Андре Моруа. От Монтеня до Арагона

Это самая нечестная оценка, которую я когда-то ставил. Если мое отношение к роману просеивать через сито мозгов, то надо бы повысить на балл, а если включить эмоции, то понизить на пару пунктов.
Кстати, я пожалуй поставил собственный рекорд длительности по чтению одной книги. Шутка ли - ушло столько же времени, сколько на весь цикл "Темная башня" Стиви Кинга, а там еще те толстушки, между прочим...

Возвращаемся к месье Сю. Роман о трущобах Франции и блеске немецкой знати. Один терзающийся прошлым герцог приезжает в Париж и включает в себе режим Зорро. Буквально: помогает всем, кто под руку попадается. Иногда - в прямом смысле под руку. На страницах обнаружатся и скелеты в шкафах, и оклеветанные жертвы, и злодеи - как с ножами и удавками, так и с докторскими сумочками и бухгалтерскими книгами. Такой вот первый немецкий супергерой от французского классика.

Значение для литературы.
Тут много говорить не надо: роман является лидером по количеству ремейков и подражателей. И любопытный факт: печатали произведение маленькими частями в газетах (даже представить боюсь сколько номеров нужно было), так вот - в Париже люди создавали несколько очень многолюдных клубов, где грамотные читали роман вслух для толпы безграмотных... Ажиотаж редкостный.

Смысловая нагрузка.
Если не вдаваться в похождения Рудольфа, то окажется, что автор отразил очень много социальных проблем. Но в отличие от критинов (в смысле - тех, кто критикует), он реально предлагает как можно улучшить жизнь бедняков, изменить тюремную систему и систему наказаний вообще, да и по многим другим вопросам отчитывается в форме эссе. Причем чем ближе к концу, тем эти эссе длиннее и чаще.
Так как во втором томе судьба героев мне уже была почти безразлична, то эти эссе очень выручали. Тем более можно посмотреть что именно Сю предугадал.

Качество сюжетной линии и восприятие чтения.
Тут стоит учесть, что только важных героев человек 25, не говоря про второстепенных и третьестепенных. И у них, как не трудно догадаться, имена французские. Лезть на стену хотелось регулярно. А ведь еще есть клички всяких бандюков. Но тут противоположное восприятие - клички такие примитивные, как в ясельной группе: Хромуля, Сычиха, Поножовщик, Крючок, Волчиха, Грамотей... Как будто все понарошку.
Сюжет - временами затягивал, временами был примитивным, событие ради события.

Объем книги.
Он офигеновски большой. Да что там - эпилог этого романа можно сравнить со стандартной повестью. С учетом недостатков (о которых ниже) это плохо.

Итак, недостаток.
Он один - это персонажи. Я не представляю какими наивными были люди в начале XIX века, если им казались эти бумажные герои интересными. Даже если принять, что тогда эталоном подобного жанра считались творения Вальтера Скотта, который тоже все в монохроме рассматривал, все равно кислятина получается. Два типа персонажей: редкостные гады и такие, которых к ранке прикладывать можно. Между прочим среди вторых тоже есть преступники, но они вообще так раскаиваются, что кусок в горло не полезет даже жутким каннибалам. Причем вообще никогда не полезет. В общем, чтобы добро победило зло, надо чтобы все добрые люди поубивали всех злых. Как-то так.

Но о персонажах еще не все. Попробую по пунктам:

1. Необоснованная эмоциональность.
Все так резко впадают в крайности и вопят, что теряют кучу времени. Моего времени, между прочим!

2. Словоблудие.
Пример сразу в подтверждение:

Нет, папочка, если я скажу, ты мне не поверишь.
- Я не поверю? Да я же твой отец и бла-бла-бла! Я тебя люблю и поверю всему, что ты скажешь! Клянусь-клянусь-клянусь!
- Папа, я... (текст признания)
- Нет, я не верю! Ты врешь, будь проклята и ты мне не дочь!

