Би Би Кинг: биография, лучшие песни, интересные факты, слушать. «Блюзовый мальчик с Бил-стрит»

Оправдывая свою королевскую фамилию, Би Би Кинг царствовал в блюзе не один десяток лет и своим изысканным стилем с похожим на вокал бендингом, тщательно просчитанным количеством нот и мерцающим вибрато оказал большое влияние на многие поколения гитаристов. Райли Бен Кинг родился 16 сентября 1925 года в местечке Итта Бена (Миссисипи). Его родители, работавшие издольщиками на хлопковых плантациях, развелись, когда мальчику было четыре года, и тот большую часть детства провел у бабушки. В юности парнишке нравились кантри и госпелы, но по мере взросления Кинга стало больше привлекать творчество таких блюзменов как Ти-Бон Уокер и Лонни Джонсон и джазовых гениев типа Чарли Кристиана и Джанго Рейнхардта . Со временем он и сам начал поигрывать, сперва зарабатывая медяки на перекрестках, а позже разъезжая с выступлениями по близлежащим городам. Первым серьезным шагом в карьере Райли стал переезд в Мемфис, где он попал под опеку своего кузена Букки Уайта, который по-настоящему научил его искусству блюза. Произошло это в 1947-м, а на следующий год Кингу реально улыбнулась Фортуна – выступив один раз в эфире вместе с Сонни Боем Вильямсоном, он стал получать регулярные приглашения на радио. Со временем у Райли появилась собственная десятиминутная программа "King’s Spot", которая позже трансформировалась в более длительную передачу "Sepia Swing Club". На данном этапе Кингу потребовался звучный псевдоним, и сначала молодой человек именовал себя Бил Стрит Блюз Бой, потом просто Блюз Бой и, наконец, превратился в Би Би, оставшись с этим именем до конца жизни.

В конце 40-х музыкант дебютировал в грамзаписи (причем некоторые вещи продюсировал будущий владелец легендарной "Sun Records" Сэм Филипс), а в 1951 вышел его первый национальный ритм-энд-блюзовый чарттоппер "Three O"Clock Blues". В середине 50-х кличку получила и гитара Кинга, причем произошло это при забавно-трагических обстоятельствах. Во время одного выступления в Арканзасе между двумя посетителями концерта разгорелась драка. Потчуя друг друга тумаками, соперники опрокинули горящий примус, что привело к пожару и эвакуации людей из помещения. Би Би тоже выскочил на воздух, но вдруг вспомнил, что забыл свой инструмент и, рискуя жизнью, бросился за ним в огонь. Вернувшись с гитарой, он поинтересовался, из-за чего разгорелся весь сыр-бор, и узнал, что стычка произошла из-за женщины по имени Люсиль, и с тех пор все его "Гибсоны" назывались "Lucille".

Между тем гастроли Кинга приобрели общенациональный характер, и в 1956-м блюзмен поставил рекорд, отыграв за год 342 сольных концерта. Хиты следовали один за другим, и на протяжении 50-х Би Би отметился в чартах не менее 20 раз: "You Know I Love You" (1952); "Woke Up This Morning" и "Please Love Me" (1953); "When My Heart Beats Like A Hammer", "Whole Lotta" Love", и "You Upset Me Baby" (1954); "Every Day I Have The Blues", "Sneakin" Around" и "Ten Long Years" (1955); "Bad Luck", "Sweet Little Angel" и "On My Word Of Honor" (1956); "Please Accept My Love" (1958). По мере продвижения карьеры Кинга его гитарные атаки становились все острее и агрессивнее, и впоследствии такую манеру унаследовали многие рокеры. При этом музыкант далеко не всегда придерживался традиционного блюза: он или смешивал его с другими жанрами (например, рок-н-ролл, свинг, поп) или вообще выдавал специализированные программы, о стиле которых можно было судить уже по названиям ("Sings Spirituals", "Twist With B.B. King", "Easy Listening Blues"). В 1960-м Би Би сделал очередной бестселлер из "Sweet Sixteen" Джо Тернера, да и оригинальные вещи "Got A Right To Love My Baby" и "Partin" Time" были почти также хороши, однако его тогдашний лейбл не поспевал за талантливым гитаристом, и тот перебрался под эгиду "ABC-Paramount". Осенью 1964-го на площадке чикагского "Regal Theater" был записан диск "Live At The Regal", на долгое время ставший образцом концертного блюзового альбома. В том же году появилась одна из значимых кинговских композиций "How Blue Can You Get", но если ей досталось только 21-е место, то в 1966-м и в 1968-м музыкант прорывался в горячую десятку с песнями "Don"t Answer The Door" и "Paying The Cost To Be The Boss".

Появление Би Би на фолк-фестивале в Ньюпорте и на площадке "Fillmore West" вместе с молодой порослью рокеров вывело артиста на новую аудиторию. В 1969 году Кинг гастролировал вместе с "Rolling Stones " и с дуэтом Айка и Тины Тернеров , а также прорвался в сингловый мэйнстрим с вещицей Роя Хокинса "The Thrill Is Gone". Эта грэмминосная композиция, в которой музыкант отказался от привычных духовых аранжировок, не только вошла в ритм-энд-блюзовую тройку, но и угодила в поп-двадцатку, став самым чартовым достижением Би Би. Успех сопутствовал артисту и в 70-х, причем зачастую это объяснялось отсутствием страха перед различными экспериментами. Так, в 1973-м при участии Стиви Уандера и ритм-секции, услугами которой пользовались "O"Jays" и "Spinners", были записаны шлягеры "I Like To Live The Love" и "To Know You Is To Love You", в 1976-м Кинг составил отличный дуэт со звездой соул-блюза Бобби Бландом, в 1978-м кооперировался с джазменами из "Crusaders ", чтобы испечь прифанкованный хит "Never Make A Move Too Soon", а в 1979-м стал первым американским блюзменом, посетившим Советский Союз.

