Значение нацистских символов. Что такое Свастика и Крест

Вокруг этого древнего символа скопилось много легенд и домыслов, поэтому кому-то может быть интересно почитать об этом древнейшем солярном культовом символе.


На самом деле и у меня, выросшего в СССР к свастике было предвзятое отношение, как к фашистскому знаку. Но так ли это на само деле? Свастика — один из наиболее архаичных сакральных символов, встречающийся у многих народов мира. Свастичными символами обозначали календарные знаки еще во времена Скифского царства.

У многих людей в настоящее время Свастика ассоциируется с фашизмом и Гитлером. Это вбивалось в головы людей последние 70 лет. Пора исправить ситуацию.
В современных школах, да и в лицеях и гимназиях России современной детям озвучивают достаточно бредовую гипотезу, что Свастика это немецко-фашистский крест, составленный из четырех букв "Г", обозначающих первые буквы руководителей нацистской Германии: Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса (иногда его заменяют Гессом). Ну и вариации на эту тему, Германия Гитлер Геббельс Гимлер. При этом мало кто из детей задумывается над тем, что в немецких фамилиях: HITLER, HIMMLER, GERING, GEBELS (HESS), нет русская букв "Г". Не знаю, что выдают за правду в школах западных, но более чем уверен, что и там свастика в первую очередь фашистская символика. К сожалению истинное значение данного рунического символа за последние 70 лет было затерто этим стереотипом. При этом испокон веков свастика была неотъемлемой частью славянского орнамента.

Более того, не желая заглядывать в глубь веков можно найти более доходчивые примеры. Не многие помнят, что на советских деньгах в период с 1917 по 1923 годы изображена была Свастика как узаконенная государственная символика; не сразу заметна, но сам факт. Она в центре.

Как видите уже Советская власть, 18 год.

Не сомневайтесь, до звёзд она была не менее популярна.

Да и не только на российских деньгах она была. Вот литовские пять литов.

Забыли и то, что на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в этот же период тоже была Свастика в лавровом венке, а внутри Свастики были буквы Р.С.Ф.С.Р. Да и как помнить, когда с тех пор минуло уже почти 100 лет. То есть надо не помнить, а знать.

Существует такая гипотеза, что Золотую Свастику-Коловрат как партийный символ Адольфу Гитлеру подарил сам товарищ И. В. Сталин в 1920 году. Но это уже может быть и придумано, не уверен.

Ну и для равновесия Американские войска 30 годов. 45 пехотная дивизия.

И знаменитая лётная дивизия Ляфайет.



А ещё были финские, польские и латвийские нашивки со свастикой. При наличии интереса можно самостоятельно отыскать их все в интернете.

Человек вдумчивый и не глупый всегда отличит намалёванную на могиле ветерана свастику от свастики в этническом орнаменте.

Выходки неофашистов и просто ублюдков, рисующих черные кресты на надгробиях Старого Еврейского кладбища в Риге, никак нельзя отнести к этническим ритуалам. И все же, при всем моём бескомпромиссном отношении к фашизму и итогам войны и досточно предвзятому отношению к свастике, я решил покопать информацию на эту тему. Но раз уж коснулись самой известной на сегодня интерпретации этого символа, то поговорим и о самом фашизме.
Термин Фашизм происходит от латинского «фашио» связка, пучек. Врусском языке аналогичное слово фашина - связка веток, прутьев. Фашина символизирует собой нечто крепкое, надежное созданное из слабого,хрупкого. Вспомните притчу о пальцах, которые каждый по себе слаб, а будучи сжатым в кулак представляет собой силу. Или исторический пример, когда легко можно переломить каждую стрелу, но невозможно это сделать с целым пучком.

"Первыми фашистами стали себя называть римские солдаты Юлия Цезаря,завоевавшие Египет. (во многом и методы у них были достаточно фашистские в современном понимании) По образу Меджаев, римляне полагали, что они несут в варварскую страну порядок и закон. Символом власти императора считался боевой топор, обложенный пучком прутьев и перевитый лентами,который и назывался фашина. Символика состоит в том, что вокруг сильнойвласти (топор), путем небольших ограничений (лента), будут крепнуть народы (прутья)." (с) Но вернёмся к знаку свастики руническому солярному символу.

К символике третьего рейха мы ещё вернёмся ближе к концу публикации. А пока давайте рассмотрим свастику без содрогания и предрассудков. Попробуем избавиться от презрительного взгляда на этот древний символ вечного вращения.

Я решил отстраниться от подачи этой темы новорусскими проповедниками. Нельзя отрицать тот факт, что древнеславянские традиции использовали солярный знак свастики, но уж очень у них подход навязчивый. Что бы не скатываться в противоположную сторону заблуждений взглянём на свастику несколько шире.

Учитывая то, что длинные тексты не все осиливают, решил показать собранные примеры, для реабилитации самого знака. Просто давайте обратим внимание на всё многообразие свастик в культурах разных народов. Для понимания сути этого должно быть достаточно.

Начнём, пожалуй, со вселенной. Найдите Большую медведицу, и левее от нее увидите созвездие в виде Свастики. Не знаю правда ли это, но ныне оно исключено их атласов звёздного неба. Так утверждают в статьях. Сам не проверял, это не так уж важно.


Не правда ли похоже на спиральную галлактику.?
А вот и рунические символы пращуров. Их тоже множество примеров, и вариантов интерпретации.

И индия, где свастика очень распространена.

Даже среди джунглей можно найти свастику.

Как вы думаете, что на картинке? Это фрагмент одеяния православного священника высшего церковного сана.

Вы все ещё верите, что свастику придумали фашисты нацистской Германии?

А в этой картинке никого не узнаете? Российский император спешит к своему автомобилю.

Но вы не на царя смотрите, а на капот машины. Нашли? Появление свастики при дворе последнего русского царя связано с именем его жены, Александры Федоровны. Возможно, здесь проявилось влияние на императрицу врача Петра Бадмаева. Бурят по происхождению, ламаист, Бадмаев проповедовал тибетскую медицину и поддерживал связи с Тибетом. Известны изображения гамматического креста на рисованных открытках Государыни.

"Левосторонняя свастика имела в царской семье особый смысл и использовалась как оберег, и как символическое отображение личности царя. Перед казнью бывшая императрица начертала на стене дома Ипатьева свастику и что-то написала. Изображение и надпись сфотографировали, а затем уничтожили. Обладателем этой фотографии был лидер белого движения в эмиграции генерал Александр Кутепов. Кроме того, Кутепов хранил икону, найденную на теле бывшей императрицы. Внутри иконы была запись, в которой поминалось общество «Зеленый дракон». Странные телеграммы подписанные «Зеленый» получал из Швеции Григорий Распутин. Общество «Зеленых», родственное обществу Туле, находится в Тибете. Перед приходом Гитлера к власти в Берлине жил тибетский лама, прозванный «человеком в зеленых перчатках». Его регулярно навещал Гитлер. Лама трижды без ошибок сообщал газетам, сколько нацистов пройдет на выборах в рейхстаг. Посвященные называли ламу «держателем ключей от королевства Агарти». В 1926 году в Берлине и Мюнхене появляются пока еще малочисленные колонии тибетцев и индусов. Когда нацисты получили доступ к финансам Рейха, они начали отправлять в Тибет большие экспедиций, эта живая связь не прерывалась до 1943 года. В день, когда советские войска закончили битву за Берлин, среди трупов последних защитников нацизма было найдено около тысячи тел добровольцев смерти, людей тибетской крови.(с)

В июле 1918г., сразу после расстрела царской семьи, войска белой армии заняли Екатеринбург. Первым делом офицеры поспешили в Ипатьевский дом - последнее пристанище августейших особ. Там, помимо прочего, они увидели знакомые по иконам знаки - кресты с загнутыми концами. Это была левоповоротная, так называемая собирательная свастика - "оберега". Как потом выяснилось, её нарисовала императрица Александра Федоровна.

Именно за эти знаки невежественные лондонские рецензенты фильма о Романовых позднее окрестят её"фашиствующей Брунгильдой", не ведая о древних христианских индийских традициях - оставлять свастику там, откуда убираются атрибуты какого-либо праздника после его завершения, чтобы сюда не проникло зло. Императрица освятила дом "оберегой", предчувствуя конец праздника жизни...(с)

А на этой фотографии изображена Джеки Бувье, будущая Джеки Кеннеди , в праздничном костюме, связанном с культурой американских индейцев.