Это не цитата, но и про клятву, и про проклятие я не придумал. Пипец, пардон за мой французский.

3. Вечера мексиканской культуры в Париже. Пример:

Ты его любишь?
- Да...
- А он тебя любит?
- Нет, это невозможно...
- Да нет, он тебя любит, я уверен!
- ...
- А ты точно его любишь? Сильно? Насколько сильно?
- Очень сильно, еще никто никого так не любил!
- Значит любишь, ура-ура, а где ты с ним познакомилась?
- Ну, я видела его портрет...
- А, ну тогда точно любишь и очень сильно. Будьте счастливы, дети.

Справедливости ради - такая хрень проявляется только в самом конце. Чтобы потянуть количество номеров газеты.

4. Хорошие и плохие.
Как и у многих других писателей отрицательные персонажи, с их пороками и выдумками, оказываются более занимательными. Не более привлекательными, а более интересными. Но Сю допустил очень большую ошибку: он окутал всех людей в одну нравственность на всех. Так не бывает. Преступники на страницах "Парижских тайнах" искренне полагают, что они негодяи и у них нет божественной искры. Вот вы видели хоть одного зэка, которому нравится его стезя и при этом называющего себя отбросом, мразью и т.д.? Одно дело если стыдно за "ремесло", а так... ооочень не правдоподобно.

Ну и про хороших - порой поступки как Рудольфа, так и других "положительных" далеки от благородства. Но читателю вдалбливается, что так делать хорошо. Получается, что одно и то же действие будет плохим, если делаешь ради себя, и одновременно - хорошим, если ради другого, бескорыстно. Ну да, ну да, верю как себе. Слишком лицемерное добро и зло выходит. В очередной раз убеждаюсь, что "хорошо" и "плохо" не существует, это только личностное восприятие каждого. А Маяковский все наврал. Хотя вот Эжен Сю уверен в обратном.

Вывод: книга актуальна исключительно для своего времени. Не содержанием, тут как раз актуальность вполне своевременная. А формой, подачей материала и полнейшим отсутствием понимания, что все люди разные, а не белые и черные. Есть ведь еще и китайцы. Шутка.
Но вот сериальчик можно было бы по ней снять динамичненький.

Эже́н Сю (Мари́ Жозе́ф Эже́н Сю, фр. Marie Joseph Eugène Sue, 20 января 1804, Париж - 3 августа 1857, Анси) - французский писатель.

Ранние годы

Сын учёного врача; много путешествовал в молодости в качестве морского хирурга, хорошо изучил Испанию, французские колонии, а также морскую жизнь и быт матросов. Отец его умер, оставив ему миллионное состояние, и Сю стал жить очень широко, отдавшись исключительно литературе. Первые его произведения - повести и романы из морского быта; самые известные из них - «Кернок-пират» («Kernock le pirate», 1831), «Плик и Плок» («Рliсk et Plock», 1831), «Atar Gull», «La Salamandre», «La Vigie de Koat Ven».

Ими создан был совершенно новый род литературы во Франции. Эжен Сю проявил очень богатую фантазию в описании моря и морской жизни; замыслы его оригинальны, драматичны, стиль сильный и яркий. Уже в первых произведениях Сю является увлекательным рассказчиком и вместе с тем проявляет свойственный ему пессимизм, объясняя поступки своих героев в основном тщеславием и эгоизмом. В исторических романах - «Латреомон» («Lautréaumont», 1837), «Jean Cavalier», «Le Marquis de Letorriere» - Сю очень произвольно обращался с историческим материалом, движимый всё более назревавшей в нём ненавистью к монархии.

