Афедрон ты жирный свой. Запад либеральный и консервативный

Стародубцева Ксения, 9 класс

В работе проводится фоносемантический анализ стихотворений А. Белого "Утро" и А. Блока "Седое утро".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение

С чем связано восприятие художественного текста? Прежде всего, со словом, всякое звучащее слово вызывает в нашем сознании какое-либо представление. Но слово – чаще всего только внешняя оболочка, иногда грубая. Что же позволяет нам глубже понять смысл текстов, читать между строк, «досказать», «дорисовать» картину мира… Звук.

В основе каждого сообщения лежат образ и его звуковое оформление как отражение системных связей окружающей нас действительности. А ассоциации являются неотъемлемыми элементами мышления на всех уровнях умственной деятельности. Известно, что для человека звук, как эмоциональное состояние, тесно связано с цветом. (Л.П. Прокофьева. 2007,8)

Данная работа посвящена актуальной теме: цветофоносемантическому исследованию поэтического текста. Для раскрытия этой темы нам необходимо было решить ряд задач:

  1. Познакомиться с теоретическими исследованиями по фоносемантическому анализу текста.
  2. Проанализировать звуковой состав стихотворений А.Блока «Седое утро» и А.Белого «Утро».
  3. Проанализировать лексику с цветовым наполнением (колоративную) в этих текстах.
  4. Проверить данные экспериментально (провести опрос учащихся).
  5. Провести комплексный цветофоносемантический анализ текстов.

Основными способами звуковой организации стихотворения являются аллитерация и ассонансы. Наша цель выйти на новый этап анализа художественного текста, когда звук является носителем смысла.

Для целостного анализа текста была привлечена следующая литература: тексты стихотворений А.Белого и А.Блока, теоретические исследования по фоносемантическому анализу текста, материалы толкового словаря и словаря символов, знаков, эмблем.

Данное исследование проводится в рамках фоносемантики и психолингвистики, относительно молодых наук, поэтому литературы, с ними связанной очень мало.

История вопроса:

Изучением цветовой организации текстов занимались как зарубежные, так и отечественные лингвисты.

Приведем наиболее яркие высказывания исследователей об их собственном восприятии цвето-звуковой аналогии.

В 1857 г. Появляется стихотворение Ш. Бодлера с прозрачным названием «Соответствия»:

Природа – это храм, в котором живые колонны

Издают время от времени неясные слова,

Человек проходит там сквозь лес символов,

Который следит за ним родственным взглядом.

Смешавшись в темное и глубокое единство,

Обширное как ночь и как цвет дня,

Запахи, цвета и звуки отвечают друг другу .

«Было бы действительно удивительно,…что звук не мог бы подать мысль о краске, что краски не могли бы дать представление о мелодии, а звук и краска оказались бы непригодны для воплощения идей.…С того дня, как Бог провозгласил мир как сложную и неделимую совокупность, все всегда выражалось посредством взаимных аналогий». (Музыкальная эстетика Франции XIX века, 1974, 310)

Появляется «Сонет к гласным» А. Рэмбо.

А – черно, бело - Е, У – зелено, О – сине,

И – красно… Я хочу открыть рожденье гласных.

А – траурный корсет под стаей мух ужасных,

Родящихся вокруг, как в падали и в тине,

Мир праха; У – покой тумана над пустыней,

Дрожание цветов, взлет ледников опасных;

И – пурпур, сгустком кровь, улыбка губ прекрасных

В их ярости иль в их безумье пред святыней.

У – дивные круги морей зеленоватых,

Луг пестрый от зверья, покой морщин измятых

Алхимией на лбах измученных людей;

О – звона медного глухое окончанье,

Кометой, ангелом пронзенное молчанье:

Омега, луч Ее сиреневых лучей.

В конце XIX – начале XX века представители большинства художественных направлений большое значение придавали не предметам, а их свойствам, которые становились звуками, символами души. Свойства предметов отрывались от их носителей, слова как бы «возвращались» к изначальному смыслу; создавалась возможность нахождения любых соответствий. Краски и звуки в их взаимопроникновении становились символами, знаками душевного состояния. Синестезия явилась характерным признаком символистского направления.

Бальмонт отмечал, что «цветозвуковые соответствия изначально заложены в каждом человеке, но только творческая личность, которая внимательно прислушивается к зову души, находится в постоянном поиске Истины, способа увидеть их и рассказать об этом всем».

Бальмонт последовательно проводил мысль о соответствии звука и цвета в непосредственном поэтическом творчестве. В общую систему символистских понятий входило представление о том, что звуковая материя слова облечена высоким смыслом и, как всякая материальность, представляет духовную субстанцию.

Очень активно экспериментировал со звуками А. Белый. Его литературные искания всецело направлены на то, чтобы подчеркнуть смысловое содержание разнообразных и щедро используемых «приемов», выявить творческую стихию, властвующую над мельчайшими составляющими художественного текста. Поэт верил, что природа звуков передает природу явлений. Обоснованием этого убеждения явилась книга «Глоссалолия» (так в авторском варианте). Белый считал, что «отсутствие цветного слуха в художнике пера и кисти – изъян». Он приводил в своем поэтическом творчестве яркие примеры синестезии: «золотистый смех», «золотое небо криком остро взрежет стриж, то змея червонным свистом развивается из легких трав в лицо», «серебряный звон», и т.д.

