Значение слова святогор в краткой биографической энциклопедии. Святогор: богатырь огромного роста и невероятной силы

Былина "Святогор и Микула Селянинович" - известное произведение древнерусского эпоса. Она рассказывает о знаменитом богатыре-великане.

Богатырь Святогор

Былины про Святогора относятся к восточнославянской мифологии. Это один из наиболее древних циклов русского Он находится за пределами популярных новгородских и киевских циклов. При этом пересекается с ними в некоторых былинах, посвященных встречам Святогора с Ильей Муромцем.

Согласно распространенному сюжету эпоса, Святогор был очень тяжел. Настолько, что его не выносила земля. Сам он при этом не мог уже преодолеть земной тяги и уходил ногами в землю. Согласно другому преданию, Илья Муромец вместе со Святогором по очереди примеряют гроб, сделанный из камня. Его они внезапно встречают на своем пути. В этой былине Святогор - богатырь, которому гроб пришелся как раз впору.

Однако, оказавшись в гробу, он выясняет, что не может из него выбраться, даже крышка не поднимается. Перед самой смертью Святогор успевает передать часть своей силы Илье Муромцу через дыхание. Так самый известный былинный защитник земли русской становится еще сильнее.

Описание Святогора

Как правило, в былинах Святогор описывается как огромный великан, недюжей силы. Его рост выше деревьев в лесу. В саму святую Русь он наведывается только изредка. В основном предпочитает жить на высоких Святых горах практически в полном одиночестве.

Когда он все-таки выходит из своего жилища, об этом становится известно всей округе. Земля под ним колыхается, деревья раскачиваются, а реки попросту выходят из своих берегов.

Святогор - это олицетворение древнейшего русского богатыря, дохристианского героя славянского эпоса, который является олицетворением могущества русского народа и его божественного предназначения.

Примечательно, что отец былинного Святогора был "темным", то есть слепым человеком. А это явный признак того, что он принадлежал к существам потустороннего мира.

Исполинские силы Святогора

В кратком содержании былины про Святогора часто встречается сюжет, в котором он чувствует в себе исполинские силы. Чтобы это доказать, хвалится, что способен перевернуть небо и землю, если бы было два кольца: одно в небе, а второе в земле. Об этом прослышал другой известный былинный герой по имени Микула Селянинович. Он тогда бросил на землю суму, в которой заключалась вся "земная тягость".

В былине "Святогор и Микула Селянинович", краткое содержание которой приведено в этой статье, наш герой предпринимает безуспешные попытки хоть как-то сдвинуть эту суму, не слезая с коня, но терпит неудачу. Тогда он спешивается и пытается поднять суму двумя руками. Но вместо того, чтобы поднять ее над головой, сам погрязает в землю практически по колени, ведь одолеть земную тягу он никак не может. Так он и оканчивает свою жизнь, не сумев подтвердить на деле слова о своей силе и могуществе.

Есть и другой вариант того, как развивается былина "Святогор и Микула Селянинович". Полностью прочитав ее, можно узнать другое окончание этой истории. В ней Святогор остается в живых, а Микула, сжалившись над ним, открывает секрет своей неподъемной сумы.

Былины с Ильей Муромцем

В былинах про Святогора, содержание которых приведено в этой статье, часто встречается, пожалуй, самый знаменитый русский былинный богатырь Илья Муромец.

Хорошо известен сюжет, в котором Илья Муромец находит настоящую богатырскую постель практически в чистом поле, под дубом. Длиной она 10 саженей, а шириной еще 6. Уставший герой русского эпоса засыпает на ней на целых три дня.

В этой былине Святогор и Илья Муромец встречаются на третий день, когда Илью будит конь. С северной стороны слышится шум, который и встревожил животное. Именно конь советует богатырю спрятаться за дубом.

Появление Святогора

В этот момент и появляется Святогор. Он сидит на коне, а в руках держит хрустальный ларец. В нем его красавица-жена. Святогор сам ложится отдохнуть на богатырское ложе. Пока он спит, его жена замечает Илью Муромца. Она соблазняет его на любовь и сажает его в карман мужа-великана, чтобы незаметно тот продолжил с ними свой путь.

В этой былине Святогор и Илья отправляются в дальнейшее путешествие, причем один из них не подозревает о существовании другого. Со Святогором начинает разговаривать его конь, который жалуется, что ему очень тяжело, ведь до сих пор он вез только одного богатыря с женой, а теперь богатырей двое. Так удается раскрыть коварный план жены Святогора.

