Картины о весне для детей конструктор. Прекрасные картинки про чудесную весну

Убеждение о запрете убивать пауков уходит корнями в далекое прошлое. Согласно древней легенде Моисей, бежавший от своих преследователей, нашел убежище в паучьем логове. Различные предания трактуют ее по своему: кто-то утверждает, что прятался в пещере Магомет, по словам других - младенец Иисус, но так или иначе паук стал символом защиты и спасения.

Существует множество суеверий, объясняющих, почему нельзя убивать пауков.

  1. Найти паучка - к письму. Многие верят, что если увидеть паучка, ползающего по телу или на предметах быта, то в скором времени можно ожидать письмо или неожиданный подарок. А вот если такого «гонца» убить, о приятных неожиданностях можно забыть.
  2. Членистоногий лекарь. Наши предки лечили заболевания не только травами, но и с помощью насекомых. Паутина, собранная по дому, использовалась многими шаманами для исцеления целого ряда недугов. Поэтому считалось, что убийство паука может навлечь на жилище болезни и несчастья.
  3. Защита от злых духов. Многие всерьез считали, что домашние пауки отпугивают негатив и злые силы от жилища. Поэтому убить паука - значит накликать на семью беду, сглазы и проклятья.
  4. Паук - символ счастья. Есть поверье, что пауки с помощью своей паутины притягивают счастье. Поэтому если в помещении перестала виться паутина, не на что будет «ловить» семейное благополучие.
  5. Пауки - к деньгам. Существует мнение, что маленькие красные паучки приносят финансовое благополучие. Для этого достаточно положить паука к себе в карман. А англичане верят в то, что упавший случайно сверху паучок непременно символизирует большое наследство.
  6. Убийство - грех. В любой религии, будь то в христианстве или в исламе, убийство считается сильнейшим грехом. И не важно, кто стал объектом покушения - человек или мелкое насекомое, возмездие за смерть неотвратимо постигнет обидчика. И чем меньше был паучок, тем большее наказание ждет человека.
  7. Учитель мудрости. В древности пауки были весьма почитаемы человеческим родом. Люди считали, что у этого вида насекомых следует учиться мудрости, трудолюбию и духовности. Пауки считались священными существами, за их убийство виновника изгоняли из племени и обрекали на вечные скитания.
  8. Хорошая примета. В далеком прошлом безоговорочно верили в то, что паук приносит удачу, здоровье и благополучие. Человек, желавший себе и своему семейству здоровья, никогда не поднимал руку на паука.

Древние приметы о пауках

  • Если жених и невеста на пути к алтарю увидят паука - счастья в семейной жизни не будет.
  • Увидеть, как паук спускается на своей паутине - ждите важной вести.
  • Паучок на одежде - к финансовому прибавлению или продвижению по службе.
  • Увидеть бегущего по стене паука - к удаче.
  • Если паучок плетет свою сеть на рассвете - увидевшего ждет хорошая судьба.
  • Ночное плетение паутины знаменует о надежде, дневное - о заботах, а если паучок взялся за «работу» вечером - жди подарка.

Врачевание пауками

Средневековые знахари использовали в своей практике множество рецептов и обрядов с пауками в целях исцеления тяжелобольных пациентов. С точки зрения современного человека это всё выглядит дико, но раньше люди действительно в это верили.

  • Для лечения астмы и чрезмерной сонливости больному нужно было проглотить небольшой клубок из паутины.
  • Для приостановления крови использовали моток паутины, который прикладывали к открытой ране.
  • Пациенту с желтухой предлагали съесть живого паука, смазанного для облегчения процедуры сливочным маслом.
  • Над кроваткой больного коклюшем ребенка подвешивали паука и произносили специальные заговоры, к примеру: «Паук, умри, и болезнь с собой забери».
  • Больной лихорадкой для своего излечения помещал мелкого паучка в непроницаемую коробочку и держал его там до тех пор, пока насекомое не погибнет. Считалось, что смерть паука избавит от заболевания.

Доверять всем этим приметам или нет, каждый должен решать сам. Но если вы обнаружили в доме паука, то не обязательно его убивать. Можно его просто выпустить на природу, и впредь не допускать разрастание паутины у себя под потолком. А для привлечения благополучия и здоровья в дом можно приобрести фигурку в виде паучка.

