Золотые сказки русских писателей азбука. Золотые сказки русских писателей

Помню, что в детстве эта сказка произвела на меня странное впечатление. Одновременно и понравилась и не понравилась. Было очень здорово думать, что где-то под землёй жили волшебные гномы, которые умели скакать на палках и выкладывали дорожки драгоценными камнями... Но уж чересчур эти гномы были суровыми. А сцена, когда Алёша идёт к ним под землю, преодолевая различные "искушения" (в этом месте я всегда полыхала гневом, какой же он слабовольный дурак, ему обещают показать большое чудо, а он отвлекается на всякую дребедень, рискуя это чудо прошляпить) почему-то напоминала мне сцену из "Кентервильского привидения", когда вся обстановка отговаривала Вирджинию от её затеи с призраком.

Сам факт того, что чёрная курица оказалась волшебным человечком, меня восхитил. Я гонялась за единственной нашей чёрной курицей с воинственными криками, чтобы вынудить её пойти со мной на контакт, но, наверное, недостаточно старалась. А вот финал сказки просто опускает в дебри чёрной меланхолии. Единственный умный и положительный персонаж Чернушка закован в цепи из-за этого мальчика-идиота, мальчик довыпендривался и распрощался с чудесным даром, который можно было использовать в благих целях... Хотя, нет. Нельзя было. Алёше предложили на выбор какое хочешь чудо, а он выбрал какую-то совершеннейшую ерунду, малину для двоечника. А самое обидное - что из-за какого-то сопляка целый дивный народец должен терпеть вынужденные тяготы переселения. Даже было приятно, что его высекли. Будь я чёрной курицей - ещё бы и клюнула.

Сказку не читала. Ни в детстве, ни после. Мультфильм, да, видела. Славный. Слушала бессчетное множество раз. На виниловом диске. Столько лет прошло, а персонажи как сейчас передо мной, слова, интонации, обертоны. Привычка смотреть фильмы ушами оттуда пошла. Аудиокниги не заинтересовали в нынешней жизни. Одну только и прослушала, "Шантарам", в разбивку с чтением. А фильмов множество. Как правило, уже виденные прежде. Яркая картинка, сопровождающая звуковой ряд без необходимости фиксированно находиться перед экраном. Иллюзия свободы. Особенно хороши таким способом те, что в гоблинском переводе.

Но к теме. На той, слушанной в детстве пластинке, купец был славным дядькой, приказчик его приятным малым, старшие сестры обе казались похожими на дебелую генеральшу, бабушкину подругу. Она жила в огромной, заставленной красивыми вещами, квартире, сочилась снисходительным самодовольством и светила лицом. Красивым, хотя полноватым, как на мой вкус. Такими и видела их, двумя генеральшами на возрасте, едва ли не старше отца. И удивительно, практичный до мозга костей вещист, Телец, не находила в мечтах их ничего привлекательного.

Дочь меньшая любимая со своим цветочком аленьким, да таким, чтобы краше его на всем свете не было, слегка юродивой представлялась. Ну зачем тебе этот цветочек? - думала, - У отца столько проблем, а он о цветочках твоих беспокоиться должен. И вот, дождалась, видишь, что получилось! Дремучий лес, чудо-юдо, слово купеческое, которое нарушить нельзя (что нельзя нарушить, было отчего-то априорным знанием). Досада на девушку истаивала ровно в тот момент, когда предлагала себя вместо отца в заложницы.

С того времени любила ее, становилась ею, ходила по прекрасным палатам, любовалась садами и фонтанами, удивлялась диковинам, читала письмена огненными буквами по стене. Интересно, не помню начала живого общения. У Аксакова это момент четкой границы.Вот только письмена на стенах, а теперь они говорят голосом. И страшный-хриплый-сиплый, так напугавший поначалу, становится постепенно тем, который один хочется слушать. На пластинке то он вполне себе ничего был, может оттого и не запомнила.

И не нужен никто больше. Ясно ведь, что в родном дому одинока была. Нет, девушка она славная и общий язык со всеми найти могла. Но одно дело подстраиваться и приспосабливаться, а другое - встретить того, с кем хорошо всегда. Почувствуйте разницу. И от визита домой не ждала ничего хорошего. Батюшка болен и навестить необходимо, но эти две курвы, только и жди от них подвоха. И ведь правда, какую подлость учинили - все часы на час назад перевели. Физическое ощущение времени, сгущающегося до свинцовой тяжести и норовящего ударить в висок, оно тоже от этой сказки. После разным время ощущала в разные периоды жизни, но металлически-серое, холодное и тяжелое, как гирька часов - оттуда. И опасное.

