60е 70е годы. Субкультуры и музыка США XX века

Этот материал был когда-то встречен мною на сайте http://www.blog.laivas.com/ и просто запал в душу. Ведь так все и было! К сожалению данный ресурс более недоступен и автор мне не известен. Но, однозначно, мы дети одной эпохи.

Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е.

August 10th 2006 Posted to Детям 60-70-80-х посвящается

Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80 е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня.

В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло придти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас.Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза. После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой. Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания. Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел,потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер.

У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было! Зато у нас были друзья . Мы выходили из дома и находили их. Мы катались на великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без охраны, как мы вообще выжили?

Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали яблоки в садах и ели вишни с косточками, и косточки не прорастали у нас в животе. Каждый хоть раз записался на футбол, хоккей или волейбол, но не все попали в команду. Те кто не попали, научились справляться с разочарованием. Некоторые ученики не были так сообразительны, как остальные, поэтому они оставались на второй год. Контрольные и экзамены не подразделялись на 10 уровней, и оценки включали 5 баллов теоретически, и 3 балла на самом деле. На переменах мы обливали друг друга водой из старых многоразовых шприцов! Наши поступки были нашими собственными. Мы были готовы к последствиям. Прятаться было не за кого. Понятия о том, что можно откупиться от ментов или откосить от армии, практически не существовало. Родители тех лет обычно принимали сторону закона, можете себе представить!? Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим.

Если вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как правительство не купило у молодежи свободу взамен за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики… С их общего согласия…Для их же собственного блага… “На самом деле в мире не семь чудес света, а гораздо больше. Просто мы с вами к ним привыкли и порой даже не замечаем. Ну разве не чудо – первое советское средство после бритья? Помните? Кусочки газеты? А такое чудо, как тюнинг автомобиля Москвич-412? Помните? 5-копеечные монеты по периметру лобового стекла, меховой руль, эпоксидная ручка коробки передач с розочкой и, естественно, милицейская фуражка на заднем стекле. А резинка от трусов - это же тоже чудо! Ведь она прекрасно держит как трусы, так и варежки! А в кинотеатрах? Точка от лазерной указки на лбу главного героя - боже мой, скольких людей это сделало счаст-ли-вы-ми! Пирожок с повидлом - ну разве не чудо? Никогда не угадаешь, с какой стороны повидло вылезет! Еще одно необъяснимое чудо - поднимите, пожалуйста, руки те, у кого был нормальный учитель труда… а не инопланетянин…? А такое чудо, авоська с мясом за форточкой? Помните: полез доставать - пельмени упали!

А вот этот вот чудесный мамин развод: “Я тебе сейчас покупаю, но это тебе на день рождения”?! Или вот эта волшебная бабушкина фраза на прощание: “Только банки верните!” А холодильник ЗИЛ помните, вот с такой вот ручкой? Это же однорукий бандит! Дергаешь ручку - сыпятся банки. А, кстати, что до сих пор лежит в холодильниках на дверце сбоку? Нет, не яйца. И не кетчуп. На дверце сбоку лежат…лекарства! Бесплатная медицина - это тоже чудо. Врач один, а очереди две - одна по талонам, а вторая по записи. А еще и третья была - “Я только спрошу!”

Да, сколько еще их было, этих чудес света… Маленькое окошко из кухни в ванную - что там смотреть, объясните? Обувная ложка-лошадка… Зубной порошок - чистит как зубы, так и серебро… Писающий мальчик на двери туалета… Телевизор “Рубин” - берешь пассатижи и тын-тын-тын! Плавки с якорьком… помните?! Молоко в треугольных пакетах! А вы говорите: “Семь чудес света!”

Мы раньше много чего делали такого, что сейчас и в голову не взбредет делать. Более того, если ты сегодня хоть раз сделаешь то, что тогда делал постоянно - тебя не поймут, а могут и за сумасшедшего принять. Ну вот, например, помните, автоматы с газированной водой. Там еще был стакан граненный - один на всех. Сегодня никому и в голову не придет пить из общего стакана! (Сегодня его украдут через пять секунд после установки автомата, ровно за три секунды до того, как утащат и сам автомат…) А раньше ведь все пили из этих стаканов… Обычное дело! И ведь никто не боялся подхватить какую-нибудь заразу… Кстати, эти стаканы использовали для своих дел местные пьяницы. И, представьте себе, вы только представьте это – они ВОЗВРАЩАЛИ стакан на место! Не верите? А тогда - обычное дело!

А люди, вешающие простыню на стену, выключающие свет и бормочущие что-то себе под нос в темноте? Секта? Нет, обычное дело! Раньше в каждом доме проходила церемония, которая называлась - задержите дыхание - диафильм! Помните это чудо?! У кого сейчас работает проектор диафильмов? Дым валит, едкий запах по всей квартире. Дощечка такая с письменами. Что вам представляется? Индийский великий жрец Арамонетригал? На самом деле это вы-жи-га-ние. Обычное дело! Миллионы советских детей выжигали открытки мамам на 8 марта - Мамочка, поздравляю с международным женским днем. Желаю тебе мирного неба над головой, а твоему сыну - велосипед… А еще все сидели в ванной, причем на опущенном стульчаке, причем в темноте - и светил там только красный фонарь… Догадались? Обычное дело - печатали фотографии. Вся наша жизнь на этих черно-белых фотографиях, отпечатанных собственными руками, а не бездушным дядькой из Кодак…

Ну вы же помните, что такое фиксаж? А вот идет человек и пузыри выдувает! Потом - бац - и вот такие розовые ошметки по всему лицу! Сегодня нормальный человек так поступает? А тогда - обычное дело! Потому что у нас были необычные жвачки! И из этих жвачек выдувались шикарные пузыри. Да, тогда жвачки нужны были не для кариеса. Ну, мы даже не думали, что такое бывает… Да и не было никакого кариеса, пока нам не сказали, что с ним надо бороться…!