Весенняя пора – вот чудесное время, каждый год напоминающее, что даже самые лютые морозы не способны устоять перед согревающими солнечными лучами. Неудивительно, что она так восхищала и вдохновляла тех, кто умеет общаться с поколениями посредством живописи. Давайте посмотрим, какой предстает для нас весна в живописи, и насладимся десяткой лучших картин на эту тему!

Весна в живописи: 10 наиболее впечатляющих картин всех времен

Итак, смотрим и наслаждаемся тем, какой предстает весна в живописи художников:

1. С. Боттичелли, Весна, 1482.

Здесь она изображена во всей красе на фоне пробудившихся цветов и трав окрестностей Флоренции. Да одними растениями шедевр эпохи Возрождения сыт не будет. Вот где можно с помощью искусства потренировать свой мозг! Углубляться в мифологические и символичные дебри мы не будем, а том там блуждать можно до второго пришествия. Скажем только, что эта картина была свадебным подарком, который должен был стать напутствием для женщины в браке.

2. Фр. Буше, Времена года: Весна, 1755.

Это пасторальная картина о весне, такой же юной, как и главные герои полотна.

3. А. Венецианов, На пашне. Весна, 1820-е гг.

Эта весна в русской живописи до сих пор узнаваема по всему миру. Здесь не просто реалистично подан пейзаж русской деревни тех времен. Здесь есть скрытый смысл, указывающий на цикличное воскрешение и родной земли, и самого человека. Посмотреть на картинку можно в .

4. Франц Ксавер Винтерхальтер, Весна, 50-е годы XIX века.

Эта картина маслом не является такой уж знаменитой в живописи. Более того, ее вообще мало кто видел, ведь она хранилась в мастерской самого художника, а после – у его брата. Но ее грех не упомянуть, ведь она передает образ весны в живописи, олицетворяет ее. Художник был знаменитейшим портретистом, кто его знает, может, ему лично повстречалась весенняя дева, такая белокурая, увенчанная цветами, а он лишь запечатлел ее для менее везучих наследников.

5. А. Саврасов, Грачи прилетели, 1871

Этот русский художник сумел сделать невероятное: передать через живопись и запах, и звуки марта месяца. Без шуток, но глядя на картину невольно ощущается аромат первого, робкого тепла. И если грязный, подталый снег и не вызывает приподнятых чувств, то грачи не дадут ошибиться – весенний сезон пришел, а вместе с ним и новая надежда. Вот такая у автора ранняя весна живопись: очень реалистичная, грустная и утверждающая одновременно.

6. К. Моне, Весна, 1886

У автора живопись маслом весна получилась на удивление умиротворяющей и легкой. Цветение вишневого сада, неспешная беседа, сидя на травяном покрывале – вот так пейзаж весна живопись и создает позитивный настрой.

7. Винсент Ван Гог, Рыбалка весной, 1887

Это весна в живописи, которая наполняет все вокруг своими красками, игрой света. Зрителю дали возможность понаблюдать за счастливыми минутами наверняка удачливого рыбака через крону деревьев, так пользуйтесь же этим!

8. Ханс Зацка, Богиня Весны и Приход весны, начало XX века.

Мастер изящной живописи очень любил эту пору и часто писал связанные с ней картины. Но эти картины художника заслуживают всяческих похвал! Слева — Богиня весны, на ней мы вновь видим саму прекрасную весеннюю богиню в сопровождении радующихся ее приходу купидонов. Справа — Приход весны, легкое и счастливое произведение, которое так и навевает радость бытия.

9. И. Е. Крачковский, Весна на итальянских озерах, 1914

Весна в живописи русских художников начала XX века на удивление красочная и сочная. Она вызывает непреодолимое желание побежать по цветущим тропам, кружиться под пение птиц. Вот так и приходит понимание, насколько живопись весна картины изумительны.

10. Сен Ким, Деревенский канал, конец 2000-х.

