Блага цивилизации синоним. Что такое цивилизация

Ударение в английском языке, как и в русском, является важным средством объединения последовательности слов в единое целое и выделения одного слога речевого потока не фоне других.

В лингвистике чётко различаются словесное, синтагматическое (тактовое) и фразовое ударение. Особый вид ударения - логическое, назначение которого - в смысловом подчёркивании наиболее важного в данной речевой ситуации слова в предложении. Также существует эмфатическое ударение, которое используется для уточнения какой-либо информации.

В отечественной англистике обычно различают словесное ударение и фразовое.

Словесное ударение является средством фонетического объединения слова в одно целое. Эта объединяющая функция словесного ударения осуществляется за счет выделения одного из слогов в слове (ударного), который «подчиняет» остальные (безударные) .

Ударение - необычайно сложное явление. Существует множество подходов (в том числе отечественных, британских, американских) и в плане выявления его типологии, и в плане выявления его многочисленных функций. По Д. Джонсу ударение может быть описано как усилие, с которым говорящий произносит звук либо слог .

Английские фонетисты Кристал и Гимсон единодушны во мнении, что в английском слове ударение или акцент представляют собой сложное явление, которое характеризуется изменениями интенсивности, высоты тона, качества и количества звука. Динамические и тонические характеристики ударения в английском слове превалируют над всеми остальными .

С тем, что ударение может выражаться любым из основных акустических параметров или любым набором этих параметров, соглашались и соглашаются практически все исследователи звукового строя. Например: «Ударение можно определить как вершинообразующее выделение, реализуемое разными путями: с помощью экспираторного усиления, с помощью повышения тона, с помощью удлинения, с помощью тщательной и энергичной артикуляции того или иного гласного» (Трубецкой) ; «…ударение может выражаться и повышением голоса, и усилением его» (Якобсон); «ударение - это выделение одного слога внутри слова по сравнению с другими его слогами. Важнейшими средствами такого выделения являются интенсивность, выдыхание, высота тона и длительность» (Семереньи).

В языкознании существует два способа категоризации статуса ударения: фонологический и фонетический. При первом подходе ударение обычно трактуется как выделение одного из слогов слова, воспринимаемое на слух. Фонетическим подходом к ударению можно назвать такой, когда ударение тоже понимается как выделение одного из слогов слова, но при этом связывается с конкретными акустическими параметрами.

Различия в степени ударения, последовательность распределения главного и второстепенного ударения, различное количество ударений в слове создают акцентные типы слов, а распределение ударений по слогам слова образуют акцентные структуры слов. Иными словами, словесное ударение, выделяя тот или иной слог слова реализуется в акцентной структуре слова и непосредственно связано с вариативностью её характеристик в речевом потоке.

Под ударением принято понимать выделенность слога. Фразовым ударением, за редким исключением, выделяется тот же слог в слове, что и словесным ударением. Тем самым, словесное и фразовое ударения оказываются связанными друг с другом теснейшим образом .

Под фразовым ударением понимается выделенность слов в высказывании. Оно организует высказывание, служит основой ритмической структуры фразы, выделяет смысловой центр предложения .

При изучении лингвистических интонационных единиц фразовое ударение подразделяется на два типа: централизованное и децентрализованное. Такое подразделение связано с выделением двух типов смыслового центра: состоящего из одного или более индивидуально выделенных слов и представленного всей фразой в целом. Под смысловым центром понимается слово или слова, на которых говорящий хочет сосредоточить внимание слушающего. Между децентрализованным и централизованным ударением существует разница, заключающаяся в том, что во фразе с децентрализованным ударением смысловая связь между словами более тесная. Поэтому вся фраза и воспринимается как единый смысловой центр. При децентрализованном ударении слова получают индивидуальную выделенность, и поэтому связь между ними менее тесная .

Традиционно принято различать три степени фразового ударения: главное, второстепенное и слабое. Для целей настоящего исследования предлагается принять четырехстепенную градацию ударения: ударение первой, второй, третьей и четвертой степени. Каждый последующий тип ударения представляет собой ступень в ослаблении выделенности. Например:

The "Russian team "took part in the "winter O? lympics.

Слова Russian, took и winter несут ударение первой степени. Слова team и part несут ударение второй степени, которое по сравнению с ударением первой степени несколько ослаблено и характеризуется примерно тем же тональным уровнем, что и предыдущие слова, несущие ударение первой степени. Слова с ударением третьей степени, в данном случае слово Olympics , обычно характеризуются низким тональным уровнем. Понятие ударения четвертой степени синонимично безударности .

Расстановка ударения в предложении обусловлена прежде всего семантико-синтаксическими факторами. Выделяя определённый слог слова, фразовое ударение выделяет всё слово как целостную единицу. Но не каждое слово в предложении выделяется ударением.

Фразовое ударение, способное различаться по силе, определяется, во-первых, задачей выражения определенного содержания всего предложения: смысловым весом слов, т.е. их смысловыми отношениями, а также эмоциональными и стилистическими моментами. Во-вторых, фразовое ударение в известной мере определяется грамматической структурой предложения, которая, в свою очередь, находится в определённой зависимости от задачи выражения данного содержания. В-третьих, фразовое ударение до некоторой степени определяется ритмической организацией предложения, ритмическими речевыми навыками носителей данного языка. Семантический, грамматический и ритмический факторы фразового ударения тесно связаны друг с другом и все важны для определения места и степени фразового ударения, однако семантический фактор является в английском языке ведущим .

Общее правило гласит: чем важнее слово, тем сильнее его ударение. Фразовое ударение обычно получают наиболее важные по содержанию, так называемые знаменательные слова - существительные, прилагательные, числительные, смысловые глаголы, наречия, вопросительные и указательные местоимения

Итак, в английском предложении ударными являются следующие части речи:

Существительные: The `table is in the `room.

Прилагательные: The picture is `beautiful.

Числительные: Tom is e`leven.

Наречия: Helen speaks English `well.

Смысловые глаголы: I `want to `go to the river today.

Вопросительные местоимения (what, where, when, why): `What do you know about it? ` When will he come home? `Why do you look sad?

Указательные местоимения: this, that, these, those в начале предложения: `This is a book and that is a note-book. `These books are on the desk and `those ones are on the shelf .

Ударение обычно не падает на служебные слова - вспомогательные глаголы, глаголы-связки, предлоги, союзы, частицы, личные и возвратные местоимения, артикли . Все безударные слова произносятся вместе с тем ударным словом, с которым они связаны по смыслу. Гласные или слоги, попавшие в предложении в неударное положение, произносятся как нейтральные гласные или совсем выпадают.

Следует также отметить случай, когда после глагола следует наречие, и оба слова вместе формируют практически новый глагол. Так в словосочетаниях go away, give up, put down, leave out, turn round, come on, etc., обычно оба слова получают ударение.

Итак, безударны в английском предложении:

Вспомогательные глаголы: What do you do in the evening?

Модальные глаголы: He can speak English very well.

Глагол to be: This is a large house.

Предлоги: We go to the country in summer.

Частицы: We want to see the new film.

Союзы: I like this picture, but my brother likes that photo.

Артикли: I have a beautiful toy. The toy is in the box.

Личные и притяжательные местоимения: She is at home, and he is in the garden. Give me your textbook, please.

Вспомогательные и модальные глаголы, а также глагол to be бывают ударными в следующих случаях:

В начале общего вопроса: `Is it big? `Do you like it? `Can you do it?

В кратких ответах на общий вопрос: `Is it dark here? - Yes, it `is. Do you like it? - Yes, I `do. Can you do it? - Yes, I `can.

В кратких отрицательных формах: It `isn"t on the table. I `don"t like it. I `can"t tell you about it.

В конце предложения или синтагмы после безударных слов: I don"t know where he `is.

Но если перед безударным словом в конце предложения или смысловой группы стоит ударное слово, то безударное слово ударение утрачивает: I don"t know where `Nick is. I don"t think `Kelly can .

Примечание:

В полных отрицательных формах ударной является лишь частица, глагол - безударен: It is `not on the `table. I do `not `like it. He can`not `do it.

В русском предложении cлова не выделяются так резко фразовым ударением и оно падает почти на каждое слово; русская речь, по сравнению с английской, производит впечатление более плавной. Конечно, и в русской речи есть слова, которые не выделяются ударением, но их не так много.

