Басе в хореографии. Основы классической хореографии

Добавлена: 02.08.2013

Классический танец - это определенный вид хореографический пластики. Этим термином пользуется весь мир балета.

Это тонкое сочетание движений, большая гармония с классической музыкой и условия классического танца - это выворот ног, большой шаг в танце, вращение, гибкость, свобода, пластичность, выносливость и сила.

Классический танец - это основа любого танца и балет можно назвать фундаментом любого сценического танца. Исполнение классики высокое искусство и самостоятельный вид театрального действия, способный развить любой сюжет без пения и декламации.

В балете существует своя система и терминология к подготовки танцоров. Поэтому что б достичь результатов в других специализирующих танцах, необходимо начать с уроков классического танца.

Его основы уникальны, даже самый опытный танцор из разных танцевальных направлений не прекращает этот многоступенчатый процесс занятий по классике.

Обучение этому уникальному искусству включает в себя: изучение постановки корпуса, основных позиций ног и рук, терминологию историю развития и уважение.

Классический танец развивает осанку, вырабатывает ответственность, уважение к искусству, развивает гибкость и легкость. Учит выражать свои чувства с помощью танца, чувствовать себя уверенным и развязным, способствует развитию интеллекта и культуры.

Для чего не обходим классический танец. В нашем разнообразии направлений и стилей, сложно определиться с наиболее подходящем. Часто сразу не понимаешь, что станет твоим танцем, который выразит самые трогательные и трепетные чувства.

Даже при очень хорошем педагоге, при знании элементарных навыков танца, не всегда, получается, показать то, что задумано. Кажется, учишься, чему-то новому и нет смысла учиться тому, что было раньше, но все танцы глубоко и тесно связаны с традициями, и не следует терять хореографическое наследие классики.

За пределами России изучению классического танца тратят много сил и денег. Иностранцы с жадностью записывают концерты, выступления. Они не теряют времени, и первое с чего начинают изучение танцевального искусства - это классический танец.

Система движений танца призвана делать тело послушным исполнителю и балетмейстеру, дисциплинированным и прекрасным. Она образовалась вместе с зарождение самого балета еще в 17 веке, с того времени классика считается главным жанром музыкального театра.

Постепенно начинаю понимать, что танцы становятся большой и важной часть моей жизни, наряду с музыкой и вокалом. Конечно, в этом "виновата" работа. А еще фильм "Step Up". Это ведь так здорово - уметь танцевать, сочетать балет и уличный танец. Пока что мне не дано ни то ни другое, но вот классический станок я уже начинаю понимать. Спасибо "Ритмам" - Юля Владимировна очень все понятно объясняет ребятам, и я тоже слушаю и запоминаю.

Когда делается бросок ногой вперед или назад - голова смотрит в сторону (центр класса), а при броске ноги в сторону голова смотрит прямо.
При battement tendu нога выводится пяткой вперед. Вообще, то, куда направлена пятка - очень важно. Ибо если не туда направишь - никакого толку от движения не будет. Сама вчера вечером пробовала.
При прыжках важно прыгнуть как можно выше и как можно дольше зависнуть в воздухе. Только тогда можно успеть в воздухе поменять позицию с 5 на 2, с 5 на 5 и т.д.
Preparation для прыжков (плие) должен быть очень активным, чтобы бренное, тяжелое и незатянутое тело вытолкнулось все-таки наверх.
По правилам классической графики заканчивать движение нужно в том же положении, в котором начинали. За редким исключением, которое обязательно оговаривается.
Деми плие (demi plie) - полуприседы (рис. 8) . Важно добиться предельного сгибания ног в коленных суставах без отделения пяток от пола. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ступни без «завала» на большой палец. Колени и ступни все время сохраняют выворотное положение, не нарушая правильности позиций. Спина держится прямо. Упражнение выполняется в I, II, III позициях, реже и лишь у опоры - в V, IV позициях.

Гран плие (grand plie) . При выполнении упражнения (рис. 9) следует как можно дольше удерживать пятки на полу - движение выполняется чрез деми плие. При выпрямлении ног нужно как можно раньше ставить пятки на пол. Подниматься на полупальцы и ставить пятки на пол необходимо одновременно двумя ногами. На протяжении всего упражнения сохраняется предельная выворотность бедер и ступней. Тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги, без «завала» на большие пальцы.

Батман (battement) - отведение работающей ноги в каком-либо направлении и возвращение ее к опорной ноге. Каждый вид батмана имеет свою форму и самостоятельное название.

Батман тандю сэмпль (battement tendu simple) - выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок. Упражнение способствует развитию подъема ноги и укреплению голеностопного сустава, является подготовительным для освоения ряда последующих движений данной классификационной группы. При выполнении батман тандю выворотная нога скользящим движением отводится из I, III, V позиций вперед, в сторону, назад на носок и возвращается в и. п. Движение следует выполнять по прямой от пятки опорной ноги к носку отведенной и обратно (рис. 10) . Скольжение ноги выполняется сначала всей ступней с постепенным отрывом пятки от пола до положения предельно оттянутого носка без упора на носок в конечном положении. Аналогичным скользящим движением нога возвращается в и. п. Опорная выпрямлена в колене. Центр тяжести - на опорной ноге. Рабочая нога сохраняет выворотное положение.