География расширяется.
В Индии Свастика является символ эзотерического буддизма. По преданию, она была запечатлена на сердце Будды за что и получила название «Печать Сердца».

Заглянём в историю распространения свастики.
""Вместе с одной и ветвей индоевропейских племен, переместившихся из южных районов Русской равнины в юго-восточном направлении и дошедших через Месопотамию и Среднюю Азию до долины Инда, свастика попала в культуры восточных народов.
Она была распространена на расписной посуде древней Сузианы (Месопотамский Элам на восточном побережье Персидского залива - III тысячелетие до н.э.) - на мисках, где она размещалась в самом центре композиции. Это, пожалуй, характерный пример, когда свастика использовалась древнейшим неиндоевропейским народом. Знаки симметрично располагались относительно прямоугольника, перечеркнутого косым крестом, обозначающим землю.
Несколько позже свастику стали использовать семитские народы: древние египтяне и халдеи, государство которых находилось на западном берегу Персидского залива.

При желании можно даже найти сочетание в орнаменте свастики и шестиконечной звезды Магендовида.

С этой же волной индоевропейцев в середине второго тысячелетия до н.э. свастика проникла в культуру Северной Индии. Там она благополучно просуществовала до нашего времени, но приобрела мистический смысл.

В самой общей трактовке свастика считается индийцами символом движения и вечного вращения мира - «круговорота сансары». Этот символ якобы был запечатлен на сердце Будды и поэтому иногда называется «Печатью Сердца». Его кладут на грудь посвященных в тайны буддизма после их смерти. Он высечен на каждой скале, храме, а также всюду, где основатели буддизма оставили свои вехи.

Позже свастика проникает в Тибет, затем в Центральную Азию и Китай. Еще через столетие свастика приходит в Японию и Юго-Восточную Азию вместе с буддизмом, который сделал ее своим символом."

Вместе с буддизмом из Индии свастика проникла в Тибет и Японию. В Японии свастичный символ называется мандзи (Manji). Изображение мандзи можно увидеть на флагах, доспехах и семейных гербах самураев.

Наряду с Северной Америкой и восток Евразии отмечен солярным знаком и японец в украшенном мандзи шлеме.

Японская гравюра 18 века

Японская крыша

Вот украшенный свастикой фасад здания в Катманду.

А вот и сам Будда.

На этом месте можно было уже ставить точку. Для общего понимая того, что в самой по себе свастике нет ничего плохого этих примеров уже хватает. Но мы посмотрим ещё несколько. Восток вообще более бережно хранит свою историю и соблюдает традиции. Башня пагоды с золотой свастикой, солярным знаком.

Ещё один Будда
Это ли не пример того, что солярный коловрат не просто орнамент украшательного характера, а символ священный, имеющий глубокий сакральный смысл. Потому же мы её можем видеть на буддийский мандале.

И на священной ступе

Современный Непал

Коловрат-свастика запечатлен еще на бивнях мамонтов. Под золотым Коловратом на алом стяге легендарный князь Святослав ходил на Константинополь, бил хазар. Этот лучезарный символ использовался языческими волхвами (жрецами) в обрядах, связанных с древней славянской Ведической Верой, и до сих пор его вышивают вятские, костромские,
вологодские рукодельницы.

В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа, ее часто можно было встретить на православных иконах. Как пример, свастика на головном уборе Божьей Матери иконы, именуемой"Державная". Помните орнамент на праздничном одеянии православного священника выше? Оттуда же.


По легенде, Чингисхан носил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен великолепный рубин — солнечный камень. В самой старой синагоге Израиля на полу изображена Свастика, хотя считается, что иудеи чуть ли не единственное племя не считающее свастику священным символом.

Вновь Свастика стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке. Она повсеместно стала использоваться в орнаментике, как знак Света, Солнца, Любви, Жизни. Появилась даже трактовка, что символ Свастики необходимо понимать, как аббревиатуру из четырёх слов, начинающихся с латинской буквы «L»: Light — Свет, Солнце; Love — Любовь; Life — Жизнь; Luck — Судьба, Удача, Счастье.Это уже её современная трактовка, без признаков языческого культа.


А вот очень старый "ископаемый" пример свастики.


В настоящее время свастика изображена на президентском штандарте Финляндии.


И её можно найти на карте современной Америке...

Споры о происхождении свастики не утихают многие годы. Её фрагменты обнаружены почти на всех континентах в культурах индуизма, ламаизма, христианства. Сегодня считается, что этот знак берёт свое начало из древней религии ариев - индоевропейцев. Первые его изображения на арийских алтарях и погребениях хараппских печатях и оружии, самарийских чашах относят к 30 веку до н.э. На Урале раскопан , ровесник пирамид Египта, имеющий планировку улиц в виде круглой свастичной мандалы с алтарём в центре.

Что же означала свастика? Это арийский символ единения небесных сил огня и ветра с алтарём - местом слияния этих небесных сил с земными. Поэтому алтари ариев украшались свастикой и почитались святыми, защищёнными от зла. Название "свастика" произошло от санскритского термина "суасти" -- "благоденствие под Солнцем", а свастичная мандала - от понятия "колеса", "диска", или "круга вечности", разделённого на сектора. В Китае и Японии иероглифы свастики означают пожелания долголетия под Солнцем.

В середине 20-го века свастика стала одним из основных инструментов в противостоянии цивилизаций. И это отразилось не только в массовом использовании символа как «маркера» определённых сил, но и в активной эзотерико-мистической технологии применения. Этим аспектом занимались специальные сообщества 3 рейха, в первую очередь Аненербе. Свастику использовали как универсальный инструмент контактного и дистанционного психического кодирования отдельных лиц и групп, волевой проекции на географический регион, формирования событий (будущего заданного типа) и т.п. Далеко не все манипуляции со свастикой дали ожидаемый эффект, однако степень эффективности и характер использования не являются общеизвестной информацией. Эта сторона 2-й мировой войны ещё хранит свои тайны.
Вообще свастик великое множество.

Но как же свастика стала олицетворением фашизма?

Созданная в 1921 году по эскизам Адольфа Гитлера партийная символика и флаг NSDAP (Национал-социалистической Германской Рабочей Партии) впоследствии стали государственными символами Германии (1933-1945). Возможно, что Гитлер при выборе свастики в качестве эмблемы руководствовался теорией немецкого геополитика Карла Хаусхофера, который считал, что свастика - символ грома, огня и плодородия у древних арийских магов.

Именно Хаусхоферу принадлежит выражение: «Пространство как фактор силы», которое у него позаимствовал Гитлер. В представлении самого Гитлера, свастика символизировала «борьбу за торжество арийской расы». К этому времени Свастику уже активно использовали австрийские антисемитские организации.

Тогда же было принято нацистское приветствие «Зига». «Зига» («sieg» - победа) - это жест приветствия Солнца: от сердца к Солнцу дорогой правой руки, ладонь левой руки при этом лежит внутренней стороной на животе, образуя зиг-руну. После 1933 года свастика окончательно стала восприниматься как нацистский символ, в результате чего, была исключена из эмблематики скаутского движения. Киплинг убрал свастику с обложек своих книг.

"В современном мире, как и раньше, широко используется специальный инструментарий - графическая символика - для целенаправленного воздействия на чувства, мысли и желания людей. История использования символов столь же глубока как и история человека разумного. И в этой истории особое место занимает идея поиска некого универсального ключа, магического знака, овладев которым становится возможным управлять не только человеком, но и целыми народами. Насколько реальна эта идея?
Ответ связан с ответом на другой вопрос: из чего состоит мир, в котором мы живём? Тысячи лет им задавались выдающиеся мыслители, актуальным он остаётся и в современном мире. В эпоху античности была популярна идея о скрывающихся за многообразием предметов и явлений лишь нескольких фундаментальных начал - стихий: огня, воды, земли, воздуха, и квинтэссенции этих стихий - эфира. Согласно античным учениям из этих субстанций образуются все известные предметы и явления, а системообразующим процессом является взаимодействие мира идей и мира стихий. Мир идей в данном случае похож на «грандиозное программное обеспечение» для Вселенной. Такая трактовка строения мира допускает материализацию идей в некие монады посредством особой субстанции - субстанции чистой информации - способной видоизменять в вещественном мире любой предмет. Может именно так следует понимать смысл загадочного «философского камня».
В данном случае мы определяем информацию как одно из первичных начал, своеобразную стихию. Что же собой представляют элементы мира идей, отражённые в форме субстанции? Как будет воспринимать их сознание человека? По всей видимости, в виде символов и знаков. Вероятно, внутреннее психическое пространство человека возможно представить в виде живых символов, объединённых в тексты. Имея в своей основе одну природу - единого во Вселенной мира идей, люди независимо от расы, эпохи, языковой культуры, среды обитания, имеют в своей психической структуре одни и те же первичные символьные конструкции. Такая точка зрения позволяет понять, почему на протяжении известной нам истории цивилизации людей существуют схожие и даже полностью идентичные символы, используемые практически во всех регионах планеты у самых разных народов."(с)

И если интересно музей свастики

ВИДЕО И на последок фотографии друга. Свастика в Сингапуре.


