Элементы композиции произведения в литературе. Что такое элементы композиции в литературоведении

(от греч. kakos - дурной и ponn - звук) - сочетания звуков, воспринимающиеся как бессмысленные, сумбурные, хаотические и производящие отталкивающее, антиэстетич. впечатление на слушателя. К. обычно образуется в результате случайного сочетания звуков или разл. мелодич. отрывков (напр., при настройке оркестра). Однако нек-рые представители совр. муз. авангардизма сознательно используют элементы К. ("звуковые гроздья" у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа, нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др.). Впечатление К. может возникать и из-за несоответствия музыкального опыта слушателя и структуры музыки. Сочетания звуков, к-рые для определённой нац. культуры и эпохи были осмысленными и закономерными, могут восприниматься слушателем др. страны или др. эпохи как К. (напр., якутское нар. многоголосие может показаться К. слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры).

А. Г. Юсфин.


Смотреть значение Какофония в других словарях

Какофония — какофонии, ж. (греч. kakos - дурной и - звучу) (книжн.). Негармоническое, режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах). "К кому был Феб из русских ласков"........
Толковый словарь Ушакова

Какофония Ж. — 1. Негармоническое, режущее слух сочетание звуков; неблагозвучие (в музыке, стихах).
Толковый словарь Ефремовой

Какофония — -и; ж. [греч. kakos - дурной и phōnē - звук, голос] Режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах).
◁ Какофони́ческий, -ая, -ое. К-ая музыка.
Толковый словарь Кузнецова

Какофония — (от греч. kakos - дурной и phone - звук) - сочетания музыкальныхзвуков, воспринимающиеся как сумбурные, хаотические.
Большой энциклопедический словарь

Какофония — - сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические. В переносном значении - сильный шум, грохот, заглушающие друг друга звуки.
Исторический словарь

Какофония — (от греч. kakos - дурной + phone - звук) - сочетания музыкальных звуков, воспринимаемые как сумбурные, хаотические и неприятные.
Психологическая энциклопедия

Каждый музыкальный стиль имеет свои гармонические, ритмические, динамические, штриховые и другие особенности. Они также во многом зависят от исторической эпохи и страны формирования стиля. Например, для джаза характерен синкопированный ритм, штрихи маркато, стаккато. Блюзовой музыке присущ медленный темп, также синкопы, штрихи маркато и легато. Латина отличается быстрым темпом, виртуозными гитарными проигрышами и т.д.

Какофония. Проверочное слово

В переводе с др.-греч. слово "какофония" означает "плохой" или "дурной" и "звук". То есть, плохое, некрасивое, неприятное слуху произвольное сочетание звуков.

Проверочного слова не имеет, правильность его написания нужно запомнить.

Корень слова - "какофон ". Имеет однокоренное слово "какофонический".

Какофония. Что такое негармоническая музыка

Музыка, в которой все голоса и звуки звучат без определенной системы - ритмической, тональной, гармонической, динамической и мелодической организации называется какофонией. Если быть точнее, то это даже не музыка, а просто хаотичный набор звуков.

Подобный звуковой каламбур можно услышать во время подготовки оркестра к репетиции или выступлению, когда руководителя еще нет за дирижерским пультом, и каждый музыкант подготавливает инструмент, играя что-то свое.

Элементы какофонии в современной музыке

В некоторых направлениях музыки XX и XXI столетий встречаются подобные какофонии, кажущиеся бесструктурными, музыкальные отрывки. Например, когда пианист играет на рояле не пальцами, а кулаками, непроизвольно попадая на разные клавиши, или когда дирижер оркестра, исполняющего музыку какого-либо неоклассического направления, дает указание всем оркестрантам играть одновременно любые звуки, без всякой подготовки, указания тональности и т.д. Сами любители подобной музыки вкладывают в ее звучание особый философский смысл, хотя для большинства людей она кажется попросту бессмыслицей - какофонией.

