Биография дискография rick wakeman.

Многодетный отец, любитель гольфа и спортивных автомобилей, завзятый футбольный фанат, настоящий христианин и бывший алкоголик, обладатель неуживчивого характера – этот человек известен всему миру как неординарный клавишник и плодовитый музыкант. Ричард Кристофер Уэйкман родился 18 мая 1949 года. Первое знакомство мальчика с клавишами состоялось в шесть лет, когда родители наняли ему учителя по фортепиано. В школьные годы Рик продолжал осваивать этот инструмент, участвовал в фестивалях и неоднократно выигрывал конкурсы. В 1961 году он собрал свою первую команду – джаз-бэнд "Brother Wakeman And The Clergyman". Примерно в то же время Рик попробовал играть на кларнете и на церковном органе. В 1963-м молодой Уэйкман присоединился к блюзовой группе "The Atlantic Blues", но по прошествии двух лет перебрался в танцевальный квартет "Concords". Выступления на свадьбах и вечеринках (также в составе "The Green Dolphin Trio" и "Ronnie Smith Band") отвлекали Рика от классических занятий, однако в 1968 году он принял решение поступить в Королевский Музыкальный Колледж. Помимо изучения фортепиано, кларнета, современной музыки и оркестровки Уэйкман продолжал играть на танцах и даже начал пробовать себя в звукозаписи. В конце концов, тяга к вольной жизни взяла свое, и Рик ушел из колледжа, заделавшись сессионным музыкантом. Среди артистов, пользовавшихся услугами молодого клавишника, были Дэвид Боуи , Кэт Стивенс , "Black Sabbath ", Эл Стюарт и другие. В 1970 году Уэйкман присоединился к "Strawbs ", где впервые ощутил вкус популярности. Однако это была лишь прелюдия к успеху, и уже в августе 1971-го Рик оказался в стане знаменитых прогрессоров "Yes ", а к концу года обзавелся и сольным контрактом от "A&M Records".

Если его первая пластинка, на которой были собраны записи сайдменского периода, прошла незамеченной, то вторая, "The Six Wives Of Henry VIII", где в инструментальной форме давались характеристики женам Генриха Восьмого, заставила обратить на себя внимание. Настоящий же прорыв в сольной карьере случился в 1974 году, уже после разрыва с "Yes ", когда вышел диск "Journey To The Centre Of The Earth". Основанный на романе Жюля Верна и записанный с Лондонским Симфоническим Оркестром, этот альбом оказался в горячих десятках многих стран мира, а в Англии побывал и на самой вершине чарта. Но ореол славы имел и обратную сторону. Напряженные гастроли и увлечение алкоголем привели к сердечному приступу, случившемуся с Уэйкманом прямо на сцене. Угодив в больницу, Рик, однако, не отдыхал, а за несколько недель, проведенные там, написал материал для "The Myths And Legends Of King Arthur And The Knights Of The Round Table". Этот альбом, рассказывающий о приключениях короля Артура, имел очень хороший успех, чего нельзя было сказать о вышедшем в том же году саундтреке к фильму Кена Рассела "Lisztomania".

Выпустив концептуальную пластинку "No Earthly Connection" с параллельными исследованиями развития человечества и музыки и звуковую дорожку документального фильма "White Rock", посвященного зимней Олимпиаде в Инсбруке, Уэйкман вернулся в состав "Yes " и продолжил работу на два фронта. С приходом панка интерес к творчеству Рика заметно снизился, однако ни этот факт, ни потрясения в личной жизни (разводы, смерть отца) не сломили клавишного магистра. Семидесятническую декаду завершили два сольника, "Criminal Record" с музыкальными интерпретациями различных криминальных историй и "Rhapsodies", наполнение которого четко определялось названием. В 1981 году Уэйкман подготовил саундтрек "The Burning", а также скооперировался с известным текстовиком Тимом Райсом для записи серьезного опуса "1984", основанного на романе Оруэлла. В 1982-м вышел еще один спортивный диск, "G"ole!", в котором отразилось увлечение знаменитого клавишника футболом. Тогда же был опубликован альбом "Rock N" Roll Prophet", провалявшийся на полке с конца 70-х, написанный в пику панковскому движению и по мнению некоторых критиков походивший на творчество поп-дуэта "Buggles". Продолжив сотрудничество с Тимом Райсом, Рик подготовил программу "Cost Of Living" с весьма разнообразными по настроению композициями. После очередного саундтрека ("Crimes Of Passion") вышел диск "Silent Nights", вызвавший всплеск повышенного интереса к творчеству Уэйкмана. Виновником торжества стала композиция "Glory Boys", угодившая в тяжелую ротацию на радио. Впрочем обзавестись настоящим хит-синглом магу-клавишнику так и не удалось по причине банкротства дистрибьюторской компании.