(с)
В публикации использовался материал с десятка статей и публикаций.

Сегодня многие люди, услышав слово «свастика», сразу представляют Адольфа Гитлера, концлагеря и ужасы Второй Мировой войны. Но, на самом деле, этот символ появился еще до новой эры и имеет очень богатую историю. Большое распространение он получил и в славянской культуре, где существовало множество его модификаций. Синонимом слова «свастичный» являлось понятие «солярный», то есть солнечный. Существовали ли какие-то отличия в свастике славян и фашистов? А, если да, то в чем они выражались?

Для начала напомним, как выглядит свастика. Это крест, каждый из четырех концов которого загибается под прямым углом. Причем все углы направлены в одну сторону: вправо или влево. Смотря на такой знак, создается ощущение его вращения. Есть мнения, что основное отличие славянской и фашистской свастик заключается в направлении этого самого вращения. У немцев это правостороннее движение (по часовой стрелке), а у наших предков – левостороннее (против часовой). Но это далеко не все, что отличает свастику ариев и арийцев.

Внешние отличия

Также важной отличительной чертой является постоянство цвета и формы у знака армии фюрера. Линии их свастики достаточно широкие, абсолютно прямые, черного цвета. Подлежащий фон – белый круг на красном полотне.

А что же со славянской свастикой? Во-первых, как уже было сказано, есть много свастичных знаков, отличающихся по форме. За основу каждого символа, разумеется, принят крест с прямыми углами на концах. Но у креста может быть не четыре конца, а шесть или даже восемь. На линиях его могут появляться дополнительные элементы, в том числе и плавные, округлые линии.

Во-вторых, цвет свастичных знаков. Здесь также есть разнообразие, но уже не так резко выраженное. Преобладает символ красного цвета на белом фоне. Красный цвет выбран не случайно. Ведь он был олицетворением солнца у славян. Но есть и голубые, и желтые цвета на некоторых из знаков. В-третьих, направление движения. Ранее было сказано, что оно у славян противоположно фашистскому. Однако, это не совсем так. Мы встречаем и правосторонние свастики у славян, и левосторонние.

Мы рассмотрели лишь внешние отличительные атрибуты свастики славян и свастики фашистов. Но гораздо более важными фактами являются следующие:

  • Приблизительное время появления знака.
  • Значение, которое придавалось ему.
  • Где и при каких условиях использовался данный символ.

Начнем со славянской свастики

Время, когда она появилась именно у славян, назвать сложно. Но, например, у скифов, она зафиксирована в четвертом тысячелетии до нашей эры. А так как чуть позже славяне начали выделяться из индоевропейской общности, то, наверняка, они уже использовалась ими то время (третье-второе тысячелетие до новой эры). Тем более, что у праславян они были основополагающими орнаментами.

Свастичные знаки изобиловали в обиходе славян. И поэтому нельзя всем им приписывать одно и то же значение. На самом деле, каждый символ был индивидуальным и нес свою смысловую нагрузку. Кстати, свастика могла быть как самостоятельным знаком, так и входить в состав более сложных (при этом чаще всего ее располагали в центре). Вот основные значения славянских свастичных (солярных символов):

  • Священный и Жертвенный огонь.
  • Древняя мудрость.
  • Единство Рода.
  • Духовное развитие, самосовершенствование.
  • Покровительство богов в мудрости и справедливости.
  • В знаке Валькикрия – это оберег мудрости, чести, благородства, справедливости.

То есть в целом, мы можем сказать, что значение свастики было каким-то возвышенным, духовно-высоким, благородным.

Археологические раскопки дали нам много ценной информации. Оказалось, что в древности славяне наносили подобные знаки на свое оружие, вышивали на костюме (одежде) и текстильных принадлежностях (рушниках, полотенцах), вырезали на элементах своего жилища, домашнего обихода (посуде, прялках и других деревянных приспособлениях). Делали все это в основном с целью защиты, с целью убережения себя и своего дома от злых сил, от горя, от пожара, от дурного глаза. Ведь древние славяне были очень суеверны в этом плане. А с такой защитой чувствовали себя гораздо защищенней и уверенней. Даже курганы и городища древних славян могли иметь свастичную форму. При этом концы креста символизировали определеую сторону света.

Свастика фашистов

  • Принял этот знак в качестве символа национал-социалистического движения сам Адольф Гитлер. Но, мы-то знаем, что придумал ее далеко не он. И вообще, свастику использовали другие националистические группировки в Германии еще до появления Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Поэтому возьмем время появления за начало двадцатого века.

Интересный факт: человек, предложивший Гитлеру взять в качестве символа свастику, изначально представил левосторонний крест. Но фюрер настоял на том, чтобы заменить его на правосторонний.

  • Значение свастики у фашистов диаметрально противоположно таковому у славян. По одной из версий, она означала чистоту германской крови. Сам Гитлер говорил, что сам крест черного цвета символизирует борьбу за победу арийской расы , творческий труд. И вообще фюрер считал свастику древним антисемитским знаком. В своей книге он пишет, что белый круг – это национальная идея, красный прямоугольник – социальная идея нацистского движения.
  • А где же использовалась фашистская свастика? Во-первых, на легендарном флаге Третьего Рейха. Во-вторых, у военных она была на пряжках ремня, в качестве нашивки на рукаве. В-третьих, свастика «украшала» официальные здания, захваченные территории. Вообще она могла быть на любых атрибутах фашистов, но эти были самыми распространенными.

Так им образом, свастика славян и свастика фашистов имеет колоссальные отличия. Это выражается не только во внешних чертах, но и в смысловых. Если у славян этот знак олицетворял что-то доброе, благородное, высокое, то у фашистов – это был истинно нацистский знак. Поэтому не стоит, услышав что-то о свастике, сразу думать о фашизме. Ведь славянская свастика была более светлой, более гуманной, более прекрасной.

Свастика и шестиконечная звезда-украденные славянские символы.

Энциклопедия заблуждений. Третий рейх Лихачева Лариса Борисовна

Свастика. Кто придумал фашистский крест?

Им даже не надо крестов на могилы -

Сойдут и на крыльях кресты…

Владимир Высоцкий «Две песни об одном воздушном бое»

Многие считают, что главный символ Третьего рейха - черную свастику на красном фоне - придумал сам Гитлер или люди из его ближайшего окружения. Но на самом деле такое мнение есть не что иное, как заблуждение. Нацистская святыня, как, впрочем, и другие атрибуты фашистской Германии, существовала задолго до прихода к власти бесноватого фюрера и изначально не несла в себе столь зловещего значения.

Главная эмблема Третьего рейха имеет многовековую историю. Она была распространена в Иране уже в VI тысячелетии. до н. э. Позднее свастика встречалась на Дальнем Востоке, в Средней и Юго-Восточной Азии, в Тибете и Японии. Широко использовала ее и доэллинская Греция. В Киевской Руси этот знак, называемый «коловрат», также был весьма популярен. Не обошла свастика и коренных жителей Американских континентов. А народы Кавказа и балтийские поморы использовали ее как элемент орнаментов даже в начале XX века.

Естественно, все это время крест с изогнутыми концами ни у кого не ассоциировался с массовыми убийствами, разрушительной войной и преступлениями против человечества. Кстати, исторических сведений о том, что этот знак использовали древние германские племена, нет. Пришедшие к власти фашисты искали для нацистского государства подходящую эмблему и ничтоже сумняшеся остановили свой выбор на свастике, окрестив ее древним немецким, а то и вовсе арийским символом.

Значение данного символа точно не установлено. Существует версия, что он был одной из разновидностей креста с обломанными концами, символизирующего, по мнению историков, внутренний мир человека - пространство, расположенное между перпендикулярно пересекающимися линиями. Однако самый распространенный взгляд на свастику заключается в том, что в ней видят солярный, то есть солнечный знак. Этнографы считают ее всего лишь безобидным символом движения небесного светила и смены времен года.

