Александр ракитин экскурсии пико. Православное историко-культурное общество

Уроки добротолюбия / Мороз А.А. Берсенева Т.А.
Что такое хорошо и что такое плохо
Извечный вопрос: «Что такое хорошо и что такое пло­хо»? От ответа на него во многом зависит вся внутренняя и внешняя деятельность человека, спасение или погибель его души. Как мы уже с вами говорили выше, согласно право­славному учению, хорошо то, что способствует духовному совершенствованию и спасению души, а плохо то, что вре­дит и мешает этому спасению.

Исходя из этого, многое из того, что людьми современно­го общества почитается достойным и хорошим, на самом деле является плохим и гибельным.

Например, если люди живут идеями потребления и удо­вольствий, то для них самое главное в жизни - деньги, власть, слава, плотские удовольствия. И для достижения этого они готовы на любые, зачастую даже безнравственные, поступки.

Так, мы часто видим, как герой боевика убивает и кале­чит других людей для того, чтобы добыть деньги, стать бо­гатым. Как люди предают друг друга, грабят, воруют, обма­нывают - и все это только для одного: стать богатыми и «наслаждаться жизнью». Часто люди ведут распущенную, безнравственную жизнь, становятся проститутками, банди­тами, наркоманами и алкоголиками, при этом многие из них считают, что живут правильно, хорошо, ибо делают, по их мнению, что хотят и берут от жизни все.

На самом деле они убивают себя духовно и телесно и ни­когда не бывают по-настоящему счастливы. Духовно - пото­му что отдаляют себя от Бога и предают в рабство страстям, физически - потому что порочный образ жизни расшатыва­ет и разрушает психику, подрывает физическое здоровье. Погоня за ложным «счастьем», жизнь по неверным идеалам приводят к духовной гибели грешника, обрекают его душу на вечные муки.

Вопросы на понимание

1. В чем смысл человеческой жизни?

2. Как определить, «что такое хорошо и что такое плохо»?

3. Почему у разных людей разное понимание жизненных ценностей?

Жизнь с Богом

Бог создал человека для соучастия в той радости и счас­тье, в котором пребывает Он Сам - Творец вселенной. По­скольку человек создан по образу Божию и призван к Богоуподоблению, то обрести полное счастье, внутренний мир он может, только живя и соединяясь с Богом, идя по пути духовного совершенствования.

Для следования по этому пути человеку дана совесть, даны заповеди, а с пришествием Иисуса Христа - Евангелие и учение апостолов. С момента грехопадения человек стал меньше прислушиваться к голосу своей совести и стал часто поступать наперекор ей. По­этому понадобились внешние законы, которые помогали бы человеку правильно разбирать­ся в том, что хорошо, а что плохо. Так Богом были даны заповеди Моисею, а через него всему его народу. Но люди, как они ни старались, не мог­ли полностью исполнить все законы и постановления Бо­жий, потому что в них жила наследственная склонность ко греху. И только с пришестви­ем Богочеловека Иисуса Хрис­та, благодаря Его крестным страданиям во искупление гре­хов рода человеческого, всем, уверовавшим в Него и крес­тившимся, дана сила до конца побеждать живущий в человеке грех.

Когда человек живет по за­кону своей совести, в общении с окружающими людьми руководствуется заповедями и учением Иисуса Христа, то он живет с Богом. Дух Святой всегда помогает такому чело­веку, и он постепенно просветляется и, в конце концов, ста­новится святым, т.е. исполняет свою главную жизненную задачу.

Но это дается очень нелегко. На пути к святости челове­ку приходится преодолевать различные искушения. Иску­шение - это соблазн, желание поступить по-греховному, а не по-Божиему, чтобы испытать ту сладость и удоволь­ствие, которые может кратковременно принести соделанный грех. И действительно, при совершении греха человек обыч­но испытывает плотское возбуждение, своеобразную плотс­кую радость. Но она быстро проходит, и в душе остается только пустота и горечь от содеянного греха.

Например, мама запретила брать конфеты, но, когда она ушла на работу, дети тайком вскрыли коробку со сластями и съели часть конфет. Когда они ели, им было вкусно, и они испытывали удовольствие. Но потом стало стыдно, что не послушались маму. Долгое время еще мучил страх, что ско­ро родители узнают о проступке и будут ругать и накажут за это, по сути дела, воровство.

Соблазн в данной ситуации состоял в том, что детям хо­телось получить удовольствие от конфет, но это было запре­щено мамой. Если бы дети преодолели свое желание ради послушания родителям, то они не совершили бы грех, а, наоборот, укрепили бы в себе добродетель терпения и по­слушания.

Закон духовной жизни гласит, что каждая победа над со­блазном, искушением укрепляет добродетели человека, уве­личивает его духовную силу, и, наоборот, каждый грехов­ный поступок усиливает страсти и власть греха (диавола) над человеком. Бог всегда помогает в борьбе с соблазнами и грехом, но человек при этом борется сам. И еще: каждому человеку Богом попускаются только такие искушения, ко­торые он может перенести. Может быть, на пределе своих духовных сил, но не выше их. Именно в борьбе с искушениями и соблазнами, при преодолении их, и проис­ходит духовный рост человека, его преобразование по подо­бию Божиему.

Вопросы на понимание

1. Зачем человеку жить по заповедям Божиим?

2. Что такое искушение и соблазны?

3. Нужно ли бороться со своими греховными желаниями или можно жить, как захочется?

4. Что дает преодоление искушений?

5. Какой закон духовной жизни ты знаешь?

6. Помогает ли нам Бог при борьбе с искушениями и соблазнами?

7. Что значит жизнь с Богом?

Что значит предать свою жизнь Господу Богу?

высказывания Святых Отцов

Бог есть всякое благо и, вселяясь в душу, ис­полняет ее всяким благом, насколько это может вместить человеческое естество.