И совсем-совсем неважно, что самое родное твое существо, которое - о счастье - не погибло, прекрасным королевичем оказывается. Нет, бонус приятный, кто бы спорил. Но не это главное. Он без того лучше всех был. Одно только смутно маячит на периферии сонания после прочитанной вчера сказки. Те одиннадцать девиц, что были до нее, с ними что сталось?

Золотые сказки русских писателей

Я дождалась заветной цифры в 100 прочитанных, но неотписанных (неотрецензированных? всё равно это не рецензии, кококо, я в домике, что ещё там надо написать для оберега от тех, кто вечно прибегает доказывать, что рецензия это вот я посмотрел определение в словаре, а ты тут написала такими словами, какими не мёртвые и полумёртвые светила литературоведения в хрустальных чертогах вещают, а рот твой обычный говорит, и не вижу я тут никакой глубины анализа) книжек, и теперь мне надо как-то раскачаться, чтобы начать про них рассказывать. Поэтому и танцую я сейчас издалека с предварительными ласками от самой прокрастинаторской печки. Пусть будет маленький «Городок в табакерке» Одоевского, который я всегда воспринимала, как жуткую крипипасту.

Детские сказки вообще не то чтобы лёгкое развлекательное чтиво, там стоит только зазеваться, как тебя как-нибудь заковыристо убьют, превратят или уничтожат. Надежда на спасение всегда есть, но чудо свершается далеко не всегда, особенно если свернуть с хорошо проторенной тропинки общеизвестных европейских сказочек и углубиться в малоизвестные или этнические варианты. Какие-нибудь сказки Гаити - с ума же сойти можно. Да и русские экзотизмы могут сказаться на чистоте штанов, та же садистская сказочка про отъеденную у живого медведя ногу, заменённую липовой, скырлы-скырлы. «Городок в табакерке» поступает ещё более жестоко, чем все сказковаятели, натолкавшие в свои творения кровавых убийств и живодёрства: он коварно и расчётливо ударяет в самую суть хрупкости человеческого бытия. Попробую объяснить, что я имею в виду. Вот есть главный герой, который попадает в волшебный мир и старается поступать хорошо. Но одно неловкое движение или неправильная оценка текущей ситуации - и вот всё волшебство расфигачено в клочья, а самое обидное, что виноват в этом ты сам, потому что не запомнил какое-то скучное общественно полезное взросленькое правило из списка на тысячу пунктов, шапку там вовремя не надел, забыл вымыть шею или кидался козявками в старшего брата. Всего одна козявка пролетела, а чудо навеки повернулось к тебе задом, а к лесу передом.

Дикий ужас того, что ты можешь неосознанно налажать по-крупному, преследует меня до сих пор и клокочет во всех клеточках тела нескончаемой паранойей. А всё Одоевский, спасибо, дядя. Твой мир был волшебный и прекрасный, ГарриПоттер на площади в сигаретную пачку, но ты жахнул «Поттера» дубовой палочкой с сердцевиной из крокодильих слёз прямо по колдовалке, и теперь он вынужден сквибовать до скончания веков, успев только мизинчик намочить в море чудес.

Золотые сказки русских писателей

Миф об Амуре и Психее был записан ещё Апулеем во втором веке нашей эры. Давненько. Потом он в многочисленных пересказах вошёл в каноны древнеримских мифов. Оттуда его выудила некая француженка Лепренс де Бомон, написавшая в восемнадцатом веке сказку для детей "Красавица и Чудовище". Эту сказку каким-то боком услышал не менее мифический персонаж, чем сама Психея, - ключница Пелагея. Её она пересказала юному Сергею Аксакову, а он вырос и записал, что помнил, а что не помнил, то додумал. В конце такой длинной цепочки родился "Аленький цветочек", в котором не так уж много осталось из первоначального мифа.

Да, я ностальгирую и читаю диточковое. Почему бы нет. На сказки и детскую литературу часто интересно смотреть суровым типа взрослым взглядом. Например, у меня есть где-то глубоко в голове своя группа тегов "по дедушке Фрейду" и "играем в синюю занавеску", когда я намеренно ищу потаённый смысл в тех текстах, где его бы быть не должно.

