Анализ повести «Прощание с Матерой» Распутина. Повесть В.Распутина «Прощание с Матёрой»: сюжет и система персонажей

Обитатели острова Матеры - люди разных поколений. Здесь живут древние старики, пожилые люди, люди зрелого возраста, молодежь, дети. Всех их объединяет одна проблема (можно было бы сказать "беда", если бы многие не относились к ней, как к чему-то долгожданному) - грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько ио-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землей.

Три ярких представителя разных поколений одной семьи - главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера - Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное - хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья - тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: "Кто ж старое дерево пересаживает?" Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и "царским лиственем" (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков - неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.

Сын Дарьи, Павел - представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда - на стороне молодых.

А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться "на волю". Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, - представитель старшего поколения.

Так повелось испокон веков, что старики - хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля - твоя мать. Недаром слово "Матера" созвучно слову "мать". Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.

Главные герои “Прощания с Матерой” – жители деревни, которой суждено уйти под воду для возведения ГЭС. Произведение Распутина показывает столкновение двух эпох, двух поколений, двух разный миров – деревни и города. Жизнь человека, оторванного от своих корней, не имеет смысла: человек срастается с землёй, как с матерью, разрывать такие узы нельзя. Характеристика каждого персонажа – отдельная самоценная история, пронзительная и трогательная. В произведении “Прощание с Матерой” герои делятся на тех, кому расставание даётся легко, а кому – мучительно больно. Описание небольшого отрезка жизни приговорённой к смерти деревни – то, что видит читатель, знакомясь с рассказом В. Распутина

Характеристика героев “Прощание с Матерой”

Главные герои

Дарья Пинигина

Жизнь этой женщины была тяжёлой: она пережила войну, похоронила троих детей, муж без вести пропал в тайге. Героине больше 80 лет, здоровья хватает на ведение немалого хозяйства. Нехватка любви, заботы, участия делает её строгой и безрадостной. Дарья очень страдает от необходимости бросать родной дом и переезжать в город. С сыном у неё нет тёплых отношений, какая-то стена разделяет их, они не пытаются понять друг друга, будто бы разговаривая на разных языках. Все пожилые женщины деревни любят собираться в её доме и пить чай. От других старушек её отличает сильный характер и болезненная связь с прошлым.

Павел, сын Дарьи

Мужчина 50 лет, работящий, трудолюбивый. Глубокий след в его душе оставила война, это не даёт ему жить, он движется по инерции, иногда сбиваясь с пути, выпадает из жизни. Павел любит мать, помогает ей, не ругается и не осуждает. Ему тоже не хватает простых человеческих чувств. Он, его жена, дети – просто плывут по течению. Трагедия родной деревни не трогает сына Дарьи, в его душе нет места для новой боли, ему хочется покоя и определённости.

Андрей Пинигин

Внук Дарьи, около 22 лет, вернулся из армии. Жизнь в деревне ему не интересна, он жаждет участвовать в каком-нибудь масштабном проекте, делать нечто значимое и важное для своей страны. Быть вместе с передовой молодёжью, поучаствовать в чем-то исторически важном, обзавестись семьёй, двигаться вперёд – вот планы Андрея, из-за которых он увольняется с завода в деревне. Человек должен управлять судьбой, а не она им – так считает герой.

Богодул

Странный одинокий житель Матеры. Старик, заросший как зверь, практически круглый год ходит босиком, живёт в заброшенном здании, ругается матом. Зимой “приживается” у кого-то из деревни, ночует в банях. Старухи любят Богодула, жалеют его, несмотря на слухи о том, что в прошлом он кого-то убил. Старик защищает деревню, останавливает снос кладбища, он своеобразный “домовой” в Матере.

Настасья и Егор

Соседи Пинигиных, первыми переезжают в город. Егор не выдерживает расставания с родиной и умирает. Настасья возвращается в деревню и живёт там с остальными старухами до конца. После смерти детей она временами “чудит”: рассказывает странные вещи про мужа, разговаривает с вещами в доме. Расставание с родной деревней сильно повлияло на её душевное состояние: Настасья ищет подтверждения, что она прожила жизнь не зря.

Катерина Зотова

Подруга Дарьи, добрый, славный человек. Всю жизнь она любила женатого человека, от которого и родила сына. Страдает от своего непутёвого сына, который пьянствует, не работает, постоянно врёт. Пытается оправдать его, верит, что сын исправится, образумится. Остаётся на острове до последнего вместе с остальными стариками.