Святитель Григорий Богослов

Отчего вся природа и все в природе мудро и в порядке изумительном круговращается? Оттого, что Сам Творец ею распоряжается и ею управляет. Отчего в природе че­ловека - венца творения - столько беспорядков? Отчего в жизни его столько неустройств и безобразий? Оттого, что он сам вздумал распоряжаться собой, помимо воли и разума Творца своего. Человек - грешник! Предай всего себя, всю свою жизнь Господу Богу твоему, и вся жизнь твоя будет круговращаться в мудром, прекрасном, вели­чественном и животворном порядке, и вся она будет прекрасна, как у святых Божиих человеков, кои предали себя всецело Христу Богу и коих Церковь предлагает нам ежедневно в пример для подражания.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими

К сожалению, большинство людей современного общества живут, не соблюдая заповеди Божий и не слушая голоса сво­ей совести. Живут чисто плотскими интересами, не помыш­ляя о духовной жизни и преобразовании себя по образу и подобию Божию. Смысл своей жизни такие люди видят в наиболее полном удовлетворении всех своих желаний и страстных стремлений. Это, по их мнению, и является сча­стьем.

Но так как материальные интересы у разных людей час­то совершенно противоположны, то они вступают друг с другом в конфликты, ненавидят и даже убивают друг дру­га. И действительно, если самое главное в этой жизни - мое «Я», мои желания, мои удовольствия, то что мне до других, до их забот и страданий? Другие люди при этом рассматри­ваются или как возможный источник удовольствий, или как пустое место, если они не затрагивают интересов данно­го лица, или как досадная помеха на пути к поставленной цели.

Естественно, при таком отношении к окружающим лю­дям ни о какой настоящей любви, жертвенности, искренней заботе об окружающих не может быть и речи. «Мой дом -моя крепость», «это твои проблемы» - такие отношения между людьми все в большей и большей степени становятся порочной нормой.

Когда человек в своей жизни преследует только две цели: поиск удовольствий и стремление избежать страдания, то страдание и горе становятся неизбежными спутниками об­щества, где живут подобные идеалы.

Дело в том, что заповеди Божий являются главными за­конами духовной жизни. И по своей значимости они не только равны законам материального мира, но и превыша­ют их. Так, если человек не будет жить соответственно с законами материального мира (например, попытается ды­шать под водой), то он неизбежно погибнет. Точно так же, если человек нарушает заповеди Божий, то он лишается Божественной помощи, искажает свою внутреннюю сущ­ность и обрекает себя на духовную, а зачастую и физичес­кую погибель. На духовную - потому что лишает себя гря­дущего Царства Небесного, а на физическую - потому что от него отступает Ангел-хранитель, и он отдает себя во власть сатаны. Падший же дух может только разрушать и разрушаться, поэтому и все его вольные и невольные после­дователи обречены на неизбежную гибель.

Жизнь, не согласная с заповедями Божиими, не может принести счастье. Ведь счастье человека не зависит от ко­личества имеющихся у него денег или другого имущества. Счастье - это внутреннее состояние человеческой души, которое может быть только у того, кто живет с Богом, живет по Его заповедям. Потому что источник настоящего счастья - это Бог, и жизнь, чуждая Его, счастья принести не может.

ВОПРОСЫ на понимание

1. Чем по своей сути являются заповеди Божий?

2. Чем вызвана необходимость соблюдения заповедей?

3. Почему многие люди не соблюдают заповеди Божий?

4. Что такое счастье? При каких обстоятельствах возможно достижение счастья всех людей нашего общества?

5. К чему приводит жизнь без Бога?

Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.

1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Вог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть пер­вая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлю­би ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий - это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа пра­ведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <.„> и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

(Пс. 18, 8-12)

Работа со словарем

Высказывания Святых Отцов

Авва Исайя

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кроиітадтский

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

О Вопрос к священнику: Грех ли, если я курю?

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить - бесам кадить.

Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимают­ся как личная собственность, которую можно разбаза­ривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никоти­ном медленно убивает себя. Против этой заповеди гре­шат и алкоголики, и наркоманы.

По благословению Архиепископа Брюссельского и Бельгийского СИМОНА
Учебное пособие для среднего школьного возраста

Допущено Министерством образования Российской Федерации

«A.J. Jacobs – человек-эксперимент. Когда он задался задачей «стать самым умным человеком в мире» , он потратил год на то, чтобы прочитать абсолютно все статьи в громадной энциклопедии Британика (после чего он написал книгу The Know-It-All).
Но его последний эксперимент – гораздо более интересен. Jacobs, атеист от рождения, решил прожить целый год выполняя абсолютно все Библейские законы. Для этого он сначала прочитал Библию и выписал все заповеди – от «не вари козленка в молоке матери его» (Второзаконие 14:21) до необходимости отрубить руку женам, которые, пытаясь помочь мужу в драке, хватают противника за … как бы это сказать помягче … за органы размножения (дословно «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд, то отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой»)
Всего разного рода запретов и указаний оказалось порядка семисот, и абсолютно все A.J. Jacobs…

10 Заповедей Закона Божьего. Толкование Заповедей. Грехи против 10 Заповедей Человечеству нужно начать жить по Божьим заповедям. Только тогда жизнь каждого человека изменится к лучшему… 1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.


6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго…

Ольге Н.Ч.

Сентябрь 1958 г.

Благодарю Вас, что Вы поклонились от меня Игнатию Брянчанинову. В эти дни мысль моя часто обращалась к Вам, я не мог объяснить этого. Теперь понятно. Думаю, что и Владыка Игнатий помянул Вас и впредь не забудет, чего очень желаю для Вас и себя.

Вы говорите, что слушались бы каждого слова о. Серафима, а я Вам говорю, что это Ваша мечта, а не действительность. Человек, который не слушает Бога в заповедях Его (вернее, не может во всем слушаться, пока не смирится) никак не может во всем слушаться и исполнять волю человека. Господь везде. Попробуйте в самом малом слушаться Господа, делать пред лицом Его то, что Вы де лаете ежедневно. Попробуйте. Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и проч., попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь. Им мы живем и движемся, и существуем. Попробуйте так делать хоть в течение одного часа….

