Выполни штриховку в заданном направлении. Методическая разработка (старшая группа) на тему: "Учимся штриховать"

История России 20 век: как выучить?

Всем доброго времени суток! На линии Андрей Пучков. Сегодня мы поговорим о наверное самом непростом времени за всю историю России — 20 веке. Двадцатый век в истории России — по праву самый сложный из всех веков, потому что о нем больше всего известно: существует больше открытых документов. Хотя, конечно, не счесть и засекреченных материалов.

Когда я учился в вузе, преподаватель говорил, что только по Великой Отечественной войне 95 % всех документов засекречено. Можете себе представить! А ведь прошло уже более 75 лет!

Перед каждым абитуриентом встает вопрос: как же выучить историю России в 20 веке? Как объять такую гору материала? Вот несколько моих рекомендаций...

Во-первых , надо грамотно делить учебный материал на части, и работать с каждой частью отдельно. Вот готовые хронологические блоки, по которым можно выучить 20 столетие в истории России:

Россия с 1894 по 1917 год

Узловыми точками здесь будут три революции: первая (1905—1907), февральская (февраль—октябрь 1917 года) и собственно, октябрьская. Важно уловить логику отечественной истории в этом периоде: все действия до Первой русской революции были ее причинами. Не забывайте правильно запоминать последовательность исторических событий.

Гражданская война 1918 по 1922 годы . В истории России 20 столетия этот период для абитуриентов самый сложный. И это неспроста: ведь силы, противостоящие большевика в были разрознены, а тесты егэ заставляют абитуриента знать все основные направления, военачальников Гражданской войны и многое другое. Для изучения этой темы крайне рекомендую обратиться к статье по линку, а также дочитать эту заметку до конца.

Советский период. Этот период также следует разделить на части: НЭП, Сталинизм (1927 — 1953), период , , . Каждый из этих периодов надо учить не отдельно, а понимать, что все они связаны. Надо найти те сквозные проблемы, которые пронизывают всю эпоху истории России в 20 веке и держаться этих проблем. Ведь зачастую абитуриенты учат фрагментарно, забывая запоминать логику развития событий.

Период новейшей истории России с 1991 по 2014 годы . Сложность этого периода в том, что здесь много хаоса. Практически столько же, сколько в Гражданской войне. Поэтому эта тема крайне трудно дается абитуриентам. Между тем выход есть и его я предложил в заметке .

Во-вторых , при изучении отечественной истории 20 века надо знать достаточно много персонажей не только из истории России, но и из зарубежной истории. Достаточно часто встречается в тестах ЕГЭ Уинстон Черчилль и Т. Рузвельт: надо писать по ним исторический портрет. Это конечно жестко, если вспомнить, что в школах едва-едва не хватает часов на изучения собственно отечественной истории. Отсюда выход: персонажей надо учить неразрывно с событиями.

К примеру, изучаете вы Историю открытия второго фронта в , так и загляните в биографию У. Черчилля и Т. Рузвельта. Тогда у вас в памяти эта история Второго фронта будет ассоциироваться с этими персонажами! Построение ассоциаций — мощь! Также прочитайте статью про то, как улучшить память.

В-третьих , ! Повторяйте уже пройденный материал: лучше всего рассказать все устно другу, подруге, маме, папе, учителю в школе, репетитору. Чтобы вас выслушали. Желательно, чтобы человек, которому рассказываете, был, что называется «в теме».

Т огда он сможет обращать ваше внимание на упущенные вами факты и вы их будете вносить в поле внимания своей памяти. Думаете почему преподаватели так хорошо знают историю? Да потому что постоянно, из года в год рассказывают ее внимательно слушающим людям — своим ученикам. Используйте это!

Устный рассказ также учит логике изложения, логике запоминания.

Думаю, вам стало понятнее, как выучить историю России 20 века. Однако это ещё не все. В марте стартовал мой новый курс повторения «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов».

Собственно именно поэтому вы и легко выучите этот непростой период Отечественной истории. Стоимость курса учитывает от 4 до 8 таких консультаций. На самом деле, это вообще халява, друзья. Ведь работа репетитора по этой теме будет стоить вам в пять-семь раз дороже. Но халява будет халявой только до 2 сентября, так что успевайте.

Тест№1. Россия в конце XIX- начале XX века.

Задания уровня повышенной сложности.

1.Что из перечисленного относится к политике Николая II?

    Принятие первой Российской Конституции.

    Победа в русско-японской войне.

2.. Прочтите отрывок из речи Николая II и укажите название государственного органа, к представителям которого он обращался: «Всевышним Промыслом врученное Мне попечение о благе Отечества побудило Меня призвать к содействию в законодательной работе выборных от народа»:

    Государственный Совет,

    Государственная Дума,

    Правительствующий Сенат,

    Комитет министров.

3.Взгляды представителей какой политической идеологии отражают слова: «Без общины не может существовать дух России»?

    анархистов,

    консерваторов,

    либералов,

    марксистов.

4. Прочтите фрагмент из исторического источника и укажите фамилию политического деятеля, выступившего на заседании в III Государственной Думе в 1907 году с данными предложениями.

«Поставив на ноги, дав возможность достигнуть хозяйственной самостоятельности многомиллионному крестьянскому населению, законодательное учреждение заложит то основание, на котором прочно будет воздвигнуто преобразованное русское государственное здание… Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности, и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой личной земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

    В.М. Чернов.

    П.Н. Милюков.

    П.А. Столыпин.

    С.Ю. Витте.

5. Что из перечисленного стало одной из причин обострения социальной напряжённости в годы правления Николая II?

    Созыв I Государственной думы.

    Поражение в русско-японской войне.

    Отмена выкупных платежей.

    Разработка рабочего законодательства.

6. Какое из политических движений начала ХХ века характеризовалось социалистическими представлениями?

  1. октябристы,

    черносотенцы.

7.Роспуск Императором II Государственной думы считается государственным переворотом, так как царь не имел права:

    роспуска представительного органа,

    вносит изменения в избирательный закон;

    менять состав правительства;

    менять структуру государственного управления.

8. Прочтите отрывок из доклада политического деятеля и укажите его фамилию.

«Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне Высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать правительство, в связи с соображениями о современном состоянии России, и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.

Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее: волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо, как следcтвиe частичных несовершенств государственного и социального устроения, или только как результата организованных действий крайних партий. Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности. Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных Вашего Императорского Величества, независимо от вероисповедания и национальности. Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствовать законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности государства.

Следующей задачей правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идет; большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы. Задача эта сводится к устроению правового порядка. Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах».

    Столыпин П.А.

    Плеве В.К.

    Витте С.Ю.

    Родзянко М.В.

9. Что из перечисленного относится к причинам введения военно-полевых судов в 1906г.?

