Бадоева жанна инстаграмм. Жанна Бадоева: биография и личная жизнь

Сделали неутешительный вывод: постоянная проверка обновлений в и r вызывает привыкание даже сильнее и стремительнее, чем привычка к курению. Это расстройство даже получило у американских психологов вполне медицинское название: «Facebook Addiction Disorder».

Участники проведенного исследования признались, что в течение дня им труднее всего было устоять перед соблазном зайти на свою страницу в соцсети - проверка новостей стояла на первом месте перед мыслями о сне, еде, сексе и желаниями выпить и покурить.

Так чем же грозит зависимым пользователям одержимость собственным виртуальным аккаунтом? Если трагические последствия курения хорошо известны всем, то происходящее с пользователями Facebook стало очевидно социологам и психологам лишь в последнее время.

  • Социальные сети негативно влияют на личную жизнь. По итогам опросов, большинство людей не брезгует слежкой в соцсетях за своими партнёрами. Итогом становится жгучая ревность или разрыв отношений. Однако 35% опрошенных пользователей признались, что ревность, вызванная соцсетями, в итоге оказалась беспочвенной. С другой стороны, Facebook, согласно печальной статистике, стал причиной 1 из 5 разводов в США, а в Великобритании - 1 из 3. Кроме того, психологи выделяют еще один вид онлайн-преследования: маниакальное наблюдение за виртуальной жизнью бывших партнеров. Это, по мнению экспертов, и вовсе может помешать личностному росту и не дает человеку жить собственной, полной жизнью.
  • Просмотр чужих аккаунтов может оказать сильное влияние и на самооценку. 75% пользователей Facebook недовольны своим внешним видом. Из них 51% считает причиной этого постоянное сравнение своих фотографий с другими в соцсетях. Согласно исследованию Центра изучения пищевых расстройств в штате Мэриленд, внушительный процент их реальных и потенциальных пациентов губят здоровье некорректными диетами именно по причине недовольства собой, по сравнению с подтянутыми и успешными «конкурентами» из интернета.
  • Чрезмерная увлеченность общением в Сети может привести к потере социальных навыков - поведенческих и коммуникативных. Ученые из Национального института общественного здравоохранения Дании выяснили, что соцсети фактически обманывают мозг, заставляя его поверить, будто виртуальное общение удовлетворяет все социальные потребности детей и подростков.
  • Отношения социальных сетей с реальной работой, на которую пользователи вынуждены ходить, часто бывают сложными. Большинство работодателей с помощью системных администраторов блокируют доступ к соцсетям с рабочих компьютеров, чтобы сотрудники не отвлекались от работы. Тем не менее, по мнению психологов, люди, которые используют на работе Facebook или Twitter, работают на 9% эффективнее, чем остальные. Короткие перерывы на соцсеть дают мозгу возможность отвлечься и отдохнуть.
  • Простое прокручивание ленты не только заставляет терять время, но и создает у зависимого непреодолимое чувство одиночества и ограниченности. 80% опрошенных исследователями пользователей соцсетей признались, что не могут не проверить страничку хотя бы раз в сутки. А треть опрошенных занимается этим с болезненной регулярностью - в среднем пользователь проводит в Facebook около 75 минут каждый день.

Ключевые идеи неизданной на русском языке книги Джарона Ланье от сервиса MakeRight.ru .

В закладки

В книге «Десять аргументов в пользу того, чтобы удалить свои аккаунты в соцсетях прямо сейчас» Джарон Ланье пишет о том, в чём состоят неочевидные опасности социальных сетей, как их создатели манипулируют пользователями и делают их злыми, глупыми и ограниченными.

Сразу после выхода книга стала бестселлером № 1 на сайте Amazon в разделе «Взаимодействие человека и компьютера». На русском языке она не издавалась.

Предисловие

Если судить по названию, то может показаться, что книгу написал какой-то ретроград, ярый враг современной цифровой жизни, неспособный её понять из-за ограниченности кругозора.

Однако это совсем не так. Джарон Ланье - автор термина «виртуальная реальность», один из её создателей, представитель киберэлиты Кремниевой долины, учёный-изобретатель и футуролог. Сложно заподозрить его в дилетантизме суждений. Чем же ему не угодили социальные сети?

Книга начинается с параллели между собаками и кошками. Собаки, некогда дикие, стали друзьями человека. Они могли бы жить на воле, но мы приручили их, и теперь они наши постоянные спутники, надёжные и преданные.

Другое дело - кошки. Они пришли сами, потому что так захотели, и остались с нами. Они гуляют сами по себе, и не только гуляют. Кошки обладают свободой и не собираются ею поступаться.