Этот современный художник умеет создавать такие пейзажи, которые расслабляют не хуже сеанса у хорошего психотерапевта. Все просто: хотите порелаксировать – посмотрите на это полотно. Именно к такому эффекту и должна стремиться живопись на тему весны!

Теперь вы знаете, какой видится весна в живописи современных художников, и какой ее видели ранее. Контраст есть и от этого хочется углубляться в живопись еще сильнее. Наслаждаемся вместе и делимся своими эмоциями в комментариях!

Любите весну? Тогда скорее смотритеи наслаждайтесь чтением!

Дорогие ребята и уважаемые родители, здравствуйте! На дворе весна, природа постепенно пробуждается ото сна. Как отметил Фёдор Тютчев,

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Весну любили не только поэты. Русские пейзажисты часто изображали весенние мотивы, им нравилось рисовать на холстах первые лучики солнышка и талые мартовские воды, первую молодую траву и голубое небо.

Сегодня наш материал на тему искусства, потому как будем рассматривать картины русских художников о весне, искать в них красоту матушки природы и говорить о ней кистью художника.

План урока:

Что видели художники в русской весне?

На полотнах известных русских художников часто встречается ранняя весна. Это всегда затаённая нежность разбуженной после зимнего сна природы, когда в тающем мартовском снеге отражается солнечный свет. Такие пейзажисты как Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Константин Юон, Сергей Виноградов, Архип Куинджи – истинные мастера художественной кисти, которые сумели передать радостное весеннее настроение.

Не нужно быть где-то посреди поля или леса, достаточно взглянуть на картины и почувствовать свежий ветер или пряный воздух, услышать или журчание ручья. Каждый холст, написанный русскими художниками, помогает обрести гармонию с природой в предвкушении новой жизни, которую несёт в себе весна. Даже названия их работ уже говорят о приходе весны.

А сейчас предлагаю от общего описания работ известных русских пейзажистов перейти к конкретным полотнам.

Саврасовские грачи

Наиболее известная, наверное, из всех картин про весну, название которой «Грачи прилетели» на слуху у каждого второго. Ещё мы, будучи школьниками, писали по этой работе русского художника. Чем же она так притягивает взгляд?

Итак, основная тема – это начало весны, что удалось передать пейзажисту необычайно точно. Серо-коричневая гамма красок говорит нам, что весна только-только просыпается от зимнего сна. Простой и на первый взгляд неказистый пейзаж начинается с тающего грязного снега и голых берёзок на переднем плане.

Но стоит только присмотреться! Справа снежные сугробы уже давно превратились в проталины, указывая на то, что ещё немного, и будет тепло, тем самым наполняя картинный воздух весенней свежестью. Небо тоже говорит, что зима сдаёт свои права. Через облака виднеется синева.

Если вы посмотрите внимательно, то непременно заметите виднеющийся сквозь берёзки храм. Что примечательно, этюды были написаны автором с натуры в Костромской губернии, а Воскресенская церковь сегодня стоит на том же самом месте.

Дорабатывал начатую картину Саврасов уже в Москве, готовое полотно появилось в 1871 году. Презентация работы перевернула весь мир живописи тех времён. Названная «гимном русской природе», она сразу привлекла внимание ценителей живописи. Всем известный любитель искусства Третьяков сразу приобрёл её для коллекции, которая хранится в Третьяковской галерее.

Ну, и конечно главные предвестники – прилетевшие грачи, которые облепили голые ветви берёзок. Уже нет никаких сомнений: весна на пороге!

Это интересно! Картина Саврасова настолько впечатлила любителей искусства, что автору уже в 1872 году были заказаны реплики – так называются копии, которые художник нарисовал, изменив где-то размер, где-то яркость красок, а в некоторых добавил детали. В 1997 году полотно с грачами и портретом художника поселилось на сбербанковской памятной монетке в 2 рубля.

Сельская весна Левитана

Эстафетную палочку перенимает Исаак Левитан – известный любитель пейзажей. Известна его картина под названием «Весна пришла», которая входит в число его самых лирических работ. Полотно было написано в 1896 году во время посещения друзей в Подмосковье.

