Зинин литература егэ. Сергей Зинин и Александр Гутов: Как подготовиться к госэкзамену по литературе

Контрольные диктанты по русскому языку 9 класс

Контрольный диктант № 1 по теме «Сложносочинённые предложения».

Сквозь чащу черемухи пробираемся к берегу. Конец июня, а она только-только оделась по-весеннему. Запоздалым сиреневым цветом горит багульник, а березка, не поверив лету, стоит голая.

Тайга, увидев простор Байкала, катится к нему по сопкам » ярусами зелени и у самой воды замирает. Пощупав корнями воду, лиственницы, березы и сосны раздумали купаться, остановились, а тайга напирает сзади, остановиться не может. Оттого на берегу лежат поваленные деревья-великаны, загородив дорогу к озеру.

Удивительно видеть здесь апрель и июнь сразу. За спиной запахи лета, а на Байкале - точь-в-точь Волга в разливе. То же безбрежное водное пространство, те же льдины стадами.

Байкал вскрывается поздно, и до конца мая носятся по воде

ледяные стада. В июне они пристают к берегу и тут, у валуна,

медленно оседают, неожиданным шорохом пугая зверей у водопоя.

Чистая, как слеза, вода Байкала не терпит мусора, и в штормовую погоду он швыряет на берег обломки лодок, коряги. Ни соринки в воде!

Дальние синие сопки сливаются с закатными полосами, и их медленно заволакивает вечерняя дымка. (165 слов.)

Контрольный диктант№2 по теме «Сложноподчиненные предложения»

Ежегодно в одном из самых знаменитых цветочных садов мира, который расположен в Дании, проходит выставка тюльпанов. Родина тюльпанов – Турция. а не Голландия. как думают многие.

Тюльпан, чашечка которого напоминает тюрбан, первоначально произрастал как дикий цветок, затем в продолжение веков использовался в турецком искусстве как декоративный элемент. В столице Османской империи создавались огромные сады, засаженные тюльпанами.

Первые луковицы драгоценного цветка привезли в Европу путешественники и дипломаты. Когда тюльпан попал на континент, в него влюбляются страстно, его возводят в культ. Вершины славы он достигает в семнадцатом веке, когда одна луковица цветка приравнивалась к стоимости картины или скульптуры известного мастера. Тюльпан считали одним из чудес природы, которое должно быть представлено в саду каждого уважающего себя коллекционера.

Голландцы принялись выращивать его с таким усердием. что в известном смысле присвоили себе этот цветок. Поиски редчайших цветов и оттенков, в том числе и мифического черного (синего и черного тюльпанов не существует в природе), невероятные эксперименты для получения гибридных сортов – это лишь часть легендарной истории, героем которой является этот нежный цветок. (163 слова)

Контрольный диктант № 3 по теме «Сложноподчинённые предложения».

Ноябрь – месяц борьбы осени с зимой, в течение которого стужи со снегом перемежаются с периодами тепла и ненастья. Хотя считается, что зима вступает в свои права уже в начале ноября, возвращение тепла случается и в третьей декаде месяца.

По ноябрьским приметам можно отчасти предсказать, какими будут предстоящая зима и будущий урожай, так как эти приметы находятся, по – видимому, между собой в связи и подчиняются законам, ключ к которым, может быть, даст изучение и сопоставление народных примет с научными наблюдениями.

Из наблюдений на декабрь следует, что нормальным, а следовательно, благоприятным считается холодный и снежный декабрь, с частыми инеями и ветрами.

С зимнего солнцеворота (с двадцать второго декабря) отмечается увеличение светового дня, хотя вначале оно бывает весьма незаметным. В последующие дни, в течение всего декабря и даже во всю зиму, особенно наблюдают за выпадением инея, который считается предвестником урожая. Если дни и ночи ясные и небо звездное, а погода холодная, можно ожидать благополучного для людей года. (154 слова.)

(«Народный месяцеслов»)

Контрольный диктант № 4 по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу. (160 слов).

Контрольный диктант № 5 по теме «Сложные предложения с различными видами связи»

Старый музыкант.

Старый скрипач любил играть у подножия памятника Пушкину, что стоит в начале Тверского бульвара. Поднявшись по ступенькам к самому пьедесталу, музыкант трогал смычком струны на скрипке. У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, и все они умолкали в ожидании музыки, потому что она утешает людей, обещает им счастье и славную жизнь. Футляр скрипки музыкант клал на землю; он был закрыт, и в нем лежал кусок черного хлеба и яблоко, чтобы можно было поесть, когда захочется.

Обыкновенно старик выходил играть под вечер: для его музыки нужно было, чтобы в мире стало тише. Старик страдал от мысли, что он не приносит людям никакого добра, и поэтому добровольно ходил играть на бульвар. Звуки скрипки раздавались в воздухе и доходили до глубины человеческих сердец, трогая их нежной и мужественной силой. Некоторые слушатели вынимали деньги, чтобы отдать их старику, но не знали, куда их положить: футляр скрипки был закрыт, а сам музыкант находился высоко на подножье памятника, почти рядом с Пушкиным. (162 слова.) (По А. Платонову.)

О новых подходах к госэкзамену по литературе в интервью РИА Новости рассказал профессор кафедры методики преподавания литературы Московского педагогического государственного университета, ведущий научный сотрудник Федерального института педагогических измерений, руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов по литературе Сергей Зинин.

