Анна григорьевна достоевская. Три жены Ф.М.Достоевского

Отношение современников к Федору Михайловичу Достоевскому было неоднозначным: его презирали, не любили, над ним смеялись. Он был сложным человеком: нервный, рассеянный, неуверенный в себе, страдающий частыми припадками эпилепсии, к тому же страстный игрок. Неудивительно, что такому человеку катастрофически не везло в любви.

СНАЧАЛА безумная влюбленность в Авдотью Панаеву, из-за которой он терпел постоянные насмешки в салонах. Девушка предпочла ему Некрасова. Потом неудачная женитьба на Марье Дмитриевне Исаевой, женщине мелочной, ревнивой, которая воспринимала бедность как постоянное оскорбление, изводила Достоевского упреками и была совершенно равнодушна к его творчеству. После смерти жены писатель пережил еще несколько романов, которые не принесли ему ничего, кроме боли и разочарования. Любовные неудачи преследовали Достоевского до тех пор, пока он не встретил Анну Сниткину, свою последнюю любовь...

Знакомство

В 45 ЛЕТ Достоевский сам с собой заключил пари: решил сделать "эксцентрическую" вещь - за 4 месяца написать сразу два романа. Первый - "Преступление и наказание" для журнала "Русский вестник", второй - "Игрок" для издателя Стелловского. С последним у писателя был заключен совершенно кабальный договор: Стелловский купил право на издание трех томов сочинений Федора Михайловича и одного нового романа. Достоевского по рукам и ногам связывали обязательства перед журналом. И казалось, времени на создание нового шедевра нет. Именно на это и рассчитывал издатель-мошенник. В случае несоблюдения договора Достоевский терял все доходы с трех томов на девять лет.

Но Достоевский был редким трудоголиком: для "эксцентрической" вещи у него было все - талант, желание и умение писать. Не хватало только стенографистки. Ею стала Анна Сниткина - лучшая ученица курсов скорописи в Петербурге. Молодая девушка в ожидании встречи с Федором Михайловичем провела ужасную ночь: она не спала, ворочаясь с боку на бок и мечтая о том, каким будет ее первое свидание с великим писателем, "таким умным, столько пережившим". Великий писатель на деле оказался странным, рассеянным и совершенно забывчивым человеком: он никак не мог запомнить ее имя, все время сбивался и переспрашивал. Анна вышла от него со смехом, влюбленная с первого взгляда.

Их роман складывался более чем удачно: Достоевский закончил "Игрока" и через полицию вручил его нечистоплотному издателю. Другого выхода не было: Стелловский скрылся из города и оставил указание подчиненным: ничего не принимать от писателя, чтобы не дать выполнить ему договор. Журнал получил "Преступление и наказание", а Анна стала женой Федора Михайловича. И пусть он не любил ее так страстно и горячо, но его сердце требовало покоя. Кроме того, Анна была девушкой "очень миленькой, отлично образованной и, главное, бесконечно доброй", именно о такой всю жизнь мечтал Достоевский. В своих письмах к брату он писал: "Разница в летах ужасная (22 и 44), но я все более убеждаюсь, что она будет счастлива. Сердце у ней есть, и любить она умеет".

Вынужденный отъезд

СЧАСТЬЕ первых дней закончилось очень быстро. Через несколько месяцев после свадьбы скончался брат Достоевского Михаил. И все его семейство во главе с безутешной вдовой Эмилией переехало к писателю. Ситуация обострялась наличием крайне вредного пасынка Паши (сына первой жены). Семейный очаг превратился в какой-то балаган. В доме всегда толпились племянники, приходили какие-то родственники, все клянчили деньги. Однажды Анна увидела, что Достоевский холодным декабрьским днем вернулся в легком осеннем пальто, в котором страшно мерз. Заложить шубу его уговорили Эмилия и Паша, им в очередной раз понадобилась денежная помощь. Но намного больше, чем корыстные интересы, ее пугало другое: новоиспеченные родственники сумели убедить Федора Михайловича, что молодой жене скучно со стариком. В итоге супруги практически перестали видеться. Анна удивлялась слепоте и наивности мужа и страдала безмерно. Она решила любыми путями спасти свой брак. Единственным выходом из положения было - увезти Достоевского куда-нибудь подальше от назойливой семейки. Куда-нибудь за границу. В своем дневнике Анна писала: "Чтобы спасти нашу любовь, необходимо хоть на два-три месяца уединиться... Я глубоко была убеждена, что тогда мы с мужем сойдемся на всю жизнь и никто нас более не разлучит. Но откуда нам взять денег на эту столь необходимую поездку? - раздумывала я, и вдруг одна мысль промелькнула у меня в голове: "А что, не пожертвовать ли мне ради поездки всем своим приданым?" Мой план - заложить все мои вещи". Стараниями этой маленькой, но сильной женщины деньги были найдены. Чета Достоевских отправилась в Европу, несмотря на старания родни не допустить отъезда кормильца.

