7 грехов и 4 последние вещи. «Семь смертных грехов и Четыре последние вещи», Иероним Босх — описание картины

Семь смертных грехов" — одна из самых ранних известных работ Босха. Она имеет ярко выраженный нравоучительный характер с элементами иронии и сатиры.

Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся.

Именно эта работа Босха висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.

Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги "Второзаконие".
Начертанные на развевающихся свитках слова:
сверху:
"Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
"О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"(Вт.32:28-29);
снизу:
"Сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности. (Вт.32:20)
определяют тему этого произведения.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза.
Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным.
Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

Дальше следует надпись - представлениe семи смертных грехов, способных погубить душу, с их латинскими названиями:
У Иеронима Босха, если "читать",согласно композиции, от "шести часов" против часовой стрелки: ГНЕВ,ТЩЕСЛАВИЕ(гордыня),СЛАДОСТРАСТИЕ(похоть),ЛЕНЬ, ЧРЕВОУГОДИЕ,АЛЧНОСТЬ(жадность), ЗАВИСТЬ.
Художник находит для каждого из них понятный, жизненный пример, показанный с насмешкой.

(вращение против часовой стрелки; так задумал Босх)

Художник напоминает людям, погруженным в каждодневную суету привычных, будничных грехов, повторяющихся снова и снова, что за злом неотступно следует воздаяние.

В христианстве есть список семи смертных грехов, ведущих к смерти души. Библия не приводит точного списка смертных грехов,
но предостерегает от их совершения в десяти заповедях.
Но теологи в разное время составляли этот список, уточняли его. Во многом его контент и порядок следования зависел от традиции.
Перечень 7 смертных грехов был впервые составлен папой римским Григорием Великим. По его мнению, к ним относятся:
гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие и уныние.

Крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его "популяризировал" и с XIII века в католической традиции такой список стали считать общепринятым:
гордыня, алчность, зависть,гнев, сладострастие, чревоугодие,праздность.

Православные теологи тоже уточняли список.Из новейших - вариант святителя Игнатия (Брянчанинова,1807-1867):
гордость,алчность,блуд,зависть,чревоугод ие,гнев,лень.

В сущности, мнения теологов практически совпадают, если понимать лень, праздность и уныние как вещи одной природы.

Нидерланды| Иероним Босх(ок. 1460 -1516)| "Семь смертных грехов"|1475-80гг| дерево,масло |120 x 150|Mузей Прадо|Мадрид

ЛЕКЦИЯ
Видимо, несколько позже, написана обладающая более совершенными, хотя и относительными живописными достоинствами композиция «Семь смертных грехов». Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола - столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся. Там изображены разные фантастические существа: сирены, кентавры, астрологические знаки, символическая путаница химерообразных существ и полутаинственных символов. Здесь иное. Чисто религиозное содержание, поучительный, дидактический смысл. Именно эта работа висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.

Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги "Второзаконие".
Начертанные на развевающихся свитках слова:

сверху:
"Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла
"О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!"
(Вт.32:28-29);
снизу:
"Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их" (Вт.32: 20)
определяют тему этого произведения.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: "Берегись, берегись, Бог видит всё".
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа - зарок человечества - оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.

И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки - кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. Джотто, например, в капелле дель Арена в нижнем ряду в монохромных фресках изобразил фигуры, которые символизировали Непостоянство, Гнев, Зависть. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

"ГНЕВ" . Драка пьяных крестьян во дворе. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет,
чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

"ТЩЕСЛАВИЕ" представляет собой, на первый взгляд, совершенно невинную сцену: интерьер довольно зажиточного дома, женская комната.
Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце,
не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок,
даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия.
Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали "отцом всех грехов".

"СЛАДОСТРАСТИЕ" . Молодые люди в шатре предаются любовным утехам. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
Музицирование в символике Босха всегда обозначали греховную страсть, похоть, в чем мы убедимся, рассматривая другие его произведения.

"ЛЕНЬ" . Ленивый монах спит, забыв о своих обязанностях.

"ЧРЕВОУГОДИЕ" . Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться
какие-то постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая.
Монахиня, снова бегинка, потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен,
остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец < тянет к нему руку, требуя своей доли.
Но и исхудавший пропойца столь же неприятен.Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот.
На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер.Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется,
что это своего рода нечто вроде уклада жизни,и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке,
к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

"СРЕБРОЛЮБИЕ" . Неправедный судья, подкупленный злодеем, судит бедняка.

