А внизу над рекой раздается частый ровный. Слепой музыкант (18 стр.)

Теплою июльскою ночью бричка, запряженная парою лошадей, остановилась на ночлег в поле, у опушки леса. Утром, на самой заре, двое слепых прошли шляхом. Один вертел рукоятку примитивного инструмента: деревянный валик кружился в отверстии пустого ящика и терся о туго натянутые струны, издававшие однотонное и печальное жужжание. Несколько гнусавый, но приятный старческий голос пел утреннюю молитву. Проезжавшие дорогой хохлы с таранью видели, как слепцов подозвали к бричке, около которой, на разостланном ковре, сидели ночевавшие в степи господа. Когда через некоторое время обозчики остановились на водопой у криницы, то мимо них опять прошли слепцы, но на этот раз их уже было трое. Впереди, постукивая перед собою длинной палкой, шел старик с развевающимися седыми волосами и длинными белыми усами. Лоб его был покрыт старыми язвами, как будто от обжога; вместо глаз были только впадины. Через плечо у него была надета широкая тесьма, привязанная к поясу следующего. Второй был рослый детина, с желчным лицом, сильно изрытым оспой. Оба они шли привычным шагом, подняв незрячие лица кверху, как будто разыскивая там свою дорогу. Третий был совсем юноша, в новой крестьянской одежде, с бледным и как будто слегка испуганным лицом; его шаги были неуверенны, и по временам он останавливался, как будто прислушиваясь к чему-то назади и мешая движению товарищей. Часам к десяти они ушли далеко. Лес остался синей полосой на горизонте. Кругом была степь, и впереди слышался звон разогреваемой солнцем проволоки на шоссе, пересекавшем пыльный шлях. Слепцы вышли на него и повернули вправо, когда сзади послышался топот лошадей и сухой стук кованых колес по щебню. Слепцы выстроились у края дороги. Опять зажужжало деревянное колесо по струнам, и старческий голос затянул: — Под-дайте сли-пеньким... — К жужжанию колеса присоединился тихий перебор струн под пальцами юноши. Монета зазвенела у самых ног старого Кандыбы. Стук колес смолк, видимо, проезжающие остановились, чтобы посмотреть, найдут ли слепые монету. Кандыба сразу нашел ее, и на лице появилось довольное выражение. — Бог спасет, — сказал он по направлению к бричке, в сиденьи которой виднелась квадратная фигура седого господина, и два костыля торчали сбоку. Старик внимательно смотрел на юношу-слепца... Тот стоял бледный, но уже успокоившийся. При первых же звуках песни его руки нервно забегали по струнам, как будто покрывая их звоном ее резкие ноты... Бричка опять тронулась, но старик долго оглядывался назад. Вскоре стук колес замолк в отдалении. Слепцы опять вытянулись в линию и пошли по шоссе... — У тебя, Юрий, легкая рука, — сказал старик. — И играешь славно... Через несколько минут средний слепец спросил: — По обещанию идешь в Почаев?.. Для бога? — Да, — тихо ответил юноша. — Думаешь, прозришь?.. — спросил тот опять с горькой улыбкой... — Бывает, — мягко сказал старик. — Давно хожу, а не встречал, — угрюмо возразил рябой, и они опять пошли молча. Солнце подымалось все выше, виднелась только белая линия шоссе, прямого как стрела, темные фигуры слепых и впереди черная точка проехавшего экипажа. Затем дорога разделилась. Бричка направилась к Киеву, слепцы опять свернули проселками на Почаев. Вскоре из Киева пришло в усадьбу письмо от Максима. Он писал, что оба они здоровы и что все устраивается хорошо. А в это время трое слепых двигались всё дальше. Теперь все шли уже согласно. Впереди, все так же постукивая палкой, шел Кандыба, отлично знавший дороги и поспевавший в большие села к праздникам и базарам. Народ собирался на стройные звуки маленького оркестра, и в шапке Кандыбы то и дело звякали монеты. Волнение и испуг на лице юноши давно исчезли, уступая место другому выражению. С каждым новым шагом навстречу ему лились новые звуки неведомого, широкого, необъятного мира, сменившего теперь ленивый и убаюкивающий шорох тихой усадьбы... Незрячие глаза расширялись, ширилась грудь, слух еще обострялся; он узнавал своих спутников, добродушного Кандыбу и желчного Кузьму, долго брел за скрипучими возами чумаков, ночевал в степи у огней, слушал гомон ярмарок и базаров, узнавал горе, слепое и зрячее, от которого не раз больно сжималось его сердце... И странное дело — теперь он находил в своей душе место для всех этих ощущений. Он совершенно одолел песню слепых, и день за днем под гул этого великого моря все более стихали на дне души личные порывания к невозможному... Чуткая память ловила всякую новую песню и мелодию, а когда дорогой он начинал перебирать свои струны, то даже на лице желчного Кузьмы появлялось спокойное умиление. По мере приближения к Почаеву банда слепых все росла. Позднею осенью, по дороге, занесенной снегами, к великому удивлению всех в усадьбе, панич неожиданно вернулся с двумя слепцами в нищенской одежде. Кругом говорили, что он ходил в Почаев по обету, чтобы вымолить у почаевской богоматери исцеление. Впрочем, глаза его оставались попрежнему чистыми и попрежнему незрячими. Но душа, несомненно, исцелилась. Как будто страшный кошмар навсегда исчез из усадьбы... Когда Максим, продолжавший писать из Киева, наконец, вернулся тоже, Анна Михайловна встретила его фразой: «Я никогда, никогда не прощу тебе этого». Но лицо ее противоречило суровым словам... Долгими вечерами Петр рассказывал о своих странствиях, и в сумерки фортепиано звучало новыми мелодиями, каких никто не слышал у него раньше... Поездка в Киев была отложена на год, вся семья жила надеждами и планами Петра...