    поражение России в русско-японской войне;

    рост числа террористических актов против государственных деятелей со стороны эсеров;

    начало работы Государственной думы;

    разрушение крестьянской общины, переселенческая политика.

10. Укажите характерную черту развития культуры на рубеже 19-20 вв.:

    господство академизма;

    многообразие стилей и течений;

  1. отсутствие достижений международного уровня в области гуманитарных наук.

11. Какое из перечисленных событий произошло в годы Первой русской революции:

    Ходынская трагедия;

    Ленский расстрел;

    Кровавое воскресенье;

    Арест царской семьи.

12. Что из перечисленного было приоритетным направлением в деятельности П.А. Столыпина:

    дискредитация царской семьи;

    конфискация помещичьей земли и раздача её крестьянам;

    разрушение крестьянской общины;

    расширение роли земств.

Задания 13-26 требуют ответа в виде цифры, последовательности цифр, слова (словосочетания), которые следует записать в поле ответа в тексте работы. Имена российских государей следует писать только буквами без пробелов (например: ПётрПервый).

13 .Расположите в хронологической последовательности имена исторических личностей. Запишите цифры, которыми они обозначены в правильной последовательности в таблицу.

    С.Ю. Витте.

    Д.М. Милютин.

    М..Д. Скобелев.

    А.А. Брусилов.

14. Какие три из перечисленных исторических деятелей были соратниками НиколаяII?

    П.А. Столыпин.

    С.Ю. Витте.

    В.М. Чернов.

    Г. В.Плеханов.

    П.Н. Дурново.

    В.И. Ульянов.

15. Установите соответствие между датами и событиями.

«кровавое воскресенье», начало первой русской революции

начало восстания на броненосце «Потемкин»

начало русско-японской войны, нападение на Порт-Артур

роспуск II Госдумы и изменение избирательного закона

указ о свободном выходе крестьян из общины

Запишите в таблицу выбранные вами цифры под соответствующими буквами.

16.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям, явлениям России конца X IX- начала XX века:

1) выкупные платежи; 2) малоземелье крестьян; 3) аграрное перенаселение; 4) чугунный устав; 5) перепись населения; 6) финансовая реформа С.Ю. Витте.

Найдите и запишите порядковый номер термина, относящегося к другому историческому периоду.

17. Запишите пропущенное слово.

Из высказывания Г.В. Плеханова: «Русская история ещё не смолола той муки, из которой со времением будет испечён пшеничный пирог_______________».

Ответ:________

18. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Революционно-демократические и либеральные партии

Основные требования по решению аграрного вопроса

Эсеры (социалисты-революционеры)

Конфискация помещичьих земель, социализация земли, передача её крестьянам на принципах уравнительного пользования

_____________(А)

__________________(Б)

Конфискация помещичьих земель, национализация их и сдача в аренду крестьянам

_____________________(В)

______________(Г)

Конфискация помещичьих земель, муниципализация их и сдача в аренду крестьянам

Г.В. Плеханов.

_______________(Д)

Сохранение помещичьего землевладения, разрушение крестьянской общины, государственное содействие крестьянам в покупке земли.

_________________(Е)

    В.М. Чернов.

    В.И. Ульянов (Ленин)

    А.И. Гучков.

    П.Н. Милюков.

    Октябристы.

  1. РСДРП (большевики).

    РСДРП (меньшевики).

    П.А. Столыпин.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами .

19. Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Незадолго до начала войны, в феврале 1914 года, бывший министр внутренних дел Дурново П.Н. подаёт Николаю II свою знаменитую записку (меморандум), предостерегающую от вступления России в мировую войну. Эта записка поразительна тем, что она оказалась пророческой; все предсказанные в ней события сбылись. Ричард Пайпс в силу этого даже подозревает, что записка является более поздней фальсификацией, однако считает её датировку 1914 годом все-таки достоверной.

В своей записке министр Дурново точно предсказал состав двух основных коалиций в надвигавшейся мировой войне, и указал, что России достанется главная тяжесть войны, и «роль тарана, пробивающего самую толщу немецкой обороны», также точно отметив «недостаточность наших военных запасов», в будущем породившую «снарядный голод» 1914-1915 годов, и будущую блокаду Балтийского и Чёрного морей.

В случае поражения России в войне, которую министр Дурново представляет, как тяжёлую, он предрекает впадение «в беспросветную анархию, исход которой трудно предвидеть». Автор записки скептически относится к современной ему думской оппозиции, как интеллигентской по своему составу, и оторванной от народа, и предсказывает, что в случае революции они быстро потеряют над ней контроль.

Особенно благоприятную почву для социальных потрясений представляет, конечно, Россия, где народные массы, несомненно, исповедуют принципы бессознательного социализма…Русский простолюдин, крестьянин и рабочий одинаково не ищет политических прав, ему и ненужных, и непонятных. Крестьянин мечтает о даровом наделении его чужою землею, рабочий - о передаче ему всего капитала и прибылей фабриканта, и дальше этого их вожделения не идут. И стоит только широко кинуть эти лозунги в население, стоит только правительственной власти безвозвратно допустить агитацию в этом направлении, - Россия, несомненно, будет ввергнута в анархию, пережитую ею в приснопамятный период смуты 1905-1906 годов. … Война с Германией создаст исключительно благоприятные условия для такой агитации. Как уже было отмечено, война эта чревата для нас огромными трудностями и не может оказаться триумфальным шествием в Берлин. Неизбежны и военные неудачи, - будем надеяться, частичные, - неизбежными окажутся и те или другие недочеты в нашем снабжении. При исключительной нервности нашего общества, этим обстоятельствам будет придано преувеличенное значение, а при оппозиционности этого общества, все будет поставлено в вину правительству.

По мнению министра Дурново, «в случае неудачи, возможность которой, при борьбе с таким противником, как Германия, нельзя не предвидеть, - социальная революция, в самых крайних ее проявлениях, у нас неизбежна…». Последствия неудач на фронте автор записки видит следующим образом: «…социалистические лозунги, единственные, которые могут поднять и сгруппировать широкие слои населения, сначала чёрный передел, а засим и общий раздел всех ценностей и имуществ. Побеждённая армия, лишившаяся, к тому же, за время войны наиболее надёжного кадрового своего состава, охваченная в большей части стихийно общим крестьянским стремлением к земле, окажется слишком деморализованною, чтобы послужить оплотом законности и порядка. Законодательные учреждения и лишённые действительного авторитета в глазах народа оппозиционно-интеллигентные партии будут не в силах сдержать расходившиеся народные волны, ими же поднятые, и Россия будет ввергнута в беспросветную анархию, исход которой не поддаётся даже предвидению».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Последствием событий, о которых идёт речь в отрывке, станет отречение от престола Николая II.

    П.Н. Дурново считает, что в ходе социальных потрясений, вызванных участием России в войне, станет выдвижение со стороны народа в первую очередь экономических требований.