Богатырь-великан достаточно быстро находит Илью у себя в кармане. Внимательно и подробно расспрашивает, как тот туда попал. Узнав о неверности своей супруги, Святогор, ничуть не сожалея, убивает ее. С Ильей он вступает в братство. Вместе они продолжают путь.

Камень на распутье

Возле Северной горы богатыри встречают знаменитый камень на распутье, который позже неоднократно встречался в других богатырских былинах. На нем написано, что в гробу в результате окажется только тот, кому суждено там лежать.

Богатыри начинают примерять каменный гроб. Для Ильи он оказывается велик, а вот Святогор помещается как раз. Как только Святогор в него ложится, за ним тут же захлопывается крышка. Поднять ее он уже не в состоянии, выйти не может и заканчивает свою жизнь в этом гробу. Передав часть своей могучей силы, а также свой меч Илье Муромцу, он просит Илью разрубить ненавистный гроб. Но все тщетно. С каждым ударом гроб только покрывается мощным железным обручем.

Свадьба Святогора

Еще один популярный сюжет былины Святогора - это его женитьба. В этой былине Святогор и Микула общаются о том, как узнать будущее, свою предстоящую судьбу.

Микула дает богатырю дельный совет - отправиться к Северным горам. Их еще называют Сиверскими. Там, по его словам, живет вещий кузнец, который может дать ответы на все эти вопросы.

Святогор приходит к кузнецу, который ему предсказывает, что вскоре его ждет женитьба. Невеста его будет из далекого приморского царства. Святогор отправляется туда и отыскивает больную Пленку Поморскую, как и предсказывал кузнец, она лежит на гноище (так в Древней Руси называли навоз). Святогор кладет около нее бьет ее в грудь мечом и уезжает.

От всего происходящего девушка просыпается и приходит в себя. На гноище она пролежала 30 лет, поэтому пробуждение ей дается с трудом. За это время все ее тело покрыла уродливая кора. Но как только она сходит, оказывается, что под ней скрывалась писаная красавица. До самого Святогора доходят слухи о красоте прекрасной незнакомки. Он немедленно снова приезжает в это заморское царство и берет ее в жены.

Только после свадьбы Святогор обнаруживает, что на груди у его молодой жены есть шрам. Он узнает след от своего меча и понимает, что это именно та женщина, которая была ему предначертана предсказанием.

Предания про Святогора

В анализе древнерусского эпоса много внимания уделяется разбору преданий, посвященных Святогору. Их подробное изучение приводит исследователей к трем основополагающим выводам.

Во-первых, они выделяют мотив поднимания сумы. Этот сюжет весьма распространен не только в русских преданиях, но и у других народов в сказаниях о богатырях и великанах. Например, о Вольге, Анике, Самсоне, Колыване. Так, в югославской древней поэзии аналогом Святогора выступает королевич Марко. На Кавказе подобная ситуация приключается с Сосланом.

Сума соответствует в других легендах камню, например, в былинах о потоке. Это, в свою очередь, совпадает с историей из жизнеописания подвигов Александра Македонского. О том, как жители райской столицы дают ему в качестве дани по одному камешку. Однако выясняется, что этот камешек нельзя ни взвесить, ни каким-либо образом измерить.

В символическом толковании эта сума соответствует человеческой зависти. Похожее сказание встречается у древних скандинавских народов - в эпизод о споре Тора с великаном.

Неверная жена

Во-вторых, исследователи древнерусского эпоса подробно разбирают ситуацию с женитьбой Святогора и с его неверной женой. Параллельные мотивы они усматривают у персидских авторов в книге под названием "Тути-наме". Это известный сборник новелл юмористического, дидактического и даже эротического содержания, который был чрезвычайно популярен в Древней Индии.

Часто эпизоды со свадьбой и супружеской неверностью, схожие с историей Святогора, можно прочесть в буддийских сказках. Многие авторитетные исследователи склоняются к тому, что этот эпизод имеет восточное происхождение.

Сам эпизод женитьбы богатыря Святогора большинство литературоведов и историков относят к народным сказкам, которые опирались в то время на популярные средневековые повести.

Особенно это заметно, если разбирать эти сказания на детали. Так, поездка к колдуну-кузнецу на север напоминает эпизод из эпоса "Калевала". Супруга, долгое время лежащая на гноище, встречается и в старой русской повести, в которой главным героем является царевич Фиргис.

В данный момент удалось уже собрать множество параллелей, чтобы подробно исследовать личность Святогора, но все равно в ней остается множество неясного и непонятного. Например, однозначно отыскать абсолютный прототип силача Святогора так и не удалось. Существует только несколько гипотез. Например, им мог быть с которым Святогора сравнивает Вильгельм Волльнер.