Случались, правда, и проколы, и попытка изобразить из себя кантри-крунера в записанной в Нэшвилле пластинке "Love Me Tender" принесла разочарование. Впрочем, у артиста все равно хватало наград: его экскурсы в джаз "There Must Be A Better World Somewhere" и "Blues "N" Jazz" принесли парочку "Грэмми", а фамилия Кинга появилась в "Blues Foundation Hall Of Fame" и "Rock And Roll Hall Of Fame". После юбилейного альбома "Six Silver Strings", имевшего привкус восьмидесятнической синтетики, Би Би приостановил студийные работы, но по-прежнему активно трудился на концертах и регулярно светился на телевидении. При его обычной норме 300 сетов в год артист лишь в середине 90-х снизил планку до 200 сетов, причем снижение количества отнюдь не означало снижения качества. В 1988-м Кинг привлек внимание относительно молодой аудитории, записав на пару с " " сингл "When Love Comes To Town", а в 1993-м у него вышел целый альбом дуэтов "Blues Summit". Пластинка, на которой отметились такие блюзмены как Бадди Гай , Джон Ли Хукер , Роберт Крэй и т.д., была признана "возвращением в форму" и принесла музыканту очередную "Грэмми". Среди других релизов 90-х оказались еще две мультиколлаборационных программы, "Lucille & Friends" (Элтон Джон , возглавил блюзовый чарт "Billboard", а в общем зачете занял 45-ю строчку. Последней студийной работой Короля стал диск "One Kind Favor", где маэстро вернулся к корневому блюзу. Еще за два года до этого музыкант объявил о проведении прощального тура, однако еще несколько лет он исправно появлялся на сцене и отменил запланированные даты только в конце 2014-го, когда совсем стало невмоготу. Король блюза скончался во сне 14 мая 2015 года, немного не дотянув до 90-летнего юбилея.

Last update 19.05.15

Би Би Кинг (B. B. King; настоящее имя Райли Би Кинг, англ. Riley B. King; 16 сентября 1925, Итта Бена, Миссисипи) - американский блюзовый гитарист, певец, автор песен, которого поклонники именуют королём блюза.

Повсеместно признанный, титулованный король блюза - легендарный , без сомнений, самый уникальный и наиболее знаковый электрогитарист уходящего столетия. Современное блюзовое гитарное соло просто немыслимо без, как минимум, пары узнаваемых Кинговских фраз. Он остается и в высшей степени одаренным певцом, передающим каждый нюанс исполняемой песни (он даже пробовал себя в исполнении не очень популярных песен - кто-нибудь помнит его исполнение ?).

До сих пор остается по сути подлинно народной суперзвездой, совершенно доступным для всех кумиром, который приглашает посетителей в свою гримерную с шиком скромного изящества. С 1951 по 1985 год, Кинг постоянно занимал верхние позиции в чартах наиболее популярных исполнителей ритм-энд-блюза журнала Billboard. И он стал одним из немногих блюзменов, прекрасным аранжировщиком популярных хитов, когда его потрясающий шлягер превзошел рекордный успех незабываемого Эда Салливана (The Ed Sullivan Show and American Bandstand).

Корни выдающегося таланта Кинга глубоко спрятаны в блюзовых местах Дельты Миссисипи. Если говорить точнее, Райли Би Кинг был рожден в Итта Бена, штат Миссисипи. Его детство не было простым. Молодой Райли "болтался" между домами матери и бабушки. Юность проходила в долгих днях работы на хлопковых полях и пении псалмов в церкви до переезда в 1943 году в Индианолу, другой город расположенный в самом сердце Дельты.

Кантри и госпел музыка оказали решающее влияние на формирование творческих пристрастий Кинга вместе с такими великими стилистами исполнения, как (T-Bone Walker) и (Lonnie Johnson) и джазовыми гениями и (Charlie Christian, Django Reinhardt). В 1946 году Кинг посетил Мемфис чтобы повидаться со своим кузеном - кантри-блюзовым гитаристом, стариной (Bukka White). В течение десяти бесценных месяцев Уайт терпеливо объяснял своему нетерпеливому молодому родственнику тонкости техники игры на блюзовой гитаре. После короткой поездки в Индианолу и неизменной стычки с женой Мартой, Кинг опять в конце 1948 года уехал в Мемфис. На этот раз он остался там надолго.

Вскоре Кинг появился со своей музыкой на радио радиостанции WDIA - это был концерт в честь города Мемфис. В своих первых выступлениях Кинг придумал прозвище для себя , потом "Beale Street Blues Boy", и вскоре Blues Boy или сокращенно В.В.

1949-й стал для Кинга годом звездного прорыва. Он записал свои первые 4 трека для Jim Bulleit"s Bullet Records, затем подписал контракт со студией RPM в Лос Анжелесе. В течение 2-х последующих лет жизни в Мемфисе Кинг написал множество композиций для RPM. Многие из них спродюсированы его родственником - начинающим продюсером Сэмом Филлипсом, чья Sun Records была просто недостигаемой мечтой в то время. Филлипс самостоятельно продюссировал записи для фирм Biharis и Chess; он также записывал (Howlin" Wolf), Роско Гордона (Rosco Gordon) и Руфуса Томаса (Rufus Thomas).