А еще раньше можно было с утра выйти на улицу, вдохнуть полной грудью и пойти ….просто фиг знает куда! Не по делам, а так просто! Да, раньше мы многое делали “так просто”. Сегодня это подвластно только алкоголикам и бомжам….А тогда - обычное дело! Как ходили в магазин с бабушкой, обязательно заходили в пекарню и покупали горячий длинный французский батон, до дома он де доходил, потому что сразу обламывались горбушки (одну мне, другую сестре, и серединку братишке)… сейчас горячую булку практически негде купить в городе, все продается в пакетах и уже невкусное.. видимо новая методика выпечки… да к тому же уже возраст не тот, чтоб идти по улице подпрыгивая и грызть горбушку…

Вы помните Асисяя? Трёх дурацких клоунов с гармошечками, поющих “люблюблюб караблики”(эх, а еще было здорово швыряться пакетами с водой с девятого этажа в кошек… все животные успевали разбежаться.. но вот прохожий народ - никогда А, девчоночки, вы помните резиночки? Удивительно, но ни один мальчишка на свете не знает правила этой игры! А сбор макулатуру в школе? До сих пор мучает вопрос - зачем? А я ведь тогда весь папин архив Playboy туда отнес. И мне ничего за это не было! Только мама удивлялась, чего это отец стал так придирчиво проверять мои домашние задания?! А портреты Горбачева без родимого пятна помните? Необычно…

А ведь мы еще помним, как Джексон был негром, да еще несовершеннолетним! Тогда это было - обычное дело! а первая реклама на тв, как сейчас помню первый рекламный ролик в россии запущенный по тв - реклама жевачки даболминт, ригли, - девушка в купальнике идет по пляжу с огромеднейшей пачкой жевачки под подмышкой и улыбается!… а сериал - просто мария-фи, “Робыня Изаура”!!! Потом пустили “Богатые тоже плачут", мыльные оперы - все бабульки балдели.. еще помню металлические формочки для песка, которые ржавели от дождя, таких сейчас нету.. Вообще, очень много такого было необычного: поездки на картошку и разбавленное пиво (не, ну правда было вкусно!), “Взвейтесь кострами бочки с бензином, мы пионеры - дети грузинов” и “Кто курит Яву и Пегас, тому любая баба даст” и “Опал - затянулся и упал” …

Вконтакте

Гаражный рок

Современная гаражная группа «Dead Ghosts». Ниже «I Sleep Alone»

Пока разодетые красавцы-мужчины завоевывали Америку 50-х, те, кому не так повезло и те, чьи взгляды на музыку были несколько иными, собирались в каких-нибудь помещениях вроде гаражей и играли там свою, более экспериментальную и менее подходящую для коммерции музыку. Движение, которое и получило такое название — «гаражный рок» — это, можно сказать, первый представитель андерграунда в истории и, конечно, прообраз психоделических авангардных групп и панка.

Гаражные группы были гораздо агрессивнее, чем исполнители классического рокабилли, их музыка была сырой, иногда просто шумной, прерываемой выкриками, а лирика была о том, какие они, представители гаражного рока — неудачники. С появлением в 60-х первых гитарных эффектов, в том числе фузза (пример того, что это такое — ниже) сделало их музыку еще более отличающейся от того, что было тогда популярно.

Конкретно эта модель появилась только в 1966 (ее активно использовал Джими Хендрикс в свое время), но какие-то прототипы могли появится и раньше.

Также на направление влияет британское вторжение: «Beatles», «Rolling Stones», «The Kinks», «The Who» ранний Дэвид Боуи и так далее. Все эти исполнители экспериментально вывернули рокабилли наизнанку (в хорошем смысле) и отправили его обратно в Америку. Таким образом, технический прогресс и все невероятные, для того времени, британские эксперименты, влияют на гаражные группы очень мощно.

В итоге, в 60-х, когда эра рокабилли прошла и всеобщее внимание перешло на Британию, гаражный рок тихо-мирно развивался, чтобы напомнить о себе, впоследствии, сначала с помощью психоделистов, а потом панков. Примеры гаражных групп:


The Seeds. Ниже «Can’t Seem to Make You Mine». К слову, двое слева подозрительно похожи на панков 70-х — Ди Ди и Джонни Рамонов.
The Sonics. Ниже «Have Love Will Travel» — кавер на песню афроамериканского исполнителя 50-х Ричарда Берри.

Question Mark and the Mysterians

Фронтмен группы, которого звали просто «?», в устной форме — «Question mark», скрывал свое имя, говорил, что прибыл с Марса и в прошлой жизни общался с динозаврами. Все это делало группу несколько особенной и, таким образом, «Question Mark and the Mysterians» по праву первая панк группа, не только из-за музыки, но и из-за имиджа.