В середине 80-х в жизни Рика произошли два интересных события: он бросил пить и обратился к стилю нью-эйдж. Дебютом в новом жанре стал диск "Country Airs", состоявший только из фортепьянных инструменталов и продержавшийся в специализированных чартах более 20 недель. Серию "The Rick Wakeman New Age Collection" продолжил альбом "The Family Album", в котором Рик применил подход а-ля "The Six Wives Of Henry VIII" к членам своей семьи. Выразив свое отношение к религии в госпел-пластинке "The Gospels", клавишник взял в дальнейшую кооперацию гостившего на ней тенора Рамона Ремедиоса и вместе с ним записал нью-эйджевую оперу "A Suite Of Gods". В конце 80-х вышли еще две коллаборационные работы (записанная на пару с перкуссионистом Тони Фернандесом "Zodiaque" и концепт "Black Knights At The Court Of Ferdinand IV", где партнером Рика выступил итальянец Марио Фаскьяно), а также чистый сольник "Time Machine", характеризуемый отклонением от характерного уэйкмановского звучания к манере "Alan Parsons Project ".

На рубеже декад музыкант записал парочку сиквелов к "Country Airs" ("Sea Airs", "Night Airs"), а с наступлением 90-х его продуктивность резко увеличилась и он начал выдавать по нескольку альбомов в год. Так, за библейским опусом "In The Beginning" и саундтреком "Phantom Power" последовал мощный выброс уэйкмановских дисков – эмбиентно-солнечная трилогия "Aspirant Sunrise"-"Aspirant Sunset"-"Aspirant Sunshadows", схожий по футуристической направленности с "1984" "2000 A.D. Into The Future", римейки ранних вещей "The Classical Connection", попытка прорыва в поп-рок "African Bach" и возвращение к более привычному прогрессиву "Softsword". Год 1992-м выдался каникулярным (если не считать переиздания "Country Airs" и выхода второй части "The Classical Connection"), но потом Рик вновь поддал газу и начал заваливать магазины своей продукцией. Так, в релизы 1993 года попали посвящение острову Мэн "The Heritage Suite", семейные пластинки "Wakeman With Wakeman" и "No Expense Spared" (с сыном Адамом) и подборка госпелов "Prayers", а в 1994-м на свет появилось несколько концертников. Далее лайвы и студийники пошли вперемежку, причем фамильные альбомы чередовались с сольными, а прогрессивные – с нью-эйджевыми. В 1996-м Уэйкман воссоединился с "Yes ", однако это никоим образом не снизило его плодовитость, и сольники клавишника в неимоверных количествах продолжали поставляться на рынок. Рик легко жонглировал стилями, переходил от синтезаторов к акустике и обратно, обрабатывал старые вещи и писал новые, делал сборники из телевизионных тем ("Themes") и битловских каверов ("Tribute"), сотрудничал с другими артистами и т.д. и т.п. Одним из наиболее значительных произведений второй половины 90-х стал альбом "Return To The Centre Of The Earth", являвшийся логическим продолжением "Journey To The Centre of the Earth" и изданный к 25-летнему юбилею своего старшего собрата.

Не успела публика порадоваться возвращению к корням, как в том же году Уэйкман вновь нырнул в нью-эйдж и выдал целых две трилогии, "The Natural World Trilogy" и "Art In Music Trilogy". Как и множество других музыкантов, Рик не обошел вниманием наступление миллениума и приурочил к этому событию альбом "Preludes To A Century". В том же 2000-м клавишник в очередной раз пережил развод, и в который раз реформировал свою группу "English Rock Ensemble". С ней он провел гастроли и записал диск "Out There", но в 2002-м его вновь заметили в компании с "Yes ". Во второй половине нулевых музыкант выпустил пару альбомов, "Retro" и "Retro 2", при создании которых пользовался только старыми технологиями ("Хаммонды", меллотроны, аналоговый звук и т.д.). Завершили декаду сборник фортепьянных пьес "Always With You", а также аналогичный трехдисковый концепт "Past, Present And Future". В 2012-м музыкант вернулся к идее "Journey To The Centre Of The Earth" и сделал студийный вариант своего классического альбома.

Last update 21.11.12

В мире рок-музыки, как впрочем, и в других областях искусства, не такое большое количество личностей, которым подходит приставка «маэстро». К ним вряд ли можно отнести даже таких великих и талантливых как Моррисон, Кобейн или Осборн. Как правило, музыканты такого уровня имеют дело с оркестрами, близки к неоклассике и являются авторами фундаментальных работ, без которых рок был бы несколько ограниченным жанром. Одним из них, безусловно, является маэстро Рик Уэйкман (Rick Wakeman) .

Сейчас ему 62 года и о нем написаны целые книги. Количество выпущенных Уэйкманом альбомов уже давно перевалило сотню, а пригласить музыканта для помощи в записи диска всегда считалось вершиной мечтаний многих исполнителей, как прошлого, так и настоящего. Появившись на свет в Западном Лондоне в 1949 году, Рик уже в 12 лет купил свой первый синтезатор. Столица Великобритании затаила дыхание - на горизонте показался, пожалуй, самый известный и титулованный клавишник Соединенного Королевства.

Будучи жителем Лондона, виртуозно играя на клавишных инструментах, отучившись год в Королевском музыкальном колледже, Уэйкман без особого труда находил себе работу в самых престижных коллективах страны. Одним из первых стало его участие в записи альбома Дэвида Боуи 1969 года. Затем последовало сотрудничество с The Strawbs , после которого о Уэйкмане всерьез заговорил весь музыкальный Лондон. Считается, что за время всей своей музыкальной карьеры, а она пока еще не собирается прерываться, маэстро принял участие в записи более 2000 песен, авторства различных музыкантов и коллективов современности. И это помимо сольных работ!

