Биг бэнд группа. Биг-бэнды

Статья посвящена такому джазовому оркестру, как биг-бэнд. Дана основная характеристика оркестра, рассматриваются такие стили, как бибоп, свинг, фьюжн. Также вы узнаете, какие существовали биг-бэнды и имена их руководителей.

Джазовый биг-бэнд. Что это такое?

Дословный перевод данного словосочетания - большой оркестр. Это одна из отличительных особенностей джазового оркестра, которая характеризуется определенным составом инструментов. Главная роль отведена группе Среди специфических особенностей биг-бэнда необходимо отметить следующие:

  • Разделение инструментальных групп, которые принято называть «секции».
  • Особая техника игры ансамбля: сплетение импровизаций солистов с аранжированными разделами, а также использование нестандартных типов оркестрового аккомпанемента (бэкграунда).
  • Смешение ярко-контрастных тембров, что вызывает ассоциации с коллажным и миксажным звучанием.
  • Неравномерная ритмическая пульсация, постоянные сдвиги акцентов, что является очень сложным элементом исполнения.

Количество музыкантов - от десяти до двадцати человек. Наиболее часто биг-бэнд выходит в таком инструментальном составе: пять саксофонов, четыре трубы, четыре тромбона и ритм-группа фортепиано, ударные). Предполагается наличие следующих групп инструментов:

  • Секции саксофонов - ридс.
  • Секции медных духовых инструментов - брасс.
  • Ритм-секции.
  • Секции деревянных духовых инструментов - вудс.
  • Струнная группа.

Вот основная характеристика такого оркестра, как биг-бэнд. Свинг, бибоп, фьюжн - это три разных джазовых стиля, о которых речь пойдет ниже.

Основная характеристика джазового стиля бибоп

Разновидность этого стиля сформировалась к началу 40-х годов. Его точное название - боп (bop). А уже производные этого слова (бибоп, бибап, рибап) стали широко применятся в обиходе. Все они непосредственно связаны с практикой скэт-вокала и имеют звукоподражательный генезис. Еще одно его название - минтонс-стиль. Свое происхождение этот термин берет от названия гарлемского клуба (Minton"s Playhouse). В этом клубе выступали музыканты-основоположники бибопа. Данный стиль (боп) появился как экспериментальное направление после свинга.

Основные тенденции, которые характеризуют стиль боп:

  • Модернизация старого хот-джаза.
  • Наличие независимой сольной импровизации.
  • Новаторство в области музыкально-выразительных средств (ритмики, мелодики, фактуры, гармонии, темпа, тембра и прочих).

Свинг - выразительное средство в джазе

В переводе с английского (swing) означает взмах, качание. Слово свинг употребляется в двух значениях, как выразительное джазовое средство и как стиль.

Свинг как выразительное джазовое средство - специфическая разновидность метроритмической пульсации, сформированная на бесконечных ритмических отклонениях (как запаздывающих, так и опережающих) от сильных долей граунд-бита. В связи с этим возникает ощущение огромной внутренней энергии, которая находится в состоянии непостоянного равновесия. Создается эффект своеобразного «покачивания» звуковой массы, неустойчивой метрической основы. Для свинга как выразительного средства характерны метроритмические конфликты.

Свинг как стиль оркестрового джаза

Появился в период 20-30-х годов как итог совмещения европеизированных и негритянских стилевых форм джазового Изначально его представлял биг-бэнд, а уже ближе к концу 30-х годов музыку в этом стиле исполняли комбо (камерные ансамбли). Характерные признаки стиля:

  • Своеобразная пульсация, вызывающая непосредственные ассоциации с «раскачиванием».
  • Особое совмещение сольной импровизации с секционной техникой игры.
  • Оригинальный тембровый колорит.
  • Значительная роль композиции и аранжировки.

Не все знают, что такое биг-бэнд свинговый. Это итог развития и расширения чикагского стиля.

Характеристика стиля Фьюжн

В переводе с английского fusion означает слияние, сплав. Фьюжн - это стилевое направление современности. Данная разновидность стиля появилась в 70-х годах на основе джазового рока, а также совмещения элементов неевропейского фольклора и европейской академической музыки.