Одним из смысловых условий обособления второстепенных членов предложения является уточнение с помощью одних второстепенных членов значения других - чаще обстоятельств, реже дополнений.

Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме .

Сравните:

Около дома мы встретились.
Около дома, на скамейке, сидели дети.
Около дома не было никого, кроме детей.

Прочитайте текст.

Какие запятые использованы как разделительные знаки, а какие являются выделительными при обособленных обстоятельствах?

Семён глядел на середину реки. Там, на перекате, звенели, сшибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они сверкали, ослепляя, и неслись куда-то, а здесь, у берега, вода была спокойной, небольшие синевато-прозрачные волны, негромко шурша, лизали мокрый песок.

(А. Иванов)

Какими членами предложения являются наречия там - здесь? Достаточно ли конкретно их значение?

Сравните:

там             там, на перекате,

здесь           здесь, у берега,

В каком случае место действия обозначено конкретнее, точнее?

Задайте вопрос а именно? от обстоятельства, выраженного наречием, и ответьте на него:

      там (а именно?) ...
      здесь (а именно?) ...

Определите, какую роль, на ваш взгляд, играют обстоятельства, стоящие после наречий.

Какие знаки препинания стоят при них?

Можно ли их назвать обособленными?

323. Запишите текст под диктовку и обозначьте графически обособленные члены предложения.

Уточняющее обстоятельство употребляется рядом с другим обстоятельством, имеющим более общее значение. Оно уточняет, раскрывает конкретнее содержание предшествующего обстоятельства.

Каждое из обстоятельств может быть выражено существительным с предлогом или наречием.

Обоз расположился в стороне от деревни, на берегу реки. (А. Чехов)

На прибрежном песке, неподалёку, лежал поваленный плетень. (М. Шолохов)

324. Прочитайте стихотворение И. Бунина. Запишите текст, графически обозначая все обособленные члены предложения. Объясните условия их обособления.

ЛЕТНЯЯ НОЧЬ

      «Дай мне звезду, - твердит ребёнок сонный, -
      Дай, мамочка...» Она, обняв его,
      Сидит с ним на балконе, на ступеньках,
      Ведущих в сад. А сад, степной, глухой,
      Идёт, темнея, в сумрак летней ночи,
      По скату к балке. В небе, на востоке,
      Краснеет одинокая звезда...

325. Запишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Выделите запятыми и подчеркните обособленные члены предложения. С какой целью автор их использовал? Выполните синтаксический разбор 2, 3, 4, 6 и 8-го предложений.

