Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин)

В самый год, когда решилась судьба панинской партии, когда сам Панин потерял силу, Фонвизин открыл бой в литературе и бился до конца. Центральным моментом этого боя был «Недоросль», написанный несколько раньше, около 1781 года, но поставленный в 1782 году. Правительственные органы долго не пропускали комедию на сцену, и лишь хлопоты Н.И. Панина через Павла Петровича привели к ее постановке. Комедия имела шумный успех.

В «Недоросле» Фонвизин, давая острую социальную сатиру на российских помещиков, выступил и против политики помещичьего правительства его времени. Дворянская «масса», помещики средней руки и помельче, неграмотная дворянская провинция, составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть. Ей уделил Фонвизин большое внимание в «Недоросле». Она выведена на сцену живьем, показана целиком. О «дворе», т.е. о самом правительстве, только говорят герои «Недоросля». Показать публике со сцены вельмож Фонвизин, конечно, не имел возможности.

Но все же в «Недоросле» говорится о дворе, о правительстве. Здесь Фонвизин поручил представлять свою точку зрения Стародуму; именно поэтому Стародум является идейным героем комедии; и именно поэтому Фонвизин впоследствии писал, что успехом «Недоросля» он обязан Стародуму. В пространных разговорах с Правдиным, Милоном и Софьей Стародум высказывает мысли, явственно связанные с системой взглядов Фонвизина и Панина. Стародум обрушивается с негодованием на развращенный двор современного деспота, т.е. на правительство, руководимое не лучшими людьми, а «любимцами», фаворитами, выскочками.

В первом явлении III действия Стародум дает убийственную характеристику двору Екатерины II. И естественный вывод делает Правдин из этого разговора: «С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно». – «Призывать? А зачем?» – спрашивает Стародум. – «Затем, зачем к больным врача призывают». Но Фонвизин признает русское правительство в данном его составе неизлечимым; Стародум отвечает: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится».

В последнем действии Фонвизин высказывает устами Стародума свои заветные мысли. Прежде всего он высказывается против безграничного рабства крестьян. «Угнетать рабством себе подобных беззаконно». Он требует от монарха, как и от дворянства, законности и свободы (хотя бы не для всех).

Вопрос об ориентации правительства на дикую помещичью реакционную массу разрешен Фонвизиным всей картиной семьи Простаковых-Скотининых.

Фонвизин с величайшей решительностью ставит вопрос о том, можно ли опираться в ведении страны на Скотининых и Митрофанов? Нет, нельзя. Делать их силой в государстве преступно; между тем так поступает правительство Екатерины и Потемкина. Засилье Митрофанов должно привести страну к гибели; да и за что получают Митрофаны право быть хозяевами государства? Они – не дворяне по своей жизни, по своей культуре, по своим действиям. Они не хотят ни учиться, ни служить государству, а хотят лишь жадно рвать для себя куски побольше. Они должны быть лишены прав дворян участвовать в управлении страной, как и права управлять крестьянами. Так в конце комедии и поступает Фонвизин – лишает Простакову власти над крепостными. Так волей-неволей он становится на позиции равенства, вступает в борьбу с самой основой феодализма.