Мы любим собак, но не хотели бы в них превратиться, чтобы нас кто-то контролировал. Мы любим свободу, как кошки, и тоже хотим гулять сами по себе.

Но у могучих невидимых алгоритмов, которыми управляются социальные сети, есть собственные планы на нашу свободу. По мнению Ланье, единственный способ избавиться от их вредоносного влияния - закрыть свои аккаунты в социальных сетях.

Ланье подчеркивает, что дописал свою книгу в конце 2017 года, а вскоре после этого случился c компанией Cambridge Analytica, которая собирала личные данные пользователей Facebook и использовала их в своих тёмных целях, в том числе и политических.

После скандала с утечкой данных Cambridge Analytica закрылась, но уже тогда многие пользователи Facebook почуяли неладное и начали массово удалять свои аккаунты.

Но были и другие. Кто-то утверждал, что правительство нарочно подстроило эту историю, чтобы ограничить влияние Facebook, кто-то считал, что достоинства социальных сетей перевешивают их недостатки. В целом, считает Ланье, история не получила должной объективной оценки, и потому скандал не повлиял на большинство пользователей.

Ланье называет себя живым доказательством того, что можно вести общественную жизнь, например, в электронных или обычных СМИ, без учетных записей в социальных сетях. Каждый при желании может сделать то же самое и не вносить своим участием вклад в разрушение общества.

Идея № 1. Есть очень веские причины для того, чтобы удалить свои аккаунты из социальных сетей

  1. социальные сети подавляют свободу воли;
  2. они умножают безумие нашего времени;
  3. они превращают нас в тупых озлобленных типов, «мудаков», по выражению Ланье;
  4. они создают фальшивые новости и фальшивых людей;
  5. всё, о чем мы говорим, с их помощью становится бессмысленным;
  6. они разрушают способность к сопереживанию;
  7. они делают нас несчастными;
  8. они покушаются на наше экономическое благополучие;
  9. они делают политику невозможной;
  10. они ненавидят и разрушают человеческую душу.

Они должны были объединять, способствовать любви и пониманию, но вместо этого превратились в манипуляторские машины, представляющие опасность для общества.

И Facebook, и Twitter были замечены в искажении информации, фальшивых новостях, манипулировании в политических и рекламных целях. Создаваемая ими картина мира искажает и человеческую личность, подпитывая наши худшие черты.

И за всем этим стоят большие деньги влиятельных компаний, которых интересует только собственная выгода и ради которых и созданы алгоритмы, меняющие нашу личность в худшую сторону.

Это болезненное привыкание заложено в алгоритм сетей и использует каждую нашу слабость при помощи старых психологических трюков, основанных на бихевиоризме и подкрепленных алгоритмами.

Ланье подчеркивает, что изначальная идея социальных сетей была прекрасна. Но постепенно, шаг за шагом, она слилась с крупным бизнесом в области маркетинга и рекламы, и, как недавно выяснилось, с политическими силами, которые используют зависимость пользователей от сетей в собственных неблаговидных целях.

Ланье назвал алгоритмы, подчиняющие себе пользователей, механизмом BUMMER (это аббревиатура от Behaviors of Users Modified, and Made into an Empire for Rent - поведение пользователей изменено и сдано в аренду империи).

BUMMER - это собирательный образ, относящийся в первую очередь к работе Facebook и Google, но не только к ним. Автор опасается, что наше сознание все больше сдает позиции под давлением технологических корпораций, и мы постепенно превращаемся в придатки к смартфонам и планшетам.

Воздействуя в корыстных целях на наше сознание, корпорации не принимают во внимание ничего, кроме собственной выгоды.

Идея № 2. Алгоритмы превращают нас в лабораторных животных

Когда мы пользуемся смартфоном (а не смотреть в него большинство из нас уже не может), мы поставляем алгоритмам социальных сетей и популярных поисковых систем постоянно пополняемую информацию о нас.

Наш круг общения, скорость перехода от одной страницы к другой, действия перед тем, как совершить покупку, политические пристрастия - все это видно как на ладони.

Сведения об одном человеке сравниваются с информацией о других людях. Кто-то наверняка разделяет наши вкусы в том, что касается продуктов, персоналий, настроений и убеждений. И этот огромный массив данных успешно используется рекламодателями.

Они ждут подходящего момента, а затем влияют на наше сознание точно подобранными сообщениями, подстрекающими к действию - купить что-нибудь или проголосовать определенным образом, например.