Батман тандю деми плие (battement tendu demi plie) - сочетание отведения ноги с последующим приведением и полуприседом на двух ногах (рис. 11) . При выполнении упражнения необходимо добиться полной слитности двух движений. Для этого сгибание ног в коленях начинается несколько раньше, чем рабочая нога возвращается в 1 или III позицию. Туловище держится прямо, тяжесть тела при деми плие равномерно распределяется на обе ступни.

Батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) - представляет собой упражнение из соединения одновременно исполняемых отведений-приведений ноги с полуприседом на опорной. При этом туловище несколько отклоняется в сторону, противоположную работающей ноге. После выполнения упражнения лицом, боком к опоре усложняется форма данного движения: и. п. - правая впереди на носке (IV позиция) через I позицию в положение правую назад на носок. В дальнейшем возможно усложнение упражнения различными движениями рук, подъемом на полупальцы, изменением направления движения.

Батман тандю жэтэ (battement tendu jete) - данное упражнение является профилирующим для всех маховых движений. В отличие от батман тандю выполняется с отрывом носка от пола при отведении из и. п. Фактически представляет собой мах на высоту около 25° (рис. 12) . Движение должно быть четким, слитным, энергичным. Ноги сохраняют выворотное положение, центр тяжести на опорной ноге. Руки во II позиции.

Батман тандю жэтэ пуанте (battement tendu jete pointe) . В принципе данное движение не отличается от батман тандю жэтэ, однако после отведения нога не закрывается в позицию, а ставится носком в пол. Упражнение можно выполнять 2-3 раза подряд, затем нога закрываема в III позицию (рис. 13) . При усложнении движения нога переносится по невысокой дуге из положения правая (левая) впереди, сзади на носке (IV позиции) в сторону на носок и обратно или «крестом».

Дубль батман тандю (double battement tendu) является разновидностью батман тандю. Исполняется с опусканием пятки на пол по II позиции: с одно-, двух- или трехкратным и более опусканием (рис. 14) . В момент опускания пятки на пол центр тяжести остается на опорной ноге. Акцент движения совпадает с опусканием пятки на пол.

Батман фраппе (battement frappe) - сгибание и разгибание голени под углом 45° (рис. 15) . Прежде чем приступить к изучению движения, осваивается положение ноги сюр ле ку де пье (sur le coup-de-pied) (рис. 16) . В гимнастике применяется положение впереди (условное) - нога в колене согнута, носок впереди у щиколотки опорной ноги, бедро развернуто кзади - носок прижат сзади у щиколотки опорной ноги. Батман фраппе заключается в быстром сгибании голени из и. п. правая (левая) в сторону в положение сюр ле ку де пье впереди или сзади с легким ударом об опорную ногу с последующим разгибанием вперед, в сторону, назад. Упражнение выполняется резким, сильным движением. При этом бедро и колено сохраняют выворотное положение. Так как упражнение начинается из и.п. нога в сторону, то перед началом нога из I, III позиций через батман тандю раскрывается в сторону, рука при этом из подготовительной позиции поднимается через I во II позицию.

Существует усложненный вариант батман дубль фраппе (battement double frappe) , отличающийся двойным «ударом» работающей ноги у щиколотки опорной.

Батман фондю (battement fondu) - сочетание полуприседа на опорной ноге с одновременным сгибанием свободной на сюр ле ку де пье впереди (сзади) с последующим разгибанием работающей и выпрямлением опорной (рис. 17) .

Выполняется вперед, в сторону, назад, носком в пол, с подниманием ноги на 45, 90°. При сгибании ноги в положение сюр ле ку де пье нельзя опускать бедро сразу, вначале сгибается колено, а бедро удерживается неподвижно на высоте 45°, затем постепенно опускается вместе с голенью до конечного положения. Когда батман фраппе выполняется на 90°, то нога сначала опускается до 45°, затем сгибается как описано выше. Музыкальный размер 2/4 или 4/4.

Дубль батман фондю (double battement fondu) . Начинается движение с деми плие на опорной, далее выполняется подъем на полупальцы, но свободная нога не открывается в заданном направлении, а задерживается в положении согнутой у щиколотки; затем вновь повторяется полуприсед на опорной с одновременным выпрямлением свободной ноги на 45 или 90°; в момент окончательного выпрямления свободной ноги выполняется и выпрямление опорной, завершающееся подъемом на полупальцы.

Гран батман жэтэ (grand battement jete) - махи ногами вперед, в сторону, назад (рис. 18) . Движение выполняется через батман тандю до касания носком пола, затем нога поднимается на максимальную высоту и через батман тандю возвращается в и.п. (I или III позиция).

Гран батман жэтэ балансе (grand battement jete balance) - махи в направлении вперед и назад на 90° и выше через I позицию (рис. 19) . Движение возможно выполнять в сторону: в и.п. лицом к опоре или на середине зала попеременно одной и другой ногой. Возможно сочетание с наклоном туловища, подъемом на полупальцы, полуприседами.