Ставя в своей комедии вопросы политики дворянского государства, Фонвизин не мог не затронуть в ней и вопроса о крестьянстве и крепостном праве. В конечном счете, именно крепостничество и отношение к нему решало все вопросы помещичьего бытия и помещичьей идеологии. Фонвизин ввел в характеристику Простаковых и Скотининых и эту характерную и чрезвычайно важную черту. Они изверги-помещики. Простаковы и Скотинины не управляют крестьянами, а мучают беззастенчиво грабят их, стремясь выжать из них побольше доходов. Они доводят крепостную эксплуатацию до крайнего предела, разоряют крестьян. И опять здесь выступает на сцену политика правительства Екатерины и Потемкина; нельзя давать много власти Простаковым, – настаивает Фонвизин, – нельзя предоставлять им бесконтрольно хозяйствовать даже у себя в поместьях; иначе они разорят страну, истощат ее, подорвут основу ее благосостояния. Мучительство же по отношению к крепостным, дикие расправы с ними Простаковых, безграничная эсплуатация их были делом опасным и по другой линии. Фонвизин не мог не помнить о пугачевском восстании; о нем не говорили; правительство с трудом допускало упоминания о нем. Но крестьянская война была. Картины помещичьего тиранства, показанные Фонвизиным в «Недоросле», конечно, приводили на память всем дворянам, собравшимся в театр на постановку новой комедии, эту самую страшную опасность - опасность крестьянской мести. Они могли звучать как предостережение – не обострять народной ненависти.

Существенным моментом идеологической направленности комедии Фонвизина было и ее заключение: Правдин берет под опеку поместье Простаковых. Вопрос об опеке над помещиками-тиранами, о контроле над действиями помещиков у себя в деревне был, в сущности, вопросом о возможности вмешательства правительства и закона в крепостнические отношения, вопросом о возможности ограничения крепостнического произвола, о введении крепостного права хоть в какие-нибудь нормы. Вопрос этот неоднократно выдвигался передовыми группами дворянства, требовавшими законодательного ограничения крепостничества. Правительство отвергало проекты закона об опеке. Фонвизин ставит этот вопрос со сцены.

Простакова, озверелая от злобы, хочет мучить, бить всех своих слуг. «А за что вы хотите наказывать людей ваших?» – спрашивает Правдин. – «Ах, батюшка, это что за вопрос? Разве я не властна и в своих людях?» Простакова не считает нужным отчитываться в своих действиях перед какой бы то ни было властью.

Правдин. – А вы считаете себя в праве драться тогда, когда вам вздумается?

Скотинин. – Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?

Правдин. – Нет… сударыня, тиранствовать никто не волен.

Г-жа Простакова. - Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен? Да на что же дан нам указ-от о вольности дворянства?

Здесь спорят о границах власти помещиков; Простакова и Скотинин настаивают на ее безграничности; Правдин требует ее ограничения. Это – спор о крепостном праве: быть ли ему рабством, или оно изменит свои формы. Но самое важное здесь то, что практически были правы, правом победителей, именно Простаковы и Скотинины. На самом деле, жизнь была за них; за них было и правительство. Между тем у Фонвизина Правдин, именно в результате этого разговора, объявляет об опеке над имением Простаковых, т.е. он, стоя на точке зрения, противоположной той, которую защищала практически императрица совершает правительственный акт. Он лишает власти тех, кто эту власть на самом деле имел. Он отменяет ту программу дворянской политики, которую приняло и проводило правительство Скотининых и Потемкиных. Развязка «Недоросля» – это изображение не того, что фактически делает власть, а того, что она должна делать – и не делает .

Защищая Правдиных и стремясь победить Скотининых, Фонвизин подчеркивал культуру первых и бескультурье вторых.

Воспитание для Фонвизина, так же как и для его учителей, – это основа и оправдание дворянских привилегий. Дворянское воспитание делает человека дворянином. Невоспитанный дворянин недостоин пользоваться чужим трудом. Русские дворянские мыслители XVIII в. усвоили теорию Локка, который учил, что сознание каждого человека от рождения – лист белой бумаги, на котором воспитание и воздействие среды вписывают характер, содержание этого человека. Тем более они придавали значение воспитанию в социальной практике русского дворянства. Уже Сумароков считал, что именно «учение», образование, воспитание добродетели и разума отличают дворянина от его подданного-крестьянина. Херасков, ученик Сумарокова и отчасти учитель Фонвизина, также много писал о воспитании. Он требовал, чтобы дворянских детей не давали пестовать нянькам, мамкам, дядькам из крепостных слуг. Так и в «Недоросле» крепостная «мама» Еремеевна только вредит делу воспитания Митрофанушки. В пятом действии «Недоросля» Стародум нападает на дворян-отцов, «которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу-крепостному».