Бытовые и социальные романы

За историческими романами последовали бытовые «Артюр» («Arthur», 1838), «Morne au Diable», «Mathilde». В «Матильде», имевшей в своё время чрезвычайно громкий успех, Сю отвлёкся на время от философских замыслов и тенденциозного демократизма и дал яркую картину общественной жизни своего времени, обнаружив большое понимание действительности. В этом романе, как и в других чисто бытовых повестях, Сю - трезвый реалист, не преувеличивающий дурных сторон жизни, а с полной правдивостью изображающий сочетание добра и зла в характерах и поступках людей.

Все эти романы составляют, однако, лишь подготовительный период в творчестве Сю; его литературная слава основана не на них, а на общественных романах, написанных в 40-х годах. Сю проникся социалистическими теориями, волновавшими тогдашнюю Францию и подготовившими движение 1848 г.; он стал сторонником философских и экономических учений Фурье, Ламеннэ, Кабэ, Сен-Симона и Прудона. Источник всех человеческих страданий он видит в эгоизме общественной организации.

Индивидуальная нравственность обусловлена, по его убеждению, общественным строем. Все общество виновато в преступлениях и пороках пролетариата. Сю выступает пламенным защитником интересов низшего класса и страстно обличает аристократию и духовенство как виновников страданий народа. Этим духом проникнуты знаменитые в своё время и переведённые на все европейские языки романы «Парижские тайны» («Les Mystères de Paris», 1842-1843), «Вечный жид» («Le Juif errant», 1844-1845), «Mysteres du Peuple». Сю писал их в виде фельетонов, имевших огромный успех.

Помимо идейного содержания, романы эти увлекали драматическим изложением, фантастичностью, сложностью интриги, драматизмом и неожиданностью бесконечно разнообразных эпизодов. Для современного читателя романтические вымыслы Сю с их полным пренебрежением к правдоподобности изображенных событий и к психологической правде представляют мало интереса, но в истории литературы романы Сю сохраняют значение, как продукты того же течения, к которому относятся социалистические романы Жорж Санд, «Отверженные» Гюго и др. произведения того же рода.

Сю написал ещё «Les Sept Peches Capitaux», «Les Enfants de l’аmоur», «Gilbert et Gilberte», «Les filles de Cain», «Ferdinand Duplessis», «La famille Geoffroy» и мн. др. В молодости он сочинил в сотрудничестве с другими лицами несколько водевилей и драм («Le fils de l’homme», «Pierre Le Noir», «Le Secret d’Etat» и др.), a впоследствии переделал для сцены некоторые свои романы («Lautreaumont», «Juif Errant» и др.).

Его избрание в члены Законодательного собрания (1850) напугало буржуазию, встревоженную событиями 1848 г.; но выдающейся роли в политической жизни ему сыграть не удалось.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Большинству наших сограждан имя Эжена Сю ничего не говорит. Меньшинство, если его спросить, кто такой Эжен Сю, уверенно ответит: «Автор "Парижских тайн"!» Причем меньшинство это распадется на две разнородные группы. Одна группа будет состоять из читателей зарубежной «массовой литературы», среди которых «Парижские тайны» так же котируются, как «Унесенные ветром», романы Эдгара Райса Берроуза о Тарзане и ставшие классикой детской литературы произведения Дюма-отца и Фенимора Купера. А во второй группе окажутся действительно интеллигентные люди, которые смогут, пожалуй, дать и развернутый ответ: «Эжен Сю – французский писатель XIX века, эпигон романтизма, один из родителей «масскульта» и «бульварного романа», оставивший классические образцы этого жанра – "Парижские тайны" и "Вечный Жид"». Что и говорить, достаточно сомнительная характеристика!

Однако, как всякие школярские знания, подобное представление об Э. Сю односторонне. И человек этот заслуживает того, чтобы рассказать о нем поподробнее. Тем более, что биография у него поистине удивительная.