Адольф Гитлер же почему-то увидел в ней нечто принципиально иное. По его мнению, крест с изогнутыми концами олицетворял превосходство арийцев над другими народами. Чем руководствовался немецкий фюрер при вынесении такой оценки - загадка.

Более того, достоверно известно, что идея использовать свастику в качестве эмблемы пришла в голову отнюдь не Гитлеру. Главный символ Третьему рейху «подарила»… немецкая масонская ложа! Точнее, ее правопреемница - тайная организация «Туле». Изначально это общество занималось изучением и популяризацией древней истории и фольклора. Однако ее члены держали нос по ветру и с удовольствием откликнулись на идеи Гитлера. Идеология «Туле» стала базироваться на концепции германского расового превосходства, антисемитизме и пангерманской мечте о новом могущественном немецком Рейхе. Все это было густо «приправлено» оккультизмом: члены общества проводили специальные обряды и магические ритуалы. Среди использовавшихся в этих ритуалах символов была и свастика.

Гитлеру, всегда интересовавшемуся оккультизмом, этот знак приглянулся, и он для начала решил сделать его эмблемой своей партии. Лидер НСДАП немного видоизменил свастику, и летом 1920 года родился символ, который спустя два десятилетия наводил ужас на всю Европу: черный крест с загнутыми концами, вписанный в белый круг на красном фоне. Красный цвет символизировал социальные идеалы партии, а белый - националистические. Крест указывал на победу и верховенство арийской расы.

Посте прихода Гитлера к власти свастика стала непременным атрибутом государственной, официальной, военной и корпоративной символики Германии. Немцы настолько дорожили этим «знаком превосходства», что в 1935 году даже был издан специальный Указ «О запрещении евреям вешать флаг со свастикой». Видимо, нацисты полагали, что своими прикосновениями «расово нечистые» элементы осквернят их святыню.

В годы существования Третьего рейха свастика использовалась везде: на денежных знаках, посуде, сувенирной продукции. Флагами и транспарантами с этим знаком во время каких-либо празднеств были увешаны улицы немецких городов, причем увешаны настолько плотно, что у прохожих начинало рябить в глазах. Однако порой нацистская святыня использовалась не по назначению: писком моды считалось дамское платье, ткань которого украшал орнамент из тысяч мелких крестов.

Возможно, свастика так и осталась бы символом солнца, огня и плодородия. Если бы не Вторая мировая, с началом которой она благодаря Гитлеру определенно перестала быть «солнечной».

Более органичным и уместным с точки зрения расовой теории было использование нацистами рун, положенных в основу письменности древнегерманских и скандинавских народов. Как известно, издревле рунические знаки не только являлись буквами, но и имели магическое значение - применялись для гадания и в качестве охранных амулетов. Историки считают, что, вводя руны в обиход, Гитлер и его окружение пытались не только развить у жителей Германии патриотизм, но и надеялись использовать рунические знаки как магическое орудие. Правда, трактовал их фюрер выборочно: оставил лишь те значения, которые отвечали его мировоззрению. Так, руна Зиг, двойное изображение которой стало «логотипом» СС, в каноническом толковании означала стремление к свету и обогащению духовного мира, а также расцвет творческих способностей. Естественно, доблестным эсэсовцам такие качества были ни к чему, поэтому в интерпретации Гитлера руна-«молния» означала гром, молнию и, опять-таки, превосходство арийской расы.

К «взятым напрокат» символам можно отнести также орла и дубовые ветви. Авторство этих знаков восходит еще к Римской империи. Украшая герб немецкого Рейха, Гитлер замахнулся, ни много ни мало, на наиболее распространенные атрибуты власти римских цезарей.

Такой зловещий знак отличия, как череп («мертвая голова»), фашисты позаимствовали у околомасонского ордена - розенкрейцеров. Причем сначала это мрачное изображение символизировало, по мнению его «первооткрывателей», победу духа над бренной материей. Помните средневековых философов, размышлявших с черепом в руках на тему: «Бедный Йорик…»? А вот в руках, точнее, на пальцах офицеров СС, поместивших «мертвую голову» на серебряные перстни, этот знак приобрел совершенно иное значение. Он стал воплощением жестокости, разрушения и смерти.

Так что не стоит заблуждаться: нацисты не сами придумали символику «тысячелетнего» Рейха. Все используемые ими знаки и атрибуты существовали уже давно и использовались в куда более гуманных целях.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СВ) автора БСЭ

Из книги Словарь современных цитат автора Душенко Константин Васильевич

МУССОЛИНИ Бенито (Mussolini, Benito, 1883-1945), фашистский диктатор Италии 522 Тоталитарное государство. // Status totalitario.Термин, введенный Муссолини в начале 1920-х

Из книги Энциклопедия символов автора Рошаль Виктория Михайловна

Свастика прямая (левосторонняя) Свастика как солнечный символПрямая (левосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми влево. Вращение считается происходящим по часовой стрелке (в определении направления движения мнения иногда расходятся).Прямая свастика –

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Свастика обратная (правосторонняя) Свастика на нацистской военной медалиОбратная (правосторонняя) свастика – это крест с концами, загнутыми вправо. Вращение считается происходящим против часовой стрелки.Обратная свастика связывается обычно с женским началом. Иногда

Из книги 100 великих тайн Второй мировой автора Непомнящий Николай Николаевич

Трикветра (трехлучевая свастика) ТрикветраТрикветра в значительной степени обладает символикой свастики. Это также движение Солнца: на восходе, в зените и на закате. Высказывались предположения о связи этого символа с лунными фазами и обновлением жизни. Подобно

Из книги Энциклопедия заблуждений. Третий рейх автора Лихачева Лариса Борисовна

Андреевский крест (косой крест) Андреевский крест (косой крест)Его называют также диагональным или косым. На таком кресте принял мученическую смерть апостол святой Андрей. Римляне использовали этот символ для обозначения границы, проход за пределы которой воспрещался.

Из книги Кто есть кто в мире искусства автора Ситников Виталий Павлович

Тау-крест (крест святого Антония) Тау-крест Крест святого АнтонияТау-крест назван так из-за сходства с греческой буквой «Т» (тау). Он символизирует жизнь, ключ к верховной власти, фаллос. В Древнем Египте – знак плодородия и жизни. В библейские времена – символ защиты. У

Из книги Популярный словарь по буддизму и близким к нему Учениям автора Голуб Л. Ю.

Свастика (др. - инд.) - «связанное с благом» - крест с концами, загнутыми, как правило, по направлению часовой стрелки, символ солнца, знак света и щедрости. Использовался в фашистской Германии как эмблема нацистской партии, что придало этому солярному символу одиозный

Из книги Кто есть кто в мире открытий и изобретений автора Ситников Виталий Павлович

Из книги автора

Военный фундамент вермахта. Ковался ли в СССР фашистский меч? Кто на нас с мечом пойдет, тот от меча и погибнет. Александр Невский В последние годы немало говорят о том, что СССР сам подготовил и обучил военных специалистов для будущего противника - Германии. Якобы Страна

Из книги автора

Кто придумал басню? Басня - это один из древнейших жанров литературы. Полагают, что, басни были одними из первых литературных произведений, в которых отразились представления людей о мире. Первым автором басен называют раба Эзопа, славившегося своим остроумием. Ученые

Из книги автора

Из книги автора

Кто придумал светофоры? Знаете ли вы, что организация движения была проблемой еще задолго до появления автомобилей. Юлий Цезарь был, вероятно, первым правителем в истории, который ввел правила дорожного движения. Он, например, принял закон, по которому женщины не имели

Из книги автора

Кто придумал тачку? Одно из самых распространенных приспособлений для перевозки земли и грузов было изобретено в Юго-Западном Китае в I веке до нашей эры. Легенда связывает его изобретение с именем Гоюя, одного из полулегендарных правителей Китая.Старейшее изображение

Из книги автора

Кто придумал бутерброд? Изобретателем бутерброда можно считать графа Сэндвича. Он был настолько азартным игроком, что не мог оторваться от карт даже для приема пищи. Поэтому он требовал, чтобы ему приносили легкую закуску в виде кусочков хлеба и мяса. Игра не могла

Из книги автора

Кто придумал йогурт? Изобретением йогурта мы обязаны русскому ученому, жившему в XX веке, – И. И. Мечникову. Он первым догадался применить для заквашивания молока бактерию коли, которая обитает в кишечнике многих млекопитающих.Оказалось, что заквашенное этими бактериями

После Первой мировой войны Европа находилась в состоянии экономического и культурного кризиса. Сотни тысяч молодых людей пошли на войну, наивно мечтая о героических подвигах на поле брани ради чести и славы, а вернулись инвалидами во всех отношениях. От духа оптимизма, которым были отмечены первые годы XX века, остались одни воспоминания.