"ЗАВИСТЬ" . Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачем, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга.
На переднем плане - две собаки, которые тянутся к кости в руках соседа-завистника, хотя перед ними уже лежат две косточки.

Продолжение следует

В.Клеваев.Лекции по истории искусства. Киев, "Факт", 2007, с.537-540


ГНЕВ,ТЩЕСЛАВИЕ,СЛАДОСТРАСТИЕ,
ЛЕНЬ,ЧРЕВОУГОДИЕ,СРЕБРОЛЮБИЕ,ЗАВИСТЬ

В христианстве есть список семи смертных грехов, ведущих к смерти души. Библия не приводит точного списка смертных грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Но теологи в разное время составляли этот список, уточняли его. Во многом его контент и порядок следования зависел от традиции. Перечень 7 смертных грехов был впервые составлен папой римским Григорием Великим. По его мнению, к ним относятся:
гордыня, алчность, зависть, гнев, блуд, чревоугодие и уныние.
Крупнейший христианский теолог Фома Аквинский его «популяризировал» и с XIII века в католической традиции такой список стали считать общепринятым:
гордыня, алчность, зависть,гнев, сладострастие, чревоугодие,праздность.
Православные теологи тоже уточняли список.Из новейших — вариант святителя Игнатия (Брянчанинова,1807-1867):
гордость,алчность,блуд,зависть,чревоугодие,гнев,лень.
В сущности, мнения теологов практически совпадают, если понимать лень, праздность и уныние как вещи одной природы.


Нидерланды| Иероним Босх(ок. 1460 -1516)| «Семь смертных грехов″|1475-80гг| дерево,масло |120 x 150|Mузей Прадо|Мадрид

ЛЕКЦИЯ
Видимо, несколько позже, написана обладающая более совершенными, хотя и относительными живописными достоинствами композиция «Семь смертных грехов». Эта работа обладает довольно усложненной структурой: пять разного диаметра окружностей на темном фоне. Предполагают, что это крышка стола — столешница, расписанная мастером. Обычай расписывать столы был тогда достаточно распространен. Такой работой не гнушались и именитые художники. Мы знаем, например, что самым ранним дошедшим до нас произведением великого немца Ганса Гольбейна Младшего была как раз расписная крышка стола, очень поврежденная, но сохранившаяся. Там изображены разные фантастические существа: сирены, кентавры, астрологические знаки, символическая путаница химерообразных существ и полутаинственных символов. Здесь иное. Чисто религиозное содержание, поучительный, дидактический смысл. Именно эта работа висела в личных покоях испанского короля Филиппа II. Она находилась между его кабинетом и спальней, так что, проходя из комнаты в комнату по нескольку раз в день, монарх мог созерцать символы человеческих грехов и размышлять о греховной природе человека.
Это одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено подробными, разъясняющими смысл изображенного цитатами из Ветхого Завета из книги «Второзаконие».
Начертанные на развевающихся свитках слова:
сверху:
«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла.
«О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет!»
(Вт.32:28-29);
снизу:
«Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» (Вт.32: 20)
определяют тему этого произведения.

В центре – нечто вроде всевидящего ока. В середине – подобие зрачка, в котором по бедра изображен Христос, стоящий в саркофаге. Христос все видит, он в центре мира, он в центре этого условно изображенного глаза. Ниже надпись: «Берегись, берегись, Бог видит всё».
Это не собственно глаз, но явный намек на него. Всевидящее око зрит все, но оно по неисповедимым, непонятным для нас причинам, не вмешивается в ход вещей. Муки Христа — зарок человечества — оказываются едва ли не напрасными. Он указывает на свою рану в боку, он в очередной раз взывает к людям, но это воззвание оказывается почти никем не услышанным. Широкая полоса, идущая вокруг этого квази-зрачка напоминает радужную оболочку. Круг расчерчен лучами, которые в то же время несколько напоминают рисунок радужки.
И, наконец, на внешней, самой широкой полосе изображены семь сцен, которые символизируют семь смертных грехов. Каждый грех обозначен надписью и трактован художником в виде жанровой сценки.
Таким образом, Босх создает обобщенную картину человечества, погрязшего в грехах. Интересно обратить внимание вот на что: мы традиционно говорим о семи грехах, хотя строго говоря, это ведь не грехи, как поступки — кража, убийство или другие греховные деяния человека. Семь смертных грехов в католической традиции – это, скорее, семь свойств человека, семь черт его характера, которые приводят к этим преступлениям и проступкам. Семи грехам традиционно, как вы знаете, противостоят семь добродетелей. Три религиозные христианские добродетели четыре мирские. Босх, изображая грехи, не обращается к отвлеченным образам. Джотто, например, в капелле дель Арена в нижнем ряду в монохромных фресках изобразил фигуры, которые символизировали Непостоянство, Гнев, Зависть. У Босха это сценки, довольно жизненные по смыслу, но гротесковые, окарикатуренные по манере изображения.