Музыка стиля фьюжн, в основном, носит инструментальный характер. Ее обычно отличают сложные метроритмические особенности и тактовый размер. Слушатели Европы, Японии и Южной Америки являются поклонниками и настоящими ценителями данного стиля музыки.
В России одним из первых исполнителей стала группа «Арсенал» (основанная в 1973 году) с участием В 1974 году под руководством Георгия Гараняна был выпущен первый альбом под названием «Лабиринт. Джазовые композиции» в стиле джаз-фьюжн.

Какие существовали биг-бэнды?

Процесс появления биг-бэндов и их популярность не всегда были в равной степени.
Так, например, оркестр Бенни Гудмена пользовался чрезмерной популярностью и высоким спросом у публики, которая даже не догадывалась, что этот big band возник при помощи других, существовавших ранее оркестров. Данный оркестр базировался на колоссальном опыте и поддержке биг-бэнда Флетчера Хендерсона. По подобному пути пошли такие музыканты, как:

  • Арти Шоу;
  • Боб Кросби;
  • Джимми Дорси;
  • Харри Джеймс.

В конце 30-х годов особой популярностью пользовался оркестр Его создатель был тромбонистом, который на протяжении длительного времени изучал основы аранжировки. Он применил целый ряд новаций. Одна из них - crystal chorus.

Биг-бэнд Каунта Бэйси был образован в 30-х годах в Канзас-Сити, окончательно он был сформирован в Нью-Йорке. Бэйси, который чтил джазовые традиции, смог добиться безупречного свинга и мощного звучания. В этом оркестре явно чувствуется присутствие которые характерны для биг-бэнда. Среди них стоит отметить следующие:

  • Вопросо-ответная форма.
  • Взаимодействие оркестровых секций.
  • Применение оркестровых риффов.

Оркестр Руководитель группы объединял в себе сразу несколько талантов: бэнд-лидера, пианиста, композитора, живописца. Ему удалось сделать индивидуальный саунд, совмещающий элементы оркестровки академической музыки и традиционно джазовые приемы.

Таким образом, биг-бэнд имеет свои характерные и отличительные особенности, определенный состав музыкантов и инструментов. Существуют разные джазовые стили: свинг, бибоп, фьюжн. Процесс появления биг-бэндов и их популярность не всегда были равны. Большой популярностью пользовались биг-бэнды Бенни Гудмена, Гленна Миллера, Каунта Бэйси, Дюка Эллингтона.

Биг-бэнд (англ. big band - большой оркестр), тип джазового инструментального ансамбля, количество музыкантов в котором обычно колеблется от десяти до семнадцати человек. Сложился в конце 1920-х годов, состоит из трех оркестровых групп: саксофоны - кларнеты (Reels), медные духовые инструменты (Brass, в дальнейшем выделились группы труб и тромбонов), ритм-секция (Rhythm section - фортепиано, контрабас, гитара, ударные музыкальные инструменты).

Расцвет музыки биг-бэндов, начавшийся в США в 1930-е годы, связан с периодом массового увлечения свингом -импульсивной, энергичной танцевальной музыкой, пришедшей на смену традиционному негритянскому олд-тайм-джазу. Позднее, вплоть до настоящего времени, биг-бэнды исполняли и исполняют музыку самых разных стилей. Однако, по существу, эра биг-бэндов начинается значительно раньше и восходит ко временам американских менестрельных театров второй половины 19 века, нередко увеличивавших исполнительский состав до нескольких сот актеров и музыкантов.

Еще более прямую связь эволюция биг-бэнда имеет с архаическими ньюорлеанскими марширующими оркестрами (марчинг-бэндами), рэгтайм -бэндами и военными духовыми оркестрами, игравшими на улицах, площадях, в парках, всевозможных увеселительных заведениях и салонах (society-оркестры), на речных пароходах (ривербот-бэнды). Широкой известностью в Нью-Орлеане пользовались на рубеже 19-20 вв. такие марширующие капеллы, как Olympia Band, Imperial Band, Magnolia Band, Tuxedo Band, оркестр Генри Аллена , салонные оркестры Армана Пайрона и Джона Робишо, ривербот-бэнды Фэйта Мэрэйбла и Чарли Крита, диксиленд -бэнд Джека Папы Лэйна, рэгтайм-бэнд Бадди Болдена , блюз -бэнд Уильяма Кристофера Хэнди (прозванного отцом блюза) - характерные представители раннего оркестрового джаза.