Тогда же появляется и первый, определяющий движение гимн — «Louie Louie», песня того же Ричарда Берри, которая обрела популярность среди гаражных групп, после того, как на нее сделали кавер «The Kingsmen».

В гаражной музыке инициативу берут и девушки. До этого, за исключением эстрадного блюза и эстрады в целом (хотя там девушки тоже не играли много роли, от них требовалось только красоваться и петь) — музыка XX века была мужским делом. Здесь же девушки берутся за инструменты и начинают петь то, что им хочется, а не то, что им говорят. Позже, уже в 90-х, это андерграундное женское движение выльется в «Riot Grrrl» — мощный оплот феминистского панка и гранжа.

Группа «Pleasure Seekers»

Женские андеграундные группы 60-х — 90-х вообще стали образцом агрессивности и драйва, чаще всего заставляя блекнуть и меркнуть многие мужские. К сожалению, многие из этих групп незаслуженно недооценены.

Гаражный рок влияет на музыку до сих пор: в самом начале статьи есть тому пример. Более того, из гаражного рока нашего времени выходят многие популярные музыканты, например:

White Stripes (К слову, мужская половина группы — Джек Уайт, вырос на блюзе и его любимым исполнителем является Сон Хауз)


«Поп» вариант — «Drums». Ниже «I Felt Stupid»

Прото-панк

На основе всего этого нового звучания, в США 60-х вскоре появляется еще более близкое к панку понятие, получившее, даже, говорящее название — «прото-панк». Если гараж группы были просто интересными ребятами пошедшими против мейнстрима — то представители прото-панка это просто безумие. Своей музыкой, лирикой и поведением на сцене, они просто шокировали тогда еще не подготовленную к такому звучанию и таким образам Америку. Из прото-панк движения особенно отличились:


Игги Поп эры Stooges. Для развития панка, больше чем он не сделал никто. Ниже «I Wanna Be Your Dog» определившее все дальнейшее «Пустое поколение»
Death. Ниже «Keep on Knocking»

Таким образом, гаражные и прото-панк группы своей дикой мощью, отвергающим общество отношением и невероятно глубокой, почти блюзовой лирикой прокладывают дорогу будущему: «Пустому поколению».

Фолк музыка 60-х

В отличии от своего близкого родственника — рокабилли, кантри в 60-х переживает возрождение, а некоторые музыканты, которые были яркими фигурами и того и другого направления — остаются наплаву. Хороший пример — Джонни Кэш.


Ниже «Folsom Prison Blues»

Лирика кантри приобретает политический и социальный характер: музыканты направления поют о внутренних проблемах Америки. История «Folsom Prison Blues», например, очень интересна:

Джонни Кэш все жизнь выступал за права заключенных — то есть, за человеческое отношение к ним в тюрьме, не говоря уже об отмене смертной казни. И вот, как-то написав эту песню, Джонни Кэш отправляется в тюрьму Фолсом и дает заключенным концерт. Текст «Folsom Prison Blues» содержал, например, такие строчки: «Когда я был ребенком, моя мама говорила мне — сын, всегда будь хорошим мальчиком, никогда не играйся с оружием. Но я застрелил того парня в Рино, чтобы просто посмотреть, как он умирает. И теперь мне остается плакать, пока я слышу, как идет поезд.» Таким образом Кэш предстал тем, кто понимает заключенных, понимает их осознание, того, что они сделали и безвыходность их ситуации.

Песня стала одна из самых популярных кантри песен в XX веке. К слову — текст песни поразительно напоминает текст «The House of the Rising Sun».

Два других знаменитых фолк музыканта 60-х:


Боб Дилан. Ниже «Like a Rolling Stone»

«Like a Rolling Stone» — это не совсем классическая фолк песня, коих у Дилана много — вроде всем известной «Blowin’ in the Wind». Это именно образец того, как менялась музыка в 60-х. Когда Дилан записал свой рок альбом озаглавленный этой песней, то многие его поклонники его освистали. Еще бы, казалось им: голос поколения, который всегда гордо стоял в одиночку со своей акустической гитарой и пел о проблемах которые касались всех американцев, вдруг помпезно одевается и начинает играть какую-то шумную музыку. Однако, когда все осознали, что от групп нахлынувших из Британии звучит что-то похожее, все смирились с этой мыслью и прислушались к этой песне. Теперь же «Like a Rolling Stone» — это классическая песня Боба Дилана, а если эта песня стала классикой такого исполнителя, значит — это классика всей американской музыки.


Джоан Баэз. Ниже ее версия песни «Wildwood Flower»

Джона Баэз — кантри певица, которая дружила с Диланом и часто выступала с ним вместе. Баэз активно выступала за прекращение войны во Вьетнаме (за что была арестована), за права чернокожих и так далее. Собственно Баэз — это образец девушки-хиппи, отвергающей все современные ей представления о том, как должна выглядеть женщина, ценящей свое происхождение и выступающей за мир и равенство. Таким образом, влияние Баэз на молодежное сознание 60-х годов сложно переоценить.