Когда мы видим рекламу в телевизоре или слышим по радио, мы можем выключить звук или подключиться к кабельным каналам, где она отсутствует. Реклама в социальных сетях более коварна, она воздействует на наше поведение куда в больших масштабах и при этом практически незаметна. Это постоянная тонкая манипуляция, основанная на принципах бихевиоризма и условных рефлексах.

Facebook, Google и Twitter в последнее время пытаются исправить свою работу, как будто осознавая, что из-за них возникла проблема - возможно под давлением, а может, и по личной инициативе. Они пытаются перестроить свои алгоритмы и выражают сожаления своим пользователям. Пользователи же, увидев, что над проблемой начали работать, успокаиваются и считают, что теперь-то все в порядке. Но в порядке ли?

В основе любой зависимости лежит дофамин, нейромедиатор, вызывающий чувство удовольствия. Именно с помощью дофамина великий физиолог Павлов вырабатывал у собак условные рефлексы: изменение поведения в обмен на полученные награды.

Если поведение нежелательно, его корректируют с помощью отрицательного подкрепления, например, удара током.

Сразу после этого вы видите рекламу носков или туфель. Алгоритм отслеживает время принятия решения, которое понадобится для покупки, и в зависимости от этого показывает видео через секунду или две. Иногда выполняется автоматический тест, вычисляющий идеальный интервал между видео и предложением.

Кроме того, люди - существа социальные. Мы остро реагируем, когда нас одобряют или не одобряют, и стремимся к социально желательному поведению.

Инстинктивно мы подражаем большинству членов группы, даже если и не разделяем их мнений и воззрений вне социальных сетей. Таким образом у пользователей формируется еще одна зависимость - чувствительность к общественному одобрению и чужому мнению.

Все это в целом способствует деградации человечества, считает Ланье. Информационные войны переманивают на свою сторону людей, не заботясь о правде, влияют на выборы и порождают ненависть.

Так реклама постепенно превратилась из двигателя торговли в инструмент манипулирования, модификации человеческого поведения и усиления негативных свойств. И это только начало, считает автор. Невидимые манипуляторы и несовершенные алгоритмы постепенно превращают нас в лабораторных животных.

Идея № 3. Влияние BUMMER столь же медленное, как изменение климата, но не менее опасное

Ланье постоянно подчеркивает, что никоим образом не является противником цифровой эпохи. Сама по себе цифровая цивилизация не хороша и не плоха, она нейтральна. Но те её стороны, в основу которых положена бизнес-модель, как у BUMMER, должны вызывать опасения.

Когда-то люди выяснили, что краски с высоким содержанием свинца опасны. Однако никто после этого не выступил с заявлением, что отныне нельзя красить дома. Все просто ждали, когда будет создан безвредный аналог, и, как только он появился, начали его использовать. Поэтому нужно переждать, пока социальные сети не станут менее опасными, а затем к ним вернуться. Пока этого, по мнению Ланье, не произошло.

Влияние BUMMER статистическое - то есть медленное, постепенное, такое же, как изменение климата, на которое невозможно возложить ответственность за конкретную засуху или шторм.

Оно лишь повышает вероятность стихийных бедствий, но в дальнейшем может привести к глобальной катастрофе, такой как повышение уровня моря, например. Катастрофа другого рода может случиться и под влиянием BUMMER, если мы не уделим ему самое пристальное внимание.

BUMMER состоит из шести частей:

  1. привлечение внимания;
  2. вмешательство в чужую жизнь;
  3. навязывание людям того, что им не нравится;
  4. тайное манипулирование;
  5. огромный денежный оборот;
  6. фейковые новости и фейковые люди.

В социальных сетях внимание привлекают, как правило, не лучшие, а самые нахальные и скандальные люди, которых автор окрестил «мудаками». Так они проявляют свое стремление к доминированию, в отсутствие богатства и власти. Зато в виртуальном мире они чувствуют себя королями, шокируя чьи-то чувства или оскорбляя людей.

Вмешательство в нашу жизнь происходит посредством тайной слежки за нами через смартфоны, планшеты и другие устройства.

С помощью смартфонов можно сделать эффектное селфи и тут же отправить его в социальную сеть, чтобы любой желающий мог узнать нашу геолокацию, перемещения, контакты, реакцию на обстоятельства.

Алгоритмы следят за вашим кругом чтения, отвлечением внимания, частотой обращения к тому или иному контенту - и они непрерывно совершенствуются.

Нам навязывают ненужные вещи посредством тонких манипуляций, изучив, когда мы наиболее уязвимы для воздействия рекламы - и тем самым впихивают то, что нам не нужно и не нравится.

Нами тонко манипулируют, заставляя проводить в социальных сетях все больше времени, а все остальное доделывают алгоритмы, например, повышая явку избирателей или лояльность бренду.

