Биография кулиша на украинском. Кулиш николай гуриевич


В кинематографе роль Клеопатры всегда доставалась самым эффектным и красивым актрисам своего времени: Вивьен Ли, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Монике Беллуччи . Но миф о красоте Клеопатры – одно из самых распространенных заблуждений. Ученые предприняли попытку реконструировать реальный образ египетской правительницы, и результаты оказались удивительными.



Кембриджский египтолог Салли Энн Эштон работала над реконструкцией образа Клеопатры в течение года. На основе ряда сохранившихся изображений, с помощью метода трехмерного компьютерного моделирования исследовательница воссоздала образ царицы, который оказался очень далеким от стереотипных представлений о ее привлекательности и неотразимости. Материалом для ученых послужили монеты с профилем Клеопатры, репродукции барельефов храма в египетском городе Дендера, представляющих царицу в виде богини Исиды, скульптурные изображения и анализ ее родословной.





В массовом сознании внешность Клеопатры ассоциируется с образом, созданным западным кинематографом: голливудская красавица европеоидной расы. Но во внешнем облике, воссозданном учеными, угадываются как европейские, так и египетские черты.







«Она, вероятно, не была полностью европейкой, – поясняет Салли Энн Эштон. – Не забывайте, что ее семья жила в Египте уже 300 лет, когда она пришла к власти».





Смуглолицая женщина с неправильными чертами лица вряд ли может претендовать на титул самой прекрасной. Судя по сохранившимся изображениям, у Клеопатры был довольно крупный нос, тонкие губы и острый подбородок. Историки Британского музея пришли к выводу, что фигура у нее была коренастой и полноватой, и при росте 152 см выглядела непропорциональной. По мнению ученых, подобное телосложение было обусловлено генетически: большинство потомков македонской династии Птолемеев унаследовали сходные черты.





Греческий историк Плутарх так писал о Клеопатре: «Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной... однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой – ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно».







Тем не менее, невыразительная внешность не помешала Клеопатре прослыть одной из самых прекрасных и желанных женщин в истории. Ей удалось покорить сердца Юлия Цезаря и Марка Антония. Говорили, что она обладала невероятной сексуальностью и недюжинным умом, и в совершенстве владела искусством обольщения. Кроме того, царица была прекрасно образована, знала несколько языков, могла поддержать разговор о литературе, философии или даже о стратегиях ведения войны, и хорошо разбиралась в политике.





Есть мнение, что миф о красоте Клеопатры появился благодаря Октавиану Августу, который не хотел признавать ее интеллектуальных достоинств и политического таланта, а потому распространял слухи о чисто женских причинах ее влияния на Юлия Цезаря и Марка Антония. Отсюда же появился миф о ее непомерных сексуальных аппетитах.

Ученые на пороге открытия тысячелетия: будет ли найдена гробница одной из самых знаменитых и таинственных женщин в истории - царицы Клеопатры?

С египетского средиземноморского побержья, а точнее из местечка, расположенного в пятидесяти километрах к западу от знаменитого порта Александрия, городка Абу-Сир, стоящего на месте древнего Тапосириса Магна, пришла новость, которую в мире восприняли с энтузиазмом, сравнимым, разве что с обнаружением богатого месторождения нефти или золота...

Раскопки в Тапосирисе начались несколько лет назад интернациональной группой молодых, но уже зарекомендовавших себя археологов. По словам главы Высшего совета по делам древностей Египта Захи Хаваса, находки в Тапосирисе позволяют все увереннее говорить о том, что в этом месте вскоре будет сделано потрясающее археологическое открытие.

«Мы предполагаем, что именно здесь будут обнаружены погребения Клеопатры и ее возлюбленного великого римского полководца Марка Антония, поскольку данный храм был воздвигнут в честь бога Осириса и его супруги Изиды, которых воплощали при жизни Антоний и Клеопатра», - говорит Хавас.