"Biharis" также записала некоторые ранние вещи Кинга, монтируя переносное оборудование для звукозаписи везде, где они могли его установить. Первый национальный чарт Кинга в категории ритм-анд-блюза - "Three O"Clock Blues" (записанный впервые на граммофонную пластинку Лоуэлом Фулсоном) вышел в Мемфисе на YMCA в 1951 году. Партнерами Кинга в Мемфисе на то время были вокалист Бобби Блэнд (Bobby Bland), барабанщик Эрл Форест (Earl Forest) и пианист Джонни Эйс (Johnny Ace). Когда Кинг занимался "раскруткой" "Three O"Clock Blues", он играл с группой Эйса, известной под именем Beale Streeters. В это время Кинг впервые нарек свою любимую гитару "Гибсон" именем . Это произошло в маленьком городке Твист, штат Арканзас. На концерте Кинга завязалась драка между двумя ревнивыми поклонниками одной леди. Драчуны опрокинули наполненное керосином ведро - помещение заполыхало. В безумной толчее, убегая от пожара, Кинг оставил гитару внутри помещения. Кинулся обратно, чтобы спасти гитару, и чуть было не погиб. Когда дым рассеялся, Кинг узнал, что имя леди, из-за которой разразились столь неистовые страсти, было Люсиль (Lucille). Большое количество "Люсиллей" прошло через его руки с тех пор, фирма "Гибсон" даже продавала некоторые модели гитар с маркировкой B.B.

В 1950 году Кинг был основным создателем настоящих хитов в жанре ритм-энд-блюза. Записываясь главным образом в Лос Анжелесе для RPM и ее приемника - фирмы Kent, Кинг победил в 20 номинациях. Он написал такие незабываемые хиты как "You Know I Love You" (1952); "Woke Up This Morning" и "Please Love Me" (1953); "When My Heart Beats like a Hammer," "Whole Lotta" Love," и "You Upset Me Baby" (1954); "Every Day I Have the Blues", романтические блюзовые баллады "Sneakin" Around," и "Ten Long Years" (1955); "Bad Luck," "Sweet Little Angel," и песню в духе "Platters" "On My Word of Honor" (1956); и "Please Accept My Love" (1958). Гитарная атака Кинга стала более агрессивной и заостренной, все более прогрессирующей и оказывающей влияние на легион начинающих и практикующих гитаристов в стране.

В 1960 году страстное взволнованное исполнение Кингом старой песни "Sweet Sixteen" Джо Тернера стало другим гигантским бестселлером, и его "Got a Right to Love My Baby" и "Partin" Time" также были близки к подобному успеху. Но фирма "Kent" не могла удержать такую звезду как Кинг на постоянной привязи. В 1962 году Кинг начал работать с ABC-Paramount Records, которая выпускала пластинки таких знаменитых исполнителей, как Ллойд Прайс (Lloyd Price), Рэй Чарлз (Ray Charles), и Фэтс Домино (Fats Domino).

В ноябре 1964 года гитарист выступил со своим новаторским концертным альбомом "Live at the Regal" в легендарном чикагском театре "Chicago" и его великолепно сыгранный концерт произвел настоящий фурор. Альбом стал истинным шедевром современного блюза. В этом же году он порадовал поклонников минорным шедевром - песней "How Blue Can You Get" - ставшей одной из его ключевых мелодий. Cпустя 2 года в 1966 году песни "Don"t Answer the Door" и "Paying the Cost to Be The Boss" возглавили первую десятку чартов в категории ритм - энд-блюз.

Окончательный статус сверхзвезды в конце концов пришел к гитаристу в 1969 году, когда он разрушил привычное понимание композиции Роя Хопкинса "The Thrill Is Gone". Он исполнил эту песню с потрясающе выразительным мощным вокалом, предложив величественную и пронзительную скрипичную трактовку в минорном ключе. В конце концов, поп аудитория слушателей убедилась, что им следует узнать Кинга лучше: не только как исполнителя хитов в категории ритм-энд-блюз. Кинг стал одним из самых любимых блюзменов, возглавляющих рейтинг популярности в 1970 году, и в хорошем смысле, он никогда не боялся экспериментировать. В 1973 году в Филадельфии он рискнул записать пару колоссальных бестселлеров "To Know You Is to Love You" и "I Like to Live the Love" с такой же мягкой ритм - секцией, которая сопровождала хиты Spinners и O"Jays. В 1978 году он объединил силы с щегольской группой "Crusaders", чтобы создать восхитительный фанк шлягер "Never Make Your Move Too Soon" и зажигательную песню "When It All Comes Down". Время от времени он делал дерзкие отступления, менял курс, делал виражи, иногда сбивался.

Хотя его концерты в течение долгого времени неизменно доставляют радость зрителям как и ни у какого другого исполнителя, работающего в этой области (и он напоминает странствующего рыцаря удивительно быстро восстанав - ливающего свои силы; иногда он давал 300 концертов за год!), Кинг умело регулирует свою студийную работу. Кроме того, его диск 1993 года "Blues Summit" возвращается к формам стандартов, когда Кинг пел в дуэтах с равными по положению исполнителями ( , Etta James, Fulson, Koko Taylor). В 1999 году вышел еще один выдающийся альбом "Let the Good Times Roll: The Music of Louis Jordan".

В июне 2006 Би Би Кинг присутствовал на встрече, посвящённой его первой радиопередаче в Гринвуде, штат Миссисипи. В конце октября 2006 Кинг выпустил CD и DVD, с записью концертов в своих блюзовых клубах в Мемфисе и Нэшвиле. Четыре дня записи запечатлили постоянный коллектив Би Би Кинга и его ночные выступления по всему миру. Это была первая за последние 14 лет запись выступления.

28 июля 2007 года Кинг участвовал во втором фестивале «Crossroads Guitar Festival», организованном Эриком Клэптоном вместе с двадцатью другими гитаристами в Чикаго, штат Иллинойс. Целью фестиваля был сбор денег для центра лечения пагубных зависимостей «Crossroads». Он играл с такими музыкантами, как , и Хьюберт Самлин песни «Paying the Cost to Be the Boss» и «Rock Me Baby». В ходе выступления он поднял тост за организатора фестиваля Эрика Клэптона, в котором рассуждал о своем возрасте и жизни, однако речь не была записана полностью на DVD.