Фольклорист Иван Жданов считает, что настоящим прототипом Святогора был библейский силач Самсон. Литературовед Алексей Веселовский выдвигает подобную версию.

А вот историк русской литературы Михаил Халанский отмечает сходство сюжетов про Святогора с русскими народными эпосами. Скорее всего, его имя является эпитетом, который происходит от названия мест, в которых он жил, - Святых гор.

Волшебная сила

Свое мнение по этому вопросу излагает и знаменитой исследователь русской сказки и фольклора Он считает, что Святогор олицетворяет первобытную силу, которую невозможно применить в обычной стандартной жизни.

Именно поэтому она обречена на провал и последующую гибель.

Выходец из Чернигова

Существует также версия, что былина про Святогора и Микулу Селяниновича, как и другие эпические сюжеты про этого богатыря, изначально сложились в Чернигове.

Дело в том, что в одной из былин Святогор фигурирует как богатырь, защищающий черниговского князя по имени Олег Святославович. На этом основании археолог Борис Рыбаков выдвигает версию, что былина изначально сложилась именно в окружении черниговского князя. А это значит, что она могла отражать значительно более ранние сказания, например, эпос начала X века.

Высоко поднялись Святые горы; в небо глядятся их каменные вершины, глубоко расползлись во все стороны черные ущелья, одни орлы туда залетают и то не надолго; покружится, покружится орел над скалами да и ниже спустится: «нет», думает, «тут мне поживиться нечем, тут и следа живого не видно»…

Только богатырь Святогор разъезжает между утесами на своем коне богатырском, на таком коне, который долы, и реки, и леса шутя перепрыгивает, равнины между ног пускает…

Ростом Святогор выше леса стоячего, головою достает до облака ходячего; идет по полю, сыра земля под ним колеблется, темные леса шатаются, реки из берегов выливаются.

Остановится богатырь посреди поля, раскинет шатер полотняный, поставит кровать длиною девяти сажен – спит, высыпается…

Ездит Святогор по полю, гуляет по широкому; всем бы хорошо, да силушки девать некуда: одолела богатыря силушка, так по жилочкам живчиком и переливается. Поехать бы богатырю на святую Русь, с другими богатырями-витязями своею удалью померяться, да вот беда: давно уже перестала держат его мать сыра-земля, только каменные утесы Святых гор и выносят его мощь богатырскую, только их твердые хребты не трещат, не колеблются под его поступью могучею. Тяжко богатырю от своей силушки, носит он ее, как бремя тяжелое, рад бы хоть пол-силы сдать, да некому, рад бы самый тяжкий труд справить, рад бы всякую тягу нести, да труда по плечу не находится, за что ни возьмется, все под его богатырскою рукою железною в крохи рассыплется, в блин расплющится.

Стал бы он леса рубить, дороги расчищать, да таких лесов не найти, чтобы ему под стать пришлось: самое тяжелое дубье, корье для него что трава луговая. Стал бы богатырь горами ворочать, да пользы в этом нет, никому горы не надобны… Да и то сказать: давно Святогор на земле не бывал, не знает он про нужды людские, не ведает, какую для них тяготу нести.

Думает богатырь: «Кабы я по силам тягу нашел, я бы этою тягою всю землю перевернул!»

Встреча с Микулою Селяниновичем

Едет Святогор путем-дорогою и видит: идет перед ним в степи прохожий человек, приземистый, невзрачненький, на плечах несет сумочку переметную. Стал его Святогор догонять, шибко конь богатырский поскакивает, равнины, долины между ног пускает, а догнать прохожего не может: идет себе прохожий, не торопится, сумочку с плеча на плечо перебрасывает; поедет Святогор во всю прыть – все прохожий впереди, ступою поедет – все не догнать.

Эй ты, прохожий! – стал он, наконец, просить его, - приостановись-ка ты немножко: как я ни еду, никак мне тебя не догнать.

Остановился прохожий и сложил свою сумочку переметную на землю.

Что у тебя в этой сумочке? – спрашивает его Святогор.

Подыми сам с земли, так и увидишь, - отвечал прохожий.

Святогор нагнулся к земле, хотел сумочку плеткою перевернуть, сумчока не двинется; попробовал ее пальцем подвинуть, не ворохнется; схватил было ее рукою, с земли никак не поднять; словно приросла к земле сумочка: не двинется, не ворохнется, не подымется.

Что за притча? – говорит богатырь, - сколько лет я по свету езжу, я такого чуда не видывал, чтобы маленькую сумочку нельзя было рукою с земли поднять.

Слез он с коня, ухватился за сумочку обеими руками, приподнял ее повыше колен… Глядь! Сам-то по колена в землю ушел, по лицу же не пот, а кровь потекла.