1. Сегодня был день рождения Никиты одиннадцатое мая и назначено поднятие флага на пруду. (А. Н. Толстой) 2. Далеко (далеко) в северной части Уральских гор в (не)проходимой лесной глуши спряталась деревушка Тычки. (Д. Мамин-Сибиряк) 3. Дед Кузьма жил со своей внучкой Варюш..й в деревушк.. Моховое у самого леса. (К. Паустовский) 4. В пяти ки(л, лл)ометрах от (не)большого пров..нц..ального городка на берегу ж..лтой и широкой реки возникло строительство. (В. Герасимова) 5. Весна (со)всех сторон окружала деревню. Она пришла (от)куда(то) (из)далека из тайги усталая, чуть плелась по степи, из последних сил обруш..лась на тракт, высуш..ла его. (К. Ларионова) 6. В каретнике на верстаке среди кольцом закрученных, пахучих струж..к Пахом выстрогал две доски и четыре ножки. (А. Н. Толстой) 7. (На)право речка в..лась син..ватой тенью между белых и пустынных полей. (На)лево над самой круч..й чернели избы, торчали журавли деревн.. Сосновки. (А. Н. Толстой) 8. Маленький домик стоял на горе над рекой на самом краю города. (К. Паустовский) 9. Вчера на восходе была такая тишина, что даже и щекой (не)уловишь, (не)почувствуешь, тишина была тише своего дыхания. Но с какой(то) стороны (по)своему что(то) чуть дышало на лес, и (от)того берёзки там густо уб..рались инеем. А здесь на другой стороне инея (не)было. (М. Пришвин)

326. Запишите. Укажите уточняющие обстоятельства. Расставьте запятые. Укажите обособленное определение. Чем оно выражено и почему обособлено?

1. На зелёной горе жнецы жнут хлеб. А внизу над рекой раздаётся частый ровный топот конских копыт... Их много, от них стоит неясный гул там в темноте под горой. 2. Между тем там за чертой этого заколдованного2 круга жизнь кипела, волновалась, бурлила. 3. Однажды в ясный день ласковой и поздней осени хозяева и гости отправились в этот монастырь. 4. Каждый год ранней весной в извес(?)ный день небольшой городок оживлялся и становился неузнаваемым. 5. Тёплою июльскою ночью бричка, запряжённая парою лошадей, остановилась на ночлег в поле у опушки леса.

(В. Короленко)

327. Запишите предложения, подчёркивая обособленные обстоятельства уступки с предлогом несмотря на и выделяя их запятыми. Объясните постановку других знаков препинания.

1. Максиму достаточно было одного взгляда, чтобы понять, что чуткая натура мальчика способна откликнуться несмотря на слепоту, на поэтические образы песни. (В. Короленко) 2. Однако несмотря на тяжёлые условия жизни на Алтае здесь были сделаны великие изобретения, которые могли бы значительно облегчить труд рабочего человека. К одному из замечательных изобретений относится первая в мире «огненная машина» - тепловой двигатель, сделанный мастером Барнаульского завода Иваном Ивановичем Ползуновым. (Е. Фёдоров) 3. Несмотря на здешний неправдоподобный воздух (очень душистый, мягкий и прозрачный) мы мечтаем о Солотче и считаем дни до отъезда. (К. Паустовский)

328. Прочитайте и озаглавьте текст. Выпишите из него предложения с обособленными определениями и приложениями. Какие выделительные знаки при них? Как доказать, что обособленные члены предложения использованы автором целесообразно? Чем вызвано использование в данном тексте восклицательных предложений? Какие ещё языковые средства служат для выражения эмоционального отношения автора к событию?

В один прекрасный день в нашем городе появились роликовые коньки - заграничная новинка, - о которых мы до сих пор не имели понятия. Превосходная штука!

Я увидел их впервые, когда по асфальтовому тротуару мимо наших ворот с шумом проехал незнакомый подросток, показавшийся мне гораздо выше своего настоящего роста. На его ногах я увидел металлические роликовые коньки, прочно прикреплённые к ботинкам ремешками с блестящими пряжками.

На каждом коньке было по четыре дутых колёсика - два впереди, два сзади, и эти колёсики на шариковом ходу с непривычным звуком - шумным, железным шорохом - катились по асфальту, делаясь сами цвета асфальта.

Какое божественное изобретение: кататься летом на коньках!

Как по мановению волшебного жезла роликовые коньки стали продаваться во всех игрушечных и спортивных магазинах, пополнив собою ассортимент летних игрушек: зелёных марлевых сеток для ловли бабочек, крокета, бамбуковых удочек с сигаровидными сине-красными поплавками, гамаков из крепкого кокосового шпагата и, конечно, фейерверка.

Всюду, где только были асфальтовые тротуары, с шумом и лязгом проносились мальчишки и девчонки, упоённые возможностью кататься на коньках летом по городу, где повсюду виднелись дымящиеся котлы асфальта, придающие и без того душному южному лету в городе нечто адское.

Так наступила эпоха роликовых коньков.

(По В. Катаеву)

329. Подумайте, о каком изобретении наших дней вы могли бы рассказать так же увлечённо, заинтересованно и эмоционально, как В. Катаев. Напишите об этом. Используйте, если потребуется, обособленные члены предложения.