Гран батман жэтэ пуанте (grand battement jete pointe) выполняется как гран батман жэтэ, но до касания носком пола (рис. 20) .

Гран батман жэтэ пассэ (grand battement jete passe) выполняется по правилам гран батман жэтэ, но с переводом ноги из одного направления в другое при помощи приема пассэ (passe) (рис. 21) : нога согнута, бедро выворотно, колено в сторону, носок у колена опорной, не касаясь его. Исполняется вперед и назад. Музыкальный размер 2/4.

Батман девлоппэ (battement developpe) исполняется вперед, в сторону, назад на 90° и выше (рис. 22) . Из III позиции работающая нога, сгибаясь и скользя вытянутым носком, поднимается до колена опорной ноги, после чего выпрямляется в любом направлении и опускается в и.п. На протяжении всего движения бедро сохраняет предельную выворотность, при выпрямлении ноги колено не опускается. При выполнении движения вперед и в сторону туловище остается прямым, назад - слегка наклоняется вперед. Музыкальный размер 2/4, 4/4.

Батман девлоппэ пассэ (battement developpe passe) . Работающая нога поднимается, затем сгибается, носок идет под колено опорной, не касаясь его (положение пассэ), после чего нога снова поднимается в любом направлении.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Работающая нога выводится вперед, затем отводится в сторону и опускается в и. п. То же самое делается в обратном направлении. Затем нога поднимается в сторону и отводится вперед или назад.
Батман девлоппэ с отведением ноги на 1/4 часть круга. Нога из III позиции поднимается вперед на 90° и выше, вытянутая отводится через сторону назад и опускается в III позицию, Аналогично исполняется в обратном направлении.

Батман девлоппэ балансе (battement developpe passe) . Нога поднимается вперед, в сторону, назад, затем коротким движением слегка опускается и сразу же резко возвращается на прежнюю высоту. Музыкальный размер 2/4 и 4/4.

Рон де жамб (rond de jambe) . К этому виду упражнений относятся движения ногой по дуге по полу и по воздуху. Движение ногой по дуге назад, в сторону, вперед, то есть направленное к опорной ноге, называется ан дедан (en dedans) . Движение ногой по дуге вперед, в сторону, назад, то есть направленное от опорной ноги, называется ан деор (en dehors) . Упражнения данной группы способствуют развитию подвижности тазобедренных суставов, выворотности ног.

Рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre) - движение вытянутой ногой по дуге, касаясь носком пола (рис. 23) . Упражнение выполняют равномерным движением вытянутой ноги по дуге, отделяя пальцы от пола. Бедро в выворотном положении, тяжесть тела на опорной ноге.

Рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air) - круговые движения голенью в воздухе (рис. 24) . Из и.п. правая (левая) в сторону на высоте 45° круговые движения голенью, одновременно сгибая колено внутрь (ан деор), наружу (ан дедан) до касания носком икроножной мышцы. Бедро в выворотном положении.

Гран рон де жамб жэтэ (grand rond de jambe jete) - большой мах ногой по дуге на 90° в направлении ан деор и ан дедан.

Гимнастическое многоборье: Женские виды. Изд. Г 48 2-е, перераб. Вольные упражнения. Т.С. Лисицкая, В.Е. Заглада / под редакцией Гавердовского Ю.К. - М.:Физкультура и спорт, 1986. - 336с., ил.»

Pas (па ) - шаг; движение или комбинация движений; употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions (па де акшн ) - действенный танец.
Pas de deux (па де де ) - танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
Pas de trois (па де труа ) - танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
Pas de quatre (па де карт ) - танец четырех исполнителей.

Adagio (адажио ) - медленно, медленная часть танца.
Allegro (аллегро ) - быстро, прыжки.
Allongee (алонже ) - от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки.
Aplomb (апломб ) - устойчивость.
Croisee (круазе ) - поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
Degage (дегаже ) - освобождать, отводить.
Demi (деми ) - средний, небольшой.
Ecartee (экартэ ) - отводить, раздвигать; поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Efface (эфасэ ) - развернутое положение корпуса и ног.
En dedans (ан дедан ) - внутрь, в круг.
En dehors (ан деор ) - наружу, из круга.
En face (ан фас ) - прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant (ан турнан ) - от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
Grand (гранд ) - большой.
Petit (пти ) - маленький.
Port de bras (пор де бра ) - упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
Preparation (препарасьон ) - приготовление, подготовка.