В 1971 году Рик становится полноправным членом Yes , записав с группой наиболее значимые альбомы, вошедшие в золотую сокровищницу арт-рока. В 1973 году выходит первый шедевр пианиста «The Six Wives of Henry VIII». После этого появляются еще две концептуальные работы «Путешествие к центру земли» и «Король Артур», которые принесли Уэйкману мировую славу. Особый лиризм музыканта и фундаментальный подход к творчеству делают его одним из наиболее узнаваемых и выдающихся клавишников в рок-музыке.

После бурных 70-х особых перемен в жизни Рика Уэйкмана не произошло. Написание музыки, бесконечные концерты, записи пластинок, сессионная работа с другими музыкантами. Все шло, как по накатанному. Единственной проблемой, как это ни странно, был алкоголь и, соответственно, проблемы со здоровьем. За свою долгую карьеру у музыканта было уже несколько сердечных приступов. В данный момент у Рика шестеро детей. Некоторые из них также пробуют занять свое место в мире музыки, но вряд ли им удастся приблизиться к недосягаемой вершине, на которую смог взобраться их маэстро-отец.

Избранная дискография:

  1. Piano Vibrations, 1971
  2. Journey to the Centre of the Earth, 1974
  3. The Myths and Legends of King Arthur, 1975
  4. Lisztomania, 1975
  5. No Earthly Connection, 1976
  6. White Rock, 1977
  7. Rick Wakeman’s Criminal Record, 1977
  8. Rhapsodies, 1979
  9. Burning, 1981
  10. 1984, 1981
  11. Rock n Roll Prophet, 1982
  12. Cost of Living, 1983
  13. G"ole!, 1983
  14. Crimes of Passion, 1984
  15. Silent Nights, 1985
  16. Live at Hammersmith, 1985
  17. Country Airs (Original), 1986
  18. The Family Album, 1987
  19. The Gospels, 1987
  20. Time Machine, 1988
  21. A Suite of Gods, 1988
  22. Zodiaque, 1988
  23. The Word and the Gospels, 1988
  24. Black Knights at the Court of Ferdinand IV, 1989
  25. Sea Airs, 1989
  26. Night Airs, 1990
  27. Phantom Power, 1990
  28. In The Beginning, 1990
  29. Rock n" Roll Prophet Plus, 1991
  30. Aspirant Sunrise, 1991
  31. Aspirant Sunset, 1991
  32. Aspirant Sunshadows, 1991
  33. The Classical Connection, 1991
  34. 2000 A.D. Into the Future, 1991
  35. African Bach, 1991
  36. Softsword, 1991
  37. Country Airs, 1992
  38. The Classical Connection 2, 1993
  39. Wakeman with Wakeman, 1993
  40. The Heritage Suite, 1993
  41. No Expense Spared, 1993
  42. Prayers, 1993
  43. The Piano Album, 1995
  44. The Private Collection, 1995
  45. Romance of the Victorian Age, 1995
  46. The Seven Wonders of the World, 1995
  47. Visions, 1995
  48. Cirque Surreal, 1995
  49. Fields of Green, 1996
  50. The New Gospels, 1996
  51. Tapestries, 1996
  52. Can You Hear Me?, 1996
  53. Vignettes, 1996
  54. Orisons, 1996
  55. The Word and Music, 1996
  56. Tribute, 1997
  57. Simply Acoustic - The Music, 1997
  58. Fields of Green "97, 1997
  59. Themes, 1998
  60. Return to the Centre of the Earth, 1999
  61. White Rock II, 1999
  62. The Natural World Trilogy, 1999
  63. The Art in Music Trilogy, 1999
  64. Preludes to a Century, 2000
  65. Chronicles of Man, 2000
  66. Christmas Variations, 2000
  67. Morning Has Broken, 2000
  68. Out of the Blue, 2001
  69. Classical Variations, 2001
  70. The Wizard and the Forest of All Dreams, 2002
  71. Out There, 2003
  72. Rick Wakeman at Lincoln Cathedral, 2005
  73. Retro, 2006
  74. Retro 2, 2007
  75. The Six Wives of Henry VIII Live at Hampton Court Palace, 2009
  76. Always With You, 2010
  77. Past, Present and Future, 2010

Сколько пластинок, на ваш взгляд, способен записать музыкант, ежели он не Элвис, не Синатра, не Чак, не Хендрикс и иже с ними? Ну, ориентируясь на THE ROLLING STONES , скажем, штук тридцать. Нашелся, однако, герой, чья сольная дискография насчитывает аж 55 оригинальных альбомов. И это не считая концертных дисков и новых версий старых работ. Причем этот рок-персонаж - не певец, а пианист. Имя этого кудесника клавиш - Рик Уэйкман .

Ричард, или просто Рик, Уэйкман (Rick Wakeman) увидел свет 18 мая 1949 года в английском графстве Миддлсекс. Часто музицирующие родители, естественно, прочили отпрыску великое будущее. Впрочем, даже они не могли предполагать, что ближайшие полсотни лет их сын проведет очень даже не впустую и что, отдавая восьмилетнего Рика в руки преподавателя фортепианного искусства, они тем самым программируют будущее наследника.