Негритянский композитор и капельмейстер Уилл Мэрион Кук экспериментировал с салонными оркестрами, создавая для них музыку симфонизированного типа. Джон Филипп Суза (король маршей и изобретатель сузафона) еще в 1890-е гг. руководил брасс-бэндами больших и малых составов, исполняя с ними рэгтаймы и марши. Пианист и композитор Скотт Джоплин сочинил симфонию и две оперы на материале рэгтайма, использовав в этих произведениях большой оркестр смешанного типа. Из музыкантов классического нью-орлеанского джаза наиболее известны своими попытками укрупнения традиционного состава джаз-бэнда и создания инструментальных групп внутри него Джелли Ролл Мортон , Банк Джонсон , Кинг Оливер, Луи Армстронг , Кэрролл Диккерсон .

В становлении свингового стиля и биг-бэнда в 1920-е гг. приняли участие многие оркестры и их лидеры-как чернокожие джазмены (Дюк Эллингтон , Флетчер Хендерсон , Бенни Моутен, Дон Редмен, Джимми Лансфорд, Чарли Джонсон, Уильям Маккинни, Луис Расселл, Эрл Хайнс, Чик Уэбб , Кэб Кэллоуэй), так и белые музыканты -Жан Голдкетт, Бен Поллак , Томми и Джимми Дорси , Глен Грэй со своим знаменитым оркестром Casa Loma и др. Бродвейские и голливудские оркестры популярной музыки и свит-свинга также внесли определенный вклад в развитие биг-бэнд-джаза. Скрипач и бэндлидер Пол Уайтмен в сотрудничестве с композитором Джорджем Гершвином положил начало симфоджазовым экспериментам, которые в дальнейшем приобрели многочисленных сторонников и последователей.

В 1930-е гг. коммерциализированные белые свинговые оркестры заметно потеснили негритянских музыкантов, взяв верх над ними в экономической конкуренции, но вскоре белые бэндлидеры осознали необходимость преодоления расового и коммерческого противостояния белого и негритянского джаза (одним из первых был король свинга Бенни Гудмен). Творческие контакты белых и черных джазменов, их совместная концертная практика открыли новые горизонты в развитии оркестровой свинговой музыки. К лучшим негритянским биг-бэндам этого периода принадлежат оркестры Бенни Картера и Каунта Бейси , среди белых оркестров (помимо гудмэновского) достойны упоминания биг-бэнды братьев Дорси , Гленна Миллера , Арти Шоу , Чарли Барнета, Гарри Джеймса, Бинга Кросби и его брата Боба Кросби (Bob Cats). С 1938 по инициативе Гудмена стали проводиться регулярные филармонические концерты оркестрового джаза, в связи с чем усилилась тенденция к его сближению с академической концертной музыкой, к стилевому синтезу и симфонизации.

Произошедшая в 1940-е гг. боп -революция в джазе, открывшая собой эпоху модерн-джаза, выдвинула на первый план солиста-импровизатора и камерный джазовый ансамбль - комбо, однако не стала препятствием к последующему обновлению музыкального языка и инструментальных средств биг-бэнда. Экспериментальный, новаторский характер носят опыты с новым звучанием (new sound), поиски современных методов звуковой организации (вплоть до додекафонии и микрохроматики), новых идей в области аранжировки и композиции, музыкальных форм и полистилистики на базе биг-бэнда. В русле прогрессив-джаза особенно плодотворно работали в 1940-х и 1950-х гг. Стэн Кентон , Бойд Рэйберн, Вуди Герман . Оркестровый кул -стиль с конца 1940-х гг. активно разрабатывали Клод Торнхилл, Майлз Дэвис , Гил Эванс , Джерри Маллиган, представители калифорнийского вест-коуст-джаза. С середины 1950-х гг. возникло так называемое третье течение (синтез современного джаза и академического музыкального авангарда) во главе с композитором Гюнтером Шуллером и лидером знаменитого Модерн Джаз Квартета Джона Льюиса . Исторически значимыми были также опыты создания боп-биг-бэнда и на его основе - афрокубинского стиля (Диззи Гиллеспи), эксперименты с различными оркестровыми составами


Радио Биг-Бэнд свинг - транслирует лучшие композиции джаз музыки из Нью-Йорка (США). Слушайте любимый Биг-Бэнд свинг.
Cвинг это музыка с переносом сильной доли на слабую, импровизация и акцент делается на затактовый импульс, сильная ритм-секция двойной бас и барабаны.

