Биография юшки из рассказа платонова. Анализ «Юшка» Платонов

Жанр произведения — рассказ. Главный герой — подручный кузнеца Юшка. Рассказ — это история его трудной жизни.

Завязкой произведения является описание жизни Юшки, его работы в кузнице. С развитием действия читатель узнает о том, как к Юшке относились окружающие люди, а еще о том, что у Юшки есть какие-то родственники, к которым он каждое лето уходит. Кульминация — спор с пьяным прохожим и гибель Юшки. Развязка — приезд приемной дочери Юшки и рассказ о ее даль-нейшей судьбе.

В своих книгах Платонов не описывает экстремальные ситуа-ции и неординарные поступки, герои его произведений вступают в обычные бытовые отношения. На основе этих отношений писа-тель пытается глубже заглянуть в человеческую душу, задеть еще не тронутые ее струны. Герои его произведений — простые люди, люди труда. Вот и герой данного рассказа — подручный кузнеца, бывший предметом всеобщих насмешек, переходящих в ненависть. Вся жизнь этого человека прошла в работе.

Юшку убили. Сделал это из-за душившей его злобы случай-ный пьяный прохожий. После смерти Юшки, правда, стали заме-чать, что его всем не хватает.

Исчезла та незлобивость, воплощением которой он был. Исчез-ли доброта и кротость. То, что люди подобного рода являются носителями истинных человеческих ценностей, почему-то стано-вится понятно только после того, как они уходят от нас.

В конце рассказа мы узнаем, что Юшка оставил после себя такого же доброго человека — девушка-сирота выучилась на скоп-ленные им деньги и стала врачом, денно и нощно помогая боль-ным. Вот парадокс: Юшке так не хватало понимания и сострада-ния людей, а его приемная дочь щедро несла их людям.

Таких людей, как Юшка, в жизни встречается не так уж мно-го. Основная проблема, поднятая писателем, состоит в том, чтобы люди не вымещали на подобных людях злость, свои жизненные неудачи, накопившуюся за долгие годы необъяснимую ненависть. Отношение к людям, требующим сострадания, — вот показатель состоятельности человека как носителя высоких моральных ка-честв.

План

  1. Портрет Юшки и рассказ о том, в чем состояла его работа.
  2. Его материальное положение.
  3. Отношение детей к Юшке.
  4. Взрослые тоже, как и дети, обижают и калечат Юшку.
  5. Каждое лето Юшка берет отпуск и куда-то на месяц уходит. Материал с сайта
  6. Юшка стал слабеть и в этом году никуда не пошел.
  7. Случайный прохожий убивает Юшку.
  8. Проститься с человеком, которого они мучили, прихо-дят все.
  9. После смерти Юшки жизнь вокруг изменилась.
  10. Приехала приемная дочь Юшки, стала его разыскивать и поведала, куда он отправлялся каждое лето.
  11. Погоревав, девушка навсегда осталась в этом городе для того, чтобы работать врачом.
  12. Всю свою жизнь дочь Юшки несет людям добро.

Удивительную историю поведал нам А. П. Пла­тонов в рассказе «Юшка». Удивительна она судь­бой главного героя Ефима Дмитриевича, которо­го весь народ называл Юшкой. Главной целью его жизни было любить людей, дарить окружающим радость, тепло, добро. Народ не понимал и не при­нимал Юшку, этот человек для него был слиш­ком странен, непонятен, необычен, а потому вы­зывал глухое раздражение.

Юшка был некрасивым: «мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; гла­за же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». Двадцать пять лет проработал он помощником на кузне, но никогда не тратил свое жалованье на еду и одежду. В городишке Юшка был знамени­тым, но не благодаря своей запоминающейся вне­шности или успехам в работе. Знаменитым Юшку делал необычайно кроткий нрав. Поэтому его обижали все, от мала до велика.

Когда Юшка тихо брел по улице, дети броса­ли свои игры с одной-единственной целью - по­измываться над незлобивым стариком. Да и ста­риком его нельзя было назвать: сорокалетнего Юшку давно уже мучила и состарила прежде вре­мени чахотка. Дети удивлялись и злились, что

Юшка не отвечает на их неблаговидные поступ­ки. Они кидали ему в лицо сухие ветки, камеш­ки и комья земли, пытаясь разозлить его. Подбе­гали к нему, чтобы потрогать руками и убедить­ся, что он действительно живой. А Юшка искрен­не верил, что дети любят его, только они не уме­ют выразить свою любовь иным путем. Юшка был убежден, что он необходим детям именно для того, чтобы научить их любить.

Взрослые ничем не отличались от детей. Они также не умели любить своих ближних. Кротость Юшки вызывала только ожесточение - и взрос­лый человек «бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе». Непонят­ное всегда вызывает у людей раздражение. Их бе­сила его безответность, молчаливость, его непохо­жесть на них: «Чего ты землю нашу топчешь, бо­жье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, ве­селее бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!»