К настоящему моменту ученые обнаружили большое число предметов из бронзы, в том числе, монеты с профилем Клеопатры. Найден также мраморный бюст великой царицы и еще целый ряд предметов с ее изображением

Однако самой многообещающей находкой в Тапосирисе стал подземный тоннель, который как предполагают исследователи, может привести их к долгожданному эпохальному открытию - гробницам Клеопатры и Антония.

Образ Клеопатры окутан романтическим ореолом тайны и до сих пор вызывает огромный интерес. История жизни, любви и трагической смерти этой великой сильной женщины до наших дней остается до конца не разгаданной. Что в многочисленных легендах о Клеопатре правда, а что вымысел?

Одной из тайн, которая не дает спокойно спать честолюбивым археологам, является тайна смерти Клеопатры. Из дошедших до нас источников известно, что царица покончила с собой после гибели своего возлюбленного великого римского полководца Марка Антония. По преданию, Клеопатра похоронила любимого со всеми почестями в изысканной гробнице, а затем заперлась в собственной гробнице, где ее позднее и обнаружили мертвой. Где могила великой царицы? Похоронена ли она под толщей воды Средиземного моря, как считали раньше, или же все-таки находится на побережье и до раскрытия тайны Клеопатры остается считанное время?

Родившаяся в 69 году до н.э., Клеопатра была одной из дочерей царя Птолемея XII. С ранеей юности девушка испытывала жажду власти. Она не обладала, вопреки распространенным легендам, классической красотой, однако являлась, безусловно, роковой восточной красавицей, благодаря удивительному сочетанию внешней привлекательности, изящного ума, образованности, чувства юмора, обаяния и твердого волевого характера.

Она стала царицей в 17 лет и да самой смерти (а умерла Клеопатра в сорок) оставалась личностью, о которой говорили самые прекрасные и самые страшные вещи, но равнодушного отношения к этой великой женщине не было даже в самые тяжелые для нее годы властвования.

Может ли случиться так, что ответы на все тайны жизни и смерти Клеопатры и ее возлюбленного Марка Антония дадут археологические раскопки, проводимые в настоящее время в районе древнего города Тапосирис?

По мнению Захи Хаваса, такое вполне вероятно. «Источники рассказывают, что Клеопатра выбрала для гробницы Антония священное место под названием «Тапосирис Магна» (гробница бога Осириса) в окрестностях Александрии», - рассказывает Хавас. По его словам, такой выбор был не случайным, поскольку Клеопатра, как царица Египта, являлась воплощением богини Изиды, сестры и супруги Осириса. А самого Антония она всегда считала воплощением Осириса.

После похорон Антония, Клеопатра покончила с собой, будучи не в силах пережить разлуку с любимым, а также чтобы избежать унизительной поездки в Рим в качестве военного «трофея» на параде триумфатора Октавиана. Клеопатра была сильной женщиной и хотела навсегда остаться великой неповерженной царицей. Какой способ царица выбрала,чтобы свести счеты с жизнью, неизвестно. Бытует мнение, что слуги пронесли в покои Клеопатры быстродействующий яд или ядовитую змею, которые и завершили ее славный земной путь и открыли дорогу в вечность.

Так куда ведет обнаруженный археологами таинственный тоннель? К разгадке одной из самых интересных тайн истории или к очередному вздоху разочарования? Ведь Клеопатра неоднократно насмехалась над желающими разгадать ее тайну. Много раз ученые, как казалось, находили место ее захронения, однако, тайна всегда ускользала от своих преследователей.

Как изображения Клеопатры раскрывают эволюционирующие представления о женщинах

Смерть Клеопатры очаровала художников по соображениям поочередно чувственным, торжественным и глубоко подозрительным к легендарной царице. На протяжение веков для многих художников и скульпторов изобразить Клеопатру - это возможность увековечить мифы об опасностях от роковых женщин и даже страхе перед женским могуществом.