Сравните:

``Я `стал расс`казывать ей об `этом инци`денте, но `она `так ниче`го и `не поня`ла". - I be`gan `telling her about the `incident, but she `didn"t under`stand `anything .

В английском языке происходит чередование ударных и безударных слогов, что создаёт определённый ритм английской речи. При большом количестве многосложных слов в русской речи и при свободном ударении, ритм русского предложения не столь ясно уловим, как в английской речи. Если же произносить английские предложения, ставя ударения по законам русского языка, то такая английская речь будет звучать как чтение по слогам. Поэтому совершенно необходимо знать особенности фразового ударения в английской речи .

Наряду с фразовым ударением в английской речи существует и логическое ударение, которое представляет собой интонационное выделение обычно одного слова, выражающего самое основное, главное в сообщении. Для слушателей это обычно бывает какая-либо новая информация, ранее им не известная. Под логическим ударением могут стоять любые слова, как знаменательные, так и служебные.

Клитики

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным.

Функции русского ударения

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово.

Способы выделения ударного слога в разных языках различны. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. Ударные гласные характеризуются и особым тембром.

Функции ударения:

- лексикологическая – является дополнительным средством различения слов атлас

- морфологическая – является дополнительным средством различения грамматической формы слова (рУки - И.П. мн.ч и рукИ - Р.п. ед.ч)

Подобные варианты в РЯ встречаются нечасто. РЯ имеет зафиксированное, устойчивое ударение.

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитико й. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно при­мыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли, на спину, под руки.

Некоторые слова в РЯ могут иметь не одно, а 2 или 3 ударения – одно основное, другие – побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

Сложные слова из двух основ древнерусский (одиннадцать, двадцать)

Многие сложносокращённые слова (стройматериалы, детясли)

Слова с приставками после вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер окололитературный, суперобложка

В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения. аэрофотосъемка

Речевой такт – часть фонетической фразы, ограниченная малой паузой и характеризуется интонационной незаконченностью..

Фразовое ударение – выделение в речевом потоке наиболее важного в смысловом отношении слова, таким ударением является одно из тактовых.

Структура ударения в РЯ определяется как сложная и в этой структуре нет единых закономерностей и ударение усваивается вместе с усвоением слова.


Надо запомнить:

Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в кратких формах среднего рода и мужского ударение на основе и обычно совпадает с ударением в полной форме: б е лый – бел а , б е л, б е ло (но кругом белым-бел о ); я сный – ясн а , я сен, я сно.
В большинстве форм множественного числа наблюдаются колебания в постановке ударения: б е лы – бел ы , бл е дны – бледн ы , бл и зки – близк и , н и зки – низк и , пь я ны – пьян ы , п у сты – пуст ы , я сны – ясн ы , пр о сты (устар.) – прост ы .
– Но только легк и , пр а вы.
– Если в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме – на суффикс: длинн а – длинн е е, видн а – видн е е. Полн а – полн е е .
– Если в краткой форме женского рода ударение падает на основу, то и в сравнительной степени ударение на основе: лил о ва – лил о вее, крас и ва – крас и вее, лен и ва – лен и вее, говорл и ва – говорл и вее.

4. Часто встречается неправильная постановка ударения на основе слова, а не на его окончании в глаголах прошедшего времени единственного числа женского рода: вз я ла вместо взял а , сп а ла вместо спал а и т.п

Произносительные нормы

В произношении ряда слов возникают трудности из-за неразличения в печатном тексте букв е и ё , так как для их обозначения употребляется только один графический символе . Такое положение приводит к искажению фонетического облика слова, служит причиной частых произносительных ошибок. Нужно запомнить два ряда слов:

1)с буквой е и звуком ["э ]: афе ра, бытие , житие , гренаде р, опе ка, осе длый, недоуме нный, иноплеме нный, же ноненавистник;

2) с буквой ё и звуком ["о ]: безнадё жный, платежё способный, манё вры, белё сый, блё клый, жё лчный, жё лчь (вариант – же лчь), одноимё нный.

В некоторых парах слов различное значение сопровождается разным звучанием ударного гласного: исте кший (срок) – но: истё кший (кровью), кричит как оглаше нный – но: указ, оглашё нный утром и т.п.

Вопрос№ 2: Сегментные и суперсегментные фонетические единицы . Фраза , речевой такт , фонетическое слово , слог , звук как сегмент речевого потока . Наша речь представляет собой поток звуков, звуковую цепь. Эта цепь членится на отрезки, отдельные единицы, выделяемые раз личными фонетическими средствами. В русском языке такими единицами являются фраза, фонетическая синтагма, фонетическое слово, слог и звук.Фраза - это отрезок речи, объединенный особой интонацией и фразовым ударением и заключенный между двумя достаточно длительными паузами. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением. Фраза-это фонетическая единица, а предложение – грамматическая, они относятся к разным ярусам языка и линейно могут не совпадать.Фраза может члениться на фонетические синтагмы. Фонетическая синтагма также характеризуется особой интонацией и синтагменным ударением, но паузы между синтагмами не обязательны, и они короче межфразовых пауз. Членение речевого потока на фразы и синтагмы обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание. Фонетические синтагмы, состоящие более чем из одного слова, характеризуются смысловой и синтаксической цельностью. Таким образом, фраза и фонетическая синтагма выделяются ритмико-интонационными средствами, членение речевого потока на фразы и фонетические синтагмы связано со смыслом и синтаксическим членением.Фонетическая синтагма может состоять из одного или нескольких фонетических слов. Фонетическое слово - это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово может соответствовать одному или нескольким лексическим единицам. Фонетическое слово делится на слоги, а слоги - на звуки. Звук, слог, фонетическое слово, фонетическая синтагма, фраза-это разные отрезки речевого потока. Такие линейные отрезки называются сегментными единицами.Звук - наименьшая сегментная единица. Каждая следующая по величине сегментная единица состоит из более мелких: слог из звуков; фонетическое слово - из слогов; фонетическая синтагма - из фонетических слов; фраза - из синтагм.

Вопрос№ 3: Слог , ударение , интонация как суперсегментные единицы . К суперсегментным единицам речи относятся ударение и интонация. Они служат для того, чтобы объединить сегментные единицы в речевом потоке. Ударение является существенным признаком слова. Может быть словесным. Словесное ударение – выделение с помощью фонетических средств одного из слога в слове, ударного слога. Русское ударение количественное, т.е. ударный слог характерен большей длительностью. Эта особенность положена в основу методического приема, который применяется учителями в начальной школе. Кроме того, русское ударение характерно как динамическое или силовое, потому что ударный слог произносится с большей силой. Соединяя обе характеристики, ударение можно назвать количественно-динамическим. Русское ударение свободно, оно может падать на любой из слогов. Русское ударение может перемещаться со слога на слог при изменении формы одного и того же слова. Есть слова с неподвижным ударением. С развитием языка постановка словесного ударения может меняться. Существуют варианты, когда ударение зависит от стиля произношения. Слово имеет одно ударение, но существуют сложные слова. В них может быть два ударения: одно – основное, второе – побочное (до мотка нный)Кроме словесного ударения есть логическое ударение – выделение наиболее существенного, с точки зрения говорящего, слова. Это существенно новая информация, которая звучит во фразе – ремма, а та, которая уже известна и не является новой – тема. Кроме логического ударения есть:Эмфатическое – передача эмоций. Оно делает слова эмоционально насыщенными. Если эмоции положительные, то более удлиненно, долго произносится гласный звук, который под ударением. При отрицательных эмоциях удлиняется согласный звук вначале.Интонация – совокупность средств в организации звучащей речи или ритмико-мелодический рисунок речи.К элементам интонации относится:Мелодика – движение основного тона голоса.Темп речи – скорость протекания речи во времени.Тембр речи – звуковая окраска речи, передающая эмоционально-экспрессивные оттенки.Интенсивность речи – сила произнесения, связанная с усилением или ослаблением выдыхания.