Вот, к примеру, аленький цветочек. Что это за цветочек такой без названия? Почему не мак, не тюльпан, не рододендрон на худой конец? Бессмысленный и неназванный, воплощающий в себя всю красноту всех цветочков мира, а ведь красный, как мы помним со школы, значит, красивый. Классическая интерпретация сказки, пресная, как сухая маца, предполагает, что это символ единственной любви, той-самой-рассамой, которая случается только раз. Мы с вами опытные нигилисты до мозга костей и знаем, что не бывает вот тех самых разъединственных. Дедушка Фрейд в наших головах потирает лапчонки и говорит, что этот аленький цветочек, о котором так туманно младшая девчонка рассказывает отцу, это вот то самое, что многие девушки ценят дороже серебра и злата. Лабутены, да. Не смогла подобрать слово, которое бы не звучало диссонансом, пусть будет целомудрие. Примечательно, что сорвать "аленький_цветочек_если_вы_понимаете_о_чем_я" девушка поручает отцу. Мой внутренний Фрейд ходит колесом и прикусывает нижнюю губу.

Но в итоге право на аленький цветочек заявляет некий тролль, лжец и девственник из виртуального (на тот момент) пространства. Примечательно, что как девушка ни пела красивые слова о главенстве богатого внутреннего мира над кубиками пресса и сексуальной щетиной, но, увидев чудо чудное, диво дивное, сразу позабыла все свои проповеди и уверения и хлопнулась в обморок. Потом уже как-то попривыкла и всё у них срослось, а после череды магических трюков Дэвида Блейна и различных подлянок, так и вовсе стал он прекрасным парнишкой. Другое дело, что в сказке это описано, как реальное действие. В реальности такое тоже происходит, но только метафорически, когда ужасный человек перестаёт таким казаться за счёт собственного обаяния, поведения и того самого богатого и внутреннего. Только не сразу это происходит, надо ждать и влюбляться. Так что, дамы, вы там свои цветочки аленькие не только принцам в ноженьки кидайте, но и к чудовищам присматривайтесь. Потому что красота всё-таки субъективна. Вон многие считают, например, что Брэд Питт красавчик, а я как увижу его физиономию, так сразу кривлюсь и хочу перстень вертеть на всех своих цветочках, чтобы трансгрессировать домой подальше. Но меня-то никто не спрашивает, секс-символ, значит, секс-символ.

Золотые сказки русских писателей

Замечательная сказка, которая написана аж в первой трети 19в, но актуальная и поныне. Очень добрая и мудрая вещь. Как и положено быть хорошей сказке, которая кочует из века в век и надеюсь долго еще будет это делать. Я не знаю как в детстве промчалась мимо нее. А может это и к лучшему, иначе бы сейчас не получила такого удовольствия. Читается на одном дыхании. Стиль безупречен. Слова так и льются... А мораль казалось бы проста и известна всем и давно, только толку от этого мало, как показывает этот мир и люди в нем. Очень легко скатиться в самую бездну пороков (тщеславие, самонадеянность, неблагодарность и прочее) и колоссально сложно исправиться и вновь стать добрым, ласковым и милым человечком. Одним словом прекрасная вещь! По возможности буду рекомендовать всем и каждому, ведь так прекрасно очутиться в старом Петербурге и спуститься вместе с маленьким героем в мир Подземелья, где ждут чудеса дивные.

Золотые сказки русских писателей

Я иногда немного жалею о том, что литературное детство у меня было предельно короткое - как-то быстро родители пересадили меня со сказок на "Графа Монте-Кристо" и "Сердца трёх", и теперь я уже и не помню, чтоб когда-то читала сказки. Эхх, сейчас прям руки чешутся собирать библиотеку для будущих детей - чтоб уж они точно не упустили всей той прелести, которая таится в сказках и приключениях.
« Не полагай, что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку, и потому, если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою. »

Что же касается "Чёрной курицы" - то книга сама по себе весьма увлекательная, коротенькая и довольно-таки поучительная. Мальчик Алёша благодаря своему умению дружить спасает курицу от ножа поварихи, что в итоге оборачивается для него путешествием в новый волшебный мир... Многие люди обманывают самих себя, когда говорят, будто человек не меняется - меняется он, ещё как: под влиянием обстоятельств, опыта, происходящих событий, окружающих его людей. Всё это накладывает отпечаток на человека, а тем более - на ребёнка, вот и Алёша не смог остаться прежним добрым и спокойным мальчиком, увы.

Для меня было удивительным читать концовку произведения - как же так, почему нет счастливого конца, где счастливое излечение от тщеславия и совместные пиры Алёши и Чёрной курицы, где?.. Но нет, тут всё по-взрослому, никакого снисхождения - виновный должен быть наказан. И остаётся только надеяться, что мальчик сможет по-настоящему исправиться, что поймёт в полной мере полученный жизненный урок.