Что это у тебя в сумочке положено? – спросил он прохожего, - скажи мне, не утаи, я такого чуда и не видывал; силы-то мне не занимать стать, дубье, корье из земли выворачиваю, а теперь такой песчинки с земли поднять не могу.

Коли знать хочешь, - отвечал прохожий, - так я тебе скажу: в сумочке у меня тяга земная.

А как тебя самого-то звать, величать?

А зовут меня Микула Селянинович.

Скажи же ты мне, Микула Селянинович, поведай, как мне узнать судьбу свою?

А поезжай прямоезжею дорогою до распутья, потом сверни влево, пусти коня во всю прыть и доедешь до Северных гор. У тех гор, под высоким развесистым деревом стоит кузница. Живет там кузнец, у него и спроси про судьбу свою.

Женитьба Святогора

Поехал Святогор, как ему было приказано, дорогою прямоезжею, свернул, где было указано, и пустил коня во всю прыть лошадиную. Начал добрый конь богатырский поскакивать, реки, моря перепрыгивать, широкие долины промеж ног пускать.

Три дня, три ночи ехал Святогор, наконец доехал до Северных гор. Видит: стоит высокое, развесистое дерево, а подле него кузница. Пылает огонь в жерле, раздувает кузнец меха и кует два тонких волоса. Подивился Святогор на искусную работу и спрашивает:

Кузнец, что же это ты куешь?

Отвечает ему кузнец:

Я кую судьбину, кому на ком жениться.

Ну, так скажи мне мою судьбину: на ком мне жениться?

Твоя невеста, славный богатырь, в царстве Поморском, в престольном городе; только лежит она тринадцать лет больная, в гноище.

Призадумался Святогор. Не хочется ему жениться на больной. «Дай, думает, съезжу в царство Поморское и, если вправду говорит кузнец, убью эту девушку, вот и не придется на ней жениться».

Поехал богатырь в Поморское царство, разыскал престольный город и вошел в ветхую избенку, где лежала его суженая.

Как увидел ее, ужаснулся: лежит она в избенке одна-одинешенька, и на всем теле у нее точно кора наросла, а сама и не шевелится. Вынул Святогор пятсот рублей, положил на стол, обнажил булатный вострый меч, хватил девушку в грудь, раз, другой, третий, не взглянул на нее, вышел, вскочил на коня и уехал к себе на Святые горы. «Отделался, думает, от такой невесты!»

А девушка тем временем, проснулась, смотрит: кора с нее свалилась, и стала она такою красавицей, какой никогда еще на белом свете не видывали: ростом высокая, статная, походочка мелкая, очи ясного сокола, брови черные соболя, румянец, что зорька утренняя, тело, что снег, белое.

Увидела девушка пятьсот рублей на столе. «Вот, думает, счастье Бог послал!» Стала она на те деньги торговать и нажила несчетную золотую казну, построила корабли, нагрузила их товарами драгоценными и пустилась по морю синему искать счастья-удачи в далеких странах.

Куда ни придет, все бегут товары раскупать, на красавицу невиданную, неслыханную любоваться. Доехала она до Святых гор и прошел об ней слух по всему царству. Пришел и Святогор взглянуть на диво-дивное; как взглянул, так и подумал: «Вот эта невеста по мне, эту за себя сосватаю!» Полюбился и богатырь девице, поженились они, и стала жена Святогора про свою прежнюю жизнь рассказывать, как она тринадцать лет лежала, корой покрытая, как вылечилась и стала торговать на те пятьсот рублей, что незнакомый богатырь ей оставил. Слушал Святогор, слушал и говорит:

Да, ведь, это я и был.

Подивились они вместе, что от судьбы своей никак не уйдешь, и стали жить да поживать на Святых горах.

Встреча с Ильей

Ездил как-то Илья-богатырь по чистому полю и заехал ко Святым горам.

Бродит по утесам и день, и два, устал, раскинул шатер белого полотна, привязал у входа своего богатырского коня и уснул ни много, ни мало – на двенадцать дней. Вдруг слышит во сне, храпит его бурушко, ржет, копытом землю роет и говорит ему человечьим голосом:

Ай же ты, Илья, свет, Иванович, спишь ты, прохлаждаешься, беды над особою не чуешь: едет к шатру Святогор-богатырь; спусти-ка меня скорее в чистое поле, а сам полезай на сырой дуб.