    П.Н. Дурново высоко оценивает деятельность Государственной думы.

    Николай II согласился с опасениями министра и выстроил внешнеполитический курс в соответствии с его рекомендациями.

    П.Н. Дурново опасался, что в связи с тяжёлыми последствиями военных действий Россия будет ввергнута в анархию.

    Единственную опору для государя и государства министр видел в лице армии.

21. Укажите имя правителя России во время войны, события которой обозначены на схеме. Ответ запишите словосочетанием без пробелов.

Ответ: _______________.

22.Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: ______________.

23. укажите название сражения, обозначенного цифрой «2».

24. Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    В сражении, обозначенном цифрой «2», победу одержала эскадра Рожественского.

    Город, обозначенный цифрой «1», не оказал сопротивления врагу.

    Договор о мире между воюющими странами был заключён при посредничестве США.

    Сухопутными войсками командовал генерал Куропаткин.

    Во время боевых действий погиб художник-баталист Верещагин.

    По условиям заключённого мира Россия южный Сахалин.

Рассмотрите изображение и выполните задание 25.

25. Какие суждения о данной монете являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    Даная монета была выпущена в период финансовой реформы С.Ю. Витте и называлась золотым червонцем.

    Коронация изображённого на монете императора произошла в год смерти его отца.

    Император, изображённый на монете, будет канонизирован Русской Православной церковью.

    Во время правления этого императора Россия участвовала в двух кровопролитных войнах.

    Император был убит эсерами-террористами.

26. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке названия или изображения. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного названия или изображения. Обратите внимание на то, что элементов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения таблицы.

Время создания

памятника архитектуры

Месторасположение-Москва

Месторасположение-Санкт-Петербург

Конец XIX века

____________(А)

____________(Б)

Начало XX века

______________(В)

______________(Г)

Названия и изображения:

1. Третьяковская галерея.

2. Большой и Малый театры.

3. Здание Мариинского театра.

4. Доходные дома на Каменноостровском

5.

Московский модерн и творчество Ф. Шехтеля

Дом Рябушинского. Малая Никитская 2/6

Двухэтажный особняк, поставленный на угловом участке с садом, был выстроен в

1902-1904 годах по проекту Ф. Шехтеля, самого значительного зодчего, работавшего в стиле

модерн, по заказу представителя богатейшего клана промышленников и банкиров Степана

Рябушинского.

Все составляющие этого произведения можно назвать целостным художественным

произведением. Особняк состоит из группы разных по размеру объемов, что отражает его

живописный план. Основные помещения примыкают к лестничному холлу, освещенному

через остекленный фонарь. Общая пространственная композиция здания сродни

выразительной и динамичной скульптуре.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответсвующими бкувами.

Часть 2.

Для записи ответов на задания этой части (27-33) используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (27, 28 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника. Используя информацию из источника, а также знания по курсу истории России, ответьте на вопросы.

Из письма германского императора Вильгельма II русскому царю.

«Я следил за каждым движением эскадры адмирала Рожественского. Это была с твоей стороны крупная ставка, с честью проигранная. Он (Рожественский) сделал всё, от него зависящее, чтобы исполнить твои желания, но проведение судило иначе, и он храбро встретил поражение, оставаясь верным до конца своему повелителю. Я глубоко сочувствую и ему, и тебе. С чисто военно-стратегической точки зрения поражение...

отнимает всякую надежду НАТО, чтобы счастье повернулось в твою сторону; японцы теперь могут беспрепятственно перебрасывать в Маньчжурию сколько угодно резервов, свежих войск, военных припасов и т.д. для осады Владивостока, который едва ли будет в

состоянии долго сопротивляться без поддержки флота. Для того чтобы вернуть армии (сухопутной) её прежнюю боевую силу, нужно, по крайней мере, 3 или 4 свежих армейских корпуса, но даже и при этом условии было бы трудно предсказать, каков будет результат и будет ли новое крупное сражение успешнее прежних. Конечно, формально

можно даже при таких неблагоприятных обстоятельствах продолжать войну ещё некоторое время, но нельзя упускать из вида человеческую сторону дела. Твоя страна послала тысячи своих сынов на фронт, где они умерли или заболели и на всю жизнь остались калеками. Как я писал тебе в своем последнем письме от 6-ого февраля, война

очень непопулярна, и народ видит, что его сыны и отцы против воли оставляют свои дома, чтобы идти сражаться за дело, которому они... не сочувствуют».

27. Укажите название морского сражения, упомянутого в письме, и в каком году оно произошло.

28. Каковы были причины войны, о ходе которой говорится в письме? Назовите не менее трех причин.

29.На основе текста и знаний по истории приведите не менее трёх причин, по которым Россия была вынуждена пойти на переговоры о мире.

30. В августе 1905г. В американском г. Портсмуте шли переговоры между представителями России и Японии о заключении мира. Японская сторона выдвигала чрезвычайно тяжёлые условия. Император Николай II уже был готов прервать переговоры. Однако мир был подписан. Приведите три объяснения тому, почему российская сторона пошла на подписание мира.

31. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке: «Реформа П.А. Столыпина закладывала основы для стабильного развития русской деревни».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде.

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

32. Сравните внутреннюю политику Александра III и Николая II. Самостоятельно сформулируйте линии (критерии) сравнения. Приведите две общие характеристики и два различия. Ответ оформите в виде таблиц.

Общее

Линии (критерии)

сравнения

Внутренняя политика Александра III и Николая II

Различия

Линии (критерии)

сравнения

Внутренняя политика Александра III.

Внутренняя политика а III и Николая II .

33. Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1).1894-1917гг; 2). 1914-1918гг; 3) 1905-1907гг.

В сочинении необходимо:

Указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

Назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России;

Указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России.

В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду

Предварительный просмотр:

Тема: СССР В ПЕРВОЕ ПОСЛЕВОЕННОЙ ДЕСЯТИЛЕТИЕ.

Часть А.

1. Послевоенное восстановление экономики требовало оздоровления финансовой системы. Для этого советским правительством была проведена денежная реформа в декабре 1947 г.? Какие сбережения подлежали льготному обмену (то есть 1:1)?

1) Сбережения рабочих, не превышавшие трех тысяч рублей

2) Сбережения участников Великой Отечественной войны, не превышавшие трех тысяч рублей

3) Вклады в сберкассах до трех тысяч рублей

2. По данным Управления уполномоченного СНК СССР по репатриации на 1 февраля 1946 г. в Советский Союз с территории Германии и других государств было репатриировано всего 5,2 млн. человек. Где решалась их дальнейшая судьба?

1) В Государственном комитете обороны СССР

2) В ЦК ВКП(б)

3) В проверочно-фильтрационных лагерях

4) На местах

5) В Верховном Суде СССР

3. Существенную роль в структуре внешних источников послевоенного восстановления сыграли репарации, полученные СССР из Германии, Румынии, Венгрии, Манчжурии. Назовите еще одну страну из которой Советский Союз получал репарации?