1957-й принес в жизнь пианиста-дебютанта еще одну любовь на всю жизнь: Уэйкман-старший взял мальчика на футбольный матч. Так что Ричард, усердствуя над черно-белыми костяшками пока еще по настоянию предков, серьезно задумывался о том, чтобы стать спортсменом. К счастью для нас всех, он остался любителем. Кстати, еще одним его увлечением являются автомобили - на сей день их в коллекции Уэйкмана больше сотни!

К 1961 году Рик добился заметных успехов - свидетельством его мастерства служили награды, полученные на различных конкурсах. Следствием же побед стало нечто вроде звездной болезни: Уэйкман уже не мог заниматься, не имея под боком внимающей его игре аудитории. Но на лаврах не почивал. Почувствовав себя достаточно опытным, подросток решил расширить свою изобразительную палитру, приступив к овладению кларнетом. Нельзя сказать, чтобы это дело ему впоследствии пригодилось, но лишним для искусства аранжировщика явно не было. Как ни странно, но при столь бурной деятельности на поприще музыки и одновременно весьма неплохой учебе в школе герой нашего рассказа умудрился еще не только увлечься традиционным джазом, но и собрать для его исполнения коллектив под названием BROTHER WAKEMAN AND THE CLERGYMAN. Это в двенадцать-то лет! Группа даже завела себе униформу, надев форменные школьные рубашки задом наперед. (А пацаны-то из KRISS KROSS еще претендовали на оригинальность!)

Исправно посещая церковь, юный Ричард не мог не обратить внимания на большой и красивый орган. Обратил - и в 1962-м приступил к овладению огромным инструментом. А в конце следующего года Уэйкман, слегка охладев, видать, к джазу, влился в состав THE ATLANTIC BLUES, группы, нашедшей себе репетиционную базу в клубе для умственно отсталых детей. Поначалу музыканты опасливо баррикадировали входы, пока не поняли, что заторможенные дети милы и не буйствуют. Рик довольно скоро осознал, что у коллектива нет будущего, потому на некоторое время присоединился к ансамблю, зарабатывавшему игрой на свадьбах, вечеринках и в пабах. На пиво хватало, а что еще нужно шестнадцатилетнему гению?

Правильно: собственная команда. А лучше две: первая, THE CURDLED MILK, названная в честь CREAM, была более серьезной, вторая, THE GREEN DOLPHIN TRIO, была чисто танцевальной и призванной финансировать первую.

На дворе стоял 1966 год. Уэйкману удалось, наконец, "засветиться" в качестве сессионного исполнителя, поработав на Би-Би-Си для забытой группы JAMES ROYAL SET. Примечательно, что в до сих пор не изданной записи принимал участие и басист THE WHO Джон Энтуисл (John Entwistle). Толку из этого не вышло, так что на следующий год Рик продолжил образование, поступив в Королевский колледж музыки, и начал преподавать в воскресной школе. Очередным эпизодом в его биографии стал коллектив THE RONNIE SMITH BAND, в котором Уэйкман надолго не задержался, но успел по ходу дела подружиться с певцом Эшли Холтом (Ashley Holt).

Отдушину для себя Рик находил, работая на фирме Regal Zonophone с замечательными продюсерами Гасом Дадженом и Тони Висконти (Gus Dudgeon & Tony Visconti). Такое времяпрепровождение было юноше по душе, так что в 1969 году он бросил колледж. Висконти привлек освободившегося Уэйкмана к записи альбома своего протеже Дэвида Боуи (David Bowie). Неудачник на тот момент, Дэвид впервые заполучил хит: в успехе "Space Oddity" немалую роль сыграло звучание органа Рика - плотное, мрачное и тревожное, подчеркивающее голос Боуи.

Со STRAWBS органист начинал сотрудничать тоже как сессионер, однако вскоре получил приглашение войти в состав идущего на взлет арт-рокового коллектива. Тоскующий по аудитории Уэйкман не стал отказываться. И правильно: концерт в "Queen Elizabeth Hall", на котором был записан альбом "Just A Collection Of Antiques And Curios", широко освещался прессой, и в результате имя клавишника стало широко известно.

Сие повлекло за собой лавину заявок на сессионную работу. Деньги сами шли в руки - в иные недели Ричард участвовал аж в восемнадцати сессиях. Между прочим, спрос на игру Рика и по сей день столь велик, что к настоящему времени ею можно насладиться на более чем 2000 (!!!) композиций самых разных артистов. Тогда же, в начале 1970-х, среди расцвеченных им записей оказались ныне классические: "Morning Has Broken" Кэта Стивенса (Cat Stevens), "Madman Across The Water" Элтона Джона (Elton John), альбомы Лу Рида (Lou Reed) и T.REX.