Радио Биг-Бэнд свинг - качели джаза

Биг-Бенд тип музыкального ансамбля который играет джаз. В разных вариациях в коллективе может быть от 10 до 25 человек исполнителей. Высший пик популярности Свинга приходится на 30-е и 40-е года 20 столетия.

Инструменты для исполнения свинг джаза Биг-Бендами:

Саксофон, скрипка, саксофон, тромбон, ритм-секция, фортепиано, контрабас, банджо и др. струнные.

Исполнители, известные музыканты участники групп Swing & Big Band:

Бенни Гудмен 1909 - 1986 г.
Гленн Миллер 1904 - 1944 г.
Дюк Эллингтон 1899 - 1974 г.
Бэйси, Каунт 1904 - 1984 г.
Томми Дорси 1905 - 1956 г.
Арти Шоу 1910 - 2004 г.
Фрэнк Синатра 1915 - 1998 г.
Лайонел Хэмптон 1908 - 2002 г.
Гарри Джеймс 1916 - 1983 г.
Кэб Кэллоуэй 1907 - 1994 г.
Вуди Герман 1913 - 1987 г.
Бадди Рич 1917 - 1987 г.
Бенни Картер 1907 - 2003 г.
Чарли Крисчен 1916 - 1942 г.
Рой Элдридж 1911 - 1989 г.
Чарли Барнет 1913 - 1991 г.
Оркестр Каунта Бэйси
Эрл Хайнс 1903 - 1983 г.
Джимми Дорси 1904 - 1957 г.
Оркестр Гленна Миллера
Крупа, Джин 1909 - 1973 г.
Дин Мартин 1917 - 1995 г.
Майкл Бубле 1975 -
Beantown Swing Orchestra
Big Bad Voodoo Daddy
Мерсер Эллингтон 1919 - 1996 г.
Гарри Конник 1967 -
Мэри Лу Уильямс 1910 - 1981 г.
Бобби Дарин 1936 - 1973 г.
Сэмми Кайе 1910 - 1987 г.
Боб Кросби 1913 - 1993 г.
Джеймс Керн Кайсер 1905 - 1985 г.
Джонни Лонг 1914 - 1972 г.
Куинси Джонс 1933 -
Клэр Тил 1973 -
Луи Джордан 1908 - 1975 г.
Kinderjazz
Стив Лоуренс 1935 -
Билли Тернент 1899 - 1977 г.
Hal Kemp 1904 - 1940 г.

Слушать радио Биг-Бэнд свинг онлайн бесплатно, прямой эфир хорошего звучания. Дата обновления: 01.04.2018 Radio Swing and Big Band

Слушать радио США



Энергичные ритмы джаза, звучание соло фортепиано и саксофона, импровизации, децимы вместо терций. Активное звучание джаза создает настроение для

Мягкий джаз Вокал современная фьюжн музыка звучит для Вас в эфире онлайн радиостанции. Слушайте и зачаровывайтесь отличным пение и прекрасной

Классические джазовые биг-бэнды стали известны в 20-е годы прошлого века. Они сохранили актуальность формы до конца 40-х. Поступая подростком в биг-бэнд, музыкант занимал строго отведенное место, становясь частью коллектива. Многочисленные репетиции и тщательные оркестровки — причина невероятно слаженного, красивого и громкого звучания.

Исполнители

Биг-бэнды зародились в 1920-х годах и были актуальны вплоть до начала 50-х. Музыканты, которые попадали в коллектив в подростковом возрасте, играли строго определенные партии, заучивая их до автоматизма. Добавьте к этому тщательные оркестровки с секциями деревянных и медных инструментов и вы получите то, за что так высоко ценились биг-бэнды — the big band sound — богатые джазовые гармонии, сенсационно громкий звук.

Своего расцвета эта музыка достигла через 10 лет после возникновения, к середине 30-х годов XX века благодаря повальному увлечению танцами, свингом. Именно тогда взошли звезды Дюка Эллингтона , Бенни Гудмена, Арти Шоу, Гленна Миллера, Джимми Лансфорда, Чарли Барнета и других руководителей джазовых оркестров. Именно они сочинили и записали на пластинки настоящий хит-парад мелодий, пользующихся популярностью в танцевальных клубах и радиовещании. Во время «битв оркестров», когда коллективы демонстрировали своих лучших импровизаторов, публика достигала поистине истерического состояния.

