Жизнь без надежды достоевский. Как Вы понимаете фразу Достоевского «Жизнь задыхается без цели»? ~ Ибо хочу быть человеком ~ ~ Федор Достоевский ~

Мудрые и вдохновляющие цитаты Федора Михайловича, которые дадут вам пищу для размышлений.

Фёдор Михайлович Достоевский настоящий исследователь человеческой души, его прозвали «психологом пера» за то, что он сопереживал всем своим героям. Он - писатель, у которого получилось проникнуть в самые мрачные глубины души человека. Его влияние на духовное развитие человечества трудно недооценить, как и на литературу всего мира.

Мы подобрали 30 выдающихся цитат великого мыслителя, которые дают повод для размышлений:

Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества.

Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.

Во всем есть черта, за которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.

Страданием своим русский народ как бы наслаждается.

Жизнь задыхается без цели.

Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.

Мир спасёт красота.

Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.

Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.

Человек он умный, но чтоб умно поступать - одного ума мало.

Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.

Истина без любви - ложь.

Ищите любви и копите любовь в сердцах ваших. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

В истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность.

Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.

Человек, умеющий обнимать - хороший человек.

Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!

Тут нужно говорить глаз на глаз… чтоб душа читалась на лице, чтоб сердце сказывалось в звуках слова. Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги.

Душа исцеляется рядом с детьми.

Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.

В самом деле, выражаются иногда про «зверскую» жестокость человека, но это страшно несправедливо и обидно для зверей: зверь никогда не может быть так жесток, как человек, так артистически, так художественно жесток.

Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво.

Главное, самому себе не лгите. Лгущий самому себе и собственную ложь свою слушающий до того доходит, что уж никакой правды ни в себе, ни кругом не различает, а стало быть, входит в неуважение и к себе и к другим. Не уважая же никого, перестает любить, а чтобы, не имея любви, занять себя и развлечь, предается страстям и грубым сладостям и доходит совсем до скотства в пороках своих, а всё от беспрерывной лжи и людям и себе самому.

Большие не знают, что ребенок даже в самом трудном деле может дать чрезвычайно важный совет.

Разум - подлец, оправдает что угодно!

Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.

Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой.

Любить человека - значит, видеть его таким, каким его замыслил Бог.

Уходящий год – год Ф.М.Достоевского. В 2011 году отмечается 190-летие со дня рождения, 130 лет со дня смерти, 30 лет дома-музея Достоевского в Старой Руссе.
Достоевский всегда был и будет актуален в России. Актуален потому, что очень точно выразил всю глубину, особенности, тонкости национального характера русского человека, причем выразил не только то, что есть, но и то, что всегда оставалось пределом мечтаний – возвышенные ожидания и страстные порывы «к небу и блаженству». «О народе судят не по тому, чем он дживет, а по тому, о чем он мечтает», - писал Достоевский. Не случайно многие люди жили «по Достоевскому», сверяли с его книгами свою жизнь. Ю.М.Лотман охарактеризовал значение Достоевского в нашей жизни очень точной, парадоксальной фразой: «Жить по Достоевскому невозможно, но и жить без Достоевского невозможно».
Важнейшим ключом к пониманию удивительных прозрений писателя является глубокая религиозность Достоевского. Именно благодаря этому он сумел назвать тайну своей современности, распознал тогда еще не высказанную религиозную тоску. Видя, в каком смятении находятся вокруг люди, как плохо тем, кто сошел с религиозной почвы, но так и не сумел обрести твердую землю под ногами, Достоевский задумывает роман «Атеизм», в котором хочет «порассказать только то, что мы все, русские, пережили в последние десять лет в нашем духовном развитии». Он сумел показать, как свобода, которая становится самоцелью, превращается в своеволие и в результате происходит саморазрушение как свободы, так и человека, который принял эту свободу, как самую главную ценность.
Стремление любой ценой самоопределиться и самоутвердиться неизбежно приводит человека к отрыву от своей среды, от религиозной традиции, от своей почвы. И человек становится скитальцем, живущим в мире идеалистических представлений, он попадает в плен к своей мечте и становится совершенно оторванным от подлинного, живого мира. Свобода как самоцель превращается в рабство, покорное служение страстям или идеям. Подлинная свобода, свобода выбора между небом и землей, между добром и злом может быть только во Христе. Хорошо известно, что Достоевский резко разорвал отношения с критиком В.Г.Белинским именно за то, что тот «ругал ему Христа». Но, как точно отмечал протоиерей Г.Флоровский, «вера Достоевского шла от любви, а не от Божественного страха, как у Гоголя».
«Я знаю Достоевского как пророка, как апостола, как мученика, как поэта, как философа, - писал Иустин Попович, - Многогранность его гения поражает. Всечеловечески широкий и глубокий, он принадлежит всем, но и все принадлежат ему. Он настолько человек, настолько всечеловек, что родственен всем: и сербам, и болгарам, и грекам, и немцам – всем людям на всех континентах. В нем есть что-то от каждого из нас, то есть каждый может найти себя в нем. Своим всечеловеческим сочувствием и любовью он свой для всех».
Достоевский жил в то время, когда вера в Христа впервые публично стала подвергаться сомнению, когда в общественное сознание начала проникать мысль, что веруют в Бога лишь темные и забитые люди, в кто время как люди передовые и просвещенные стремятся к свободе и возлагают надежду на человеческий разум, а не на сердце. Достоевский уверенно говорил: «Все в мире без Христа станет грязно и греховно». Покажите «мне что-нибудь лучше Христа»! «Укажите мне ваших праведников, которых вы вместо Христа ставите» и подчеркивал: «русский человек без Православия – дрянь».
Во всех своих произведениях Достоевский говорит об одном – о преображении человека с помощью Бога. А это возможно лишь тогда, когда Православие не система обрядов и ритуалов, а живое чувство, наполняющее и преображающее человека. «Вникните в Православие, - советовал Достоевский, - это вовсе не одна только церковность и обрядность, это живое чувство». А если это чувство имеет один источник, то и все люди на земле связаны единой судьбой и единой историей: «Каждый единый из нас виновен за всех и за вся на земле несомненно… Сие сознание этого есть венец пути всякого на земле человека».
Романы и повести Достоевского показывают, что единственный путь к Богу и ближним – путь любви. «Постарайтесь любить ваших ближних действенно и неустанно, -призывает он, - По мере того как будете преуспевать в любви, будете убеждаться и в бытии Бога, и в бессмертии души вашей. Если же дойдете до полного самоотвержения в любви к ближнему, тогда уже несомненно уверуете, и никакое сомнение даже и не возможет зайти в вашу душу». Ад для Достоевского это «страдание о том, что нельзя уже более любить». Но для Достоевского мало любить только лишь людей. «Любите все создание Божие, - советует он, - и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью».