"From The Witchwood", второй диск STRAWBS с участием Уэйкмана, стал одновременно и последним - в августе 1971 года. Рик вступил на суперзвездную стезю, войдя в состав YES . Как оказалось, этому коллективу до подобного статуса не хватало самой малости - яркости солирующих инструментов, способных составить компанию вокалу Джона Андерсона (Jon Anderson). Недостающий блеск и придали клавишные холмы Уэйкмана и гитарные ручьи Стива Хау (Steve Howe). Программа "Fragile", первое совместное творение, принесла квинтету всемирную славу, подкрепленную мощными гастролями с уникальным по тем временам световым шоу. Окруженный инструментами, длинноволосый Рик в своих серебряных мантиях выглядел на сцене настоящим волшебником. На "Fragile" каждый из музыкантов был представлен сольной пьесой; наш же герой из-за контрактных обязательств вынужден был сдержать фантазию, ограничившись вариациями на темы Брамса "Cans And Brahms".

Гастроли сыграли большую роль в жизни пианиста. В одном из аэропортов ему на глаза попалась книжка о жестоком английском монархе Генрихе VIII и загубленных им шести женах. Дабы не скучать в полете, Уэйкман решил почитать. По ходу чтения в его голове забрезжила мысль создать музыкальный портрет каждой из несчастных супруг. Идея нашла поддержку на A&M Records, и в конце 1971 года был подписан сольный контракт. (Фигура Генриха-Синей Бороды вдохновляла не только Рика - ему посвящена композиция RAINBOW "Sixteenth Century Greensleeves"). Колеся с YES по свету, Уэйкман мало-помалу вынашивал свой опус. Завершил же он работу после издания в 1972-м великолепного диска группы "Close To The Edge".

Альбом "The Six Wives Of Henry VIII" появился на прилавках магазинов в 1973 году, к всеобщему изумлению став хитом во всем мире. Чисто инструментальная программа в стиле барокко, в записи которой Рику помогли коллеги по YES - гитарист Стив Хау, басист Крис Скуайр (Chris Squire) и барабанщики Билл Бруфорд и Элан Уайт (Bill Bruford & Alan White), - стала первой работой подобного рода, снискавшей коммерческий успех; творчество ELP и THE NICE все же включало в себя вокальные партии. Популярность пластинки была настолько велика, что фрагменты ее вошли в репертуар квинтета и угодили в тройной концертный альбом "Yessongs". Ричард на волне успеха принял участие в телешоу Би-Би-Си "Old Grey Whistle Test"... и клавишники всего света взяли на вооружение его "изобретение" - водружение одного инструмента на другой.

Коллектив же постепенно начал перебарщивать с монументальностью своих опусов: направление, избранное на двойной работе "Tales From Topographic Oceans", вызвало неприятие и протест Уэйкмана, который отказался сочинять для данного проекта и расстался с коллегами сразу после турне 1974 года.

Через дорогу от студии, в которой создавался диск "Oceans", находилась другая, оккупированная BLACK SABBATH для записи их шедевра "Sabbath Bloody Sabbath". Члены квартета несколько раз заглядывали полюбоваться на работу YES, и как-то раз, подойдя к Рику, Оззи Осборн (Ozzy Osbourne) спросил, не мог ли бы маэстро приложить руку к композициям его коллектива. Последовал положительный ответ. Через пару дней поутру измаявшийся в ожидании вечно запаздывающих товарищей Уэйкман перешел улицу... Сквозь густые алкогольные пары ему удалось разглядеть валявшиеся по углам фигуры в черном. Функционировал лишь инженер, прогнавший гостю материал. Ричард выбрал для своей партии "Sabbra Cadabra", сыграл и вернулся к основному занятию.

Уход из YES состоялся в мае. К этому времени двадцатипятилетний Рик записал в свой актив феноменальнейший успех: его второй опус "Journey To The Centre Of The Earth", записанный 18 января "живьем" с Лондонским симфоническим оркестром и Английским камерным хором, разошелся тиражом 12,5 миллиона экземпляров и возглавил британский хит-парад! Созданное по мотивам романа Жюля Верна произведение значительно отличалось от своего предшественника: дело было не в классических музыкантах, а в том, что у Уэйкмана появилась своя группа THE ENGLISH ROCK ENSEMBLE. Ее костяк, помимо пианиста, составляли его старый приятель певец Эшли Холт, уведенный Ричардом из WARHORSE басиста DEEP PURPLE Ника Симпера, и барабанщик Тони Фернандез (Tony Fernandez) - оба коллеги время от времени появляются на пластинках Рика до настоящего времени.

С собственным коллективом можно было отправиться гастролировать. Уэйкман так и поступил. Правда, начало тура слегка задержалось из-за перенесенного Риком на сцене сердечного приступа, вызванного истощением от непрерывной работы, а также пристрастием к приличным дозам выпивки и курева.

Третья сольная работа клавишника по своей композиции продолжала две первые, не повторив, однако, их успеха. Программа 1975-го "The Myths And Legends Of King Arthur And The Knights Of The Round Table", несмотря ни на что, была настолько интересной, что автор замыслил устроить на ее основе не просто шоу, а представление на льду. Идея оказалась ущербной и, более того, - убыточной. Музыканты и певцы были хороши, но актеры попросту заблудились в клубах сценического дыма, не желавшего оседать на ледовую арену "Уэмбли". Ричард оказался на грани банкротства.