Некоторые современные композиторы, пишущие вполне мелодичную и гармоничную музыку, иногда используют элементы какофонии, как стилистический прием, позволяющий выразить хаос современного мира.

Также иногда называют музыку некоторых африканских племен какофонией.

Что такое словесный хаос? Подобное явление существует и в поэтическом искусстве, когда встречаются некрасиво и неправильно, нелогично подобранные слова.

Как в музыке, так и в поэзии словом "какофония" обозначает несовершенное, сумбурное, хаотичное и неприятное слуху сочетание звуков и слов.

Какофония - это бессистемная, лишенная гармонии комбинация звуков, обычно побуждающая слушателя поморщиться и немедленно заткнуть уши.

Значение слова

Происхождение слова - древнегреческое. Корень - φωνή переводится как «звук» и участвует в создании многих лексем, связанных со звуковыми характеристиками: мегафон, патефон, магнитофон, телефон, фонограмма, фонема, фонотека и так далее. Корень κακός в русском переводе означает «скверный».

Значение слова какофония подтверждает синонимический ряд, в котором оно находится: диссонанс, разноголосица, дисгармония. Любые звуки, режущие слух, воспринимаются человеческим ухом как какофония. Это и очумелый хор мартовских кошек, и звуки настраиваемых перед представлением или концертом инструментов, и городская разноголосица шумов, и неблагозвучные строки иных поэтических виршей. Словом, противоположным этой лексеме по значению является термин «эвфония», что означает благозвучие.

Музыкальный диссонанс

Какофония - это понятие, более всего связанное с музыкой. В современном авангардном искусстве беспорядочное нагромождение звуков иногда используется специально, с определенной идейной и эстетической целью. Еще в 1936 году «концептуалиста» Шостаковича отечественные критики гневно осудили за замысловатую звуковую организацию его оперы «Леди Макбет Мценского уезда», назвав его произведение сумбуром вместо музыки. Произведения американского пианиста Генри Кауэлла, отличавшегося собственным своеобразным стилем, содержат музыкальные многозвучья, характеризующиеся диссонансным звучанием. То же можно сказать о композиторе Джоне Кейдже, прославившемся изобретением так называемого «подготовленного фортепиано». Перед концертом музыкант готовил инструмент, подкладывая между его струнами маленькие предметы - монетки, бумажки, скрепки, булавки. В результате звук приобретал необычные краски и тембр. Техника сочинения музыки у Кейджа основывалась на принципе случайности. До совершенства метод случайности довели его последователи - немец Штокхаузен и француз Булез.

«Металлическая» группа

Поклонники стиля хэви-метал охотно расскажут вам, что «Какофония» - это еще и знаменитая американская группа, музыкальные композиции которой представляют собой причудливую смесь японских, арабских и новых европейских мелодий. За три года своего существования (1986-1989) группа выпустила два качественных альбома в стиле трэш-метал и неоклассический метал.

В других областях

Существительное «какофония» применимо и к другим сферам человеческой деятельности. В стилистике так говорят о некрасивом и неоправданном сочетании звуков в речи. Психиатрия держит этот термин на вооружении, когда имеются в виду такие нервные расстройства, при которых пациент воспринимает слышимые звуки как хаотичный шум. Метафорически слово «какофония» обозначает разномыслие и отсутствие согласия между людьми. Иногда им определяют непоследовательность и противоречивость мыслительного процесса, чувств и желаний индивидуума. Тогда говорят о какофонии ума. Какофонией в изобразительном искусстве и архитектуре можно назвать причудливые и пронзительные сочетания форм, линий и цветов, непривычные восприятию человека, воспитанного на традиционных образцах культуры.

Говорите правильно

Нередко можно услышать такое понятие, как «какофония звуков». Оно является неверным, поскольку содержит в себе тавтологию: в существительном «какофония», как мы видели, уже есть значение слова «звук», таким образом, вышеприведенное выражение означает «неблагозвучие звуков». Давайте правильно употреблять слова и понятия, чтобы в наших мыслях и высказываниях никогда не возникала какофония.