Максим с мальчиком уселись на сене, а Иохим прилег на свою лавку (эта поза наиболее соответствовала его артистическому настроению) и, подумав с минуту, запел. Случайно или по чуткому инстинкту выбор его оказался очень удачным. Он остановился на исторической картине:

Ой, там на горi, тай женцi жнуть.

Всякому, кто слышал эту прекрасную народную песню в надлежащем исполнении, наверное врезался в памяти ее старинный мотив, высокий, протяжный, будто подернутый грустью исторического воспоминания. В ней нет событий, кровавых сеч и подвигов. Это и не прощание казака с милой, не удалой набег, не экспедиция в чайках по синему морю и Дунаю. Это только одна мимолетная картина, всплывшая мгновенно в воспоминании украинца как смутная греза, как отрывок из сна об историческом прошлом. Среди будничного и серого настоящего дня в его воображении встала вдруг эта картина, смутная, туманная, подернутая тою особенною грустью, которая веет от исчезнувшей уже родной старины. Исчезнувшей, но еще не бесследно! О ней говорят еще высокие могилы-курганы, где лежат казацкие кости, где в полночь загораются огни, откуда слышатся по ночам тяжелые стоны. О ней говорит и народное предание, и смолкающая все более и более народная песня:

Ой, там на горi, тай женцi жнуть,
А по-пiд горою, по-пiд зеленою
Козаки iдуть!..
Козаки iдуть!..

На зеленой горе жнецы жнут хлеб. А под горой, внизу, идет казачье войско. Максим Яценко заслушался грустного напева. В его воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающимся с содержанием песни, всплыла эта картина, будто освещенная меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жнецов. А внизу бесшумно проходят отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины.

По переду Дорошенко
Веде свое вiйсько, вiйсько запорожське,
Хорошенько.

И протяжная нота песни о прошлом колышется, звенит и смолкает в воздухе, чтобы зазвенеть опять и вызвать из сумрака все новые и новые фигуры.

в воспоминании украинца как смутная греза, как отрывок из сна об историческом прошлом. Среди будничного и серого настоящего дня в его воображении встала вдруг эта картина, смутная, туманная, подернутая тою особенною грустью, которая веет от исчезнувшей уже родной старины. Исчезнувшей, но еще не бесследно! О ней говорят еще высокие могилы-курганы, где лежат казацкие кости, где в полночь загораются огни, откуда слышатся по ночам тяжелые стоны. О ней говорят и народное предание, и смолкающая все более и более народная песня:

Ой, там на горi тай женцi жнуть,

А по-пiд горою, по-пiд зеленою

Козаки iдуть!..

Козаки iдуть!..

На зеленой горе жнецы жнут хлеб. А под горой, внизу, идет казачье войско.

Максим Яценко заслушался грустного напева. В его воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающимся с содержанием песни, всплыла эта картина, будто освещенная меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жнецов. А внизу бесшумно проходят отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины.

По переду Дорошенко

Веде свое вiйско, вiйско запорожське,

Хорошенько.

И протяжная нота песни о прошлом колышется, звенит и смолкает в воздухе, чтобы зазвенеть опять и вызвать из сумрака все новые и новые фигуры.

Мальчик слушал с омраченным и грустным лицом. Когда певец пел о горе, на которой жнут жнецы, воображение тотчас же переносило Петруся на высоту знакомого ему утеса. Он узнал его потому, что внизу плещется речка чуть слышными ударами волны о камень. Он уже знает также, что такое жнецы, он слышит позвякивание серпов и шорох падающих колосьев.

Когда же песня переходила к тому, что делается под горой, воображение слепого слушателя тотчас же удаляло его от вершин в долину...

Звон серпов смолк, но мальчик знает, что жнецы там, на горе, что они остались, но они не слышны, потому что они высоко, так же высоко, как сосны, шум которых он слышал, стоя под утесом. А внизу, над рекой, раздается частый, ровный топот конских копыт... Их много, от них стоит неясный гул там, в темноте, под горой. Это "идут казаки".