Наиболее последовательно в отечественной психолингвистике соответствие звука и смысла разработал А.Б. Журавлев. Чтобы выявить существующую связь между звуком и цветом, в Калининградском университете под руководством А.П. Журавлева был проведен психолингвистический эксперимент. Его идея заключалась в регистрации реакций испытуемых на определенный зрительно-звуковой стимул, статистической обработке полученного материала и обнаружении закономерностей в реакциях. Техника регистрации цветовых впечатлений была разнообразной: испытуемому либо предъявлялись звуки речи, и требовалось подобрать к ним цвета, либо давалось задание выстроить звуки по цвету, либо предлагалось разместить звукобуквы на цветовые карточки и т.д.

Результаты многочисленных экспериментов показали, что в большинстве случаев испытуемые окрашивают звуки вполне определенно: «а» согласовывают с красным, «е» с зеленым, «и» с синим, «о» считают светлым и ярким, чаще желтого, реже белого цвета. Фонетисты считают эти гласные основными для речевого аппарата человека, а физики, в свою очередь, считают главными соответствующие этим гласным цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Кроме того, названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, а звуки [а], [о], [э], [и]- самые частотные из гласных. Название каждого цвета содержит соответствующий «окрашенный» звук в корне слова: кр[а]сный, ж[о]лтый, с[и]ний, з[э]леный. Так обнаруживается устойчивая связь между звуком и цветом, укорененная в подсознании большинства испытуемых.

Эта подсознательная связь между звуком и цветом должна при определенных условиях проявиться – для этого нужна среда, сформированная тщательным отбором слов. Такой средой является художественный текст, особенно текст поэтический, где звуковая сторона особенно важна.

Цветофоносемантический анализ стихотворений А.Белого «Утро» и А.Блока «Седое утро».

Андрей Белый стоит у истоков русского символизма, отвергавшего и любое проявление поэтической утилитарности, и самоцельную эстетическую замкнутость. Символизм искал новые художественные способы проникновения в тайны человеческого бытия, в стихию жизнесозидания, в неведомую логику душевных движений и превращений. (В.Прозоров «Поэтические родники России» с.5)

Именно А. Белый разработал и ввел в научный обиход понятие «звукообраз». Ему принадлежит теория «Цветовой Космографии». По Белому, символическое восхождение от черного к белому проходит по диагонали снизу вверх через ахроматический серый к желтому, красному, розовому и вершины достигает в соединении золота и лазури.

Исследователи творчества Андрея Белого отмечают, что в его стихах различимы то торжественный рокот Ломоносовских космогонических песнопений, то переливы державинского незамутненного, ярко цветного забавного русского слога, то грустно-меланхолическая музыкальность Жуковского, то пушкинская свобода и светлое приятие череды времени.

Стих Белого то утонченно-чист, как легкое дыхание, то громоздок, массивен и грузен, как шум мощного водопада. (В.Прозоров «Поэтические родники России» с.5 -6)

Поэт великолепно чувствовал границу между звуком, словом, цветом. Как многие символисты, Андрей Белый чувствовал невозможность раскрыть свою душу существующими средствами и стремился найти, по его выражению, «иные средства познания и общения», иные средства художественной выразительности.

«К воздвижению мысли, ума присоединилось воздвижение чувства, души», - писал А.Блок. Ритмы Блока необыкновенно выразительны. Они помогают передать великое разнообразие чувств и настроений – от глубокой грусти до энергического восторга и кипения самых буйных страстей. Каждое его стихотворение полно многократными эхами, перекличками внутренних звуков. (С.Наровчатов «Три великих поэта» с.8).

На основе методики, описанной А.П. Журавлевым, нами был проведен цветофоносемантический анализ стихотворений А. Белого и А. Блока под одинаковым названием «Утро». Оба поэта творили в одно время, принадлежали одному литературному направлению, символизму, дружили, любили одну женщину, Л.Д.Менделееву. Нам было интересно, как воспринимают утро два поэта, у которых так много общего. Анализ проводился как на определении цветовой характеристики звуковых доминант (на уровне гласных), так и на определении цветовых возможностей слов.

Начнем со стихотворения А.Белого и приведем текст стихотворения целиком:

Рой отблесков. Утро: опять я свободен и волен.

Открой занавески: в алмазах, в огне, в янтаре

Кресты колоколен. Я болен? О нет – я не болен.

Воздетые руки горе на одре – в серебре.

Там в пурпуре зори, там бури – и в пурпуре бури.

Внемлите, ловите: воскрес я – глядите: воскрес.

Мой гроб уплывет – золотой в золотые лазури.

Поймали, свалили; на лоб положили компресс.

1907

Москва.

[а]

[и]

[э]

[о]

[у]

[Ы.]

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

1

5 строка

6 строка

7 строка

8 строка

Вывод:

Примечание: в интерпретации звуков по А.Белому, звук [а] обозначает белый цвет.