Вопрос№ 4: Акустические и артикуляционные характеристики звуков . Фонетика - раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.Акустическая фонетика изучает физические особенности звуков речи. Под звуком в акустике понимается результат колебательных движений тела в некой среде, доступный для слухового восприятия. Речевой аппарат - совокупность органов человеческого организма, приспособленная для производства и восприятия речи. Речевой аппарат в широком смысле охватывает центральную нервную систему, органы слуха и зрения, а также органы речи. По роли в произнесении звуков органы речи разделяются на активные и пассивные. Активные органы речи производят те или иные движения, необходимые для образования звуков, и имеют тем самым особо важное значение для их формирования. К активным органам речи относятся: голосовые связки, язык, губы, мягкое небо, язычок, и вся нижняя челюсть. Пассивные органы не производят самостоятельной работы при звукообразовании и выполняют лишь вспомогательную роль. К пассивным органам речи относятся зубы, альвеолы, твердое небо и вся верхняя челюсть. Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков. Сложность артикуляции звука состоит также в том, что она является процессом, в котором различают три фазы артикуляции звука: это приступ (экскурсия), выдержка и отступ (рекурсия). Приступ артикуляции состоит в том, что органы речи переходят из спокойного состояния в положение, необходимое для произнесения данного звука. Выдержка - это сохранение положения, необходимого для произнесения звука. Отступ артикуляции состоит в переводе органов речи в спокойное состояние.

Вопрос№ 5: Классификация гласных звуков по месту и степени подъема языка , по наличию или отсутствию лабиализации . В основе классификации гласных звуков лежат следующие признаки : 1) участие губ;2) степень подъема языка по вертикали по отношению к небу;3) степень продвинутости языка вперед или отодвинутости назад по горизонтали.Соответственно гласные делятся на следующие классификационные группы:1) огубленные (лабиализованные): у [о], у [у]; неогубленные – [а], [э], [и], [ы];2) по степени подъема языка по отношению к небу выделяются следующие группы:а) гласные верхнего подъема (узкие): [и], [ы], [у];б) гласные среднего подъема [э], [о]в) гласные нижнего подъема (широкие): [а3) по степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад по горизонтали различаются гласные:а) переднего ряда: [и], [э];б) среднего ряда [ы], [а];в) заднего ряда [у], [о]. Наряду со звуками, выделяются открытые и закрытые гласные – "оттенки" звуков, которые произносятся с большей открытостью или закрытостью, с меньшим или большим подъемом языка. Они могут быть более или менее продвинуты вперед или назад.Например:1) гласные звуки [ä], , [ö], [ÿ] – передне-средние, произносятся между мягкими согласными2) гласный [э¬] произносится под ударением после твердых согласных;3) гласные [иэ], [ыъ], [аъ] бывают только в безударном положении;4) гласный – средне-задний;5) гласные [ä], [аъ], – средне-нижние и т.п. Возможен еще более тонкий анализ гласных.

Вопрос№ 6: Классификация согласных звуков по месту образования . По месту образования согласные звуки делятся на губные и язычные. Губными называются согласные, при произнесении которых преграда образуется с помощью губ. В одних случаях, когда участвуют только губы (нижняя губа сближается с верхней), образуются губно губные согласные, например, [б], [п], [м]. В других случаях, когда нижняя губа сближается с верхними зубами, образуются губно зубные согласные: например, [в], [ф]. Язычными называются согласные, при произнесении которых преграда образуется с помощью разных частей языка, в разных местах полости рта. Язычными являются все согласные русского языка, кроме губных. В зависимости от того, какая часть языка и в какой части полости рта образует преграду, различаются согласные переднеязычные, заднеязычные и среднеязычные. Переднеязычными называются согласные, при образовании которых преграда создается в передней части полости рта путем сближения передней части спинки языка и его кончика с зубами (нижними или верхними), альвеолами или передним нёбом. К ним относится большинство язычных согласных: например, [д], [т], [з], [с], [ж], [ш], [ц], [ч], [н], [р]. Заднеязычными являются согласные, при образовании которых преграда возникает в задней части полости рта в результате сближения задней части спинки языка с нёбом. Это, например, [г], [к], [х]. К среднеязычным относятся согласные, при образовании которых преграда создается в средней части полости рта, где средняя часть спинки языка сближается с нёбом. Среднеязычными являются, например, звук [j].

Вопрос№ 7: Классификация согласных звуков по способу образования . Преграду на пути потока воздуха при образовании согласного звука создают разные артикуляторные органы (ими определяется место образования звука), но при этом преграда может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке - способ образования звука. Для производства согласного звука используется три основных способа артикуляции:1) смычка, когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные, или взрывные, согласные [п], [п"], [б],[б"], [т], [т"], [д], [д"], [к], [к"], [г], [г"];2) щель, когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные, звуки [ф], [ф"], [в], [в"], [с], [с"], [з], [з"],[ш], [ш"], [ж], [ж"], [j], [х], [х"];3) вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков -дрожащие сонорные, или вибранты, [р] / [р"]).Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, - так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты [ц] и [ч"].Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные [м], [м"], [н],[н"]) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков - согласные [л] / [л"], называемые также латеральными, или боковыми согласными).

Вопрос№ 8: Классификация согласных звуков по уровню шума , участию или неучастию голоса в образовании звука , по твердости мягкости . По уровню шума:а) сонорные: [р], [л], [м], [н], и их мягкие пары, [j];б) шумные: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш] и др.;По участию или неучастию голоса в образовании звука выделяются глухие и звонкиеа) тон (голос) свойствен произношению звонких, их артикуляция предполагает обязательную работу голосовых связок. Звонкими являются все сонорные [р], [л], [м], [н], [j]. Среди шумных согласных к звонким относятся следующие звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з] и их мягкие пары.б) глухие согласные произносятся без голоса, когда голосовые связки остаются расслабленными. К звонким указанного типа относятся только шумные: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ш] и их мягкие пары [ц], [ч’].По наличию или отсутствию голоса многие согласно образуют пары. Принято выделять 12 пар противопоставленных по глухости-звонкости согласных: б-п, в-ф, д-т, з-с, ж-ш, г-к и их мягкие пары.К твердым непарным относят согласные [ц], [ш], [ж], а к мягким непарным - согласные [ч’], [ш:’], [ж:’] и [j].Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:[б] - [б’][в] - [в’][г] - [г’][д] - [д’][з] - [з’] [п] - [п’] [ф] - [ф’][к] - [к’[т] - [т’][с] - [с’] [м] - [м’][н] - [н’][р] - [р’][л] - [л’][х] - [х’]

Вопрос 9: Слог с артикуляционной и акустической точек зрения. Различные теории слога. Типы слогов. Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является следующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации . Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последовательность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).Акустическое определение слога связано с сонорной теорией , предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассмотрим наиболее известные из них.Экспирационная или эспираторная . Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, говорение не происходит как равномерное "вытекание" воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые следующим толчком воздуха. Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам. Еще Присциан давал аналогичное определение ("одним ударением и одним выдохом"), и мы сами часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Баллистическая теория, или теория движения. Эта теория была предложена Р.Стетсоном.Баллистическая теория слога исходит из того положения, что все движения регулярно выполняемые человеком, через некоторое время переходят в разряд автоматизированных и выполняются уже без контроля со стороны соответствующего центра высшей нервной деятельности. Более того, будучи однажды автоматизированными, эти движения уже не подчиняется сознательному управлений или, в лучшем случае, весьма трудно поддаются корректирующему воздействию.

Вопрос 10: Слогораздел в русском языке. Строение слога в русском языке подчиняется закону восходящей звучности. Это значит, что звуки в слоге располагаются от наименее звучного к наиболее звучному.Закон восходящей звучности можно иллюстрировать на приводимых ниже словах, если звучность условно обозначить цифрами: 3 - гласные, 2 - сонорные согласные, 1 - шумные согласные. Во-да: 1-3/1-3; ло-дка: 2-3/1-1-3; ма-сло: 2-3/1-2-3; вол-на: 1-3-2/2-3. В приведенных примерах основной закон слогораздела реализуется в начале не начального слога.Начальный и конечный слоги в русском языке строятся по тому же принципу нарастающей звучности. Например: ле-то: 2-3/1-3; сте-кло: 1-3/1-2-3.Слогораздел при сочетании знаменательных слов обычно сохраняется в том виде, какой свойствен каждому входящему в состав словосочетания слову: нас Турции - нас-Тур-ци-и; настурции (цветы) - на-стур-ци-и.Частной закономерностью слогораздела на стыке морфем является невозможность произнесения, во-первых, более двух одинаковых согласных между гласными и, во-вторых, одинаковых согласных перед третьим (иным) согласным в пределах одного слога. Это чаще наблюдается на стыке корня и суффикса и реже - на стыке приставки и корня или предлога и слова. Например: одессит [о/де/сит]; искусство [и/ску/ство]; расстаться [ра/стать/ся]; с стены [сте/ны], поэтому чаще - [со/сте/ны].