Коллектив детского сада №3 г.Новополоцка пригласил 28 января настоятеля храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» протоиерея Александра Карандея для беседы и освящения учреждения.

Во время беседы батюшка коснулся вопросов о любви к ближним. Рассказал, как Господь пожертвовал собой ради любви к нам грешным. Посоветовал, что хорошо бы и нам помнить об этом. В вопросе о вере священник напомнил, что правильность веры определяется исполнением Божиих заповедей:

— Какой смысл моей веры в Бога, если живу, как хочется, или как придется, не оглядываясь на Его волю, выраженную в заповедях? О бесах сказано: верят, трепещут, и в огонь пойдут. А научиться любить Бога и ближнего, что является сутью всех заповедей, это многого стоит. В этом преуспели все святые, а мы пока учимся. И это настолько важно, что если бы все попытались так жить, на земле был бы рай. Не судить ближних, пытаясь жить по заповедям Божиим, прибегать чаще к Таинствам Исповеди и Причастия, очищающим наши души…

Эти вопросы оказались достаточно непростыми для многих участников опроса портала «Православная жизнь». Не все смогли ответить, кто-то и не захотел касаться данной темы. Мы публикуем без купюр все, что сказали наши респонденты – люди разных религиозных взглядов. Среди них есть верующие и неверующие, православные и католик, миряне и монах.

«Соблюдение заповедей – большая работа над собой»

Марина Мешкова-Мигунова, педагог по пластике и пантомиме, режиссер:

«Честно – задумалась. Постоянно слышим, знаем – Божьи заповеди, жить по заповедям. А на деле… Право, спросили бы вы меня в юности, которая все знает… И вот, правда, вопрос – знаем ли мы заповеди Божьи, как, скажем, таблицу умножения? Большая часть людей – вряд ли.
С опытом приходит понимание, что не все так просто. Думаю, заповеди толкуются зачастую слишком однозначно, слишком просто, по тексту букв, а не по духу. Например – «Не укради»….

Обучающие задачи: обобщить ранее полученные знания о жизни святого пророка Моисея. Рассказать детям, как Господь Бог дал людям закон. Познакомить с заповедями Божьими как основой жизни каждого христианина. Учить жить по заповедям Божьим. Помочь детям осознать всемогущество Бога – Творца, Учителя.

Развивающие задачи: развивать память, воображение, речь детей.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к Богу и ближнему. Формировать основы самооценки и самосознания в соответствии с основополагающими нравственными нормами.

Словарная работа: благословение, земля обетованная, закон, заповеди.

Материал: икона Спасителя; иллюстрации из книги «Библия для детей в картинках и рассказах»; картинки-раскраски; аудиозапись колокольного звона, иллюстрации, отражающие различные поступки людей, карта-схема путешествия Моисея из Египта в Ханаан.

Предварительная работа: прослушивание аудиозаписи колокольного звона, чтение Библии, рисование библейских…

Хм… Неужели мы действительно думаем, что Всевышний дал человечеству заповеди как этакий стандарт жизни праведника, к безупречному исполенению которого каждый должен стремиться? На мой взгляд, если уж на то пошло, смысл не в заповедях, а в том, что за ними стояло, когда они были Произнесены: вдохновение, особый, неведомый людям в обычном психическом состоянии духовный порыв. И уж точно, старательно исполняя все эти «пункты», не заработешь скидку на билет в рай.

Помнится мне, Серафим Саровский как-то говорил, что смысл жизни каждого христианина в стяжании Святого Духа, а все поступки человека, молитва, таинства, — это лишь средства для этого; притом каждый выбирает себе средство для стяжания Св. Духа сам, сообразно своим чаяниям (и, видимо, предрасположенностям), поскольку имеет значение не само, к примеру, избегание воровства, а то, КАК, ради чего (вернее, Кого), с какими чувствами и намерениями человек избегает воровства. Важно само состояние сознания, а способы его достижения…

1.Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

2.Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3.Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно.

4.Помни день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай (в оный) никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя (и осел твой,) как и ты; и помни, что (ты) был…

Человечеству нужно начать жить по Божьим заповедям. Только тогда жизнь каждого человека изменится к лучшему…

1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.
6. Не убий.
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго…

Заповеди Божии

– внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему (вследствии греховной жизни) у человека внутреннему ориентиру – совести.

«Иисус сказал…: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих (Ин. 14:23-24).

Десять ветхозветных Заповедей (Декалог) Бог дал на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался из Египта в землю Ханаанскую, на двух каменных досках (или скрижалях). Первые четыре заповеди содержат в себе обязанности любви к Богу, последние шесть заключают в себе обязанности любви к ближнему (т.е. ко всем людям).

Десять Заповедей Божиих.

1. Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня.
2. Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не поминай имени Господа Бога твоего всуе.
4. Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а…

М.В. Иванов: Любовь и заповеди

Любовь в библейском понимании самым тесным образом сопряжена с соблюдением заповедей. Господь Иисус Христос сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Любовь к Богу, таким образом, подразумевает исполнение Его воли, явленной в заповедях Священного Писания. И это естественно. Заповеди Бога связаны с Его природой, Его вечным характером. Отвергая заповеди, человек, хочет он того или нет, отвергает и Того, Кто дал их. Следовательно, подлинно любящий Господа христианин свою любовь обязательно будет проявлять в соблюдении заповедей. О чем, собственно и говорил Спаситель.

Любовь к ближнему, также как и любовь к Богу, заповедана Христом. И вторую заповедь (о любви к ближнему) нельзя противопоставлять первой (о любви к Богу). Вряд ли кто-либо станет утверждать, что Христос дал вторую заповедь с целью нарушения первой. Это звучало бы как очевидный абсурд. Следовательно, любя ближнего, христианин призван любить и Бога, а значит жить…

Наша встреча с членом-корреспондентом Академии проблем сохранения жизни Юрием Николаевичем ЛУЦЕНКО состоялась в конце 2004 года. Мы говорили о возможности каждого человека влиять на свою судьбу. О том, что жизнь по библейским заповедям есть программа, предписанная человечеству с единственной конечной целью — дать шанс выжить.