Послушался Илья своего верного товарища, спустил его, а сам на дубу спрятался. Видит: идет богатырь выше леса стоячего, головой упирается в облако ходячее, за плечами у него хрустальный ларец. Слез Святогор с коня, отпер ларец золотым ключом, вышла красавица, жена богатырская, что зорька на небе; раскинула она шатер, разложила красавица скатерти браные, расставила яства сахарные, питья медовые, - стали они есть, пить, а Илья сидит на дубу, не шелохнется.

Увидела его жена богатырская, побоялась, чтобы муж не убил богатыря и спрятала его вместе с конем к Святогору в карман.

Сидит Илья в богатырском кармане и день, и два, возит его Святогор, сам того не ведает. Тяжело стало коню богатырскому, не под-силу, стал он на третьи сутки спотыкаться, стали у него подгибаться ноги его быстрые.

Рассердился Святогор на своего верного товарища, хватил его со всей своей силой богатырскою плетью по крутым бедрам, крикнул на него громким голосом:

Что ты, травяной мешок, спотыкаешься?

Отвечает ему конь:

Как же мне не спотыкаться? До сих пор я возил одного только богатыря да жену его богатырскую, а теперь вот уж третьи сутки вожу двух сильных, могучих богатырей да еще и коня богатырского.

Удивился Святогор, сунул руку в карман, а там и вправду богатырь с конем шевелятся.

Вытащил Святогор Илью из кармана, стал его спрашивать, допытывать:

Ты откуда родом, как тебя звать?

Назвался Илья.

А зачем к нам на Святые горы пожаловал?

Да захотелось мне повидать Святогора-богатыря.

Ну, я самый и есть Святогор; давай, побратаемся, я тебя научу всем похваткам-поездкам богатырским.

Кликнул Илья своего коня, поехали они вместе по Святым горам.

Научил Святогор Илью всем похваткам-поездкам богатырским, звал его меньшим братом, делил с ним хлеб-соль, пил из одного ковша.

Едут они путем-дорогою и наехали на огромный гроб. Стоит гроб, весь из камня высечен, а подле крышка лежит.

Давай, - говорит Святогор, - примеримся, для кого этот гроб изготовлен: кому из нас придется впору, для того он и есть. Полезай-ка ты, Илья, вперед…

Полез Илья; лег в гроб, нет не приходится: и широк, и длинен гроб, и высок не в меру.

Ну, говорит Святогор, - видно, мне в него ложиться.

Лег, протянул ноги, гроб пришелся как-раз по нему.

Гроб-то, ведь, точно нарочно для меня сделан, - говорит он Илье. – Ну-ка, меньший братец, сослужи мне служба, закрой меня крышкою.

Нет, старший брат, вижу я, ты не малую шутку пошутить задумал, заживо себя хоронить собрался; не подниму я крышки, не закрою тебя.

Тогда Святогор сам привстал, поднял крышку и закрыл ею гроб. Как только сошлись края, так и срослись вместе.

Силится Святогор поднять крышку, не может: зарос гроб, давит богатыря, не совладать ему со своею судьбиною. Бился он, бился, просит Илью:

Братец меньшой, душно мне, знать конец мой приходит, попробуй поднять крышку.

Пробует и Илья, нет, куда ему! Срослась крышка с гробом, ничего с нею не поделаешь.

Возьми, Илья, мой меч-кладенец, - просит Святогор, - попробуй разрубить крышку поперек.

Взялся Илья за богатырский меч, силился, силился, не может и приподнять его, не то что крышку рубить.

Нагнись ко гробу, - говорит Святогор, - я дохну на тебя своим духом богатырским.

Нагнулся Илья, дохнул на него Святогор и почуял он в себе силы втрое против прежнего.

Поднял он тогда меч-кладенец, взмахнул им над крышкою, - опустился меч, зазвенел о камень, глядь, а из-под него поперек гроба железная полоса проросла…

Душно мне, меньший брат, - взмолился Святогор, - попробуй еще ударить вдоль по крышке.

Ударил Илья вдоль крышки, из-под меча даже искры посыпались, и опять выросла железная полоса.

Ох, тяжко мне, - стонет Святогор, - наклонись-ка ко мне, меньший брат, я дохну на тебя своим духом богатырским и передам тебе всю свою силушку великую.

Нет, не надо, старший брат, - отвечает Илья, - довольно с меня и этой силы, а если ты передашь мне свою силушку богатырскую, так и меня земля носить перестанет, как тебя.

Ну, хорошо же ты сделал, Илья, что не послушал меня: я бы дохнул на тебя мертвым духом, и ты бы умер вместе со мною. Прощай, мой названный меньший брат, владей моим мечом-кладенцом, владей моей силою, а коня моего привяжи ко гробу: кроме меня никто с этим конем не справится.