В июне 2008 года Кинг выступил в концерте «Bonnaroo Music» и Фестивале Искусств в Манчестере, штат Теннесси. 8 июня он закрывал Двадцать Пятый Ежегодный Блюзовый Фестиваль Города Чикаго. К тому же в том же месяце Кинг играл в заключительной части Блюзового Фестиваля в городе Монтерей, штат Калифорния. В честь музыканта радиостанция Sirius XM Radio’s Bluesville сменила название на B.B. King’s Bluesville. В конце месяца он был включен в Голливудский Зал Славы Боулинга, где и находится между Лайзой Миннелли и сером Джеймсом Голуэем.

1 августа 2008 года он участвовал в концерте «South Shore Music Circus» в Кохассете, штат Массачусетс. 1 декабря 2008 Кинг выступал в театре Мэрилэнд в Хагерстауне, штат Мэриленд. 3 декабря, Кинг, совместно с Джоном Мейером выступал на закрытии концерта при вручении 51-й премии Грэмми, где играл «Let the Good Times Roll». 30 декабря Кинг давал концерт в «The Kennedy Center Honors Awards Show» в честь актёра Моргана Фримена. 13 сентября 2008 года в городе Индианола, штат Миссисипи, открыт музей, посвященный Би Би Кингу.

Би Би Кинг умер на 90-м году жизни от осложнений, связанных с диабетом.

Аудио и видео (в целях ознакомления)

The Thrill Is Gone


Now That You"ve Lost Me


«Люсиль»

В середине 50-х, во время одного из концертов среди поклонников возник конфликт. Между двумя мужчинами завязалась драка, в ходе которой была опрокинута керосиновая печь. В зале распространился огонь. Би Би поспешил покинуть охваченное огнём здание вместе со всеми, но затем осознал, что оставил внутри свою гитару. Эта акустическая гитара была его любимым инструментом, несмотря на то, что стоила всего $30. С риском для жизни он поспешил за ней обратно. Позднее выяснилось, что потасовка произошла из-за женщины по имени Люсиль, и Би Би Кинг решил назвать этим именем свою гитару, чтобы никогда не совершать «таких сумасшедших поступков, как драка из-за женщины».

После того, как оригинальная гитара Люсиль была украдена из багажника его автомобиля (точная дата неизвестна), каждую свою последующую гитару фирмы Gibson музыкант называет этим именем. Тогда в газетном объявлении Би Би объявил награду в 20 000$ за возвращение излюбленной гитары. Даже сейчас музыкант готов отдать 900 000$ за то, чтобы получить её обратно.

GIBSON ES-345 B.B. King «Lucille»

Имя Би Би Кинга широко известно всем поклонникам классического блюза, смешав воедино джаз, свинг, блюз, он стал основателем одного из наиболее узнаваемых стилей в истории музыки. Темнокожий артист начал свою карьеру ещё в 40-х годах XX столетия, но и сегодня его творчество остаётся на вершине популярности. По результатам проведённого в 2011 году журналом Rolling Stone опроса «король блюза» находился на 6 месте в списке «100 лучших гитаристов всех времён». Его техника игры на гитаре уже давно стала неотъемлемым атрибутом известнейших современных исполнителей вроде Эрика Клэптона, Джорджа Харрисона, Джимми Пейджа и Джеффа Бека.

Кинг всегда славился невероятной работоспособностью и насыщенным графиком выступлений - в некоторые периоды своей карьеры музыкант давал по 300 концертов в год. А в возрасте 87 лет «Кинг всё ещё выходил на сцену около 100 раз. Музыка была его жизнью, и лишь за полгода до смерти блюзмэн прекратил свою концертную деятельность.

«Блюзовый мальчик с Бил-стрит»

Будущий обладатель Грэмми родился неподалёку от городка Итта Бене штата Миссисипи 16 сентября 1925 года. Новорождённому дали имя Райли Би. Известный псевдоним «B.B.» Кинг взял, сократив собственное прозвище «блюзовый мальчик с Бил-стрит», которое получил в юности, выступая на радиостанциях в качестве диск-жокея и певца. Музыкальные способности у Райли Би начали проявляться ещё в раннем возрасте, но путь до звания «короля блюза» был непростым. В детстве Кингу пришлось работать на хлопковых плантациях, а всю Вторую Мировую войну служить в рядах армии. Профессиональную жизнь блюзмэн начал как фермер-арендатор, играя на гитаре в свободное время. Затем юноша дважды предпринимал попытку переехать работать в ближайший крупный город Мемфис в качестве профессионального музыканта, но лишь в 1947 году, джазмену улыбнулась удача. В этом Кингу помогли исключительно врождённый талант, невероятная настойчивость и девиз: «Никогда не говори никогда».

«Король блюза»

Уже в 1949 году вышла первая запись Кинга - Miss Martha King. Плохие отзывы музыкальных критиков не позволили синглу попасть в чарты, но в темнокожего парня поверил продюсер Сэм Филлипс, который позже сумел разглядеть талант и в легендарном Элвисе Пресли. В рамках контракта с лос-анджелесской компанией PRM Record блюзмэн продолжил записывать новые композиции. Для этого Кинг собрал музыкальный коллектив под названием B.B.King Review. Именно с этой группой к «королю джаза» пришёл мировой успех, и уже в 1956 году в ходе гастрольного тура B.B.King Review давали рекордное число концертов.