1) Финляндия

2) Япония

3) Италия

4) Австрия

5) Испания

4. Какое судебное дело стало пиком борьбы с "безродным космополитизмом"?

1) "Ленинградское дело"

2) "Дело врачей"

3) "Дело Еврейского антифашистского комитета"

4) "Шахтинское дело"

5) Дело об "Антисоветском правоцентристском блоке"

5. Часто, особенно в публицистике, фронтовиков называют "неодекабристами". Почему?

1) Потому что, так же как и декабристы готовили заговор против власти;

2) Потому что несли в себе "потенциал" свободы, полученный от победоносной войны и заграничных походов

3) Так как в декабре 1945 г. выдвинули свои требования правительству о реформировании режима;

6. Чему была посвящена речь в Фултоне бывшего премьер-министра Великобритании У. Черчилля, произнесенная в марте 1946 г.?

1) Проблеме реализации "плана Маршалла" и его распространения на СССР

2) Вопросам разрушения и будущего устройства мира

3) Предупреждению опасности ядерного оружия

4) Предупреждению об опасности распространения коммунизма

5) Оценкам итогов второй мировой войны

7. Имена ученых И.В. Курчатого, А.Д. Сахарова, Ю.Б. Харитона связаны с исследованиями в области:

  1. органической химии
  2. ядерной физики
  3. теории космических полетов
  4. биологических наук.

8. В каком году произошли важные для СССР события – испытание первой в СССР ядерной бомбы, создание Совета экономической взаимопомощи, подписание Североатлантического пакта (НАТО):

1) в 1945 г.

2) в 1949 г.

3) в 1955 г.

4) в 1964 г.

9. К причинам преимущественного развития в СССР после Великой Отечественной войны тяжелой промышленности не относилась необходимость:

1) технического оснащения других отраслей промышленности

2) укрепления обороноспособности и военной мощи государства в условиях двухполюсного мира

3) изменения экономического курса предвоенного времени

4) укрепления влияния СССР в мире.

10. Кто из названных деятелей науки и культуры подвергался гонениям со стороны сталинского режима в послевоенное время:

  1. М. Шолохов
  2. К. Симонов
  3. Д. Лихачев
  4. Т. Лысенко

11. Понятие «холодная война» означает

  1. активную идеологическую и военно-техническую подготовку к вооруженному противоборству
  2. экономическое сотрудничество при сохранении идеологических противоречий
  3. военные действия с ограниченным использованием ядерного оружия
  4. переговоры об ограничении средств массового уничтожения
  5. отказ от участия в локальных конфликтах.

Часть В.

12. Установите соответствие между социальными группами населения СССР и причинами репрессий против них в годы после Великой отечественной войны:

1) национальные меньшинства

2) бывшие военнопленные

3) творческая интеллигенция

4) крупные партийные работники

5) борьба за власть в руководстве СССР

6) ужесточение идеологического давления

7) обвинения в сотрудничестве с оккупантами

8) подозрения в предательстве.

Ответ:

13. Теоретической основой "жесткого" курса в сфере идеологии можно считать Постановление ЦК ВКП(б), принятое в августе 1946 г. Постановление называлось:

1) "О судах чести в министерствах СССР и центральных ведомствах"

2) "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению"

3) "О кинофильме "Большая жизнь"

4) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"

5) Об учебнике Г.Ф. Александрова "История западноевропейской философии"

14. С 1947 года ЦК ВКП(б) принимает ряд мер по укреплению партийных школ и курсов. Чем были вызваны эти меры?

1) Низким культурным уровнем партийных работников и агитаторов

2) Большим количеством желавших учиться

3) Нехваткой кадров партийных агитаторов

15. Какое из указанных событий не связано с противостоянием СССР и стран Запада в 1945-1953 гг.:

  1. испытание ядерной бомбы в СССР
  2. идеологическая кампания против космополитизма
  3. корейская война
  4. «ленинградское дело».

16. Прочитайте отрывки из писем жителей Воронежской и Сталинградской областей (1946 г.) и ответьте на вопрос:

15.11.1946 г. «…Надвигающийся голод страшит, моральное состояние подавленное. Дети наши живут зверской жизнью – вечно злы и голодны. От плохого питания Женя стал отекать, больше всего отекает лицо, очень слабый. Голод ребята переносят терпеливо, если нечего поесть, что бывает очень часто, молчат, не терзают мою душу напрасными просьбами» (М.С. Ефремова. Воронежская область, ст. Бутурлиновка).

24.11.1946 г. «…Дома дела очень плохие, все начинают пухнуть от голода: хлеба нет совсем, питаемся только желудями» (В.В. Ершов, Воронежская обл., г. Борисоглебск).

Что из перечисленного не относилось к причинам бедственного положения людей в первые послевоенные годы:

  1. засуха и неурожай 1946 г.
  2. разорение сельского хозяйства страны
  3. неэффективность колхозно-совхозной системы
  4. принудительная кампания по выращиванию кукурузы

17. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя К.М. Симонова о проходившем в 1948 г заседании руководства КПСС, на котором решался вопрос о присуждении Сталинских премий, и ответьте на вопрос.

«Сталин, обращаясь… к сидевшим за столом членам Политбюро, сказал: «Я думаю, нам все-таки следует объяснить товарищам, почему мы сняли с обсуждения вопрос о книге товарища Тихонова «Югославская тетрадь…Товарищ Тихонов тут ни причем, у нас нет претензий к нему за его стихи, но мы не можем дать ему за них премию, потому что в последнее время Тито плохо себя ведет».

Какое событие вызвало такую реакцию со стороны Сталина:

  1. подписание Югославией политического соглашения с США
  2. конфликт между партийным и государственным руководством Югославии и СССР
  3. вступление Югославии в НАТО
  4. выход Югославии из Совета экономической взаимопомощи.

18. Прочитайте отрывок из работы историка Н.Т. Павленко «Размышления о судьбе полководца и ответьте на вопрос.

« В конце 50-х и в начале 60-х годов активизировалась работа над исследованиями истории Великой Отечественной войны. Появление мемуарных трудов позволило устранить много пробелов в военно-исторической литературе… Вместе с тем оставалось еще немало «белых пятен» в тех научных трудах, где речь велась о высших звеньях стратегического руководства. Огромную роль в устранении крупных пробелов в исторических трудах могли бы сыграть свидетельства Г.К. Жукова, но к нему как к «опальному» в течение почти двух десятилетий боялись подступиться историки. От такой вопиющей нелепости пострадала историческая наука».