Убытки он слегка возместил, исполнив музыку к фильму Кена Расселла (Ken Russell) "Lisztomania" и снявшись в нем в роли Тора. Бок о бок с ним в картине играли Ринго Старр и вокалист THE WHO Роджер Долтри (Roger Daltrey), спевший большинство композиций саундтрека, в котором перу Рика принадлежит лишь одна композиция, остальные - вариации на темы Листа и Вагнера. Записав еще одну звуковую дорожку, на этот раз к фильму о лыжном спорте "White Rock" (сам диск вышел в 1977 г.), Уэйкман и его группа создали замечательный диск "No Earthly Connection ". Фирма A&M всячески способствовала работе своего подопечного - чего стоит одно только оформление его пластинок с красочными буклетами и прочими мелкими радостями, недоступными обладателю компакт-диска! Все это хотелось увидеть на сцене, и в поездке по миру Рик установил множество рекордов посещения шоу в закрытых помещениях.

В это время из YES ушел сменщик Ричарда Патрик Мораз (Patrick Moraz), и Уэйкман предложил свою помощь в записи, но друзья отдали ему не сессионную работу, а вакантное место. В ноябре 1976-го пианист снова был членом квинтета. Солидный альбом "Going For The One" создавался в Швейцарии. Партии церковного органа Рик наигрывал для записи по телефону, находясь непосредственно в соборе. Популярность диска и сингла "Wondrous Stories" повлекла за собой гастроли, но не столь изматывающие, так что в 1977 году Уэйкман смог записать новый шедевр "Criminal Record", в котором поведал об известных преступниках; пьеса "Judas Iscariot" с оркестром и хором по праву считается одной из вершин творчества маэстро.

Творение YES года 1978-го должно было носить название "Yestor". Должно было, пока ловкие пальцы Ричарда не раздавили на макете обложки спелый помидор, после чего программу переименовали в "Tormato". Хотя пластинке не хватало цельности, в ней присутствовали яркие композиции, к которым приложил руку и наш герой: изящная "Don"t Kill The Whale" и исполненная в необарокко "Madrigal".

Выложившись, Уэйкман устал. Пошла полоса неудач. Двойной альбом 1979-го "Rhapsodies", спродюсированный Висконти, нес на себе отпечаток диско и оказался чересчур размазанным: из авторских композиций выделить можно, пожалуй, "Sea Horses", неплохо сыграны также гершвиновские "Rhapsody In Blue" и "Summertime". Наиболее же привлекательна "Swan Lager" - сыгранная в регги смесь фрагментов "Лебединого озера" и Первого фортепианного концерта Грига. Записанный вслед за "Rhapsodies" диск "Maybe "80" (надежды, надежды...) был выдержан в той же манере, а посему не заинтересовал издателей; он вышел лишь три года спустя под названием "Rock"n"Roll Prophet". В придачу ко всему никак не желал обретать форму готовящийся в Париже альбом YES, так что Уэйкман и Андерсон предпочли бросить команду.

Студия A&M Records не стала продлевать контракт с Риком. И это после того, как парой лет ранее маэстро не отпустили в заваривающуюся супергруппу с Биллом Бруфордом и Джоном Уэттоном (John Wetton). Джон и Билл, порепетировав с Уэйкманом, создали отличный проект UK.

На короткое время пианист занял место директора футбольного клуба "Брентфорд" (его заигрывания с футболом вызывают в памяти другого мастера клавиш - Элтона Джона), но потом отказался от него, предпочитая разогнать депрессию гастролями с THE ENGLISH ROCK ENSEMBLE. В таком настроении в самый раз было настрочить музыку к фильму ужасов "The Burning". Потом Уэйкман знакомится со знаменитым либреттистом Тимом Райсом (Tim Rice), соавтором лучших творений Эндрю Ллойд-Уэббера (а в последнее время со все тем же Элтоном трудящимся для студии Диснея). Первой работой Рика и Тима стала выдающаяся программа "1984", созданная в 1981 году по мотивам антиутопии Оруэлла. Великолепные вокальные партии были исполнены Джоном Андерсоном, Стивом Харли (Steve Harley) и Чакой Хан (Chaka Khan).

Во время грандиозного турне по Америке Ричард встретил Нину Картер (Nina Carter); ей с той поры суждено было стать музой маэстро, у которого к тому времени было уже три сына. Нина привнесла в жизнь Рика покой, нашедший отражение в отличном диске 1983-го "Cost Of Living" - снова с текстами Райса. Вторым достижением супруги стало рождение первой дочери. Придя в себя, Уэйкман вспомнил и о футболе, став президентом клуба "Кэмберли". Годом ранее он, кстати, создал музыку для чемпионата мира: диск назывался "G"ole!". А потом расширил свой спортивный диапазон и "заболел" гольфом - сейчас герой нашей повести является членом сразу двух гольф-клубов. Следующий успешный шаг - заключение контракта с President Records, фирмой, отвечающей за пластинки Рика и по сей день.

Первыми дисками на President были появившиеся в 1985 году крепкий роковый "Silent Nights" и "Country Airs", фортепианная программа, которой Рик начал свой роман с нью-эйдж; в 1986-м вышли "Sea Airs" и "Night Airs", составившие трилогию с "Country Airs" - перезаписанный и расширенный вариант альбома увидел свет в 1992 году.