В 50-х годах XX века имя Би Би Кинга стало одним из важнейших в ритм-н-блюзе. Но темнокожий музыкант ежегодно продолжал пополнять и без того впечатляющий список своих хитов, включающий такие композиции, как «You Know I Love You», «Woke Up This Morning», «Please Love Me», «Ten Long Years», «Bad Luck», «Sweet Little Angel», «On My Word of Honor», «Please Accept My Love» и многие другие. В 70-х годах Кинг подкреплял свой успех блестящими хитами «To Know You Is to Love You» и «I Like to Live the Love». И как результат, в 80-е годы, его включили в Зал Славы Блюза, отмечающий лишь тех, кто внёс значительный вклад в развитие и исследование музыкального направления афроамериканцев. Однако, успех ни на минуту не вскружили голову Кингу, он всё также продолжал трудиться, создавая свежие хиты, экспериментируя, удивляя уже новое поколение слушателей. И лишь в 2005 году, ссылаясь на свой возраст и состояние здоровья, «король блюза» уменьшил сумасшедший гастрольный график.

«Люсиль»

Ещё в 13 лет на свои первые $15 Кинг купил гитару. С тех пор он буквально обожествлял музыкальные инструменты, а из-за одного из них однажды чуть не лишился жизни.

Зимой 1949 года блюзмэн давал концерт в танцевальном зале города Твист. Для того, чтобы обогреть помещение, организаторы установили бочку, на половину наполненную керосином. Во время выступления между двумя посетителями завязалась драка, в результате которой злополучная бочка была перевёрнута. После того, как всех посетителей вывели из зала, охваченного огнём, одержимый музыкант вернулся на сцену, чтобы спасти любимую полуакустику Gibson. На следующий день Кинг узнал, что в огне погибло двое человек, а потасовка началась из-за женщины по имени Люсиль. Блюзмэн ни на минуту не пожалел, что накануне так отчаянно рисковал жизнью, но решил назвать именем Люсиль свой инструмент, чтобы никогда не совершать «таких сумасшедших поступков, как драка из-за женщины».

Кинг сдержал своё обещание: он навсегда остался верен «Люсиль». Музыкант дважды был женат, но оба брака разрушились лишь по тому, что блюзмэн не хотел изменять свой плотный концертный график. Планы великого музыканта было способно нарушить лишь тяжёлое заболевание. Кинг более 20 лет страдал сахарным диабетом, от обострения которого .

Би Би Кинг был Королем блюза дольше, чем какой-либо монарх правил на нашей планете. Он – мастер игры на гитаре, чья музыка вдохновляла других и уверенно держалась на вершинах музыкальных хит-парадов. Однако, чтобы стать гением своего дела, Би Би Кингу пришлось пройти через многие испытания.

Будущий признанный Король блюза B.B. King

Детство

Райли Би Кинг, такое имя дали при рождении будущему Королю блюза, появился на свет 16 сентября 1925. Помимо него, в семье было еще четверо детей. Когда родители Райли развелись, он переехал вместе с матерью в город. А после ее смерти, когда мальчику стукнуло 10 лет, его воспитанием занялась бабушка. Он посещал церковный хор, где, благодаря проповеднику, обучился азам игры на гитаре.

Юношество

Райли прошел всю Вторую мировую войну и по ее завершению вернулся в родные края. В свободное от фермерской рутины время молодой Кинг играл за гроши для прохожих, а по ночам успевал посетить до 4-х городов со своими «уличными концертами».

Начало творческого пути

В 1947 году Райли Кинг отправился в Мемфис, Теннесси, чтобы продолжить свою музыкальную карьеру. Мемфис – город, где каждый афроамериканец мог найти свой стиль в музыке, ждал прибытия Райли. А вместе с ним его ожидал кузен Букка Уайт, один из самых знаменитых блюзовых исполнителей своего времени, который и занялся воспитанием будущего Би Би Кинга, повлияв на его музыкальное становление.


Букка Уайт

Еще одна личность внесла свои штрихи в музыку юного исполнителя. оставался кумиром Би Би Кинга всю жизнь. Его исполнение вдохновляло и неизменно действовало на душу Би Би Кинга.

Би Би Кинг – Король блюза

Через год после своего приезда Райли добился успеха на радио. И поэтому нуждался в новом, более коротком и легко узнаваемом, псевдониме. Так Райли Би Кинг стал именовать себя Би Би Кинг – B.B.King, или Blues Boy King, прославившийся под этим именем.


Б.Б. Кинг в начале карьеры

Дебютный сингл начинающего исполнителя провалился. Негативные отзывы разбили его в пух и прах. И только Сэм Филлипс, идя всем наперекор, продолжил записывать молодого исполнителя, веря в его способности. Би Би Кингу предстояла огромная работа над собой и своим владением инструментом. Несмотря на любовь к импровизации, ставшая впоследствии его визитной карточкой, был необходим стойкий навык и большой опыт.

История одной гитары

Интересно и то, как получило свое имя гитара Короля. В 50-х состоялся концерт, закончившийся дракой 2-х мужчин и пожаром. Зрители, и сам музыкант, в спешке покидали охваченный огнем зал, когда Кинг вспомнил, что забыл на сцене свою дешевую, но дорогую сердцу гитару. Рискуя своей жизнью, он вернулся назад за акустической подругой.

После этого случая он назвал ее Люсиль – в честь девушки, из-за которой и началась драка. Это имя напоминало музыканту, что не стоит совершать столь безумных поступков. И чтобы память оставалась вечной, все его последующие гитары носили это имя.


Знаменитая гитара Люсиль Би Би Кинга

Всемирная слава

Успех Би Би Кинга рос и охватил не только маленькие клубы, но крупные города Соединенных Штатов Америки. В 1956 году уже востребованный музыкант исполнил свою музыку на 342 концертах.

В 1968 году его композиция Thrill Is Gone, достигла 3-го места в поп-чартах, и впоследствии Кинг получил за нее «Грэмми» в номинации «Лучшее мужское R&B вокальное исполнение».

Личная жизнь

Би Би Кинг был дважды женат, но все разбивалось о скалы тяжелого рабочего графика. Последний брак был разрушен, когда количество концертов превысило отметку в 250 за год. Сам музыкант рассказывает, что клялся в следующем году выступать меньше, но получая налоги на приличную сумму, был вынужден вновь увеличить количество концертов.