В чем заключалась причина опалы Г.К. Жукова, начавшаяся после Великой Отечественной войны:

1) Г.К. Жукову поставили в вину слишком большие потери при штурме Берлина

2) Г.К. Жуков был обвинен в тесном сотрудничестве с американскими военачальниками

3) И.В. Сталин обвинил Г.К. Жукова в приписывании себе всех побед в войне, в «заговорщицкой деятельности»

4) Г.К. Жуков стремился занять пост высшего руководителя страны.

19. Кто из названных высших руководителей СССР был сторонником воссоздания довоенной модели форсированного восстановления и развития тяжелой промышленности как средства военного противостояния капитализму:

  1. И.В. Сталин
  2. А. Жданов
  3. Г. Маленков
  4. Л. Берия
  5. Н. Вознесенский
  6. Н. Родионов

Ответ: 1) 1, 2, 3 2) 4, 5, 6 3) 2, 3, 4 4) 1, 3, 4

20. Во второй половине 1940-х гг. подвергнутые резкой критике так называемые «мухолюбы-человеконенавистники» представляли науку

  1. нейрофизиологию
  2. кибернетику
  3. генетику
  4. экологию
  5. зоологию

Тема: СССР В СЕРЕДИНЕ 50-СЕРЕДИНЕ 60-Х ГГ.

Часть А.

1. После смерти И.В. Сталина реально власть сосредоточилась в руках "тройки" - Л.П.Берия, Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущева, занявших три ключевых поста. Какой пост занял Н.С. Хрущев?

1) Пост Председателя Совета Министров СССР

2) Пост Министра внутренних дел

3 ) Возглавил Секретариат ЦК КПСС

2. Кому принадлежит характеристика эпохи Н.С. Хрущева как "оттепели"?

1) Самому Н.С. Хрущеву

2 ) Писателю И. Эренбургу

3) Л.И. Брежневу

3. Назовите дело, послужившее своеобразным громоотводом общественного мнения и укрепившее положение Н.С. Хрущева .

1) Дело врачей-вредителей

2) Ленинградское дело

3) Дело Берии

4. Какое решение было принято относительно деятельности антипартийной группировки Молотова, Кагановича, Маленкова?

1) Отстранить от ведущих постов в советском и партийном руководстве и перевести их на менее значительные должности

2) Их исключили из партии, арестовали и были преданы суду

3) Они были высланы из СССР с потерей советского гражданства

5. Доклад Н.С. Хрущева на XX съезде очертил официальную концепцию, объясняющую культ личности. В чем состояла ее суть?

1) Культ личности явился порождением системы социализма

2) Культ личности трактовался как порождение личности Сталина

3) Культ личности есть наследие революционного прошлого страны

6. В каком документе хрущевской эпохи содержалось утверждение, что в течение 1971-1980 годов в СССР будет создана материально – техническая база коммунизма?

1) В Программе партии 1961 года

2) В докладе Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС

3) В документах сентябрьского Пленума ЦК КПСС

7. 14 октября 1964 года в Москве состоялся Внеочередной пленум ЦК. Его основной темой стало:

1) Планирование восьмой пятилетки;

2) "Неправильные действия" Н.С. Хрущева

3) Начало новой реформы управления экономикой

8. Какое событие международной политики окончательно оформило два враждебных друг другу блока?

2) Образование в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи

3) Берлинский кризис 1948 г.

4) Корейская война 1950-52 гг.

5) Вхождение ФРГ в НАТО и Образование Варшавского Договора в 1955 году

9. В средине 50-х – начале 60-х годов на фоне улучшения отношений с рядом западных государств, у СССР появился " враг N 2". Назовите эту страну:

1) Китай

2) США

3) Югославия

4) Япония

5) ФРГ

10. Какие события второй половины 50-х годов привели СССР к ужесточению своей политики, к использованию силового давления, что породило ряд острых международных кризисов?

1) Вступление ФРГ в НАТО

2) Обострение отношений с Китаем после ХХ съезда КПСС

3) Антисталинская революция в Венгрии 1956 года

11. Когда было заключено первое соглашение по ограничению стратегического оружия ?

1) В августе 1963 г. - "Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах"

2) В 1957г., когда ООН внес предложение о приостановке ядерных испытаний, взаимных обязательствах об отказе от применения атомного оружия

12. Какое из названных событий произошло в 1957 г.

  1. первый полет человека в космос
  2. ХХ съезд КПСС
  3. Запуск первого искусственного спутника Земли
  4. Карибский кризис.

13. С кем из указанных государственных деятелей связывают начало «холодной войны»:

1) Ф. Рузвельт, А. Громыко

2) Д. Эйзенхауэр, Н. Булганин

3) Дж. Кеннеди, Н. Хрущев

4) У. Черчилль, И. Сталин.

14. С какой из указанных групп событий связаны все три даты: 1953 г., 1956., 1968 г.

1) проведение запусков космических кораблей

2) заключение договоров между СССР и станами Запада

3) создание международных организаций с участием СССР

4 ) участие советских войск в подавлении народных выступлений в других странах.

15. Какая сфера народного хозяйства развивалась в СССР в первые годы после окончания Великой Отечественной войны наиболее быстрыми темпами:

  1. сельское хозяйство
  2. тяжелая промышленность
  3. социальная сфера
  4. легкая промышленность.

16. К причинам смещения Н.С. Хрущева со всех постов в 1964 г. не относится:

1) стремление группы партийных руководителей у власти

2) недовольство многих групп населения непоследовательностью и противоречивостью политики

17. В каком году произошли оба события – ХХ съезд КПСС и подавление народного выступления в Венгрии:

1) 1946 г.

2) 1956 г.

3) 1968 г.

4) 1985 г.

18. Период в истории СССР с середины 1950-х до середины 1960-х гг., характеризовавшийся началом обновления духовной жизни общества, разоблачением культа личности, назывался периодом:

  1. деидеологизации
  2. гласности
  3. «оттепели»
  4. нового политического мышления.

19. Датой начала «оттепели» в СССР считается:

  1. 1945 г.
  2. 1953 г.
  3. 1985 г.
  4. 1991 г.

20. На ХХ съезде КПСС был(а)

  1. разоблачен культ личности Сталина
  2. принята новая партийная программа
  3. одобрен курс на перестройку
  4. отстранен от должности первого секретаря КПСС Н.С. Хрущев.

21. Кто из руководителей СССР был инициатором освоения целинных земель, распространения по всей стране посевов кукурузы:

  1. И.В. Сталин
  2. Н.С. Хрущев
  3. Л.И. Брежнев
  4. Ю.В. Андропов

22. Кто из названных деятелей не участвовал в борьбе за верховную власть в партии и государстве после смерти И.Сталина:

  1. Г.М. Маленков
  2. В.М. Молотов
  3. Л.М. Каганович
  4. Л.И. Брежнев

23. В принятой в 1961 г. программе КПСС было заявлено: «Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». За сколько лет партия рассчитывала выполнить эту программу:

1) 5

2) 20

3) 40

4) 50.