Мари-Жозеф Сю (таково настоящее имя писателя, имя «Эжен» он возьмет себе позже как литературный псевдоним – в знак внимания к своему крестному) родился 10 декабря 1804 г. в семье врача. Отец его, Жан-Батист Сю, за несколько лет, последовавших за Великой революцией, сделал головокружительную карьеру: из рядового врача превратился в главного лекаря императорской гвардии, личного друга Наполеона, а после реставрации Бурбонов – в королевского врача и члена Медицинской академии. Но в 1804 г. до падения Наполеона еще далеко, и младенец Мари-Жозеф получит блестящих крестных: Жозефину Богарне (вскоре из жены первого консула превратившуюся в императрицу), и пасынка Наполеона Евгения Богарне (будущего принца).

Мари-Жозефа определят учиться в аристократический Коллеж де Бурбон, где он обзаведется великосветскими связями и вскоре даже среди разнузданной «золотой молодежи» Реставрации прославится богемными забавами, чудачествами и кутежами. Отцу, врачующему королевских особ и имеющему грандиозные связи, придется даже трижды высылать юного Мари-Жозефа из Парижа (причем два раза в качестве военного лекаря Мари-Жозеф участвует в боевых действиях: в 1823 г. в рядах французской оккупационной армии, раздавившей Испанскую революцию 1820–1823 гг. и в 1827 – в знаменитом Наваринском сражении).

С 1825 г. Эжен Сю «от нечего делать» время от времени обращается к литературе: пишет вместе с друзьями пьесы – вполне прокатолические и промонархистские. Накануне Июльской революции 1830 г. умирает отец Жан-Батист Сю, и молодой Эжен становится наследником фантастической ренты в 80 000 франков. Эжен возвращается к Париж, где ведет ослепительную жизнь «светского льва»: он тратит деньги налево и направо, пользуется безумным успехом у женщин, посещает как бонапартистские, так и легитимистские салоны, основывает аристократический Жокей-клуб, становится одним из первых денди Парижа.

Эжен Сю превращается в модного писателя. От пьес он переходит к новеллам, от новелл – к «морским романам» в духе позднего романтизма. Сю становится почти идеалом светской молодежи: он эпатирует буржуа своими экстравагантными выходками, он устраивает невиданные оргии, курит опий и всячески корчит из себя разочарованного пессимиста, уставшего от жизни скептика и циника, «байронического» героя.

Вращаясь в аристократическом обществе, Э. Сю пристально изучает быт «высшего света». Под впечатлением этих наблюдений он приходит к выводам, крайне неблагоприятным для дворянства. И вот на протяжении всех 30-х гг. его романы становятся все социальнее, а сатира в них на аристократию и дворянство вообще – все острее. Популярность Сю растет, выходит за рамки светского общества, но одновременно увеличивается число его врагов. В 1837 г. Эжен Сю выпускает роман «Латреомон», из которого становится ясно, что писатель порывает с монархизмом и переходит на позиции республиканцев. Роман делает Сю популярным в среде буржуа-республиканцев. Легитимистские салоны закрывают перед ним двери. Оскорбленные аристократы, вчерашние друзья Э. Сю, проворачивают несколько тщательно подготовленных финансовых операций – и живущий на широкую ногу жуир и бонвиван разоряется. Сразу же его бросают многочисленные друзья, от него уходит любимая светская женщина. Писатель переживает жесточайшую душевную драму.

Под воздействием произошедшего Эжен Сю начинает с невероятной скоростью леветь. В 1840 г. он бросает вызов католической церкви, выпустив исторический роман «Жан Кавалье», восхваляющий повстанцев-гугенотов. За ним следует роман «Матильда», где и дворянство и буржуазная финансовая олигархия выведены в таком неприглядном виде, что перед Сю закрываются двери уже всех салонов. Писатель сближается с кругом левобуржуазной интеллигенции.

