Александр патлис биография. Христианский период творчества

Кто такой Святой Дух?

Вчера Церковь отмечала Свой день рождения. Это тот день, когда на апостолов сошел Святой Дух и дал им силы и мудрость для проповеди Евангелия по всему миру, по слову Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». (Деян. 1:8).

Что мне всегда было непонятно - так это «разделение функций» у лиц Святой Троицы. Если Бог един, то какое для меня имеет значение, какое именно Лицо совершило то или иное действие? Есть ли какое-то «разделение полномочий», или попросту - кому в какой ситуации молится? День Святого Духа - отличный повод разобраться.

В Священном Писании

Христос говорил апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). Итак, Дух должен был научить апостолов «всему» (видимо, в первую очередь необходимому для проповеди) и напомнить слова Христа, которые они слышали во времена его пребывания на земле. По словам архиепископа Аверкия, присутствие Духа будет как бы заменять им непосредственное общение со Христом , к которому они привыкли.

Слово «Параклетос», переведенное здесь как «Утешитель» - юридический термин, наиболее близким к которому будет современное понятие адвоката (собственно, слово «ад-вокат» - это дословный перевод греческого «пара-клетос», буквально - «призванный кем-то»). Этим же словом называли специального человека, который своими словами воодушевлял находящихся на поле битвы воинов. Некоторые исследователи считают, что на момент перевода Библии на славянский язык юридические практики у этих народов были настолько мало развиты, что понятия адвоката в их языках попросту отсутствовали, поэтому их заменили какими-то понятными для этих простых людей словами. Ведь утешение, поддержка - действительно, одна из функций адвоката. Аналогично слово «свидетель» («мартирос») обычно переводили как «мученик».

Итак, «функции» Святого Духа, согласно Писанию, связаны с поддержкой, научением, напоминанием о присутствии Христа и Его защитой и помощью, которую Он обеспечивает человеку.

В богослужении

А что говорят на эту тему богослужебные тексты сегодняшнего дня? «Дух Святой… Жизнь и Животворящий, Свет и Податель света, Сам благой и Источник благости», «Дух Святой - свет и жизнь, и живой разумный источник. Дух премудрости, Дух разума, благой, правый, мыслящий, владычествующий, очищающий согрешения; Бог - и боготворящий; Огонь - от Огня исходящий; говорящий, действующий, распределяющий дарования».

Здесь появляется тема силы, света, которым Дух святой наполняет жизнь человека, различных дарований (подарков, талантов), которые Он посылает людям; «благости» (то есть доброты и чуткости к другим людям). В конечном итоге Дух Святой - «боготворящий» , то есть делающий людей богами, по выражению святителя Афанасия Великого.

Другой важный аспект состоит в том, что Святой Дух пребывает в Церкви, Он обеспечивает ее единство и цельность. Дух помогает преодолевать разобщенность: «когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, / и мы согласно славим Всесвятого Духа» (кондак праздника Троицы) и делает тех, кто ему послушен, единой Церковью.

У святых отцов

«Святой Дух - невещественный огонь: свет веры, теплота любви, огненные языки, изрекающие в сердце закон Божий… Он пробуждает от очарования миром, ведет к упованию на Бога, побуждает к покаянию… Если мы не препятствуем Его действию, - Он направляет тесным путем самоотвержения…» (Филарет Московский)

«Ныне Бог дает человеку новый Дух (Иез. 36, 26), вдыхает в него новое дыхание жизни… Апостолы были первыми сосудами Святого Духа… Как от зимнего холода цепенеет жизнь в растениях, так замирает дух человека, когда он предан греху… В семени есть росток жизни и в растениях, замирающих на зиму, есть жизнь; но если Господь не пошлет духа весны, то они не созиждутся и не обновится лицо земли (Пс. 103, 30)» (Феофан Затворник)

Итак, действие Святого Духа в человеке похоже на некоторое представительство, голос Божий в человеке. Действительно, мы видим, что слово «параклетос» употреблено осознанно, и юридическая аналогия неслучайна.