Все эти манипуляции делаются, конечно, не из любви к искусству, а ради денег и могущества. Сопротивляться BUMMER невозможно, можно лишь встать под его знамена, чтобы не быть уничтоженным, как это сделали многие цифровые и бумажные СМИ.

Для успешного манипулирования BUMMER создает фейковые новости и даже фейковых людей, производя с их помощью нужный для манипуляций контент.

Все это вместе взятое может со временем привести к глобальной катастрофе, считает автор.

Идея № 4. BUMMER вызывает зависимость и изменение личности, свойственные наркоманам

Зависимый человек, наркоман, испытывает постоянное нервное возбуждение. У него со временем сильно меняется личность, иногда до полной неузнаваемости.

Он пренебрегает чужим мнением и чужими чувствами, становится эгоистичным, высокомерным и заносчивым. Но под этим высокомерием прячется глубокая неуверенность в себе. Наркоман всё сильнее отрывается от реальности, погружаясь в мир иллюзий.

Постепенно такие изменения, в большей или меньшей степени, происходят и с пользователями BUMMER. Обидчивость и высокомерие делают их агрессивными, и эта агрессия волнами разливается в социальных сетях.

В пример Ланье приводит американского президента Дональда Трампа, с которым знаком. Он несколько раз встречался с ним, когда Трамп ещё вел телешоу. Ланье не испытывал к нему особых симпатий, но все же с уверенностью мог сказать, что он был непохож на наркомана.

Он сам был манипулятором и действующим лицом, полностью контролирующим ситуацию даже на реалити-шоу. Всё изменилось, когда Трамп завел аккаунт в Twitter. Он часто теряет контроль над собой, забывает о том, кто он такой, о своем президентском статусе, могуществе и ответственности.

Его зависимость сильнее, чем всё это вместе взятое. То он стремится уничтожить кого-то с помощью очередного твита, то наоборот, льстит кому-то в обмен на лояльность. Если бы Twitter внезапно закрылся, Трамп стал бы куда более приятным и разумным человеком, считает автор.

Ланье замечает, что в каждом из нас живет внутренний тролль. В социальных сетях он начинает рваться на свободу, особенно вступая во взаимодействие с себе подобными.

Социальные сети полны всевозможных групп, и, как только мы вступаем в какую-нибудь из них, начинаем вести себя так, как принято в группе. Такое поведение можно наблюдать среди животных, которые борются за иерархию в стае.

Нужно набрасываться на тех, кто ниже нас, чтобы самим не опуститься ниже, и льстить тем, кто выше рангом. Сам Ланье еще давно, когда только-только начали появляться комментарии под публикациями, заметил, что он рвется в бой с совершенно незнакомыми людьми по самым пустяковым поводам.

Они начинали осыпать друг друга оскорблениями, даже если речь шла о сорте мороженого или марке пианино. Чтобы избежать таких стычек, нужно было притворяться любезным и старательно подбирать слова.

Но тогда Ланье заметил, что он становится кем-то другим, пытаясь понравиться всем. Так было, когда он вел блог в Huffington Post: он не мог перестать читать комментарии под своими постами, не мог игнорировать их, начинал отвечать - а ведь авторы комментариев просто жаждали привлечь к себе внимание, без которого уже не могли обходиться.

И сам он начал писать либо сиропно-приятные вещи, либо нарочито провокационные, чтобы позлить читателей. Заметив, что и сам впадает в зависимость и меняется как личность, он уволился.

Идея № 5. BUMMER способствует отчуждению людей, которые перестают понимать друг друга

Почему так происходит? Алгоритмы подстраиваются под каждого пользователя индивидуально. Так, к примеру, сторонники Трампа будут видеть одно, а его противники - совсем другое.

То, что вам следует видеть, определяют алгоритмы, но это значит, что вы уже не можете видеть пристрастия другого человека, а значит, со временем перестаете его понимать. Такова оборотная сторона персонализированного поиска.

В каждом из нас есть своеобразная программа социального восприятия. Мы наблюдаем реакции друг друга и бессознательно подражаем им. Если люди вокруг вас чем-то встревожены, вам тоже станет неспокойно - ведь должна быть причина, по которой они волнуются.

Если в компании людей, даже незнакомых, кто-то один начнет вглядываться в небо, все остальные возьмут с него пример. Если человек попадает в другую страну, не зная языка, он особенно внимательно наблюдает за окружающими, чтобы хоть таким образом понять обстановку.

Социальное восприятие заложено в нас эволюцией и часто помогает избежать опасности. Но персонализированный поиск показывает каждому свое, и потому мы постепенно перестаем понимать друг друга.