Как страшно, когда мы сами коверкаем свое настоящее и будущее, выбрасывая в мир разрушительную энергию в виде ненависти, зависти, страха.

«За всю историю своего существования, особенно за последние десятилетия, - отмечал Ю.Н.Луценко, — человечество накопило столько греховных поступков, мыслей и чувств, что физический мир уже не может не реагировать на такое пренебрежение Законами. Неизлечимые болезни, природные катаклизмы, уносящие тысячи жизней, — вот цена, которую платят люди за те пороки, от которых (таково уж наше предназначение) должны научиться избавляться».

«Неужели все настолько запущено?» — думала я во время разговора, когда Юрий…

Заповеди Божьи даны не столько для охранения нас от менее совестливых членов общества. В первую очередь они нужны для охранения человека от самого себя.

Когда мы слышим слово „заповедь”, мы всегда воспринимаем его как приказ о том, что мы должны сделать, а если не сделаем, то понесем ответственность, последует возмездие: но это слово имеет более широкий смысл.

Оно означает завещание Божие нам, когда, сотворив нас, Он одарил нас свободой, способностью стоять на собственных ногах, дал нам власть выбора и власть следовать нашему призванию или отвернуться он него. И вот, это не „приказание” от Бога: это как бы напутствие или завещание в том смысле, в котором человек, когда умирает, оставляет завещание, чтобы его наследники его выполнили.

Митрополит Сурожский Антоний (Какая заповедь главная?)

Заповеди Божьи

Кто и кому дал десять заповедей закона Божия?

Заповеди эти дал Сам Бог на горе Синай через Моисея народу еврейскому, когда он возвращался…

Понедельник, 23 Декабря 2019 г. 15:37 + в цитатник

Программа поездок до июля 2019 г.

Январь

Тема: ПО ВОРОНЕЖСКОЙ ЗЕМЛЕ. ЗА БЕЛГОРОДСКОЙ ЗАСЕЧНОЙ ЧЕРТОЙ (г. Усмань, Воронежский государственный биосферный природный заповедник им. В.М. Пескова (музей природы, экологическая тропа), Толшевский монастырь, с. Хреновое (Орловский конный завод, посещение музея и конной части), г. Бобров, г. Анна, с. Орлово, с. Новая Усмань, с. Отрадное)

Тема: ПО СТРОМЫНСКОЙ ДОРОГЕ. НИКОЛО-БЕРЛЮКОВСКАЯ ПУСТЫНЬ И ОКРЕСТНОСТИ (с. Авдотьино (Николо-Берлюковская пустынь), с. Воскресенское, с. Ямкино, с. Макарово, с. Ивановское)

Тема: ДЕРЕВЯННЫЕ ХРАМЫ НИЖНЕГО ПООНЕЖЬЯ. Пияла, Сырья, Верховье, Подпорожье

Февраль

Тема: ПО БЫВШИМ ОКРАИНАМ ВЛАДИМИРСКОЙ ГУБЕРНИИ. ПАЛЕХ И ОКРЕСТНОСТИ (г. Палех, с. Красное, с. Васильевское, с. Кузнецово и др.)

Тема: МАЛЫЕ ГОРОДА ПОДМОСКОВЬЯ. МОЖАЙСК (Ферапонтов монастырь, Заречье, старый и новый Никольские соборы, ц. Флора и Лавра, посещение краеведческого музея)

Курс лекций «Дорогами русской провинции», уточняется

Тема: ПО ЯРОСЛАВСКОМУ ЗАВОЛЖЬЮ. Рыбницы, Красный Профинтерн, Бор, Вятское, Аристово, Грешнево, Аббакумцево, Диево Городище

Март

Тема: ПО ВОЛГЕ НИЖЕ НИЖНЕГО НОВГОРОДА (г. Макарьев (Макарьев Желтоводский монастырь), г. Лысково, с. Великий Враг, г. Богородск, Оранский Богоявленский мужской монастырь, Лукино (Покровский женский монастырь))

Тема: В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ р. ЯХРОМЫ. К СЕВЕРО-ЗАПАДУ ОТ ДМИТРОВА (с. Синьково, с. Подмошье, с. Сысоево, с. Пересветово, с. Орудьево, с. Очево)

Тема: - В ВЕРХНЕМ ТЕЧЕНИИ КЛЯЗЬМЫ. БОЛШЕВО И ОКРЕСТНОСТИ (дом-музей Дурылина, дом-музей Марины Цветаевой, усадьба Костино, ц. Косьмы и Дамиана, с. Образцово)

Курс лекций «Дорогами русской провинции», уточняется

Тема: ПО ЗАПАДНОЙ СИБИРИ. ЯЛУТОРОВСК И ИШИМ.

Апрель

Тема: РУССКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ГОРОД. РЯЗАНЬ (Рязань)

Курс лекций «Дорогами русской провинции», уточняется

Тема: В СРЕДНЕМ ТЕЧЕНИИ КАМЫ. ВОТКИНСК И САРАПУЛ.

Тема: В СРЕДНЕМ ПОВОЛЖЬЕ. ЖИГУЛЕВСКИЕ ГОРЫ И САМАРСКАЯ ЛУКА (г. Сызрань, с. Троицкое, с. Заборовка (усадьба Гагариных), национальный парк «Самарская лука», с. Ширяево, г. Жигулевск, гора Стрельная, Молодецкий курган, г. Тольятти (?))

Тема: В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ РЕКИ СЕВЕРКИ (с. Шкинь, с. Непецино, с. Черкизово, с.Пруссы и др.)

Тема: ПРИГОРОДЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ОТ ОРАНИЕНБАУМА ДО КОПОРЬЯ (г. Ломоносов (осмотр дворцово-паркового ансамбля), форт Красная горка, гора Валдай, природные остановки на берегу Финского залива и Валдайского озера, г. Сосновый Бор, п. Копорье (внешний осмотр крепости))

Курс лекций «Дорогами русской провинции», уточняется

Тема: ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ КАЛЕЙДОСКОП. Впечатления сезона 2018/19 гг.