24. Карибский кризис 1962 г. – это:

  1. конфликт Кубы с соседними государствами
  2. столкновение вооруженных сил НАТО и ОВД в районе Карибского моря
  3. конфликт США и СССР из-за размещения советских ядерных ракет на Кубе
  4. выступление кубинцев против режима Ф. Кастро.

25. Экономические реформы под руководством Н.С. Хрущева проводились в СССР в:

  1. 1945-1953 гг.
  2. 1954-1964 гг.
  3. 1965-1970 гг.
  4. 1985-1990 гг.

26. Территориальные органы хозяйственного управления, заменившие министерства в 1957 г. назывались

  1. ведомствами
  2. синдикатами
  3. трестами
  4. совнархозами
  5. коллегиями.

27. С начала 1960-х гг. ближайшим союзником СССР в западном полушарии стало государство

1) Никарагуа

2) Бразилия

3) Гренада

4) Перу

5) Куба.

28. Причина отстранения Н.С. Хрущева от власти –

  1. противоправные действия в отношении диссидентов
  2. недовольство партийно-государственного аппарата
  3. уступки США во внешнеполитической сфере
  4. массовое народное недовольство
  5. плохое физическое состояние.

29. Основная мысль постановления ЦК КПСС 1956 г. «О преодолении культа личности и его последствий» -

  1. «Культ личности» не изменил природу социализма и не увел общество с правильного пути
  2. «Культ личности» - неизбежное явление, изначально присущее социализму
  3. В СССР необходимо воссоздать рыночную экономику
  4. Необходимо проведение политики гласности
  5. Стране требуется глубокая демократизация

30. Реабилитация, проводившаяся в СССР в 1950-1980-ые гг. – это

  1. освобождение заключенных, отбывших срок наказания за уголовные преступления
  2. восстановление в партии ранее исключенных ее членов
  3. восстановление честного имени и гражданских прав несправедливо осужденных людей
  4. оправдание обвиняемых в суде.

Часть В.

31. Из перечня государственных деятелей СССР выберите фамилии тех, кто был руководителем правительства в 1953-1985 гг.

  1. Н.А. Булганин
  2. А.А. Громыко
  3. А.Н. Косыгин
  4. Д.Ф. Устинов
  5. Г.М. Маленков
  6. Г.К. Жуков

Выберите верный ответ: 1) 1, 3, 5 2) 1, 2, 3 3) 4, 5, 6 4) 3, 4, 5.

32. Какой из подписанных СССР во второй половине 50-х годов документов не был реализован?

1) Договор с Австрией 1955 г. о независимости и нейтралитете

2) Декларация с Японией 1956 г., предусматривавшая прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений в обмен на передачу Японии двух южно-курильских островов

3) Соглашение 1958 г. с США о сотрудничестве в области культуры, экономики, обмене различными делегациями

33. В середине 50 - начале 60-х годов СССР активизировал свою политику в "третьем мире". Что способствовало этому?

1) идеи экспорта социализма и мировой революции;

2) просьбы со стороны стран "третьего мира";

3) развал колониальной системы.

34. На Западе дипломатическую деятельность Н.С. Хрущева назвали "башмачной дипломатией". Почему?

1) Так как помощником Н.С. Хрущева по внешнеполитическим делам был Башмачников

2) Н.С. Хрущев, будучи в заграничных поездках, слишком часто и много встречался с рабочим классом

3) Выступая на сессии Генеральной Ассамблеи ООН, Н.С. Хрущев стучал башмаком по трибуне

35. В новую систему управления экономикой страны, созданную в 1957 г., был положен новый принцип. Определите его:

1) управление по территориальному принципу в рамках крупных административных районов;

2) принцип жесткого централизованного планирования;

3) принцип партийного руководства народным хозяйством страны.

36. Какие из перечисленных событий относятся к периоду 1953-1955 гг.

  1. «ленинградское дело»
  2. избрание Н.С. Хрущева первым секретарем ЦК КПСС
  3. освоение целины
  4. разоблачение культа личности Сталина
  5. арест Л. Берия
  6. разрыв отношений с Югославией

Укажите правильный ответ: 1) 1, 2, 6 2) 2, 3, 5 3) 2, 3, 6 4) 1, 4, 5

37. Прочитайте отрывок из воспоминаний писателя И. Эренбурга о докладе, прозвучавшем на ХХ съезде и посвященном разоблачению культа личности И.В. Сталина. Впишите фамилию докладчика, пропущенную в тексте.

« На закрытом заседании 25 февраля во время доклада _______ ХРУЩЕВ ___________

несколько делегатов упали в обморок… не скрою: читая доклад, я был потрясен, ведь это говорил не реабилитированный в кругу друзей, а первый секретарь ЦК на съезде партии».

38. Какие из перечисленных положений содержались в докладе Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях»

  1. при И.В. Сталине проводились массовые репрессии
  2. И.В. Сталин не имел никаких заслуг перед страной
  3. И.В. Сталин скрыл политическое завещание В.И.Ленина
  4. И.В. Сталин приписал себе в заслугу все победы в войне
  5. И.В. Сталин – автор идеи об обострении классовой борьбы при строительстве социализма
  6. Истоки культа личности И.В. Сталина – в общественно-политической системе социализма.

Выберите верный ответ: 1) 1, 2, 3 2) 4, 5, 6 3)1, 3, 5 4) 3, 4, 5

39. Какие из перечисленных событий международной политики СССР относятся к периоду 1953-1964 гг.:

  1. нормализация отношений с Югославией
  2. ввод войск в Чехословакию
  3. установление дипломатических отношений в ФРГ
  4. ввод войск в Афганистан
  5. подписание Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе
  6. выдвижение концепции мирного сосуществования социалистической и капиталистической систем

Ответ: 1) 1, 3, 6 2) 1, 2, 3 3) 4, 5, 6 4) 2, 3, 4.

40. Прочитайте высказывание журналиста А. Боровика. Напишите пропущенное название политического режима личной власти.

«Думаю, что хрущевская демократизация… была в определенной мере вызвана нежеланием страны-победительницы, испытавшей неимоверные трагедии войны 1941-1945 гг. и дальше терпеть все то гнусное и бесчеловечное, что продолжал нести в себе __________ СТАЛИНИЗМ _________. Победив Гитлера, страна должна была победить Сталина».

41. Прочитайте отрывок из воспоминаний К.Т. Мазурова, определите о каком советском руководителе в нем говориться. Впишите пропущенную в тексте фамилию.

« В моем сознании существуют два _________ ХРУЩЕВ ________. Один - реформатор в хорошем смысле слова, который вел к новой политике, новым методам работы в партийных организациях. А потом, после XXII съезда, его кто-то подменил. То ли он уверовал в нашу программу, в которой было сказано, что в 80-х гг. мы уже в коммунизме будем, то ли чье-то влияние…»

42. Прочитайте отрывок из докладной записки руководителя СССР в президиум ЦК КПСС и укажите фамилию автора.

«Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы урожаев зерновых культур с целинных и залежных землях в Казахстане, Запанной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех регионах страны.

…Имеется возможность увеличить посевы зерновых культур… на 13 миллионов гектаров…В счет этого задания планом предусматривается расширение посевов зерновых в этих районах уже в 1954 г. на 2,3 миллиона гектаров».

Ответ: ____________ ХРУЩЕВ _________

Прочитайте отрывок из произведения А.И. Солженицына и назовите фамилию советского руководителя, о котором идет речь.

«Нельзя будет не поразиться, как много возможностей на короткое время сошлось в этих руках, и как возможности эти использовались словно бы в игру, в шутку, а потом покидались беспечно…Дано ему было втрое и впятеро тверже и дальше прочертить освобожденные страны, - он покинул это как забаву, не понимая своей задачи, покинул для космоса, для культуры, для кубинских ракет, берлинских ультиматумов, для преследования церкви, для разделения обкомов, для борьбы с абстракционистами».

Ответ: ________ ХРУЩЕВ ___________

Тема: СССР В СЕРЕДИНЕ 60-Х – СЕРЕДИНЕ 80-Х ГГ.

Часть А.

1. Какой плановый показатель являлся основным в оценке деятельности предприятий в период "застоя"?

1) Показатель роста производительности труда

2) Показатель "валовой продукции"

3) Показатель сбыта произведенной продукции

2. Долгие годы в СССР существовала сверхструктура, интересам которой была подчинена вся советская экономика. Определите ее.

1) ЦК КПСС

2) Военно-промышленный комплекс

3) Комитет государственной безопасности

3. В 60-70-е годы в СССР идет активное освоение восточных районов страны и создание крупных народно-хозяйственных комплексов. Какова была главная цель этого процесса?

1) Расширение военно-промышленного комплекса страны

2) Расширение сельскохозяйственного производства

3) Создание новых рабочих мест

4) Обеспечение экспорта природных ресурсов

5) Решение проблемы перенаселения центральных районов страны

4. В марте 1965 г. на Пленуме ЦК КПСС был окончательно решен вопрос о начале хозяйственной реформы. Ее основные направления были зафиксированы:

1) В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства"

2) В постановлении Совета Министров СССР "О государственном производственном предприятии"

3) В Законе о государственном предприятии

5. После смещения Н.С. Хрущева в верхнем эшелоне власти происходила борьба по вопросу выбора дальнейших путей развития страны. Кто возглавил группу, ориентировавшуюся на консервацию сложившихся методов руководства?

1) Секретарь ЦК КПСС Ю.В. Андропов

2) К.У. Черненко

3) Л.И. Брежнев

6. Хозяйственная реформа 1965 г. коснулась перестройки организационной структуры экономики. В ходе нее:

1) создавались совнархозы;

2) создавались общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства;

3) вводился территориальный принцип управления народным хозяйством;

7. В октябре 1964 г. пост Первого Секретаря ЦК КПСС занял Л.И. Брежнев. Под каким лозунгом он пришел к власти?

1) "Экономика должна быть экономной"

2) Под лозунгом "стабильность"

3) Под лозунгом "перестройки"

4) Он выдвинул лозунг "десталинизации"

5) В качестве основного лозунга им был выдвинут тезис борьбы с преступностью.

8. Какой политический орган осуществлял управление страной в период "застоя"?

1) Совет Министров СССР

2) Президиум Совета Министров СССР

3) Верховный Совет СССР

4) Политбюро ЦК КПСС

5) Президиум Верховного Совета СССР

9. 22 ноября 1982 года на Пленуме ЦК КПСС Ю.В. Андропов сформировал основное направление своей деятельности. Им стала:

1) Борьба с преступностью

2) Кампания "Укрепление дисциплины"

3) Подъем сельского хозяйства

4) Борьба с номенклатурными привилегиями

5) Конверсия ВПК

10. Кого из высшего партийного руководства брежневской эпохи называли "серым кардиналом"?

1) Косыгина А.Н.

2) Шелепина А.Н.

3) Чурбанова Ю.

4) Андропова Ю.В.

5) Суслова М.А

11. 30 апреля 1968 г. вышел в свет "Хроника текущих событий". Что собой представлял этот печатный орган?

1) Это самиздатовский сборник

2) Это сборник документов о событиях в Чехословакии

3) Это официальный отчет о социально-экономическом развитии страны

12. 25 августа 1968 года группа лиц вышла на Красную площадь с акцией протеста против ввода советских войск в Чехословакию. Кто из перечисленных не участвовал в этой акции?

1) П. Литвинов

2) Т. Баева

3) А. Сахаров

4) Л. Богораз

5) К. Бабицкий

13. С середины 70-х годов начинается новый этап диссидентского движения. С чем связано новое качество движения?

1) С принятием Хельсинских соглашений по правам человека

2) С появлением самиздата

3) С изменением Уголовного законодательства СССР

14. 25 известных представителей советской интеллигенции обратились с письмом к Л.И. Брежневу (среди них П.Л. Капица, И.Е. Тамм, Г.А. Товстоногов, М.М. Ромм и др.) К чему сводилось его содержание?

1) Они выражали беспокойство по поводу частичной или косвенной реабилитации И.В. Сталина

2) Они требовали проведения радикальных политических реформ

3) Они просили обратить внимание на неравноправное положение советской интеллигенции

4) Письмо содержало требование осудить позиции "обновленческого направления в культуре, зародившегося в период "оттепели"

5) Требование вернуть Нобелевскую премию Б. Пастернаку

15. Укажите фамилию политического деятеля. Занявшего пост Генерального секретаря ЦК КПСС после смерти Л.И. Брежнева:

  1. К.У. Черненко
  2. М.С. Горбачев
  3. Ю.В. Андропов
  4. А.А. Громыко.

16. Процесс в международных отношениях, начавшийся в первой половине 1970-х гг. и характеризовавшийся снижением напряженности в отношениях Востока и Запада, США, их союзников и СССР, стран Восточной Европы, назывался:

  1. «оттепель»
  2. интеграция
  3. разрядка
  4. перестройка.

17. Советские войска участвовали в 1980-х гг. в боевых действиях в:

  1. Венгрии
  2. Корее
  3. Афганистане
  4. Вьетнаме

18. Диссидентским движением в СССР называли:

  1. политическую парламентскую оппозицию исполнительной власти
  2. граждан, имевших родственников за границей
  3. всех уехавших за границу граждан СССР
  4. деятельность групп и лиц, не разделявших господствовавшую идеологию.

19. Основной причиной неудачи экономической реформы в середине 1960-х гг. было то, что реформа не:

  1. предусматривала возврата к отраслевой системе управления промышленностью
  2. затронула основ экономической системы СССР
  3. предусматривала использования экономических рычагов
  4. подвергалась экономическому воздействию.