В пример такого ложного восприятия, да ещё подпитанного фейковыми новостями, Ланье приводит «пиццагейт» - стрельбу в пиццерии на почве конспирологических бредней, распространенных в отдельных группах Facebook.

В них утверждалось, что некие сторонники Клинтон в Вашингтоне держат притон для педофилов в пиццерии Comet Ping Pong. Это привело к тому, что возмущенный житель Северной Каролины Эдгар Уэлч проехал 500 км на собственном автомобиле, вошел с винтовкой в пиццерию и потребовал освободить несчастных детей.

Поскольку никто не мог удовлетворить его просьбу, он открыл огонь - к счастью, никто не пострадал, и стрелка задержали.

Когда люди общаются друг с другом, не глядя в свои смартфоны, у них общее восприятие окружающего мира. Именно для этого люди ходят в спортивные клубы, молитвенные собрания, театры.

Но как только каждый уткнется в свой смартфон, эта общность исчезнет. Вместо взаимодействия с себе подобными человек начинает взаимодействовать с алгоритмом, в результате мы утрачиваем умение понимать, что чувствуют другие люди.

Ланье подчеркивает, что он не сторонник того, чтобы люди видели одно и то же и думали одно и то же - это один из признаков диктаторского режима. Но мы должны уметь смотреть на то, что видят другие. Иначе наше чувство эмпатии будет постепенно улетучиваться.

BUMMER не только искажает мировоззрение, он лишает нас возможности узнать о мировоззрении других людей. Нас не допускают в закрытые группы, люди в этих группах так же непрозрачны для нас, как и алгоритмы, которые всем управляют, пишет Ланье. А ведь изначально интернет проектировался с целью создать прозрачное общество.

Идея № 6. Контент социальных сетей может нанести настоящий вред

Ланье уверен, что алгоритмы BUMMER настроены таким образом, что способны вызывать у человека любые негативные эмоции. По запросам или постам они легко могут угадать настроение, подкинуть соответствующий контент, чтобы усилить печаль или депрессию.

Конечно, люди так или иначе должны испытывать и грусть, и тревогу, но плохо, если этим пользуется некто в своих корыстных целях, манипулируя нами.

Бизнес-модель BUMMER настроила свою алгоритмическую систему так, что она автоматически адаптируется к пользователям. Играть на негативных эмоциях очень легко, человек в тоске или печали более уязвим и беззащитен, а значит, это надо использовать. И алгоритм найдет способ усилить эти эмоции. Он будет заваливать депрессивными постами и ссылками, но между ними изредка чем-нибудь радовать - в собственных целях.

Это была неуверенность, страх быть отвергнутым. Он решил, что это некая индивидуальная реакция, а сами сети тут ни при чем. Возможно, сама технология общения непривычна, всё дело в этом.

Но со временем и развитием сетей это чувство только укрепилось. Автора беспокоит, что алгоритм высчитывает, что собой представляет человек: количество друзей, вкусы, пристрастия, денежные возможности и тому подобное.

Все это BUMMER превращает в продукт, который продаёт рекламодателю. Ваши чувства и стремления становятся абстракцией, моделью, на которой удобно отрабатывать приёмы манипулирования.

Когда кто-то читает гороскопы в газетах, это может быть забавно. Один верит в их предсказания, другой посмеивается. В любом случае, это отношения между человеком и неодушевленным предметом - газетой, которая никак не может на него повлиять. Но онлайн-сервис - совсем другое дело. Он суммирует ваши пристрастия, чтобы использовать впоследствии - в политических или рекламных целях.

Кто-то собрал больше лайков, чем вы, и вот вы уже охвачены тревогой и завистью. Возможно, ваша иерархия понизилась, говорит вам древний инстинкт, надо что-то с этим делать.

Вы уже забыли о том, что все эти конкурсы не стоят выеденного яйца, как и рейтинги, но уже предпринимаете меры, чтобы подняться повыше, - это сильнее вас, потому что заложено природой. И этим бессовестно пользуются хозяева BUMMER.

Пользуясь тем, что они бесплатны, социальные сети могут творить что хотят, считает Ланье, - как известно, дарёному коню в зубы не смотрят. Но он бы предпочел, чтобы учетные записи на Facebook, Google или Twitter оплачивались пользователями, чтобы сами пользователи могли заказывать контент.

Идея № 7. BUMMER - идеальная машина для политических махинаций

В пример он приводит резню в Мьянме мусульманского народа рохинджа. Непосредственно перед резнёй в Facebook появилось множество фейковых постов о зверствах рохинджа, убийствах детей в ритуальных целях и тому подобной чуши, спровоцировавшей кровопролитие.