Вопрос 11: Ударение. Словесное ударение. Фонетическая природа русского ударения. Место ударения в слове. Ударение - выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона.Ударение является существенным признаком слова. Оно может быть словесным.Словесное ударение-выделение с помощью фонетических средств одного из слов в слове ударного слога.Какова фонетическая природа ударения?,Русская природа,т.е. ударный слог.Эта особенность положена в основу методического приема,который применяется учителем в начальной школе.Кроме того,русское ударение характеризуется динамическое или силовое,потому что ударный слог произносится с большей силой.Соединяя обе характеристики,ударение можно назвать количественно- динамическим Русское ударение свободно.Оно может быть начальным,средним или конечным.Русское ударение может перемещаться со слога на слог при изменении формы одного и того же слова.Например,стол(ударение падает на О) - столы(ударение падает на Ы)-такое ударение называется подвижным.Есть слова,которые обладают не подвижным ударением - стул(ударение падает только на У).С развием языка постановка словесного ударения может меняться.Например,в 19 веке А.С. Пушкин писал музыка(с ударением на Ы).Существуют варианты постановки словесного ударения,которые зависят от стиля ударения.Слово,как правило,имеет одно ударение,но есть слова сложные.Кроме словесного ударения различают:логическое ударение-выделение наиболее существенного,с точки зрения говорящего слова.Это существенное,как правило,новая информация во фразе-рема.А та информация,которая известна и не является новой-тема.Алифатическое ударение - это передача эмоций,оно делает слова эмоционально насыщенными. Если эмоции положительные,то более долго произносится гласный звук.Если эмоции отрицательные, более долго произносится согласный звук.

Вопрос 12: Смыслоразличительная функция русского ударения. Неподвижное и подвижное ударение. Клитики. Смыслоразличительная функция – способность языковых средств служить для различения лексических единиц и высказываний. Смыслоразличительную функцию в русском языке могут выполнять звуки (смыслоразличительная роль звука) (дом – том), ударение (мука – мука), интонация (Это твой компьютер. – Это твой компьютер?).Разноместное ударение русского языка в одних словах является неподвижным, т.е. при образовании грамматических форм слова оно остается на одном и том же слоге, а в других - подвижным, т.е. при образовании разных грамматических форм слова оно переносится с одного слога на другой (словоизменительная подвижность ударения). Ср. разные формы двух таких слов, как голóвка и головá: голóвка, голóвки, голóвку, голóвкой, голóвки, голóвок, голóвкам и головá, головы, гóлову, головóй, гóловы, голóв, головáм; первое из них имеет неподвижное ударение, второе - подвижное. Другой пример: стригý, стрижёшь, стрижёт, стригýт (неподвижное ударение), могý, мóжешь, мóжет, мóгут (подвижное).Кли́тика - слово (например, местоимение или частица), грамматически самостоятельное, но фонологически зависимое. Клитиками по определению являются, в частности, все слова, не составляющие слога (например, предлоги в, к, с). Клитики могут присоединяться к ударной словоформе какой-то одной части речи (например, романские местоимённые формы в косвенных падежах - только к глаголу) либо к словоформам любой части речи (таковы русские частицы же, ли); последние называются транскатегориальными.

Вопрос№ 13: Фразовое, тактовое и логическое ударение.

Фразовое ударение - Выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.Тактовое ударение - Выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой, т.е. отрезком речи, произносимым одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается ее интонационным оформлением. На ударном слоге слова в составе речевого такта сосредоточен интонационный центр -- тактовое ударение: На сухой осине / серая ворона /... Каждый речевой такт оформляется одной из интонационных конструкций. Речевой такт иногда называют синтагмой.Основное средство членения на синтагмы - пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср. Поле за оврагом и Поле/за оврагом.Словесное ударение - Вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках. Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.

Вопрос 14: Интонация. Интонационные конструкции, ихтипы.Функции интонации: тактообразующая фразообразующая, смыслоразличительная,эмоциональная. Интонаìция (лат. intonō «громко произношу») - совокупность просодических характеристик предложения: тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему языка.Интонациоìнная конструìкция (ИК), интонеìма, фонеìма тоìна - совокупность интонационных признаков, достаточных для дифференциации значений высказываний и передачи таких параметров высказывания, как коммуникативный тип, смысловая важность составляющих его синтагм, актуальное членение. Являясь разновидностью языкового знака (а именно супрасегментной единицей), имеет план выражения и план содержания. Дифференциальными признаками для различения интонационных конструкций являются направление тона на гласном центре и соотношение уровней тона составных частей ИК, а также длительность гласного центра, усиление словесного ударения на нём и наличие - отсутствие смычки голосовых связок в конце произнесения гласного в центре ИК, воспринимаемой как резкий перерыв звучания.Интонационная конструкция реализуется на речевом отрезке, в качестве которого может выступать простое или сложное предложение, главная илипридаточная часть сложного предложения, словосочетание, отдельная словоформа самостоятельного слова или служебное слово.Практически интонационные конструкции представляют собой типы, к которым сводится всё многообразие мелодических рисунков высказываний.Типы интонационных конструкций В русском языке выделяют семь типов интонационных конструкций (ИК): ИК-1 (понижение тона на гласном центра):После разговора он задумался. ИК-2 (на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение):А куда же мне идти?ИК-3 (резкое повышение тона на гласном центра):Разве могу забыть? ИК-4 (на гласном центра понижение тона, затем повышение; высокий уровень тона держится до конца конструкции):А как же ужин? ИК-5 (два центра; на гласном первого центра повышение тона, на гласном второго центра – понижение):Я не видел её два года!ИК-6 (повышение тона на гласном центра, высокий уровень тона сохраняется до конца конструкции; ИК-6 отличается от ИК-4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении недоумения или оценки):Какой интересный фильм! ИК-7 (повышение тона на гласном центра, например, при выражении экспрессивного отрицания):Выполнил задание? – Выполнил!Интонация играет фразообразующую роль: завершается движение тона, характерное для конкретной интонационной конструкции - завершается фраза.Интонация - одно из важнейших фонетических средств языка, выполняющее в речи следующие функции.1. Обеспечивает фонетическую цельнооформленность высказывания или его части.2. Служит для членения целого связного текста на части, обладающие признаками смысловой и фонетической цельнооформленности.3. Передает важнейшие коммуникативные значения - такие, как повествование, вопрос, побуждение и др.4. Указывает на определенные семантические отношения между единицами, образующими высказывание, и между высказываниями.5. Передает отношение говорящего к содержанию своего высказывания или высказывания собеседника.6. Несет информацию об эмоциональном состоянии говорящего.