«ГНЕВ» . Драка пьяных крестьян во дворе. Совершенно озверелое побоище, во время которого один другому насадил на голову трехногий табурет,
чуть не проломив и голову, и сидение этого табурета.

«ТЩЕСЛАВИЕ» представляет собой, на первый взгляд, совершенно невинную сцену: интерьер довольно зажиточного дома, женская комната. Модница, стоя к зрителю спиной, вертится перед зеркалом, висящим на створке шкафа, примеряя новый белый чепец и любуясь собой в этом чепце, не замечая, что зеркало ей подсовывает чертенок, высунувшийся из шкафа. Но даже такой, казалось бы, с нашей точки зрения, невинный поступок, даже не поступок, а просто мелочь какая-то, может повлечь за собой далеко идущие последствия. Здесь как бы таится зародыш греха гордыни, который некоторые теологи считали «отцом всех грехов″.

«СЛАДОСТРАСТИЕ» . Молодые люди в шатре предаются любовным утехам. Их развлекают клоуны, рядом музыкальные инструменты.
Музицирование в символике Босха всегда обозначали греховную страсть, похоть, в чем мы убедимся, рассматривая другие его произведения.

«ЛЕНЬ» . Ленивый монах спит, забыв о своих обязанностях.

«ЧРЕВОУГОДИЕ» . Очень неопрятное, неуютное помещение, какой-то злачный дом или задняя комната харчевни. У Босха часто будут встречаться какие-то постройки и интерьеры, в которых смешиваются элементы грязной харчевни, публичного дома и сарая. Монахиня, снова бегинка, потчует нескольких едоков. Омерзительный толстяк, у которого брюхо свешивается между колен, остервенело грызет куриную или индюшачью ногу; такой же отвратительный младенец тянет к нему руку, требуя своей доли. Но и исхудавший пропойца столь же неприятен.Он, словно трясущимися руками, буквально выдавливает последние капли из кувшина себе в рот. На полу разбросана дешевая мебель, тут же разведен костер.Какой-то омерзительный быт, но при этом чувствуется, что это своего рода нечто вроде уклада жизни,и есть целый слой людей, которые привыкли к подобной обстановке, к таким обстоятельствам, которые всю эту мерзость вокруг себя воспринимают как что-то естественное.

«СРЕБРОЛЮБИЕ» . Неправедный судья, подкупленный злодеем, судит бедняка.

«ЗАВИСТЬ» . Соседи завистливо наблюдают за соседом-богачем, накупившим товаров, которые еле тащит в мешке слуга. На переднем плане — две собаки, которые тянутся к кости в руках соседа-завистника, хотя перед ними уже лежат две косточки.

Продолжение следует

В.Клеваев.Лекции по истории искусства. Киев, «Факт», 2007

Имя нидерландского мастера Иеронима Босха , жившего пять с половиной веков тому назад, и поныне овеяно легендами.

Например, в своей монографии, посвященной творчеству художника, один известный немецкий исследователь описывает поистине загадочный случай.

Сразу же после окончания Второй мировой войны, в ноябре 1945 года, он побывал в небольшом городке Оиршот, где находилась тогда мастерская-музей великого нидерландского мастера. Искусствовед увидел там одну неоконченную картину Босха.

И каждый день, приходя утром в мастерскую, обнаруживал вновь написанные фрагменты, которых накануне не было. Причем по своему качеству они ничем не отличались от первоначальной живописи.