То же самое наблюдалось в многоконфессиональной Индии, и в Южном Судане, когда фальшивые новости намеренно были направлены на создание политического кризиса в стране.

На заре существования социальных сетей их типичными пользователями были образованные молодые люди, такие же, как создатели сетей. Это были идеалисты либеральных или консервативных взглядов, но в общем и целом каждый из них стремился сделать мир лучше.

Но с ростом популярности сетей их захлестнули крикуны, мошенники и боты, сделав сети идеальной платформой для всевозможных махинаций, особенно политических.

Когда на Ближнем Востоке случилась Арабская весна, большинство обитателей Кремниевой долины были в восторге - ведь именно Twitter и Facebook позволили людям в Каире собраться вместе на площади Тахрир и свергнуть надоевшее правительство.

Простые граждане сообщали войскам НАТО, откуда лучше наносить удары с воздуха. У этой революции не было объединяющей фигуры, она организовалась как бы сама по себе, с помощью социальных сетей.

Однако такая революция без предварительной программы, по мнению Ланье, не решает никаких проблем. Ведь за свержением правительства должно последовать какое-то переустройство, принятие мер для создания нового порядка.

Способны ли на это студенты и школьники, совсем дети, собравшиеся на площади? Получат ли они работу в результате революции, которую совершили? В итоге для молодёжи все осталось по-прежнему, а власть переходила от фанатиков к военным, и, возможно, это еще не конец.

Таким же образом, как совершаются революции, с помощью социальных сетей можно выбирать и президентов (Ланье намекает на Трампа).

И Трамп - ещё не худший вариант, потому что на его месте с помощью платформы BUMMER мог бы оказаться любой, привлекающий к себе максимальное внимание социальных сетей.

С одной стороны - колоссальные возможности сетей, с другой - слепота пользователей, которые руководствуются своими сетевыми симпатиями, не ведая, что творят.

Facebook и другие сети потребляют человеческое внимание и манипулируют общественным мнением, а потому они всё чаще и тоньше будут использоваться в политически нечистоплотных целях, считает автор.

Идея № 8. BUMMER - это новая религия, которая меняет ваши ценности и принципы

Вера пользователей в социальные сети сродни религии - она не требует никаких доказательств. Верят ведь некоторые люди, что Земля плоская. Мы принимаем на веру множество глупостей, публикуемых в сетях, - всевозможные теории заговора, нелепые научные гипотезы, сплетни и враньё.

Мы доверяем мемам и пользуемся клиповым мышлением, не вникая глубоко в суть проблемы. А ведь когда-то мем был описан эволюционным биологом Ричардом Докинзом как единица культуры, вобравшая в себя образы, идеи и привычки, которая выживает или отмирает, подвергаясь естественному отбору.

Сегодняшние интернет-мемы - это информация, передаваемая пользователями через сеть в виде вирусных картинок или видео. Мы верим в один мем, пока его не сменит другой, более впечатляющий.

Это просто жанр интернет-оценки. Мем усиливает словесную информацию при помощи образа, но этот образ иллюзорный. Его сила - не в правде, а в эффектности.

Как только появится что-то более эффектное, так он тут же исчезнет. Постепенно, полагаясь на картинки и образы, мы становимся все более невежественными. Нас не интересует поиск истины, в этом вопросе мы полагаемся на алгоритмы социальных сетей. Но они не настроены на истину.

Религии обращаются к вопросам цели и смысла жизни. Google и Facebook тоже поднимают эти вопросы. У Google цель жизни - организация мировой информации, оптимизация всего.

Руководители этой компании верят, что рано или поздно возьмут верх над материей, усовершенствовав человеческое тело до уровня киборга и тем самым достигнув цифрового бессмертия. Facebook объявил своей миссией наделение каждого человека чувством цели и сообщества. Ланье считает это претензией на религиозность.

Если умирает пользователь Facebook, его страница превращается в место поклонения, где каждый может оставить картинку с горящей свечой, высказать соболезнования и тем или иным способом почтить память покойного.

Если он был знаменитостью, то такая страница становится культовой. Это тоже имеет сходство с религиозными обрядами. Google продвигает идею о том, что сознание каждого пользователя можно поместить в облако, гарантируя таким образом цифровую жизнь после смерти. Себя он позиционирует как хозяина вечной жизни.

Таким образом, сами того не замечая, пользователи BUMMER становятся адептами новых культов. Инженеры BUMMER-компаний понимают это. Они считают, что работают не на людей, а на прекрасный искусственный интеллект будущего, который через несколько столетий будет править миром.