Психоделисты


Психоделисты появляются следующим образом: американские молодые люди, услышав все то, что британцы вытворяют с инструментами, усилителями («Kinks», например, получили свое фирменное звучание, после того, как «побрили» усилитель бритвой) и гитарными эффектами, тоже решают не оставаться в стороне и начинают думать, что можно сделать со всем тем, что у тебя есть под рукой. Одновременно с этим, популярным становится легальное тогда ЛСД, которое активно использует группа молодых людей, возглавляемая Кеном Кизи — автором романа «Пролетая над гнездом кукушки». Таким образом, расширяя свое сознание и используя новые возможности звучания, американские музыканты с разных уголков США начинают сочинять свою, индивидуальную музыку. Две психоделические группы с разных побережий (еще несколько будет в теме про хиппи):


Лос-Анджелеская группа «Doors». Ниже «The End». К слову, название для группы взято из строчек стихов Уильяма Блейка: «Если бы двери восприятия были чисты, то все предстало бы перед человеком таким, как оно есть: бесконечным».
Нью-Йорксая Velvet Underground (с певицей Нико и Энди Уорхолом). Ниже «What Goes On»

Психоделическая музыка была связана с субкультурой, которая достигла очень высокого уровня развития в США 60-х — хиппи.

Хиппи

Хиппи представляли из себя синтез существовавших до них субкультур. От битников, рок-н-ролльщиков и серферов, они переняли отвращение к мейнстриму, стремление убежать от цивилизации к чистой природе, переняли сексуальную свободу, потребность в использовании наркотиков, стремление все делать сообща и выражаться через литературу и музыку. Среди хиппи не было никаких социальных рамок.

Для хиппи главным было общение, а общались они зачастую способом сексуальных отношений. Однако, эти отношения не были беспорядочными — сексуальная революция, как таковая, произошла уже после эры хиппи. Для них также было важно погружение в себя, и, поскольку для этого они нуждались в расширении сознания, хиппи буквально вынесли ЛСД с лабораторных полок и с рук Кена Кизи в массы.
Известны хиппи и своими антивоенными и пропагандирующими наркотики лозунгами. Поскольку в это время США воевали с Вьетнамом, хиппи, с лозунгом взывающем к любви и миру можно было встретить всюду.

Кульминацией расцвета субкультуры стал легендарный фестиваль «Вудсток», проходящий на территории штата Нью-Йорк в 1969 году. Фестиваль шел 3 дня и на нем побывало от 400 тысяч до 500 тысяч людей. «Вудсток» был настолько громким, и в прямом и переносном смысле, событием, что о нем до сих пор говорят как о непревзойденном явлении.

Некоторые выступления американских музыкантов на «Вудстоке»:

Creedence Clearwater Revival

Janis Joplin and the Kozmic Blues Band

Jefferson Airplane

Jimi Hendrix with Gypsy Sun & Rainbows

Хиппи — яркая и узнаваемая субкультура, идей которой придерживались многие из великих людей, после «Вудстока» увядает. Люди, уйдя с фестиваля, ожидали, что теперь они увидят мир без войн и насилия. И, когда люди осознают, что за эти три дня в остальном мире ничего не изменилось, миролюбивая субкультура хиппи уходит и ей на смену приходит ожесточенное и обиженное: «Пустое» поколение.

Соул

Пока молодая часть населения США 60-х годов переживает крупнейшие, не только музыкальные и субкультурные, но и исторические события, в мире расцветает третий краеугольный камень, который примыкает к джазу и блюзу и моментально становится популярным среди взрослого поколения — соул.

Соул — направление, которое наследует черты и джаза и блюза, но, в первую очередь, госпела, из-за чего в этом соуле акцент поставлен на вокальную часть. В связи с этим, появляется бэк-вокал, то есть, когда несколько человек подпевают ведущему, а весь остальной бэнд служит фоном, подстраиваясь под ведущую певицу или певца. Известные соул музыканты 60-х:

Отис Реддинг

Арета Франклин

Рей Чарльз

Соул, как и джаз, в свое время, имел много разных поджанров: чигагкский, мемфиский, голубоглазый соул и так далее. В совокупности соул имел огромное влияние на музыку 70-х и 80-х — от британского хард-рока в виде группы «Led Zeppelin» до короля поп-музыки Майкла Джексона.

60-е — это время больших изменений: мир увидел расцвет и увядание, пожалуй, самого влиятельного молодежного направления в истории — хиппи. Музыка, принадлежащая этой субкультуре, в совокупности с андерграундом 60-х, радикально меняет представление о возможностях звукоизвлечения. Популярная музыка тоже переживает окончательное оформление эстрады — появление соула. Таким образом, 60-е — это время, когда весь музыкальный мир начал делиться на двое: популярную музыку и андерграунд.

Текст частично основан на дипломе литературного деятеля Алекса Керви.

http://vookstock.narod.ru/diplom.html

4 голоса

________________________________________ ________________________

Да, золотое время было... Вспомнил стихи неизвестного автора:

На окнах - решётки, железные двери.
Сидим по квартирам, как дикие звери.
В руках - телефоны, везде - домофоны.
И правят - то нами чужие законы!

Ещё не истёрлось из памяти время,
когда населяло страну наше племя:
Где не было столько высоких заборов
и хитрых, с сиреной, надёжных запоров.

Где жили все просто и всем доверяли,
лишь временем дружбу свою проверяли.
Совсем, как родные, с соседями были,
по праздникам весело пели и пили.

Делили и радость и боль пополам,
и всё по плечу в те года было нам!
Учились, работали, строили, жили -
где старшие люди примером служили.