Новая, счастливая жизнь

ОНИ уезжали на несколько месяцев, а вернулись через четыре года. "За это время произошло много радостных событий в нашей жизни, и я буду вечно благодарить Бога, что он укрепил меня в моем желании уехать за границу. Там началась для нас с мужем новая, счастливая жизнь", - писала Анна. Отчасти это было правдой. Только на пути к счастью им пришлось преодолеть многое: безденежье, нужду, дурное настроение Достоевского, его страсть к игре. Анна всегда была рядом - опора и поддержка, на все смотрела с улыбкой и пониманием. Ни тени попрека или разочарования не увидел на ее лице Федор Михайлович, и только тогда понял, какое сокровище рядом с ним. И полюбил Анну всем сердцем: "Если б вы знали, что жена для меня теперь значит! Я ее люблю, и она говорит, что счастлива!"

"Многие русские писатели чувствовали бы себя лучше, если бы у них были такие жены, как у Достоевского", - не без зависти сказал другой русский классик Лев Толстой. И был прав. Ни одна другая женщина так спокойно не смогла бы пережить вечные проигрыши Достоевского в рулетку. "Федя был ужасно расстроен. Я поняла, что он, вероятно, проиграл эти десять золотых. Так и случилось. Но я тотчас же стала его упрашивать не сокрушаться и спросила, нужно ли ему достать еще. Он попросил еще пять. Я тотчас дала, и он ужасно как был благодарен". Достоевский брал деньги, проигрывал, слезно просил простить его, на следующий день все повторялось заново. И в итоге фанатичный игрок, глядя на свою святую жену, одним махом раз и навсегда бросил играть.

Возвращение

АННА вернулась из Европы другим человеком: уверенной в себе, счастливой женщиной, матерью двоих детей - дочери Любы и сына Феди. Она стала вести все финансовые дела мужа, причем вела она их так блестяще, что Достоевскому наконец-то удалось выплатить все свои долги. А было их превеликое множество. Она была для него всем: издателем, банкиром, корректором, стенографисткой, женой, любовницей и матерью. Достоевский обрел желанную любовь, в разлуке он писал ей: "Я не знаю ни одной женщины, равной тебе... и ложась спать, думаю о тебе уже с мученьем, обнимаю тебя мысленно и целую в воображении всю. Понимаешь?.. Для меня ты прелесть, и подобной тебе нет. Ты сама не знаешь, какая прелесть твои глаза, твоя улыбка и твое одушевление в разговоре. Дай нам Бог прожить подольше вместе. А я буду чем дальше, тем больше любить тебя".

И они прожили 14 долгих счастливых лет. Разлучить их смогла только смерть. У Федора Михайловича случился разрыв легочной артерии, перед смертью он взял жену за руку и прошептал в последний раз, что любит ее...

Фёдору Достоевскому не везло в любви. Это потомки восклицают: «Он же гений!». А для современных ему женщин писатель был совершенно непривлекательным. Игрок, некрасивый, бедный, больной эпилепсией и уже немолодой – ему перевалило за сорок. Когда его жена умерла от чахотки, он даже не думал о новом браке. Но судьба распорядилась иначе – он познакомился с Анной Сниткиной.

Крайняя нужда вынудила Достоевского заключить заведомо проигрышный договор с издателем. Фёдор Михайлович должен был написать роман за 26 дней, в противном случае он терял все доходы от издания своих книг. Нам это может показаться невероятным, но эксцентричный Достоевский согласился. Единственное, что ему было нужно для успешного исполнения замысла – умелая стенографистка.