Би Би Кинг в России

Би Би Кинг не раз был в России, включая советское время. Последний его концерт состоялся в 2004 году в знаменитом Московском Кремле. О России музыкант всегда отзывался положительно, особенно о красивых девушках.

Б.Б. Кинг в СССР

Награды

Кинг был удостоен чести стать одним из первых войти в Зал Славы Рок-н-ролла, члены которого тщательно избираются комитетом, а впоследствии утверждаются еще экспертами. Помимо этого Би Би Кинг является обладателем многочисленных наград, включая президентскую Медаль свободы.


Кинг – многократный обладатель Грэмми

Проблемы со здоровьем

В 2014 году из-за проблем со здоровьем Кинг отменил последние 8 концертов. К 1 маю 2015-го музыкант уже дважды лежал в больнице – страшное заболевание давало о себе знать.

Би Би Кинг скончался 14 мая 2015 года, в этот день мир потерял истинного джентльмена. Блюзмен тихо скончался во сне.


Кинг прожил с сахарным диабетом 20 лет

Кинг прожил с диабетом II типа более 20 лет, порождая своим примером в людях-диабетиках надежду и жажду к жизни. Он был вегетарианцем, никогда не пил, не курил. Но, как и все люди, обладал недостатками – любовью к азартным играм.

Каждый, кто хоть раз был на концерте Короля Блюза, знает, что это больше, чем просто исполнение, это славная беседа о жизни. Би Би Кинг с детским озорством шутил и посвящал баллады прекрасным дамам зала. А его игра была неповторимой гармонией блюза, свинга и прекрасных текстов, достойных быть написанными в книгах.


До самой смерти Король блюза B.B. King оставался не по годам озорным

Би Би Кинг часто говорил, что образование – это то, что нельзя отнять у нас. Как невозможно изъять из сердца его музыку у тех, кто однажды ее познал.

«Король блюза» - этот неофициальный титул принадлежит выдающемуся гитаристу, одаренному певцу и музыканту, внесшему неоценимый вклад в развитие электрического блюза и создавшему свой уникальный музыкальный стиль – легендарному Би Би Кингу. Многие музыканты, восхищаясь его манерой игры на гитаре, основу которой составлял плавный бендинг и «мерцающее вибрато», непрестанно вводят в свои композиции знаменитые Кинговские музыкальные фразы. Необыкновенная легко угадываемая вальяжная манера исполнения знаменитого блюзмена и его насыщенный своеобразный вокал в сочетании со звенящим вибрированием струн до сих пор привлекает к себе новых поклонников, тем самым доказывая, что Би Би Кинг истинно народная суперзвезда и кумир, достойный восхищения.

Краткая биография

Выдающийся музыкант, которого весь мир знает как легендарного блюзмена Би Би Кинга, появился на свет под именем Райли Би Кинг. Именно так назвали мальчика, родившегося в семье простого фермера Альберта Кинга 16 сентября 1925 года, в местечке вблизи небольшого города Итта, расположенном в штате Миссисипи.


Ребенок рос в любви, однако совсем безмятежным его детство назвать было нельзя. Когда Райли было четыре года, родители его развелись, мальчик остался с матерью и бабушкой. Музыкальные способности мальчика проявились очень рано, поэтому его мать Нора Элла Кинг, которая была вокалисткой в хоре баптистской церкви, с раннего возраста стала привлекать Райли к пению псалмов. В девять лет мальчик потерял мать, оставшись на попечении бабушки, и только через несколько лет отец забрал его к себе. С юных лет Ралли приходилось работать на хлопковой плантации, но в свободное время он с увлечением играл на гитаре, которую приобрел за 15 долларов в возрасте 12 лет. В 1943 году Кинг переезжает в Индианолу, где ему пришлось работать трактористом, зато свободными вечерами он с большим удовольствием играет в музыкальном ансамбле, который в том местечке пользовался большой популярностью.


После трех лет довольно трудной жизни Райли возвращается домой, но вскоре опять уезжает, но на этот раз в Мемфис, чтобы погостить у своего двоюродного дяди, известного американского блюзмена Букка Уайта. Там Кинг терпеливо учился у своего родственника техническим тонкостям исполнения блюза. Через год он возвращается домой, а затем через два года вновь уезжает в Мемфис, где решает окончательно обосноваться и стать профессиональным музыкантом. Первую помощь в этом начинании Кингу оказывает его дядя Букк Уайт: он устроил ему дебют на Радио KWEM, после которого у молодого музыканта появляются первые поклонники. Вслед за этим выступлением Райли получает приглашение работать певцом и диджеем на местной радиостанции. По причине того, что молодой музыкант стал очень часто появляться в эфире, ему понадобилось новое и запоминающееся имя. Поначалу его называли «Блюзовым мальчиком с Бил Стрит», но позднее это прозвище сократилось до двух букв «B.B.» - так Райли Би Кинг стал Би Би Кингом. 1949 год в жизни Кинга можно обозначить как время начала творческого взлета. Сначала его первый сингл приятных отзывов не получил, но это не разочаровало молодого музыканта, он записывает одну композицию за другой, а затем и вовсе заключает договор с лос-анжелесской записывающей студией RPM Records. Чуть позже Кинг собрал небольшой музыкальный коллектив, который первоначально состоял из восьми исполнителей. Группа, получившая название «B.B. King Review», подписала контракт на ряд гастрольных концертов по Соединенным Штатам, которые включали в себя выступления в больших и малых городах по всей стране.