В 1841 г. драматург Феликс Пиа (впоследствии один из лидеров неоякобинского большинства в Парижской Коммуне) познакомил Сю с рабочим Фюжером. Знакомство это изменило всю дальнейшую жизнь писателя. Фюжер, гравер по специальности, талантливый оратор-самоучка, убежденный социалист (погибший в 1848 г. на баррикадах), ошеломил Э. Сю. Писатель-сноб, относившийся до того к рабочим как к «низшей породе», просто отказывался верить, что обычный рабочий, не получивший никакого образования, мог блестяще разбираться в вопросах новейшей философии, политики и юриспруденции. Выйдя от Фюжера после многочасовой беседы, Эжен Сю сказал Феликсу Пиа: «Теперь я социалист!»

Э. Сю «идет в народ». Он открывает для себя новый мир. Одевшись в блузу мастерового, он посещает рабочие собрания, слушает споры о социализме, заглядывает в предместья, лично знакомится с жизнью городских низов. Результатом этого обращения становится роман «Парижские тайны».

«Парижские тайны» печатались на протяжении полутора лет (в 1842–1843 гг.) в газете «Журналь де Деба» и имели невиданный успех. Газета из номера в номер поднимала тираж, но его все равно не хватало. Поутру перед редакцией собирались толпы, жаждавшие продолжения романа. Неграмотные учились грамоте, чтобы прочитать «Парижские тайны». Роман читался и горячо обсуждался во всех слоях общества, но особенно – среди рабочих и ремесленников. Почту от них несли Эжену Сю мешками, и дело доходило до коллективных писем, в которых рабочие сравнивали его с Иисусом Христом.

Это тем более удивительно, что хотя роман и содержал яркие описания общественного неравенства и несправедливостей, нищеты, смелую критику социальных верхов, церкви, но в сфере решения социальных проблем Сю останавливался где-то на грани буржуазного филантропизма и сен-симонизма. Сегодня только имея большое желание, можно найти в «Парижских тайнах» социалистические идеи, но в тогдашней Франции роман однозначно воспринимался всеми как социалистическая пропаганда.

А автор все левел. В 1844–1845 гг. в газете «Конститюсьонель» Эжен Сю печатает новый роман – «Вечный Жид». На этот роман обрушился еще больший успех, чем на «Парижские тайны». Тираж «Конститюсьонель» за время публикации романа возрос в 7–8 раз. Газету рвали из рук в библиотеках-читальнях, так что владельцы читален даже установили за чтение «Конститюсьонель» отдельную плату, значительно превышавшую обычную. Причем «Вечный Жид» был уже безусловно романом, посвященным жизни рабочего класса, классовой борьбе и пропагандировавшим идеи утопического социализма. Особенно досталось в романе католической церкви вообще и иезуитам в частности. Роман стал важнейшим событием общественной жизни Франции 1845 года. Реакционные газеты считали своим долгом клеймить роман и его автора, прогрессивные – защищать. Клерикалы призывали папу предать Э. Сю анафеме, епископы на страницах газет пытались отмыться от разоблачений Сю и сетовали на «распространение безбожия». Иезуиты печатно жаловались на то, что люди отказываются с ними даже разговаривать. Бельгийские левые выбили специальную медаль в честь Эжена Сю, создателя «Вечного Жида».

1845 год был последним относительно спокойным годом Июльской монархия, когда общественные страсти могли так разгореться вокруг литературного произведения. Следующие два года были уже годами неурожая и громких скандалов, окончательно дискредитировавших монархию Луи-Филиппа. Оппозиция крепла, социалистическая пропаганда ширилась. Эжен Сю публикует в 1847 г. роман «Мартин-найденыш», откровенно пропагандирующий социалистические идеи, а затем – фурьеристский роман «Семь смертных грехов».

А в феврале следующего, 1848 г., произошла революция и была провозглашена Вторая республика. Эжен Сю вступает в партию социалистов-демократов Луи Блана, активно участвует в политической жизни, издает газету «Деревенский республиканец», в 1850 г. избирается в Законодательное собрание, получив 126 тысяч голосов. Но Сю быстро разочаровывается в буржуазной республике, потопившей в крови Июльское восстание рабочих, и начинает писать и публиковать новый роман – «Тайны народа».