Золотые сказки русских писателей

Чего уж греха таить, не любила я эту сказку. Помню детство, фильм, темные тона, от этого мне становилось не по себе и я поуютнее укутывалась в одеяло. Потом билеты на спектакль, на который мы так и не пошли по причине моей болезни. Но я не расстроилась тогда (вернее, изобразила раскаяние на лице и величайшее сожаление).
И вот почти каждый год я читаю-перечитываю эту сказку. И уходит страх, неприязнь, она превращается из серой и холодной, в коричневатую, теплую, добрую и домашнюю.
Это сказка очень поучительная, потому что она показывает, как хороший и добрый, щедрый и умный человек может в одночасье превратиться в безобразника и лентяя,на некоторое время оставить старание и почувствовать, что удача сама плывет к нему в руки, что для этого палец о палец ударить не нужно. И вот он, процесс пошел. Зачем делать уроки, если итак все ответишь правильно? Зачем тратить время, если можно побаловаться?
Перед нами самый обычный подросток, решивший, что ему все дозволено и переставший стараться. Но доброе семя в его груди должно прорасти и прорваться, нельзя чтобы оно зачахло и сгнило.
Это путь проб и ошибок, потерь и находок, обретения самого себя, осознания того, что такое хорошо и что такое плохо. Алёша этим и мил, что он разный, что он может выбрать, как поступить – по совести или против нее.

Золотые сказки русских писателей

Сергей Тимофеевич Аксаков в повести "Детские годы Багрова-внука" рассказывает о том, как однажды в детстве во время его болезни к нему пришла ключница Пелагея, великая мастерица сказывать сказки... И однажды из её уст он услышал "Аленький цветочек". В последние годы жизни, работая над своей книгой, Аксаков вспомнил о Пелагее, о её замечательной сказке и записал последнюю по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году, а в девяностых попала в мои детские ручонки. Не счесть, сколько раз я всматривалась в эти строки и сколько раз я улыбалась, доходя до последней страницы. Книга была зачитана до дыр, почти что распалась на странички, но я до сих пор её обожаю. Именно это издание, без преувеличений, краше всех. Именно это издание завораживает волшебными иллюстрациями от Екатерины Штанко.

Эта сказка дарит этакое первое трепетное ощущение романтики, может быть, даже любви. Ты в свои четыре-пять ещё не слишком осведомлён о том, что такое любовь, но потихоньку вникаешь в это слово, наблюдая за сказочной историей младшей дочери купца и страшного чудища. Эта сказка насквозь пропитана Россией: отправляющийся по делам за море, за тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство, купец, а ещё красны девицы, их одежда, неописуемые дворцы... И хватит бы уже нашим современникам-рецензентам изображать из себя психологов, выискивая в этом произведении несуществующий подтекст и переносить всё на нынешнюю реальность.

Коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете?

Цитата не только о цветке, всмотритесь, вчитайтесь.

Сказка о могущественной силе любви. Здесь - любовь в каждом слове. И сколько бы не писалось романов, сколько бы не появлялось новых бестселлеров, эта история навсегда останется вне конкуренции.

Золотые сказки русских писателей

"Нежная картина - ангел и скотина". Как всегда - мохнатое чудовище с клыками и когтями мужского рода. Лишний раз подчеркивается грубость и злобливость мужского мира. Зато женский мир, как всегда, представлен кучей дочек на выданье, которым привезешь что-угодно из дальних странствий, лишь бы это что-то помогло наконец привлечь страшное мохнатое чудище, которое возьмет их всех замуж. Да здравствует законный российский брак и материнские капиталы

Золотые сказки русских писателей

AleksandraAnufrieva

«В не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться.»

Время от времени я люблю читать детские книги. Но таких детских не читала давно. И знаете, мне понравилось! Книги для младших школьных возрастов так все рассказывают, а мотив у них лежит на поверхности, чтобы понял самый маленький. И все понимаешь, не нужно думать, что хотел автор показать своей сказкой. Такими и должны быть детские книги!

Городок в табакерке повествует нам о мальчике, который хотел понять, как работает табакерка. И так он попадает в чудесный городок в Табакерке. Книга ненавязчиво подаёт полную иерархию любой работы. Всегда есть кто-то главнее тебя, а самый главный выполняет очень важную роль.

Отдельное внимание, конечно, хочется уделить иллюстрациям! Они волшебны! Причём я намеренно скачала себе несколько вариантов разных изданий и художников, сидела, любовалась! Каждый видит героев по-своему, но так точно и красиво! Я реально над каждой картинкой подолгу сидела, рассматривала! Написать книгу для детей - сложно, но на мой взгляд ещё сложнее нарисовать иллюстрации, доступные каждому ребёнку!