Именно в эти годы на политическую арену вышло новое политическое движение. Фашистов в разных странах Европы объединяло то, что все они были ультранационалистами. В фашистские партии, организованные по строго иерархическому принципу, вступали люди разных социальных классов, жаждавшие активных действий. Все они утверждали, что их собственная страна или этническая группа находится в опасности, и полагали себя единственной политической альтернативой, которая может противостоять этой угрозе. Опасными объявляли, к примеру, демократию, иностранный капитализм, коммунизм или, как это было в Германии, Румынии и Болгарии, другие нации и расы. Целью создания такой мнимой угрозы была организация массового движения, способного объединить страну и насильственным путем сокрушить конкурирующие идеи и внешние силы, якобы стремившиеся разрушить нацию. Государство должно было полностью взять под контроль каждого члена общества, а индустрию следовало организовать так, чтобы достичь максимальной производительности труда.

В общих рамках такой стратегии, естественно, существовали разные варианты идеологий - в зависимости от исторических, культурных и политических предпосылок каждой страны. В странах с сильной католической церковью фашизм нередко сочетался с элементами католицизма. В одних европейских странах фашистское движение вырождалось в мелкие маргинальные группы. В других фашистами удавалось прийти к власти, и тогда развитие отличалось культом фашистского лидера, пренебрежением к правам человека, контролем над прессой, воспеванием милитаризма и подавлением рабочего движения.

Италия и «связка розог», или «пучок хвороста»

Слово «фашизм» первоначально использовалось для обозначения идеологии партии Partito Nazionale Fascista в Италии. Лидером итальянских фашистов стал бывший журналист Бенито Муссолини. Много лет Муссолини увлекался социалистическим движением, но во время Первой мировой войны стал националистом.

После Первой мировой войны экономика Италии была разрушена, безработица достигла рекордно высокого уровня, а демократические традиции пришли в упадок. Война стоила жизни более 600 тысяч итальянцев, и хотя Италия относилась к победившей стороне, страна находилась в кризисе. Многие считали, что в результате Версальского мира Италия проиграла.

23 мая 1919 года была образована первая фашистская группа Fasci di Combattimenti. Умело используя социальное брожение в стране, Муссолини превратил свою группировку в массовую организацию. Когда осенью 1921 года она была преобразована в политическую партию, в нее входило уже 300 тысяч человек. Еще через полгода движение объединяло 700 тысяч членов. В выборах 1921 года фашистская партия получила 6,5 % голосов и вошла в парламент.

Однако партия национал-фашистов (Partito Nazionale Fascista) не была обычной политической партией. Фашистское движение привлекало, прежде всего, юношей. Многие из них были ветеранами войны, умели подчиняться дисциплине и обращаться с оружием. В движении появились боевые группы, где превозносилось право сильного, и постепенно насилие стало важной частью всей партийной идеологии. Своими кровавыми атаками на коммунистов и других представителей рабочего движения фашисты приняли сторону работодателей во время забастовок, а правительство консерваторов использовало их для подавления социалистической оппозиции.

В 1922 году фашисты взяли власть в Италии. Муссолини пригрозил, что выступит со своими боевиками маршем на Рим. После этой угрозы 31 октября его пригласили на аудиенцию к королю Виктору Эммануилу III, который предложил Муссолини пост премьер-министра в консервативном коалиционном правительстве. Это было мирное взятие власти, однако в мифологии фашизма событие называлось «маршем на Рим» и описывалось как революция.

Муссолини находился у власти 22 года, вплоть до 25 июля 1943 года, когда войска союзников вступили в Италию, и король сместил диктатора. Муссолини был арестован, но его освободил немецкий парашютный десант, дав ему возможность бежать в Северную Италию, где 23 сентября дуче провозгласил печально известную «республику Сало» - немецкий протекторат. «Республика Сало» просуществовала до 25 апреля 1945 года, когда войска союзников заняли этот последний бастион итальянского фашизма. 28 апреля 1945 года Бенито Муссолини попал в плен к партизанам и был казнен.

Тоталитарное государство

Муссолини, как и многие его соратники, во время Первой мировой войны попал на фронт солдатом. Жизнь в окопах представлялась ему идеальным обществом в миниатюре, где все, независимо от возраста или социального происхождения, трудились во имя общей цели: обороны страны от внешнего врага. Придя к власти, Муссолини задумал изменить Италию до основания, создать страну, где все общество было бы вовлечено в гигантскую производственную машину и где фашисты имели бы тотальный контроль. Выражение «тоталитарное государство» возникло в первые годы фашистского режима в рядах его политических противников для описания именно такого способа правления. Затем Муссолини стал использовать этот термин для описания собственных честолюбивых планов. В октябре 1925 года он сформулировал лозунг: «Все в государстве, ничего вне государства, ничего против государства».

Вся политическая власть в обществе должна была исходить лично от Муссолини, которого называли «дуче», то есть «лидер» или «вождь». Чтобы мотивировать это сосредоточение власти в руках одного человека, итальянская пресса начала восхвалять Муссолини. Его описывали как олицетворение идеала мужчины, вокруг него создавались такие мифы и такой культ его личности, который в глазах современного человека кажется смешным. Например, его описывали как «сверхчеловека», который способен работать 24 часа в сутки, обладает фантастической физической силой и однажды якобы остановил взглядом начинавшееся извержение вулкана Этна.

Наследники римской державы

Итальянское государство было относительно молодым и социально и даже лингвистически неоднородным. Однако и до прихода к власти фашистов националисты стремились объединить граждан вокруг единого исторического наследия - истории Древнего Рима. Древнеримская история была важной частью школьного обучения с конца XIX века. Еще до начала Первой мировой войны создавались исторические фильмы-колоссы.

Естественно, в этой атмосфере Муссолини попытался выставить фашистов наследниками римлян, выполняющими предопределенную судьбой историческую задачу - возвращение былой власти и блеска рухнувшей империи. В годы правления дуче основное внимание уделялось периоду возникновения Римской империи, ее военному превосходству, а общественное устройство того времени изображалось похожим на то, которое стремился построить Муссолини. Именно из римской истории позаимствованы многие символы, используемые фашистами.

«Связка хвороста» - «фасция»

Само слово «фашизм» имеет общий корень с партийным символом Муссолини и его приспешников. Fascio littorio, ликторская фасция
- так называлась связка хвороста или розог с бронзовым топориком в центре. Такие «связки», или «снопы», несли римские ликторы - служащие низкого ранга, расчищая ими в толпе пусть для важных персон.

В Древнем Риме такая «связка хвороста» была символом права ударить, избить и вообще наказать. Позже она стала символом политической власти вообще. В XVIII веке, в эпоху Просвещения фасция олицетворяла республиканское правление в противоположность монархии. В XIX веке она стала означать силу через единство, поскольку связанные вместе прутья намного крепче суммы каждой хворостины или плетки. Во второй половине столетия слова «фашина», «фасция», «связка» стали означать небольшие левацкие группы в политике. А после того, как в середине 1890-х годов на Сицилии профсоюзы провели несколько забастовок, этот термин приобрел оттенок радикализма.

В начале XX века слово «фашисты» было довольно распространенным. Так называли радикальные итальянские политические группы, как правые, так и левые. Однако с распространением партии Fasci di Combattimenti по всей стране Муссолини монополизировал этот термин. Постепенно слово «фасция» стало ассоциироваться именно с идеологией итальянских фашистов, а не вообще с политическим авторитетом, как раньше.

«Связка хвороста», или «пучок розог», были не только символом восприятия фашистами самих себя в качестве наследников Рима. Символика означала также духовное и физическое «возрождение» итальянского народа, основой которого были авторитет и дисциплина. Связанные в один пучок ветви стали олицетворением объединенной Италии под руководством дуче. В своем манифесте «Доктрина фашизма» (Dottrina del fascismo, 1932) Муссолини писал: «[фашизм] желает преобразовать не только внешние формы жизни человека, но и само ее содержание, человека, характеры, веру. Для этого требуется дисциплина и авторитет, который производит впечатление на души и совершенно их покоряет. Поэтому их знаменуют ликторская фасция, символ единства, силы и справедливости».