Сюжет картины довольно прост – художник постарался передать нам один из тёплых деньков ранней весны в сельской местности. Основная её часть – это земля, только освободившаяся от снега. Уже кое-где пробилась первая трава, но деревья не готовы ожить после зимнего сна и стоят не одетые в зелень. Угрюмо насупились по углам деревенские избы в ожидании весеннего тепла, меж которыми гуляет порывистый ветер.

На заднем плане, за забором, раскинулись в бирюзовой дымке бескрайние поля и леса. Небо по-прежнему холодное, пока не согретое солнышком. Всё это автор собрал в одном пейзаже, пытаясь показать, что зима вот-вот уступит дорогу, хоть весна только-только начинает наступать ей «на пятки».

Уникальность этой работы Левитана состоит в том, что он пользовался разными приёмами – рисованием гуашью, заливкой, штриховкой при помощи карандаша и пера, а также белилами.

Это интересно! За 20 лет своего творчества, начав работать у Саврасова, художник обошёл своего учителя и создал для российского искусства столь много, сколько не удалось ни одному пейзажисту.

Весенние мотивы Виноградова

Картина известного художника Сергея Виноградова «Весна» — настоящий праздник пробуждающейся природы. Удивительно яркая и праздничная, он вся дышит солнечным светом, а первое весеннее тепло везде – в ярко-синем небе, почти растаявшем снеге и стволах деревьев, тянущихся ввысь.

Уже заметно, что сквозь пожухшую прошлогоднюю траву пробивается свежая зелень. Хоть ещё и остались покрытые снегом участки земли, но дни их сочтены – вот-вот яркое солнышко растопит зимний холод. Даже старый дом уже отплакал капелью сосулек, высушив крышу под солнечными лучами, и подставил свой бок под весеннее тепло. Эта работа художника вызывает радостные чувства в ожидании изменений в природе.

Это интересно! Известного пейзажиста Сергей Виноградова считают наследником Левитана. Помимо природы, он в 1914—1917 годах рисовал открытки на военную тему.

Юоновское «Мартовское солнце»

Наиболее известная работа Константина Юона под названием «Мартовское солнце», написанная в 1915 году, несёт в себе весеннее настроение. Её голубые тона, в которые одето небо, и ещё не растаявший снег дают ощущение лёгкости и безмятежности, как будто заверяя, что всё уже позади – морозы пережиты, впереди тёплая весна.

Художник постарался передать чувство радости первым весенним денькам в обычный будничный день. На фоне домов по деревенской улице едут на лошадях ребята, и кажется, что мы слышим хруст снега под копытами. Весне радуются и заигрывающие друг с другом собака и жеребёнок. Крыши и макушки деревьев освещены мартовскими лучами, а по голубому небу медленно плывут легкие облака.

Картина пронизана морозным мартовским воздухом, но совсем скоро по этим сельским улочкам побегут ручьи, а на деревьях радостно защебечут птицы.

Это интересно! Помимо живописи Юон увлекался художественной графикой и оформлял театральные постановки.

Весна у Куинджи

Архипа Куинджи считают мастером световых эффектов. Он умело создавал свои пейзажи при помощи соединения света и тени. Его жизнерадостное и лиричное полотно «Ранняя весна» было написано в 1895 году. В центре работы мастера – река, ещё скованная льдами в ожидании весеннего половодья. Сквозь трещины проступает первая вода, и это значит что тепло всё ближе и ближе.

Весну с нетерпением ожидают и синеющее небо, и голые ветки деревьев, и пробивающаяся трава. Вся композиция картины Куинджи говорит о том, что остановить её уже не удастся. Яркие краски, которые использовал автор, придают насыщенность и создают ощущение радости, а заливающий всю картину свет позволяет почувствовать приход весеннего периода. Воздушность придаёт переход цветовых оттенков от неба к воде.

Одинокая берёзка на берегу реки, слегка наклонившаяся к воде, ветвями тянется в небо. Ещё немного, и она покроется свежими листочками. О последнем вздохе зимы говорят и проталины на переднем плане.

Это интересно! Куинджи научился рисовать, будучи ретушером в фотомастерской. Всё своё накопленное от продажи картин состояние в 453 300 рублей завещал обществу художников. Картина «Ранняя весна» является экспозицией украинского музея искусств в Харькове.