Золотые сказки русских писателей

Мужик купец и три дочки. Две из них очень любят деньги отца, да и вообще деньги. И пропал отец, а они и слезинки не обронили.

у старшей и середней дочери есть женихи богатые и что собираются они выйти замуж, не дождавшись его благословения отцовского

А третья младшая. Самая добрая. За отца переживала и в подарок, цветок попросила., пусть и красоты не описуемой (думаю она не обиделась, если бы отец привёз ей обычный аленький цветочек), но всё-таки не какие-то там бриллианты. И чудовища полюбила.
Ведь главное какая у него душа, ну и пусть он не красив. Ну каким сделали, тут уже ничего не мог он поделать. А есть вообще люди, красавцы, а душой гнилые.

И очень напоминает "Красавицу и чудовище" Диснея

Золотые сказки русских писателей

Мультфильм про черную курицу лично для меня в детстве был триллер-ужастик номер один. Даже не знаю, почему, скорее всего из-за того, что он кукольный. А еще там жуткая курица)
Поэтому руки до книги у меня дошли только сейчас. В ней конечно ничего страшного нет, с самого начала складывается ощущение чего-то интеллигентного(дело происходит в Санкт-Петербурге), очень поучительная сказка для детей, о том, что не нужно хвастаться, делать все своими силами, прилежно заниматься и т.д.
Но мы же с вами понимаем, почему Алешеньке мерещились подземные жители, семечко-то конопляное было

Золотые сказки русских писателей

Одоевский, по сути, очень узнаваем - тот, кто уже читал его произведения, никогда не спутает литературный авторский стиль. И даже в такой маленькой сказочке он одновременно смешал и нравственно-морализаторские поучения и техническое устройство модного в те времена изделия. И потому сказка играет роль познавательного инструмента, но и выполняет воспитательные функции. Для детей того времени, думается мне, эта сказка была куда как интересна, да и для взрослых, вероятно, тоже - сужу по себе, ведь даже мне, уже в 21 веке живущему, читать было нескучно:-)

Золотые сказки русских писателей

Люди, пишущие книги для детей, представляются мне существами сверхъестественными, а творчество их - необъяснимым явлением. А ведь совсем недавно прочитала замечательную книгу Чуковского "От двух до пяти", в которой, помимо прочего, дано много советов детским писателям, разложено по полочкам, какие произведения детям нравятся... И всё равно не понимаю, как это работает, как им удаётся очаровывать детей, как вообще можно понять, какая книга зацепит малыша, а какая - нет? Ведь "взрослые" критерии здесь не работают совершенно!

Взять хотя бы "Городок в табакерке" Одоевского. В самом раннем детстве я по этой книге просто сходила с ума, помнила её наизусть и невесть сколько времени провела за перелистыванием её страниц. Конечно, надо сделать скидку на чудесные иллюстрации с множеством деталей, но и сама история мне очень нравилась. И разве меня волновало, что я даже не знала, что такое "табакерка" и думала, что речь просто о музыкальной шкатулке? Конечно, нет. Наоборот, так было гораздо интереснее, волшебством веяло от незнакомого слова, поэтому я никого не спрашивала, что оно означает, а если мне пытались объяснить, пропускала мимо ушей. Вот сейчас, вспоминая эту сказку, думаю: ну что в ней такого было? Ведь устройство какого-то там механизма - колокольчики звенят, молоточки стучат, валик крутится - это должно быть скучно. Почему эта история так выделяется среди всевозможных коротеньких сказок, прочитанных или прослушанных мной в те годы? У меня нет ответа. Просто одна из тех книг, которые звучат в унисон только с детскими душами и заставляют меня удивляться тем, кто их пишет.

Отдельно: парочка иллюстраций из той книжки, которая была у меня в детстве. Просмотрела работы разных художников, и, на мой взгляд, никто не нарисовал лучше.

Золотые сказки русских писателей

Сегодня днем я посмотрела диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище», а вечером прочитала русскую народную сказку «Аленький цветочек».

И то, и другое люблю не могу, потому что, на мой взгляд, это лучшие истории о любви. О настоящей любви, которой все нипочем. О любви, которая смотрит не на внешность, а зрит в корень. О любви, благодаря которой чудовище перевоплощается в прекрасного принца.

Читала сказку в этом издании и с иллюстрациями Бориса Диодорова. И они очаровательны. Я бы сказала классические. А вот чудовище удивило. Ну прямо какая-то (какое-то?) чупакабра в ночной рубашке.