Он знает также, что значит казак. Старика "Хведька", который заходит по временам в усадьбу, все зовут "старым казаком". Он не раз брал Петруся к себе на колени, гладил его волосы своею дрожащею рукой. Когда же мальчик по своему обыкновению ощупывал его лицо, то осязал своими чуткими пальцами глубокие морщины, большие обвисшие вниз усы, впалые щеки и на щеках старческие слезы. Таких же казаков представлял себе мальчик под протяжные звуки песни там, внизу, под горой. Они сидят на лошадях такие же, как "Хведько", усатые, такие же сгорбленные, такие же старые. Они тихо подвигаются бесформенными тенями в темноте и так же, как "Хведько", о чем-то плачут, быть может, оттого, что и над горой и над долиной стоят эти печальные, протяжные стоны Иохимовой песни, - песни о "необачном [Необачный (укр.) - беспечный, неосмотрительный] козачине", что променял молодую жёнку на походную трубку и на боевые невзгоды.

Максиму достаточно

Но не все же это были только нищие и ремесленники с гнусавыми голосами, и не все они лишились зрения только под старость. Слепота застилает видимый мир темною завесой, которая, конечно, ложится на мозг, затрудняя и угнетая его работу, но все же из наследственных представлений и из впечатлений, получаемых другими путями, мозг творит в темноте свой собственный мир, грустный, печальный и сумрачный, но не лишенный своеобразной, смутной поэзии.

Максим с мальчиком уселись на сене, а Иохим прилег на свою лавку (эта поза наиболее соответствовала его артистическому настроению) и, подумав с минуту, запел. Случайно или по чуткому инстинкту выбор его оказался очень удачным. Он остановился на исторической картине:

Ой, там на горi тай женцi жнуть.

Всякому, кто слышал эту прекрасную народную песню в надлежащем исполнении, наверное, врезался в памяти ее старинный мотив, высокий, протяжный, будто подернутый грустью исторического воспоминания. В ней нет событий, кровавых сеч и подвигов. Это и не прощание казака с милой, не удалой набег, не экспедиция в чайках по синему морю и Дунаю. Это только одна мимолетная картина, всплывшая мгновенно в воспоминании украинца как смутная греза, как отрывок из сна об историческом прошлом. Среди будничного и серого настоящего дня в его воображении встала вдруг эта картина, смутная, туманная, подернутая тою особенною грустью, которая веет от исчезнувшей уже родной старины. Исчезнувшей, но еще не бесследно! О ней говорят еще высокие могилы-курганы, где лежат казацкие кости, где в полночь загораются огни, откуда слышатся по ночам тяжелые стоны. О ней говорят и народное предание, и смолкающая все более и более народная песня:

Ой, там на горi тай женцi жнуть,

А по-пiд горою, по-пiд зеленою

Козаки iдуть!..

Козаки iдуть!..

На зеленой горе жнецы жнут хлеб. А под горой, внизу, идет казачье войско.

Максим Яценко заслушался грустного напева. В его воображении, вызванная чудесным мотивом, удивительно сливающимся с содержанием песни, всплыла эта картина, будто освещенная меланхолическим отблеском заката. В мирных полях, на горе, беззвучно наклоняясь над нивами, виднеются фигуры жнецов. А внизу бесшумно проходят отряды один за другим, сливаясь с вечерними тенями долины.

По переду Дорошенко

Веде свое вiйско, вiйско запорожське,

Хорошенько.

И протяжная нота песни о прошлом колышется, звенит и смолкает в воздухе, чтобы зазвенеть опять и вызвать из сумрака все новые и новые фигуры.

Мальчик слушал с омраченным и грустным лицом. Когда певец пел о горе, на которой жнут жнецы, воображение тотчас же переносило Петруся на высоту знакомого ему утеса. Он узнал его потому, что внизу плещется речка чуть слышными ударами волны о камень. Он уже знает также, что такое жнецы, он слышит позвякивание серпов и шорох падающих колосьев.

Когда же песня переходила к тому, что делается под горой, воображение слепого слушателя тотчас же удаляло его от вершин в долину…

Звон серпов смолк, но мальчик знает, что жнецы там, на горе, что они остались, но они не слышны, потому что они высоко, так же высоко, как сосны, шум которых он слышал, стоя под утесом. А внизу, над рекой, раздается частый, ровный топот конских копыт… Их много, от них стоит неясный гул там, в темноте, под горой. Это «идут казаки».

Он знает также, что значит казак. Старика «Хведька», который заходит по временам в усадьбу, все зовут «старым казаком». Он не раз брал Петруся к себе на колени, гладил его волосы своею дрожащею рукой. Когда же мальчик по своему обыкновению ощупывал его лицо, то осязал своими чуткими пальцами глубокие морщины, большие обвисшие вниз усы, впалые щеки и на щеках старческие слезы. Таких же казаков представлял себе мальчик под протяжные звуки песни там, внизу, под горой.




Top