Arabesque (арабеск ) - поза, название которой происходит от стиля арабских фресок.
Attitude (аттитюд ) - поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
Passe (пассе ) - от гл. «проводить, проходить»; связующее движение, проведение или переведение ноги.
Sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье ) - положение одной ноги на щиколотке другой, опорной.
Tire-bounchon (тир бушон ) - «закручивать, завивать»; поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Balance (балансе ) - «качать, покачиваться»; покачивающееся движение.
Balancoire (балансуар ) - «качели», применяется в grand battement jete.
Battement (батман ) - размах, биение.
Battement developpe (батман девлоппе ) - раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90* в нужное направление.
Battement double frappe (батман дубль фраппэ ) - движение с двойным ударом.
Battement fondu (батман фондю ) - мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe (батман фраппэ ) - движение с ударом, или ударное движение.
Battement soutenu (батман сотеню ) - выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.
Battement tendu (батман тандю ) - отведение и приведение вытянутой ноги, не отрывая носка от пола.
Batterie (батри ) - барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Demi-plie (деми плие ) - маленькое приседание.
Dessus-dessous (десю-десу ) - верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
Grand battement (гранд батман ) - большой батман.
Grand-plie (гранд плие ) - большое приседание.
Jete (жете ) - бросок ноги на месте или в прыжке.
Pas couru (па курю ) - пробежка по шестой позиции.
Pas de bascue (па де баск ) - шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад.
Pas de bourree (па де буре ) - чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Petit battement (пти батман ) - маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Plie (плие ) - приседание.
Releve (релеве ) - от гл. «приподнимать, возвышать»; подъем на пальцы или полупальцы.
Relevelent (релевелян ) - медленный подъем ноги на 90*.
Soutenu (сотеню ) - от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».

Fouette (фуэте ) - от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
Pirouette (пируэт ) - «юла, вертушка»; быстрое вращение на полу.
Port de bras (пор де бра ) - наклоны корпуса, головы.
Renverse (ранверсе ) - от гл. «опрокидывать, переворачивать»; опрокидывание корпуса в сильном перегибе и в повороте.
Rond (ронд ) - «круг, круглый».
Rond de jambe en l`air (ронд де жамб ан лер ) - круг ногой в воздухе.
Rond de jambe par terre (ронд де жамб пар тер ) - круговое движение ноги по полу, круг носком по полу.
Tour (тур ) - поворот.
Tour chaine (тур шене ) - «сцепленный, связанный»;быстрые повороты, следующие один за другим.
Tour en l`air (тур ан лер ) - тур в воздухе.

Assemble (ассамблее ) - от гл. соединять, собирать; прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе; прыжок с двух ног на две ноги.
Brise (бризе ) - разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков с заносками.
Cabriole (кабриоль ) - прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
Changement de pieds (шажман де пье ) - прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
Coupe (купэ ) - подбивание; отрывистое движение, короткий толчок.
Echappe (эшаппэ ) - прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
Entrechat (антраша ) - прыжок с заноской.
Glissade (глиссад ) - «скольжение»; прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Jete ferme (жете фермэ ) - закрытый прыжок
Jete passé (жете пассе ) - проходящий прыжок.
Pas ballonne (па балонэ ) - раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied.
Pas ballotte (па балоттэ ) - колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Pas chasse (па шассе ) - партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Pas ciseaux (па сизо ) - ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
Pas de chat (па де ша ) - кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
Pas emboite (па амбуате ) - от гл. «вкладывать, вставлять, укладывать»; прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
Sauté (соте ) - прыжок на месте по позициям.
Sissonne (сисон ) - вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee (сисон ферме ) - закрытый прыжок.
Sissonne ouverte (сисон уверт ) - прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple (сисон симпл ) - простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee (сисон томбе ) - прыжок с падением.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Новоспасская детская школа искусств

Ульяновской области

Открытый урок

по предмету «Классический танец»

2 год обучения

«Постановка основы в классическом танце»

Вершинина Татьяна Вениаминовна,

преподаватель I категории

МОУ ДОД Новоспасская детская школа искусств

Цели и задачи урока:

Постановка корпуса в движениях экзерсиса, выработка навыка владения мышцами, их воспитание через сопротивление полу и опорной стороне.

Работа над координацией движений, ощущением корпуса в пространстве.

В методической литературе по классическому танцу отмечено: «Правильно поставленный корпус – залог устойчивости (апломб)». По образному выражению Варвары Павловны Мей, - одного из авторов «Азбуки классического танца», замечательного педагога и методиста, - классический танец базируется на «трех китах»: апломбе, выворотности и координации. Координация означает способность гармонично связывать танцевальные движения и навык ощущать корпус в пространстве. Пластичное владение верхом корпуса, руками и головой достигается всем периодом обучения. В процессе своей работы я поняла, что необходимо постепенно, с первого года обучения классическому танцу изучать элементы пластической выразительности. Статичность закрепощает ученика, поэтому в комбинациях урока даю разрядку – добавляю повороты и наклоны головы, движения рук, наклоны корпуса; движения у станка чередую с движениями на середине зала. В течение всего урока мы маршируем неоднократно, чередуя шаги с носка и поднимая колени под углом, шаги танцевальные с продвижением и шаги «шаркающие» на месте, вытягивая ногу на носок, сильно нажимая подошвой в пол. При маршировке к движениям ног добавляем движения рук, сначала без позиций, поднимая их прямыми, но не напряженными. Большое внимание уделяю работе лопаток в статичном положении и при движении рук из позиции в позицию. Зачастую учащиеся, чтобы собрать спину, соединяют лопатки, чего не следует делать – пропадает свобода владения руками, появляется зажим. Правильное положение спины находим, подняв руки в IIIпозицию, опустив кончики лопаток вниз, при ощущении широкой спины. При проучивании отдельных движений использую положение рук на плечах, что также дает правильное ощущение спины и лопаток.