Замолк богатырь, замерли слова его, а Илья все стоит, слушает, опершись на меч-кладенец, все думает, не скажет ли ему старший братец хоть словечко… Нет затихли слова богатырские, пропала мощь-сила заветная, а из щелки гробовой мертвый дух пошел.

Опоясал тогда Илья меч-кладенец, привязал коня Святогорова ко гробу, положил перед гробом три земных поклона глубоких, смахнул слезу горючую и поехал на Святую Русь, к своему князю киевскому, ласковому Солнышко-Владимиру.

Один из самых загадочных и до конца не изученных образов русской былины – богатырь Святогор представляет собой нечто среднее между мифическим существом и героем в человеческом обличье. Святогор – потомок древних русских былин, богатырь-великан, которого не способна выдержать матушка-земля, поэтому он вынужден всю жизнь быть на Святых горах, в честь которых и получил он свое имя.

Какова судьба героя

Святогор упоминается во многих былинах, сюжет которых дошел до нас только во фрагментах. Неизвестна до конца причина его кончины, сказители четко определяют его в качестве переходного звена между новыми богатырями и старыми. Огромный рост Святогора, его непомерная сила в новом веке, когда нужно обороняться от захватчиков татаро-монгольского ига, оказываются бесполезными. Его не способна выдержать земля и на всю жизнь ему только и остается, что в одиночестве доживать свой век.

Интересен и вид трагической гибели, который выбрали для него сказители. По одной из легенд Святогор становится жертвой собственной же силы. Однажды, проезжая на коне, он видит суму. Решает ее поднять, но ничего не выходит, тогда Святогор слезает с коня, пытается вновь поднять загадочную суму и погрязает в земле, так и не достав находку. По все той же легенде, в сумме была сокрыта вся мощь русской земли, вся ее сила. Богатырь хотел переместить ее, поднять, а нужно было лишь облагородить и обработать.

Вторая легенда рассказывает о предначертанной гибели Святогора и о крышке гроба, которую ему не удалось поднять над собой. Последним, кто видел богатыря перед смертью, был Илья Муромец. Он, по задумке великана, должен был получить силу богатыря себе. Однако Илья Муромец отказался от всей силы, тем самым окончательно разорвал связь между древними природными (языческими) силами и православными русскими.

Что означает символ Святогора

Многие исследователи отмечают схожесть образа Святогора с самой русской землей. Сильный, крепкий, такой, что даже силами ему не с кем помериться – настоящий прототип крепкого народа, который всех побеждает. В Святогоре сказители заключили одновременно и силу, и отчаяние. Это великан, наследник древности, обречен на вечное одиночество. Даже любимая по одним преданиями становится падшей женщиной, пытающейся соблазнить Илью Муромца, по другим – умирает от язв и струпней, поэтому Святогор вынужден ее убить и в первом, и во втором случае. Всю жизнь великан носит тело любимой в хрустальном гробу на спине у коня.

Почему же тогда Святогора так любит русский народ? Сам великан ни разу не вступался за свободу Руси и уж тем более не защищал ее от набегов татаро-монгол. Все очень просто - Святогора считают хранителем русской силы, получеловеком-полувеликаном, который смог взрастить в себе такую мощь и частично передать другим богатырям.

Святогор — богатырь русского былинного эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов и лишь отчасти соприкасающийся с первым в былинах о с .

Былины о Святогоре

Святогор в эпосе является огромным великаном, «выше леса стоячего»; его с трудом носит мать-сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живёт на высоких Святых горах; при его поездке мать-сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Однажды, чувствуя в себе колоссальные силы, он похвалился, что если б было кольцо в небе, а другое в земле, то он перевернул бы небо и землю. Это услышал и бросил на землю сумочку, в которой была заключена . Поднять сумочку мог лишь пахарь. Святогор тщетно пытается сдвинуть сумочку, сидя на коне, а затем, сойдя с коня и взявшись за сумочку обеими руками, погрязает в землю по колени и здесь, не одолев «тяги земной», заключавшейся в сумочке, кончает свою жизнь. В другой версии былины Святогор не умирает, а Микула открывает ему секрет сумочки.

По другому рассказу, Илья Муромец в пути, под дубом, в чистом поле, находит богатырскую постель длиной 10 саженей, шириной 6 саженей. Он засыпает на ней на три дня. На третий день с северной стороны послышался шум; конь разбудил Илью и посоветовал спрятаться на дубу. Явился Святогор, на коне, держа на плечах хрустальный ларец, в котором находилась его жена-красавица. Пока Святогор спал, жена его соблазняет на любовь Илью и затем сажает его в карман мужа. В дальнейшем пути конь говорит Святогору, что ему тяжело: до сих пор он возил богатыря с женой, теперь везет двух богатырей. Святогор находит Илью и, расспросив, как он попал туда, убивает неверную жену, а с Ильёй вступает в братство. На пути у Северной горы богатыри встречают гроб с надписью: . Гроб оказался велик для Ильи, а за Святогором захлопнулась крышка, и тщетно он пытался выйти оттуда. Передав часть своей силы и свой меч Илье, он велит рубить крышку гроба, но с каждым ударом гроб покрывается железным обручем.