Июнь

Тема: В МЕЖДУРЕЧЬЕ МОКШИ И СУРЫ. УЕЗДНЫЙ ГОРОД САРАНСК И ОКРЕСТНОСТИ (г. Саранск, с. Маколово, с. Пятино, Пайгармский монастырь, г. Темников, Санаксарский монастырь, п. Макаровка)

Июль

Тема: ПО ЗЕМЛЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ. В НИЖНЕМ ТЕЧЕНИИ СЕВЕРНОЙ ДВИНЫ И ОНЕГИ (Новодвинская крепость, Антоние-Сийский монастырь, с. Зачачье, с. Погост, с. Емецк, г. Северодвинск, г. Онега, остров Кий, с. Сырья, с. Пияла, с. Верховье, с. Подпорожье)

Тема: ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ СИБИРИ. КРАСНОЯРСК И ОКРЕСТНОСТИ, (г. Красноярск, национальный парк «Столбы», Красноярская ГЭС, г. Енисейск)

Среда, 06 Марта 2019 г. 17:41 + в цитатник

Подготовил третий день поездки "Ниже Нижнего". Изучайте:

10 МАРТА (ВОСКРЕСЕНИЕ)

8.30. – выселение из гостиницы, сбор в автобусе, переезд в г. Лысково, ок. 95 км
ок. 10.30. – приезд в г. Лысково, начало экскурсионной программы

С. КИРИКОВО (Княгининского уезда Нижегородской губ.)
- ц. Успения, 1692, по заказу митрополита Суздальского и Юрьевского Иллариона (1632-1707); закрыта, 1920-е; устроено зернохранилище, затем мукомольная установка; передана епархии, ?

Г. ЛЫСКОВО (б. село Княгининского уезда Нижегородской губернии)
История: Впервые упоминается как город с деревянной крепостью в 1410 г., в 1423 г. упомянут Лысковский наместник. Во 2-й пол. 16 в. Л. теряет свое оборонительное значение и после Смутного времени упоминается как село Лысково (писцовые книги 1622/23 гг.). С 1640-х гг. во владении Б.И. Морозова, после смерти которого в 1664 г. отписано «во дворцовое ведомство». В 1700 г. Лысковская волость с селами пожалована Петром I главе грузинского дома Багратитов (Багратиони) – Арчилу Вахтанговичу, далее селом владели его сын Александр, внук Георгий (1762-1852), далее дочь последнего – Анна (жена гр. Александра Петровича Толстого) и ее крестник Николай Евграфович Стогов (1845-1916). Толстые в Л. не жили, а имением при них управлял Евграф Александрович Стогов, назначенный на эту должность еще при Г.А. Грузинского.
Постройки:
- ц. Казанской иконы Божией Матери (собор Казанского мужского м-ря), 1753, на средства епскопа Воронежского и Елецкого Льва (Юрлова); приделы в трапезной: Иоанна Златоуста и Иоанна Богослова;; сохранила интерьеры; закрыта, 1937-43
- городище города Лыскова (Оленья (Лысая) гора), 14 – сер. 16 вв.
- собор Преображения, 1711, по заказу А.В. Багратиони; приделы: Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи; закрыта, 1930-е; колокольня разобрана, 1955; в храме размещались склад конторы «Заготзерно»
- храмовый комплекс Вознесенского собора:
- собор Вознесения, 1814, по заказу князя Г.А. Грузинского; арх. И.Е. Старов (?) или И. Матвеев (?)
- ц. Георгия Победоносца, здание духовного училища, торговый корпус, колокольный корпус, восточная башня, 1810-е
- гражданская застройка: ул. Большая Советская (б. Стоялая. Преображенская), улицы Горького и Революции (б. Базарная площадь) и ул. Ленина
- усадьба Г.А. и А.А. Грузинский – А.Г. Толстого – Н.Е. Стогова, 19-20 вв.
- пивоваренный завод наследников А.Ф. Ермолаева, кон. 19 – нач. 20 вв.

14.30. – обед в кафе при гостинице «Причал» (ул. Нижняя Набережная, 2)
Переезд в с. Великий враг, 65 км

С. ВЕЛИКИЙ ВРАГ (б. Нижегородского уезда Нижегородской губернии)
- ц. Казанской иконы Божией Матери (деревянная), ; не закрывалась

Переезд в г. Нижний Новгород, ок. 40 км
ок. 17.50. – приезд в г. Нижний Новгород к ж.д вокзалу. Отправление в Москву на поезде №740 «Стриж» Нижний Новгород-Москва в 18.50., прибытие на Курский вокзал в 22.43. Среда, 06 Марта 2019 г. 14:02 + в цитатник

Удалось договориться о посещении Казанской церкви в Макарьеве, Казанской церкви в Рожнове и Казанской церкви в Великом враге (все три не закрывались). Сегодня готовлю третий день поездки. Обед уже заказан))). Пока публикую программу 2-го дня путешествия (и еще информация - в связи с тремя отказами появились места в автобусе и гостинице, если вдруг появилось жгучее желание присоединиться, это можно сделать):

9 МАРТА (СУББОТА)
с 7.30. – завтрак «шведский стол» в кафе при гостинице
9.00. – сбор в автобусе, переезд в с. Рожново, ок. 43 км

С. РОЖНОВО (б. Семеновского уезда Нижегородской губернии)
- ц. Казанской иконы Божией Матери и колокольня, рубеж 17-18 вв.; перестроена трапезная, 2-я пол. 19 в.; северный придел: Илии Пророка; закрыта, 1939-43; в храме храниться почитаемый список Казанской иконы Божией Матери

Ок. 10.30. – переезд в п. Макарьево, ок. 52 км
11.30. – посещение Макарьевского Желтоводского монастыря, экскурсия, посещение ц. Казанской иконы Божией Матери, обед и свободное время