Есть много других картин, не менее известных, которые описывают это прекрасное время года. Если вам будет интересно, вы сможете самостоятельно изучить пейзажи других известных русских художников и попробовать написать по ним мини-сочинения.

А на сегодня всё.

С пожеланиями весеннего настроения, «ШколаЛа»!

Смена времен года - одна из любимых тем русских художников-пейзажистов, и это неудивительно. Уловить незаметные обычному человеку переходные состояния природы, передать оттенки настроения, тонкости той или иной цветовой гаммы - все это требует особого мастерства и особой душевной чуткости живописца. Наиболее благодатными в плане подбора материала, пластичности и выразительности признаются многими художниками осенний и весенний периоды.

Общая характеристика

Саврасов и Левитан, Юон и Виноградов, Венецианов и Остроухов, Куинджи, Шишкин - вот самый скромный перечень лучших отечественных мастеров. Рассматривая их работы, давайте попробуем понять: какой же он - русский весенний пейзаж? Картины «Грачи прилетели», «Март», «Первая зелень» и другие погружают нас в радостное и просветленное состояние пробуждения природы, таяния снегов, сверкания солнца на первой сочной зелени. Праздник жизни, света, радости, предвкушение обновления не только внешнего мира, но внутреннего человеческого «я» художника - таков, например, левитановский весенний пейзаж. Картины «Весна. Большая вода», «Март» буквально излучают солнечный блеск и тепло. Мы чувствуем пряную свежесть и сладость воздуха, слышим дробь капели и звонкий гомон птиц. Каждая встреча с таким живописным полотном помогает еще и еще раз пережить счастье бытия, войти в гармонию с природными ритмами и законами. Ведь жажду обновления, надежды на лучшее, собственную душевную молодость мы яснее и острее чувствуем именно весной. Потому весенний пейзаж или встречи с природой «вживую») олицетворяет для большинства людей возможность начать все заново, войти в иное русло, стать лучше, чище, просветленнее. Постараемся и мы понять и почувствовать это, анализируя в данной статье некоторые из перечисленных полотен.

Саврасовские «Грачи»

Мотивами прощания с зимними морозами и снегами, с унылой тоской и внутренним холодом пронизан весенний пейзаж картины Саврасова, ставшей, по сути, визитной карточкой художника. Написанная и выставленная в 1971 году, она сразу же стала предметом обсуждения, одобрения и признания истинного таланта ее создателя. «Чудесным», «истинно весенним» назвал это полотно собрат Саврасова по «цеху художников». Что видим мы на нем? Вроде бы все еще скучные зимние снега, обнаженные деревья, нахохленные жалкие деревенские домики, силуэт церкви и серое небо с редкими голубыми просветами. Холодно, сыро, неуютно. А вы вглядитесь внимательнее! И вот уже становятся заметны иные детали. По лицу словно пронеслось мягкое дуновение теплого весеннего ветерка. Пруд растаял, в ноздреватом снеге тоже - там и тут - видны проталины. И, самое главное, ветви пока еще голых деревьев весело и оживленно обживают грачи - неугомонные вестники наступающей весны. Как отмечает Бенуа, в последние годы перед появлением саврасовской картины маслом весенние пейзажи буквально заполонили художественные выставки. Но именно «Грачи» оказались отмечены той печатью вдохновения, которая отличает истинные шедевры от подделок.

Мартовские мотивы в работе Левитана

Подхватывает весеннюю эстафету другой корифей пейзажного жанра - Исаак Левитан. Его «Март» - удивительно яркая, светлая, праздничная картина. Она пропитана солнечным теплом, излучает его и каждой деталью подчеркивает неотвратимую гибель зимы. Небо глубокое, синее, подтаявшая разъезженная дорога, распахнутые двери дома, сияние березовых стволов в редкой пожухлой прошлогодней листве, савраска, мирно дремлющая под согревшими ее лучами солнышка - все это наводит нас на мысли о совсем скором наступлении по-настоящему жарких дней. Левитановский весенний пейзаж, рисунки которого знакомы нам еще со школьной скамьи, глубоко русский, национальный. Но понятен и близок он любому, кто тянется к прекрасному и любит природу.