Цветофоносемантический анализ выявил следующие закономерности.

Первая, вторая, седьмая, восьмая строки окрашены в красный цвет. Это результат значительного превышения средней частоты употребления гласной [а]. В третьей, шестой строках основную информационную нагрузку несет звук [и] – синий цвет. В четвертой строке доминирующими цветами являются красный и зеленый (часто употребляются звуки [а] и [э]). В пятой строке преобладает звук [у]- зеленый, синий.

В итоге всего анализа оказалось, что во всем стихотворении доминирует звук [а], звук [и], звуки [э] и [у]. Произведение на подсознательном уровне окрашено в красный, синий и зеленый цвета.

слово

цветовые возможности

фонетический разбор

цветовая характеристика звуковых доминант

золотой

желто-оранжевый

з[а]л[а]т[о]й

красный, желтый

серебро

серовато-белый, блестящий

с[и]р[и]бр[о]

синий, желтый

пурпур

Темно-красный

п[у]рп[у]р

Зеленый

лазурь

Светло-синий

л[а]з[у]рь

красный, зеленый

заря

ярко-желтый

з[а]р[а]

красный

янтарь

желтый, прозрачный

[йа]нт[а]рь

красный

огонь

красно-оранжевый

[а]г[о]нь

красный, желтый

алмаз

блестящий, прозрачный

[а]лм[а]з

красный

Теперь рассмотрим, соответствует ли звук тому, что выражают слова с цветовым значением.

Цвет в художественном тексте непосредственно связан

С лексикой цветового значения (прилагательными): «гроб золотой», «золотые лазури»;

с лексикой цветового значения, которое выявляется в контексте (разными частями речи): «в алмазах, в огне, в янтаре кресты колоколен», «на одре – в серебре», «в пурпуре зори», «в пурпуре бури»;

Посмотрим, есть ли в толкованиях данных слов цветовая лексика.

Толковый словарь предлагает следующую информацию:

Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твердостью превосходящий все другие минералы.

Мы видим, что в толковании данного слова нет колоративной лексики, хотя эта лексика предусмотрена на уровне представления. На ассоциативном уровне это слово обозначает цвет.

Огонь – горящие светящиеся газы высокой температуры.

Янтарь – окаменевшая смола желтого цвета (обычно прозрачная ), обрабатываемая для украшений, а также используемая в медицине.

Серебро – драгоценный блестящий металл серовато-белого цвета.

Пурпур – темно или ярко-красный цвет.

Лазурь – светло-синий цвет, синева .

Заря – яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.

Золото – драгоценный металл желтого цвета.

А. Белый ведет свое стихотворение от прозрачного блестящего красного через желтый к серовато-белому, а затем к блестящему ярко-красному и светло-синему.

Мы провели эксперимент среди учащихся девятого класса. Он проводился в следующей форме:

  1. Учащиеся прослушали текст;
  2. Фиксировали цветовые ассоциации, пытались аргументировать свою точку зрения.

Данный эксперимент нашел отражение в следующей таблице.

цвет

Количество учеников

аргумент

серый

  1. Грустная интонация прочтения;

(2 ученика)

  1. Содержание стихотворения;

(2 ученика)

  1. Аргументов нет.

(2 ученика)

золотой

  1. Ассоциации со словами: солнце, церковь.

(2 ученика)

  1. Аргументов нет.

(1 ученик)

серебряный

1. Ассоциации со словами: утро, светлое, сверкает.

(2 ученика)

2. Аргументов нет.

(1 ученик)

багровый

Ассоциации: рассвет, утро.

(3 ученика)

синий

(2 ученика)

желтый

Ассоциации со словами: утро, солнце.(2 ученика)

белый

Ассоциации: светлое утро.

(2 ученика)

сиреневый

Личное восприятие необычайности стихотворения

(1 ученик)

6 учащихся окрасили стихотворение в серый цвет, который у них связан с грустью. Некоторые утверждали, что печальное впечатление произвело само чтение этого стихотворения чтецом. Кто-то опирался на фразы, приведенные в стихотворении: «гроб», «бури». Несколько учеников не смогли аргументировать свой выбор цвета: определили цвет на подсознательном уровне. Второе место заняли цвета: золотой, багровый, серебряный. В основном золотой цвет олицетворял у учеников солнце. Серебряный цвет ассоциировался со словом «в алмазах», багровый - с рассветом. Третье место заняли цвета: белый, желтый и синий. Белый и желтый ученики сравнивали с солнцем и утром. А вот слово «лазури» оказалось олицетворением синего цвета. Эксперимент свидетельствует о том, что в основном ученики ориентируются на слова, в явной или скрытой форме несущие цветовую информацию. Однако зкукосимволистическая система поэтического текста «работает». Испытуемые, как мне кажется, вполне адекватно воспринимают фоносемантическую информацию в тех случаях, когда она не «перекрывается» лексической, оценивая строки без цветовых «подсказок» .

Теперь попытаемся дать интерпретацию анализируемого стихотворения, включая фоносемантическую цветовую информацию.