П. МАКАРЬЕВО (б. уездный город Макарьев Нижегородской губернии)
История: В 1666 г. Макарьевская ярмарка была утверждена царским указом (проходила после 25 июля). В 1700 г. она переведена в гражданское ведомство. После пожара 1816 г. ярмарка перенесена в Нижний Новгород. В 1779 г. подмонастырские слободы объединены в уездный город Макарьев (герб и план в 1781 г.). Во 2-й пол. 19 в. город практически не развивался и не имел никакой промышленности.
Постройки:
- собор Казанской иконы Божией Матери, 1790; приделы в трапезной: Николая Чудотворца (юг) и Иоанна Дамаскина (север); не зарывалась
- гражданская застройка бывшего города Макарьева
- Макарьев Желтоводский Троицкий монастырь (основан иноком Нижегородского Печерского м-ря, прп. Макарием на луговой стороне Волги у озера Желтые Воды; в 15 в. разграблен и сожжен татарами, Макарий взят в плен; возобновлен в 1620 г. иноком Тетюшского м-ря Авраамием (уроженцем г. Мурома); в 17 в. сильно пострадал от войск Степана Разина; рядом с м-рем проводилась крупнейшая в России торговая ярмарка, называемая Макарьевской; к сер. 19 в. пришел в упадок; упразднен в 1868 г.; по ходатайству купечества в 1883 г. возобновлен как женский; в 1927 г. закрыт, здесь располагались детский дом, во время ВОВ - госпиталь, зооветеринарный техникум; в 1992 г. передан епархии, возроджен как женский)
- собор Троицы, 1651-58, «подмастерье каменных дел» Максим Апсин; приделы: Михаила Малеина и Макария Желтоводского
- трапезная палата с ц. Успения и колокольней, 1651-54; перестраивалась, 1882; северный придел: Екатерины (2005)
- ц. Макария Желтоводского, 1808-09
- ограда с башнями (1662-67) и надвратная ц. Михаила Архангела, (1670-74, зодчий П.С. Потехин); к западу от ворот в башне устроена ц. Григория Пельшемского, 1780-е
- корпуса: настоятельский, восточный корпус келий, жилой, 18-19 вв.
- часовня-надгробие над могилой настоятеля монастыря архим. Аристарха (1821-43), сер. 19 в.

Ок. 15.30. – переезд в с. Валки, ок. 7,5 км.

С. ВАЛКИ (б. Макарьевского уезда Нижегородской губернии)
- ц. Владимирской иконы Божией Матери (деревянная), 1870, по образцовому проекту № 19 из «Атласа проектов церквей, сельских построек, изданного от Департамента сельского хозяйства»; закрыт, 1937-1990-е; настоятель – священник Алексий Молчанов расстрелян

С. ЗАСЛОНИХА (б. Семеновского уезда Нижегородской губернии)
- ц. Николая Чудотворца, 1843; приделы: Преображения и Екатерины; закрыта, 1930-е-1990-е

Ок. 16.30. – переезд в с. Заслониха, ок. 43 км
ок. 18.00. – переезд в г. Нижний Новгород, ок. 51 км
ок. 19.00-30. – приезд в гостиницу, ужин в кафе при гостинице, отдых Вторник, 05 Марта 2019 г. 13:19 + в цитатник

Начинаю публикацию программы поездки по Нижегородской области, внимайте:
8 МАРТА (ПЯТНИЦА)
07.15. – отправление из Москвы в г. Дзержинск на поезде №728ГА «Ласточка» Москва-Нижний Новгород с Курского вокзала
10.37. – прибытие в г. Дзержинск; встреча по прибытии у входа в ж.д. вокзал на Вокзальной площади, посадка в автобус, переезд в г. Богородск, ок. 46 км
12.00. – обед в кафе «Элен» (г. Богородск, ул. Ленина, 101Б)
13.00. – переезд в с. Оранки, ок. 35 км
13.40. – посещение Оранского Богородицкого мужского монастыря, экскурсия, свободное время

С. ОРАНКИ (б. Нижегородского уезда Нижегородской губернии)
- Оранский Богородицкий мужской монастырь (основан в 1634 г. дворянином Петром Андреевичем Глядковым (Гладковым), который принял постриг и позже схиму с именем Павел и пожертвовал в обитель чудотворную Владимирскую (Оранскую) икону Божией Матери; ежегодные крестные ходы с образом (с 1771 г.) способствовали процветанию обители; закрыт в 1920 г., окончательно ликвидирован в 1928 г.; постройки были заняты в разные годы домом престарелых, лагерем военнопленных, колонией несовершеннолетних, ЛТП; в 1993 г. возвращён епархии; в 2008 г. в м-рь из Нижегородского музея-заповедника передан образ Оранской иконы Божией Матери)
- собор (летний) Владимирской иконы Божией Матери (на месте каменной церкви 1720-х гг.), 1804-19; придел в подклете (цоколе): Афанасия, патриарха Цареградского
- собор (зимний) Рождества Божией Матери, 1833; приделы: Трех Святителей и Димитрия Ростовского
- колокольня, 1-я пол. 19 в.
- ограда, келейный корпус с ц. Петра и Павла, надвратная ц. Нектария Печерского, 19 в./2000-е гг.

Переезд в г. Богородск, ок. 35 км
16.00. – осмотр города Богородска, прогулка по городу

Г. БОГОРОДСК (бывш. село Богородское Горбатовского у. Нижегородской губ.)
История: Село Богородское в Березополье впервые упоминается в писцовых книгах (Григория Заболотцкого) с 1571 г. В 1614 г. село пожаловано царем Михаилом Федоровичем Кузьме Минину за «московское очищение». Б. находилось на развилке дорог из Нижнего Новгорода в Гороховец и в Муром, что способствовало развитию здесь торговли и ремесел. Особенно был развит кожевенный промысел, в нач. 20 в. здесь насчитывалось 59 клееваренных заводов (кустарных мастерских), жители также занимались валяных сапог и войлоков. В 1923 г. село преобразовано в город Богородск.
Постройки:
- ц. Успения, 1816; закрыта в советское время, расположены цеха хлебзавода, восстанавливается
- ц. Покрова, кон 19 в. (реальное училище); перестроено в храм, нач. 2000-х
- ц.-часовня Покрова, 2012, арх. В.В. Курбатов
- гражданская застройка по ул. Ленина, вокруг оз. Кабацкого (ул. Брагина), ул. Свердлова, ул. Данилова (см. Приложение (карту горда с памятниками архитектуры))