После прихода Муссолини к власти фасции заполонили повседневную жизнь итальянцев. Они встречались на монетах, знаменах, официальных документах, крышках канализационных люков и почтовых марках. Их использовали частные объединения, организации и клубы. Два огромных размеров «снопа» стояли по бокам Муссолини, когда он произносил речи к народу в Риме.

С 1926 года члены фашистской партии были обязаны носить этот знак - партийную эмблему - и на штатской одежде. В декабре того же года был издан декрет о придании символу государственного значения. Три месяца спустя «сноп» был включен в изображение государственного герба Италии, заняв место слева от герба итальянского королевского дома. В апреле 1929 года фасция заменила двух львов на щите королевской династии. Так государство и фашистская партия слились воедино. И фасция стала зримым символом «нового порядка.

Фашистский «стиль»

Муссолини не только хотел изменить общество, но он стремился и трансформировать в соответствии с фашистским идеалом итальянский народ. Дуче начал с членов партии, которые первыми стали одеваться и вести себя в соответствии с фашистской моделью, которую потом стали связывать с правоэкстремистскими движениями во всем мире. Для фашистов слово «стиль» было не только вопросом вкуса в выборе одежды. Речь шла о близости к фашистскому идеалу во всем: в привычках, поведении, действиях и отношению к жизни.

Фашизм был идеологией войны, и его сторонники одевались, как солдаты. Они маршировали, пели песни борьбы, давали клятвы верности, приносили присягу и носили униформу. Форма включала сапоги, брюки, особый головной убор и черную рубашку.

Первоначально черные рубашки носили члены боевых фашистских групп, которые дрались на улицах с коммунистами и другими политическими противниками. Выглядели они как элитные войска времен Первой мировой войны и назывались «ардити». Когда в 1922 году Муссолини пришел к власти, он распустил боевиков и вместо них организовал национальную милицию. Но черные рубашки остались и со временем приобрели такой статус, что человек, надевший ее в неподобающее время, мог быть арестован и отдан под суд.

В 1925 году Муссолини сказал на партийном съезде: «Черная рубашка - это не одежда на каждый день и не униформа. Это боевой мундир, который могут носить лишь люди, чистые душой и сердцем».

В «десяти заповедях» фашизма, которые были сформулированы в октябре 1931 года, говорилось: «Тот, кто не готов без малейших колебаний принести в жертву свое тело и душу за Италию и на службу Муссолини, тот не достоин носить черную рубашку - символ фашизма». После прихода к власти черные рубашки стали носить государственные служащие всех ведомств. В 1931 году всех профессоров, а несколько лет спустя - и учителей на всех уровнях обязали носить черные рубашки на торжественных церемониях. С 1932 по 1934 годы были разработаны детальные правила ношения рубашек (носить крахмальные воротнички было «абсолютно запрещено») в сочетании с аксессуарами - сапогами, ремнем и галстуком.

Римское приветствие

В фашистский стиль поведения входил и так называемый римский салют. Приветствие вытянутой правой рукой ладонью вниз со второй половины XVIII века связывали с Древним Римом. Неизвестно, использовалось ли оно на самом деле, но существуют изображения, на которых запечатлены похожие жесты.

Французский художник Жак-Луи Давид изобразил клятву или присягу Горациев на полотне 1784 года, где близнецы, три брата, вытянув руки, клянутся пожертвовать своими жизнями ради Римской республики. После Великой французской революции Давид написал еще одну картину, где новое, революционное, правительство присягает на верность новой конституции тем же жестом, выбросив вперед и вверх правые руки. Вдохновленные полотном Давида, художники еще целое столетие изображали подобное приветствие в картинах на древнеримские темы.

В середине XIX века вытянутая правая рука все больше принимала характер военного приветствия, распространенного как среди разных политических группировок, так и на уровне целой страны. В США, например, с 90-х годов XIX века школьники салютовали правой рукой в момент поднятия американского флага. Это продолжалось вплоть до 1942 года, когда Америка вступила в войну против Италии и Германии и использовать для приветствия тот же жест, что и фашисты, стало политически невозможно.

Итальянские фашисты считали этот приветственный жест символом наследия Древнего Рима, а пропаганда описывала его как салют мужественности в отличие от обычного рукопожатия, которое начали считать слабым, женственным и буржуазным приветствием.

Экспорт стиля

Итальянские фашисты считались родоначальниками стиля, который перенимали все остальные группы подобного идеологического направления в Европе 20-х и 30-х годов. Среди фашистов распространилась привычка маршировать в рубашках темных тонов.

Вслепую копировали итальянцев члены Британского союза фашистов (British Union of Fascists), нидерландской партии Mussertpartiet и болгарской Национална задруга фашисти- все они были «чернорубашечниками». Испанские фалангисты в 1934 году отказались вводить черные рубашки, чтобы отличаться от итальянских фашистов, и перешли на синюю форму. Также поступили португальские национал-синдикалисты, шведские сторонники Линдхольма, ирландцы в Army Comrades Association и несколько французских групп: Faisceau, Solidarité Française и Le Francisme. В Германии члены штурмовых отрядов Национал-социалистической партии (НСДАП) носили коричневые рубашки. Зеленые рубашки носили члены венгерской «Партии скрещенных стрел» (Nyilaskeresztes part) - «нилашисты», хорватские усташи и румынская «Железная гвардия». Серые рубашки носили члены швейцарского Национального Фронта и исландские национал-социалисты. В США была небольшая группа, называвшая себя «серебряные рубашки».

Римское приветствие вскинутой рукой использовалось разными националистическими группами Европы еще до прихода Муссолини к власти в Италии. С победным шествием итальянских фашистов этот жест стал распространяться все шире. Символ фасции перенимали и другие фашистские объединения, вдохновленные успехами Муссолини, - например, Британский союз фашистов, болгарская Национална задруга фашисти, швейцарский Fascismus и шведская Svenska fascistiska kampförbundet.

В природе фашизма заложено, однако, восхваление собственной культуры. Поэтому большинство группировок в других странах вместо ликторской фасции стали использовать местные национальные символы или знаки, которые лучше отражали локальный вариант фашистской идеологии.

Фашистские группировки и символы в других странах

Бельгия

В период между мировыми войнами в Бельгии возникло два параллельных движения фашистского направления. Первое из них по большей части привлекло к себе валлонцев, франкофонных бельгийцев. Лидером движения был юрист Леон Дегрелль, главный редактор католического и консервативного журнала Christus Rex. Созданная им организация стала основой образованной в 1930 года партии Rexistpartiet. Рексизм, как стали называть идеологию этой партии, совмещал тезисы католицизма с чисто фашистскими элементами, например, корпоративизмом и отменой демократии. Постепенно рексисты сблизились с немецким национал-социализмом, что привело к потере партией поддержки церкви, а с ней - и многих сторонников. Во время Второй мировой войны рексисты поддержали немецкую оккупацию Бельгии, а Дегрелль пошел добровольцем в СС.

В эмблеме партии рексистов буквы «REX» были скомбинированы с крестом и короной как символами царства Христа на земле.

Второе заметное фашистское движение в Бельгии нашло сторонников во фламандской части населения. Уже в 20-е годы в стране активизировались группы фламандских националистов, и в октябре 1933 года значительная их часть объединилась в партию Vlaamsch Nationaal Verbond (VNV) под руководством Стафа де Клерка. Эта партия принимала многие идеи итальянских фашистов. Де Клерка называли «den Leiter», «лидер». В 1940 году его партия сотрудничала с оккупационным режимом. Сразу после войны она была запрещена.

Цвета эмблемы партии VNV позаимствованы из герба национального нидерландского героя Вильгельма Оранского. Треугольник - христианский символ Троицы. В символике христианства треугольник может также представлять равенство и единство. Круг в эмблеме - тоже христианский символ единства.

Финляндия

В Финляндии фашизм распространился шире, чем в остальных странах Северной Европы. Националистические течения были сильными весь период между двумя мировыми войнами. Страна получила независимость от России в 1917 году. После Гражданской войны 1918 года, когда белые разбили красных, которых поддерживала Советская Россия, страх перед коммунистической революцией был силен. В 1932 году была образована партия Isänmaallinen kansanliike (IKL), ставшая продолжением антикоммунистического националистического Лапуаского движения 20-х годов.