Биг-бэнды потеряли значительную часть своей популярности после Второй мировой войны. Но некоторые оркестры продолжили гастрольную деятельность и продолжали записываться на протяжении еще нескольких десятков лет. Однако их музыку уже нельзя отнести к классическому пониманию биг-бэндовского стиля, так как она трансформировала сь под влиянием времени и новых направлений. Ансамбли Сана Ра, Чарльза Мангуса, Бойда Байберна и других «звездных» руководителей занимались исследованием новых течений, инструментовок, подходов к гармонии и импровизации. На сегодняшний день биг-бэнды являются стандартом джазового образования, на весь мир известны коллективы Линкольн-Центра, Карнеги-Холла. Подробнее о золотых джазовых коллективах 20-60 годов прошлого века можно узнать в книге Джорджа Саймона «Большие оркестры эпохи свинга», которая вышла на русском языке в 2008 году.


Заключение: определение джаза. Положение по отношению к другим видам музыки

Биг-бэнды

Процесс возникновения биг-бэндов нового типа и их популярность далеко не всегда соответствовали друг другу. Одним из самых популярных стал оркестр "короля свинга" Бенни Гудмена (Benny Goodman), но широкая публика практически не знала, что достижения этого оркестра базировались на огромном опыте нескольких других бэндов, в основном афроамериканских, и в первую очередь - бэнда Флетчера Хендерсона. На молодой коллектив Бенни Гудмена была сделана ставка, он широко рекламировался и на значительный период в полтора десятка лет стал образцом того, что подразумевалось под словом "свинг". Бенни Гудмен при поддержке менеджера Джона Хэммонда (John Hammond) объединил энергетику хот-джаза и его импровизационную сущность с принципами европейской аранжировки.

СЛУШАТЬ: Оркестр Бенни Гудмана в 1936 г. - "Bugle Call Rag"

Первоначально Бенни Гудмен воспользовался аранжировками Флетчера Хендерсона. Черный оркестр Хендерсона не мог расчитывать на успех из-за цвета кожи музыкантов. Изменив аранжировки в соответствие с принципами свит-свинга, Гудмен не без труда, но завоевал публику, а вместе с ней - и пространство для распространения "свинга". Апофеозом стал знаменитый концерт оркестра в 1938 году в нью-йоркском зале Карнеги-Холл. По близкому пути пошли многие другие бэндлидеры, в том числе и выдающиеся музыканты Джимми Дорси (Jimmy Dorsey), Арти Шоу (Artie Shaw), Харри Джеймс (Harry James), Боб Кросби (Bob Crosby).
Одним из самых популярных джазово-танцевальных оркестров Америки к концу 30-х годов стал оркестр Гленна Миллера (Glenn Miller). Его руководитель, тромбонист, долго обучавшийся аранжировке, использовал ряд новаций, в частности, введя в группу саксофонов кларнет и получив характерный эффект звучания, называемый "crystal chorus". Этот оркестр до сих пор имеет ореол легенды еще и из-за ранней гибели своего лидера во время Второй мировой войны.

СЛУШАТЬ: оркестр Гленна Миллера - "Chattanooga Choo Choo" (1941) , фрагмент кинофильма "Серенада Солнечной Долины"
Песня была хитом №1 в США на протяжении девяти недель в декабре 1941 - январе 1942, пластинка с её записью получила первый в истории американской грамзаписи "золотой диск" в феврале 1942 г. (было продано 1 200 000 - один миллион двести тысяч - пластинок с этой записью, и это во время войны!). Вокал: Текс Бенеке и The Modernaires. Обратите внимание на "вставной" афроамериканский номер с Дороти Дандридж и братьями Николас после основного, оркестрового. Ещё один пример расизма в шоу-бизнесе тех лет - для показа в Южных, сегрегированных штатах США этот вставной ролик ("specialty act") изымался из фильма. -- Ред.