Вопрос 15: Фонология. Звуки речи и звуки языка. Понятие фонемы. Понятие чередования. Фоноло́гия (от греч. φωνή - «звук» и λόγος - «учение») - раздел лингвистики, изучающий структуру звукового строя языка и функционирование звуков в языковой системе. Основной единицей фонологии является фонема, основным объектом исследования - противопоставления (оппозиции)фонемобразующие в совокупности фонологическую систему языка. Фонема – это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка(слов, морфем).Поэтому фонему иногда определяют как ряд позиционно чередующихся звуков.Фонемы способны различать значимые единицы языка благодаря тому, что они материально выражены, обладают известными акустическими и артикуляционными свойствами, воспринимаются органами слуха человека.В речи реализация фонем происходит через звуки. Позиция – это условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом.Сильная позиция – это позиция различения фонем, т.е. позиция, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема выступает здесь в своем основном облике, что позволяет ей наилучшем образом выполнять свои функции. Для гласных русского языка это позиция под ударением. Для глухих, звонких согласных позиция перед всеми гласными. Для твердых, мягких это позиция конца слова.Слабая позиция – это позиция неразличения фонем, т.е. позиция, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, поскольку фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции. В этой позиции происходит совпадение двух или более фонем в одном звуке, т.е. их фонологическое противопоставление нейтрализуется. Нейтрализация – это устранение различий между фонемами определенных позиционных условиях.Фонемы, как и другие языковые единицы(знаковые и незнаковые), выполняют в языке определенные функции. Обычно различают две основные функции фонем: функция образования других(более сложных) единиц языка, или строевая фукция, и функция различения значимых единиц языка(морфем, слов), или различительная функция.В речи фонемы могут видоизменяться, т.е. употребляться в виде разных звуков. Видоизменение фонемы в речи называется ее варьированием, а конкретные звуки, представляющие ту или иную фонему в речевом потоке, - вариантами фонемы.Звук – важнейшая единица фонетического уровня языка. Понятие звука речи можно объяснить опираясь на ближайшее родовое понятие – на звук как акустическое явление. Звук речи – это элемент произносимой речи, образуемый речевыми органами. При фонетическом членении речи звук - это часть слога, кратчайшая, далее неделимая звуковая единица, произнесенная за одну артикуляцию. Гласный звук. Согласный звук.Звук речи можно определить как звук, создаваемый с помощью речевых органов человека, служащий средством общения людей, лишенный языкового значения.Каждая фонема представляет собой звук речи, но не каждый звук речи, является фонемой. Фонемами считаются такие звуки речи, которые не только образуют более сложные единицы языка, но и способны различать эти единицы, противопоставлять их друг другу.Звуки речи, как и все другие звуки, характеризуются рядом акустических признаков: 1)наличием тона или шума 2)силой, громкостью 3)высотой тона 4)долготой, длительностью 5)тембромНаличие тона или шума зависит от характера колебания упругого тела, образующего звук(например, голосовых связок). По этому признаку среди звуков различаются тоны и шумы. Тон образуется тогда, когда колебание носит упорядоченный, ритмический характер, т.е. является равномерно периодическим. К тонам относится, например, звуки, производимые муз.инструментом. Шум возникает при условии, если ритмичность, периодичность в колебаниях отсутствует. Шумами являются звуки, возникающие при движении колеса автомобиля.Сила звука различается в зависимости от размаха, амплитуды колебаний упругого тел, в том числе голосовых связок человека. Амплитуда колебаний тела, в свою очередь, зависит от величины колеблющегося тела и силы воздействия на него.

Высота звука определяется частотой колебания.

Вопрос 19: Фонетические чередования согласных звуков, различающихся по глухости и звонкости, твердости и мягкости, месту и способу образования. Глухость / звонкость согласных остается самостоятельным, ни от чего не зависящим признаком в следующих положениях:1) перед гласными: [су]д суд - [зу]д зуд, [та]м там - [да]м дам;2) перед сонорными: [сл]ой слой - [зл]ой злой, [тл’]я тля - [дл’]я для;3) перед [в], [в’]: [св’]ерь сверь - [зв’]ерь зверь.В указанных положениях встречаются и глухие, и звонкие согласные, причем эти звуки используются для различения слов (морфем). Перечисленные позиции называются сильными по глухости / звонкости.В остальных случаях появление глухого / звонкого звука предопределено его положением в слове или соседством конкретного звука. Такая глухость / звонкость оказывается несамостоятельной, «вынужденной». Позиции, в которых это происходит, считаются слабыми по указанному признаку.В русском языке действует закон, по которому звонкие шумные оглушаются на конце слова, ср.: дý[б]а дуба – ду[п] дуб, мá[з’]и мази – ма[с’] мазь. В приведенных примерах фиксируется фонетическое чередование согласных по глухости / звонкости: [б] // [п] и [з’] // [с’].Кроме того, позиционные изменения касаются ситуаций, когда глухой и звонкий согласные оказываются рядом. В этом случае последующий звук воздействует на предшествующий. Звонкие согласные перед глухими обязательно уподобляются им по глухости, в результате возникает последовательность глухих звуков, ср.: лó[д]очка лодочка – лó[тк]а лодка (т.е. [д] // [т] перед глухим), готó[в’]ит готовит – готó[ф’т’]е готовьте (т.е. [в’] // [ф’] перед глухим).Глухие согласные, стоящие перед звонкими шумными (кроме [в], [в’]), меняются на звонкие, происходит уподобление по звонкости, ср.: моло[т’]и´ть молотить – моло[д’б]á молотьба ([т’] // [д’] перед звонким), про[с’]и´ть просить – прó[з’б]а просьба (т.е. [с’] // [з’] перед звонким).Артикуляционное уподобление звуков одной природы, то есть двух согласных (или двух гласных), называется ассимиляцией (от лат. assimilatio ‘уподобление’). Таким образом, выше была описана ассимиляция по глухости и ассимиляция по звонкостиТвердость / мягкость согласных как самостоятельный, а не возникший из-за позиционных изменений признак фиксируется в следующих сильных позициях:1) перед гласными, включая [э]: [лу]к лук - [л’у]к люк, [но]с нос - [н’о]с нёс, пас[т э´]ль пастель - пос[т’ э´]ль постель;Парные мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, парные твердые - в заимствованных. Однако многие из таких заимствований перестали осознаваться как редкие: антенна, кафе, сарделька, стресс, пюре, протез и т. д. В результате в общеупотребительных словах стало возможно как твердое, так и мягкое произношение согласного перед [э].2) на конце слова: ко[н] кон - ко[н’] конь, жа[р] жар - жа[р’] жарь;3) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: во[л]нá волна - во[л’]нá вольна;4) у согласных [c], [с’], [з], [з’], [т], [т’], [д], [д’], [н], [н’], [р], [р’] (у переднеязычных)– в позиции перед [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’] (перед заднеязычными): гó[р]ка горка - гó[р’]ко горько, бá[н]ка банка - бá[н’]ка банька;– в позиции перед [б], [б’], [п], [п’], [м], [м’] (перед губными): и[з]бá изба - ре[з’]бá резьба;В остальных случаях твердость или мягкость согласного будет не самостоятельной, а вызванной влиянием звуков друг на друга. Уподобление по твердости наблюдается, например, в случае соединения мягкого [н’] с твердым [с], ср.: кó[н’] конь – кó[нс]кий конский, Испа[н’]ия Испания – испа[нс]кий (т.е. [н’] // [н] перед твердым). Пара ию[н’] июнь – ию´[н’с]кий июньский не подчиняется указанной закономерности. Но это исключение является единственным.Уподобление по мягкости осуществляется непоследовательно в отношении разных групп согласных и соблюдается не всеми говорящими. Не знает отступ отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч’] и [ш:’], ср: барабá[н] барабан - барабá[н’ч’]ик барабанчик, гó[н]ок гóнок – гó[н’ ш:’]ик гонщик (т.е. [н] // [н’] перед мягким).Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга.Перед передненебными шумными зубные заменяются на передненёбные.

Вопрос 22: Предмет орфоэпии. Значение орфоэпических норм. «Старшая» и «младшая» нормы. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения. Термин орфоэпия (от гр. orthos - правильный, epos – речь) используется для обозначения: 1) совокупности правил нормативного литературного произношения; 2) раздела языкознания,изучающего функционирование литературных норм и вырабатывающего произносительные рекомендации – орфоэпические правила.Предметом орфоэпии является состав основных звуков языка, фонем, их качество и изменения в определенных фонетических условиях, т.е. то же, что и фонетики. Но фонетика рассматривает эти вопросы в плане описания звукового строя языка, для орфоэпии важно установление норм литературного произношения. Необходимость установления таких норм определяется тем, что, слушая устную речь, мы не задумываемся над ее звучанием, а непосредственно воспринимаем смысл. Каждое же отклонение от привычного произношения отвлекает слушающего от смысла высказывания. Орфоэпия – раздел языкознания, имеющий прикладной характер.Орфоэпические нормы весьма важны в речевой деятельности, поскольку неверное произношение или ударение отвлекают внимание от смысла высказывания, затрудняют понимание, а часто просто производят неприятное впечатление на слушающего.В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.Различают стили высокий, нейтральный и разговорный за пределами литературных норм просторечного стиля.Высокий – замедленное и тщательное произношение (театр).Нейтральный – это наша повседневная речь с соблюдением всех орфоэпических норм при более быстром темпе произношения.Разговорный характеризуется большой эмоциональностью еще более быстрым темпом и менее строгим выполнением правил литературного произношения.1.Основным источником вариантов отклонений от нор литературного произношения является родной диалект говорящего.Например, носители южнорусских диалектов нередко нарушают литературную норму произнося вместо взрывного [г] фрикативный [Ɣ ].2.Второй причиной отклонения от литературного произношения является письмо, так как мы приобщаемся к литературному языку через письменность, через чтение литературы, что приводит к возникновению произношения в соответствии с написанным.Например, в результате побуквенного произношения можно слышать [ч"] в словах: что, чтобы, скучно, конечно. Но с другой стороны, отклонения могут завоевывать право на существование и тогда являются источником развития вариантов норм: смею [с] и смею [с"].3.Отклонения от литературного произношения вызываются также влиянием фонетической системы другого языка: украинский лю[дм]и.