В «Тайнах народа» писатель уже признаёт революцию как благо и рассматривает ее как социальную необходимость. Роман попадает под суд. Очень показателен обвинительный акт: писателю вменяется, что в романе содержатся «призывы к восстанию», оправдывается «насилие и цареубийство», причем эти «акты изображаются в качестве справедливых и законных репрессалий, которыми пролетарии вправе действовать против государя, дворянства, духовенства, властей», содержится «агитация красного знамени», «собственность трактуется как кража, возбуждается ненависть к конституционному правительству» и т.д.

После переворота 2 декабря 1851 г. Э. Сю эмигрирует из страны. Он покидает Францию добровольно и демонстративно – известно, что Наполеон III, помня, чьим крестником был писатель, методично вычеркивал имя Эжена Сю из списков изгнанников. Поселившись в Савойе, Сю развивает бурную деятельность. Он начинает писать и печатать новый революционный роман – «Тайны мира», публикует едкий памфлет «Письма о католической реакции». Католическая церковь в Савойе принимается травить Сю, Наполеон III дважды требует от савойских властей высылки ненавистного эмигранта. А в самой Франции на деньги Наполеона Малого издается целый «труд» известного своей нечистоплотностью литератора Эжена де Мерикура, в котором на Э. Сю выливаются ушаты помоев.

3 августа 1857 г. Эжен Сю скоропостижно скончался при загадочных обстоятельствах. Смерть его пришлась на момент кратковременной отлучки местного врача, друга и преданного поклонника писателя. Похороны Э. Сю прошли в спешке, вскрытие не производилось. В качестве причины смерти фигурировали три взаимоисключающих диагноза.

Знаменитый химик и медик, социалист, герой революций 1830 и 1848 годов Франсуа Венсан Распайль прямо заявит вскоре, что Э. Сю был отравлен, и вопрос только в том, чем его отравили – мышьяком или сулемой. Покрывало тайны над смертью Эжена Сю приоткроется только в 1863 г., когда в Лондоне выйдет анонимная брошюра (позже выяснится, что автором ее был близкий друг Э. Сю и его секретарь в последние годы жизни, эмигрант Пьер Везинье, впоследствии – член Парижской Коммуны). В брошюре рассказывалось, что убийство Эжена Сю по специальному указанию Наполеона III осуществила двоюродная сестра Наполеона, известная авантюристка Мари де Сольмс. Мари создала себе репутацию изгнанницы и пыталась (в основном безуспешно) втереться в доверие революционной эмиграции. Ей удалось влюбить в себя Эжена Сю, стать его любовницей и, найдя удобный момент, отравить. Сразу после смерти Сю Мари де Сольмс возвращается в Париж, где Наполеон III осыпает «изгнанницу» милостями. Император запрещает публиковать какие-либо сообщения о смерти Э. Сю – даже и ругательные. Более того, он использует все свое влияние на правительство Бельгии (а Брюссель был тогда основным центром эмиграции), чтобы не допустить и там появления некрологов на смерть писателя. И после смерти Эжен Сю вызывал ненависть у врагов.

Начиная со времен «перестройки», впервые с 30-х гг., у нас в стране стали переиздаваться книги Э. Сю, в том числе неоднократно были изданы «Парижские тайны» и «Вечный Жид» (под названием «Агасфер»). Романы эти, конечно, представляют уже в основном исторический интерес и разве что смогут стать, как романы Дюма, классикой детской литературы. Эжен Сю как основатель «бульварного романтизма» малоинтересен.

Но вот как удивительный пример превращения великосветского реакционера в убежденного социалиста, как человек, внесший огромный вклад в пропаганду социалистических идей среди трудящихся, как человек, заплативший жизнью за свои убеждения, Эжен Сю, безусловно, заслуживает нашей памяти.