Кроме того, Святой Дух помогает человеку меняться («дух весны»), дает ему силы для роста.

Резюме

Итак, Святой Дух:

· обеспечивает единство верующих между собой;

· наполняет человека силой, светом; подает «плод духа» (Гал. 5:22);

· является источником «даров Духа» (1Кор. 12:1-10) - человеческих и сверхчеловеческих талантов и способностей.

Что мне делать?

Что я должен делать, чтобы Святой Дух был во мне? С одной стороны, как замечает свт. Филарет, для этого нужно «родиться свыше» (Иоан. 3:3).Присутствие Духа в человеке - знак его избрания Богом , как это было во времена Ветхого Завета, когда Дух Святой Сам избирал пророков и говорил через них.

С другой стороны, Христос обещал, что «Отец ваш Небесный даст Духа Святого просящим у Него», и в этой связи на первый план выходят внутренние устремления человека: к чему он подлинно стремится, чего он желает, чем он занят в первую очередь. «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную (Гал. 6, 7-8)» - цитирует в этой связи свт. Феофан Затворник слова апостола Павла.

Как вы понимаете действие Духа Святого в вас? Что вы делаете, что быть с Ним? Расскажите у нас в блоге!

Поневоле задаешься вопросом: к чему я на самом деле стремлюсь?

Заглядывая внутрь себя, я понимаю, что в первую очередь я хочу счастья: покоя, радости, мира, любви, творчества, свободы. Частенько я начинаю искать все это «на стороне», но в глубине души понимаю, что получить все это смогу только от Бога.

Однако является ли такая мотивация к духовной жизни правильной - такой, какую от меня ждет Господь? Похоже, что не вполне. У меня в голове есть два отдельных понятия: «счастье» и «Бог», и они связаны логически: Бог - это источник счастья, поэтому я стремлюсь к Богу. Читая то, что писали праведники - древние и современные - понимаешь, что у них не было такого разделения. Они видели только Бога - как источника всякой радости, всякого счастья, и стремились непосредственно к Нему.

Остается надеяться, что Господь примет меня и с такой мотивацией.

Дух Святой – зачем Он нам

Продолжаем разговор о Таинстве миропомазания. Что привносит в нашу жизнь Святой Дух?

Святой Дух. Мозаика собора Святого Марка в Венеции. XI-XIII века.

Человек может познавать Бога только в Духе Святом.

Человек может побеждать грех только Духом Святым.

Человек может уподобиться Христу только силой Святого Духа.

Эти три действия Третьего Лица Святой Троицы и определяют Его роль в нашей жизни. Он – единственный «Посредник» между нами и Богом. Дух Святой – мост, раскинутый над пропастью первородного греха, некогда разделившей человека с Творцом; мост, по которому мы переходим из состояния вины, греха, стыда и страха (см. Быт 3) в состояние сыновних и близких отношений с Богом. В Духе Святом наш Господь открывается и переживается как Отец (Рим 8:15).

Именно поэтому для ранней Церкви было очевидно и наглядно, что сыновья и дочери Божии суть те, кто в своей жизни «водимы» Духом Святым; а «тот, кто Духа Христова не имеет – тот и не Его» (Рим 8:9). Ежедневное руководство Духом Святым должно было переживаться на практике (см. Деян 8:29).

Без Духа Святого Церковь была бы всего лишь одним из множества религиозных институтов нашей планеты, а каждый христианин – всего лишь адептом этой религиозной организации. К сожалению, именно такой взгляд на христианство предопределил его «кризис» в современном обществе. Без «узнавания» таинственного действия Святого Духа в Церкви, без прислушивания к Его голосу, без следования Его руководству верующие теряют ту самую «соль», которая одна только и делает христианство новой Жизнью, радостной Вестью, а не еще одной «человеческой, слишком человеческой» системой.