Вопрос 24: Значение письма в истории русского общества. Происхождение и основные этапы развития русского письма. Изобретение человеком письма,как системы фиксации речи для передачи ее в пространстве и во времени явилось одним из самых важных открытий,во многом определившим прогресс современного общества.Главным достоинством письма заключается в том,что оно позволяет преодолеть барьер времени,дает возможность общаться разных поколений,передавать потомкам свои знания о мире.С помощью письма люди создавали различные деловые бумаги(документы),фиксировали свои знания и переживания в книгах.несмотря на огромные достижения,научно-технический прогресс в области накопления,хранения и передачи информации,человечество до настоящего времени так и не придумало другой системы равной письму и способной в той же мере выполнять эти функции.Письмо является дополнительным средством общения. Возникло оно из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. Письмо относится к величайшим изобретениям человечества. Письмо помогает людям общаться в тех случаях, когда общение звуковым языком или невозможно, или затруднительно. 1) Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пещер, камнях, скалах, костях животных, на бересте. В пиктографии обозначающим служит схематический рисунок человека, лодки, животных и т. П. 2) Идеограмма. Идеография – это такое письмо, в котором графические знаки передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а те значения, которые за этими словами стоят. Переход от пиктографии к идеографии связан с потребностью графической передачи того, что не обладает наглядностью и не поддается рисуночному изображению. Так, например, понятие «бодрствование» нельзя нарисовать, но можно нарисовать тот орган, через который оно проявляются. т. е. через изображение глаза, Таким же образом «дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, «вражду» – изображением скрещенного оружия и т. п. Рисунок в этих случаях выступает в переносном, а тем самым и в условном значении. Иероглифы – «священные письмена» резали на кости и других материалах. 3)фонография – тип письма, отражающий произношение слов. Звуковая азбука для писания; фонетическая система письма. А) слоговое (каждый письменный знак обозначает определённый слог) б) вокально – звуковое (буквы обозначают в основном звуки речи) Этапы развития письма: В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква – знак вокально – звукового письма. (пр: древнегреч. Буква А называлась «альфа» и обозначала гласный [a]). Но история письма – это не только история начертания букв, вместе с тем это и история становления современных алфавитов, графики.

Вопрос 26: Состав современного русского алфавита. Названия букв. Фонетический и позиционный принципы русской графики. Обозначение на письме фонемы [j]. Ру́сский алфави́т - (азбука) - совокупность графических знаков - букв в установленной последовательности, которыми создаётся письменная и печатная форма национального русского языка. Включает 33 буквы: а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я. Большинство букв в письменной форме графически отличается от печатных. Кроме ъ, ы, ь, все буквы употребляются в двух вариантах: прописные и строчные. В печатной форме варианты большинства букв графически тождественны (различаются только размерами; ср., однако, Б и б), в письменной форме во многих случаях написания прописных и строчных букв различаются между собой (А и а, Т и т и др.).Русский алфавит передаёт фонемный и звуковой состав русской речи: 20 букв передают согласные звуки (б, п, в, ф, д, т, з, с, ж, ш, ч, ц, щ, г, к, х, м, н, л, р), 10 букв - гласные, из них а, э, о, ы, и, у - только гласные, я, е, ё, ю - мягкость предшествующего согласного + а, э, о, у или сочетания j + гласный («пять», «лес», «лёд», «люк»; «яма», «ехать», «ёлка», «юный»); буква «й» передаёт «и неслоговое» («бой») и в некоторых случаях согласный j («йог»). Две буквы: «ъ» (твёрдый знак) и «ь» (мягкий знак) не обозначают отдельных самостоятельных звуков. Буква «ь» служит для обозначения мягкости предшествующих согласных, парных по твёрдости - мягкости («мол» - «моль»), после букв шипящих «ь» является показателем на письме некоторых грамматических форм (3‑го склонения существительных - «дочь», но «кирпич», повелительного наклонения - «режь» и др.). Буквы «ь» и «ъ» также выступают в функции разделительного знака («подъём», «бьют»).Русская графика опирается на два основных принципа - фонематический и позиционный. Суть фонематического принципа русской графики сводится к тому, что буква обозначает не звук, а фонему. Но фонем в русском языке больше, чем букв. Сгладить такое несоответствие помогает другой принцип - позиционный (слоговой, буквосочетательный), который позволяет уточнить звуковое значение буквы посредством другой, следующей за ней. Позиционный принцип русской графики является ее большим достоинством, так как благодаря ему вдвое сокращается на письме передача твердых и мягких согласных (например, в сербскохорватском языке имеются специальные буквы для обозначения мягких согласных: ж - мягкий л, ш - мягкий н). Позиционный принцип применяется для передачи твердости / мягкости согласных фонем и для обозначения lt;jgt.Позиционный принцип для передачи твердости / мягкости согласных фонем реализуется следующим способом:

на конце слова мягкость согласного обозначается мягким согласным, а твердость - пробелом: уголь_- угол_мягкость согласного перед твердым согласным передается мягким знаком: вольна - волна;мягкость и твердость согласного перед гласными различается с помощью этих гласных: однозначные буквы указывают на твердость согласной фонемы, а многозначные гласные - на мягкость: мэр, мор, лук, лак, лыко, но мел, мёл, мил, мял.Обозначение на письме фонемы [j]

В современном русском языке существует два варианта произношения звука [j]. Первое (и основное) значение звука [j] проявляется в положении перед гласным: елка – лка, понимают – понимат. Но в конце слова или в конце слога звук [j] редуцируется, становится кратким, приближаясь по звучанию к гласному звуку [и]. Нужно помнить, что [j] не совпадает с е [и]: каравай, стойте.На письме буквой й обозначают только второй вариант произношения звука [j]. В некоторых заимствованных словах начальнослоговый [j] обозначается этой буквой й: йод, йог и т.д.Не обозначается самостоятельной буквой фонема [j], когда она находится перед гласным. Так как в этом положении (в начале слова между гласными, перед гласным) на письме сочетание звука [j] и гласного передается одной буквой я--ма; е-ль; е--лка; ю--ла.Когда фонема [j] стоит после согласного звука перед гласным, то перед буквами е, ё, ю, я пишутся буквы ъ и ь: шестью, пьет, отъзд. Не следует думать, что в таком случае буквы ъ и ь обозначают звук [j]. Буквы ъ и ь лишь являются указателями, что следующие за этими буквами е, ё, ю, я нужно читать не как [э, о, у, а], а как .