IKL была чисто фашистской партией с добавлением собственной крайне националистической мечты об этнически гомогенной Великой Финляндии, в которую должны были входить и территории сегодняшних России и Эстонии, а также требований корпоративного устройства общества. Все это подавалось на фоне идеологии «сверхчеловека», в которой финны представлялись биологически превосходящими соседние народы. Партия существовала до 1944 года. Она успела выставить свои кандидатуры в трех выборах и получила чуть более 8 % голосов на выборах 1936 года, а три года спустя число поданных за нее голосов снизилось до 7%.

Члены партии IKL носили униформу: черная рубашка и синий галстук. Партийное знамя было тоже синего цвета с эмблемой: внутри круга - мужчина с дубинкой, сидящий на медведе.

Греция

После выборов 1936 года Греция находилась в сложной ситуации. Опасаясь растущего профсоюзного движения, король назначил премьер-министром министра обороны Иоанниса Метаксаса. Метаксас воспользовался серией забастовок, чтобы объявить чрезвычайное положение и немедленно отменить демократические институты страны. 4 августа 1936 года он провозгласил режим, названный «режимом 4-го августа», и начал создавать авторитарную диктатуру с элементами фашизма, взяв за образец действия Национального Союза, стоявшего у власти в Португалии. В Грецию неоднократно вводились войска, и в 1941 году в стране пришло к власти правительство, лояльное Гитлеру. Режим рухнул, когда Греция, несмотря на прогерманские симпатии Метаксы, встала на сторону союзников во Второй мировой войне.

В качестве символа «режима 4-го августа» Метакса выбрал стилизованный обоюдоострый топор, поскольку он считал его древнейшим символом эллинской цивилизации. Действительно, двойные топоры-секиры, реальные и в изображениях, в греческой культуре на протяжении тысячелетий, они нередко встречаются среди археологических находок периода Минойской цивилизации на Крите.

Ирландия

В 1932 году в Ирландии образовалась фашистская организация Army Comrades Association (ACA), первоначально созданная для охраны собраний националистской партии Cumann nan Gaedhael. Вскоре под руководством бывшего генерала и начальника полиции Оуэна О’Даффи ACA стала самостоятельной и изменила название на «Национальная Гвардия».

Вдохновленные итальянскими фашистами, члены организации с апреля 1933 года начали носить «партийные» рубашки небесно-голубого цвета, за что и были прозваны «Голубые рубашки». Они также переняли римское приветствие и угрожали провести марш на Дублин в подражание маршу Муссолини на Рим. В том же 1933 году партия была запрещена и О’Даффи ослабил фашистскую риторику. Позже он был в числе создателей националистической партии Фине Гэл.

Знамя организации ACA, ставшее затем флагом Национальной Гвардии, представляло собой вариант знамени ирландского ордена Святого Патрика, введенный в 1783 году: красный Андреевский крест на белом фоне. Небесно-голубой цвет восходит к легенде о том, как белый крест возник на небе в честь Святого Андрея (этот мотив существует и на флаге Шотландии).

Норвегия

Видкун Квислинг создал националистическую партию «Национальное согласие» (Nasjonal Samling) в 1933 году. Вскоре партия взяла ориентацию на фашизм и нацизм. До начала Второй мировой войны «Национальное согласие» было наиболее быстро растущей в Норвегии партией, и после оккупации страны Германией Квислинг стал министром-президентом страны. К 1943 году партия насчитывала около 44 тысяч членов. 8 мая 1945 года партия была распущена, а имя Квислинга стало во всем мире синонимом предателя родины.

Партия «Национальное согласие» использовала в качестве символа скандинавский традиционный флаг, то есть желтый крест на красном фоне. Местные отделения партии обозначали себя «крестом Олафа» - вариантом «солнцеворота». Этот знак является символом Норвегии со времен христианизации страны Святым Олафом в XI веке.

Португалия

После Первой мировой войны Португалия лежала в руинах. После военного путча 1926 года уже в 1930 году была формально создана партия Национальный Союз. В 1932 году руководство партией взял в свои руки бывший министр финансов Антонио Салазар, который вскоре стал премьер-министром. Салазар, находившийся у власти в Португалии вплоть до своей смерти в 1970 году, ввел полную диктатуру и ультрареакционную политическую систему, некоторые элементы которой можно расценивать как фашистские. Партия оставалась у власти до 1974 года, когда режим был свергнут и в стране введена демократия.

Национальный Союз использовал в своей символике так называемый мантуанский крест. Этот крест, как и Железный Крест фашистов, представляет собой черно-белый cross patté , но с более узкими перекладинами. Его использовали, среди прочих, и фашисты во Франции.

Фашистской в чистом виде была другая группировка в Португалии 30-х годов. Она сформировалась в 1932 году и называлась «Движение национал-синдикалистов» (MNS). Лидером движения был Ролан Прето, который еще в начале 20-х годов восхищался Муссолини и видел сходство между его фашизмом и своим национал-синдикализмом. Вдохновленные итальянцами, члены движения носили синие рубашки, за что были прозваны «синерубашечниками».

MNS была более радикальной, чем стоявший у власти Национальный Союз, и критиковала салазаровский режим за излишнюю робость в преобразовании португальского общества. В 1934 году MNS по приказу Салазара была распущена, но продолжала свою деятельность в подполье до тех пор, пока ее руководство не выслали из страны после неудачной попытки переворота в 1935 году. Прето поселился в Испании, где принял участие в гражданской войне на стороне Франко.

Движение MNS находилось под сильным влиянием католичества. Поэтому в качестве его символа был избран крест португальского Христова ордена рыцарей-крестоносцев XIV века.

Румыния

После Первой мировой войны Румынию так же, как и остальные европейские страны, настигла депрессия. И так же, как в Германии и Италии, экономические проблемы и страх перед коммунистической революцией привели здесь к возникновению крайних националистических движений. В 1927 году харизматический лидер Корнелиу Кодряну создал «Легион Михаила Архангела», или «Железную гвардию». «Железная гвардия» совмещала в своей идеологии религиозный мистицизм со звериным антисемитизмом. Членов «гвардии» набирали чаще всего среди студентов. Целью Кодряну было «христианское и расовой очищение» нации. Вскоре из крошечной секты «Легион Михаила Архангела» превратился в партию, которая на парламентских выборах 1937 года получила 15,5 % голосов, став, таким образом, третьей по величине партией страны.

«Железная гвардия» воспринималась как угроза режимом короля Кароля II. Когда король ввел в 1938 году диктатуру, Кодряну был арестован, а затем убит якобы при попытке к бегству. В результате Кодряну получил славу «мученика фашизма», и его до сих пор почитают современные нацисты во всем мире.

Во Время второй мировой войны члены «Железной гвардии», которых называли «легионерами», сотрудничали с немецкими оккупационными войсками и прославились своей жестокостью.

Легионеры приветствовали друг друга римским или салютом и носили зеленые рубашки, поэтому их называли «зеленорубашечниками» (зеленый цвет должен был символизировать обновление).

Символом организации стал стилизованный вариант разделенного на три части переплетенного христианского креста, напоминающий тюремную решетку. Этот знак был призван символизировать мученичество. Символ называли иногда «Крестом Михаила Архангела» - ангела-хранителя «Железной гвардии».

Швейцария

В 20-е годы в Швейцарии, по примеру соседней Италии, стали создаваться мелкие фашистские группы. В 1933 году две такие группы объединились в партию под названием Национальный Фронт. Эта партия находилась под сильным влиянием немецких нацистов; по их примеру она основала молодежную и женскую организации, а в середине 30-х годов - и собственную вооруженную милицию, которая называлась Harst или Auszug.

На выборах 1933 года в местные органы власти швейцарский Национальный Фронт получил поддержку избирателей на волне национализма, инспирированного приходом к власти нацистов в Германии. Максимальной численности - более 9 тысяч членов - партия достигла в 1935 году, получив 1,6 % голосов и одно место в швейцарском парламенте. Возглавляли партию Эрнст Бидерман, Рольф Хени и Роберт Тоблер. В 1940 году Фронт был запрещен правительством, но продолжал свою деятельность до 1943 г.

Национальный Фронт создал собственный вариант итальянского фашистского стиля - с серыми рубашками. Члены организации переняли также римское приветствие. Символом Фронта был вариант швейцарского флага, в котором белый крест доходил до границ красного фона.

Испания

Испанская Фаланга была создана в 1933 году. Сначала, как итальянские фашисты и немецкие нацисты, фалангисты попытались прийти к власти через выборы, но им не удалось переманить на свою сторону достаточное число избирателей, голосовавших за консервативные партии, пользовавшиеся поддержкой католической церковью.