В пятидесятые годы творческий накал Кинга достигает своего апогея. Он записывает одну композицию за другой, которые занимают первые строчки хит парадов, и выпускает свой первый альбом. В ходе гастрольных туров музыкант дает очень много концертов и в результате становится одним из самых авторитетных исполнителей в музыкальном стиле R&B. Рекордным в этот период в творчестве Кинга стал 1956 год, он осуществил три сессии записи своих новых композиций, а также дал около трехсот пятидесяти концертов. Шестидесятые годы вновь отличаются большой активностью в творческой жизни блюзмена: он подписывает договор с ABC-Paramount Records - записывающей студией, которая работала с такими известными исполнителями, как Рэй Чарлз, Ллойд Прайс и Леви Сибери. В результате появляются новые композиции, которые победителями хит – парадов. Осенью 1964 года музыкант выступает в знаменитом театре «Чикаго», представив там свой новый новаторский концертный альбом под названием "Live at the Regal", вызвавший большой восторг публики. В 1968 году Кинг принимает участие в фольк-фестивале проходящем в г. Ньюпорт, а в 1969 году удостоился чести своим выступлением открывать гастрольное турне по Америке британской рок – группы «The Rolling Stones».

Семидесятые годы отмечены ещё большим подъёмом в карьере Кинга. Он записывает около 80-ти композиций, сотрудничая с такими прославленными музыкантами как Д. Кокер, С. Уандер, Э. Клэптон. В этот период Би Би, став обладателем нескольких премий «Грэмми», возглавил список популярных исполнителей среди блюзменов. Он продолжает успешно гастролировать во многих странах, где в среднем в год дает около 300 концертов. В 1979 году знаменитый блюзмен впервые посещает СССР. Восьмидесятые годы и девяностые годы ознаменовались включением Кинга в Залы Славы блюза (1980) и R&B (1987). Он все также дает много концертов, снимается в различных музыкальных телевизионных шоу, однако гораздо меньше внимания уделяет записи новых композиций. В 1991 году Кинг в г. Мемфис открывает первый блюз – клуб, а в 1994 такое место любителей этого музыкального направления появляется и в Лос-Анджелесе. В 1994 году он ещё раз побывал в Советском Союзе, а затем в 1997 году даже участвовал в рождественском концерте в Ватикане.


В начало двухтысячных годов творческая активность Кинга начинает заметно снижаться и 2004 году в связи с преклонным возрастом и резко ухудшающимся здоровьем музыкант уменьшает интенсивность своего гастрольного графика. В 2004 году он в последний раз приезжает в СССР, где один из заключительных его концертных выступлений прошло в Москве в Кремлевском дворце, а в 2005 году Кинг принимает решение совершить прощальное турне по Европе. Тем не менее в 2006 году он в марте вновь посещает сначала Великобританию, затем в июле Швейцарию - джазовые фестивали в Монтрё и Цюрихе, а осенью того же года с успехом концертирует в Бразилии. Дальнейшая жизнь Би Би Кинга прежней активностью не отличается, хотя он продолжает выступать на различных блюзовых и других фестивалях, участвует в благотворительных акциях и в 2009 году посещает с концертами страны Европы: Германию, Францию, Бельгию, Данию и Финляндию. Осенью 2014 года Кинг, почувствовав значительное ухудшение самочувствия, отказался от всех выступлений, в апреле 2015 года он был госпитализирован, а 14 мая того же года ушёл из жизни на 90-м году в стенах собственного дома в Лас-Вегасе.



Интересные факты

  • За свою творческую жизнь, которая продолжалась около семидесяти лет(!), Би Би Кинг дал более 15000 концертов, посетил 90 стран мира, в том числе трижды побывал в Советском Союзе.
  • Первым продюсером Би Би Кинга, который помог музыканту записать часть ранних композиций, был его родственник Сэм Филлипс, в дальнейшем основавший известный лейбл Sun Records.
  • Би Би Кинг, ведя здоровый образ жизни: он не потреблял алкоголь, не курил, был вегетарианцем, разрушал негативное представление о жизни музыкальных «звезд».
  • Би Би Кинг сознавался, что плохо умеет играть аккордами и поэтому постоянно полагается только на импровизацию. Про Кинга также шутили, что он придумал свой минималистский стиль исполнения в одной позиции, так как ему было лень постоянно передвигать руку по грифу.
  • В 1956 году Кинг попробовал заняться бизнесом, основав собственноличный лейбл, который получил название «Blues Boys Kingdom». К сожалению, эта затея из-за плотного концертного графика музыканта не увенчалась успехом.
  • В 50-е годы Кинг так много работал, а его популярность так быстро набирала обороты, что заработок музыканта в неделю вырос с 85 до 2500 долларов.
  • По количеству концертов данных в течение года, рекордным оказался 1956 г: Кинг побывал на сцене более трехсот сорока раз.

  • В кинематографе Би Би Кинга можно увидеть в двух музыкальных комедиях – это «Сердце и души» (1993) и «Братья Блюз 2000» (2000).
  • Би Би Кинга очень любил женщин, утверждая, что они – его вдохновение. Официально Би Би вступал в брак всего два раза. Первой его женой была Марта Ли Дентон, второй - Сью Кэрол Холл. По некоторым данным в общей сложности женщины подарили Кингу 15 детей, в результате Би Би стал дедом 50 внуков.
  • Кинг всегда хотел научиться управлять самолетом. Его мечта осуществилась в 1963 году, когда музыканту исполнилось 38 лет. Би Би в своем плотном концертном графике нашел время, чтобы пройти летные курсы и получить документ на право пилотирования, которым часто пользовался для перелета на концерты из одного города в другой. Отказаться от штурвала музыканту пришлось только в семидесятилетнем возрасте в 1995 году по настоятельному требованию агента страховой компании.