Доллар да рубль там не правил законом,
Народ не прельщался серебряным звоном
монет и шуршащих в карманах бумаг.
Там все помогали стране "просто так"!

Великие стройки, мосты и заводы,
и космос, и флот - всё подвластно народу!
Мир, равенство, братство - не просто слова.
О завтрашнем дне не болит голова.

Никто не боялся ходить по ночам!
И там доверяли здоровье врачам!
Там слово "учитель" - само уваженье,
к милиции там относились с почтеньем.

Там в Армии служба считалась за честь!
Ну, кто теперь скажет, где всё это есть?
Где чистая пища, где воздух, вода,
которой гордился народ наш всегда?

Мы сами от нынешней жизни устали...
Так всё изменилось - другими мы стали!
И лишь ностальгия по тем временам...
И грустно, и страшно становится нам...

Если так рассуждает и пишет "совок", значит, я совок. Всем здравствуйте!

Сегодняшним постом burckina_new навеяло настроение. Вообще сейчас часто жизнь и быт СССР показывают каким-то нарочито бедняцким, быдляцким. Как на обсуждаемой фотке - какие-то грязные кедики нестриженых обросших парней, ситцевые несвежие платьица девушек, пришедших на танцы. Да и танцы-то непонятно где. И вот нынешняя молодёжь смотрит и думает, что так, наверное, люди и жили. В бараках или коммуналках со ржавыми раковинами, ходили в дешевых ситчиках, танцевали на пыльной улице. Но ведь так не жили. Это были какие-то очень специфичные моменты. Здесь, возможно, стройотряд в колхозе, или трудовой лагерь, конец смены. Поэтому и лохматые, поэтому и платья простые, как вышли с поля, так и танцуют на дороге.

А ещё сейчас есть такая тема у журналистов и простигосподи, блохиров определенного сорта - собрать подборку чернушных фоток о советском периоде и выкинуть как некую "правду об СССР". Я не говорю, что не было плохого, неустроенного быта или бедности - всё это было, но как редкое явление. В СССР были и алкоголики, и малоимущие. Были и богатые люди(по советским, конечно, меркам). Но те и другие - крайность, я бы сказала, даже редкость. Большинство людей жило не бедно, не богато, а как-то ровненько, одинаково. Без вопиющей неряшливости и надрывной бедности. Моя семья была весьма типичной для СССР. Не "блатные" номенклатурщики, не нищие пьяницы. Просто обычная провинциальная рабочая семья из крошечного городка центральной России. Здесь фото из моих семейных альбомов периода 60-х и 70-х годов прошлого века. Большинство фоток - любительские, не постановочные.

Я и мои родители. Обычные люди. 1972 год.

Вообще моя мама родилась и выросла в очень бедной семье. Как раз в той крайности, что была редкой для СССР. Мама вспоминала, что они были самые бедные на улице и в школе. Но не потому, что советская действительность такая, а по собственным объективным причинам - в их семье было пятеро детей, её отец был инвалидом на нерабочей группе, её мама - неработающей домохозяйкой. Жили они в далёком забайкальском посёлке, откуда дети, наверное, мечтали вырваться. Я так думаю, что мечтали, ведь они все оттуда уехали. Но даже в самые трудные периоды жизни они не выглядели какими-то обросшими помятыми неряшливыми неандертальцами. Вот их бедняцкая семья. Даже у самых бедных были всё-таки деньги и на стрижку детям, и на свежую рубашку, и на "чистый воротничок":


1964 год. Маме 15 (она справа), её брату - 16, сестре 17.

Здесь какие-то мамины подружки, побогаче. У них и вещи помоднее. Кофточки, юбочки "со строчкой", брюки-клёш. В отличии от этих девушек, моя мама и её братья-сёстры не могли себе позволить ничего, кроме простых рубашек, конечно.

Вот тот же мамин брат через несколько лет. Студент. Затрудняюсь назвать год, быть может, конец 60-х? Ну, вторая половина, это точно. Конечно, очень смешная причёска, но я хочу тут не смешную моду показать, а то, что даже дети из очень бедных семей старались следовать за модой, и на это у молодёжи Советского Союза были средства.

Мамина сестра Галина, которая была слева на общем фото. Вырвалась из забайкальского села сначала в Свердловск. Моднявые свердловчане (Галина сидит левее). Шляпа на стоящей сзади женщине весьма смелая. Ботинки и туфли у всех чистые, и не припорошены пылью.

Начало 70-х. Вот она какая строгая на работе:

А вот такая красивая после работы. После работы можно и причёску, и парики, и кольца на руках. Она любила хорошие вещи - у неё было много (по тем временам) золотых украшений, хороших платьев, она предпочитала шёлковые. Даже шапка у простой милицейской девушки - из соболя.


Год примерно 74.

Моя мама тоже вырвалась из своего села, и стала вот такой девицей:

Но ненадолго вырвалась. Работая в приморской Находке и Владивостоке, заполучила плеврит в непривычном для неё сыром климате. И отправили её врачи обратно в сухой климат. Назад в Забайкалье. Перед отъездом "на родину", фото с подружками:

Вообще девушки СССР очень придирчиво следили за своим видом. Выйти с паклей на голове было для них, кажется, чем-то немыслимым. И для парней тоже. У всех причёски, актуальные на тот момент, у всех подчёркнуто "белые воротнички". Они тщательнее, чем наше поколение, следили за внешностью. Ну, во всяком случае, в наших провинциях. Именно такое у меня складывается впечатление, глядя на фотки 60-х и 70-х. Не какие-то фотки с интернета, а обычные фотки моих близких людей. Из нашей реальной жизни, а не собранный по всему бывшему Союзу треш.