«Веселый прохожий» мимоходом убивает Юшку и со спокойной совестью идет домой пить чай. На похороны странного человека собрался весь городок: «пришли проститься с ним все люди, старые и малые, весь народ, который знал Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Он всегда и всем мешал. Но действитель­но ли легче стало жить людям после смерти «бо­жьего чучела»? Оказывается, нет, без Юшки лю­дям стало жить только хуже. Вся злоба, недоволь­ство жизнью, которое вымещалось на Юшке, те­перь расходовалось друг на друга.

То, что при жизни Юшки где-то зрело в под­сознании, вышло на поверхность после его смер­ти: он действительно был добрее, милосерднее всех их. Юшка не пил чаю, не покупал сахар, дол­гие годы носил одну и ту же одежду без смены, чем вызывал недоумение окружающих. Не зна­ли они, что Юшка экономил деньги для того, что­бы помочь девочке-сироте. Маленькую сироту Ефим Дмитриевич поместил в семейство в Моск­ве, потом в школу. Каждый год он приходил на­вестить девочку, приносил ей деньги, чтобы она жила и училась. Девочка выросла, стала врачом. Она знала, что Юшка болел чахоткой, и приеха­ла его лечить, «лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теп­лом и светом своего сердца…».

А ведь и вправду нужен был Юшка на этом све­те. Он не зря прожил жизнь, если посвятил ее та­кому благородному делу: помог выжить, помог стать настоящим человеком никому не нужной девочке-сироте. Может быть, не стал идеалом Юшка для серой и безликой массы ожесточенно­го народа, но для маленькой и одинокой девочки его имя стало священным. Своей жизнью, своим примером Юшка научил хотя бы одного человека в этом мире любить и отдавать свое тепло другим.

Особенностью рассказа А. П. Платонова «Юшка» можно назвать потрясающую достоверность описанной обстановки. У нас, читателей, нет повода сомневаться в правдивости истории. Все - и характеры героев, и сама ситуация - кажутся вполне правдоподобными и очень узнаваемыми.

О характере людей, имена которых не называются за редким исключением, можно сказать очень и очень многое, несмотря на то, что мы о них очень мало знаем. Отличительные качества этих людей - жестокость и равнодушие.

Между тем писатель ни про одного человека не говорит откровенно плохо. Мы понимаем, что люди, изображенные Платоновым, вполне обыкновенные. Они живут своей привычной жизнью, работают, растят детей. Не совершают ничего плохого, не переступают законы, не нарушают неписаных правил поведения.

Почему же этим людям так досаждает несчастный старик Юшка? Ведь он беспомощен и беззащитен, в нем нет ни капли зла. Он открыт, как на ладони, его душе чужда ненависть, зависть, злоба...

Показателем отношения окружающего мира к Юшке являются дети. Казалось бы, в детской душе не должно быть злобы и зависти. Но Платонов рисует детей совершенно иными. Эти дети уже усвоили все законы взрослой жизни. Скорее всего дети перенимают от взрослых в первую очередь плохое. Иначе как объяснить, что дети издеваются и обижают несчастного старика, бросают в него комья земли и мусор. Детям хочется разозлить Юшку: «Пусть он лучше злится, раз он вправду живет на свете». Платонов не описывает для нас какого-то конкретного ребенка, мы видим толпу детей, злобную и жестокую. Мы узнаем, что «сами дети начинали серчать на Юшку. Им было скучно и нехорошо играть, если Юшка всегда молчит, не пугает их и не гонится за ними. И они еще сильнее толкали старика и кричали вкруг него, чтоб он отозвался им злом и развеселил их. Тогда бы они отбежали от него и в испуге, в радости снова дразнили бы его издали и звали к себе, убегая затем прятаться в сумрак вечера, в сени домов, в заросли садов и огородов». Дети считают хорошим развлечением издеваться над стариком. Детские души уже порядком ожесточились, дети уже поняли, что в этом мире есть сильные и слабые. И удел слабых - терпеть мучения и издевательства от сильных.

По сравнению с другими взрослыми дети слабы, но по сравнению с Юшкой они чувствуют свое превосходство. Но не в характере Юшки было обижаться. Старик удивительно терпелив и смиренен. Он видит в людях только хорошее, не понимает истинных мотивов поведения окружающих. Юшка говорил детям: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. Отчего я вам всем нужен?..» А дети «радовались тому, что с ним можно все делать, что хочешь, а он им ничего не делает. Юшка тоже радовался. Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

В рассказе очень мало сказано о взрослых людях, окружающих Юшку. Однако безликие образы прохожих складываются в один, пугающий своей жестокостью, кажущийся нам отвратительным. «Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. У взрослых людей бывало злое горе или обида, или они были пьяными, тогда сердце их наполнялось лютой яростью. «...Взрослый человек убеждался, что Юшка во всем виноват, и тут же бил его. От кротости Юшки взрослый человек приходил в ожесточенье и бил его больше, чем хотел сначала, и в этом зле забывал на время свое горе».