Лирический герой стихотворения А.Белого, видимо, болен: в стихотворении доминируют звук [а], окрашенный в красный-символ болезни, и [и]- синий - символ одиночества и печали. Отметим: на уровне звуков возникают параллели между красным и синим. Герой проснулся замечательным утром, вся комната наполнена блеском солнца. Печаль и болезнь отступают. Героя переполняет радость, навеянная красками утра: светящимися, желтыми, прозрачными. С ними связаны следующие образы: «…в алмазах, в огне, в янтаре кресты колоколен». Кроме того, на подсознательном уровне некоторые строки стихотворения окрашены в желтый, зеленый цвета. Желтый цвет дополняет общую картину яркого света и радости, зеленый ассоциируется с весной, течением жизни. Лирический герой сам перестает верить в свою болезнь. Он чувствует себя «воскресшим»: «мой гроб уплывает», «там в пурпуре зори», «и в пурпуре бури». Эти образы вызывают игру ярко и темно-красных цветов. Возможно, они возникают в результате бреда, герой все-таки болен. Мечты уносят его в «золотые лазури», в вечность (снова зеленый). Но положенный на лоб компресс возвращает героя в реальность. Если же иметь в виду интерпретацию звуков самого Белого, то самый частотный [а] вовсе не красный, а белый цвет, так как у Белого звук [а] ассоциировался с белым цветом. Из этого следует, что в стихотворении преобладает именно этот цвет, цвет чистоты и духовной гармонии. Как видим, образы в контексте дают определенное настроение посредством цвета.

Итак, в результате лирическое произведение оказывается удивительно гармоничным в цветовом отношении, на уровне звуков и лексики стихотворение окрашено в синий и красный цвета.

На примере стихотворения А. Белого нами был проведен такой же опыт и по стихотворению А. Блока «Седое утро». Итак, приведем текст целиком:

Утреет. С богом! По домам!

Позвякивают колокольцы.

Ты хладно жмешь к моим губам

Свои серебряные кольцы,

И я – который раз подряд

Целую кольцы, а не руки…

В плече, откинутом назад, -

Задор свободы и разлуки,

Но еле видная за мглой,

За дождевою, за докучной…

И взгляд – как уголь под золой,

Нет, жизнь и счастье до утра

Я находил ни в этом взгляде!

С гитарой вместе на эстраде!..

Как мальчик, шаркнула; поклон

Отвешивает... «До свиданья…»

И звякнул о браслет жетон

(Какое-то воспоминанье)…

Я молча на нее гляжу,

Сжимаю пальцы ей до боли…

Ведь нам уж не встречаться боле…

Что ж на прощанье ей скажу?..

«Прощай, возьми еще колечко.

Оденешь рученьку свою

И смуглое свое сердечко

В серебряную чешую…

Лети, как пролетала, тая,

Ночь огневая, ночь былая…

Ты, время, память притуши,

А путь снежком запороши».

Мы подсчитали количество гласных в каждой строке стихотворения. Полученный результат представлен в таблице.

[а]

[и]

[э]

[у]

[о]

[ы]

1 строка

2 строка

3 строка

4 строка

5 строка

6 строка

7 строка

8 строка

9 строка

10 строка

11 строка

12 строка

13 строка

14 строка

15 строка

16 строка

17 строка

18 строка

19 строка

20 строка

21 строка

22 строка

23 строка

24 строка

25 строка

26 строка

27 строка

28 строка

29 строка

30 строка

31 строка

32 строка

Вывод:

Цветофоносемантический анализ стихотворения А. Блока показал следующие результаты.

В большинстве строк стихотворения преобладает красный цвет (частое употребление [а]). Второе место занимает звук [и], синий цвет. В шестой, двадцать шестой и двадцать восьмой строках

доминирует звук [у]- синий и зеленый. Звуки [о] и [э] встречаются намного реже.

слово

Цветовые возможности

Фонетический разбор

Цветовая характеристика звуковых доминант

серебро

серовато-белый, блестящий

с[и]р[и]бр[о]

синий, желтый

смуглый

темной окраски

см[у]гл[ы]й

черный, зеленый, синий

мгла

непрозрачный, серовато-белый

мгл[а]

красный

зола

серо-черный

з[а]л[а]

красный

снежок

белый

сн[и]ж[о]к

синий, желтый

Это подтверждается лексикой цветового значения

(прилагательными): «серебряные кольцы», «смуглое свое сердечко», «серебряная чешуя», «огневая ночь», (д ругими частями речи): «за мглой за дождевой», «взгляд, как уголь под золой», «путь снежком запороши».

Посмотрим, есть ли в толковании данных слов цветовая лексика.

Смуглый – о коже лица, тела: темноватой окраски .

Мгла - непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма, сгущающихся сумерек)

Зола – остаток от сжигания чего-нибудь в виде серо-черной пыли.

Снежок – атмосферные осадки – белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.

На уровне лексики в стихотворении А.Блока появляются черный и белый цвета.

Блок ведет свое стихотворение от блестящего непрозрачного серовато-белого через красный, синий и черный к белому.

Мы провели еще один эксперимент среди учащихся девятого класса, по той же форме, что и эксперимент, связанный со стихотворением Белого.