"Агасфер" (Вечный жид) - это роман-"фельетон". Так назывались во Франции произведения, которые печатались в периодических изданиях. Основным требованием к ним был увлекательный и авантюрный сюжет, прочно завладевший вниманием читателей.
В романе четко прослеживается антиклерикальная направленность, выразившаяся в изобличении преступлений Иезуитского ордена.
Тема борьбы за наследство Ренненонов позволила Сю создать сложное сплетение напряженных, драматических захватывающих ситуаций.

На другой день после того как жена Дагобера была отведена комиссаром к прокурору, на площади Шатле происходила шумная и живая сцена, как раз напротив дома, первый и второй этажи которого были заняты обширными залами ресторации под вывеской "Сосущий теленок".

Прошло несколько дней после пожара на фабрике господина Гарди. Следующая сцена происходила на улице Хлодвига, в том доме, где у Родена было убежище, которое он теперь покинул, и где Пышная Роза продолжала без зазрения совести хозяйничать в квартире своего дружка Филемона.

В третьей книге серии мы знакомим читателя с малоизвестным романом французского писателя "Жан Кавалье", посвященном столь же малоизвестной странице истории Франции - восстанию камизаров, одной из последних вспышек религиозных войн, одной из последних отчаянных попыток гугенотов отстоять свое право на свободу мысли.
Это прекрасный образец жанра исторических хроник, неизменно пользующегося успехом у читателя.

Эжен Сю - Морской разбойник и торговцы неграми, или Мщение черного невольника

В это время никогда не чувствуют горестей, приятные сновидения лелеют нас, мы наслаждаемся без сожаления... Жизнь наша тогда подобна бесконечному празднику, любви без слез, весны без зимы.

Эжен Сю свою литературную деятельность начал как памфлетист, писал также и водевили, морские романы, романы-фельетоны. Впервые опубликованный в газете "Журналь де Леба", где печатался с продолжением более года, роман "Парижские тайны" стал самым выдающимся произведением писателя. Роман неоднократно экранизировался, наиболее известен фильм Андре Юнебеля, главную роль в котором играет Жан Маре.
Два тома романа публикуются в одной книге.

Роман известного французского писателя Эжена Сю "Парижские тайны" завоюет внимание читателей увлекательным сюжетом. Персонажи книги - люди парижских трущоб и выходцы из высшего общества. Сложные взаимоотношения героев, эгоизм и благородство являются лейтмотивом произведения, ставшего значительным явлением в литературе XIX века.

Роман известного французского писателя Эжена Сю "Парижские тайны" завоюет внимание читателей увлекательным сюжетом. Персонажи книги - люди парижских трущоб и выходцы из высшего общества. Сложные взаимоотношения героев, эгоизм и благородство являются лейтмотивом произведения, ставшего значительным явлением в литературе XIX века.
"После короткого молчания вдова казненного сказала дочери:

Эжен Сю - Плик и Плок

В одну мрачную и холодную ноябрьскую ночь северо-западный ветер дул со свирепой силой, и длинные волны океана разбивались о груды гранита, покрывающие Пампульский берег. Остроконечные края этих утесов то исчезали под волнами, то обозначались черным цветом поверх пены ослепительной белизны.

Пасторальные, полные юмора сцены жизни в Голландии, которые сменяются захватывающими, удивительными по своей экзотике эпизодами злоключений юных влюбленных в дебрях колониальной Гвианы, - найдет читатель в романе Эжена Сю.
Книга рассчитана на массового читателя.