Для Фонвизина тема воспитания – основная в его литературном творчестве. О воспитании дворянских детей писал Фонвизин в комедии «Выбор гувернера», в статьях для журнала «Друг честных людей или Стародум», о недостатках своего собственного воспитания скорбел в «Чистосердечном признании в делах моих и помышлениях»; о воспитании должна была идти речь в неоконченной комедии «Добрый наставник». И «Недоросль» – прежде всего комедия о воспитании. В первом ее наброске, написанном за много лет до того, как закончен был обще-известный текст комедии, это в особенности видно. Воспитание для Фонвизина – ид только тема общих нравоучительных рассуждения, а животрепещущая злободневная политическая тема.

Фонвизинский Стародум говорит: «Дворянин, недостойный быть дворянином подлее его ничего на свете не знаю». Эти слова направлены непосредственно против Простаковых и Скотининых. Но самое главное то, что эти слова направлены и против всего помещичьего класса в целом, как против него направлена, в сущности, вся комедия. В пылу борьбы с угнетателями отечества и народа Фонвизин перешел грани дворянского либерализма и специфически дворянского мировоззрения вообще. Смело бросив вызов самодержавию и рабству, Фонвизин сказал такую правду, которая была нужна еще декабристам, еще Пушкину, еще Белинскому и Чернышевскому.


Расскажите о жизни дворянского недоросля. Вся жизнь Петруши Гринева до его во-енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу-чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла-ва и получила такое название). Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба-тюшка нанял француза мосье Бопре — бывшего парикмахера и солдата. Обучив-шись разговорному русскому языку, Боп-ре зажил со своим учеником «душа в ду-шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест-надцати лет стали голуби, чехарда и про-чие домашние развлечения. Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева. Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям? Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же-нился на дочери одного из своих сосе-дей — бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет-руша. Матушка была занята по хозяйст-ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален-дарь. 

Автор относится к своим героям с чувст-вом глубокой симпатии и отчасти с добро-желательной усмешкой, которая показы-вает, что он заранее видит и прощает их не-избежные и легко объяснимые недостатки. Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален-дарь в решениях отца? Дворянские недоросли обычно начина-ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз-вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо-ван их успехами. Это обстоятельство заста-вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан-том! Объясните, как раскрывает смысл главы по-словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести. Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен-ным законам. И среди них один из глав-ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю-дей лежит служение отчизне. Опишите начало пути молодого офицера к месту службы. Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу-ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра-щать. И это Петруша сделал. «С неспо-койной совестию и с безмолвным раска-янием выехал я из Симбирска».




Лайкнуть похвалить твиттернуть и прочее

Главной темой комедии "Недоросль" (1782) является помещичий произвол, а главным параметром оценки героев – их отношение к крепостным крестьянам. Действие происходит в поместье Простаковых, безраздельной хозяйкой которого является госпожа Простакова – в перечне имен автор ее одну именуется "госпожой", уже этим показывая ее характер: она действительно господствует в своем доме, нагло и деспотично, уверенная в своей безнаказанности, убежденная в свое праве распоряжаться крестьянами, как вещами. Уже с самого начала пьесы сразу создается атмосфера дома Простаковых: она постоянно бьет и оскорбляет слуг, таким образом добиваясь повиновения: "С утра до вечера, - жалуется Простакова, - как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь". С языка Простаковой в разговоре со слугами не сходят грубые слова: скот, харя, канальи, старая ведьма. Еремеевна на вопрос, сколько ей полагается жалованья, со слезами отвечает: "По пяти рублей на год, до пяти пощечин на день". Услышав, что дворовая девка Палашка больна, она возмущается: "Ах она бестия! Лежит. Как будто благородная!