Художники писали образ прекрасной властительницы обнаженной, в мучительном, драматическом состоянии и эти изображения говорят больше о времени, в котором они были сделаны, чем о самой Клеопатре.

Создана в середине первого века до нашей эры, роспись стены в Помпеях: Венера и Амур, но скорее всего, это изображение Клеопатры в облике Венеры с ее сыном Цезарионом как Амуром. Древнеримский художник. Драматичный, тревожный взгляд у царицы.

Скорее всего, посмертный портрет Клеопатры с рыжими волосами и ее характерными чертами лица, в королевской диадеме и жемчужных шпильках.

В 48 году до н.э. Юлий Цезарь победил Помпея Великого в Александрии и Фарсале, и стал диктатором Римской империи. Он остался в дворце Птолемея. Вскоре после этого Клеопатра присоединилась к нему, тайно вернувшись во дворец из ссылки. Пара быстро объединилась в любви и политике, вместе восстановив египетский трон.

Вот картинка, визуальный рассказ о важнейшем эпизоде в жизни царицы, в немалой степени поспособствовавшим легендам о ее роковой красоте о обаянии.

Гравюра с картины Жан-Леона Жерома (1866).

Эта сцена всем известна по голливудскому фильму.
В комнату Цезаря входит раб с мешком на плече. (В голливудском фильме вместо мешка роскошный восточный ковер.)

Цезарь с любопытством глядит, как раб опускает мешок на пол.

Из него выбирается невысокая женщина, вернее, молодая девушка. Она принимает величественную позу, гордо вздергивает орлиный носик и, обольстительно улыбаясь, говорит Цезарю: "Я - царица Египта". Цезарь влюбился в девушку за красоту и обходительное обхождение. Он поражен ее смертельно опасным поступком и ученостью.

Царице Клеопатре двадцать два года. Великому полководцу Цезарю - пятьдесят три. Римлянин уже имеет большую плешь, и волосы зачесывает на лоб. Но он весьма искусен в сексе.

Клеопатра управляла Египтом в течение 22 лет, задолго до убийства Цезаря в 44 году до нашей эры. Ее последующий союз с Марком Антонием, потенциальным преемником трона Цезаря, закончился взаимным самоубийством, когда Октавиан победил пару. Клеопатра, вероятно, не использовала ядовитую змею, но художники 15-го века начали увековечивать этот миф; а Шекспир в начале XVII века в «Антония и Клеопатра» еще и укрепил его.

Микеланджело. Клеопатра

Клеопатра никогда не получала должного признания за свои исключительные достижения.
«Мало того, что она командовала армией и флотом, вела переговоры с иностранными державами и председательствовала над храмами, она также вершила правосудие и регулировала экономику», - пишет ее биограф Стейси Шифф.

Имидж Клеопатр страдал от негативного пиара: Октавиан первым начал создавать многовековую легенду о побежденной королеве как «бессмысленной соблазнительнице».

От Микеланджело до режиссеров Голливуда разного плана художники игнорировали ее политическую хватку и блеск (она свободно говорила на девяти языках). Не так опасно было думать, что она фатально привлекательна, чем чертовски умна.

Но некоторые из самых ранних изображений Клеопатры, по сути, не представляли ее красивой соблазнительницей. Монеты, относящиеся к 30-м годам до нашей эры, изображают правительницу как очень обычную женщину.

Известный биограф Плутарх 1-го века написал один из первых письменных отчетов о королеве. Он подчеркивал ее харизму больше, чем ее красоту, хотя он обвинил Марка Антония в том, что тот поддался на ее соблазны. Другими словами, он продолжил миф Плутарха о Клеопатре как роковой женщине.

Россо Фиорентино, 1494-1540
Смерть Клеопатры, ок. 1540


«Смерть Клеопатры», Джампетрино (1524-1526)

Она была особенно важна для художников эпохи Возрождения, которые изображали в ней образ той самой убийственно опасной красавицы, чьего влияния на них, беззащитных), так боялись и, наверно, по сей день боятся мужчины.
А вот они уже ее писали чертовски соблазнительной, свободной и без религиозного экстаза - просто могущественную колдунью любви, умирающую и прекрасную. В 17 веке Белл говорил: если вы хотите, чтобы было у вас что-то сексуальное, достаточно повесить картину Клеопатры или поставить ее скульптурное изображение.