Люди в этом случае вторичны. Они обесцениваются и низводятся до придатков к машинам. Но это лишь манипуляция, считает автор, унижающая достоинство и права человека. Ведь не будь людей - не было бы никакого искусственного интеллекта, который они и создали.

Заключительные комментарии

Книга сложная, интересная и порой пугающе убедительная. Автор утверждает, что мы недооцениваем воздействие BUMMER на наши убеждения и наше сознание, шаг за шагом уступая работе алгоритмов.

Созданные для общения, социальные сети внезапно оказались инструментом манипулирования и отчуждения. Ланье не знает, что можно с этим сделать, кроме как удалить свои учетные записи из всех социальных сетей - чтобы, по его словам, остаться человеком.

Сам по себе интернет прекрасен, есть множество способов общаться с друзьями без социальных сетей - писать электронные письма, например. Если вам нужны новости, читайте их напрямую, а не через фильтры Facebook.

Не читайте комментарии под ними, а если читаете, подавляйте искушение вступить в полемику. Создайте собственный сайт или общайтесь на местном, созданном жителями вашего района, где всего шаг отделяет вас от личного общения.

Смотрите видео по собственному выбору, а не то, которое предлагает Facebook. Пользуйтесь интернетом на собственных условиях и по собственным правилам - будьте кошкой, а не собакой Павлова. И вы заметите, как изменятся ваше настроение и ваша жизнь.

Иногда хочется взять в руки интегратор памяти из фильма «Люди в черном» и стереть все данные о себе, чтобы начать жизнь с чистого листа. Хотя бы в интернете. Рассказываем, как это сделать.

Проверяем, что знает о нас интернет

Используем право на забвение

С 1 января 2016 года каждый гражданин РФ получил «право на забвение». К примеру, если вы задолжали денег, газета опубликовала об этом статью, а затем вы отдали долг, то вы можете заставить поисковую систему удалить ссылку на статью из результатов поиска.

Закон трактует право на забвение неоднозначно, так как не отделяет личные интересы от общих. Но вы можете потребовать удалить ссылку, если информация о вас недостоверна, противоречит закону или является неактуальной (после событий прошло более трех лет). Исключение: не удаляют публичную информацию (в частности, о недвижимости и доходах чиновников), данные о неснятых или непогашенных судимостях граждан и о преступлениях, срок давности которых не истек.

Чтобы воспользоваться правом на забвение, можно заполнить форму в поисковике:

В форме нужно указать ФИО и другие паспортные данные, контактную информацию, сведения и ссылку на страницу, которую нужно убрать из выдачи, и основание для этого действие. После этого вас попросят согласиться на обработку персональных данных.

Другой вариант – отправить заявление почтой.

Закон даёт поисковикам 10 рабочих дней на проверку информации и запрос документов, удостоверяющих вашу личность. На ответ вам также даётся 10 рабочих дней. После предоставления информации поисковик получает ещё 10 дней на удаление ссылки или отказ в этом.

А если поисковик не пойдёт на встречу? Вы можете подать в суд по месту жительства, а если и это не поможет – обратиться в Роскомнадзор. Если ведомство вынесет решение в вашу пользу, поисковик заставят удалить ссылку и оштрафуют на 100 тыс. за первое и на 1 млн рублей – за повторное нарушение.

Для информации: вскоре после принятия закона «Яндекс» раскрыл статистику и показал, что отклонил 73% запросов. А вот как распределялись запросы по темам:

Удаляем страницы с сайтов

Благодаря праву на забвение поисковик может только удалить ссылку на страницу из своих результатов поиска. Сама же страница со статьей всё равно останется на сайте.

Добиться её удаления – отдельная история. Переходы по прямой ссылке, заботливо кем-то отправленной, ни один поисковик запретить не может. Да и другие поисковики, к которым пользователь не обращался с требованием удалить ссылки, будут показывать страницы в результатах поиска.

Если администрация сайта или его пользователи обвиняют вас в том, что вы не совершали, или указывают ложные сведения о вас, вы можете обратиться в суд с иском о защите чести, достоинства и деловой репутации (статья 152 ГК РФ). Если суд решит дело в вашу пользу, администрацию сайта могут обязать удалить текст и опубликовать опровержение.