20-летняя Аня Сниткина на курсах стенографии училась лучше всех. К тому же она восторгалась творчеством Достоевского, и знакомые посоветовали писателю взять именно её. Он сомневался, стоит ли брать эту худенькую и бледную девушку для такой сложной работы, однако энергичность Ани переубедила его. И начался долгий совместный труд…

Сначала Аня, которая ожидала увидеть гения, мудрого, всё понимающего мужчину, немного разочаровалась в Достоевском. Писатель был рассеянным, вечно всё забывал, не отличался хорошими манерами и, казалось, не особенно уважал женщин. Но когда он начинал диктовать свой роман, то менялся на глазах. Перед юной стенографисткой представал проницательный мужчина, точно подмечающий и запоминающий черты характера малознакомых ему людей. Он на ходу исправлял неудачные моменты в тексте, а его энергия казалась неистощимой. Своим любимым делом Фёдор Михайлович мог заниматься круглые сутки без остановки на еду, и Аня трудилась вместе с ним. Они проводили вместе столько времени, что потихоньку сроднились.

Достоевский сразу заметил необычную самоотверженность стенографистки, которая совсем не жалела себя. Она забывала и поесть, и даже причесаться – лишь бы вовремя завершить работу. И ровно за день до окончания срока, который установил издатель, уставшая Аня принесла Достоевскому аккуратно перевязанную кипу листов. Это был переписанный ею роман «Игрок». Бережно принимая результат их совместной месячной работы, Достоевский понял, что не в состоянии отпустить Аню. Невероятно, но за эти дни он влюбился в девушку, которая была младше него на 25 лет!

Следующая неделя стала для писателя настоящим мучением. Ему пришлось вместе с полицией гоняться за нечестным издателем, который сбежал из города и запретил своим служащим принимать рукопись романа. И все же больше всего Достоевского беспокоило другое – как удержать рядом с собой Аню и выяснить, что она чувствует по отношению к нему. Сделать это для Фёдора Михайловича было непросто. Он не верил, что кто-то может в него искренне влюбиться. В конце концов, Достоевский решился на хитрый ход. Он сделал вид, как будто спрашивает мнение Ани о сюжете нового произведения – преждевременно состарившийся от неудач нищий художник влюбляется в юную красавицу – возможно ли это? Умная девушка сразу же раскусила уловку. Когда писатель попросил её представить себя на месте героини, она прямо сказала: «…Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь».

Через несколько месяцев они сыграли свадьбу. Аня стала прекрасной парой для Достоевского. Она помогала ему переписывать романы, взяла на себя заботу об их издании. Благодаря тому, что она умело вела дела мужа, удалось выплатить все его долги. Фёдор Михайлович не мог нарадоваться на жену – она ему всё прощала, старалась не спорить, всегда следовала за ним, куда бы он ни шёл. В жизни Достоевского мало-помалу наступили перемены к лучшему. Под влиянием жены он перестал играть на деньги, его здоровье начало поправляться, приступы болезни почти не случались.

Достоевский прекрасно понимал, что всё это стало возможным лишь благодаря жене. Она могла тысячу раз сломаться и бросить его – особенно когда он проиграл в рулетку все её вещи, даже платья. Тихая, верная Аня выдержала эти испытания, потому что знала: всё можно исправить, если человек действительно тебя любит. И она не ошиблась.

Её жертвы не остались напрасными. Она была награждена крепкой любовью, которой Фёдор Михайлович раньше не испытывал. В часы разлуки муж писал ей: «Милый ангел мой, Аня: становлюсь на колени, молюсь тебе и целую твои ноги. Ты мое будущее всё – и надежда, и вера, и счастие, и блаженство». Она, на самом деле, была самым дорогим для него человеком. В последние минуты жизни Достоевский держал её за руку и шептал: «Помни, Аня, я тебя всегда горячо любил и не изменял тебе никогда, даже мысленно!».

Когда Анна лишилась мужа, ей было всего 35 лет. Замуж она больше никогда не вышла. Современники удивлялись, зачем молодая вдова ставит на себе крест, отвергая поклонников. Они не понимали, что настоящая любовь может быть всего одна и на всю жизнь.