А кого вам напоминает чудовище?

Золотые сказки русских писателей

После прочтения этой, на мой взгляд, потрясающей сказки, у меня остался, внимание, только один вопрос - почему я не читала её, когда была маленькой? Почему я прочитала её в университете в качестве задания на предмет "Анализ художественного текста"? Вопрос, который останется без ответа, а ведь я уверена, что она бы мне понравилась. Она красива, необычна и поучительна. Даже рискну заявить, что она подходит отнюдь не только детям, но и взрослым. Если им вдруг нечему будет поучиться на примере мальчика Алёши, то вернуться в детство хоть на некоторое время - это прекрасно.

Золотые сказки русских писателей

Ещё в том самом моём детском детстве, когда я впервые читала эту сказку и рассматривала картинки в книжке, всё мне казалось диковинным и чудаковатым. Признаться, местами даже наводило ужас и заставляло чувствовать жалость.

Эти тонкотелые длинные молоточки с ножками-тростинками на шарнирчиках, которые почему-то ни за что били мальчиков-колокольчиков (кстати, по картинкам я сделала вывод, что там были не только мальчики, но их мамы - взрослые колокола и мне было непонятно, отчего же они не защищают своих деток-колокольчиков от молоточков), с одним из которых мне непременно хотелось подружиться; этот усатый валик-увалень, который цеплял молоточки, которые били мальчиков-колокольчиков; эта царевна-пружинка, похожая на плоскую металлическую змею, которая толкала валик-увалень, который цеплял молоточки, которые били мальчиков-колокольчиков - всё было странным, красивым, удивительным, но вместе с тем, единожды сложившись в голове в цепочку шагов, намертво и навсегда запечатлел выстроенную логику очерёдности действий и что толкнуло меня в первый раз разобрать по винтикам какие-то старые сломанные часы дома. За что мне, естественно, влетело, когда мама решилась таки их отнести в часовую мастерскую, но выяснилось, что нести уже и бессмысленно, и нечего.

Сказка, при всей своей странности, хороша и я бы рекомендовала её к прочтению детям. Но лучше, если они это сделают сами, наедине с собой.

Да, особая благодарность составителям данного издания, где сразу после "Городка в табакерке" поместили "Чёрная курица, или подземные жители". Именно "Городок" настроил на нужный лад для прочтения "Чёрной курицы". И в последствии, сколько бы раз я не перечитывала "Чёрную курицу", всегда начинала чтение с "Городка".

Написала и задумалась... Может это и не рецензия вовсе, а история?

Золотые сказки русских писателей

Не важно кто он-Зверь, страшила или человек, главное что у него внутри

Моя любимая и мультик люблю, за его искренность
Было у богатого и счастливого купца, три дочери, но самой любимой была младшенькая. Попросили дочери подарки, самый трудный был у любимой дочери, аленький цветочек. Где его раздобыть.
Попадает он во дворец, никого нет, еды видимой не видимой, музыка играет, лёг спать на золотую постель. Утром проснулся и нашёл цветок, красоты неписанной и сорвал себе смерть. Вышло чудище и говорит, я тебя приютил а ты сорвал у меня самое дорогое, не жить тебе. Говорит купец, сжалься чудище. Тогда чудище даёт ему три дня, чтобы простился он с дочерьми, но если захочет по своей воле любая из дочерей вместо его к чудику переехать жить... Спасется купец от смерти.
Дальше читаем, рекомендую
Похожа на Красавицу и чудовище, но лишь отчасти

Из ныне здравствующих книжных иллюстраторов я люблю немногих, но уж кого люблю, так люблю:) И книги с иллюстрациями, к примеру, Алексея Дмитриевича Рейпольского покупаю в нашу библиотеку все подряд. Неважно - по возрасту, не по возрасту, есть уже такие дома или нет. Ключевое слово - Рейпольский!

Поэтому книгу сказок с иллюстрациями Рейпольского я купила сразу, еще не очень понимая, кто же у нас будет читать сказки "Аленький цветочек", "Мороз Иванович", "Городок в табакерке" и "Черная курица"... Когда народ взахлеб читает "Дивергентов", "Инсургентов" и тому подобных Лукьяненков - а тут я с "Аленьким цветочком"!