20. За десять лет афганской войны СССР потерял убитыми и умершими от ран и болезней около:

  1. 5 тыс. человек
  2. 15. тыс. человек
  3. 20 тыс. человек
  4. 25 тыс. человек.

21. Какое из приведенных названий использовалось в международных отношениях для обозначения границы между «западным» и «восточным» (капиталистическим и социалистическим) блоками:

  1. «невидимый фронт»
  2. «железный занавес»
  3. «прозрачная граница»
  4. «ядерный щит»

22. Нарастание кризисных явлений во всех сферах жизни советского общества в период 1970-1985 гг. называли процессом:

  1. стабилизации
  2. застоя
  3. инфляции
  4. инерции

23. Для экономики СССР в 1970- первой половины 1980-х гг. характерно

  1. широкое внедрение принципа самофинансирования
  2. падение среднегодовых темпов прироста национального дохода
  3. развитие индивидуальной трудовой деятельности
  4. бурное развитие семейных подсобных хозяйств
  5. интенсификация производства.

24. За период с 1933 г. по конец 70-х годов между Советским Союзом и США было подписано 100 договоров и соглашений. Какой из периодов сотрудничества между этими странами был наиболее плодотворным?

1) Период 30-х годов, последовавший за дипломатическим признанием США Советской России

2) Период Хрущевской "оттепели" - середина 50-х - начало 60-х годов

3) Период с 1972 - 1975 годы

25. Период 70-х годов характеризовался процессом разрядки международной напряженности. Назовите документ ставший кульминацией этого процесса:

2) Подписанный в 1979 году договор ОСВ-2

3) Временное соглашение об ограничении стратегии наступательных вооружений (ОСВ-1), подписанное в мае 1972 года

26. В результате каких событий произошел окончательный крах Эпохи разрядки?

1) С началом размещения ядерных ракет средней дальности на территории ГДР и ЧССР

2) С нарастанием противостояния СССР и США в региональных конфликтах (Ангола, Мозамбик, Эфиопия, Никарагуа и др.)

3) После ввода советских войск в Афганистан

27. Какие меры позволяли СССР сохранять свое значение "в социалистическом лагере" в 70-е годы?

1) Открытое военное вмешательство в дела союзных стран

2) Обеспечение теснейшей экономической и военной интеграции стран СЭВ и Варшавского договора

3) Через активное дипломатическое давление

28. В мае 1972 года состоялся первый в истории советско-американских отношений визит в Москву президента США. Кто это был?

1) Дж. Кеннеди

2) Р. Никсон

3) Р. Рейган

29. XXIY съезд КПСС (март-апрель 1971 г.) подтвердил преемственность и стабильность целей советской внешней политики и выработал новую внешнеполитическую доктрину. Какое название она получила?

1) новое мышление;

2) открытых дверей и равных возможностей;

3) Программа мира.

30. Кем было принято решение об оказании "братской помощи" Афганистану?

1) ЦК КПСС

2) Верховным Советом СССР

3) Политбюро ЦК КПСС

Часть В.

31. Одним из основных тормозов нормализации международных отношений в 70-ые гг. ХХ в. продолжало оставаться идеологическое противоборство. Определите теоретические основы этого противостояния:

1) ориентация на мировую социалистическую революцию;

2) тезис о нарастании общего кризиса капитализма и наступлении социализма по всему фронту;

3) тезис о потенциальной опасности СССР как экономического конкурента

32. Какой из договоров между США и СССР 70-х годов был подписан, но не ратифицирован Сенатом США?

1) Договор об ограничении подземных ядерных испытаний 1974 г.

2) Временное соглашение об ОСВ-1 1972 года

3) Договор об ОСВ-2

33. В 60-70 гг. ХХ в. организация Варшавского Договора стала не только военным оборонительным союзом социалистических стран. Определите, какие функции эта организация не выполняла:

1) Варшавский Договор стал политическим центром стран Восточной Европы и СССР;

2) выполнял функции экономического центра;

3) координировал международные отношения социалистического лагеря в целом;

4) руководил действиями всех прокоммунистических режимов стран Азии, Африки, Латинской Америки, Ближнего и Среднего Востока;

5) являлся идеологическим центром социалистического лагеря.

34. В 70 - 80-ые годы было раскрыто ряд крупных уголовных дел, таких как дело фирмы "Океан", дело бывшего заместителя Министра внешней торговли Сушкова и т. д. О чем свидетельствовали эти дела?

1) О существовании в стране "теневой экономики"

2) О высокой эффективности деятельности правоохранительных органов

3) О системе социальных гарантий в советском обществе

35. Какая часть реформы 1965 года была воспринята хозяйственными руководителями, специалистами и рабочими активнее всего?

1) Новая организованная система управления народным хозяйством

2) Превращение государственного плана в основную форму планирования развития народного хозяйства

3) Расширение хозяйственной самостоятельности предприятий

36. Прочитайте фрагмент из Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении производства» от 4 октября 1965 г. и укажите, в чем состояла противоречивость, непоследовательность реформирования хозяйства.

«Повышение роли экономических методов в плановом руководстве промышленном производством и расширение хозяйственной самостоятельности предприятий должны осуществляться на основе дальнейшего совершенствования централизованного планирования, проведения единой государственной политики в области финансов, цен, кредита и оплаты труда».

Это противоречие между:

  1. хозяйственной самостоятельностью предприятий и экономическими методами руководства
  2. централизованным планированием и единой государственной политикой
  3. расширением хозяйственной самостоятельности и повышения оплаты труда
  4. экономическими методами хозяйствования и централизованным государственным управлением.

37. Прочитайте отрывок из статьи академика С.С. Шаталина об экономической реформе середины 1960-х гг. и ответьте на вопрос:

«Знаменитая косыгинская реформа заранее была обречена на провал не потому, что она была плохой. Она затрагивала интересы многих… у всего аппарата, прежде всего у Брежнева она была бельмом на глазу».

Что из перечисленного ниже не входило в число причин сопротивления реформе со стороны руководящих деятелей:

  1. консерватизм партийно-государственного аппарата
  2. отсутствие у Л.И. Брежнева качеств реформатора
  3. нежелание руководителей промышленности менять методы хозяйствования
  4. намерение Л.И. Брежнева провести более радикальную реформу.

38. Прочитайте отрывок из книги М.С. Горбачева «Жизнь и Реформы». Определите пропущенное слово и впишите его в текст.

«В политическом плане брежневщина не что иное, как ___ КОНСЕРВАТИВНАЯ ____ реакция на предпринятую Хрущевым попытку реформирования существовавшей тогда в стране авторитарной модели…Брежнев хорошо знал настроения партийно-государственной элиты, военно-промышленного комплекса, опирался на них и пользовался их неограниченной поддержкой, проводя по существу, жесткую неосталинскую позицию».





Top