  • B.B. King был просто одержим творчеством Синатры : каждый вечер перед сном Би Би прослушивал композиции выдающегося исполнителя из его классического альбома с названием «In the Wee Small Hours». Кроме этого Кинг очень уважал Френка Синатру за то, что легендарному певцу были чужды расовые предрассудки, и он помогал открывать путь к сцене чернокожим музыкантам.
  • Кинг всегда обладал хорошим чувством добродушного юмора и представлял собой образец галантности, поэтому он был не терпим к исполнителям, которые пользовались на сцене безнравственной лексикой. Он даже инициировал организацию содружества музыкальных авторов, которые бы не использовали непристойные слова в своих композициях.
  • Кинг более 20 лет страдал от диабета, поэтому с большим удовольствием рекламировал препараты и продукты для больных этой болезнью, а кроме того два раза снялся в рекламных роликах о глюкометрах.
  • Би Би Кинг в 1974 году был одним из тех, кто открывал боксерский поединок, в котором принимали участие легендарные Мохаммед Али и Джо Фрейзер.

Творчество


Вклад Би Би Кинга в историю блюза огромен. Во-первых, он создал и развил свой исключительный стиль игры на гитаре, который оказал влияние на многие поколения музыкантов. Фирменный прием Кинга заключался в довольно экономичной манере игры, украшенной мягким бендингом и бархатным вибрато, впоследствии он явился образцом для будущих гитаристов. Кинг в отличие от других виртуозов не бегал пальцами по всему грифу, а в основном импровизировал в одной позиции. Такая на первый взгляд минималистская манера исполнения на самом деле очень интересна и богата красивыми затейливыми ходами. Во-вторых, творческая жизнь Би Би Кинга, которая продолжалась около семидесяти лет, была очень плодотворной. Он записал около 140 синглов, дал по всему миру более 15 тысяч концертов, и на его счету более 40 студийных альбомов.

Лучшие песни

Блюзовые композиции Би Би Кинга считаются весьма эмоциональными и доступными для восприятия. Вот некоторые из них:


«The Thrill is Gone » - эту композицию, в которой выразительный вокал исполнителя раскрылся в полном объеме, ценители творчества Кинга считают поистине уникальной. Кинг радикально переработал оригинальную запись Р. Хокинса, изобразив стоны разбитого сердца, сменяющиеся бесчувственной мстительностью на драматически напряженном фоне исполняемом струнными инструментами. Музыкант записал песню в 1969 году, и она сразу была оценена по достоинству, став хитом чартов R&B и поп-музыки. Кроме этого в 1971 году за исполнение этой композиции Кинг получил премию «Грэмми».

«The Thrill is Gone» (слушать)

«Three O’Clock Blues » - потрясающая композиция, пронизанная изумительными гитарными соло, на которые накладывается своеобразный «каркающий» вокал исполнителя. В 1951 году песня сразу заняла первую строчку чарта журнала «Billboard» и оставалась там в течение 5-ти недель и 15-ть недель удерживала первое место в категории R&B.

«Three O’Clock Blues» (слушать)

«Chains And Things » – эта печальная, пропитанная страданиями песня, вошедшая в альбом под названием «Indianola Mississipi Seeds», была записана в 1970 году. Она явилась результатом эксперимента с различного рода аранжировками. В ней явно чувствуется отличительная Кинговская манера исполнения, по пояснению самого музыканта, родившаяся в результате ошибки, создавшей неприятную ситуацию, из которой Кинг достойно выкрутился.

«Chains And Things» (слушать)

«When Love Comes to Town » - весьма заводная композиция, которую блюзмен записал в 1988 году вместе с популярной в то время U2 – рок – группой из Ирландии . Этот сингл, появившийся когда Кингу было больше 60-ти лет, засветился во многих хит-парадах и дал импульс к возобновлению интереса к творчеству музыканта.

«When Love Comes to Town» (слушать)

«Every Day I Have the Blues » - песня, записанная в 1955 году, до сих пор считается эталоном блюзовой музыки. Она вошла в первую десятку чарта R&B, а в 2004 году от зала славы премии «Грэмми» получила награду как музыкальная запись, имеющая историческое значение.

«Every Day I Have the Blues» (слушать)

«Люсиль»

Люсиль – этим женским именем Кинг именовал все свои гитары, название появилось не случайно, тому предшествовали некоторые драматические события, которые произошли с Кингом в городке Твист штата Арканзас во время одной из его гастрольных поездок. По стечению обстоятельств музыкантам вместо пообещанного концертного зала пришлось выступать в холодном неуютном здании, больше похожим на сарай. Чтобы нагреть помещение организаторы решили использовать в качестве печки старую бочку, наполовину наполненную керосином. Во время концерта два молодых человека устроили драку, в результате которой импровизированная печка перевернулась, керосин вытек и начался пожар. В панике люди выбегали на улицу, вместе с ними бросился к выходу и Кинг, но вдруг вспомнил, что на сцене остался его любимый инструмент. С риском для жизни музыкант вернулся в горящее здание – гитара была спасена.


Позднее Райли узнал, что в результате потасовки, начавшейся из-за девушки, которую звали Люсиль, погибло два человека. С тех пор в память об этом трагическом событии все гитары Кинга носили это женское имя. К большому сожалению, спасенный инструмент некоторое время спустя был украден у Кинга: воры вытащили его из багажника автомобиля. Музыкант был так расстроен потерей своей любимицы, что в газете дал объявление о награде в 20 тысяч долларов за возвращение гитары, на самом деле стоившей всего 30$. Всю свою жизнь Кинг не терял надежды отыскать свою первую Люсиль, постоянно увеличивая вознаграждение, которое в конечном итоге уже составляло 900 тысяч долларов. Гитара к хозяину так и не вернулась. Всего у Кинга было семнадцать «Люсиль», но на последней он никогда не играл, музыканту этот инструмент подарили на семидесятый день рожденья, на ней был изображен портрет блюзмена. Кинг никогда не брал её с собой на гастроли, гитара всё время висела у него дома, БиБи ей просто любовался. Впоследствии знаменитая фирма по производству музыкальных инструментов Gibson выпустила ограниченную серию полуакустических гитар под названием «Люсиль».




Top