". Простакова относится к слугам как к ничтожествам, но сама ведет себя как ничтожество, как только чувствует опасность: когда Правдин объявляет решение отдать Простакову под суд за ее отношение к крестьянам, она униженно валяется у него в ногах. Понятно, что никакого раскаяния она не ощущает, и, как только опасность миновала, снова становится прежней: "Простил! Ах, батюшка! Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям.

Теперь-то я всех переберу поодиночке". "Дворянин, - возмущается она, - когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?" – она говорит об Указе о вольности дворянской, в котором шла речь об освобождении дворян от обязательной службы, понимая его как вольность делать вообще что заблагорассудится.

У Простаковой есть брат, Скотинин, но ясно, таких "Скотининых" еще очень много в России: "Не будь я Тарас Скотинин, - заявляет он, - если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою... а всякий убыток... сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду" – не случайно среди гостей Лариных в "Евгении Онегине" Пушкин выводит "Скотининых чету седую...

с детьми всех возрастов". До Фонвизина слово "недоросль" не имело осудительного значения – так назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет - возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. После комедии Фонвизина оно получило другой смысл. Митрофан – недоросль даже не потому, что он полный невежда, не знающий ни арифметики, ни географии, неспособный отличить прилагательного от существительного, не потому, что он неучен – а потому, что он не хочет учиться, потому что он полностью у верен в том, что его слуги сделают для него все, что потребуется, а то, что потребуется добиться самому, он получил либо силой, либо лизоблюдством; он не подозревает о существовании как-либо обязанностей, включая долг перед государством. "Мы видим, - говорит о нем Стародум, - все несчастные следствия дурного воспитания.

Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..". Фонвизин противопоставляет отрицательным героям положительных, соответствующих его модели идеального гражданина: Стародума, Правдина, Милона и Софью.

"Угнетать рабством себе подобных беззаконно", - заявляет Стародум. Тут следует отметить, что речь идет не об отмене крепостного права, а только о предотвращении злоупотребления им. Еще более решительную позицию по отношению к произволу дворян занимает Правдин. Он служит чиновником в наместничестве - учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов.

Главной своей задачей не только по должности, но и "из собственного подвига сердца" Правдин считает наблюдение над теми помещиками, которые, "имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно". Узнав о жестокостях и бесчинствах Простаковой, Правдин от имени правительства берет в опеку ее имение, лишая помещицу права самовольно распоряжаться крестьянами. В своих действиях Правдин опирается на указ Петра I 1722 г., направленный против помещиков-тиранов. Следует заметить, что в реальности этот закон применялся крайне редко - развязка комедии Фонвизина выглядит как своего рода наставление правительству Екатерины II. Митрофан не рвется ни к учению, ни к службе и предпочитает им положение "недоросля" – после указа о вольности дворян многие из них предпочитали уже на законном положении избегать службы. Настроения Митрофана всецело разделяет его мать.

"Пока Митрофанушка еще в недорослях, - рассуждает она, - пора его и понежить, а там лет через десяток, как выйдет, избави боже, в службу, всего натерпится". Митрофанушке противопоставляется Милон - образцовый офицер, который, несмотря на свою молодость, участвовал уже в военных действиях и обнаружил при этом "неустрашимость".

О долге, или, как говорили в XVIII в., о "должности", дворян Стародум вспоминает с особой горячностью. "Должность!.. Как это слово у всех на языке, и как мало его понимают!.. Это тот священный обет, которым обязаны мы всем тем, с кем живем... Если б так должность исполняли, как об ней твердят... Дворянин, например, считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть отечество, которому служить...

Дворянин, недостойный быть дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю".

  1. Расскажите о жизни дворянского недоросля.
  2. Вся жизнь Петруши Гринева до его во-енной службы описана в главе «Сержант гвардии». В ней рассказано и то, что слу-чилось еще до его рождения: неродившийся ребенок был записан в Семеновский гвардейский полк сержантом (почему гла-ва и получила такое название).