Церковь – это община учеников Христа, исполненная и постоянно исполняемая Святым Духом. Церковь – это семья детей Божьих, тех, кто доверился Ему и кого Дух берет за руку, ведя через всю жизнь к полному и совершенному уподоблению Христу в Царстве Небесном (в Вечности). Такой Церковь задумана, такой она создана. Исторический же путь Церкви из столетия в столетие – это тернистый путь, в ходе которого предательства и отступления от первоначального Замысла постоянно и терпеливо врачуются, исцеляются той же благодатью Святого Духа, что неизменно пребывает в самом сердце Церкви.

Итак, Дух Святой открывает нам Бога Отца и Христа как нашего Господа и Спасителя – да; Он раскрывает перед нами Церковь как нашу общую семью, собранную вокруг Христа и Его Евхаристической Трапезы.

Тайная вечеря. Миниатюра из армянского Евангелия 1232 года

Но Дух открывает нам и нас самих! Он раскрывает богатство и красоту нашей личности, со всей ее хрупкостью и дарами. Он стремится постепенно преобразить все наше существо. Потому что Он любит нас. И более и более высвечивает те грани, которыми каждый из нас начинает становиться отдаленно похожим на Христа…

В этом смысле можно сказать, что дар Святого Духа дается для служения другим, для полного раскрытия личности человека в таком служении. Ранняя Церковь прекрасно это осознавала: очень часто, в момент схождения Духа, верующие сразу же переживали необычайные действия в себе духовных даров: пророчества, особой вдохновенной молитвы, исцелений и др. (1 Кор 12). Дар, через который Дух Святой проявляется в каждом конкретном верующем, соответствует отчасти его природным склонностям, особенностям характера, а отчасти отражает неисповедимые пути Промысла об этом человеке.

И сейчас, как и 2000 лет назад, Дух Святой все еще осиявает верующих и ищущих Его, хоть и не всегда это происходит столь же наглядно и ярко – однако, если благодать коснулась сердца, она обязательно оставит в нем некое «внутреннее свидетельство», знание (ср. 1 Ин 2:20). Считать иначе означало бы отвергать Церковь как таковую, обесценивать все дело Христово и, по мысли великого византийского мистика прп. Симеона Нового Богослова , впасть в наихудшую из ересей.

Но, так же, как и в случае с Крещением, благодать Миропомазания необходимо углублять и раскрывать в себе в течение всей дальнейшей жизни. Иначе христианин останется бесплодной смоковницей (Мф 21:18-19). Какие же плоды должно иметь вселение Святого Духа в христианина? Их перечисляет ап. Павел: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22-23).

Эти плоды вызревают только при условии теснейшего общения с Духом Святым, в прямом смысле сотрудничества с Ним. А оно, в свою очередь, проходит по четырем основным каналам:

— молитва;

— Таинства (особенно Евхаристия);

— чтение Слова Божия;

— общение с людьми, с братьями и сестрами по вере, и все вытекающие отсюда поступки, слова и мысли.

Конечно, такое деление условно: в конце концов, абсолютно все в нашей жизни должно одухотвориться – стать «духовным», т. е. причастным благодатному действию Святого Духа. Но это – христианское совершенство. А до тех пор, пока мы на пути к нему, необходимо использовать указанные «инструменты». Свят. Феофан Затворник высказывает такую мысль, что благодать Миропомазания – как огонь, скрывающийся под пеплом наших страстей, забвения, небрежности: следует раздуть этот огонь трудом молитвы и других христианских добродетелей. А прп. Серафим Саровский даже учил , используя наглядные образы из жизни купцов, что этими добродетелями нужно «торговать духовно», т. е. смотреть, какие из них дают каждому из нас больше благодати Святого Духа: «дает вам более благодати Божией молитва и бдение – бдите и молитесь; много дает Духа Божиего пост, поститесь, более дает милостыня, милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради рассуждайте» (беседа прп. Серафима Саровского с Н. А. Мотовиловым). Эти образы могут кого-то смутить своей кажущейся «меркантильностью», словно вся жизнь христианина вращается вокруг собственного эго и его духовной пользы. На деле же здесь заключена глубокая истина: то дело, тот труд, при исполнении которого человек ощущает благодать в большей мере, чем при других занятиях, указывает на его призвание и служение в Церкви и в мире, формирует его как личность. Это и есть тот личный и уникальный дар (или дары) Святого Духа конкретному человеку, который дается, в конце концов, ради одной цели: возрастания в любви. Если внимательно, с рассуждением и советом с духовными наставниками, братьями и сестрами во Христе прислушиваться к этому тихому веянию Святого Духа (ср. 3 Цар 19:12), можно – и безусловно нужно! – найти ответ на часто задаваемый вопрос: «к чему меня призывает Бог?»