18.00. – ужин в кафе «Эдем»
19.00. – переезд в г. Нижний Новгород, ок. 47 км.
ок. 20.00. – прибытие в гостиницу «Азимут отель Нижний Новгород» (ул. Заломова, 2), расселение в 2-хместных номерах с удобствами, отдых Вторник, 26 Февраля 2019 г. 17:00 + в цитатник

Всех приглашаю на лекцию 28 февраля в четверг, буду показывать Белоруссию, а конкретнее, городок Заславль и его окрестности. Приходите, вход свободный (в собой необходимо иметь любой удостоверяющий личность документ), как всегда будет много фотографий и карт:

Понедельник, 25 Февраля 2019 г. 11:45 + в цитатник

За последние два месяца наших путешествий посетили несколько прекрасно сохранившихся церковных интерьера, это, наверное, самое сильное впечатление за последнее время. Публикую их фотографии намеренно без указания храмов, в которых они сделаны. В конце будет одна фотография не интерьерная из нашей поездки 23 февраля - это Никольский собор в Можайске. Приятного просмотра:


Вторник, 19 Февраля 2019 г. 16:03 + в цитатник

Публикую полную версию программы поездки 23 февраля (суббота). Места, если что, пока имеются. Изучайте:

8.20-25. - встреча на станции метро «Парк Победы», посадка на автобус, переезд в г. Можайск, ок. 100 км

Г. МОЖАЙСК (б. уездный Московской губ.)
Постройки:
- территория крепости:
- городище (валы и рвы), 14-17 вв.
- собор Николая Чудотворца (Ново-Никольский, поставлен на месте каменной воротной башни Можайской крепости 1541 с ц. Воздвижения, в которой хранился чудотворный резной образ Николая Можайского (14 в., ныне в ГТГ), в 1624-26 гг. башня пересторена; на ее месте в 1680-84 выстроен новый каменный Никольский собор, в нач. 19 в. расширен и капитально перестроен), 1804-12, арх. А.Н. Бакарев (?); приделы: северный - иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость», в ротонде (не сохр.) - Спаса Нерукотворного; закрыт, 1933; сильно пострадал во время боев 1942 г.; частично отреставрирован, 1960-е; занят трикотажной фабрикой; передан епархии, 1994
- ц. Петра и Павла, 1849-52 (построен на месте обрушившегося в 1844 г. старого городского собора Николая Чудотворца (с 1812 г. до сер. 19 в. - Илии Пророка) рубежа 14-15 вв. с сохранением «прежних форм»), арх. А.М. Шестаков; закрыт, 1930-е; занят городским историко-художественным музеем; передан епархии, 2003
- храмовый комплекс ц. Иоакима и Анны (в 16-17 вв. женский Якиманский монастырь):
- ц. Иоакима и Анны, 1390-е, северный придел Леонтия Ростовского, 16 в.; заново выстроен северный придел (освящен в память Ахтырской иконы Божией Матери), 1760-е; переделаны завершение северного придела и надстроены апсиды, рубеж 18-19 вв.; разобрана с сохранением северного придела, 1867; притвор, 1880-е; в советское время закрыта, занята архивом; ныне располагается приходская воскресная школа
- ц. Иоакима и Анны, 1867-71 (вместо разобранного храма 1390-х гг.), арх. К.В. Гриневский; колокольня, 1893, арх. П.Г. Егоров; приделы: Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери; не закрывалась
- Лужецкий Ферапонтов монастырь, мужской (осн. прп. Ферапонтом Белозерским по просьбе кн. Андрея Дмитриевича в 1408 г.; в сер. 16 в. настоятель м-ря - архим. Макарий становится архиепископом Новгородским и позже митрополитом Московским; во 2-й пол. 17 в. благодаря пожертвованиям патр. Иоакима (Савелова), происходившего родом из Можайска, обитель заново отстраивается в камне; разорен в годы Смуты и в 1812 г.; закрыт, 1929 г., занят под жилье и производство; частичная реставрация, 1961-69, рес. Н.И. Иванов; передан епархии, 1993):
- собор Рождества Божией Матери, на вклад сделанный между 1526 и 1542 гг., на средства архиепископа Новгородского Макария, будущего митрополита Московского и всея Руси; разобрана северная галерея в связи со строительством смежной с собором ц. Ферапонта Белозерского, сер. 18.; оставшиеся галереи перекладывались, 18-19 вв.; придел: в южной апсиде - Макария Египетского; пристройки разобраны при реставрации 1960-х гг.
- трапезная с ц. Введения, 16 в.; капитально перестроена (сохранился подклет), 1759-71; деревянные галереи (с запада и севера) заменены каменными папертями, 1839; придел в подклете: Федора Стратилата; закрыт, 1920-е; в советское время занимала фурнитурная фабрика
- колокольня, 1673-92 (?); в первом ярусе находится усыпальница рода Савеловых, к которому принадлежал патриарх Московский и всея Руси Иоаким (1621-90, партриаршество 1674-90)
- Святые ворота с надвратной ц. Преображения, рубеж 16-17 вв.; верхняя часть стен переложена (после пожара 1732 г.), 1750-е; купольное завершение, после 1812
- келейный корпус (состоит трех разновременных построек - Братского корпуса (1681-92), Настоятельских покоев (1761-68, на месте здания 17 в.) и Казначейского корпуса (1814)), рубеж 19-20 вв; значительно перестроен, 1970-е
- ограда с башнями и хозяйственными воротами, 1680-84 (четыре круглые башни и три четверти длины), 1750-е (периметр стен замкнулся), 1761-63 (квадратная северо-восточная, круглая в западном прясле башни и хозяйственные ворота)
- Ильинская слобода (б. село Можайского уезда Московской губ.):

8.20-25. - встреча на станции метро «Парк Победы», посадка на автобус, переезд в г. Можайск, ок. 100 км

г. МОЖАЙСК (б. уездный Московской губ.)