Данный эксперимент представлен в таблице.

цвет

количество учеников

аргументы

серебряный

  1. тема стихотворения: разлука .

(2 человека)

  1. содержание стихотворения, ассоциации: серебряные кольцы.

(4 человека)

белый

  1. ассоциации: легкость, прощение, кольца, снег, солнце .

(2 человека)

  1. название

(3 человека)

серый

  1. ассоциации: серый пейзаж, серое утро

(1 человека)

  1. тема разлуки

(4 человека)

золотой

ассоциации: кольца

черный

ассоциации: черные глаза

розовый

аргументов нет

желтый

ассоциации: разлука

голубой

аргументов нет

Итак, доминирующим цветом стал серебряный. За него проголосовали 6 человек. Аргументами явились слова «серебряные кольцы». Многие обратили внимание и на тему разлуки, затронутую в стихотворении Блока. Второе место по цветовому восприятию занял белый цвет. Ученики обратили внимание на название и предложили цвет, с которым у него ассоциируется слово «утро». Кроме того, опорными словами стали: «кольцы», «снег». Серый цвет ученики объяснили присутствием «серой» природы, которая может быть «седым» утром. Одна из учениц обратила внимание на черный цвет и аргументировала свой выбор несколькими словосочетаниями из произведения: «взгляд – как уголь под золой», «смуглое сердечко». Эксперимент, проведенный со стихотворением А.Блока, так же показал, что несколько случаев могут быть интерпретированы с точки зрения авторской звуко-цветовой ассоциативности.

Лирический герой страстно влюблен. Эту страсть в стихотворении может символизировать красный цвет. В него окрашено большинство строк. Наступило утро, и герою нужно проститься со своей любовью. Предстоит разлука, которую ему тяжело вынести, а ей – нет. Печальное предчувствие разлуки создается посредством игры слов «серебро» и «мгла», в контексте являющимися антитезой, так как мгла непрозрачна, а серебро блестит. Кроме того, печаль характеризует синий цвет, который у символистов обозначал разлуку. Он встречается чаще с шестой строки. Но граничит с красным цветом, что помогает читателю сильнее почувствовать борьбу между любовью и разлукой. Герой с сожалением замечает, что его возлюбленная охладела к нему: «и взгляд – как уголь под золой, и голос утренний и скучный», в тот момент, когда в нем самом пылает огонь любви. Теперь рождается игра красного и черного - цветов, которые могут олицетворять любовь (огонь) и разлуку (зола), в контексте так же являющихся антитезой. Лирический герой разочарован: «Нет! Жизнь и счастье до утра я находил ни в этом взгляде, ни этот голос пел вчера». Но ему не хочется расставаться, он тянет время: «сжимаю пальцы ей до боли ведь нам уж не встречаться боле…». Однако быть с ней становится невыносимо, поэтому приходится смириться с чувствами возлюбленной. Ему хочется, чтобы его воспоминания о ней предались забвению: «Ты, время, память притуши, а путь снежком запороши». На данном этапе «смуглое» разочарование становится «снежным» безразличием. Здесь ведущую роль на подсознательном уровне перехватывает зеленый – цвет жизни и воскрешения. Красный и синий свидетельствуют о противоречивости чувств героя. Он стоит на пороге новой жизни, без любимой, продолжая ее любить, переживая расставание.

Итак, мы видим, что на уровне звуков и лексики стихотворение окрашено в синий, красный, зеленый и черный цвета.

Заключение:

На завершающем этапе нашей работы представляем сравнительную характеристику стихотворений:

А.Белый

А.Блок

На уровне звуков

[а] – красный - 41

[и] – синий - 27

[э] – зеленый – 19

[о] – желтый, белый- 15

[у] – зеленый, синий – 10

[а] – красный - 114

[и] – синий - 61

[у] – синий, зеленый - 40

[э] – зеленый - 28

[о] – желтый, белый- 27

лексики цветового значения:

прилагательные

другие части речи

Красный, прозрачный блестящий, синий, белый

«гроб золотой», «золотые лазури»

«в алмазах, в огне, в янтаре кресты колоколен», «на одре – в серебре», «в пурпуре зори», «в пурпуре бури»

Непрозрачный блестящий, серовато-белый, черный

«серебряные кольцы», «смуглое сердечко», «серебряная чешуя», «огневая ночь»

«за мглой за дождевой», «взгляд, как уголь под золой», «путь снежком запороши»

ассоциаций

Серый, золотой, серебряный, багровый

Серебряный, белый, серый

Опираясь на данную таблицу, можно сделать следующие выводы. Цвета на подсознательном уровне у обоих авторов распределены одинаково. Больше всего в стихотворениях звука «а», то есть красного Красный символизирует страсть, красоту, превосходство. Красный – любимый цвет на Руси. В энциклопедии символов, знаков, эмблем дается следующая символика:

красный – наиболее агрессивный цвет, символизирующий кровь, гнев, огонь, страсть, раны, войну, кровопролитие, опасность, угрозу, революцию, силу, анархию, мужество и смерть. Красный цвет, был цветом суверенной власти в Римской империи, это же значение сохраняется в христианской символике. Однако, красный – это и цвет жизни, поэтому первобытный человек кропил любой объект, который он хотел вернуть к жизни, кровью. У римлян красный цвет ассоциировался с божественностью.