Ярким примером творчества биг-бэндов в эпоху свинга были активные оркестры с афроамериканскими музыкантами и, в первую очередь, оркестры Каунта Бэйси и Дюка Эллингтона.
Ядро биг-бэнда Каунта Бэйси возникло в Канзас-Сити в первой половине 30-х годов. А сам оркестр сформировался в Нью-Йорке в 1937-38 гг., с помощью все того же импресарио Джона Хэммонда. Базис индивидуального звучания (саунда) этого оркестра составляют блюзы. Бэйси всегда следовал джазовой традиции, на основе которой достиг отличного свинга, мощного плотного звучания. В его оркестре ясно ощущаются стилевые приемы, характерные для такого типа бэндов. Среди них - взаимодействие секций оркестра, вопрос-ответная форма, использование оркестровых риффов.
Рифф-техника - это особая мелодическая техника джазового исполнительства, основанная на непрерывном и многократном повторении группой музыкантов или всем оркестром на протяжении импровизации солиста короткой, однообразной, легко запоминающейся музыкальной фразы (обычно 2-х или 4-х тактовой) с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Рифф также происходит из принципа антифона. В процессе развития джаза ответная функция антифона постепенно превратилась в функцию аккомпанемента, и наиболее активно этот процесс проходил в период свинга.
Рифф-техника широко распространена в биг-бэндах, где она используется для усиления контрастности и интенсивности сопровождения, а также в качестве фона ("бэкграунд") для солиста или группы музыкантов. Рифф применяется не только как аккомпанемент импровизирующему солисту или певцу, но и в ансамблевой игре, а иногда могут исполняться одновременно два (или три) риффа у разных секций мелодической группы бэнда. Рифф, являясь видом оркестрового сопровождения, может употребляться также и в качестве темы. Разумеется, рифф-техника используется и в современном джазе.
В состав оркестра Каунта Бейси всегда входило большое число великолепных солистов, каждый из которых был крупнейшей фигурой своего времени.

СЛУШАТЬ: Count Basie & His Orchestra - "Jumpin" At The Woodside" (1936)

Оркестр Дюка Эллингтона - один из ранних составов, прошедший в своей истории несколько стадий. Первый состав этого выходца из Вашингтона, не слышавшего до той поры блюза, выступал в Нью-Йорке с развлекательной и танцевальной музыкой на протяжении 20-х годов. К концу этого периода с приходом новых талантливых музыкантов и прогрессом самого лидера ситуация изменилась. К этому времени биг-бэнд Дюка Эллингтона уже обладал своим неповторимым лицом. Сам лидер сочетал в себе таланты не только пианиста и бэнд-лидера, но еще и тонко чувствующего композитора, живописца, знатока истории и культуры афроамериканского народа. Эллингтону удалось создать индивидуальный саунд, использовавший не только традиционно джазовые приемы, но и элементы оркестровки академической музыки, в частности, своеобразную звукопись музыкальных импрессионистов. Лидер умело направлял и соединял возможности участников оркестра, каждый из которых был неповторим. В его сочинениях, которые нередко использовали крупную форму, возникало удивительное равновесие между импровизацией и композицией или аранжировкой. Дюк Эллингтон по праву считается одним из самых значительных джазовых композиторов, в этом качестве он стремился выйти за рамки обычного хорусного построения формы произведения, разрушить представление о джазе как исключительно развлекательной музыке.

СЛУШАТЬ: Duke Ellington Orchestra - "I Let A Song Go Out Of My Heart", 193 8
Джонни Ходжес - альт-саксофон, Гарри Карни - баритон-саксофон, Джо Нэнтон - тромбон, Барни Бигард - кларнет

Солисты и комбо

Эпоха больших оркестров способствовала появлению большого числа великолепных солистов, имеющих высокопрофессиональную подготовку. Они выступали не только с оркестрами, но и в малых составах. В число этих музыкантов входят кларнетисты Бенни Гудмен, Арти Шоу, Джимми Дорси, трубачи Кути Уильямс (Cootie Williams), Харри Джеймс, Рой Элдридж (Roy Eldridge), саксофонисты Коулман Хокинс, Лестер Янг (Lester Young), Джонни Ходжес (Johnny Hodges), Бенни Картер, пианисты Тедди Уилсон (Teddy Wilson), Эрл Хайнс, Фэтс Уоллер, ударники Биг Сид Кэтлетт ("Big Sid" Catlett), Джин Крупа и многие другие. Центром выступлений высокопрофессиональных музыкантов 30-х годов стали многочисленные клубы на 52-й улице в Нью-Йорке, эти клубы и сама улица стала символом "свинга". В этих клубах сформировался также тип ансамбля "комбо", недорогого и состоящего из 5 - 6 музыкантов; этот тип состава с 2 - 3 духовыми перешел затем по наследству в стиль "бибоп".
В определенной степени появление малых составов эпохи свинга стимулировал успех трио Бенни Гудмена в 1935 году. В него входили пианист Тедди Уилсон и ударник Джин Крупа.