И это не так трудно, как иногда кажется. По остроумному замечанию прот. Алексия Уминского , Бог не скрывает от нас Свою волю (а Его призвание – это всегда и самая большая радость для самого человека!), словно некий ребус. Отец заинтересован в том, чтобы Его дети были счастливы. Реализация личности христианина – не что иное, как его ответ на Божий призыв лично к нему, и полнота этой реализации зависит от полноты самоотдачи в следовании водительству Духа.

Вот сколько даров, смыслов и целей заключено в самом малоизвестном Таинстве Церкви. Если Крещение является отправной точкой христианского пути, то Миропомазание в самом себе заключает семя его конечной цели – «обожения», когда все существо человека преображается, претворяется и обновляется нетварными энергиями Святого Духа. Все же последующие Таинства Церкви, равно как и все его труды, призваны раскрыть тот потенциал, который дан в Миропомазании. И если ученик Христов станет, как губка, напоенная благодатью, так что она течет и изливается из всего его существа реками воды живой (Ин 7:38–39) – иными словами, если он станет святым – это и есть тот совершенный плод, рост и созревание которого началось в таинстве Миропомазания. А на меньшее Евангелие не согласно…

P. S. В завершение приведем самый известный гимн Симеона Нового Богослова о Святом Духе:


Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,

Не говорите, что без Него возможно спастись,

Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям,

Не говорите, что люди не видят Божественного света

Или что это невозможно в настоящее время!

Это никогда не бывает невозможным, друзья!

Но очень даже возможно желающим.

Александр Валентинович Патлис - (род. 13 октября 1970 года) - музыкант из Белоруссии. Бывший участник музыкальной группы «Новый Иерусалим» из Минска.

Биография

Александр Патлис родился 13 октября 1970 года в западной части Белоруссии, в городе Гродно. Рано проявляет себя как музыкант, в возрасте пяти лет пройдя отбор в республиканскую школу при государственной консерватории в Минске. Однако, по семейным обстоятельствам Александр остался в родном городе Гродно. В возрасте девяти лет поступает в городскую музыкальную школу по классу баяна. В 14 лет он поступает в Гродненское музыкальное училище, продолжая обучение на том же инструменте.

В возрасте шестнадцати лет он покупает свою первую ударную установку, учится играть на ней. Начинает выступать со своей первой группой на разных концертах и свадьбах, как многие начинающие музыканты. В семнадцать лет он получает приглашение стать вокалистом известной в городе группы «Истина». Музыканты этой группы были старше его, так что работая с ними вместе, Александр получил хороший опыт работы на живых концертах, также участвуя в различных рок-фестивалях и музыкальных конкурсах, в которых их группа неоднократно оказывалась победителем.

В возрасте 18 лет Александра призывают в Советскую армию, в город Минск, там он проходит службу в военном ансамбле «Алые погоны». Находясь в армии, он впервые начинает читать Библию. Это сильно влияет на его внутренний мир, меняет жизненые принципы Александра, само отношение к жизни. За два года службы он провел как музыкант около 200 концертов. В 1991 году уходит в запас в звании младшего сержанта.

В этом же году Александр женится на Татьяне Галиновской, которая к тому моменту была его девушкой уже год. В 1992 году у них рождается дочь Анастасия.