В странах Дальнего Востока красный всегда был цветом радости и богатства.

В русском языке красный и красивый являются однокоренными словами.

Красный цвет – символический цвет мученических страданий у христиан. На божественном языке символов красный является цветом Божественной любви. Концепция красного как цвета любви восходит к огню, несущему тепло.

Красный цвет также обозначает гнев, отсюда выражение «красная тряпка». Красные волосы часто связывают с горячим темпераментом. Этот цвет повсеместно используется для предупреждения об опасности и в качестве сигнала «стоп».

Красный цвет также обозначает стыд и бесчестье. Кроме того, ирландский поэт Уильям Батлер Йитс отмечал, что «красный – это цвет магии почти во всех странах. Шляпы фей всегда красные»… Хотя, опять же, стоит обратить внимание на трактовку цветов самого Белого. Из этого следует, что в стихотворении Андрея Белого больше всего белого цвета. А у Александра Блока ведущую роль играет красный.

Затем в обоих стихотворениях часто используется звук «и» - синий цвет. Как это можно объяснить?

Синий цвет олицетворяет спокойствие, удовлетворенность, нежность, привязанность. У символистов он обозначал разлуку, расставание, печаль.

Такое соотношение цветов в стихотворении можно связать с внутренними переживаниями Белого в 1907 году. Как известно с 1906 он переживал мучительное увлечение супругой Блока Людмилой Дмитриевной Менделеевой. Эти отношения были необычны, потому что Людмила Дмитриевна постоянно колебалась в выборе дальнейшего спутника жизни между мужем и его другом. Как писал сам Белый: «Щ. призналась, что любит меня и … Блока; а через день: не любит меня и Блока; еще через день: она – любит его, - как сестра; а меня – «по-земному»; а через день все - наоборот; от эдакой сложности у меня ломается череп и перебалтываются мозги; наконец Щ. любит меня одного». Кроме того, синий цвет – цвет одиночества. Как писала о Белом М. Цветаева: «Ничего одиноче его вечной обступленности, обсмотренности я не знала. На него смотрели, верней его смотрели, как спектакль, сразу после занавеса бросая его одного, как огромный Императорский театр, где остаются одни мыши». Что же касается Блока, то синий цвет характеризует самого поэта. Из воспоминаний поэтессы Зинаиды Гиппиус: «Серьезный, особенно неподвижный; долго молчит, когда спросишь…твердый, точно деревянный или каменный». Блок действительно был очень спокойным человеком. Это подтверждают и жизненные ситуации. Блок, узнав о том, что у его жены Людмилы Дмитриевны Менделеевой роман с его другом и единомышленником А. Белым, реагирует чересчур спокойно: « Я рад!». И несмотря ни на что, продолжает любить свою жену и посвящает ей в этот год стихотворение «Ангел хранитель».

То, что в стихотворении «Седое утро» часто красный и синий (на звуковом уровне) граничат между собою, говорит о зарождении нового всепоглощающего чувства в 1913 году: на представлении оперы Ж. Бизе «Кармен» в Театре музыкальной драмы Блок увидел Любовь Александровну Дальмас, исполнявшую главную роль. «О да, любовь вольна, как птица…» - восклицал он в одном из стихотворений цикла «Кармен», посвященного Л. А. Дальмас. С нею связаны также некоторые стихи из цикла «Арфы и скрипки», к которому и относится стихотворение «Седое утро». Наверное, преобладание синего цвета в стихотворении является предощущением душевного кризиса, который будет переживать Блок в 1920-х годах. Печаль предсказывает разочарование в революционных действиях, которые не оправдали надежд Блока о преображении жизни и человека. После этого и наступила тяжелый кризис веры, который Блок так и не смог преодолеть

У Белого в стихотворении звук «о» встречается чаще, по сравнению со стихотворением Блока. Желтый в энциклопедии символов, знаков, эмблем расшифровывается следующим образом:

Желтый – цвет, символизирующий солнце и лето. Ассоциировался со светом и теплом. Подменяя золотой, символизировал божественную власть и славу. Желтый цвет символизирует любознательность, оригинальность, веселость, честолюбие.

Неужели радость? Да, наверное, радость. Во второй половине 1900-х годов Белый испытывал кризис мистических чаяний эпохи «зорь». К 1907 из тягучей тоски он, наконец, включается в работу. Он принимает участие в полемике между петербургскими московскими символистами по поводу выдвинутой Г. Чулковым концепции «мистического анархизма».

Зеленого у Белого также больше. Наличие этого цвета в стихотворении можно связать с личностью самого Белого. Зеленый символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение, подвижность, энергичность. Цвет, символизирующий весну, созревание, плодородие, воскрешение, жизнь.