Трудно сказать, насколько был искренен автор, приводя в своей монографии этот пример, но то, что Босх и по сей день остается таинственной и труднопостижимой личностью, факт бесспорный. Возможно, потому что, несмотря на огромную известность, ему удалось остаться в тени истории.

О его жизни известно очень мало. Мы даже не знаем, как выглядел Босх, так как те несколько автопортретов Босха, которые дошли До нас, у многих исследователей вызывают сомнения в их принадлежности кисти художника. Дело в том, что к середине XVI века следы мастера затерялись.

Правда, сохранился литературный портрет великого мастера, созданный в конце XVI века Д. Лампсониусом, поэтом и ученым, жившим в Брюгге: «Что означает, Иеронимус Босх, этот твой вид, выражающий ужас, и эта бледность уст? Уж не видишь ли ты летающих призраков подземного царства? Я думаю, тебе были открыты и бездны адского Плутона, и жилища ада, если ты мог так хорошо написать твоей рукой то, что сокрыто в самых недрах преисподней».

И все же кое-что о жизни Босха нам известно.

Например, что родился Босх в городе Хертогенбосе на юге нынешней Голландии в 1450 году. Однако, в какой из дней мая он появился на свет, доподлинно неизвестно. Зато известно, что и отец Босха Антонис ван Акен был живописец, так же как два дяди и дед Ян ван Акен.

Настоящее имя художника — Иеронимус ван Акен: его предки были из немецкого Аахена. Босх, что по-голландски означает «лес», — это псевдоним. Лес в то время был символом всего таинственного, загадочного, бесчисленных богатств, сокрытых в его темной чаще.

Правда, существует версия, что псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города художника, в котором он безвыездно провел всю жизнь, кроме путешествия в Антверпен для учебы. Многочисленные приглашения посетить Италию, Испанию и Францию оставались без ответа.

Из документов архива Братства Богородицы, в котором состоял Босх, известно, что в 1478 году он женился на 25-летней Алейд ван Меервенн, девушке из местного рода, богатого и знатного. Она происходила из «хорошей семьи», обладала значительным личным состоянием и передала мужу право им распоряжаться. В небольшом поместье Оиршот близ Хертогенбоса, принадлежавшем жене, Босх получил возможность работать над своими картинами, не будучи связан с заказами.

И все-таки жизнь Босха остается для исследователей тайной за семью печатями. А, значит, дает простор для разного рода предположений. Благо, для этого нередко появляется благодатная почва в виде труднообъяснимых феноменов.

Так, в одном из соборов Хертогенбоса, расписанных Босхом, сохранилась загадочная фреска: толпы праведников и грешников, простерши руки ввысь, наблюдают стремительно надвигающийся на них зеленый конус с ярким белым шаром света внутри. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака.

В центре этого шара маячит странная фигура: если приглядеться к ней повнимательнее, заметно, что она имеет не совсем человеческие пропорции и лишена одежды.

Многие современные исследователи, в том числе голландский профессор истории и иконографии Эдмунд Ван Хооссе, считают фреску свидетельством того, что Босх, возможно, воочию наблюдал приближение к нашей планете иноземной техники с представителями других миров на борту.

Другие идут еще дальше. Так, американский парапсихолог и уфолог Джордан Харде полагает, что сам художник был пришельцем из галактических глубин и просто описывал на холсте то, что видел, путешествуя по необъятной Вселенной (нечто подобное, кстати, говорят и про Леонардо да Винчи). По каким-то причинам он задержался на Земле и оставил нам живописное свидетельство, не уступающее современным кинематографическим шедеврам типа «Звездных войн»...

Могила художника, находящаяся в приделе расписанного им храма святого Иоанна, спустя столетия пополнила список связанных с его именем тайн. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует.

Руководивший раскопками в 1977 году Ханс Гаальфе рассказал журналистам, что наткнулся на плоский камень, не похожий на обычный гранит или мрамор, из которых изготавливались надгробия. Исследования материала привели к неожиданному результату: фрагмент камня, помещенный под микроскоп, начал слабо светиться, а температура его поверхности внезапно возросла на три с лишним градуса. При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось.

Церковь вмешалась в исследования и потребовала срочно прекратить надругательство: с тех пор могила Босха в соборе святого Иоанна неприкосновенна. На ней лишь выгравировано имя художника и годы его жизни: 1450— 1516. А над могилой — фреска его руки: распятие, освещенное странным зеленоватым светом.