Христианский период творчества

В конце 1991 года Александр встречает музыкантов группы «Catty Sark», Игоря Копылова, Вадима Калацея, Александра Манецкого и других. Музыканты принимают решение заниматься совместным творчеством. В тот же период времени они знакомятся с Владимиром Соколом, Сандеем Аделаджей и Вениамином Брухом (белор.)русск.. Эти встречи поменяли не только внутренний мир музыкантов, но и их направление в творчестве.

Они принимают решение поменять название коллектива, и 17 мая 1992 года они дают свой первый концерт в Минске как группа «Новый Иерусалим». Группа за время существования вместе с Александром записала 8 альбомов. Песня «Я знаю любовь» из альбома «Ну что ты думаешь об этом?» стала лучшей песней года в Белоруссии, а «Любовь в ладонях» (альбом «Неба осколки») стала лучшей песней 2004 года. В составе этой группы Александром было отыграно более 1000 концертов как в Белоруссии, так и в России, США, странах Европы и Балтии.

Сольная карьера

С сентября 2006 года Александр начал сольную карьеру, в декабре того же года его песня «Для тебя» вошла в сборник лучших песен Беларуси, издаваемый компанией «West Records». 21 мая 2008 года в Санкт-Петербурге Александр презентовал свой первый сольный альбом, названный «Второе Дыхание». В декабре 2008 года группа Александра «Alex Patlis Band» приняла участие в отборочном туре конкурса «Евровидение 2009», однако уступила по голосованию другим участникам.

А в 2011 году Александр выпустил ещё один альбом, под названием "Читай мои мысли".

Дискография

  • «Бог Святой» (1993 г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Возвращайся домой» (1995 г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Новый Иерусалим» (1999 г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Неба Осколки» (2001 г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Неба осколки» (на английском языке, в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «The Best» (на английском языке, в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Время Благоприятное» (2005 г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Второе дыхание» (2008 г., дебютный альбом, сольная карьера)
  • «Читай мои мысли» (2011 г., второй альбом, сольная карьера)

Александр Патлис родился в западной части Беларуси, в городе Гродно. В возрасте пяти лет он прошел отбор в республиканскую школу при государственной консерватории, это означало, что пятилетнему Александру пришлось бы жить в городе Минске, в школе-интернате. Узнав об этом, дедушка проделал большой путь из другой части Беларуси и сказал, что ребенок должен всегда быть при родителях. Поэтому Александр остался в родном городе Гродно. В возрасте девяти лет он поступает в городскую музыкальную школу по классу баяна. Научившись играть на баяне, он исполнял многие популярные песни 80х годов не только в компании своих друзей, но и их родителей. В 14 лет он поступает в Гродненское музыкальное училище, продолжая обучение на том же инструменте. Но тяга к современной рок-музыке была сильной. В возрасте шестнадцати лет он покупает свою первую ударную установку, учится играть на ней. Начинает выступать со своей первой группой на разных концертах и свадьбах, как многие начинающие музыканты. В семнадцать лет он получает приглашение стать вокалистом известнейшей в городе группы "Истина". В 18 лет, Александра забирают в ряды Советской армии, в город Минск, там он проходит службу в военном ансамбле "Алые погоны". Находясь в армии, он впервые начинает читать Библию. Это сильно влияет на его внутренний мир, меняет жизненные принципы Александра, само отношение к жизни. За два года службы он отпел 200 концертов. В конце 1991 года Александр встречает музыкантов группы "Catty Sark", Игоря Копылова, Вадима Калацея, Александра Манецкого и других. Ребята принимают решение заниматься творчеством вместе. Они меняют название группы. 17 мая 1992 года они дают свой первый концерт в Минске, как группа "Новый Иерусалим". В этом составе Александром записано 6 русскоязычных альбомов: "Бог Святой" (1993г.), "Возвращайся домой" (1995г.), "Ну что ты думаешь об этом?" (1997г.), "Новый Иерусалим" (1999г.), "Неба Осколки" (2001г.) и "Время Благоприятное" (2005г.), а также "The Best" и "Неба осколки" на английском языке. Песня "Я знаю любовь" из альбома "Ну что ты думаешь об этом?" стала лучшей песней года в республике Беларусь, а "Любовь в ладонях" (альбом "Неба осколки") стала лучшей песней 2004 года. В составе этой группы Александром было отыграно более 1000 концертов как в Беларуси, так и в России, США, странах Европы и Балтии. С сентября 2006 года Александр начал сольную карьеру, и уже в декабре этого года его песня "Для тебя" вошла в сборник лучших песен Беларуси, издаваемый компанией "West Records". На данный момент он работает над своим сольным альбомом "Второе дыхание", уже записаны три трека, а к записи готовы еще несколько треков. Презентация альбома ожидается в ноябре 2007 года, в сентябре также ожидается премьера клипа на песню "Любовь спустилась к нам с небес".