СЛУШАТЬ: Трио Бенни Гудмана " Body And Soul", 1935

Позднее Гудмен практиковал выделение в концертах малых составов, в которые входили солисты высокого уровня, в том числе и взятые "напрокат" из других оркестров. В этих составах играли вибрафонист Лайонел Хэмптон (Lionel Hampton), гитарист Чарли Крисчен (Charlie Christian), трубач Кути Уильямс. Малые составы образовывали музыканты Дюка Эллингтона - саксофонист Джонни Ходжес, кларнетист Барни Бигард, Кути Уильямс.

СЛУШАТЬ: Трио Барни Бигарда, 1944 "Steps Steps Down"


В 30-е годы происходит процесс перераспределения роли инструментов в ансамбле. На лидирующее место перемещается саксофон, который отсутствовал в начальной истории джаза. Первые шаги по использованию инструмента делали, в основном, белые музыканты. Но в эпоху свинга на первый план выдвигаются чернокожие саксофонисты. При огромном числе саксофонистов очень высокого уровня стоит особо отметить выдающуюся роль двух музыкантов - Коулмана Хокинса, вышедшего из оркестра Флетчера Хендерсона, и Лестера Янга, участника оркестра Каунта Бэйси. Оба музыканта представляют в некотором смысле разные полюса джаза. Хокинс, которого часто называют "отцом" тенор-саксофона, отличался особым широким, объемным звуком. Его манера игры характеризовалась щедрым использованием гармонических возможностей. Начиная с 1939 года, после пятилетнего пребывания в Европе, Хокинс зарабатывает себе титул лучшего исполнителя джазовых баллад.

СЛУШАТЬ: Coleman Hawkins Swing Four - The Man I Love (1943)


В противоположность ему, Лестер Янг отличался интравертным звучанием, его импровизации развивались линеарно, его звук был почти потусторонним, а ритмика в значительной степени свободна. Именно он ввел в обиход словечко "кул" (прохладно), которое спустя десяток лет обозначило целый джазовый стиль. Оба музыканта имели множество последователей, что породило противоборство двух стилей, воплощавшихся в новых поколениях саксофонистов.

СЛУШАТЬ: Лестер Янг и Count Basie Kansas City Seven - "Lester Leaps In" (1939)

Наконец, в период свинга особое развитие получило общение джазменов под названием "джем-сешн" (хотя на деле оно происходило и раньше, еще во времена Нового Орлеана). Обычно под этим подразумевается непринужденная творческая встреча джазовых музыкантов в узком кругу своих коллег и друзей, в течение которой они импровизируют на темы каких-либо известных мелодий для собственного удовольствия и для обмена опытом, не преследуя каких-то коммерческих целей. Основой их общения и взаимопонимания является так называемое условие трех Т: выбор Темы, Тональности и Темпа исполнения. Наиболее популярными среди музыкантов "джем-сешнс" стали именно в период свинга и проводились, как правило, по ночам после их основной работы в биг-бэндах, где они ежедневно играли одни и те же аранжировки. Такие встречи по "гамбургскому счету" являлись демонстрацией исполнительского мастерства и изобретательности джазменов - это было соперничество, конкурс, кто кого переиграет, и подобные творческие лаборатории стали потом спонтанной базой для возникновения современного джаза (стиль "боп"). Такая форма свободного коллективного или сольного музицирования начисто исключает предварительную аранжировку, как правило, и использует только "риффы" и "бэкграунд" (помимо самих соло). Впоследствие "джем-сешнс" стали записывать на пластинки и даже проводить их на публике во время заключительных концертов джазовых фестивалей во всем мире.