Третий эпизод — ; он спрашивает у Микулы, как бы узнать судьбу. Микула посылает его к Северным горам, к вещему кузнецу. На вопрос Святогора о будущем, тот предсказал ему женитьбу на невесте, живущей в приморском царстве 30 лет на гноище. Святогор поехал туда и, найдя больную на гноище, положил около неё 500 рублей, ударил её в грудь мечом и уехал. Девушка пробудилась; кора, покрывавшая её, сошла; она превратилась в красавицу, и богатырь, услыхав о её красоте, приехал и женился на ней. После свадьбы Святогор увидел на её груди шрам, узнал в чём дело и понял, что от судьбы не уйдешь.

Святогор - в славянской мифологии один из самых загадочных персонажей. Упоминается в русском былинном эпосе. Святогора трудно назвать героем, потому что, собственно, никаких подвигов он не совершает. Чем-то величественным, суровым и даже трагическим веет от его облика. Он выглядит одиноким скитальцем - без дома, без родных, без спутников и даже - без родной земли: она его «не носит», не выдерживает. Он привязан только к Святым горам:

Мне не придано тут ездить на святую Русь,
Мне позволено тут ездить по горам
да по высокиим...

В другом варианте: информация с сайта http://сайт

На тых горах высокиих,
На той Святой горы,
Был богатырь чудный,
Что во весь же мир он дивный,
Не ездил он на святую Русь,
Не носила его да мать сыра земля.

Он - обладатель колоссальной силы, под стать великанам, но применить ему ее некуда.

Он едет в поле, спотешается,
Он бросает палииу булатную
Выше лесушку стоячего,
Ниже облаку да ходячего,
Улетает эта палииа
Высоко да по поднебесью;
Когда палииа да вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой...

А в другом варианте - еще выразительнее:
«Не с кем Святогору силой померяться, а сила-то по жилочкам так живчиком и переливается. Грузно от силушки, как от тяжелого беремени».
Подобно Волху , Святогор пришел из древней мифологии: с ним были связаны представления о горных великанах, воплощавших величие гор. Но, в отличие от Волха , Святогор не нашел своего места в новой жизни, не встал рядом с киевскими богатырями, защищавшими Русь от внешних врагов. Он остался персонажем старого мира и оказался обреченным на гибель. В былинах о Святогоре кроется некий глубинный философский смысл, который, вероятно, разные поколения разгадывали по-разному. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Однажды богатырь наезжает в поле на «маленькую сумочку переметную».

Хотел поднять погонялкой эту
сумочку - Эта сумочка да не ворохнется;
Опустился Святогор да со добра коня,
Он берет сумочку да одной рукой
- Эта сумочка да не сшевелится;
Как берет он обема рукам,
Принатужился он силой богатырской,
По колен ушел да в мать сыру землю
- Эта сумочка да не сшевелится,
- Не сшевелится да не поднимется.

В варианте, который, вероятно, в наибольшей степени соответствует трактовкам Древней Руси, развязка такая: «По колена Святогор в землю угряз, а по белу лицу не слезы, а кровь течет. Где Святогор увяз, тут и встать не мог, тут ему было и кончение». Что такое эта сумочка? В известных нам текстах XIX-XX веков есть такие объяснения: «В сумочке... тяга земная», «тягость от матушки сырой земли», «весь земной груз сложен». Значит, богатырь отважился состязаться, в силе со всей земной мощью великой и потерпел поражение. Уже в Древней Руси понимали: землю не надо ни поднимать, ни переворачивать - ее надо обустраивать и оберегать. Но богатырь старых времен, призванный для глобальных дел, оказался к этому не способен. И поэтому он обречен. В другой былине гибель Святогора происходит по-иному. информация с сайта http://сайт
Святогор в сопровождении Ильи Муромца наезжает на пустой гроб. Богатыри примеривают его - Илье Муромцу он оказывается велик, а Святогору - как раз по росту.