Зеленый цвет обозначает непрерывность. Выражении «вечно зеленый» подразумевает бессмертие, как производное от смеси желтого, земли, и синего, неба, представляет мост от природного к сверхъестественному. Эти качества были присущи Белому. «Он весь в движении – руки простерты для полета, острые колени согнуты, готовы пуститься в присядку», - вспоминала Ирина Одоевцева, современница поэта. «Весь извивающийся, всегда танцующий», - так рисует Белого Зинаида Гиппиус.

Сравнивая цветовую лексику, обращаем внимание на то, что в обоих стихотворениях присутствует блеск. Только у Белого он прозрачный, а у Блока мутный. Цветовых прилагательных у Блока больше, а прочих частей речи, дающих цветовые оттенки больше у Белого. Оба стихотворения вызывают ассоциации связанные с серым и серебряным цветами, что говорит о печальном содержании и каких-то мучениях. У Блока эти мучения духовные, а у Белого телесные. Кроме того, можно судить о таких ассоциациях и по названиям стихотворений. Название «Седое утро» навевает определенные эмоции сразу, а название «Утро» более неопределенное. Только у Белого помимо серого и серебряного, возникают золотой и багровый, которые могут обозначать болезнь и радость нового утра. У Блока прибавляется только белый, который ассоциировался у испытуемых со снегом и мглой.

Проведенный эксперимент приводит к мысли о том, что работа над лирическим текстом предполагает углубленную интерпретативную деятельность, которая поможет (в том числе с опорой на фоносемантику) восстановлению идеи, смысла и подтекста произведения. Работа с текстом лирического произведения должна быть интерпретацией собственного эмоционального и жизненного опыта читателей, затрагивать не только интеллектуальную, но и эмоциональную и образную сферы восприятия, выводить на более глубокий анализ поэтического произведения.

Анализ стихотворения Андрея Белого "Отчаяние"

Стихотворения символистов особенно сложны для понимания и, тем более, для анализа, ведь их смысл сильно завуалирован. Поэтому одно и тоже стихотворение разными людьми может восприниматься по-разному. Еще Жан Мореас писал: «Символическая поэзия - враг поучений, риторики и объективных описаний; она стремится облечь идею в чувственно постижимую форму». Основываясь на этих самых чувствах, я и буду анализировать стихотворение «Отчаяние» написанное в 1904 году.

Это стихотворение по своей пространственно-временной организации очень динамично. Любой внимательный читатель сразу же заметит, что с каждой новой строфой скорость движения зимней стихии увеличивается:

«Веселый, искрометный лед.

Но сердце - ледянистый слиток.

Пусть вьюга белоцвет метет,-

Взревет; и развернет свой свиток.

Срывается: кипит сугроб,

Пурговым кружевом клокочет,

Пургой окуривает лоб,

Завьется в ночь и прохохочет».

Как видите, на смену вьюги приходит лавина, и создается ощущение усиления ветра.

Но в произведение есть еще одна буря - буря внутри лирического героя, и с каждой строчкой она бушует все сильнее. А в третьей строфе автор даже прибегает к помощи «двойника», который создает еще большее чувство страха и опасности. От этого также увеличивается динамика.

Прочитаем первые три строфы еще раз. Чувствуете эту скорость, этот холод, эту темноту? В таком мире каждый человек становится волком-одиночкой, который живет лишь для того, чтобы выжить. Напоминает закон джунглей, не правда ли?

И чтобы наш мир не превратился в такие холодные джунгли, автор призывает сбавить ход и, наконец-то, осмотреться:

«Душа, остановись - замри!

Слепите, снеговые хлопья!

Вонзайте в небо, фонари,

Лучей наточенные копья!»

Белый словно говорит: «Видишь, каким стал этот мир! Он ужасен! Он сер, уныл, холоден и неприветлив!» И лишь свет способен все изменить. Причем не просто свет, а «лучей наточенные копья», то есть герою придется приложить усилие, чтобы побороть эту темноту.

Это стихотворение актуально и по сей день, ведь каждого из нас можно представить в роли этого лирического героя. И если мы, подобно ему, будем забывать красоту и размеренность этого мира, в скором времени наступит холодное отчаяние…

А.Белый является ярким представителем русского символизма. Его произведения отличаются сложной рифмой и не всегда просты в понимании.

Стихотворение «Раздумье» написано в свойственном для писателя стиле и его истинный смысл завуалирован. Каждый читатель может найти в нем что-то свое. Произведение очень динамично, чувства и эмоции нагнетаются с каждой строчкой.

В этом произведении поэт передает свои эмоции и чувства, которые его сопровождают наедине. В этот момент время останавливается, оно застывает в природе и становится слышно шорох даже маленького листка. Писатель передает свою робость и скованность. Его переполняют чувства, но выразить их он не может. Он погружается в себя, всецело отдает свои мысли природе.

Поэт очень точно передает детали перемен, связанных с закатом и засыпанием окружающего мира. В первой части стихотворения можно подумать, что писатель находится не один, а с возлюбленной. После в произведении раскрывается суть его переживаний и скованности.

Видимо автор не мог совместить гармонично свои фантазии и реальную жизнь. Его сковывали условности, он не мог почувствовать себя свободным. Приблизиться к своей заре, прикоснуться к яркому сиянию он не мог. В его взгляде горела надежда, но он все же выжидал чего то.