Опираясь в своей работе на методику А.Я. Вагановой, изучив опыт педагогов, ее последователей, в частности А.В. Никифорофой, П.А. Силкина, Ю.Н. Мячина и др., при постановке корпуса обращаю внимание на следующие моменты:

    Стопа или стопы, как сказано в книге у А.Я. Вагановой, стоят в позициях, не опираясь на большой палец.

    Голень или голени повернуты изнутри наружу, направлены вперед.

    Мышцы над коленом подтянуты и с усилием развернуты (оттянуты) в стороны, наружу.

    Ягодицы прижаты вовнутрь, к паху и вытянуты, что дает возможность поддерживать мышцы спины.

    Концы лопаток несильно прижаты вовнутрь – «приглажены», плечи раскрыты и опущены.

    Рука на палке, чуть впереди корпуса, локоть и запястье направлены вниз, лопатка опорной стороны «приглажена».

    От опорной ноги, где голень и бедро повернуты к палке, работающая нога разворачивается, как от опоры. Таким образом, работают две ноги, при этом тело подтянуто вверх. Если провести вертикаль от крестца на пол, то она будет приходить точно на пятку опорной ноги.

Для координации и ощущения корпуса в пространстве изучаю позы классического танца по точкам плана класса, используя следующий прием. Предлагаю ученикам образно начертить квадрат вокруг своих ног, стоящих в V позиции, обозначить точки и в соответствии с этим "строить» ту или иную позу. Позы должны быть точно геометрически выстроены, не должно быть смазанных, неосмысленных положений.

В работе над материалом урока руководствуюсь замечательными тезисами своего педагога по характерному танцу Сапогова А.А.:

«Минимум напряжения – максимум устойчивости»

«От совершенства линий – к глубине чувств».

Ход урока.

I. Вводная часть.

Вход учащихся в зал, построение у станка. (Марш из б-та «Щелкунчик»)

Поклон. Сообщение учащимся целей и задач урока.

II. Основная часть.

Экзерсис у станка.

    Demi-plie, grand-plie по I, II, IV, V позициям на 1т 4/4 каждое. В комбинацию включены releve на полупальцы и port de bras.

    Battement tendu из V позиции с demi-rond en dehors et en dedans, demi-plie по V позиции. Переводы рук из позиции в позицию – port de bras.

    Battement tendu jete из V позиции. В комбинацию включены battement tendu jete pique, balansoir.

Марш по кругу с движением рук port de bras.

    Rond de jambe par terre на 1т 4/4. В комбинацию включены перегибы корпуса назад, releve lent на 45 градусов, обводка на plié, III port de bras, releve на полупальцы.

    Plie-soutenu из V позиции.

    Battement frappe, double frappe.

    Releve lent на 90 градусов из V позиции.

    Grand battement jete, шагая по диагонали.

    Pas de bourre с переменой ног en dehors et en dedans лицом к станку.

Экзерсис на середине и allegro.

    Большие и малые позы croise, efface на середине зала.

    Temps leve sauté по I, II, V позициям.

    Changement de pied.

    Port de bras I, II, III.

III. Заключительная часть урока.

Поклон. Подведение итогов урока.

Технические средства обучения.

Балетный зал, оборудованный хореографическими станками и зеркалами, музыкальный инструмент: фортепиано.

Список использованной литературы.

    Никифорова А.В. Советы педагога классического танца. СПб., 2005.

    Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 5-е. – Л., 1980.

    Базарова Н, Мэй В. Азбука классического танца. – Л., 1983.

    Мячин Ю.Н. Похвала экзерсису. Вестник АРБ № 12, 2003.

    Силкин П.А. К проблеме постановки корпуса в младших классах. Вестник АРБ № 14, 2004.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Открытый урок по предмету «Классический танец» тема «Постановка основы в классическом танце» был показан в классе учащихся второго года обучения.

Данный урок является промежуточным итогом работы над выработкой апломба, который формируется на протяжении всего периода обучения классическому танцу.

Возраст учащихся 9-11 лет; учащиеся развиты физически и интеллектуально в соответствии с возрастом; в ходе урока были внимательны и сосредоточенны, четко выполняли поставленные задачи.

Количество упражнений было достаточным для выработки соответствующих умений и навыков, физическая нагрузка была дозированной, виды деятельности чередовались.

Отбор методов обучения был произведен в соответствии с целями, задачами и содержанием урока. Их применение обеспечило сочетание репродуктивной и творческой деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся была своевременной. Она реализовывалась в форме развернутых оценочных суждений учителя и выставления отметок. Каждый этап урока был логически завершён и заканчивался выводами.