Говорит Святогор да Илье Муромцу:
«Ли же ты Илья да мой меньший брат!
Ты покрой-ка крышечку дубовую,
Полежу в гробу я, полюбу юс я».
Как закрыл Илья крышечку дубовую,
И говорит Святогор таковы слова.:
«Ай же ты Ильюшенька да Муромеу,!
Мне в гробу лежать да тяжелешенько,
Мне дышать-то нечем да тошнехонько.
Ты открой-ка крышечку дубовую,
Ты подай-ка мне да свежа воздуху».
Как крышечка не поднимается,
Даже щелочка не открывается,
Говорит Святогор да таковы слова:
«Ты разбей-ка крышечку саблей вострою».
Илья Святогора послушался,
Берет он саблю вострую,
Ударяет по гробу дубовому,
- А куда ударит Илья Муромеи,
Тут становятся обручи железные.
Начал бить Илья да вдоль и поперек,
Все железные обручи становятся.
Говорит Святого? таковы слова:
«Видно, тут мне, богатырю, кончинушка,
Ты схорони меня да во сыру землю».

Во введении к главам о русских богатырях мы уже говорили, что в былинах редко встретим «натуральные» картины жизни, а чаще преобладают картины фантастические или, можно сказать, условные, неправдоподобные. Но через эту условность и фантасмагорию с поразительной силой и остротой открываются нам сложнейшие жизненные ситуации.
Очевидно, что встреча Святогора со своей смертью-гробом предуказана, ее не отвратить. Более того, попытки спастись лишь приближают гибель. Илья Муромец исполняет просьбы Святогора, чтобы вызволить его из гроба, но каждое действие Ильи на самом деле лишь приближает трагическую развязку и делает спасение Святогора невозможным. Когда Святогор осознает, что конец его близок, он решается высказать свою последнюю волю: он хочет передать Илье Муромцу громадную силу - единственное наследство, которое может от него остаться. По одним вариантам, Илье нужно наклониться к гробу, и Святогор дыхнет ему в лицо. По другим - он передаст силу через слюну. Однако во всех сучаях Илья отказывается.

Говорит Илья да таковы слова:
" У меня головушка есть с проседью,
Мне твоей-то силушки не надобно,
Мне своей-то силушки достаточно.
Если силушки у меня да прибавится,
Меня не будет носить да мать сыра земля».

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Н, конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Отрывок из фильма-сказки Илья Муромец (Святгор)

Святогор связан с землёй, с её тёмными хтоническими силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель хтонической силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича ). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святые горы, как и их обитатель и хозяин, противопоставлены в былинах Святой Руси. В одном из вариантов былины Святогор сообщает своему отцу, что был далеко на Святой Руси, но ничего не видел и не слышал, а только привёз оттуда богатыря (характерно, что отец Святогора - «тёмный», т. е. слепой, - признак существа иного мира). Совпадения названия места и мифологического персонажа (Святая гора: Святогор), неразличение деятеля и места глубоко архаично. Связь Святогора с горой может оказаться непервичной. К тому же эта гора должна пониматься не как самое высокое святое место, а как преграда на пути, место неосвоенное, дикое. В этом смысле Святогор находится в одном ряду с такими же бесполезными хтоническими богатырями русских сказок, как Горыня, Дубыня и Усыня: не случайно в одной из былин Святогор назван Горынычем, что соотносит его и с Горыней и со Змеем Горынычем. В реконструкции Святогор - хтоническое существо, возможно, открыто враждебное людям. В поздних версиях Святогор щадит Илью Муромца, передает ему свою силу (хотя и предлагает Илье третий раз вдохнуть его дух или лизнуть кровавую пену, что привело бы к гибели Ильи), сознает свою обреченность и проявляет своего рода покорность судьбе. В этом «улучшении» образа Святогора сыграл роль и внешний фактор - эпитет «святой». Но сам этот эпитет, как и все имя Святогора, является, видимо, результатом народно-этимологического «выпрямления» первоначального имени, близкому названиям типа Вострогор, Вострогот, принадлежащим мифологической птице, связанной с горами («Вострогор-от птица да всем птицам птица»; «Вострогот птица вострепещется, а Фаорот гора вся да восколеблется» и т. п.). Другие формы, типа русского «веретник» (существо птицезмеиной природы, вампир), делают возможным предположение о связи этих имён и имени Святогора с иранским божеством Веретрагной, одна из инкарнаций которого - сокол; ср. также птицу Рарога. В этом контексте не только имя Святогора, но и отдельные черты его (хвастовство, сверхсила, смерть, связанная с камнем или землёй, присутствие другого богатыря, не поддавшегося той же смерти) находят точные параллели в иранском мифе о каменном (камнеруком) богатыре Снавидке, погибшем от хвастовства (ср. «Яшт» XIX 43-44).


Top