Эжен Сю (Мари Жозеф Эжен Сю, фр. Marie Joseph Eugène Sue, 20 января 1804, Париж - 3 августа 1857, Анси) - французский писатель.
Сын учёного врача; много путешествовал в молодости в качестве морского хирурга, хорошо изучил Испанию, французские колонии, а также морскую жизнь и быт матросов. Отец его умер, оставив ему миллионное состояние, и Сю стал жить очень широко, отдавшись исключительно литературе. Первые его произведения - повести и романы из морского быта; самые известные из них - «Кернок-пират» («Kernock le pirate», 1831), «Плик и Плок» («Рliсk et Plock», 1831), «Atar Gull», «La Salamandre», «La Vigie de Koat Ven».
Ими создан был совершенно новый род литературы во Франции. Эжен Сю проявил очень богатую фантазию в описании моря и морской жизни; замыслы его оригинальны, драматичны, стиль сильный и яркий. Уже в первых произведениях Сю является увлекательным рассказчиком и вместе с тем проявляет свойственный ему пессимизм, объясняя поступки своих героев в основном тщеславием и эгоизмом. В исторических романах - «Латреомон» («Lautréaumont», 1837), «Jean Cavalier», «Le Marquis de Letorriere» - Сю очень произвольно обращался с историческим материалом, движимый всё более назревавшей в нём ненавистью к монархии.
Бытовые и социальные романы
За историческими романами последовали бытовые «Артюр» («Arthur», 1838), «Morne au Diable», «Mathilde». В «Матильде», имевшей в своё время чрезвычайно громкий успех, Сю отвлёкся на время от философских замыслов и тенденциозного демократизма и дал яркую картину общественной жизни своего времени, обнаружив большое понимание действительности. В этом романе, как и в других чисто бытовых повестях, Сю - трезвый реалист, не преувеличивающий дурных сторон жизни, а с полной правдивостью изображающий сочетание добра и зла в характерах и поступках людей.
Все эти романы составляют, однако, лишь подготовительный период в творчестве Сю; его литературная слава основана не на них, а на общественных романах, написанных в 40-х годах. Сю проникся социалистическими теориями, волновавшими тогдашнюю Францию и подготовившими движение 1848 г.; он стал сторонником философских и экономических учений Фурье, Ламеннэ, Кабэ, Сен-Симона и Прудона. Источник всех человеческих страданий он видит в эгоизме общественной организации.
Индивидуальная нравственность обусловлена, по его убеждению, общественным строем. Все общество виновато в преступлениях и пороках пролетариата. Сю выступает пламенным защитником интересов низшего класса и страстно обличает аристократию и духовенство как виновников страданий народа. Этим духом проникнуты знаменитые в своё время и переведённые на все европейские языки романы «Парижские тайны» («Les Mystères de Paris», 1842-1843), «Вечный жид» («Le Juif errant», 1844-1845), «Mysteres du Peuple». Сю писал их в виде фельетонов, имевших огромный успех.
Помимо идейного содержания, романы эти увлекали драматическим изложением, фантастичностью, сложностью интриги, драматизмом и неожиданностью бесконечно разнообразных эпизодов. Для современного читателя романтические вымыслы Сю с их полным пренебрежением к правдоподобности изображенных событий и к психологической правде представляют мало интереса, но в истории литературы романы Сю сохраняют значение, как продукты того же течения, к которому относятся социалистические романы Жорж Санд, «Отверженные» Гюго и др. произведения того же рода.
Сю написал ещё «Les Sept Peches Capitaux», «Les Enfants de l’аmоur», «Gilbert et Gilberte», «Les filles de Cain», «Ferdinand Duplessis», «La famille Geoffroy» и мн. др. В молодости он сочинил в сотрудничестве с другими лицами несколько водевилей и драм («Le fils de l’homme», «Pierre Le Noir», «Le Secret d’Etat» и др.), a впоследствии переделал для сцены некоторые свои романы («Lautreaumont», «Juif Errant» и др.).
Его избрание в члены Законодательного собрания (1850) напугало буржуазию, встревоженную событиями 1848 г.; но выдающейся роли в политической жизни ему сыграть не удалось.




Top