Со своей стороны американская исследовательница творчества Босха Линда Харрис настаивает на даре мистического прозрения и ясновидения художника. По ее мнению, многие видения Страшного суда на его полотнах абсолютно точно отображают современные нам картины войн и катаклизмов. Именно поэтому она ставит Босха в один ряд с другим не менее таинственным художественным гением — Леонардо да Винчи.

На знаменитой картине Джорджоне «Три философа», по ее мнению, изображены как раз два этих живописца и сам Джорджоне. «Это не случайность, — подводит итог Линда Харрис в своей книге «Тайная ересь Босха». — Джорджоне тоже имел дар заглядывать в будущее и, вероятно, знал, что ожидает человечество годы и столетия спустя».

А работы Босха и впрямь полны загадок: их населяют мириады фантастических существ, будто рожденных на иных планетах или в параллельных мирах. Туман, покрывающий жизнь великого живописца, спровоцировал в наше время немалое количество литературных и исторических спекуляций.

Его причисляли к колдунам и магам, еретикам и алхимикам, занятым поиском философского камня, и даже обвиняли в тайном сговоре с самим Сатаной, который в обмен на бессмертную душу даровал ему особый талант заглядывать в иные миры и мастерски изображать их на холсте.

Действительно, ничто не удается художнику лучше, чем бесчисленные монстры. Так, на одном из самых значительных полотен Босха «Сад земных наслаждений» изображены странные птицы: весьма реалистичные, но невероятных, гигантских размеров существа, на фоне которых роятся крошечные обнаженные человечки.

В том, что Босх говорит символами, притом символами преимущественно многозначными, не сомневался и не сомневается никто. И по этой причине смысл изображения зависел от того, какой именно язык приписывался автору. А в эпоху Босха таких языков существовало немало. Поэтому число возможных интерпретаций его произведений очень велико. Так, изображение рыбы, в зависимости от контекста, могло означать: Христа, знак Зодиака, Луну, месяц февраль, воду, флегматический темперамент, служить символом поста...

Среди самых неясных символов Босха можно назвать деревянную ложку, которая занимает большое место в его произведениях: она служит веслом на «Корабле дураков», видна в поклаже «посвященного» путника в обеих версиях: в прологе к «Возу сена» и в «Блудном сыне». Она дважды фигурирует также у дурных пастухов в «Поклонении волхвов», черт в «Семи смертных грехах» помешивает ею котел, где среди золотых монет варится скупец.

Возможно, что ложка для Босха, так же, как и соседствующий с ней кувшинчик — это символы, имеющие греховный смысл. Это подкрепляется присутствием среди фантастических существ, изображаемых художником, многочисленных птиц с клювами в форме ложки, чаще всего уток и других водоплавающих.

Присутствует тут и целый бестиарий «нечистых» животных, почерпнутый из Библии и средневековой символики: верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других; нельзя не назвать также змею, хотя встречается она у Босха не так уж часто. Сова — вестница дьявола и одновременно ересь или символ мудрости. Жаба, в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы: лестница, обозначающая путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт; перевёрнутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный для открывания; отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией.

Что касается разного рода нечисти, то тут фантазия Босха не знает границ. На его картинах Люцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыльями и хвостом, насекомые, полу-люди-полуживотные, существа с частью тела, превращённой в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восходящие к античным гротескным образам.

Часто демоны изображаются с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой становятся частью их анатомии, превращаясь в нос-флейту или нос-трубу. Наконец, зеркало, традиционно дьявольский атрибут, связанный с магическими ритуалами, у Босха становится орудием искушения в жизни и осмеяния после смерти.

В наше время учёные, придя к выводу, что в творчестве Босха заключён глубокий смысл, предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали.

Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Удивительно, что, несмотря на явно демоническую и мистическую направленность творчества, ни при жизни, ни после смерти Босх не считался еретиком. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 года еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 году был, с благословения папы, издан получивший зловещую известность «Молот ведьм».

Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности! Так, в 1572 году Дамианоде Гуа, португальский гуманист и друг Эразма Роттердамского, обвиненный инквизиторами, в доказательство своей религиозности сказал, что купил и подарил церкви картины Босха.