Постройки:

Территория крепости:

Городище (валы и рвы), 14-16 вв.

Собор Николая Чудотворца (Ново-Никольский)

Собор Николая Чудотворца (Старо-Никольский)

Территория посада (прогулка по городу):

Усадьба Ролле (дои с хозяйственным флигелем), нач. 20 в.

Храмовый комплекс ц. Иоакима и Анны (б. Иоакимовский м-рь, упр. в 1764 г.):

Ц. Иоакима и Анны (с 19 в. Ахтырской иконы Божией Матери), 1390-е, северный придел, 1760-х; переделаны завершение северного придела и надстроены апсиды, рубеж 18-19 вв.; разобрана с сохранением северного придела (в 16 в. - Леонтия Ростовского), 1867

Ц. Иоакима и Анны, 1867-71. арх. К.В. Гриневский; колокольня, 1893, арх. П.Г. Егоров; не закрывалась

Лужецкий Ферапонтов монастырь:

Собор Рождества Божией Матери

К сожалению, полных записей самых первых стихов найти пока не удаётся, по причине несерьёзного к ним отношения. А началось всё летом 1997 года, когда у меня на веранде гостил двоюродный брат Денис. От него я услышал первые строки:

Опять сижу я в тишине,
Опять сижу один.

Там же, на веранде, было придумано продолжение:

Но как приятно думать мне,
Что где-то там есть ты.

И всё. Досочинив ещё 4 строки, и подарив их одной девчонке, всё благополучно забылось. На 2 месяца. Потом поездка в АИСТ расставила все точки над i и маховик стихотворчества стал набирать обороты. Посвящение Лене Хныченковой, и ещё некоторые первые стихи объёмом более 8 строк (большое достижение!) теперь можно считать потерянными, ибо найти их не представляется никакой возможности. C"est la vie - такова жизнь. О самой Лене Хныченковой следует сказать отдельно как о человеке, весьма повлиявшем на мою жизнь и на моё мировоззрение. Так или иначе, несмотря ни на что, это очень хороший человек, добрый и отзывчивый. С ней связан целый период моей жизни, и первый цикл стихов "Волк", который так и остался в записях. Также в АИСТе я познакомился и подружился с Женей Симоновым - тоже неординарной личностью и человеком непростой судьбы. Он называл "белыми" мои стихи, а я - его стихи.:) Потом институт, работа на складе, переезды, ночи без сна, 13 этаж и пустота в душе. Снова переезд и работа, где есть выход в интернет и где полно людей в ICQ. Новые знакомства и новые стихи, поездка в Новосибирск из Екатеринбурга на выходные и изучение Вед, новые энергии и поиск своего, - Родного...
Много всего случилось за это время...

Я благодарю всех людей, принимавших участие в создании этого сборника и прошу прощения у тех, с кем мне пришлось расстаться. Прошу прощения за то, что порой долго не даю о себе знать и посылаю загадочные смс. Поверьте, вы все мне по-своему дороги. Без вас не было бы многих стихов и чувств. Благодарю вас за ваш Свет и пройденную вместе дорогу. Благодарю вас за встречи, благодарю вас за всё, что вы для меня сделали.

П. МОРДОВО (районный центр Тамбовской области). Церковь Архангела Михаила.
Большой храм в большом селе. В окрестностях Тамбова таких не мало, в селе Пахотный угол, Пичаеве или Селезнях. Название села, первое упоминание о котором относится лишь к началу XVIII столетия, напоминает об аборигенах – воинственных племенах мордвы первоначально населявших эти земли. Сохранившаяся церковь совсем из другой эпохи. Ее строительство началось в 1888 году и было связано с малой вместительностью другой мордовской церкви – деревянной Вознесенской. Действительно, после постройки храм считался одним из самых вместительных в Тамбовской губернии, после Боголюбского собора в Козлове и Троицкого собора в Моршанске, конечно. Проект церкви утвержден Тамбовскими епархиальным и губернским архитекторами А.Ф. Миролюбовым и Ф.А. Свирчевским, и, скорее всего, ими же был составлен. У храма есть образец, построенный пятнадцатью годами раньше (т.е. в 1783 г.) петербургским архитектором Нестеровым Христорождественский кафедральный собор в Тамбове. Храмы действительно похожи: завершение пятью шатрами, три полукруглые апсиды, декор до мельчайших подробностей. Отличие более позднего мордовского храма – шатровая колокольня с западной стороны и непобеленные краснокирпичные стены. В тамбовском соборе Рождества Христова звонницы располагались в боковых главах, а сам собор был белым, может быть оштукатуренным. Что бы лучше ощутить архитектуру храма Михаила Архангела нужно отойти от него подальше, как минимум за квартал или вообще выйти из села, с дальних точек он смотрится наиболее выгодно – как корабль, плывущий по бескрайним полям русского черноземья. Уникален интерьер Мордовской церкви – ярким пятном на фоне белых оштукатуренных стен выделяется фарфоровый иконостас. К сожалению, не известно происхождение иконостаса, местное предание связывает его сооружение с Ново-Иерусалимским монастырем, якобы иконостас предназначался для Воскресенского собора, а потом по невыясненным обстоятельствам был передан в село Мордово. На сегодняшний день, можно констатировать лишь известные факты: плитка в Михаило-Архангельском храме сделана в Харькове на заводе Беренгейма где могли изготовить подобный иконостас, в свою очередь тамбовский епископ Иннокентий, при котором оформляется интерьер церкви несколько раз обращался за помощью к мастерам иконостасных работ из кузнецовской фабрики в подмосковном селе Дулево. Ну и последний факт, устроением главного престола и придела мордовской церкви в 1909 – 1910 гг. занимается известный московский мастер иконостасных работ, художник-иконописец Михаил Иванович Дикарев. Его и можно считать автором проекта мордовского фарфорового иконостаса.




Top