Благодаря Ф.М. Достоевскому русская литература обогатилась новым типом героини, в нее вошла «инфернальная женщина». Она появилась в произведениях, которые он написал после каторги. У каждой героини писателя есть свой прототип. Его найти несложно, ведь в жизни Федора Михайловича было всего три женщины, зато какие! Каждая из них оставила свой след не только в его душе, но и на страницах его романов.

В отношениях Достоевский предпочитал мучиться. Возможно, это связано с объективными жизненными обстоятельствами: к моменту первой любви Федору Михайловичу было 40 лет. Он вышел на свободу и и прибыл в Семипалатинск, где воспылал страстью к замужней женщине – Марье Дмитриевне Исаевой, дочери полковника и супруге чиновника-алкоголика. Она не сразу ответила на любовь писателя, успела даже переехать вместе с мужем в другой город, хотя и вела с Достоевским активную переписку.

Впрочем, женитьба на Исаевой не положила конец мучениям Достоевского, напротив, ад только начался. Особенно тяжело стало, когда писателю разрешили вернуться в Петербург. Супруга заболела чахоткой, климат северного города ее убивал, конфликты и ссоры участились…

И тут в жизнь Федора Михайловича вошла, а точнее, ворвалась, 21-летняя Аполлинария Суслова, дочь бывшего крепостного, ярая феминистка. Историй, как они познакомились, множество. Однако наиболее вероятной считается следующая: Суслова принесла Достоевскому рукопись своего рассказа в надежде, что тот не только напечатает ее в своем журнале, но и обратит внимание на амбициозную и яркую девушку. Рассказ появился в журнале, а роман, как знаем из биографии прозаика, случился.

Другой – романтической – версией поделилась дочь Достоевского Любовь. Она утверждала, что Аполлинария отправила ее отцу трогательное любовное письмо, которое, как и ожидала девушка, поразило уже немолодого писателя. Роман оказался еще мучительнее и больнее, чем первый брак. Суслова то клялась Федору Михайловичу в любви, то отталкивала его. Показательна и история с совместной поездкой заграницу. Аполлинария первая уехала в Париж, Достоевский остался в Петербурге из-за больной Марьи Дмитриевны. Когда писатель все же добрался до Франции (задержавшись на несколько дней в немецком казино), любовницы на месте уже не было, она влюбилась в местного студента. Правда, потом девушка еще несколько раз возвращалась к Достоевскому, тот называл ее «больной эгоисткой», но продолжал любить и страдать.

Именно с Аполлинарии Сусловой, как уверены литературоведы, списаны Настасья Филипповна («Идиот») и Полина («Игрок»). Некоторые черты характера молодой любовницы писателя можно найти в Аглае (тоже «Идиот»), Катерине Ивановне («Братья Карамазовы»), Дуне Раскольниковой («Преступление и наказание»). По другой версии, прототипом Настасьи Филипповны могла быть первая супруга Достоевского, которая, как и героиня, была экзальтированной особой, подверженной резким сменам настроения.

Аполлинарии Сусловой, кстати, удалось испортить жизнь еще одному писателю – философу Василию Розанову. Она вышла за него замуж, изводила ревностью и всячески унижала, отказывалась дать развод еще 20 лет, вынуждая бывшего супруга жить во грехе с женой и растить собственных незаконнорожденных детей.

Анна Григорьевна Сниткина – вторая жена Достоевского – существенно отличается от своих предшественниц. Биографы часто представляют их отношения как историю нежной и трепетной любви, припоминая даже, как именно писатель сделал предложение: он рассказал своей стенографистке Анне про любовь немолодого мужчины к юной девушки и спросил, смогла ли она оказаться на ее месте.

Но быстрая женитьба Достоевского и Сниткиной свидетельствует о другом. Федор Михайлович впервые в жизни оказался расчетливым: он решил не упускать прекрасную стенографистку, благодаря которой свершилось чудо – новый роман был написан в рекордные сроки, всего за месяц. Была ли Анна Григорьевна влюблена в Достоевского как в мужчину? Вряд ли. В писателя и гения - безусловно.

Сниткина родила Достоевскому четырех детей, крепкой рукой вела хозяйство, разбиралась с родственниками, долгами, бывшей любовницей, издателями. Со временем она была вознаграждена – Федор Михайлович полюбил ее, называл своим ангелом и воплотил, как считают некоторые исследователи, в образе Сонечки Мармеладовой, которая своей любовью повернула Раскольникова к свету.