А получилось на самом деле очень смешно: книжку взяла читать Лея, причем книжка попала как раз в перерыв, когда она рыскала по дому, что почитать, и уткнула глаза в нее. Начала с начала: с "Аленького цветочка". Стала читать - и тут же стала ворчать и бухтеть. А я записала себе на память:

- Вот купец - он же если уже на начало сказки богатый и именитый, то значит часто и много ездил по свету торговать. Так чего же он только вот тут кинулся дочерям подарки предлагать?

Помните, Сашенька Яновская в "Дороге" говорит: "Ведь в сказке когда написано: "В эту минуту появилась прекрасная фея", - не спрашиваешь, с неба ли она упала, на извозчике ли приехала, какие на ней были туфли". Наша Лея напротив - любит выяснить не только какие у феи были туфли, а где именно она их купила, и если такой распродажи не было - то непременно уличит автора в излишнем вымысле!

- Не очень-то здорово, что когда "налетели разбойники басурманские, турецкие да индейские, то увидя беду неминучую, бросает честной купец свои караваны богатые с прислугой свою верною и бежит в темные леса" - не очень порядочно ведет себя купец! Мог бы и поответственнее отнестись к своей команде.

- "Унесли свои гостинцы в терема высокие" - это что же, у каждой свой терем был? Крутые, это ж целый городок!

Много спотыкалась Лея на старой речи. Вообще сказки такого плана мы очень давно не читали. Например, сказано "тридевять земель", "тридевятое царство, тридесятое государство" - что такое "тридевять" и "тридесять"? А потом наткнулась на слово "втридорога" - о! это как тридевятое царство?

Или вот "тувалет из хрусталю" - почему "хрусталю", а не "из хрусталя", и почему тувалет, а не туалет? И причем тут вообще туалет - поговорили про то, что туалет это не обязательно "отхожее место", а есть у слова еще значения, сейчас нечасто используемые.

На словах "в путь, во дороженьку" чуть не разразился комический скандал:

Л.: - Бесит меня эта водороженька! Как восадули вогороде прямо! Похоже на ту лохань, в которой возят, повозка такая!
Я: - ?????????
Л. - Ну, на старых рудниках такая. Ааааа, вагонетка!

Прочитав про "часты кусты" и "зелены сады", мы поговорили про краткое прилагательное. Также поговорили про музыку речи, характерную для народных сказок, и авторских, близких к народным - типа вот этой певучей сказки. Отсюда дошли до музыки слова: есть мелодия не только у предложения, но каждое слово имеет фонетический смысл: льется, шуршит, плещется лунная жуть.

В общем, получилось очень полезное чтение! Такое небольшое занятие по литературе, иными словами.

Ну а теперь посмотрим книжку - что интересно, насколько я люблю Рейпольского, настолько дети мои к его рисункам относятся в основном прохладно, и только местами они им нравятся. Не доросли до его прозрачности и утонченности?

Итак, "Золотые сказки русских писателей". Художник Алексей Рейпольский. СПб.: Азбука, 2015. Формат книги очень большой, и рассматривать полностраничные иллюстрации Рейпольского - картины! - одно удовольствие! .

Сказка "Черная курица" - одна из моих любимых книг у Рейпольского. У меня есть еще советское издание, которое я помню с детства.

У Алексея Дмитриевича Рейпольского такой чудесный, морозный звенящий Васильевский остров!

Чудесные иллюстрации на разворот:

Алеша в подземном царстве:

Сказку "Черная курица" мои дети тоже, увы, не очень любят. Вообще я часто слышала о том, что дети (и выросшие из них взрослые) не любят сказку "Черная курица", а вот мне она всегда нравилась - кстати, еще и в заслугу грампластинки.

Любила я музыку М. Мееровича к этой постановке, всегда душу рвала песня, которую поет Чернушка в конце - очень красивая музыка (в ролике - с 46:15). Всегда плакала, когда из-под пола был слышен шум уходящего в далекие края подземного народа и крик Алеши: "Они уходят! Уходят навсегда, уходяяяят" - и издалека Чернушка кричит "Прощай, Алеша! Прощай навеки!". И готова была бесконечно слышать бархатистый, неторопливый голос рассказчика - Юрия Яковлева.

Рухама после чтения сказала, что Алешу ей не жалко. А вот наказали ли правильно Чернушку? И да, и нет. Конечно, обидно, ведь он по сути ни в чем не виноват. Но всегда, доверяясь кому-то, - сказала Рухама, - есть риск, что мы понесем за это ответственность. А на мой взгляд, это хорошая сказка о том, что иногда в жизни можно неисправимо ошибиться - и невозможно будет потом попросить прощения или исправить ситуацию - правда, с адаптированной для детской психики концовкой, когда Алеша просто забывает обо всем, как о тяжелом сне. А в жизни же такие воспоминания продолжают тянуться за человеком хвостом навсегда.