Вопрос 27: Обозначение на письме твердости-мягкости согласных. Гласные после шипящих и Ц. Значения гласных букв. Значения букв Ъ и Ь. Мягкость согласных обозначается следующим образом.Для парных по твёрдости / мягкости согласных мягкость обозначается:1) буквами я, е, ё, ю, и: мал - мял, мол - мёл, пэр - перо, буря - бюро, мыло - мило (перед е в заимствовании согласный может быть твёрдым: пюре);2) мягким знаком - в конце слова (конь), в середине слова у [л’] перед любым согласным (полька), после мягкого согласного, стоящего перед твёрдым (весьма, раньше), и у мягкого согласного, стоящего перед мягкими [г’], [к’], [б’], [м’], являющимися результатом изменения соответствующих твёрдых (серьги - ср. серьга) - см. сильные по твёрдости / мягкости позиции.В остальных случаях мягкий знак в середине слова для обозначения мягкости парных согласных не пишется (мостик, песня, разве), потому что позиционная мягкость, как и другие позиционные изменения звуков, на письме не отражается.Для непарных согласных нет необходимости в дополнительном обозначении мягкости, поэтому возможны графические правила «ча, ща пиши с а».Твёрдость парных согласных обозначается отсутствием мягкого знака в сильных позициях (кон, банка), написанием после согласного букв а, о, у, ы, э (мал, мол, мул, мыл, пэр); в некоторых заимствованиях твёрдый согласный произносится и перед е (фонетика).Твёрдость непарных твёрдых согласных, как и непарных мягких, дополнительного обозначения не требует, поэтому возможно существование графического правила о написании жи и ши, орфографических привил о написании и и ы после ц (цирк и цыган), о и ё после ж и ш (шорох и шёпот).Правописание гласных после шипящих и Ц. После шипящих согласных ж, ч, ш, щ пишутся гласные а, у, и, и никогда не пишутся гласные я, ю, ы (чаща, жирный). Данное правило не распространяется на слова иноязычного происхождения (парашют) и на сложносокращенные слова, в которых возможны любые сочетания букв (Межюрбюро). Под ударением после шипящих пишется в, если можно подобрать родственные слова или другую форму этого слова, где пишется е (жёлтый - желтизна); если это условие не выполняется, то пишется о (чокаться, шорох). Необходимо различать существительное ожог и его родственные слова от глагола в прошедшем времени ожёг и его родственных слов. Беглый гласный звук под ударением после шипящих обозначается буквой о (ножны - ножо"н). Правописание гласных после ц. В корне после ц пишется и (цивилизация, циновка); исключения: цыган, на цыпочках, цыц, цыпленоки их однокоренные слова. Буквы я, ю пишутся после ц только в именах собственных нерусского происхождения (Цюрих). Под ударением после ц пишется о (цо"кот). Выбор гласных; и или э. В иноязычных словах обычно пишется е (адекватный); исключения: мэр, пэр, сэр и их производные. Если корень начинается с буквы э, то она сохраняется и после приставок или порез первой частью сложного слова (сэкономить, трехэтажный). После гласной и пишется э (реквием), после остальных гласных - э (маэстро). Буква и пишется в начале иноязычных слов (йод, йога).ЗНАЧЕНИЯГЛАСНЫХ БУКВ.Гласные - это звуки, которые состоят только из голоса, при образовании гласных обязательно участие голосовых связок и отсутствие преграды в полости рта. Выдыхаемый воздух проходит через рот, не встречая никаких преград.10 букв предназначены для обозначения гласных звуков и условно называются гласными (а, у, о, ы, э, я, ю, ё, и, е) . Гласных звуков 6 - [А] [О] [У] [Ы] [И] [Э] . В русском языке гласных букв больше, чем гласных звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) . Они выполняют следующие функции: 1) обозначают 2 звука ([й"а] , [й"у] , [й"о] , [й"э]) в позиции после гласных, разделительных знаков и в начале фонетического слова: яма [й"аìма] , моя [май"аì], объять [абй"аìт"]; 2) обозначают гласный и мягкость предшествующего парного по твердости / мягкости согласного звука: мёл [м"ол] – ср. : мол [мол] (исключение может составлять буква е в заимствованных словах, не обозначающая мягкости предшествующего согласного – пюре [п"урэì]; поскольку целый ряд заимствованных по происхождению слов такого рода стал общеупотребительным в современном русском языке, можно сказать, что буква е в русском языке перестала обозначать мягкость предшествующего согласного звука,ср. : пос [т"э] ль – пас [тэ] ль) ; 3) буквы е, ё, ю после непарного по твердости / мягкости согласного обозначают гласный звук [э] , [о] , [у] : шесть [шэс"т"], шёлк [шолк] , парашют [парашуìт] .В современном русском языке буквы Ь и Ъ не обозначают звуков, а выполняют только служебные функции.Ь выполняет в языке три функции:Обозначает мягкость согласных, кроме шипящих на конце слова: моль, даль, вольны; и в середине: возьму, пальто. В таких словах он сохраняется и перед мягкими согласными: возьмите, плюньте.Мягкий знак всегда обозначает мягкость Л перед другими согласными: кольцо, мыльница. Перед мягкими согласными в середине слова мягкость согласных на письме не всегда обозначается.Ь не пишется:чк бочка;чн ночник;нч бренчать;нщ каменщик;рщ сварщик;щн помощник;ст кости;нт винтик.Употребляется как признак ряда форм:существительные (3 скл. ж.р. ед. ч.): ночь, мышь.глагола (2-е лицо, ед. ч.) смотришь, говоришь,глаголы в формы повелительного наклонения: плачь, прячь.Вместе с Ъ выступает в качестве разделительного. Они разделяют гласный и предшествующий ему согласный: бью, въезд, съел.Ъ как разделительный пишется перед буквами я, ё, ю, е после приставок аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, супер-, транс-: трансъевропейский.

Вопрос 28: Разделы русской орфографии. Орфограммы. Типы орфограмм. Орфография – раздел языкознания, изучающий систему правил единообразного написания слов и их форм, а также сами эти правила. Центральным понятием орфографии является орфограмма.Орфограмма – это написание, регулируемое орфографическим правилом или устанавливаемое в словарном порядке, т. е. написание слова, которое выбирается из ряда возможных с точки зрения законов графики. Орфограмма - это случай выбора, когда возможны 1, 2 или более различных написаний. Это также написание, соответствующее правилам орфографии. Орфографическое правило - это правило правописания русского языка, того, какое написание надо выбрать в зависимости от языковых условий.Орфография состоит из нескольких разделов: 1)написание значимых частей слова (морфем) – корней, приставок, суффиксов, окончаний, то есть обозначение буквами звукового состава слов там, где это не определено графикой2)слитное, раздельное и дефисное написания;3) употребление прописных и строчных букв;4)правила переноса;5) правила графических сокращений слов.Принципы русской орфографии: 1. Ведущий принцип русской орфографии -морфологический принцип, сущность которого состоит в том, что общие для родственных слов морфемы сохраняют единое начертание на письме, а в речи они могут изменяться в зависимости от фонетических условий. Его суть состоит в том, что на письме не отражаются фонетически позиционные изменения – редукция гласных, оглушение, озвончение, смягчение согласных. Гласные при этом пишутся так, как под ударением, а согласные – как в сильной позиции, например позиции перед гласным. Также на основе морфологического принципа оформляется единообразное написание слов, относящихся к определенной грамматической форме. Например, ь (мягкий знак) формальный признак инфинитива. Этот принцип применяется для всех морфем: корней, приставок, суффиксов и окончаний.2. Вторым принципом русской орфографии является фонетическое написание, т.е. слова пишутся также, как слышатся. Этот принцип реализован в трех орфографических правилах – правописание приставок, заканчивающихся на з/с (бездарный - беспокойный, разбить – распить), правописание гласной в приставке роз/раз/рос/рас (расписание – роспись,) и правописание корней, начинающихся на и, после приставок, заканчивающихся на согласный (история – предыстория).3. Существует также дифференцирующее написание (ср.: ожог (сущ.) - ожёг (глаг.)) корней с чередованиями (слагать – сложить) традиционное написание ().4. Традиционный принцип регулирует написание непроверяемых гласных и согласных (собака, аптека или буква и И после букв Ж, Ш, Ц - жить, шить), т.е. предполагает запоминание слов. Как правило, это иноязычные слова и слова-исключения.Рассмотрим другие виды орфограмм: 1.Слитное, раздельное и дефисное написаниеСлитное, раздельное и дефисное написание регулируется традиционным принципом с учетом морфологической самостоятельности единиц. Отдельные слова пишутся преимущественно раздельно, кроме отрицательных и неопределенных местоимений с предлогами (не с кем) и некоторых наречий (в обнимку), части слов – слитно или через дефис (ср.: по моему мнению и по-моему).2.Употребление прописных и строчных буквУпотребление прописных и строчных букв регулируется лексико-синтаксическим правилом: с прописной буквы пишутся собственные имена и наименования (МГУ, Московский государственный университет), а также первое слово в начале каждого предложения. Остальные слова пишутся со строчной буквы.Правила переноса: Правила переноса слов с одной строки на другую основываются на следующих правилах: при переносе учитывается прежде всего слоговое членение слова, а затем и его морфемная структура: вой-на, раз-бить, а не *во-йна, *ра-збить. Не переносится и не оставляется на строке одна буква слова. Одинаковые согласные в корне слова при переносе разделяются:кас-са.Правила графических сокращений слов: Сокращение слов на письме также базируется на следующих правилах:1)может опускаться только цельная, нерасчлененная часть в составе слова (лит-ра – литература, в/о – высшее образование);2)при сокращении слова опускается не менее двух букв;3) нельзя сократить слово выбрасыванием его начальной части;4)сокращение не должно приходиться на гласную букву или буквы й, ъ, ь.Орфографический разбор предполагает устный или письменный анализ орфограмм в слове. При выполнении орфографического разбора нужно правильно записать слово, данноеспропуском буквы, или раскрыть скобки, подчеркнуть в слове место орфограммы, назвать орфограмму и определить условия её выбора. При необходимости указать проверочное слово и привести примеры на данную орфограмму.