«Милый ангел мой, Аня: становлюсь на колени, молюсь тебе и целую твои ноги. Ты мое будущее все - и надежда, и вера, и счастие, и блаженство»

Женщина, которая была подарком жизни после долгих мучений.

Рождение

Анна Григорьевна Сниткина – была рождена 30 августа (11 сентября) 1846 года, в Санкт-Петербурге. Ее отцом был чиновник – Григорий Иванович Сниткин. Мать – Мария Анна Мальтопеус – шведка, финского происхождения. От матери Аня унаследовала педантичность и аккуратность, что сыграло важную роль в далеком будущем. Отец всегда уважал творчество Федора Михайловича Достоевского, поэтому, Сниткина уже с 16 лет была увлечена книгами Великого писателя.

Обучение

В 1858 году Аня решает отдать свое сердце науке и поступает на обучение в училище Святой Анны. Успешно оканчивает и дальше идет на педагогические курсы, однако через год бросает. Бросает не по своей прихоти, а потому, что серьезно заболевает отец. Так, Анна вынуждена содержать семью. Не смотря на болезнь, отец Ани настаивает на то, чтобы она посещала стенографические курсы, которые, в будущем, свели ее с Достоевским. Сниткина настолько была старательной ученицей, что достигла статуса «лучшая стенографистка» у профессора Ольхина.

Знакомство с Достоевским

4 октября 1866 года, Достоевский переживает один из самых запутанных моментов в его жизни. Тогда профессор Ольхин договаривается с Анной о работе стенографистки и знакомит ее с Федором Михайловичем, который нуждался в стенографистке и как выяснилось позже – самой Анне.

После первой встречи с Федором, Анна говорила «С первого взгляда он показался мне довольно старым. Но лишь только заговорил, сейчас же стал моложе, и я подумала, что ему навряд ли более тридцати пяти-семи лет. Светло-каштановые волосы были сильно напомажены и тщательно приглажены. Но что меня поразило, так это его глаза: они были разные, один - карий, в другом зрачок расширен во весь глаз и радужины незаметно»

Как раз, в период знакомства с Анной, писатель переживает тяжелое время. Он начинает играть в рулетку, проигрывает, теряет свой заработок и себя. Ему были выставлены жесткие условия, согласно которых он должен написать новый роман за краткие сроки. Тогда писатель прибегает к помощи стенографистки. Они вместе стали работать над романом «Игрок» и за рекордно быстрое время (всего 26 дней) Ане и Федору Михайловичу удалось написать роман и выполнить жесткие условия контракта.

Любовь к Анне и венчание

Эта совместная работа проложила мост между молодой женщиной Анной и всемирно известным писателем. Он открыл перед Аней всю свою жизнь, доверился как человеку, который знал его всю жизнь и решает признаться Анне в своих чувствах. Боясь отказа, Достоевский хитро подходит к этому вопросу, придумывает историю о том, как старый художник влюбился в девушку намного моложе его. И спросил у Анны – что бы она сделала на месте этой девушки. Анна, то ли сердцем поняв, о чем идет речь, то ли Достоевский выдал себя, нервничая, сказала: «Я бы вам ответила, что вас люблю и буду любить всю жизнь.
Так, Достоевский навсегда обретает любимую женщину, которая была ему верна до конца своих дней.
Родственники Федора Михайловича были против брака, но это не остановило ни Достоевского, ни Анну. И, практически, сразу после венчания, Анна продала все свои сбережения и увезла писателя в Германию. Взяв все в свои хрупкие женские руки, Сниткина рассчиталась с долгами мужа, вместе они побороли рулетку и вместе стали познавать счастье.

Дети Анны Сниткиной и Достоевского

В 1868 году Достоевская дарит мужу первую дочь Сонечку. «Аня подарила мне дочку - писал Федор Михайлович сестре, - славную, здоровую и умную девочку, до смешного на меня похожую». Но счастье было недолгим — через 3 месяца дочь умирает от простуды.

В 1869 году на свет рождается вторая дочь писателя – Любовь Достоевская. В 1871 году – сын Федор и в 1975 – сын Алексей. Алексей унаследовал болезнь отца и в 3 года скончался от приступа эпилепсии.