Петруха

Сын Катерины, “прижитый” от женатого мужика. К своему “статусу” он привык, не пытается быть хорошим. Посмешище в деревне, Петруха постоянно врёт, чтобы прибавить свою значимость, пьёт, не работает. Его настоящее имя – Никита – забыто, даже мать не называет его по имени.

Второстепенные персонажи

Таблица характеристик героев произведения, где собраны имена важнейших персонажей будет полезна для подготовки к урокам литературы, а также написания творческих работ.

Тест по произведению

Писатель. Автобиографичность рассказа. На уроке. Уроки мужества. В. Распутин «Уроки французcкого». Доброта. Запомни. Ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра. Словарь. Биография В. Распутина. Уроки доброты. Эпиграф. Портрет матери А. Вампилова. Уроки французского. Книги В. Распутина. Слово «урок».

«Валентин Распутин жизнь и творчество» - Жизненный путь и творчество В. Распутина. Главная героиня. Родина писателя. Героиню рассказа Распутина «Уроки французского» звали Лидией Михайловной Молоковой. Тема человеческой души. Рассказ. В.Г.Распутин – сибиряк. Характеристика учителя. Пожар. Уроки французского. Прощание с Матёрой. Матёра. Первая публикация. Живи и помни. Творческий путь В.Распутина. Что значит для жителей острова прощание с Матёрой.

«Прощание с Матерой» - Матера и Теликовка. Пафос повести. С чем прощаемся. Малая родина. Дом - символ нравственных, семейных, социальных устоев. Туман. Сотрясение. Позиция автора. Заветы Дарьи. Творчество писателя. Главные вопросы повести. Символические образы повести. Язык повести. Старик Богодул. Хозяин острова. Вопросы для обсуждения повести. Анализируем повесть. Система персонажей. Пожогщики. Что значит для нас дом.

«Валентин Распутин «Уроки французского»» - Лидия Михайловна играет на деньги с главным героем. Главный герой. Из истории создания рассказа. Какие чувства испытывает герой, оказавшись в райцентре. После университета работает корреспондентом "Советской молодежи". Аккуратная вся, умная, красивая и в одежде и во внешности. Валентин Распутин «Уроки французского». Валентин Григорьевич Распутин. Родился 15 марта 1937 года в поселке Усть-Уда Иркутской области.

«Валентин Григорьевич Распутин» - Родина писателя. Валентин Распутин. В.Г.Распутин. «…уверен: писатель начинается в детстве от впечатлений, которым напитывается именно тогда». В.Распутин. Биография и книги. Писатель в Оптиной пустыни. На могиле матери Василия Белова. Дочь, жена и мама писателя. История создания рассказа «Уроки французского». Художник Б.Алимов. Фотография А.Заболоцкого.1982г. Валентин Григорьевич Распутин. Родители – Нина Ивановна и Григорий Никитич.

«Писатель Валентин Распутин» - После школы поступил на историко-филологический факультет. Распутин Валентин Григорьевич. Биография. Главная тема произведения Валентина Распутина. «Уроки французского». «Дочь Ивана, мать Ивана». Всё, что ни происходит, - к лучшему. Общественно- политическая деятельность. С 1966 г. Распутин- профессиональный литератор. Экранизации. Награды. Тамара Ивановна. Детство и его творчество.

Вновь перед нами “старинные старухи” с типичными русскими именами и фамилиями: Дарья Васильевна Пинигина, Катерина Зотова, Наталья Карпова, Сима. Среди имен эпизодических персонажей выделяется имя еще одной старухи - Аксиньи (быть может, дань уважения героине “Тихого Дона”). Наиболее колоритному персонажу, похожему на лешего, дано полусимволическое имя Богодул (от слова Богохул?). У всех у них за плечами трудовая жизнь, прожитая ими по совести, в дружбе и взаимопомощи. “Греть и греться” - эти слова старухи Симы в разных вариантах повторяют все любимые герои писателя.

В повесть включен ряд эпизодов, поэтизирующих такую общую жизнь - жизнь миром. Один из смысловых центров повести - сцена сенокоса в одиннадцатой главе. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни материнцев от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: “Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде как работаете для жизни”. Работа для любимых персонажей писателя не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и - шире - всего человеческого племени. Вот почему не умел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший то же самое дочери. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, “строй, которому нет конца”, не может смириться, что их могилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.