Особенности детского восприятия

Не секрет, что приобщение к произведениям искусства требует большой и напряженной внутренней работы. Душа наша обязана трудиться - учиться сопереживать, сочувствовать, сострадать. Это сложный процесс, учить которому нужно человека с малых лет. А помочь могут весенние пейзажи-картинки для детей. Нежный и хрупкий подснежник, покачивающий прекрасной головкой на тонком темно-зеленом стебельке; изображение огородно-полевых работ, первый дождь и первая радуга, синичка на веточке с маленькими клейкими листочками - такие зарисовки создают близкий и узнаваемый помогают осмыслить особенности смены времен года и вводят ребенка в новый мир, имя которому - Природа и Жизнь.

Календарная весна уже вступила в свои права. Все чаще, проходя по улице, мы ощущаем тепло солнечных лучей, все больше замечаем лужи во дворах и точно знаем, что дороги скоро превратятся в бурные весенние реки. Каждому из нас весна дарит свои впечатления: пока одни боятся промочить ноги и сетуют на грязь и слякоть, другие меняют шубы на легкие плащи и надевают цветные резиновые сапожки.
Что сказать, все мы ощущаем весну по-своему. Давайте обратим свой взор к классике – бессмертным живописным полотнам, попытаемся увидеть это необыкновенное время года глазами знаменитых художников. Великие поэты, воспевшие в стихах такие разные весенние дни, помогут нам проникнуть в замыслы авторов живописных полотен!..

Архип Иванович Куинджи(1842 – 1910)
Бесспорно, стоит начать с выдающегося новатора в сфере живописи и талантливого педагога А.И. Куинджи. Его по праву называют "мастером света". Красочные, впечатляющие, живые полотна, посвященные русской природе, стали настоящим событием в искусстве. Очень тонко и точно передают настроение его картин стихи М. Лермонтова:

Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди полей местами
Чернеет голая земля
И мгла ложится облаками
На полуюные поля…
М. Лермонтов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1830 г.)

Ранняя весна,1890-1895

Алексей Кондратьевич Саврасов (1830-1897)
Еще один выдающийся живописец, мастер русского пейзажа – А.К. Саврасов. Его полотна очень тонко и проникновенно передают простоту, трогательную грусть и глубинную сущность родной природы. Но лучше всего о художнике сказал его, не менее известный, ученик – И. Левитан: "С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле".

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев



Грачи прилетели, 1871


Оттепель,1874


Весенний день, 1873


Ранняя весна,1868, Русский музей, Санкт-Петербург

Исаак Ильич Левитан (1860 – 1900)
Все вы знаете заповедь: "Не сотвори себе кумира". Увы, не могу удержаться и отмечу, что с самого детства творчество И.И. Левитана не давало мне покоя. Учился этот выдающийся живописец у не менее знаменитых художников и педагогов: А.К. Саврасова, В.Г. Перова и В.Д. Поленова. Глубина пространств, движение воздуха, наполненность и "звучание" реки – все это физически ощущается при одном лишь взгляде на его картины. Стихотворение классика русской поэзии Ф. Тютчева как нельзя лучше передает настроение весенних полотен И. Левитана:

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:
"Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Ф. Тютчев
(фрагмент стихотворения "Весенние воды", 1829 г.)


Март,1895


Весна. Большая вода,1897

Станислав Юлианович Жуковский(1875 – 1944)
Еще один талантливый ученик В.Д. Поленова, В.А. Серова, С.А. Коровина, И.И. Левитана, по праву получивший звание мастера – С.Ю. Жуковский. Крупными мазками, проработкой деталей, цветовыми нюансами, контрастами света и тени он прекрасно передает ощущение весны, грядущих перемен и пробуждения природы.