    Воспитывался Петруша «не по-нонешнему»: с пяти лет им занимался стремянной Савельич («дядька»), с которым Петруша освоил грамоту. На двенадцатом году ба-тюшка нанял француза мосье Бопре — бывшего парикмахера и солдата. Обучив-шись разговорному русскому языку, Боп-ре зажил со своим учеником «душа в ду-шу». Одна из сцен такого житья описана в повести: отец пришел на урок географии, когда Петруша делал змея из только что полученной географической карты. Мосье прогнали, а занятиями Петруши до шест-надцати лет стали голуби, чехарда и про-чие домашние развлечения.

    Когда Гриневу исполнилось шестнадцать лет отец сказал: «Пора его в службу». Так переменилась жизнь Петруши Гринева.

  3. Создайте краткие портреты-характеристики родителей Петруши. Как относится автор к своим героям?
  4. Родители Петруши Гринева, простые и добрые люди, жившие по обычаям своего времени, были похожи на многих русских небогатых дворян. Выйдя в отставку премьер-майором, Андрей Петрович Гринев же-нился на дочери одного из своих сосе-дей — бедного симбирского дворянина и начал жить в своем имении. Из девяти детей в их семье остался только один Пет-руша. Матушка была занята по хозяйст-ву, батюшка наблюдал за имением и даже иногда почитывал Придворный кален-дарь.

  5. Какие причины вызвали перемену в судьбе Петруши? Какую роль сыграл Придворный кален-дарь в решениях отца?
  6. Дворянские недоросли обычно начина-ли нести военную службу, приближаясь к совершеннолетию, точной даты не было установлено. Многое зависело и от их раз-вития, и от их здоровья, и от желания семьи. Подтверждение этому мы видим, читая о судьбе Петруши Гринева. Как-то, листая Придворный календарь, Гринев старший узнал о продвижении по службе своих однополчан и был явно раздосадо-ван их успехами. Это обстоятельство заста-вило его подумать и о судьбе собственного сына, которому пора было приступать к военной службе. Тогда-то и вспомнил отец, что сын числился гвардии сержан-том! Материал с сайта

  7. Объясните, как раскрывает смысл главы по-словица, использованная в качестве эпиграфа ко всей повести.
  8. Повесть открывает пословица: «Береги честь смолоду». Уже в первой главе нам становится ясно, что в семьях, подобных Гриневым, все подчиняется определен-ным законам. И среди них один из глав-ных заключен в этой пословице. При всей патриархальности быта и его кажущейся незатейливости в основе жизни этих лю-дей лежит служение отчизне.

  9. Опишите начало пути молодого офицера к месту службы.
  10. Петруша Гринев очень надеялся на то, что его отправят служить в Петербург. Но, к его великому сожалению, пунктом назначения оказался Оренбург. Провожая сына, отец вспомнил пословицу: «Береги честь смолоду». Однако уже в начале пу-ти, в Симбирске, молодой сержант играет с ротмистром Зуриным и проигрывает ему большую сумму. Долг нужно было возвра-щать. И это Петруша сделал. «С неспо-койной совестию и с безмолвным раска-янием выехал я из Симбирска».

Д. И.Фонвизин В начале XVIII века Россия вела упорную борьбу с Швецией за выход к Балтийскому морю. Это была война и за то, станет ли Россия великой державой. Вокруг преобразователя страны Петра I сплотились передовые люди разных сословий, но больше всего из дворян.

Ведь дворянство являлось той главной силой, на которую опирался царь. Чтобы вывести страну из отсталости, нужны были дельные, энергичные и образованные люди. И тогда Петр стал «вытаскивать» дворянских детей из родительских домов, делать их офицерами, моряками, чиновниками. Запрещал недорослям жениться, прежде чем они не познают науки. Отрывал баловней от насиженных мест и посылал учиться за границу. Так начинался золотой век дворянства.