(благозвучие).

В музыке

В современном музыкальном авангардизме элементы какофонии могут быть использованы целенаправленно: «звуковые гроздья» у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа , нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др. Если структура музыки не соответствует музыкальному опыту слушателя, у него может возникнуть впечатление какофонии. Например, слушатели могут воспринимать как какофонию музыку другой культуры или эпохи; так, якутское народное многоголосие (осмысленное и закономерное для якутов), покажется какофонией слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры .

Известным примером употребления этого термина является статья «Сумбур вместо музыки », где им охарактеризована опера «Катерина Измайлова » Шостаковича :

Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию.

В филологии

Какофония в речи может создаваться из-за назойливого повторением одних и тех же звуков, если их скопление не служит стилистическим задачам . В этом значении термин применялся ещё Пушкиным : «„К кому был Феб из русских ласков“ - неожиданная рифма „Херасков“ не примиряет меня с этой какофонией.» ()

Использование в других областях

Термин может быть использован и в других областях искусства

В психиатрии этим термином обозначается расстройство восприятия речи при сенсорной асемии , когда все слышимое воспринимается больным как беспорядочный и бессмысленный поток звуков; а также непрерывно издаваемые бессмысленные звуки, производимые на пике речевого возбуждения .

Переносное значение

Какофония иногда используется в переносном значении для обозначения разлада и несогласия . После того, как канцлер Германии Герхард Шрёдер в декабре 2002 критиковал политиков из своей коалиции, которые говорили о повышении налогов со словами «Этот вид какофонии абсолютно не способствует совместной политике» . , слово Какофония при выборе «слова года» заняло 4-е место в Германии в 2002 году.

  • Слово какофония применил Николай Носов в романе «Незнайка в Солнечном городе » для обозначения «музыки», которую исполняли появившиеся в городе хулиганы - «ветрогоны»: несколько из них пробрались в концертный зал

…и при большом стечении публики принялись давать концерт на расстроенных и испорченных музыкальных инструментах. Это была такая дикая музыка, что никакое ухо не могло выдержать; но ветрогоны распустили слух, что это самая модная теперь музыка и называется она какофония.
Эта какофония стала распространяться по городу, и скоро появилось еще несколько оркестров, которые играли на поломанных и расстроенных инструментах. Особенно модным в то время считался какофонический оркестр «Ветрофон». Он был небольшой и состоял всего из десяти коротышек. Один из этих коротышек играл на консервной банке, другой пел, третий пищал, четвертый визжал, пятый хрюкал, шестой мяукал, седьмой квакал; остальные издавали другие разные звуки и били в сковороды.
Любители музыки приходили на концерты этих модных оркестров, слушали и с истерзанными до боли ушами возвращались домой, проклиная на чем свет стоит всякую какофонию, ветрофонию и свое собственное существование в придачу.

См. также

Напишите отзыв о статье "Какофония"

Примечания

Ссылки

  • Какофония // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • Какофония / Юсфин А. Г. // Гондольера - Корсов. - М . : Советская энциклопедия: Советский композитор, 1974. - (Музыкальная энциклопедия : [в 6 т.] / гл. ред. Ю. В. Келдыш ; 1973-1982, т. 2).
  • - статья из Краткого философского словаря.

Отрывок, характеризующий Какофония

– Тщетны россам все препоны, едем! – прокричал Петя.
– Да ведь тебе и нельзя: маменька сказала, что тебе нельзя, – сказал Николай, обращаясь к Наташе.
– Нет, я поеду, непременно поеду, – сказала решительно Наташа. – Данила, вели нам седлать, и Михайла чтоб выезжал с моей сворой, – обратилась она к ловчему.
И так то быть в комнате Даниле казалось неприлично и тяжело, но иметь какое нибудь дело с барышней – для него казалось невозможным. Он опустил глаза и поспешил выйти, как будто до него это не касалось, стараясь как нибудь нечаянно не повредить барышне.