Именно поэтому для Дарьи и других старух дом не только место для жилья и вещи - не только вещи. Это одушевленная предками часть их жизни. Дважды расскажет Распутин, как прощаются с домом, с вещами сначала Настасья, а потом Дарья. Двадцатая глава повести, в которой повествуется о том, как Дарья через силу белит свой уже обреченный назавтра на сжигание дом, украшает его пихтой, - точное отражение христианских обрядов соборования (когда перед смертью наступает духовное облегчение и примирение с неизбежностью), обмывания покойника, отпевания и погребения.

“Все, что живет на свете, имеет один смысл - смысл службы”. Именно эта мысль, вложенная писателем в монолог загадочного зверька, символизирующего хозяина острова, руководит поведением старух и Богодула. Все они осознают себя ответственными перед ушедшими за продолжение жизни. Земля, по их мнению, дана человеку “на подержание”: ее надо беречь, сохранить для потомков. Отсюда и восприятие всего, что на земле живет и растет, как своего, кровного, родного. Нельзя поэтому не убрать картофель, нельзя не скосить траву.

Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые. И старухам отнюдь не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие на смену. Вот почему Дарья Пинигина все время размышляет о смысле жизни, об истине; вступает в спор с внуком Андреем; задает вопросы умершим.

В этих спорах, размышлениях и даже в обвинениях - и праведная торжественность, и тревога, и - непременно - любовь. “Э-эх, до чего же мы все добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все вместе творим зла”, - рассуждает Дарья. “Кто знает правду о человеке: зачем он живет? - мучается героиня. - Ради жизни самой, ради детей или ради чего-то еще? Вечным ли будет это движение?.. Что должен чувствовать человек, ради которого жили многие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает. И ведет он себя так, будто с него первого началась жизнь и им она навсегда закончится”.

Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о “полной правде”, о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков - тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.

В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку “самому докапываться до истины”, жить работой совести. Сильнее всего и автора, и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей “жить не оглядываясь”, “облегченно”, нестись по течению жизни. “Пуп не надрываете, а душу потратили”, - бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, облегчающих труд людям. Ho неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит. “Человек - царь природы”, - убеждает бабушку Андрей. “Вот-вот, царь. Поцарюет, поцарюет, да загорюет”, - ответствует старуха. Только в единстве друг с другом, с природой, со всем Космосом может смертный человек победить смерть, если не индивидуальную, то родовую.

Космос, природа - полноценные действующие лица повестей В. Распутина. В “Прощании с Матерой” тихое утро, свет и радость, звезды, Ангара, ласковый дождь являют собой светлую часть жизни, благодать, дают перспективу развития. Ho они же в тон мрачным мыслям стариков и старух, вызванным трагическими событиями повести, создают атмосферу тревоги, неблагополучия.

Драматическое противоречие, сгущенное до символической картины, возникает уже на первых страницах “Прощания с Матерой”. Согласию, покою и миру, прекрасной полнокровной жизни, которой дышит Матера (читателю ясна этимология слова: мать - родина - земля), противостоят запустение, оголение, истечение (одно из любимых слов В. Распутина). Стонут избы, сквозит ветер, хлопают ворота. “Темь пала” на Матеру, утверждает писатель, многократными повторами этого словосочетания вызывая ассоциации с древнерусскими текстами и с Апокалипсисом. Именно здесь, предваряя последнюю повесть В. Распутина, появляется эпизод пожара, а перед этим событием “звезды срываются с неба”.

Носителям народных нравственных ценностей писатель противопоставляет современных “обсевков”, нарисованных в весьма жесткой манере. Лишь внука Дарьи Пинигиной наделил писатель более или менее сложным характером. С одной стороны, Андрей уже не чувствует себя ответственным за род, за землю предков (не случайно он так и не обошел родную Матеру в свой последний приезд, не простился с ней перед отъездом). Его манит суета большой стройки, он до хрипоты спорит с отцом и бабушкой, отрицая то, что для них является извечными ценностями.

И в то же время, показывает Распутин, “минутное пустое глядение на дождь”, завершивший семейную дискуссию, “сумело снова сблизить” Андрея, Павла и Дарью: не умерло еще в парне единство с природой. Объединяет их и работа на сенокосе. Андрей не поддерживает Клавку Стригунову (для писателя характерно наделять уничижительными именами и фамилиями персонажей, изменивших национальным традициям), радующуюся исчезновению родной Матеры: ему жалко остров. Более того, ни в чем не соглашаясь с Дарьей, он почему-то ищет бесед с ней, “ему для чего-то нужен был ее ответ” о сущности и предназначении человека.