Чем же так досаждал несчастный старик окружающим? Тем ли, что он был на них так непохож? Или тем, что он был так беззащитен? Старика называют «блажным», над ним издеваются, его бьют. Между тем в душе Юшки намного больше тепла и добра, чем у всех окружающих. Об этом мы узнаем в финале рассказа, когда становится ясно, что несчастный бедняк помогал сироте, дал ей возможность выучиться, получить образование. Характер этой девушки вызывают уважение и восхищение. Она выгодно отличается от всех окружающих. Девушка не просто добра, она на редкость бескорыстна. Она готова жертвовать собой для того, чтобы хоть немного облегчить страдания несчастных больных. Заслуживают ли люди такой жертвы? Она об этом не думает. Для нее важно отдавать себя без остатка, ничего не оставляя взамен. Становится искренне жаль, что девушка приехала в город только после смерти Юшки. Ведь она могла бы хоть немного скрасить его беспросветное существование.

Юшка был совсем одинок. Хотя несчастным он себя не считал, Он умел видеть красоту окружающего мира: «Уйдя далеко, где было вовсе безлюдно, Юшка не скрывал более своей любви к живым существам. Он склонялся к земле и целовал цветы, стараясь не дышать на них, чтоб они не испортились от его дыхания, он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя без них осиротевшим. Но живые птицы пели в небе, стрекозы, жуки и работящие кузнечики издавали в траве веселые звуки, и поэтому на душе у Юшки было легко, в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущих влагой и солнечным светом». В этом отличие Юшки от всех людей, живших в его городке. Юшка полон добра и света, а окружающие погрязли в жестокости, злобе и ненависти.

В рассказе Платонов довольно четко выводит образ Юшки. Он и болен, и худой, и почти совсем ничего не видит, ослеп, слабенький, но при всем этом есть в этом субтильном человеке какая-то энергия, заставляющая его работать в полную силу, от зари до ночи. И его стремление выполнять все по плану, встать утром ранним, в кузнице поработать, воду натаскать и т. д. Плохонько одетый, аки нищий. И брючины его старые и прожженные и одежда вся ветхая, и вид его весь жалобный и взывающий к состраданию. Эдакий образ юродивого, хотя умом он всецело здрав, дети его обижают и дразнят на улице, жестоко порой. Камни в него бросают, задирают ветками. Он старался быть незаметным, молча проходил мимо. Взрослые куда дальше пошли и ярлыки ему приклеили и даже "животным" кликали. Да Вы просто почитайте рассказец. =))) Оказалось, что не просто убогий жалкий человечек, Юшка благороден и девочку сироту когда-то подобрал, отправил обучать в приют и деньгами помогал. А девочка выросла и стала врачом и решила вернуться в село и вылечить больного Юшку. Дочь доброго Юшки, так ее называли, она не брала денег за лечение больных и была сердцем добра.
Платоновский рассказ на сострадание, на пробуждение в людях жалости, на понимание себя, распознавания, дрогнет сердце или нет при прочтении, есть ли в нас человеческая крупинка милосердия и доброты. Вот ради чего писал Платонов.

1) Особенности жанра. Произведение А. Платонова «Юшка» относится к жанру рассказа.

2) Тематика и проблематика рассказа.
Основная тема рассказа А. Платонова «Юшка» - тема милосердия,
сострадания. Андрей Платонов в своих произведениях создает особый мир,
который поражает нас, завораживает или приводит в недоумение, но всегда
заставляет глубоко задуматься. Писатель раскрывает перед нами красоту и
величие, доброту и открытость простых людей, которые способны переносить
невыносимое, выживать в условиях, в которых выжить, казалось бы,
невозможно. Такие люди, по мнению автора, могут преобразить мир. Таким
необыкновенным человеком предстает перед нами герой рассказа «Юшка».

3) Основная идея рассказа.
Основная идея художественного произведения - это выражение авторского
отношения к изображаемому, его соотнесение этого изображения с
утверждаемыми или отрицаемыми писателем идеалами жизни и человека.
Платонов утверждает в своём рассказе идею значимости любви и добра,
идущих от человека к человеку. Он стремится воплотить в жизнь принцип,
взятый ещё из детских сказок: невозможного нет, всё возможно. Сам автор
говорил: «Надо любить ту Вселенную, которая может.быть, а не ту,
которая есть. Невозможное - невеста человечества, и к невозможному летят
наши души...» К сожалению, не всегда добро ’побеждает в жизни. Но
добро, любовь, по Платонову, не иссякают, не уходят из мира со смертью
человека. После смерти Юшки прошли годы. В городе давно позабыли его. Но
Юшка вырастил на свои маленькие средства, отказывая себе во всём,
сироту, которая, выучившись, стала врачом и помогала людям. Докторшу
называют дочерью доброго Юшки

Андрей Платонович Платонов писал свои художественные произведения о беспомощных и беззащитных людях, к которым писатель испытывал истинное сострадание.