Вопрос 29: Передача буквами фонемного состава слов и морфем. Принципы этого раздела: фонематический, традиционный, фонетический, морфологический. Дифференцирующее написание. Основной принцип орфографии. Область орфографии –сигнификативно слабые позиции фонем. В процессе передачи буквами фонемного состава действует несколько принципов русской орфографии: 1) фонематический принцип, осуществляемый в том случае, когда слабая позиция фонемы может быть проверена сильной позицией в одной и той же морфеме; основывается на том, что одна и та же буква обозначает фонему в сигнификативно сильных и слабых позициях;2) морфематический (или морфологический) принцип орфографии основывается на требовании единообразного написания одних и тех же морфем; охватывает те случаи, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав; 3) традиционный принцип русской орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией, которое надо запомнить; в школьной практике подобные слова с гиперфонемой в корне называют словарными словами; 4) фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции: рассыìпать – роìссыпь. В процессе применения разных принципов возникают дифференцирующие написания, разграничивающие на письме словоформы, совпадающие по фонемному составу: ожог - ожёг, туш - тушь и др. Дифференцирующие написания (от лат. differens - различающийся) - разные написания, служащие для различения на письме омонимов. Поджог (имя существительное) - поджёг (прошедшее время глагола).Ожог - ожёг. Пережог - пережёг. Бал - балл. Кампания - компания (сказывается происхождение слов).

Ударе́ние - выделение каким-либо акустическим средством одного из компонентов речи :

Основные проблемы ударений [ | ]

Типы ударения [ | ]

То, как проявляется ударение в речевом потоке, в большой степени зависит от языка. В некоторых языках ударные слоги имеют более высокий или более низкий тон, чем безударные - это так называемое тоновое, или музыкальное ударение. В других языках они могут выделяться более высоким или низким тоном по сравнению с окружающими слогами (тоновое отклонение) в зависимости от типа предложения. Существует также динамическое (шумное, силовое) ударение, квалитативное (качественное) ударение (отсутствие редукции гласного) и квантитативное ударение (количественное - увеличение длины звука, известное в музыкальной теории как агогика). Ударение может обладать несколькими из этих характеристик одновременно. Кроме того, ударение может реализовываться в разной степени на разных словах в одном предложении; в некоторых случаях различие между акустическими сигналами ударных и безударных слогов может быть минимальным.

Наблюдается и обратный процесс, когда некоторые исторические изменения влияют на место ударения. Так, например, в русском языке за последние сто лет наблюдается процесс переноса ударения на корень или на начало слова, как наиболее значимые его части, которые несут в себе основную смысловую нагрузку. Например, катить , звонить , солить и другие глаголы на -ить во всех формах, кроме формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (ка́тишь , ка́тит , ка́тят , ка́тим ; пока́тишь , пока́тит и т. д.). Лингвисты объясняют эту тенденцию тем, что в течение последних ста лет темп нашей жизни значительно ускорился и повлёк за собой ускорение речи, поэтому такие изменения в ударении позволяют нам эффективнее улавливать смысл услышанного .

Уровни ударения [ | ]

В некоторых языках выделяют первичное и вторичное ударение. Традиционно считается, что английский язык обладает двумя уровнями ударения, как, например, в словах cóunterfòil [ˈkaʊntɚˌfɔɪl] и còunterintélligence [ˌkaʊntɚ.ɪnˈtɛlɪdʒəns], а в некоторых работах даже говорилось о том, что он имеет четыре уровня ударения, но эти исследования часто противоречат друг другу.

Типа. Иногда в этом значении употребляется термин «интонационный центр». В большинстве языков реализуется в зоне последнего ударного слога фразы; оформ­ля­ет­ся разного типа комбинациями интонационных средств - мелодикой , интенсив­но­стью, длитель­но­стью. В нейтральном произнесении зона Ф. у. не воспринимается как особо выделен­ная, маркированная, поэтому Ф. у. иногда называют нейтральным или автома­ти­зи­ро­ван­ным («Сего­дня хорошая пого́да», «Горит восток зарёю но́вой»). Первоначально Ф. у. называли логиче­ским (т. е. смысловым), однако такое представление о Ф. у. не позволяло различать нейтраль­ное произнесение и произнесение с нарочитым подчёрки­ва­ни­ем: «Пожалуйста, дайте мне пальто» и «Пожалуйста, дайте мне пальто » (а не шапку). В советском языкознании термин «логическое ударение» обычно закреп­ля­ет­ся за подчёрк­ну­тым выделением слова во фразе. Различаются следующие типы логического ударения: контрастивные и эмфати­че­ские . Пример контрастивного ударения: «У меня этих проблем нет» (а у других есть), «Сегодня приедет Маша » (а не кто-то другой). Эмфатическое ударение передаёт отношение говорящего к сообща­е­мо­му: «Мне очень понравилась ваша дочь». Иногда только наличие или отсутствие подобного ударения помогает оценить смысл фразы, ср.: «Мы ежемесячно посылаем туда учите­лей» и «Мы ежемесячно посылаем туда учителей» (ясно, что часто).

При анализе содержательной стороны высказывания Ф. у. часто связывают с выражением каких-либо содержательных категорий: определённости​/​неопределённости , новизны, актуаль­но­го членения , важности. Однако прикреплённость Ф. у. дела­ет его недостаточным для выражения этих категорий, поэтому, например, в славянских языках Ф. у. коррелирует с нейтральным порядком слов , при котором новые, неопределённые имена располагаются к концу высказы­ва­ния, ср.: «Одна женщина рассказала мне одну необычайную историю» → «Одна женщина рассказала мне необычайную историю» (неопределённость объекта остаётся) → «Женщина рассказала мне необычайную историю» (субъект становится опреде­лён­ным).

Особого вида ударение представлено во фразах типа «Тише, бабушка спит!», «Папа пришёл!», «Чаплин умер!», где выделение не означает ни контраста, ни эмфазы именно на этом слове, но относится ко всему высказыванию в целом. Подобного рода ударения можно назвать ударениями «экстраординарного введения в ситуацию» и считать подобные фразы коммуникативной инверсией нейтральных фраз с Ф. у.

Логическое ударение способствует различению многообразных смысловых оттенков сообще­ния, например: John amused Mary ‘Джон развлекал Мэри’ (однократное событие), John amused Mary (результативно и многократно); «Поступки Билла надоели ему» («он» = «Билл»), «Поступки Билла надоели ему» («он» ≠ «Билл»). Дискуссионным является вопрос о том, наклады­ва­ет­ся ли логическое ударение на Ф. у. (тогда, в случае неконечного положения, имеет место сдвиг Ф. у.), или они существуют независимо. В последнем случае остаётся нерешённым, сколько логических ударений может быть в одной фразе и как (количественно и качественно) выражается при этом Ф. у. Неясным остаётся и соотношение фразового и синтагма­ти­че­ско­го ударений, в основном вопрос стоит об их количественной выраженности.

В англоязычной традиции термин «фраза» (phrase ) соответствует не русскому термину «фраза» (в значении «выска­зы­ва­ние»), а скорее русскому полнозначному фонетическому слову или словосочетанию , поэтому возможны терминологические недоразумения: для фразы «Сего­дня мне нет покоя» в английской традиции можно говорить о трёх Ф. у. (на словах «сего­дня», «нет», «покоя»), в русской - об одном Ф. у. на слове «покоя» в нейтральном произнесении.

Ф. у. известно практически всем языкам, но его выражение различается не только в зависи­мо­сти от коммуникативного типа высказывания, но и от языка к языку. Различается и степень выраженности Ф. у.: в тех языках и конструкциях, где оно выражено ярче, словесная просодия в большей степени подчиняется фразовой, а фразовая интонация в большей степени грамматикализована.

  • Щерба Л. В., Фонетика французского языка, М., 1963;
  • Брызгунова Е. А., Звуки и интонации русской речи, М., 1969;
  • Торсуева И. Г., Интонация и смысл высказывания, М., 1979;
  • Светозарова Н. Д., Интонационная система русского языка, Л., 1982;
  • Николаева Т. М., Семантика акцентного выделения, М., 1982;
  • Schmerling S. F., Aspects of English sentence stress, Austin, 1976.



Top