А вот сказку "Городок в табакерке", которая вроде и короче, и незатейливее "Курицы", дети наоборот любят - почему, интересно? Хотя Рухама ворчливо сказала, что у нее вязнет на зубах слащавое "папенька" и "маменька", но так уж говорили, ничего не поделаешь.

Дверь в табакерку, куда приглашает Мишу мальчик-колокольчик

А вот про то, как мы читали четвертую сказку из этого сборника, "Мороз Иванович" Одоевского, я расскажу отдельно в следующем посте. Это получилось настоящее литературоведческое занятие с привлечением дополнительной литературы, со сравнениями разных текстов, вариантов и иллюстраций разных художников. Очень интересно - на целый вечер разговоров было!

Серия: "все цвета детства"

Под обложкой этого сборника собраны сказки и сказочные повести русских писателей Х IX века, прочно вошедшие в золотой фонд русской литературы для детей: «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Чёрная курица» А. Погорельского, «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович» В. Ф. Одоевского. Выполненные в спокойной классической манере иллюстрации замечательного петербургского художника Алексея Дмитриевича Рейпольского чутко следуют сюжету произведений, ярко раскрывают характеры и переживания героев, становятся настоящими «окошками в сказку», в которые любопытно заглянуть не только маленьким, но и взрослым читателям.

Издательство: "Азбука" (2018)

Формат: 70х100/8, 128 стр.

ISBN: 978-5-389-08509-1

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Аксаков С.Т. Под обложкой этого сборника собраны сказки и сказочные повести русских писателей XIX века, прочно вошедшие в золотой фонд русской литературы для детей: «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Чёрная… - Азбука, (формат: 84x108/32, 496 стр.) Золотые сказки в иллюстрациях лучших художников 2018
    492 бумажная книга
    Аксаков С.Т. Под обложкой этого сборника собраны сказки и сказочные повести русских писателей Х IX века, прочно вошедшие в золотой фонд русской литературы для детей: «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Чёрная… - Азбука, (формат: 70х100/8, 128 стр.) все цвета детства 2018
    537 бумажная книга
    Под обложкой этого сборника собраны сказки и сказочные повести русских писателей Х IX века, прочно вошедшие в золотой фонд русской литературы для детей: "Аленький цветочек" С. Т. Аксакова, "Чёрная… - Азбука-Аттикус, (формат: 240x305, 128 стр.) 2015
    399 бумажная книга
    Аксаков С., Погорельский А., Одоевский В. Под обложкой этого сборника собраны сказки и сказочные повести русских писателей Х IX века, прочно вошедшие в золотой фонд русской литературы для детей: «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова, «Чёрная… - Азбука СПб, (формат: Твердая бумажная, 128 стр.) 2015
    515 бумажная книга
    С. Т. Аксаков, А. Погорельский, В. Ф. Одоевский Под обложкой этого сборника собраны сказки и сказочные повести русских писателей Х IX века, прочно вошедшие в золотой фонд русской литературы для детей: `Аленький цветочек` С. Т. Аксакова, `Чёрная… - Азбука-Аттикус, (формат: Твердая бумажная, 128 стр.) Все цвета детства 2015
    526 бумажная книга
    Золотые мониста: Сказки и песни цыган Кто из русских не любит сердечной цыганской песни, искрометного, зажигательного цыганского танца? Мимо искусства, фольклора цыган не прошел, пожалуй, ни один из крупных деятелей русской культуры -… - Современник, (формат: 84x108/32, 496 стр.) 1992
    500 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… …

      РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… …

      I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия

      История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      - — знаменитый поэт, государственный человек и общественный деятель второй половины прошлого и первой четверти нынешнего столетия (р. 3 июля 1743, ум. 8 июля 1816). Предок его, татарский мурза Багрим, в ХV столетии, в княжение Василия… … Большая биографическая энциклопедия

      - (Узбекистон Совет Социалистик Республикаси) Узбекистан. I. Общие сведения Узбекская ССР образована 27 октября 1924. Расположена в центральной и северной частях Средней Азии. Граничит на С. и С. З. с Казахской ССР, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

      Урожденная Юшкова друг В. А. Жуковского, известная детская писательница (род. 6 июля 1786 г., скончалась 18 марта 1864 года). А. П. происходила по матери из рода Буниных. Мать ее Варвара Афанасьевна (была замужем за П. Н. Юшковым) имела четырех… … Большая биографическая энциклопедия Большая советская энциклопедия



    
    Top