Сохранено

В жизни человека должна быть нравственная цель, иначе существование станет пустым, скучным и бесполезным. Найти смысл своего пребывания в мире нелегко, иногда требуется целая жизнь, чтобы понять своё предназначение. Не нашедший своего призвания человек задыхается от бессодержательности всего, что с ним происходит, чаще всего он погружён в апатию, безучастен и равнодушен, но может быть и активным, но эта его деятельность ни к чему не приводит.

Сравним двух литературных героев, чтобы понять, что люди по-разному реагируют на свою бесцельную жизнь: одни погружаются в нравственный сон жизнь, другие бешено гоняются за приманками страстей, но все они приходят к разочарованию. В литературе существует тип лишнего человека. Это герой, который не нашёл себя, не узнал свою дорогу в жизни.

В романе И. А. Гончарова "Обломов" заглавный герой целыми днями лежит на диване, не способен решить ни одной, даже бытовой задачи. Илья Ильич - прекрасный, добрый и мягкий человек, но он не нашёл себя. Кто виноват в этом? Может, воспитание? Да, Обломов сформировался в барской усадьбе, где за него всё делали слуги.

Обломовцы заботились только о еде, сне и покое, пугались малейших изменений в жизни. Несомненно, воспитание решило участь героя. Но в детстве и юности он общался с деятельным и активным Штольцем, они клялись друг другу, что будут приносить пользу обществу. Штольц не изменил этой клятве, а Обломов спасовал перед судьбой. Думаю, есть ещё одна причина, по которой Илья Ильич утратил смысл своего существования. Это петербургская среда, где отсутствует искренность, доброта, радушие. Однажды Штольцу удалось поднять своего друга с дивана на целых две недели, и Илья Ильич ходил с ним в гости. Но потом он взбунтовалася, утверждая, что в светском обществе мертвецы ещё хуже его, потому что там царит пошлость, клевета, сплетни. Илья Ильич признаётся, что в нем был заперт свет, не нашедший себе выхода. В сущности. Обломов - мечтатель и идеалист, нашедший свой приют в доме простой вдовы на выборгской стороне, смирился с бесцельным существованием.

Другой герой - Григорий Александрович Печорин - не лежит, как Обломов, на диване, а, наоборот, бешено гоняется за жизнью, увлекаясь "приманками страстей пустых и неблагодарных". Отсутствие нравственной цели в жизни, непонимание своего назначения -это, очевидно, главная причина той "болезни", которой поражён герой и о которой автор пишет в предисловии.

Скука - "лейтмотивное состояние Печорина во всех пяти главах романа "Герой нашего времени". Его жизнь - это цепь разочарований, потому что никаких нравственных понятий в детстве ему не было привито. Светская жизнь в Петербурге ему быстро надоела. он думал, что на Кавказе под пулями чеченцев скука не живёт. Но он ошибался: оказывается, и к свисту пуль можно привыкнуть. Задыхаясь без нравственной цели, не находя применения своим задаткам, Печорин вмешивается в судьбы других людей и играет в их жизни роль "топора судьбы".

Мы пришли у выводу о важности высокой цели в жизни, без этой цели жизнь не имеет смысла.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.




Top