, которые я прочел, заключали в себе фантастический элемент. Это я сегодня знаю, что они фантастические. Тогда и не подозревал. "Доктор Айболит" - фантастический триллер, "Домино" Сеттона-Томпсона - фэнтези из жизни животных. А потом мама принесла "Приключения Карика и Вали". Где-то в классе пятом-шестом мне сказочно повезло. Мое приобщение к фантастике пошло быстрыми шагами. Мама отыскала на Арбатской площади библиотеку Красного Креста, которую почему-то не захватили цензурные чистки последних лет. ..где оказался книжный магазин, в котором продавались книги, вызывавшие во мне физиологический трепет....Не мог я писать реалистическую прозу. Не получалось Я был вполне лояльным советским человеком, и, когда надо было написать отчет о беседе или секретный доклад за находящегося в алкогольной, коме начальника, я покорно это делал. Но вот к новой жизни и новым обязанностям был не готов. Я так и не вступил в партию и не сбрил бороду. Я не вступил и в Союз писателей, потому что полагал неприличным состоять в организации, идеалов которой, в частности, метода социалистического реализма и партийной литературы, не принимал. ..Я не только сам не хотел вступать в партию, но и мои герои, живущие в будущем, об этой партии не знали. Я не участвовал в кампаниях, семинарах и боевых действиях, не голосовал и не изгонял. Зато и меня нельзя было ниоткуда изгнать Мы-то думали, что наш, советский читатель - самый умный, благоразумный и интеллигентный в мире. Оказалось, что постсоветский человек - существо, чуть-чуть обогнавшее в развитии неандертальца, и хочет читать лишь "крутые" триллеры. Можно заработать пока больше на "крутой" литературе, но у меня есть ощущение, что маятник общественного вкуса, который резко качнулся к масс-культуре, сейчас пошел обратно. В России литература всегда играла большую роль, чем в Европе, потому что в Европе, она была личным делом и занятием писателя, а в России - актом героизма или подлости, вызовом Империи или подпоркой режиму. Я не верю в то, что красота спасет мир, или в преобразующую роль искусства и литературы. И все же определенную лепту в спасение человечества литература внести может. Пусть небольшую. Но мы же не знаем, когда, чего и сколько нам понадобится. Предупредить, успокоить, показать пример...

Поэзии в обычной комнате Нет.
В ней правильные стены,правильный свет.
В ней пыль даже правильным слоем лежит.
Красивее правильной комнаты Нет.

Печка стоит,верстачок не большой.
Тусклый свет горит,царапина по стене бежит.
Стол и тот не много кривой.
Стул тоже кривой,другой поровнее.
Это места для частых друзей.
Третий?
Третий чем-то похожий на произведение искусства дикарей.
Я на нем сижу.
С тем,кто слушает меня сейчас,беседуя-рассуждаю.
Поэзия похожа на женщину из Токио.
Моя...

Поэзия, она… как магазин:
Початки здесь для разных есть зайчаток.
Омнисозонный, разных лет и зим,
Я предлагаю зайкам свой початок.

Поэзия как… деланье детей,
Она приятна вечером и утром.
То мимоходом, просто, без затей…
А то попрет такая камасутра!...

Летит пушинкой в небо новый стих….
Его судьба не мной определима.
Мы помним их не всех, детей своих.
Лишь только тех... немногих, но любимых.

Поэзия нам дар и наказание,
В поэзии души частичка есть.
Слова в ней, мысли и желания,
И быть поэтом и беда, и честь!

Поэты умирают раньше срока,
При жизни их не любим часто мы.
Бываем мы и жизнь к ним жестока,
У них растут цветы среди зимы.

Они, поэты светят и себя сжигают,
А мы воды плеснуть всё норовим.
Пожаром нас сердца в огне пугают,
Мы вольных их не любим, не хотим.

Когда сгорев, уйдёт поэт из жизни,
Все поспешат в друзья его залезть.
Живой он был, соринкой в глазу...

Поэзия - сущность искусства,
Коль это не средство, а чувство!
Скульптура - Поэзия в камне,
Картина - в холстах и с цветами.
А песня - Поэзия в звуках,
Которых нет в точных науках!
В твореньи Поэзии танца
Нет нам цифрового баланса!
Эмоции разных поэтов,
С экстазом Творенья при этом,-
Основа подхода в Поэзии
В различного рода прогрессиях!
Товаром не сделать им ценность!
Их творчества Суть - неразменность,
Где все относительны цены
Творенья, любви и измены...

ПОЭЗИЯ- звучащая симфония Небес.
Слова, которые диктуют Свыше Боги.
Открытие цветка и созерцание чудес,
Нам помогают видеть Свет в дороге...
В стихах Душа общается с Душой.
Земное не является преградой...
Даря Любовь, и видя путь Домой,
И Божья Благодать тому наградой!

Поэзия - для душ людских оплот,
Да интернет вредит ей год от года...
Так каждый день: луч солнца снизойдёт -
Бурлит, парит болото рифмоплётов!

Пииты составляют резюме,
В них учтены фальшивые награды...
В поэзии они ни «бе», ни «ме»,
Но - Снобелевские лауреаты!