Мой отец в его 18 лет, перед армией. Тульская область, деревня. 1965 год. Деревенские парни тоже носили чистые белые рубашки, ботинки (а не кедики) и что-то такое изображали на голове. Брюки смешные, говорила я, глядя на это фото. "Такие тогда и носили" - усмехался отец. Он у меня. хоть и деревенский, но всегда моднявым был.

Семья отца была обычной, не бедной,но и не богатой. Поэтому он пешком не ходил, но и мотоцикл ему никто не купил. Всё весьма средненько: на велике ездил. Машина у него появилась гораздо позже, кажется, через десять лет, в 1975. (или в 76?) году. Москвич. Когда он был уже женат и с двумя детьми.

И после армии. Сам из армии приехал (из Забайкалья) и маму оттуда привёз. Встретил её в глухом таёжном посёлке, да там же и женился. На этом фото мама как раз беременная мною (май 69 года, а я родилась в октябре). Ещё на этом фото мой дедушка. Старшее поколение тоже выглядело вполне обычно. И сейчас так люди выглядят.


Ясная Поляна, скамейка Льва Толстого. 1969 г.

Просто домашняя фотка. Мама и я. Любительская, без подготовки, дедушка просто щёлкнул в какой-то момент:


1970 г.

Молодые с друзьями. Мой отец в центре, слева его сестра с мужем, справа - мама и жена его брата. У отца тоже большая и дружная семья. Все уехали в город, но в деревню все приезжают. И зимой:

И летом тоже братья-сёстры в деревне собираются:


Лето 74. Мама в центре, здесь она наконец-то нестриженая и лохматая. Но не потому, что нет привычки или денег следить за собой. а потому что суеверная! У неё вторая беременность, мы "ждём братика". Есть такая примета - беременным не стричься, чтоб не укорачивать ребёнку жизнь. Отец слева от неё. Нет-нет, всё хорошо, обнимает он не какую-то постороннюю бабу, а свою сестру. Судя по печали на лице, у той что-то случилось. Любимую чашку разбила, не иначе. Шёлковые блузки, белые рубашки с запонками. Кажется. как будто на праздник собрались. А нет никакого праздника! Они так ходили в обычной жизни. Просто советские люди. Простой провинциальный рабочий класс. Действительно, рабочий, я не утрирую:

Это в цеху они в спецовках и промасленных штанах. Ну, то есть должны быть в спецовках, просто мой отец не любил спецовку, на работе он носил яркие цветастые рубахи. В них веселее станки ремонтировать. После работы советские слесари, мастера, наладчики станков предпочитали белые рубахи. Ну, такое у меня впечатление и детские воспоминания: "мой папка в белой рубашке".

Мамин коллектив. Экономисты, молодые и "не очень". Причёски, завитые локоны, растрёпанных людей нет. Хотя по одежде видно, что о фото их заранее не предупредили, они не готовились фотографироваться. Они всегда так выглядели.


На обороте наконец-то подпись: 1972 год. Остальные пришлось датировать самостоятельно, сопоставляя с событиями.

Ещё до кучи просто-фото, просто-жизнь, как она была.

Дедушкина сестра. Судя по одежде, собралась идти на работу, или только вернулась оттуда.


Не знаю, какой год, скорее всего начало 70-х. Она умерла в 1976.

Дедушка и брат отца приехал из Москвы. Чисто цыган внешне, но не цыган:


У дедушки в саду. Примерно 1975 год

Отец и другой его брат. Этот большой бородатый человек - тоже не цыган. И не пролетарий. Школьный завуч.
Пролетарский класс здесь - только мой отец.


Примерно 73 (74?) год. Почему-то почти все фотки из деревни. Хотя я знаю, почему. Потому что дедушка фоткал на свой Зоркий.

Мы - дети. Просто дети.


1973 год. Я - которая тощая

И советские дети ничем не были обделены. У нас было всё, что можно было пожелать в то время. Игрушки, велосипеды:


1973 (74?) год

Поездки к морю:


1976 год

Я с бабушкой. Старенькая и маленькая:) Нет необходимости "жалеть" и советских пенсионеров. Они также прекрасно имели возможность проводить своё лето в Крыму или в других прекрасных местах. Да, "заграницы" были практически закрыты для нас, но на "свои" курорты - хоть объездись даже любая бабушка.


1977 год

А вот и демонстрация, куда, по утверждениям некоторых личностей, народ чуть не под угрозой расстрела "сгоняли". У нас в провинции мероприятие выглядело так:


Судя по клёшам и размеру залысин моего отца, примерно 74-75 год .
Он, кстати, единственный тут, кто додумался припереться на мир-труд-май в джинсах. Вот чудо, не расстреляли его! Даже плакат доверили нести аж сразу после знамени.

Какие-то родственники. Взяла из-за мужской "зимней моды". Своих уличных не попалось.


примерно 74-75, судя по местонахождению в альбоме.

Ещё немного детства. Дети как дети. И сегодня могут быть одеты в такие платья и ботиночки. Правда, в одежде тотально отсутствует всяческий полиэстер.