Вот картина Каньяччи, смотрите: неясно жива ли она или мертва, это просто какой-то сюрреалистический опыт, где начинает размывать линии между вымыслом и реальностью.

Клеопатра: Экзотическая Королева и фатальная женщина.

Я - Клеопатра, я была царица,
В Египте правила восьмнадцать лет.
Погиб и вечный Рим, Лагидов нет,
Мой прах несчастный не хранит гробница.

В деяньях мира мой ничтожен след,
Все дни мои - то празднеств вереница,
Я смерть нашла, как буйная блудница...
Но над тобой я властвую, поэт!

Вновь, как царей, я предаю томленью
Тебя, прельщенного неверной тенью,
Я снова женщина - в мечтах твоих.

Бессмертен ты искусства дивной властью,
А я бессмертна прелестью и страстью:
Вся жизнь моя - в веках звенящий стих.
Ноябрь 1899 Брюсов Валерий

Клеопатра вдохновляла художников начиная с эпохи Возрождения. Она была царицей перед прелестями которой не
устояли два великих римских полководца - Цезарь и Антоний.
Римский историк Секст Аврелий Виктор, негативно настроенный к Клеопатре, пишет о ней так:
"Она была так развратна, что часто проституировала, и обладала такой красотой, что многие мужчины своей
смертью платили за обладание ею в течение одной ночи".

По самой распространённой версии, Клеопатра умерла от укуса змеи в руку, однако змею в комнате не нашли.
По другой Клеопатра отравилась ядом.
Версия укуса в грудь была изобретением Шекспира, которую сразу подхватили в изобразительном искусстве.


Гвидо Рени: Смерть Клеопатры (1625-30)


Гвидо Рени: "Мария Магдалина" (1635)

Гвидо Рени показывает Клеопатру в позе кающегося грешника. Для сравнения, на его картине "Мария Магдалина" (1635) -
та же самая поза, то же выражение. Разница только в атрибутике – обязательный змей.

Это подтверждает, что и одежда, и мебель, и даже поза взяты из эпохи неоклассицизма.


Claudette Colbert as Cleopatra in 1934.

Она раскинулась лениво -
Навек забыть, навек уснуть...
Змея легко, неторопливо
Ей жалит восковую грудь...

Я сам, позорный и продажный,
С кругами синими у глаз,
Пришел взглянуть на профиль важный
На воск, открытый напоказ...


Vivien Leigh as Cleopatra in 1945

Тебя рассматривает каждый,
Но, если б гроб твой не был пуст,
Я услыхал бы не однажды
Надменный вздох истлевших уст:

«Кадите мне. Цветы рассыпьте.
Я в незапамятных веках
Была царицею в Египте.
Теперь - я воск. Я тлен. Я прах». -


Liz Taylor in 1963.

«Царица! Я пленен тобою!
Я был в Египте лишь рабом,
А ныне суждено судьбою
Мне быть поэтом и царем!

Ты видишь ли теперь из гроба,
Что Русь, как Рим, пьяна тобой?
Что я и Цезарь - будем оба
В веках равны перед судьбой?»


Leonor Varela as Cleopatra in 1999

Замолк. Смотрю. Она не слышит.
Но грудь колышется едва
И за прозрачной тканью дышит...
И слышу тихие слова:

«Тогда я исторгала грозы.
Теперь исторгну жгучей всех
У пьяного поэта - слезы,
У пьяной проститутки - смех».
Александр Блок


Monica Bellucci in 2002.

Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила...
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя - как рабыню... в триумфе пошлет пред собою...»
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете - еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.

7 февраля 1940, Анна Ахматова




Top