В рассказе «Юшка» главный герой охарактеризован как «старый на вид» человек, работник кузницы при большой московской дороге. Юшка, так называли героя люди, вел скромный образ жизни, даже «чаю не пил и сахару не покупал», долго носил одну и ту же одежду, практически не тратил тех небольших денег, которые ему платил хозяин кузницы. Вся жизнь героя состояла из работы: «утром он шел в кузницу, а вечером шел обратно на ночлег». Люди издевались над Юшкой: дети бросали в него различными предметами, толкали и трогали его; взрослые также иногда обижали, срывая свою обиду или злость. Беззлобность Юшки, его неумение дать сдачи, бескорыстная любовь к людям делали героя объектом насмешек. Даже хозяйская дочь Даша говорила: «Лучше бы ты умер, Юшка… Зачем ты живешь?» Но герой говорил о человеческой слепоте и считал, что люди его любят, но не умеют выразить это.

Действительно, и дети, и взрослые не понимали, почему Юшка не даст сдачи, не накричит, не отругает. Герой же не имел таких человеческих качеств, как жестокость, грубость, злость. Душа старого человека была восприимчива ко всем красотам природы: «не скрывал более своей любви к живым существам», «склонялся к земле и целовал цветы», «гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво». Находясь вдали от людской суеты, человеческой злобы, Юшка чувствовал себя по-настоящему счастливым человеком. Живая природа воспринимала героя таким, какой он есть. Юшка все больше слабел и однажды, указав одному прохожему, который смеялся над героем, что все люди равны, умер. Смерть героя не принесла людям желаемого облегчения, наоборот, жить всем стало хуже, так как теперь не на ком было вымещать всю человеческую злобу и ожесточение. Память о беззлобном человеке сохранилась на долгие годы, так как в город приехала девушка-врач, сирота, которую на свои маленькие деньги воспитал и обучил Юшка. Она осталась в городе и стала лечить людей, больных, как и герой, туберкулезом.

Итак, А.П. Платонов изобразил в образе главного героя беззлобного, беззащитного человека, которого люди считали юродивым. Но именно Юшка оказался самым человечным из людей, проявив милосердие к девочке-сироте и оставив о себе память.

(2 вариант)

Главный герой рассказа Юшка – «старый на вид человек»: всего сорок лет, но у него чахотка.

Юшка – человек необычный. В глазах его всегда стояли «неостывающие» слезы, он всегда видел горе людей, животных, растений: «Юшка не скрывал… своей любви к живым существам… он гладил кору на деревьях и подымал с тропинки бабочек и жуков, которые пали замертво, и долго всматривался в их лица, чувствуя себя осиротевшим». Он умел видеть сердцем. Много Юшка терпел от детей и взрослых, которых раздражала его незлобивость: дети толкали, швыряли в него землю и камни, а взрослые били. Дети, не понимая, почему он не реагирует, считали его неживым: «Юшка, ты правда или нет?» Им нравилось издеваться безнаказанно. Юшка «верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его». Взрослые били за то, что «блажной». Избивая Юшку, взрослый человек «забывал на время свое горе».

Раз в год Ефим куда-то уходил, и никто не знал куда, а однажды остался и впервые ответил человеку, пристававшему к нему: «А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..» Этот первый в его жизни бунт стал последним. Толкнув Юшку в грудь, человек ушел домой, не зная, что оставил его умирать. После смерти Юшки людям стало хуже, так как «теперь вся злоба и глумление оставались среди людей и тратились меж ними, потому что не было Юшки, безответно терпевшего всякое чужое зло, ожесточение, насмешку и недоброжелательство». А потом стало известно, куда ходил Ефим Дмитриевич.

В Москве на деньги, заработанные им в кузне, росла и училась девочка-сирота. Двадцать пять лет он работал в кузне, никогда не ел сахару, «чтоб она ела его». Девочка «знала, чем болел Юшка, и теперь сама окончила ученье на врача и приехала сюда, чтоб лечить того, кто ее любил больше всего на свете и кого она сама любила всем теплом и светом своего сердца…». Девушка не застала Юшку в живых, но осталась в этом городе и всю свою жизнь посвятила чахоточным больным. «И все ее знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью».




Top