1975 год . Дядя-фотограф, зачем ты мне книжку кверх тормашками положил?

Моя бабушка, вторая половина 60-х. Тогда были ещё такие диваны с валиками. И на моей памяти, этот диван стоял в деревне у её мамы. То есть совсем у старушки. Можно, наверное, обратить внимание, что в деревенских домах советских старушек было очень чисто. Белые стены с накатом, белые вышитые покрывала на диванах. Всё было очень светлым. Как и сейчас, просто материалы другие - не по бедности, а в соответствии со временем.

Что ещё я заметила, перебирая альбомы? Практически нет фоток еды. Нет застольных фото. Хотя В СССР мы иногда ели, уж поверьте:) И за столом, бывало, сидели большим кругом. Но не было привычки фотографировать стол с закусками. Из всего обозреваемого периода мне удалось обнаружить всего две фотки со спиртным. Мама с братом заглянули к соседке в Новый год. Это не ночное гуляньн с младенцем, это другой день. Хотя тут всё типично - и Советское шампанское, и дождик на ёлке, и вазочка с конфетами.


Да какой-то пикник. Мамина сестра, Галина, как раз "спалилась" на камеру со стаканом в руке.

А что вместо пьяных застолий в советских альбомах? ах-ха."Наши увлечения", вот оно что. Это "мамин" волейбол. Хотя она больше занималась акробатикой, однако в альбом попал именно волейбол. Не бог весть, какие вершины спорта - фабричная волейбольная команда.


1975 год.

"Галин" хор. Ой-е, туфли-то у них у всех какие. Только сейчас обратила внимание - ни одного сбитого или поцарапанного мыса.

первая половина 70-х.

Ну а отец мой тот ещё домосед. Лучшие друзья - это книги. Но сразу после станков.
- Вот приходишь ты, Вася, на пляж, а там - станки, станки...
Дурацкий анекдот. Да мой отец, я клянусь, был бы рад. Вот реальное домашнее фото, из жизни, никаких постановок. Казалось бы, молодой парень, иди, гуляй. Или футбол посмотри по телеку. А он говорит, станки импортные к нам пришли, новую линию ставим. А мы люди простые, провинция, в общем, почти деревенские, мы нихера (простите) в новых станках не понимаем, надо переводить. И технический словарик в руки. Гугл-транслятор бы в помощь, да не было. Вот только жалеть его не надо, поглядите, какая рожа счастливая, будто всю жизнь мечтал вечерами инструкции к станкам переводить. Здесь нет наигранности. Так и жили.

И вот ещё отметила важное: в нашем альбоме ни одной фотки с машиной нет! Вот ей-богу, ни одной. Я не знаю, когда появилась в российском обществе привычка фотографироваться в машине. Ну, знаете эти современные фотки - водитель(-ница) за рулём, а через открытую водительскую дверь (или опущенное стекло) фотограф делает кадр - "я в своей машине!". Или стоя с бравым видом у капота, тоже частый вариант. Так вот - в 70-е такой привычки у людей не было. Фотографировались больше "для себя", на память. А не для того, чтоб людей своим бахвальством поражать.

Вот такой была реальная жизнь СССР в 60-е и 70-е. Не самые "золотые" годы Советского периода (80-е были побогаче), но и не совсем плохие. Не верьте тем, кто говорит - люди в СССР были нищие. Не были советские люди нищими ни материально, ни идейно. Жили нормальной насыщенной жизнью, в полных возможностях того времени. И вплоть до конца 80-х не было никакого треша. Нищебродство пришло вместе с "рынком". Оттуда же, из 90-х, и фотки бесконечных очередей, каких-то пьяных людей, рваных обоев, ржавых труб. В 90-е страна провалилась в нищету, а не СССР "был нищим". Ситцевые платья тоже были. " В поле" или "в лесу". И нечесаные отросшие патлы у парней - где-то "в поле" в страду. Или "в тундре" у геологов. Но это - особые специфические моменты жизни, как грязная спецовка. Спецовка была у всех рабочих СССР. Но не всегда она бывала грязной, а только когда замаслится после какой-то напряжённой работы. :) И по улицам в спецовке обычно не ходили.

П.С. Извиняюсь за качество снимков. Бумажные фотки от времени потускнели, потрескались, будто расплылись, стали нечёткими. Я их немного подкорректировала, добавила контраст и резкость, но реставрировать было некогда.

П.П.С. одна фотка "чернушного быта" попалась. Я не знаю, кто эти люди, но поскольку фотка находилась в "забайкальском" альбоме моей мамы, то делаю вывод, тут кто-то из ее подруг. Девушка курит, ну надо же. И кажется, молодые люди на фото пьяны. Это совсем не приветствовалось в те времена. Кстати, не знаю, какие точно времена. Начало - середина 60-х, вероятно. Датирую, исходя из обработки фото (рамка из тех времён). Чот не нравится мне это фото.