Александр Валентинович Патлис - (род. 13 октября 1970 года) - музыкант из Белоруссии . Бывший участник музыкальной группы «Новый Иерусалим » из Минска , группы, занимавшей позиции лидера внутреннего музыкального рынка Беларуси в 2000-е годы.

Биография

В возрасте 18 лет Александра призывают в Советскую армию , в город Минск, там он проходит службу в военном ансамбле «Алые погоны». Находясь в армии, он впервые начинает читать Библию . Это сильно влияет на его внутренний мир, меняет жизненные принципы Александра, само отношение к жизни . За два года службы он провел как музыкант около 200 концертов. В 1991 году уходит в запас в звании младшего сержанта .

В этом же году Александр женится на Татьяне Галиновской, которая к тому моменту была его девушкой уже год . В 1992 году у них рождается дочь Анастасия .

Творчество в составе группы «Новый Иерусалим»

В конце 1991 года Александр встречает музыкантов группы «Catty Sark», Игоря Копылова, Вадима Калацея, Александра Манецкого и других. Музыканты принимают решение заниматься совместным творчеством. В тот же период времени они знакомятся с Владимиром Соколом, Сандеем Аделаджей и Вениамином Брухом (белор.) русск. . Эти встречи поменяли не только внутренний мир музыкантов, но и их направление в творчестве.

Они принимают решение поменять название коллектива, и 17 мая 1992 года они дают свой первый концерт в Минске как группа «Новый Иерусалим». Группа за время существования вместе с Александром записала 8 альбомов . Песня «Я знаю любовь» из альбома «Ну что ты думаешь об этом?» стала лучшей песней года в Белоруссии , а «Любовь в ладонях» (альбом «Неба осколки») стала лучшей песней 2004 года , поставив абсолютный рекорд, на протяжении 36 недель занимая верхние строчки национального хит-парада страны . В составе этой группы Александром было отыграно более 1000 концертов как в Белоруссии, так и в России, США , странах Европы и Балтии .

Сольная карьера

С сентября 2006 года Александр начал сольную карьеру, в декабре того же года его песня «Для тебя» вошла в сборник лучших песен Белоруссии, издаваемый компанией «West Records». 21 мая 2008 года в Санкт-Петербурге Александр презентовал свой первый сольный альбом, названный «Второе Дыхание» . В декабре 2008 года группа Александра «Alex Patlis Band» приняла участие в отборочном туре конкурса «Евровидение 2009», однако уступила по голосованию другим участникам.

А в 2011 году Александр выпустил ещё один альбом, под названием «Читай мои мысли».

Дискография

  • «Бог Святой» ( г.
  • «Возвращайся домой» ( г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Ну что ты думаешь об этом?» ( г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Новый Иерусалим» ( г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Неба Осколки» ( г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Неба осколки» (на английском языке , в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «The Best» (на английском языке , в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Время Благоприятное» ( г., в составе группы «Новый Иерусалим»)
  • «Второе дыхание» ( г., дебютный альбом, сольная карьера)
  • «Читай мои мысли» ( г., второй альбом, сольная карьера)

Напишите отзыв о статье "Патлис, Александр Валентинович"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Патлис, Александр Валентинович