Череда горя в семье Достоевских не дала сломаться ни одному из них. Анна активно занимается творчеством своего мужа – публикует статьи, романы и рассказы. Федор пишет прелестные произведения, которые, в дальнейшем, будет читать весь мир.

Смерть Анны Достоевской

В 1881 году, когда смерть ворвалась в их семью в очередной раз и умер Великий писатель, Анна осталась верна своей клятве, которую давала в день их венчания. До самой смерти она собирала материал умершего мужа и издавала каждое, написанное им, предложение. Дочь Достоевских говорила, что мать осталась жить в период 1870 х годов.
Анна Григорьевна Достоевская умерла летом, 1918 года, от малярии. Перед смертью она написала слова «…И если будет угодно судьбе, найду и я, рядом с ним, место своего вечного успокоения».

Воспоминания Анны Григорьевны Достоевской облачены в столь притягательную форму, позволяющую читателю максимально опираться лишь на факты из жизни Федора Михайловича Достоевского и делать выводы самому. В тексте практически отсутствуют стандартные, наштопанные крупными стежками контрастных ниток, собственные мысли автора по поводу ее отношений с мужем, слишком субъективное восприятие взглядов Достоевского на различные вещи, нет рассусоливания собственных слезливых эмоций. Что делает честь Анне Григорьевне, на долю которой выпал немалый фунт лиха.

Приходится учитывать грандиозную пропасть между Федором Михайловичем и его женою, ибо к моменту знакомства с нею он был уже состоявшимся литератором, будучи старше ее на 25 лет. Воспоминания Анны кажутся максимально объективными, она не старается казаться умнее и лучше, чем то было на самом деле. Это подкреплено многочисленными эпизодами из жизни этой семейной пары, в частности, на этапе создания "Братьев Карамазовых" автор указывает на то, что практически ничего не поняла, хотя сама это произведение стенографировала. Разумеется ни одна вдова великого писателя не напишет плохо о собственном муже, но значимость всего этого тускнеет на фоне того, что пришлось пережить этой женщине в период брака с Достоевским. "Жена гения" - это такой же статус, как и "гений".

Образ Федора Михайловича складывается задолго до ознакомления с его биографией благодаря прочтению его произведений, но данный труд только укрепляет восприятие автора и радует схожестью мышления некоторой части человечества. Присоединяюсь к опровержению глупого письма Страхова, обвиняющего Федора Михайловича во всех смертных грехах при жизни, которое приводится в конце произведения. Сие письмо не связано изначально с самим воспоминаниями, иными словами - труд не ставил себе целью как-то обелить Достоевского в глазах читателей, тем более, что в настоящий момент в этом уже нет никакой надобности. Люди, продолжающие вторую сотню лет читать Достоевского, давно сами во всем разобрались. Но и картины эпилептических припадков Федора Михайловича, многочисленной родни-на-шее, постоянных материальных проблем в течении всей жизни, игры в рулетку, уродов-издателей - очень яркие и реалистичные.

О jalousie de metier (профессиональная зависть) не приходится говорить, ибо кто есть такой Страхов? О таковом никто и не слышал. Хотя, зависть, как таковая, к другим авторам - качество похвальное, ибо заставляет любого писателя шевелить лапами, дает дополнительный стимул. Вообще, не помню ни одного героя у Достоевского, страдающего чрезмерной гордыней. Раскольников? Фома Опискин? Темная же сторона Достоевского видна всегда и здесь Страхов не открыл никаких америк. Но эта темная сторона навсегда увязла в теориях. Герои Достоевского вечно были нереальными на фоне кажущейся реалистичности. Этот противоречивый романтический реализм является неповторимой особенностью личности автора. Череда пережитого, необычайно ярко прожитая жизнь - сие случайность на теле истории. В том нет, нужно признать, особых заслуг самого Федора Михайловича, но и повторить схожая личность ничего подобного не сможет. Так как, если даже будет возможность, то не возникнет желания. Достоевские скромно рассосались по уголкам жизни.

Вполне достоверные выводы о жизни Достоевского всегда сделает человек, читавший его произведения, которые навечно останутся живой иллюстрацией личности автора. Но прочитать мало - нужно еще понять, принять и прочувствовать. Спасибо Анне Григорьевне за добротный труд, Федору Михайловичу за то, что он был, а им обоим - за то, что они навсегда останутся.




Top