В турне 1985-го по Австралии пианист упился настолько, что, оклемавшись, "завязал" навсегда. Гастроли того периода отмечены концертным (наконец!) сольником Уэйкмана "Live At Hammersmith" с "живыми" версиями композиций из трех первых пластинок. С 1986 же года маэстро начал выпекать опусы, как блины. После саундтрека к фильму "Crimes Of Passion" он вернулся к идее музыкальных портретов, выдав на-гора "Zodiaque" (на знак по зарисовке), "Family Album" (в семье одних детей было уже пятеро, плюс родители, плюс домашняя живность) и "A Suite Of Gods". Последним, созданным по мотивам греческой мифологии, Ричард начал сотрудничество с классическим тенором Рамоном Ремедиосом, продолженное год спустя программой "The Gospels", которая отразила возвращение пианиста к религии; композиции этого диска автор неоднократно перезаписывал позже. Концерт был снят в Израиле и на Пасху демонстрировался по телевидению.

Не желая упустить рок-аудиторию, Уэйкман попытался вернуться к старой стилистике альбомом "Time Machine ". Хорошая музыка, хорошие певцы, среди которых были Эшли Холт и Рой Вуд (Roy Wood), да вот только Рик излишне увлекся синтезированным звучанием, которое только раздражало. На основе программы маэстро вновь задумал ледовую постановку, но, к счастью, не нашел спонсоров.

В 1988-м в поисках уединения пианист переехал на остров Мэн, где начал монтировать студию, ненадолго выезжая поиграть с возрожденным THE ENGLISH ROCK ENSEMBLE. С этой группой он успел записать добротный диск "African Bach", выход которого отложился до 1991 года в связи с тем, что Уэйкман объединился с друзьями из YES в коллектив, именовавшийся просто - "Anderson, Wakeman, Bruford & Howe", дабы не возникали проблемы с YES Скуайра. С помощью знаменитого басиста Тони Левина (Tony Levin) коллектив выпустил в 1989-м прекрасный студийный альбом "AWBH" и концертный "An Evening Of Yes Music Plus". Работа над второй пластинкой "Dialogue" была прервана слиянием двух формаций YES, разродившихся в 1991-м программой "Union", большую часть которой сочинили музыканты AWBH, которые - за исключением Андерсона - покинули группу, как только поняли, что объединение преследовало исключительно рекламные цели.

И тут нашего героя понесло. В 1991 году он выпустил сразу семь (!) альбомов, сильными отнюдь не являющиеся. Но и слабыми их назвать трудно. В основном это были эмбиент и нью-эйдж. Если трилогия "Aspirant Sunrise", "Aspirant Sunshadows" и "Aspirant Sunset" была нудноватой, то "Classical Connection" и "Classical Connection II" с каверами и новыми версиями собственных творений оказались интересными. Тогда же Рик сочинил еще два альбома о королях: "Softsword" и "Black Knights At The Court Of Ferdinand IV". Последовавшие турне были успешными, но только не в финансовом отношении.

Ричард, впрочем, наслаждался жизнью. Он выступал со своим вторым сыном Адамом (Adam Wakeman), унаследовавшим талант отца и начинавшим собственную карьеру. Вместе они записали в 1993-м два чудесных альбома - "Wakeman And Wakeman" и "No Expense Spared" - и выпустили не слишком качественный по звучанию концертный диск. Тогда же Рик откликнулся на зов старины Оззи, украсив своими партиями его "Ozzmosis".

Следующий год не только принес очередную порцию продукции Уэйкмана, но и сделал его завсегдатаем нескольких телешоу. Можно только удивляться, как он выкроил время ненадолго вернуться в YES, которые издали сразу два полуконцертных-полустудийных "двойника" "Keys To Ascension" и "Keys To Ascension 2". Решение покинуть состав Рик принял прямо в турне; к счастью его коллег, им на помощь пришел русский эмигрант Игорь Хорошев, играющий в квинтете и сегодня.

Ричард же слегка придержал количество фантазии, переведя ее в качество продукции, ставшей появляться чуть реже. Рик реализовал - как в студии, так и на сцене - две свои давние задумки: подарил поклонникам "The New Gospels" и "Piano Album", который составили фортепианные версии авторских композиций и чужих песен (в их записи Уэйкман участвовал в семидесятых). Увлекшись каверами, в 1996-м маэстро отдал дань уважения THE BEATLES , сыграв на диске "Tribute" классику квартета в собственной, легко узнаваемой манере. О классике: двумя годами ранее появился двойной альбом "Greatest Hits" - не сборник, а новые, чисто инструментальные варианты хитов YES и творений самого Рика, среди которых нашлось место дополненному новыми нюансами "Journey".

Написать продолжение этого своего шедевра Уэйкман собирался сделать уже несколько лет. И наконец, поддавшись на всеобщие уговоры, решился. 8 марта нынешнего года, спустя четверть века после первого путешествия, слушатели вновь погрузились в недра земли. "Return To The Centre Of The Earth" является достойным продолжением старого альбома. В записи программы приняли участие те же оркестр и хор, но пели несколько вокалистов, в числе которых - Джастин Хейуорд (Justin Hayward) из THE MOODY BLUES, Бонни Тайлер (Bonnie Tyler) и возвративший давний должок Оззи.