Общая оценка урока:

На уроке все задачи решались во взаимосвязи. Урок был проведён четко, его этапы были логически связаны между собой, что создало впечатление его психологической завершенности. На уроке царила атмосфера открытости и доброжелательности. Поддерживалась положительная мотивация. У учителя с классом был установлен хороший контакт, доверительные отношения.

Классический танец

Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.

Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

Главный принцип классического танца – выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue) и другие.

Зачем нужен классический танец?

В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Как правило, хочется выразить самые потаённые движения души в разных лексических интерпретациях, элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом, даже при хорошем педагоге, богатым на танцевальную лексику, не хватает, и танцуем то, что получается.

Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет. Все новое это конечно здорово, но не следует терять то, что называют «силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку, без которой искусство хореографии невозможно. Следует страховать себя от неизбежных потерь и утрат, которые с годами становятся все более значительными. За границей платят колоссальные деньги за то, чтобы учится русской классической школе. Там не теряют времени даром, не упускают ни одного удобного случая и снимают все, что удаётся увидеть: уроки, репетиции, спектакли, а мы часто действуем бесхозяйственно, легкомысленно, не дорожим теми ценностями, которыми обладаем. Я не говорю о том, что каждый сюжет, каждая тема должна выражаться исключительно классическими танцевальными формами. Движение мыслителя не как отвлеченный знак, «подошедший» к данному танцевально-смысловому контексту, а как неповторимый единственно оправданный образно-пластический способ выражения данного содержания.

"Меня очень огорчает какое-то безразличие, иногда даже пренебрежительное отношение молодежи к классике, недооценка ее как колоссального фактора в формировании личности танцора, в росте его профессионального мастерства. Самое важное для них - это трюки, а ведь стиль составляют как раз мелкие связующие движения, они и танец делают танцем, придают ему неповторимость особый эстетический аромат". Алеся Прусская.

"Когда на какое-нибудь определенное действие

человек затрагивает наименшее количество движений - то это грация"

Антон Чехов.

О классическом танце.

Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с 17 века. Впрочем, сам термин «классический», отличающий этот вид театрального танца от других – народно-характерного, бытового и т. д., возник сравнительно недавно, и есть основания предполагать, что возник в России.

Чтобы установить это, необходим краткий экскурс в историю. Пока балет как искусство еще не самоопределился, танец в образе являлся важной составной частью синтетического зрелища. Подобно многим современным искусствам, он появился в эпоху Возрождения. Уже тогда танец играл значительную роль в представлениях народного театра и в религиозных мистериях, в площадных шествиях и парадных выездах мифологических персонажей на княжеских пирах. В ту пору, еще до своего терминологического закрепления, появилось и понятие балет, от латинского ballo - танцую. Как часть музыкально-драматического придворного спектакля балет проник во Францию 16 века и занял видное место в придворном жанре английской «маски». В 17 веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца(1661), балет вышел из дворцовых зал на профессиональную сцену и там, наконец, отделился от оперы, сделался самостоятельным театральным жанром.

Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. Этот новый вид был сложен, ибо, с одной стороны танец очищался от засорявших воздействий придворного бального танца, с другой же – этот профессиональный танец понемногу начинали насыщать элементы виртуозной техники плясунов и акробатов народного театра. Отбор и синтез таких элементов осуществлялись путём абстрагирования; целью был танец, способный, как и музыка, воплощать самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

Поначалу к такому танцу могли обращаться, лишь изображая «благородны» персонажей-богов, героев, королей. В 19 в. именовался «благородным», «высоким», «серьёзным», в отличии от «демихарактерного» (то есть танца серьёзного, но допускающего известный налёт характерности), «пасторального» (то есть облагороженного крестьянского) и «комического»(как правило гротескного и подчас весьма вольного).

Переломной в судьбе классического танца была эпоха романтизма. Но и тогда практики и теоретики еще не прикрепили к нему термин «классический».

Таким образом, можно предполагать, что именно необходимость защитить благородство содержания и академизм форм русского балетного искусства от воздействий завезенного с Запада канкана вызвала к жизни термин «классический танец» и дала ему всеобщее признание. В то же время он являлся как бы охранной грамотой русского балета, ставшего во второй половине 19 века цитаделью мировой хореографии. Блюстителем ее канонов был в театре М. И. Петипа, в школе – Х. П. Иогансон.

На русской сцене и в русской школе абстрагированная система пластической выразительности, за которой прочно укрепилось наименование классического танца, нашла и наиболее полное эстетическое выражение.
Балеты Петипа завершили длительный процесс формирования классического танца как системы выразительных средств. В них собраны, упорядочены и возведены в высокое художественное правило все поиски 19 века в области этого танца. Тогда же окончательно закрепилась и французская терминология классического танца, принятая и по сей день. Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обусловливающих самую природу классического танца. Эта терминология, несмотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы или положения.
Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц. Таковы разнообразные батманы, которые представляют значительную часть урока классического танца и, как многие другие упражнения, видоизменено присутствуют в сценических танцевальных формах.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ - это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.

Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце.

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.

Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка, и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.
Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).

Выворотность - термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности - классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий, принимать необходимое положение.