Ростов долго стоял у угла, издалека глядя на пирующих. В уме его происходила мучительная работа, которую он никак не мог довести до конца. В душе поднимались страшные сомнения. То ему вспоминался Денисов с своим изменившимся выражением, с своей покорностью и весь госпиталь с этими оторванными руками и ногами, с этой грязью и болезнями. Ему так живо казалось, что он теперь чувствует этот больничный запах мертвого тела, что он оглядывался, чтобы понять, откуда мог происходить этот запах. То ему вспоминался этот самодовольный Бонапарте с своей белой ручкой, который был теперь император, которого любит и уважает император Александр. Для чего же оторванные руки, ноги, убитые люди? То вспоминался ему награжденный Лазарев и Денисов, наказанный и непрощенный. Он заставал себя на таких странных мыслях, что пугался их.
Запах еды преображенцев и голод вызвали его из этого состояния: надо было поесть что нибудь, прежде чем уехать. Он пошел к гостинице, которую видел утром. В гостинице он застал так много народу, офицеров, так же как и он приехавших в статских платьях, что он насилу добился обеда. Два офицера одной с ним дивизии присоединились к нему. Разговор естественно зашел о мире. Офицеры, товарищи Ростова, как и большая часть армии, были недовольны миром, заключенным после Фридланда. Говорили, что еще бы подержаться, Наполеон бы пропал, что у него в войсках ни сухарей, ни зарядов уж не было. Николай молча ел и преимущественно пил. Он выпил один две бутылки вина. Внутренняя поднявшаяся в нем работа, не разрешаясь, всё также томила его. Он боялся предаваться своим мыслям и не мог отстать от них. Вдруг на слова одного из офицеров, что обидно смотреть на французов, Ростов начал кричать с горячностью, ничем не оправданною, и потому очень удивившею офицеров.
– И как вы можете судить, что было бы лучше! – закричал он с лицом, вдруг налившимся кровью. – Как вы можете судить о поступках государя, какое мы имеем право рассуждать?! Мы не можем понять ни цели, ни поступков государя!
– Да я ни слова не говорил о государе, – оправдывался офицер, не могший иначе как тем, что Ростов пьян, объяснить себе его вспыльчивости.
Но Ростов не слушал.
– Мы не чиновники дипломатические, а мы солдаты и больше ничего, – продолжал он. – Умирать велят нам – так умирать. А коли наказывают, так значит – виноват; не нам судить. Угодно государю императору признать Бонапарте императором и заключить с ним союз – значит так надо. А то, коли бы мы стали обо всем судить да рассуждать, так этак ничего святого не останется. Этак мы скажем, что ни Бога нет, ничего нет, – ударяя по столу кричал Николай, весьма некстати, по понятиям своих собеседников, но весьма последовательно по ходу своих мыслей.
– Наше дело исполнять свой долг, рубиться и не думать, вот и всё, – заключил он.
– И пить, – сказал один из офицеров, не желавший ссориться.
– Да, и пить, – подхватил Николай. – Эй ты! Еще бутылку! – крикнул он.

В 1808 году император Александр ездил в Эрфурт для нового свидания с императором Наполеоном, и в высшем Петербургском обществе много говорили о величии этого торжественного свидания.
В 1809 году близость двух властелинов мира, как называли Наполеона и Александра, дошла до того, что, когда Наполеон объявил в этом году войну Австрии, то русский корпус выступил за границу для содействия своему прежнему врагу Бонапарте против прежнего союзника, австрийского императора; до того, что в высшем свете говорили о возможности брака между Наполеоном и одной из сестер императора Александра. Но, кроме внешних политических соображений, в это время внимание русского общества с особенной живостью обращено было на внутренние преобразования, которые были производимы в это время во всех частях государственного управления.
Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей, шла как и всегда независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований.
Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, все эти предприятия, без выказыванья их кому бы то ни было и без заметного труда, были исполнены князем Андреем.
Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу.
Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте.
Одну половину времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг, и к удивлению своему замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди, в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике, далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне.
Кроме занятий по именьям, кроме общих занятий чтением самых разнообразных книг, князь Андрей занимался в это время критическим разбором наших двух последних несчастных кампаний и составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений.




Top