Наоборот, католические государи высоко ценили талант художника. Например, «Страшный суд» был заказан ему герцогом Бургундии Филиппом Красивым, «Искушение» с 1507 года находилось в коллекции Маргариты Австрийской. Известно также, что среди тех, кто первым оценил его гений, был испанский король Филипп II. Одна из ранних работ художника — «Семь смертных грехов» находилась в опочивальне короля.

Мистицизм нидерландского мастера оказался удивительно созвучен испанскому мистицизму с его утонченной чувственностью. И недаром библиотекарь Эскориала Хосе де Сигуэнца, живший в XVII веке, считал Босха единственным художником, изобразившим человека изнутри, а великий испанский писатель Лопе де Вега называл «великолепнейшим и неподражаемым художником», чьи работы — «основы морализирующей философии».

Видимо, все дело в том, что картины Босха не представляли непосильной загадки для образованной части его современников, которые в совершенстве владели языком символов. Правда, стоит заметить, что уже в 1563 году испанец де Гевара посчитал нужным «разъяснить простому народу, что не надо видеть в этом художнике изобретателя чертей и чудовищ».

В 1605 году библиотекарь Иосиф Сигуэнца писал: «На мой взгляд, различие между картинами Босха и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь Босх имел достаточно мужества изобразить человека изнутри». Однако позднее спектр предлагаемых интерпретаций полотен голландского мастера заметно расширился.

Босх умер в родном Хертогенбосе в возрасте 66 ле г. Если верить историкам, случилось это в июне — шестом по счету месяце года. Молва приписывает ему слова, якобы сказанные за несколько мгновений до смерти: «Дайте свет»...

Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken более известный как Hieronymus Bosch (Иероним Босх) (1450 Схертогенбос, Брабант, Нидерланды - 09.08.1516 Схертогенбос, Брабант, Нидерланды) - нидерландский художник, Site один из крупнейших мастеров Северного Возрождения, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Почитать Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. В своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха
удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех
привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали
смотревшего!
Carel van Mander
The Seven Deadly Sins and the Four Last Things, 1485, Museo del Prado, Madrid
Семь смертных грехов и Четыре последние вещи, 1475-1480,Доска, масло. 120×150 см.
Прадо, Мадрид
Изображение кликабельно до большого размера

Предположительно эта картина относится к раннему периоду творчества Босха. Её также называют «столешницей» по её функциональному предназначению, которое она, впрочем, никогда не выполняла. Сюжет картины настраивает зрителя на религиозные размышления. Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале (Монастырь Сан Лоренсо дель Эскориал - монастырь, дворец и резиденция короля Испании Филиппа II, расположен в часе езды от Мадрида у подножия гор Сьерра-де-Гвадаррама.), где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. С тех пор картина покидала Эскориал лишь один раз: во время гражданской войны в Испании — из соображений безопасности она была передана на временное хранение в Прадо.
Центральная часть, состоящая из четырёх концентрических кругов, символизирует Всевидящее Око Божье, в зрачке которого воскресший Христос показывает свои раны. Во втором круге видна латинская надпись Cave, cave, Deus videt — «Бойся, бойся, ибо Господь всё видит». Третий круг изображает лучи, похожие на солнечные, а четвёртый, в сегментах, — семь смертных грехов. Под изображением каждого из семи смертных грехов дано его латинское название. Эти надписи можно счесть лишними — нет надобности пояснять, что человек, жадно пожирающий всё, что ставит на стол хозяйка, совершает грех чревоугодия, а упитанный господин, дремлющий у камелька, — грех лени; именно в этом его упрекает входящая в комнату женщина с чётками в руках. Любострастие воплощают несколько влюблённых пар, гордыню — дама, любующаяся своим отражением в зеркале, которое держит перед ней дьявол, принявший обличье горничной в невероятном чепце. Подобные же жанровые сценки иллюстрируют гнев (двое мужчин дерутся у дверей таверны), алчность (судья берет взятку), зависть (проигравший истец злобно взирает на своего удачливого соперника). Жанрово-аллегорические сценки, полные грубоватого юмора, написаны в детализованной живописной манере старых голландцев. Изображения семи смертных грехов расположены по кругу, что обозначает постоянство их присутствия. Босх включил их в радужную оболочку глаза Бога и таким образом сделал предостережением тем, кто думает, что избежит последующей кары. Четыре круглых изображения по углам (тондо), называемые «четыре последние вещи», дополняют картину: они изображают смерть, Страшный суд, Рай и Ад. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»(Второзаконие 32:28) и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их»(Второзаконие 32:20)
Смертный грех- так в христианстве называют грехи, которые ведут к гибели души.
Вопреки распространённому заблуждению, концепция «Семи смертных грехов» не является частью христианского вероучения, но служит одним из возможных способов описания греховности человека.В Новом Завете указан только один грех, который не будет прощён человеку

всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф.12:31-32)

Смерть (Death)

Ад (Hell)

Страшный суд (Last Judgement )

Рай (Paradise)


В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит шесть вещей, даже семь, что ему противны:
Гордый взгляд
Лживый язык
Руки, проливающие невинную кровь
Сердце, кующее злые замыслы
Ноги, быстро бегущие к злодейству
Лжесвидетель, наговаривающий ложь
Сеющий раздор между братьями

Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою. Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою: ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. (Прит.6:16-24)


Зависть (Invidia)

Библия не приводит точного списка грехов, но предостерегает от их совершения в десяти заповедях. Список восходит к восьми помыслам Евагрия Понтийского:
Γαστριμαργία
Πορνεία
Φιλαργυρία
Λύπη
Ὀργή
Ἀκηδία
Κενοδοξία
Ὑπερηφανία

Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula)


Они были переведены в католических молитвах следующим образом:
Gula (обжорство)
Fornicatio (блуд, похоть)
Avaritia (алчность)
Tristitia (отчаяние)
Ira (гнев)
Acedia (уныние)
Vanagloria (тщеславие)
Superbia (гордыня)

Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia)


В 590 году папа Григорий Великий пересмотрел список, сведя отчаяние к унынию, тщеславие к гордыне, добавив похоть и зависть, и убрав блуд. В результате получился следующий список, используемый и Папой Григорием I и Данте Алигьери в Божественной комедии:
luxuria (похоть)
gula (обжорство)
avaritia (алчность)
acedia (уныние)
ira (гнев)
invidia (зависть)
superbia (гордыня)
Концепция семи смертных грехов получила распространение после трудов Фомы Аквинского (XIII век). В XIV веке было создано мнемоническое правило SALIGIA, по первым буквам латинских названий грехов (superbia, avaritia, luxuria, invidia, gula, ira, acedia)


Блуд (Похоть)(лат. Luxuria)


Католическая церковь
К смертным грехам относятся:
Гордыня (Высокомерие) (лат. Superbia)
Зависть (лат. Invidia)
Чревоугодие (Обжорство) (лат. Gula)
Блуд (Похоть)(лат. Luxuria)
Гнев (Злоба) (лат. Ira)
Алчность (Жадность) (лат. Avaritia)
Уныние (Праздность) (лат. Acedia)

Уныние (Праздность) (лат. Acedia)


Подобает оценивать грехи по их тяжести. Уже ощутимое в Писании, различие между грехом смертным и грехом обыденным (повседневным, или простительным) прочно вошло в Предание Церкви. Оно подкреплено человеческим опытом. Смертный грех разрушает любовь в сердце человеческом тяжким нарушением Закона Божия; он отвращает человека от Бога… Смертный грех, нарушая в нас основной жизненный принцип, которым является любовь, вызывает необходимость новой инициативы милосердия Божия и обращения сердца, совершающегося обыкновенно в рамках таинства Примирения…
Смертный грех — это столь же радикальная возможность человеческой свободы, как сама любовь. Он влечет за собой потерю любви и лишение освящающей благодати, то есть состояния благодати. Если он не искуплен раскаянием и прощением Божиим, он влечет исключение из Царства Христа и вечную смерть в аду, ибо наша свобода властна выбирать навсегда и безвозвратно. - Катехизис Католической церкви

Гнев (Злоба) (лат. Ira)

Православная церковь
Православная святоотеческая традиция включает в список смертных грехов 8 греховных страстей:
чревоугодие,
прелюбодеяние,
сребролюбие,
гнев,
печаль,
уныние,
тщеславие,
гордыня.
Подробное рассмотрение данных страстей сделан святителем Игнатием (Брянчаниновым) в его сочинении «Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями»


Anonymous Portrait of Jheronimus Bosch, 16th century (?)


Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что "чертовщина" на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые "эзотерические дисциплины" - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже.

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.




Top