Следующий шанс появился после победы на выборах 1936 года социалистической партии Народный фронт. Испанские военные под руководством генерала Франциско Франко отказались признать результаты выборов и начали вооруженное восстание, которое вылилось в гражданскую войну 1936-1939 годов. Первоначально Франко, однако он позволил Фаланге, число членов которой после выборов значительно увеличилось, стать самой важной частью политического аппарата, и принял политическую программу партии. С помощью Италии и Германии Франко и фалангисты победили в гражданской войне. Однако несмотря на поддержку, в ходе Второй мировой войны фалангисты не приняли сторону Гитлера, и благодаря этому им удалось сохранить власть и в последующем.

После войны Испания, как и соседняя Португалия, стала авторитарной диктатурой. Режим Франко продержался до 1975 года. Фаланга формально была распущена в 1977 году.

Символ Фаланги позаимствован из герба времен правления короля Фердинанда и королевы Изабеллы - объединителей Испании XV века. В 1931 г. ярмо и стрелы были взяты символами партии «Хунты национал-синдикалистского наступления» (Juntas de Ofensiva Nacional Sindicalista), которая позже объединилась с Фалангой. Ярмо издревле символизировало труд ради общей цели, а стрелы - власть. Красно-черный фон - цвета испанских синдикалистов.

Великобритания

Британский союз фашистов (BUF) был создан в 1932 году бывшим депутатом парламента от консерваторов и министром в лейбористском правительстве сэром Освальдом Мосли. Мосли строил свою организацию по образу и подобию итальянских фашистов и ввел черную униформу, за что членов Союза называли «чернорубашечниками». Численность BUF доходила до 50 тысяч человек. В середине 30-х годов из-за того, что ее члены были замешаны в многочисленные инциденты с применением насилия, популярность партии упала. В 1940 году организация была запрещена, и большую часть Второй мировой войны Мосли просидел в тюрьме.

Освальд Мосли считал, что британская колониальная империя является современной наследницей Римской империи, а потому вначале использовал вариант римской фасции в качестве партийного символа. В 1936 году партия приняла новый символ: молния внутри круга.

Цвета были заимствованы у британского флага. Круг - древний христианский символ единства. Молния - символ действия, активности. В послевоенное время эта же символика использовалась американской фашистской группировкой Партией национального возрождения. Она встречается среди правых экстремистов до сих пор - например, британская террористическая организация Combat 18, использовала молнию и круг в логотипе газеты The Order в начале 90-х годов XX века.

Швеция

В Швеции в году была создана Шведская фашистская организация борьбы (Sveriges Fascistiska Kamporganisation, SFKO). Символ «пучка розог» использовался и как знак партии, и как название ее главного органа Spöknippet.

После того, как лидера партии Конрад Хальгрен и Свен Олаф Линдхольм посетили Германию, партия сблизилась с национал-социализмом и осенью 1929 году изменяла название на Шведскую национал-социалистическую народную партию.

В 1930 году она объединилась с другими нацистскими партиями: Национал-социалистической крестьянско-рабочим объединением Биргера Фуругорда и «Новошведской партией». Новая организация сначала называлась Новошведской национал-социалистической партией, а вскоре стала Шведскую национал-социалистической партией (SNSP). В выборах 1932 года во вторую палату риксдага партия выставила свои кандидатуры в девяти избирательных округах и набрала 15188 голосов.

Со временем идеологические разногласия между Фуругордом и Линдхольмом обострились до такой степени, что 13 января 1933 года Линдхольм и его сторонники были исключены из партии. На следующий день Линдхольм образовал Национал-социалистическую рабочую партию (NSAP). Партии стали называться «линдхольмской» и «фуругордской».

В октябре 1938 года NSAP снова поменяла название на Шведское социалистическое объединение (SSS). Линдхольм объяснял отсутствие успехов в вербовке новых членов тем, что партия слишком сблизилась с немецким национал-социализмом и использовала в качестве символа немецкую свастику. Его партия называла свою идеологию «народным социализмом» (folksocialism), а вместо свастики взяла в качестве партийного символа «сноп династии Васа» (vasakärven).

Этот геральдический символ объединителя Швеции короля Густава Васы имеет в Швеции важное национальное значение. Слово vase на старошведском языке обозначает сноп колосьев. В средние века разные варианты таких «снопов» или «связок» использовались при строительстве значительных зданий и закладке дорог. «Сноп», изображенный на гербе династии Васа, служил, в частности, для заполнения рвов при штурме крепостей. Когда Густав Васа в 1523 году взошел на шведский трон, то этот символ оказался на гербе шведского государства. Лозунг короля «Varer svensk» (приблизительно «будь шведом») часто цитировался в нацистских и фашистских кругах.

Германия

Национал-социалистическая рабочая партия (NSDAP) Германии была образована в 1919 году. В 20-е годы под руководством Адольфа Гитлера партия превратилась в массовое движение, и к моменту прихода к власти ее ряды насчитывали почти 900 тысяч членов.

Немецкий национал-социализм во многом напоминал итальянский фашизм, но по нескольким пунктам различия были. Обе идеологии отмечены выраженным культом личности лидера. Обе они стремились объединить общество в единое национальное движение. И национал-социализм, и фашизм явно антидемократичны и оба они отличаются антикоммунизмом. Но если фашисты считали государство главнейшей частью общества, то нацисты вместо этого говорили о чистоте расы. В глазах нацистов тотальная власть государства была не целью, а средством для достижения иной цели: блага для арийской расы и германского народа. Там, где фашисты трактовали историю как постоянный процесс борьбы между разными формами государства, нацисты видели вечную борьбу между расами.

Это отражалось и в символе нацистов свастике - древнем знаке, который в XIX веке был объединен с мифом об арийском расе как венце творения. Нацисты переняли многие внешние признаки фашизма. Они создали собственный вариант фашистского «стиля» и ввели римское приветствие. Подробнее об этом см. в главах 2 и 3.

Венгрия

Как и в других европейских странах, фашистские группы разных уклонов возникли в Венгрии в период между мировыми войнами. Некоторые такие группы объединились в 1935 году в Партию национальной воли. Два года спустя эта партия была запрещена, но в 1939 году вновь возникла под названием «Скрещенные стрелы. Венгерское движение». В мае того же года она стала второй по величине партией страны и получила 31 место в парламенте. С началом Второй мировой войны ее снова запретили, но в октябре 1944 году немецкие оккупационные власти поставили у власти так называемое правительство национального единства во главе с председателем «Скрещенных стрел» Ференцем Салаши. Этот режим продержался всего несколько месяцев, до февраля 1945 года, но за короткое время отправил в концлагеря около 80 тысяч евреев.

Сторонники «салашистов» (по имени лидера партии) взяли свое название от христианского креста с заостренными концами, символа, который использовали венгры в X веке. В идеологии «салашистов» венгры были господствующей нацией, а евреи считались главными врагами. Поэтому знак скрещенных стрел стоит на втором месте после свастики, в числе самых антисемитских символов фашизма. Скрещенные стрелы, как и обычай маршировать в зеленых рубашках, были ими заимствованы у ранней фашистской группы 1933 года HNSALWP, впоследствии вошедшей в Партию национальной воли.

В период правления правительства Салаши в Венгрии возник флаг, в центре которого на красном фоне расположен белый круг, а в нем - черные скрещенные стрелы. Таким образом, целиком повторялась цветовая гамма и структура немецкого флага со свастикой. Войска СС, сформированные из венгерских добровольцев, также использовали этот символ для Венгерских дивизий № 2 и № 3. Сегодня этот символ в Венгрии запрещен.

Кроме того, «салашисты» использовали красно-бело-полосатый флаг с герба династии венгерских князей Арпадов, правившей в стране с конца IX века до 1301 года.

Австрия

В 1933 году австрийский канцлер Энгельберт Дольфус отменил парламентское правление и ввел однопартийную систему под руководством партии Отечественный Фронт. Партия совмещала в своей программе итальянский фашизм и элементы католицизма, иначе говоря, исповедовала клерикальный фашизм. Отечественный Фронт находился в оппозиции к немецкому национал-социализму, и в 1934 году во время попытки путча Дольфус был убит. Клерикальный фашизм доминировал в стране до 1938 года, когда Австрия была присоединена к нацистской Германии.

Флаг партии Отечественный Фронт представляет собой так называемый костыльный крест на красно-белом фоне. Крест имеет такие же древние корни, как и кресты рыцарей-крестоносцев, и в христианской традиции называется cross potent. Его использование в 30-е годы в Австрии стало попыткой конкурировать с нацистской свастикой.




Top