- Сергей Александрович, кто разрабатывает экзаменационные задания по литературе?

Контрольные измерительные материалы по литературе, как и по другим предметам, создаются в Федеральном институте педагогических измерений.Все члены Федеральной комиссии имеют ученую степень: доктора педагогических наук и кандидаты наук. Этих специалистов нельзя назвать кабинетными учеными, они имеют богатую педагогическую практику, некоторые учат школьников, совмещая работу в вузе и в школе.

Также ежегодно для экспертизы экзаменационных вариантов привлекается не менее 9 экспертов, в их числе преподаватели МГУ, МПГУ и других вузов, методисты, учителя, авторы пособий и учебников. Разработчики внимательно относятся ко всем конструктивным замечаниям и поэтому каждый год задания совершенствуются.

ЕГЭ по литературе еще недавно вызывал споры как в кругу специалистов, так в обществе. В последнее время они утихли, что изменилось?

- Прежде всего, изменился характер существования ЕГЭ по литературе в сознании людей. Ушли в прошлое мифы о "кроссвордных" тестах - экзамен просто стали сдавать, и он оказался не только не "оболванивающим", а, напротив, стимулирующим чтение и осмысление литературы. Основу экзамена составляют задания, требующие развернутого письменного высказывания. Он даже отдаленно не напоминает метод с угадыванием ответа - свою "правоту" надо доказать, опираясь на знание текста. Кому "мешает" такой экзамен?

Означает ли это, что прежняя практика воспроизведения на экзамене "готовых", клишированных сочинений ушла в прошлое?

Само сочинение, к счастью, сохранило свои позиции в КИМах, но теперь оно в системе поэтапной проверки знаний. Вначале экзаменуемому предстоит работа с конкретными литературными текстами, например, анализ фрагмента произведения, разбор стихотворения, а затем он должен выбрать из трех предложенных тем сочинения ту, по которой ему хочется высказаться, с привлечением определенного историко-литературного и культурного контекста. И тут никакие "вялые" заготовки и интерактивные шпаргалки не помогут - нужна творческая работа. Так что никакого "натаскивания на тесты" в период подготовки к экзамену не предполагается и уж тем более не приветствуется. Задания базового уровня сложности выявляют знание выпускником необходимых понятий и литературных категорий, то есть самого "языка" дисциплины, а вопросы С1-С5 - способность на этом языке изъясняться. Всему этому и учат на уроках литературы.

- Будет ли в дальнейшем совершенствоваться экзамен?

Ежегодно экзаменационная модель уточняется. В последних версиях значительно возросла доля заданий, требующих не простой "идентификации" терминов и фактов, а понимания роли и места сюжетных элементов или средств художественной изобразительности в произведении.

Совершенствуются критерии оценивания заданий с развернутым ответом. Материал для размышлений дают сами работы выпускников, "подсказывающие", в каком направлении нужно корректировать тот или иной критерий.

- Как выглядит КИМ по литературе?

Экзаменационная работа состоит из трех частей. Первая часть включает 7 заданий с кратким ответом, требующих написания слова или сочетания слов, и два задания с развёрнутым ответом в объеме 5-10 предложений.

Задания второй части предполагают анализ произведения, стихотворения или фрагмента поэмы. Эта часть включает в себя пять заданий с кратким ответом и два задания с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений.

Задание третьей части - сочинение на литературную тему, которое формулируется в виде проблемного вопроса, предоставляется на выбор три темы.

Важное место в экзаменационной работе занимают художественные тексты, которые включены для анализа в две первые части. При выполнении задания третьей части выпускник должен опираться на художественный текст по памяти. Уровень подготовки выпускника по литературе выявляется, прежде всего, путем проверки его умений интерпретировать текст и создавать связные монологические высказывания.

- Что изменилось в КИМах по литературе 2012 года?

Изменения можно назвать существенными. В блок заданий базового уровня введены новые задания на установление соответствия и на множественный выбор из перечня, но общее число заданий осталось неизменным. Существенно усовершенствована система проверки и оценивания выполнения заданий, требующих написания развернутого ответа.

При оценивании заданий С1 и С3 учитывается речевое оформление ответа. Уточнены названия критериев, существенно переработаны формулировки большей части критериев заданий С1-С5. Принципиально переработаны критерии проверки и оценивания выполнения заданий С2 и С4, вместо трех введено четыре позиции оценивания. Изменения привели к увеличению максимального балла с 3 до 4. В результате максимальный балл за экзаменационную работу в целом увеличился с 39 до 43.

- Как Вы считаете, в чем плюсы и минусы ЕГЭ по литературе как экзамена по выбору?

С одной стороны, профильный экзамен повышает мотивацию выпускника, нацеливает его на серьезную подготовку к "своему" предмету. С другой - "необязательность" ЕГЭ по литературе ослабляет позиции предмета среди образовательных дисциплин. А позиции эти более чем значимы: вновь ныне востребованные ценности, такие, как патриотизм, гражданственность, а они формируются на уроках литературы. И в этом смысле свой экзамен на духовную зрелость должен сдать каждый выпускник, а не только тот, у кого он входит в набор, необходимый для поступления в вуз. Думается, что точка в судьбе экзамена по литературе еще не поставлена.




Top