Лампа Atollo от Oluce


Эта настольная лампа считается одной из самых культовых моделей 70-х. Напоминающая своей формой гриб, она похожа на множество других ламп-грибов, появившихся в те годы, однако ярче и выразительнее их всех. Сейчас она снова на волне популярности: например, Atollo снялась в рекламе Gucci и Nokia. Вико Маджистретти создал ее в 1977 году, уже будучи знаменитым. Вплоть до недавнего времени он был одним из немногих "живых классиков", которые своими руками создавали итальянский дизайн. В сентябре Вико Маджистретти умер. "Масштаб 1:1"

Стол Ventaglio от Cassina


Cassina — одна из марок, благодаря которым мы имеем возможность пользоваться вещами знаменитых дизайнеров прошлого. В прошлом году линия ремейков Cassina I Maestri пополнилась мебелью Шарлотты Перриан. Она прожила почти целый век, начинала в 20-е годы вместе с Ле Корбюзье и сделала немало для развития дизайна. Ее знаменитый стол Ventaglio 1972 года и сейчас выглядит экстравагантно. Cassina выпустила его в натуральном и черном дубе. "Флэт"


Вешалка Cactus от Gufram


Период расцвета марки Gufram, известной сейчас лишь людям, специально интересующимся дизайном, пришелся на 60-70-е годы. Тогда она была одним из лидеров движения "радикальный дизайн", произведшим на свет немало странных и нелепых предметов, ставших потом знаменитыми. Вешалка Cactus, а скорее просто арт-объект, придуманная в 1972 году Гуидо Дрокко и Франко Мелло, одна из них. Вместе с диваном Bocca в виде огромных губ (привет Сальвадору Дали), сиденьем (или "лежаньем"?) Platone, изображающем кусок газона с гигантской травой, и прочей "полиуретановой классикой" Cactus входит в серию ремейков i multipli. "Нью Лайн"

Стол Quaderna от Zanotta


Очередное подтверждение тезиса "все гениальное просто". С 1970 года, когда этот стол был придуман дизайнерами из Superstudio для Zanotta, он получил столько премий, оказался во стольких домах и украсил столько реклам и фотосессий, что сложно подсчитать. А казалось бы — всего лишь белый квадратный стол в тонкую черную клетку. Room


Табурет Giotto от Zanotta


Одно из многочисленных творений троицы Де Пас, Д`Урбино и Ломацци, этот табурет 1975 года выглядит довольно скромно. Черный или натуральный бук, простая форма — ничего особенного. Однако идея табурета с регулируемой высотой вызвала большой интерес и породила множество подражаний. Room

Кресло Joe от Heller


Де Пас, Донато Д`Урбино и Паоло Ломацци были одними из самых знаменитых дизайнеров 60-70-х годов. Практически все самые любопытные вещи, которые всплывают в памяти при упоминании 70-х, принадлежат этой группе. Кресло Joe было создано в 1970-м и представляет собой не что иное, как бейсбольную перчатку. Как нетрудно догадаться, оно названо в честь американской легенды и мужа Мэрилин Монро Джо Димаджо. Правда, в оригинале Joe было почти не отличимо от настоящей перчатки и сшито из кожи, ремейк же от американской марки Heller выдут из полимера. "Элитис"


Кресло Air Lounge System от Meritalia


После окончания войны во Вьетнаме стиль милитари вошел в моду. Не только в одежде, но и в мебели. Один из самых знаменитых примеров: кресло Vassily Марселя Брейера, перевыпущенное в 1978 году Алессандро Мендини в пятнистой защитной коже. В этом году Фабио Новембре, последователь лозунга "Make love, not war", придумал для Meritalia серию разнообразных сидений Air Lounge System. И по форме (плавные линии, загнутые плоскости), и по цвету (защитная расцветка), и по духу они напоминают о 70-х, любимой эпохе дизайна. "Лабиринт"


Диван Pop от Kartell


Один из самых популярных вариантов дивана 70-х: подушки в чехлах из ткани на пластиковом каркасе. Подобную модель нельзя причислить к гениальным изобретениям человечества, но иногда она смотрится весело. Как, например, в исполнении Kartell и Пьера Лиссони. Модель Pop с каркасом из прозрачного поликарбоната существует в виде кресла или дивана с подушками разных цветов. Room


Печатная машинка Olivetti и телефон


70-е, как и 60-е, считаются золотым веком дизайна бытовой и прочей техники. Созданием калькуляторов и радиоприемников занимаются знаменитые дизайнеры (так, с Olivetti работали Марио Беллини и Этторе Соттсасс), модели одновременно попадают на прилавки магазинов и в музеи современного искусства, а вещи были дружественными и яркими. Например, если сравнить эти две позиции, телефон и печатную машинку 70-х годов, с современными домашними радиотелефонами и ноутбуками, станет очевидно, как много мы потеряли. К счастью, их можно найти и сейчас. "Брюссельские штучки"


Набор посуды Infinite Geometry Composition


В 70-е годы пользовалась большой популярностью идея модульности. Пуфы и кресла, собирающиеся в диван, стеллажи из разных частей и прочая модульная мебель появились еще раньше, а в этот период дизайнеры добрались до посуды. Вошли в моду сервизы (конечно, не парадные, а повседневные), в которых все части, от тарелки до чашки, могли складываться, как паззл, в единую композицию. Или, как башенка, ставиться одна на другую. Недавно идея вернулась. Карим Рашид сделал сервиз-паззл для Gaia & Gino, в Москве похожая коллекция представлена в салоне Arte di Vivere. Arte di Vivere

Приборы от Hermes


Большинство приборов этой марки, под стать фарфору, выглядят довольно классически. Эта же линия, одна из новинок марки, получилась совершенно семидесятнической. В то время были популярны почти плоские, как бы приплюснутые, приборы. Hermes




Top