Так поднималось сословие, которому были даны все права и из которого вышло много знаменитых людей. К концу XVIII века образованность стала признаком дворянина. Но и в это время во всех уголках страны, в поместьях было много дворян, которые не хотели себя ничем утруждать и жили, как их предки сотни лет назад. О таких господах комедия Фонвизина «Недоросль». Главные ее действующие лица - семья Простаковых и брат госпожи Простаковой Скотинин. По распространенному тогда приему в литературе фамилии героев говорили сами за себя.

Это одна группа дворян. Другая - Стародум, его племянница Софья и Правдин.

Эти герои олицетворяли для писателя все лучшее в тогдашнем дворянстве, да и фамилии их красноречивы. Упоминается еще одна группа дворян - придворные. Стародум рассказывает о порядках при дворе, где он не ужился. Там «один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, что на земи». Денис Иванович и сам неловко чувствовал себя у трона императрицы. И читатель понимает, что автор не относит большинство придворных к настоящему дворянству по духу и чести. Но каковы же простаковы и скотинины?

Чем заняты эти люди, какие у них интересы, привычки, привязанности? Все помещики, конечно, жили за счет крестьян и были, следовательно, эксплуататорами. Но одни богатели потому, что их крестьяне жили зажиточно, а другие - потому, что сдирали с крепостных последнюю шкуру. Простакова жалуется брату: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» Простакова - «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастья целого их дома».

Со слугами и наемными людьми она обращается грубо, пренебрежительно, оскорбительно. Под стать ей и сын, лодырь, обжора и озорник. Его глупость и невежество вошли в поговорку, а у милой маменьки вызывают умиление. Очень любопытны подробности биографии Простаковой. Мы узнаем, что ее отец был пятнадцать лет воеводою. И хотя «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить».

Отсюда ясно, что он был казнокрад и взяточник. Впрочем, и умер он как скряга.

Свою власть и «превосходство» Простакова объясняет существующими законами, вольностями дворянства, которые позволяют ей бить и тиранить людей, а ее сынку Митрофану - бездельничать. Уже в XVIII веке дворяне стали объяснять свои привилегии тем, что они обра - зованное сословие, а крестьяне темны. Между тем Фонвизин показывает поразительное невежество этих помещиков.

Так, Скотинин с гордостью заявляет, что «Ско-тинины все родом крепколобы». Не могут не вызвать хохота и ответы Митрофанушки учителям и подсказки его маменьки. Так писатель заставляет зрителей и читателей задумываться над тем, почему одни люди владеют другими и распоряжаются их имуществом и счастьем. Так заставлял он дворян быть образованнее и лучше. В финале комедии чиновник Правдин берет в «опеку...дом и деревни» Простаковой. Порок, как и должно быть в пьесе, наказан.

Но мы знаем, что скотинины и простаковы долго еще мучили народ. И знаем, что и среди тех, кто сегодня имеет власть распоряжаться нашими судьбами, немало простаковых и скотининых, среди которых «всякий того и смотрит, что на покой». Имя Д.

И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» - идейно-художественная вершина творчества - стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные. Художественное своеобразие комедии «Недоросль» состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной сатире на российских помещиков, политику помещичьего правительства. Помещики средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть - это показал Фонвизин в комедии с помощью образа Стародума.

До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» - звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю. «Недоросль» - пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: «Вот злонравия достойные плоды!» В «Недоросле» Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников. На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых.

Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти. Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания». Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» - прилагательное, потому Что к стене прилагается. Митрофанушка - лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню.

Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители - таковы и дети.

Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше.

Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными. Но плохое воспитание - не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру. Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех.

Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Такой смех-ирония - черта национального своеобразия русской комедии.

Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы». Н. В. Гоголь в «Недоросле» видит «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Эта «потрясающая очевидность» в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина «истинно общественными комедиями», а также увидеть в этом их мировое значение: «подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов».




Top