Стихотворение отображает не только красоту пейзажа и природные явления, связанные с закатом и окончанием дня. Это был закат в душе автора, он тоже переживал целый спектр эмоций внутри себя. Такое сравнение очень точно передает духовную составляющую человека в обществе.

Часто природа лучше понимает, что твориться в душе и человек обращается за поисками ответов именно к природе. Каждый из нас – часть природы, а красота окружающего мира подсказывает поэту, что нужно делать. Очень часто именно свободы так не хватает человечеству в ускоренном ритме современного мира.

Как (что) маков цвет Народно-поэт. О румянце, цвете лица (подобно ярко-красному маку). Плечистый и приземистый, Лицо, как маков цвет, Бородка светло-русая, На лбу морщинки нет (И. Никитин. Последнее свидание). Девки, встревоженные весной и своей беспокойной порою, рдели напоказ как маков цвет. Девкам и дела не было, зачем эта сходка… Одно на уме у каждой: не хуже она других (И. Акулов. Касьян Остудный).

Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое "Как (что) маков цвет" в других словарях:

    цвет - Краска, окраска, колер, колорит, масть, шерсть. Ср. . См. качество, масть. видеть что л. в розовом цвете, переливаться цветами радуги См. лучший в цвете лет, зардеться как маков цвет, лишиться цвета, что маков цвет... Словарь русских синонимов и … Словарь синонимов

    ЦВЕТ - ЦВЕТ, цвета, мн. цветы цвета, муж. 1. (цвета). Окраска. «Цвет ланит ее так темен.» Пушкин. «Перья крыльев отливают розовым цветом.» А.Тургенев. «Носили белые галстуки и табачного цвету длиннополые сюртуки.» А.Тургенев. Яркие цвета. Синий цвет.… … Толковый словарь Ушакова

    цвет - I а, мн. цвета/, цвето/в, м. 1) Одно из свойств предмета, которое ощущают зрением. Ткань зеленого цвета. Светлые цвета. Изображать все одним цветом. Глаза ее имели разный цвет один черный, другой голубой, что придавало всему лицу кроткое… … Популярный словарь русского языка

    ЦВЕТ - МАСТЬ - На вкус, на цвет мастера нет (т. е. такого мастера, который бы одним на всех угодил). Бела, как колпица, как лебедь. Бела, румяна ровно кровь с молоком. Белые ручки чужие труды любят. Мыло серо, да моет бело. Черная коровка дает белое молочко. Не …

    цвет - 1. ЦВЕТ, а (у), предлож. в цвете; мн. цвета; м. 1. Свойство тела вызывать зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого им видимого излучения; окраска. Белый, красный, синий ц. Светлые, тёмные цвета.… … Энциклопедический словарь

    цвет - ЦВЕТ, а, мн. а, ов, муж. Один из видов красочного радужного свечения от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. Все цвета радуги. Тёмный, светлый ц. Яркий, блёклый ц. Красный ц. (цвет крови). Зелёный ц. (цвет травы). Чёрный ц … Толковый словарь Ожегова

    бледный как смерть - Ср. Ты прозаик, я поэт; Ты богат, я беден; Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. А.С. Пушкин. Ты и я. Ср. Машка моя видит, что я бледна как смерть. Душенька барыня, говорит мне, вы бледны как смерть. Гоголь. Мертвые души. 1 … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Бледный как смерть - Блѣдный какъ смерть. Ср. Ты прозаикъ, я поэтъ; Ты богатъ, я бѣденъ; Ты румянъ, какъ маковъ цвѣтъ, Я, какъ смерть, и тощъ, и блѣденъ. А. С. Пушкинъ. Ты и я. Ср. Машка моя видитъ, что я блѣдна какъ смерть. «Душенька барыня», говоритъ мнѣ, «вы… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    МАК - муж. растенье, цвет и семя Papaver, дающее съедомый мак, семя, а на Востоке опий, сонное зелье (молоко из надрезов маковки). Различают дикий мак, самосейку, P. rhoeas, и мак бегун, P. somniferum. Глухой мак, порода с глухими головками, где семя… … Толковый словарь Даля

    ЛЮБОВЬ - НЕЛЮБОВЬ - Любила, а ничем не подарила. Когда меня любишь, и мою собачку люби. Злого любить себя губить. В любви добра не живет. Нет тяжеле на свете зубной болести да девичьей сухоты. Бабьи враки девичьи присухи; бабы врут, девкам присуху дают. Не милое… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Книги

  • От листка к лепестку. 75 фант. бум. цвет. св. рук , Тусс, Ребекка, Фаррелл, Патрик. Книга о том, как создавать яркое и прекрасное своими руками. В книге даны подробные инструкции и шаблоны по превращению обычной бумаги в яркие цветы, подходящие длялюбого случая. Создавайте… Купить за 1610 руб
  • Белоснежка и семь гномов. Дополнительная книжка к волшебной ручке , . Юная принцесса по имени Белоснежка была необычайно хороша: черные, как смоль, кудри, белая, как снег, кожа и румяные, как маков цвет, щечки. Жилось ей в родном доме несладко. Злая…



Top