Достойный подарок к своему полувековому юбилею сделал Рик Уэйкман. Старик Рик не чувствует возраста и по-прежнему полон идей: теперь он замыслил исполнить новый альбом под землей, в пещерах. Ну что ж, с таким проводником можно и под землю.

Многодетный отец, любитель гольфа и спортивных автомобилей, настоящий христианин и бывший алкоголик, обладатель неуживчивого характера – этот человек известен всему миру как неординарный клавишник и плодовитый музыкант. Ричард Кристофер Уэйкман родился 18 мая 1949 года. Первое знакомство мальчика с клавишами состоялось в шесть лет, когда родители наняли ему учителя по фортепиано. В школьные годы Рик продолжал осваивать этот инструмент, участвовал в фестивалях и неоднократно выигрывал конкурсы. В 1961 году он собрал свою первую команду – джаз-бэнд «Brother Wakeman and the Clergyman». Примерно в то же время Рик попробовал играть на кларнете и на церковном органе. В 1963-м молодой Уэйкман присоединился к блюзовой группе «The Atlantic Blues», но по прошествии двух лет перебрался в танцевальный квартет «Concords».

Выступления на свадьбах и вечеринках отвлекали Рика от «классических» занятий, однако в 1968 году он принял решение поступить в Королевский Музыкальный Колледж. Помимо изучения фортепиано, кларнета, современной музыки и оркестровки Уэйкман продолжал играть на танцах и даже начал пробовать себя в звукозаписи. В конце концов, тяга к вольной жизни взяла свое, и Рик ушел из колледжа, заделавшись сессионным музыкантом. Среди артистов, пользовавшихся услугами молодого клавишника, были Дэвид Боуи, Кэт Стивенс, «Black Sabbath», Эл Стюарт и другие.

Rick Wakeman В 1970 году Уэйкман присоединился к «Strawbs», где впервые ощутил вкус популярности. Однако это была лишь прелюдия к успеху, и уже в августе 1971-го Рик оказался в стане знаменитых прогрессоров «Yes», а к концу года обзавелся и сольным контрактом. Если первая его пластинка прошла незамеченной, то вторая, «The Six Wives Of Henry VIII», заставила обратить на себя внимание. Настоящий же прорыв в сольной карьере случился в 1974 году, когда вышел диск «Journey To The Centre Of The Earth». Основанный на романе Жюля Верна и записанный с Лондонским Симфоническим Оркестром, этот альбом оказался в горячих десятках многих стран мира. Но ореол славы имел и обратную сторону. Напряженные гастроли и увлечение алкоголем привели к сердечному приступу, случившемуся с Уэйкманом прямо на сцене во время австралийского тура. Однако и в больнице Рик не отдыхал, а за несколько недель, проведенные там, написал материал для «Myths & Legends Of King Arthur».

Этот альбом имел хороший успех, чего нельзя было сказать о вышедшем в том же году саундтреке к фильму Кена Рассела «Lisztomania». Выпустив концептуальную пластинку «No Earthly Connection» и звуковую дорожку «White rock», посвященную зимней Олимпиаде в Инсбруке, Уэйкман вернулся в состав «Yes» и продолжил работу на два фронта. С приходом панка интерес к творчеству Рика заметно снизился, однако ни этот факт, ни потрясения в личной жизни не сломили музыканта. В 1981 году Уэйкман скооперировался с известным текстовиком Тимом Райсом для записи серьезного опуса «1984», основанного на романе Оруэлла.

Rick WakemanВ 1982-м вышел еще один «спортивный» альбом Рика, «G’ole!», в котором отразилось увлечение знаменитого клавишника футболом. Спустя два года композиция Уэйкмана «Glory boys» получила на радио «тяжелую ротацию», однако обзавестись хит-синглом ему так и не удалось по причине банкротства дистрибьюторской компании. В середине 80-х в жизни Рика произошли два интересных события: он бросил пить и обратился к музыке нью-эйдж. Его наилучшим достижением в новом стиле стал диск «Country Airs», продержавшийся в чартах более 20 недель. После выпуска концептуального альбома «Time Machine» (по роману Герберта Уэллса) и очередного реюниона «Yes» Уэйкман издал серию пластинок в духе эмбиент. В 1994 году во время благотворительного американского тура был записан «The Piano Album», где Рик играл только на рояле.

Где-то в это же время у музыканта появилась задумка сделать сиквел на «Journey To The Centre Of The Earth». Однако прошло целых пять лет, прежде чем идею удалось претворить в жизнь, и «Return To The Centre Of The Earth» появился в 25-летнюю годовщину выхода оригинального произведения. Как и множество других музыкантов, Рик не обошел вниманием наступление миллениума и приурочил к этому событию альбом «Preludes To A Century». В том же 2000 году Уэйкман в который раз пережил развод, и в который раз реформировал свою группу «English Rock Ensemble». С ней клавишник провел длительные гастроли и записал очередной диск, «Out there», а вскоре после этого вновь был замечен в компании бывших коллег по «Yes».




Top