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов


Весенняя вода


Весна


Весна


Ранняя весна (Беседка в парке),1910


Весенний бурлящий ручей,1913


Весенний вечер,1904


Весна,1913


Весна

Илья Семенович Остроухов(1858 – 1929)
Еще один феномен русской живописи – полотна И.С. Остроухова. Этот необычайно одаренный человек, с прекрасным образованием и эрудицией, с детства игравший на рояле, заинтересовался живописью к двадцати годам, что не помешало ему достичь необычайных высот на новом поприще. В полотнах И.С. Остроухова соединяется мягкая импрессионистическая манера письма и поэтика лирического пейзажа, близкая к полотнам И.И. Левитана. Очень точно настроение его работ, посвященных весне, передает стихотворение А.Т. Твардовского:
Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок…
А.Т. Твардовский
(фрагмент стихотворения "Снега потемнеют синие")

Ранней весной


Ранняя весна

Витольд Каэтанович Бялыницкий-Бируля(1872 - 1957)
Выдающийся живописец, ученик С.А. Коровина, В.Д. Поленова, И.М. Прянишникова, И. Левитана. Под влиянием художников, увлекся пейзажем и достиг наеобычайных высот. Тонко чувствуя русскую природу, ее настроение и некоторую наивность, он передавал эти ощущения зрителю через свои в живописные работы.

За рекой луга зазеленели,
Веет легкой свежестью воды;
Веселей по рощам зазвенели
Песни птиц на разные лады...
И. Бунин
(фрагмент стихотворения, 1893 г.)


Весна,1899

Константин Федорович Юон (1875 – 1958)
К.Ф. Юона по праву считают академиком лирического пейзажа. Картины повседневной жизни, запечатленные на его полотнах, показывают быт и настроение российского народа. В свойственной ему манере, сочетающей технику импрессионизма и проработку тонких деталей, художник создал яркие и запоминающиеся живописные произведения. Полотна К.Ф. Юона на тему весны, для усиления их выразительности, "проиллюстрируем" стихотворением А. Фета:

Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти,
Еще овраги полны снега,
Еще зарей гремит телега
На замороженном пути…
А. Фет
(фрагмент стихотворения)


Солнечный день. Весна,1876


Мартовское солнце,1915

Исаак Ильич Левитан




Весна в Италии,1890


Весна. Последний снег,1895


Весна. Белая сирень. 1890-е.

Алексей Кондратьевич Саврасов


Сельский вид, 1867, Третьяковская галерея

Станислав Юлианович Жуковский

Весна (Речка вскрылась),1903


Старая усадьба.Май.


В мае

Окно в лес


Окно в лес

Константин Федорович Юон


Майское утро. Соловьиное место. Лигачево,1915


Весна в Троицкой лавре,1911

Волна катится за волною
В неизмеримый океан...
Зима сменилася весною,
И реже воет ураган;
Не ждет безжалостное время,
Оно торопится на срок;
Полей и нив богатых бремя,
Исчез белеющий снежок…
Н.А. Некрасов
(фрагмент стихотворения "Весна", 1839 г.)

Иван Августович Вельц


Весной в окрестностях Петербурга,1896

Константин Алексеевич Коровин


Последний снег


Ранняя весна

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов


Майские цветы,1894


Весна

Игорь Эммануилович Грабарь


Последний снег


Мартовский снег, 1904


Майский вечер, 1905

Песни жаворонков снова
Зазвенели в вышине.
"Гостья милая, здорово!" –
Говорят они весне.

Уже теплее солнце греет,
Стали краше небеса...
Скоро все зазеленеет -
Степи, рощи и леса…
А. Плещеев
(фрагмент стихотворения "Весна", 1861 г.)

Константин Яковлевич Крыжицкий


Повеяло весной,1910

Туржанский Леонард Викторович(1875-1945)


Последний снег


Весна в западном крае,1910


Весна. Московский двор

Перед весной бывают дни такие:
Под плотным снегом отдыхает луг,
Шумят деревья весело-сухие,
И теплый ветер нежен и упруг.
И легкости своей дивится тело,
И дома своего не узнаешь,
А песню ту, что прежде надоела,
Как новую, с волнением поешь.
А. Ахматова

Венецианов Алексей Гаврилович(1780-1847)


На пашне. Весна

Ендогуров Иван Иванович


Начало весны

Брюллов Павел Александрович


Весна,1875

Васильковский Сергей Иванович


Весна

Башкирцева Мария Константиновна(1860-1884)


Весна




Top