Другие антиподы “старинных старух” показаны в “Прощании с Матерой” совсем иронично и зло. Сорокалетний сын Катерины, болтун и пьяница Никита Зотов за свой принцип “лишь бы прожить сегодняшний день” лишен народным мнением своего имени - превращен в Петруху. Писатель, с одной стороны, видимо, обыгрывает здесь традиционное имя балаганного персонажа Петрушки, лишая его, правда, той положительной стороны, которая все-таки была у героя народного театра, с другой - создает неологизм “петрухать” по сходству с глаголами “громыхать”, “воздыхать”. Пределом падения Петрухи является даже не сожжение родного дома (кстати, это сделала и Клавка), а издевательство над матерью. Интересно отметить, что отвергнутый деревней и матерью Петруха стремится новым бесчинством привлечь к себе внимание, чтобы хоть так, злом, утвердить свое существование в мире.

Исключительно злом, беспамятством и бесстыдством утверждают себя в жизни “официальные лица”. Писатель снабжает их не только говорящими фамилиями, но и емкими символическими характеристиками: Воронцов - турист (беззаботно шагающий по земле), Жук - цыган (т.е. человек без родины, без корней, перекати-поле). Если речь стариков и старух выразительна, образна, а речь Павла и Андрея - литературно правильна, но сбивчива, полна неясных для них самих штампов, то Воронцов и ему подобные говорят рублеными, не по-русски построенными фразами, любят императив (“Понимать будем или что будем?”; “Кто позволил?”; “И никаких”; “Вы мне опять попустительство подкинете”; “Что требуется, то и будем делать. Тебя не спросим”).

СИМВОЛИКА ФИНАЛА. В финале повести две стороны сталкиваются. Автор не оставляет сомнений в том, за кем правда. Заблудились в тумане (символика этого пейзажа очевидна) Воронцов, Павел и Петруха. Даже Воронцов “затих”, “сидит с опущенной головой, бессмысленно глядя перед собой”. Все, что остается им делать, - подобно детям, звать мать. Характерно, что делает это именно Петруха: “Ма-а-ать! Тетка Дарья-а-а! Эй, Матера-а!” Впрочем, делает, по словам писателя, “глухо и безнадежно”. И прокричав, вновь засыпает. Уже ничто не может разбудить его (вновь символика!). “Стало совсем тихо. Кругом были только вода и туман и ничего, кроме воды и тумана”. А материнские старухи в это время, в последний раз объединившись друг с другом и маленьким Колюней, в глазах которого “недетское, горькое и кроткое понимание”, возносятся на небеса, равно принадлежа и живым и мертвым.

Этот трагический финал просветлен предварявшим его рассказом о царском листвене, символе неувядаемости жизни. Пожогщикам так и не удалось ни сжечь, ни спилить стойкое дерево, держащее, по преданию, на себе весь остров, всю Матеру. Несколько ранее В. Распутин дважды (в 9-й и 13-й главах) скажет, что как бы тяжело ни сложилась дальнейшая жизнь переселенцев, как бы ни издевались над здравым смыслом безответственные “ответственные за переселение”, построившие новый поселок на неудобных землях, без учета крестьянского распорядка, - “жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой”. Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно его назначение во вселенной.

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой. Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани.

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Несколько интересных сочинений

    Нужно уметь быть милосердным и уметь сохранять равновесие в трудные моменты жизни.

  • Образ и характеристика Николая Ставрогина в рассказе Бесы Достоевского сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является Николай Ставрогин, представленный писателем в образе псевдогероя, мертворожденного.

  • Андрей Ефимович Рагин в повести Палата номер 6 Чехова

    Особое внимание следует уделить такому герою повести Чехова, как Андрей Ефимович Рагин. Это врач в больнице в городе. На доктора он выучился только по настоянию своего отца

  • Образ и характеристика Главного героя в рассказе Антоновские яблоки Бунина

    Бунин предлагает читателю ностальгический рассказ «Антоновские яблоки», который ведется от лица главного героя. Герой вспоминает прежние года и размышляет о прошедшем времени.

  • Сочинение по картине Лондон. Парламент Клода Моне 3 класс

    На картине Клода Моне изображен Вестминстерский дворец - место где заседает парламент Англии. Это красивейшее здание находится в Лондоне.




Top