Старый граф, всегда державший огромную охоту, теперь же передавший всю охоту в ведение сына, в этот день, 15 го сентября, развеселившись, собрался сам тоже выехать.
Через час вся охота была у крыльца. Николай с строгим и серьезным видом, показывавшим, что некогда теперь заниматься пустяками, прошел мимо Наташи и Пети, которые что то рассказывали ему. Он осмотрел все части охоты, послал вперед стаю и охотников в заезд, сел на своего рыжего донца и, подсвистывая собак своей своры, тронулся через гумно в поле, ведущее к отрадненскому заказу. Лошадь старого графа, игреневого меренка, называемого Вифлянкой, вел графский стремянной; сам же он должен был прямо выехать в дрожечках на оставленный ему лаз.
Всех гончих выведено было 54 собаки, под которыми, доезжачими и выжлятниками, выехало 6 человек. Борзятников кроме господ было 8 человек, за которыми рыскало более 40 борзых, так что с господскими сворами выехало в поле около 130 ти собак и 20 ти конных охотников.
Каждая собака знала хозяина и кличку. Каждый охотник знал свое дело, место и назначение. Как только вышли за ограду, все без шуму и разговоров равномерно и спокойно растянулись по дороге и полю, ведшими к отрадненскому лесу.
Как по пушному ковру шли по полю лошади, изредка шлепая по лужам, когда переходили через дороги. Туманное небо продолжало незаметно и равномерно спускаться на землю; в воздухе было тихо, тепло, беззвучно. Изредка слышались то подсвистыванье охотника, то храп лошади, то удар арапником или взвизг собаки, не шедшей на своем месте.
Отъехав с версту, навстречу Ростовской охоте из тумана показалось еще пять всадников с собаками. Впереди ехал свежий, красивый старик с большими седыми усами.
– Здравствуйте, дядюшка, – сказал Николай, когда старик подъехал к нему.
– Чистое дело марш!… Так и знал, – заговорил дядюшка (это был дальний родственник, небогатый сосед Ростовых), – так и знал, что не вытерпишь, и хорошо, что едешь. Чистое дело марш! (Это была любимая поговорка дядюшки.) – Бери заказ сейчас, а то мой Гирчик донес, что Илагины с охотой в Корниках стоят; они у тебя – чистое дело марш! – под носом выводок возьмут.
– Туда и иду. Что же, свалить стаи? – спросил Николай, – свалить…
Гончих соединили в одну стаю, и дядюшка с Николаем поехали рядом. Наташа, закутанная платками, из под которых виднелось оживленное с блестящими глазами лицо, подскакала к ним, сопутствуемая не отстававшими от нее Петей и Михайлой охотником и берейтором, который был приставлен нянькой при ней. Петя чему то смеялся и бил, и дергал свою лошадь. Наташа ловко и уверенно сидела на своем вороном Арабчике и верной рукой, без усилия, осадила его.
Дядюшка неодобрительно оглянулся на Петю и Наташу. Он не любил соединять баловство с серьезным делом охоты.
– Здравствуйте, дядюшка, и мы едем! – прокричал Петя.
– Здравствуйте то здравствуйте, да собак не передавите, – строго сказал дядюшка.
– Николенька, какая прелестная собака, Трунила! он узнал меня, – сказала Наташа про свою любимую гончую собаку.
«Трунила, во первых, не собака, а выжлец», подумал Николай и строго взглянул на сестру, стараясь ей дать почувствовать то расстояние, которое должно было их разделять в эту минуту. Наташа поняла это.
– Вы, дядюшка, не думайте, чтобы мы помешали кому нибудь, – сказала Наташа. Мы станем на своем месте и не пошевелимся.
– И хорошее дело, графинечка, – сказал дядюшка. – Только с лошади то не упадите, – прибавил он: – а то – чистое дело марш! – не на чем держаться то.
Остров отрадненского заказа виднелся саженях во ста, и доезжачие подходили к нему. Ростов, решив окончательно с дядюшкой, откуда бросать гончих и указав Наташе место, где ей стоять и где никак ничего не могло побежать, направился в заезд над оврагом.
– Ну, племянничек, на матерого становишься, – сказал дядюшка: чур не гладить (протравить).
– Как придется, отвечал Ростов. – Карай, фюит! – крикнул он, отвечая этим призывом на слова дядюшки. Карай был старый и уродливый, бурдастый кобель, известный тем, что он в одиночку бирал матерого волка. Все стали по местам.
Старый граф, зная охотничью горячность сына, поторопился не опоздать, и еще не успели доезжачие подъехать к месту, как Илья Андреич, веселый, румяный, с трясущимися щеками, на своих вороненьких подкатил по зеленям к оставленному ему лазу и, расправив шубку и надев охотничьи снаряды, влез на свою гладкую, сытую, смирную и добрую, поседевшую как и он, Вифлянку. Лошадей с дрожками отослали. Граф Илья Андреич, хотя и не охотник по душе, но знавший твердо охотничьи законы, въехал в опушку кустов, от которых он стоял, разобрал поводья, оправился на седле и, чувствуя себя готовым, оглянулся улыбаясь.

Воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение. Какофония образуется, как правило, в результате случайного сочетания звуков (например, при настройке оркестра) или режущего сочетания звуков в стихах . Антонимом слова какофония является эвфония (благозвучие).

В современном музыкальном авангардизме элементы какофонии могут быть использованы целенаправленно: «звуковые гроздья» у Г. Коуэлла и Дж. Кейджа , нагромождение звуков у П. Булеза и К. Штокхаузена и др. Если структура музыки не соответствует музыкальному опыту слушателя, у него может возникнуть впечатление какофонии. Например, слушатели могут воспринимать как какофонию музыку другой культуры или эпохи; так, якутское народное многоголосие (осмысленное и закономерное для якутов), покажется какофонией слушателю, воспитанному на аккордике терцовой структуры .

Известным примером употребления этого термина является статья «Сумбур вместо музыки », где им охарактеризована опера «Леди Макбет Мценского уезда » Шостаковича :

Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию.

Какофония в речи может создаваться из-за назойливого повторением одних и тех же звуков, если их скопление не служит стилистическим задачам . В этом значении термин применялся ещё Пушкиным : «„К кому был Феб из русских ласков“ - неожиданная рифма „Херасков“ не примиряет меня с этой какофонией.» ()

В психиатрии этим термином обозначается расстройство восприятия речи при сенсорной асемии , когда все слышимое воспринимается больным как беспорядочный и бессмысленный поток звуков; а также непрерывно издаваемые бессмысленные звуки, производимые на пике речевого возбуждения .

Какофония иногда используется в переносном значении для обозначения разлада и несогласия . После того, как канцлер Германии Герхард Шрёдер в декабре 2002 критиковал политиков из своей коалиции, которые говорили о повышении налогов со словами «Этот вид какофонии абсолютно не способствует совместной политике» . , слово Какофония при выборе «слова года» заняло 4-е место в Германии в 2002 году.

…и при большом стечении публики принялись давать концерт на расстроенных и испорченных музыкальных инструментах. Это была такая дикая музыка, что никакое ухо не могло выдержать; но ветрогоны распустили слух, что это самая модная теперь музыка и называется она какофония.
Эта какофония стала распространяться по городу, и скоро появилось ещё несколько оркестров, которые играли на поломанных и расстроенных инструментах. Особенно модным в то время считался какофонический оркестр «Ветрофон». Он был небольшой и состоял всего из десяти коротышек. Один из этих коротышек играл на консервной банке, другой пел, третий пищал, четвёртый визжал, пятый хрюкал, шестой мяукал, седьмой квакал; остальные издавали другие разные звуки и били в сковороды.
Любители музыки приходили на концерты этих модных оркестров, слушали и с истерзанными до боли ушами возвращались домой, проклиная на чём свет стоит всякую какофонию, ветрофонию и своё собственное существование в придачу.




Top