Спина - это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.

Балет - искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Одеяния и залы придворных дам и кавалеров не подходили для сельских плясок; не допускали неорганизованного движения. Поэтому специальные учителя - танцмейстеры - старались навести порядок в придворных танцах. Постепенно танец становился все более театральным.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto - танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей - чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец - «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

В 1661 году с целью сохранения и развития танцевальных традиций он создал Королевскую академию музыки и танца. Директором академии был королевский учитель танцев Пьер Бошан.

Вскоре была открыта Парижская опера. На первых порах в ее составе ее труппы были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

Мольер в роли Цезаря в пьесе П. Корнеля «Смерть Помпея»

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику - выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве - романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

В России первый балетный спектакль - «Балет об Орфее и Евридике» - поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и дети из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

Новый этап в истории русского балета начался, когда П.Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. СЛОВАРИК ТЕРМИНОВ(ПОМОЩЬ УЧЕНИКАМ)

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки. Многие подумают, зачем заниматься «старым», когда есть множество новых современных направлений. Но нужно понимать, что все новое берет свое начало из танцев прошлых столетий. Так классика впитала в себя все самые изящные движения из народных и бытовых танцев нескольких веков, постепенно совершенствуя позиции рук и ног, положения головы и тела. Все танцевальные движения в классическом танце имеют названия на французском языке, поэтому танцоры разных стран без проблем могут понять друг друга Занятия классическим танцем позволяют развить гибкость, координацию движений, укрепить опорно-двигательный аппарат, способствуют развитию выносливости, физическому и интеллектуальному развитию, а также учат управлять своим телом. Различные комбинации позволяют танцевать красиво и элегантно, даже если это простые движения кистью, ногой или головой. У детей, занимающихся классикой, корректируется и закладывается правильная осанка, исправляются некоторые случаи искривлений позвоночника. Часто даже опытные танцоры различных направлений танцев продолжают заниматься классикой, ведь ее основы универсальны..На занятиях классического танца обучают основным позициям рук и ног, правильной постановке корпуса, знакомят с профессиональной терминологией и историей развития балета, воспитывают музыкальность, развивают устойчивость и координацию, а также готовят небольшие классические постановки в виде этюдов, адажио или различных вариаций. Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца. Выворотность и развитие шага необходимы независимо от высоты, на которую поднимается нога, выворотность словно держит ногу, ведет ее к нужному положению, способствуя чистоте пластичных движений и сглаживая углы, образуемые пятками при подъеме ног. Недостаточно гибкое колено, щиколотка и подъем сковывают свободные движения ног, делая их стесненными и маловыразительными. Основываясь на выворотности, в классическом танце существует пять позиций ног. Причем во всех этих позициях выворачиваются не только ступни, а ноги полностью, начиная с бедренного сустава. Регулярные продолжительные тренировки гибкости и выносливости позволяют принимать необходимые положения без особых усилий.

Начиная заниматься, нужно помнить о стойке, ведь ничего не получится, если не вытянуть корпус вертикально, не допуская согнутого или выгнутого позвоночника, и не распределить вес между ногами. Для выработки правильной осанки необходимо много терпения и времени. О своей осанке нельзя забывать никогда – ни во время занятий классикой, ни при самостоятельных тренировках, ни в любой другой день. Классический танец, как и многие другие – это не только набор движений, его нужно оживить, вложить в него эмоции и чувства. И как только в танце раскрываются сильные чувства, впечатление от него в значительной степени меняется, он завораживает своей пластической выразительностью, оставляя полное эстетическое наслаждение.

В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в настоящее время. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы, возможность кратко произвести запись учебных комбинаций, урока, этюдов, вольных упражнений, композиций.

Хореографическая терминология - система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

Экзерсис у опоры или на середине -это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняются у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно Экзерсис состоят из одних и тех же элементов.

1.demi plie - (деми плие)-неполное «приседание».

2.grand plie-(гранд плие)-глубокое, большое «приседание».

3.relevé-(релеве)-«поднимание»,поднимание в стойку на носках с опусканием в ИП (исходное положение)в любой позиции ног.

4.battement tendu-(батман тандю)-«вытянутый» открывание, закрывание скользящее движение стопой в положение ноги на носок вперед, в сторону, назад с возвращением скользящим движением в ИП.

5.battement tendu jeté-(батман тандю жете)«бросок»,взмах в положение книзу (25°, 45°) крестом.

6.demi rond-(деми ронд)-неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45на 90° и выше).

7.rond de jamb parterre-(ронд де жамб пар тер)-круг носком по полу круговое движение носком по полу.

8.rond de jamb en l"air-(ронд де жамб ан леер)-круг ногой в воздухе, стойка на левой правая в сторону, круговое движение голенью наружу или внутрь.

9.en dehors -(андеор)-круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты.10.en dedans-(андедан)-круговое движение к себе, круговое движение внутрь.

11.sur le cou de pied-(сюр ле ку де пье)-положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги),положение согнутой ноги на голеностопном суставе впереди или сзади.