Если сайт публикует ваши личные данные без вашего разрешения, действуйте следующим образом:

  1. Направьте претензию в адрес администрации сайта, потребуйте уничтожить ваши персональные данные и запретить их дальнейшее использование, указав на незаконность их получения и размещения (без вашего согласия).
  2. Если сайт не пойдёт на это, сделайте нотариально заверенный скриншот – зафиксируйте факт распространения персональных данных у нотариуса с составлением протокола осмотра сайта.
  3. Привлекайте владельца сайта к административной ответственности, предусмотренной ст. 13.11 КоАП РФ, и настаивайте на удалении с сайта ваших персональных данных.
  4. Вы также можете обратиться с жалобой в территориальный орган Роскомнадзора и прокуратуру, указав на нарушения ваших прав, или в суд по месту нахождения владельца сайта с требованием о прекращении незаконного использования персональных данных и компенсации морального вреда.

Если вы просто не хотите, чтобы информация о вас была на сайте, или у вас есть серьёзные причины удалить её, всегда можно связаться с администрацией сайта и честно рассказать об этом. Большинство владельцев сайтов – люди адекватные и не хотят судебных разбирательств, поэтому обычно идут навстречу, если понимают серьёзность ситуации.

Ищем аккаунты

Если вы использовали почту Gmail или Microsoft для регистрации аккаунтов, поможет сервис Deseat.me . Он находит аккаунты в разных сервисах (от Airbnb до Uber), которые вы привязывали к учетной записи, и предоставляет ссылки на страницы для удаления этих аккаунтов.

Работает это так: логинитесь на Deseat.me через Google-аккаунт или учетную запись Microsoft, ждёте несколько секунд и получаете список привязанных к аккаунту учётных записей.

Чтобы добавить аккаунт в список на удаление, нажимаете Add, и он попадает из нижнего списка в верхний. Затем в нижнем списке нажимаете Delete и переходите на страницу удаления аккаунта.

Конечно, порой придётся напрячься и вспомнить пароль или восстановить его через почту. Но всё быстрее, чем искать вручную, где вы регистрировались и что писали. Жаль, что историю сообщений с аккаунтов пока ни один сервис автоматически не стирает.

Некоторые сайты не позволяют удалить аккаунт. Тогда стоит попробовать его деактивировать.

Другой вариант: если на сайте нет деактивации и удаления аккаунта, а также нельзя оставлять пустые поля, сотрите все правдивые данные о себе, заменив их ложными, и привяжите учётную запись к новому адресу электронной почты, не связанному со старым.

Убиваем себя в соцсетях

Для удаления всей информации из аккаунтов в Facebook, MySpace, LinkedIn и Twitter есть забавный сервис Web 2.0 suicide machine . Он призван вырвать пользователя из лап социальных сетей и стереть всю информацию в аккаунте.

Сервис утверждает, что автоматически удалит Facebook-аккаунт с тысячей друзей за 52 минуты. Если делать это вручную, потребовалось бы 9 часов 35 минут.

Настраиваем оповещения

На Google Alerts можно заполнить форму и получать оповещения о новых станицах о вас на e-mail. В качестве критериев поиска удобно указывать имя и фамилию, ник, номер телефона, домашний адрес и e-mail.

Итоги

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

О каждом из нас хранится информация в интернете. Профили в социальных сетях, данные на облаке, старые записи на форумах, о которых мы давно забыли, и многое другое.

Для тех, кто решил начать жизнь с чистого листа, мы в сайт составили план действий, как удалить о себе всю информацию в интернете.

Начнем с социальных сетей

В каждой социальной сети можно удалить свой аккаунт. Вспомните, в каких социальных сетях вы регистрировались, и удалитесь из каждой. При деактивации аккаунта автоматически удаляется ваше имя, фотографии и большинство материалов, которыми вы делились с друзьями. На случай, если вы передумаете, социальные сети предоставляют возможность восстановить страницу. «ВКонтакте», например, вы можете восстановить страницу в течение 7 месяцев.

Вспоминаем былое

Вспомните, где вы когда-либо регистрировались. Вели дневник в LiveJournal в школе? Заходите в свой профиль и удаляйте аккаунт. Если вы забыли пароль, на каждом сайте есть напоминание - нужно ввести свой адрес электронной почты, и вам придет письмо со старым паролем. А еще на электронной почте хранятся письма - подтверждения регистрации. Просмотрев историю переписки, вы можете найти забытые форумы и сайты.

Время фантазировать

На некоторых сайтах нельзя удалить свой аккаунт. Тут на помощь приходит фантазия. Напишите любое вымышленное имя, город и другую информацию.

Удаляемся из поисковых систем

Связываемся с руководством сайтов

С некоторых сайтов у вас не получится удалить информацию самостоятельно. В таком случае нужно обращаться к веб-мастерам. Адрес их электронной почты обычно можно найти в разделе «Контакты». Напишите им письмо и попросите удалить данные о вас. На некоторых сайтах можно связаться с администрацией в разделе «Напишите нам».




Top