В эпоху биг-бэндов особая роль отводилась вокалистам. Каждый оркестр стремился иметь у себя одного-двух певцов, многие из которых становились лицом бэнда. Характер пения был разным - от экстатического, крикообразного "шаутс", характерного для блюзового вокалиста Джимми Рашинга (Jimmy Rushing), выступавшего с оркестром Каунта Бэйси, до "крунинга" - тихого, интимного пения, характерного для Фрэнка Синатры (Frank Sinatra), дебютировавшего в начале 40-х в оркестре Томми Дорси. Появилось много талантливых исполнителей, имена которых блистали и в постсвинговую эпоху. Среди них Бинг Кросби (Bing Crosby), Боб Эберли (Bob Eberley), Перри Комо (Perry Como), Джек Тигарден (Jack Teagarden). Еще больше возникло певиц, как негритянских, так и белых. С оркестром Арти Шоу выступала легендарная Билли Холидей (Billie Holiday), Чик Уэбб (Chick Webb) ангажировал юную Эллу Фитцджералд,продолжают выступать Милдред Бейли (Mildred Bailey) и Этель Уотерс (Ethel Waters). В начале 40-х годов появляются Анита О"Дэй (Anita O"Day), Пегги Ли (Peggy Lee), Джун Кристи (June Christy), Лина Хорн (Lena Horne).

СЛУШАТЬ: Billie Holiday The Very Thought of You (1938)

Фортепианные стили

Искусство джазовых пианистов в эпоху свинга находилось под сильным воздействием развивающихся биг-бэндов. Импровизационная свобода, наделение фортепиано оркестровыми функциями, обогащенные мелодические возможности сформировали разветвленное направление, одним из основателей которой был пианист Эрл Хайнс. Известность к нему пришла после блистательных записей с Луи Армстронгом еще в 1928 году, позже он выступал самостоятельно, возглавлял биг-бэнд, а в послевоенное время придерживался своего стиля вплоть до 70-х годов.
Его последователем и учеником стал Тедди Уилсон, участник многих малых составов Бенни Гудмена. Игра Уилсона отличалась большей легкостью и изяществом, она не перегружена фактурно. Его влияние сказывается на стиле игры многих пианистов поздних эпох.
Особая роль принадлежит более поздним потомкам гарлемской школы. В их число входит пианист (позже вокалист) Нэт "Кинг" Коул (Nat "King" Cole"). Его трио послужило прообразом многочисленных ансамблей такого рода в послевоенное время. Его стиль, свободный, использующий блокаккордовую фактуру, повлиял на многих пианистов от Арта Тейтума (Art Tatum) и Эрролла Гарнера (Erroll Garner) до Оскара Питерсона (Oscar Peterson).

СЛУШАТЬ: Nat " King" Cole Trio - Errand Boy For Rhythm (съёмка 1945)

Особое место принадлежит пианисту Арту Тейтуму, который считал себя учеником Фэтса Уоллера, однако его стиль индивидуален и представляет собой собрание всех достижений пианистов эпохи. Уровень пианизма Тейтума сравнивали с достижениями лучших мастеров фортепиано академической сферы. Тейтум был весьма изобретателен в поисках новых гармонических средств, свободен в метроритмическом плане. Для него характерно изобилие орнаментальных пассажей, в которых использовалась мелкая техника. Его многочисленные записи 50-х годов подводят своеобразный итог развития джазового фортепиано первой половины века. Однако специалисты отмечают в стиле пианиста многое из новшеств, пришедших с бибопом, особенно это касается гармонии в многочисленных импровизациях Тейтума.

СЛУШАТЬ: Art Tatum - Yesterdays (1954)

В эпоху свинга получила особое развитие специфическая форма исполнения блюза на фортепиано, называемая "буги-вуги". Этот стиль был заимствован пианистами Южных штатов у исполнителей на банджо и гитаре. Для пианистов буги-вуги характерно постоянное проведение остинатных фигур в левой руке типа "шагающего" или "блуждающего" баса. Правая рука импровизирует на блюзовую гармонию по сложной полиритмической схеме. Стиль появился еще во втором десятилетии нашего века, тогда буги играл пианист Джимми Янси (Jimmy Yancey). Зародился этот стиль в Канзас-Сити и в Сент-Луисе, затем получил распространение в Чикаго. Но настоящую популярность он приобрел с появлением на широкой публике трех виртуозов "Мид Лакс" Льюиса ("Meade Lux" Lewis), Пита Джонсона (Pete Johnson) и Альберта Аммонса (Albert Ammons). Это произошло в середине 30-х годов. Дальнейшее использование буги-вуги происходило в жанре свинговых, а затем ритм-энд-блюзовых оркестров и в значительной степени повлияло на появление рок-н-ролла.

СЛУШАТЬ: Pete Johnson "Boogie Woogie"




Top