12.battement fondu-(батман фондю)-«мягкий», «тающий», одновременное сгибание и разгибание ног в тазобедренном и коленном суставах.

13.battement frappe-(батман фрапэ)-«удар» -короткий удар стопой о голеностопный сустав опорной ноги, и быстрое разгибание в коленном суставе (25°, 45°) в положение на носок или книзу.

14.petit battement-(пти батман)-«маленький удар»-поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.

15.battu- (ботю) -«бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.

16.double- (дубль)- «двойной», battement tendu - двойной нажим пяткой battement fondu -двойной полуприсед battement frapper - двойной удар.

17.passe-(пассе) - «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в сторону, сзади.

18.releve lent- (реле велянт) - «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание ноги вперед, в сторону или назад и выше.

19.battement soutenu-(батман сотеню)-«слитный»-из стоики на носках с полуприседом на левой, правую скольжением вперед на носок (назад или в сторону) и скольжением вернуть в ИП.

20.développe-(девелопе) - «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.

21.adajio-(адажио)-медленно, плавно включает в себя гранд плие, девелопе, релеве лянт, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.

22.attitude-(аттитюд) - поза с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону - назад, голень влево.

23.terboushon-(тербушон) - поза с положением согнутой ноги впереди (аттитюд впереди) стоика на левой, правую вперед, голень вниз влево.

24.degaje-(дегаже)-«переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.

25.grand battement-(гранд батман) - «большой бросок,взмах» на 90° и выше через положение ноги на носок.

26.tombée-(томбэ) - «падать» из стойки на носках в пятой позиции выпад вперед (в сторону, назад) с возвращением в ИП скользящим движением.

27.picce-(пикке) - «колющий», стойка на левой правая вперед к низу, быстрое многократное касание носком пола.

28.pounte-(пуанте) - «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.

29.balance-(балансе) - «покачивание», маятниковое движение ног вперед кверху - назад книзу, вперед - назад, вперед - назад кверху.

30.allongée-(аллянже) - «дотягивание», завершающее движение рукой, ногой, туловищем.

31.por de bras-(пор де бра) -«перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону. То же самое в растяжке.

32.temps lie-(тан лие)-серия слитных танцевальных движений, маленькое адажио,1-полуприсед на левой,2 - правую вперед на носок, 3 - перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП 5.то же самое в сторону и назад.

33.failli-(фай»)-«летящий», ИП - 5 позиция правая впереди. Толчком 2-мя прыжок вверх, опускаясь в скрестный выпад левой в сторону, левая рука вверх, правая назад -толчком левой и взмахом правой назад книзу прыжок вверх на 2 руки вниз. 34.allegro-(аллегро)-«веселый», «радостный», часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.

Дополнение:A LA SECONDE [а ля сегонд] - положение, при котором исполнитель располагается en face, а "рабочая" нога открыта в сторону на 90° .

ALLONGE, ARRONDIE [алонже, аронди] - положение округленной или удлиненной руки.

ARABESQUE [арабеск] - поза классического танца, при которой нога отводится назад "носком в пол" на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.

ARCH [атч] - арка, прогиб торса назад.

ASSEMBLE [асеамбле] - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе.

ATTITUDE [аттитюд] - положение ноги, оторванной от пола и немного согнутой в колене.

EPAULMENT [эпольман] - положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый),

FOUETTE [фуэтте] - прием поворота, при котором тело исполнителя поворачивается к зафиксированной в определенном положении ноге (на полу или в воздухе).

GLISSADE [глиссад] - партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.

GRAND JETE [гран жете] - прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение "шпагат".

PAS BALANCE [па балансе]- па, состоящее из комбинации tombe ираз de Ъоиггёе. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже - вперед-назад.

PAS CHASSE [па шассе] - вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога "догоняет" другую в высшей точке прыжка.

PAS DE BOURREE [па де бурре] - танцевальный вспомогательный шаг, состоящий из чередования переступаний с одной ноги на другую с окончанием на demi-plle.

PAS DE CHAT [па де ша] - прыжок, лимитирующий прыжок кошки. Согнутые в коленях ноги отбрасываются назад.

PAS FAILLJ [па файи] - связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demlplie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.

PASSE [пассе] - проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполняться по первой позиции на полу (passepar terre), либо на 45° или 90°.

PIQUE [пике] - легкий укол кончиками пальцев "рабочей" ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

PIROUTTE [пируэт] - вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.

PLIE RELEVE [плие релеве] - положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.

PREPARATION [препарасъон] - подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.

RELEVE [релеве] - подъем на полупальцы.

RENVERSE [ранверсе] - резкое перегибание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.

ROVD DE JAM BE EN L "AIR [рон де жамб анлер] - круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.

SAUTE [соте] - прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.

SISSON OUVERTE [сиссон уверт] - прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.

SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] - поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания "рабочей* ноги в пятую позицию.

SURLE COU-DE-PIED [сюр ле ку-де-пье] - положение вытянутой ступни "работающей" ноги на щиколотке опорной ноги спереди или сзади.




Top