Один укус искуса - и... пиар! -
Тщеславие не выпустит адепта.
Но коль...

Юмор, сатиру можно встретить в произведениях многих классиков. Есть смешные стихи, адресованные детям, а есть те, которые предназначены взрослым. Один из самых популярных жанров юмористических стихотворных произведений - басня. Эпиграмма, памфлет, частушка, песня и афоризм - все они тоже уважаемы и любимы поклонниками поэзии.

Басня

Классиком этого жанра в русской литературе по праву считается Иван Крылов. Он высмеивал разнообразные человеческие пороки: глупость, тщеславие, зависть и т. д. Вспомним хотя бы его «Две собаки»:

Дворовый, верный пес Барбос,
Который барскую усердно службу нес,
Увидел старую свою знакомку,
Жужу, кудрявую болонку,
На мягкой пуховой подушке, на окне.
К ней ластятся, как будто бы к родне,
Он, с умиленья чуть не плачет,
И под окном
Визжит, вертит хвостом
И скачет...

Кстати, о самом Крылове рассказывали множество забавных историй, и это не случайно: «дедушка Крылов» обладал прекрасным чувством юмора, мог найти смешное в любой ситуации и прокомментировать ее так, что окружающие хохотали до слез.

Мастером юмора считался и , под именем которого в 50-60-е годы XIX века писали Алексей Толстой, братья Жемчужниковы и некоторые другие поэты.

Многие басни Козьмы Пруткова очень лаконичны, к примеру, «Пастух, молоко и читатель»:

Однажды нес пастух куда-то молоко,
Но так ужасно далеко,
Что уж назад не возвращался.

Читатель! он тебе не попадался?

Эпиграмма

Очень популярными в XIX веке были такие смешные стихи, как эпиграммы. Их писали Дельвиг, Вяземский, Баратынский и другие. Преуспел в этом жанре Александр Пушкин, создававший меткие эпиграммы на чиновников, а также на бесталанных литераторов:

Не то беда, Авдей Флюгарин,
Что родом ты не русский барин,
Что на Парнасе ты цыган,
Что в свете ты Видок Фиглярин:
Беда, что скучен твой роман.

Едкие эпиграммы у Пушкина встречаются и как самостоятельные стихотворения, и как части его произведений. Его эпиграммы сочетались со многими жанрами: басней, притчей, пародией, мадригалом, так что разновидностей его «смешных стихов» множество. Поэт не боялся направить стрелу сатиры даже на царствующих особ, например, на Александра I.

При этом Пушкин любил пошутить и по-доброму. Он автор так называемых «озорных стихов», которые порою содержат натуралистические сцены, даже ненормативную лексику. Предвидя возможные нападки, в одном из произведений он говорил:

Многие меня поносят
И теперь, пожалуй, спросят:
Глупо так зачем шучу?
Что за дело им? Хочу.

Памфлет

Смешные стихи, которые тоже относятся к разряду «озорных», писали Лермонтов, Есенин, Маяковский и другие поэты.

Но прежде всего их сатира имела социальную направленность. Помните Маяковского - «О дряни»:

Слава. Слава, Слава героям!!!

Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.

Утихомирились бури революционных лон.
Подернулась тиной советская мешанина.
И вылезло
из-за спины РСФСР
мурло
мещанина...

Песня

А сколько искрометного юмора в творчества Владимира Высоцкого! Вот уж поистине смешные стихи! Взять хотя бы «Жертву телевидения»:

Есть телевизор — подайте трибуну, —
Так проору — разнесется на мили!
Он — не окно, я в окно и не плюну, —
Мне будто дверь в целый мир прорубили.
Все на дому — самый полный обзор:
Отдых в Крыму, ураган и Кобзон,
Фильм, часть седьмая — тут можно поесть:
Я не видал предыдущие шесть.

Или его знаменитое «Послушай, Зин!»:

Ой, Вань! Смотри, какие клоуны!
Рот — хоть завязочки пришей!
А до чего ж, Вань, размалеваны.
И голос, как у алкашей.
А тот похож, нет, правда, Вань,
На шурина — такая ж пьянь!
Нет, нет, ты глянь, нет, нет,
Ты глянь, я вправду, Вань!

При этом в поэзии Высоцкого за юмором зачастую угадываются и грусть, и душевная боль по поводу несовершенства общества, тех или иных качеств людей.

Современные поэты о юморе

Юмор любят и известные современные поэты, например, Евгений Евтушенко. Одно из его стихотворений так и называется - «Юмор»:

Цари,
короли,
императоры,
властители всей земли
командовали парадами,
но юмором —
не могли.
В дворцы именитых особ
все дни возлежащих выхоленно
являлся бродяга Эзоп,
и нищими
они выглядели.
В домах, где ханжа наследил
своими ногами щуплыми,
всю пошлость
Ходжа Насреддин
сшибал,
как шахматы,
шутками.
Хотели
юмор
купить,
да только его не купишь!

Как видим, так называемые смешные стихи в творчестве классиков - тема интересная, безграничная, и углубляться в нее можно бесконечно.

Владимир Высоцкий — «Диалог у телевизора» (1984):




Top