Блог татьяны лазаревой. Татьяна Лазарева VS «человечек

К сожалению, о христианской нравственности среди людей, неблизких к Церкви ходит немало ложных стереотипов. И часто такие невежественные стереотипы мешают человеку понять, что же в действительности представляет собой жизнь христианина, что она не исчерпывается хождением в храм и проставлением свечек.

А человек, который захочет жить христианской жизнью, не понимая смысла и принципов её, рискует совершить ошибку. Например, бывает так, что человек, не знающий смысла христианской жизни, попробовав походить в храм и следовать заповедям, потом разочаровывается и отходит от Церкви.

Тут можно вспомнить из нашей истории «картофельные бунты» - когда крестьяне сажали только что появившуюся в России картошку, но не знали, что нужно употреблять в пищу её клубни, и пытались есть ядовитые картофельные плоды, - что приводило к отравлениям. Тогда они гневались на картошку и на правительство, которое её ввезло, и категорически отказывались её сажать.

В такое глупое и опасное положение ставит людей невежество и ошибочные представления о том, чего они не знают! Но когда невежество было удалено и они разобрались, как нужно относиться к этому растению, картошка стала едва ли не самым излюбленным блюдом в русских семьях.

Чтобы избежать подобных ошибок, разберём вкратце три основных заблуждения о христианской жизни, которые встречаются чаще всего.

Заблуждение первое

Многие люди ошибочно воспринимают христианскую нравственность только как некий свод правил. Рассматривая её так, они любят говорить, что этот свод правил, пусть даже и красив, но совершенно невыполним.

Ведь по нашим временам даже ветхозаветные заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй» и «око за око» для иных кажутся неподъёмными, что же говорить про заповеди Христовы, которые, по всеобщему мнению, задают гораздо более высокую планку требований: «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем… Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую » (Мф. 6: 21-22; 27-28; 38-39).

И если нецерковный человек соразмеряет эти заповеди со своими силами, то такие правила многим кажутся совершенно неподъёмными.

Ошибка состоит в том, что эти люди не учитывают самого главного, а именно, что чадам Церкви Бог даёт не только заповеди, но и силу для их исполнения .

Некоторые люди думают, будто евангельские заповеди неисполнимы в принципе, и что будто Бог дал их людям не для того, чтобы они их исполняли, а как некий идеал, к которому можно стремиться, но которого никогда нельзя достигнуть, и чтобы от осознания невозможности достижения этого идеала люди осознавали своё ничтожество, и таким образом стяжали смирение.

Но подобный взгляд не имеет ничего общего с истиной, он извращает сам смысл христианства.

Евангелие означает в переводе «благая весть», или, если совсем по-современному, «хорошая новость» - но что же может быть хорошего в новости о том, что люди ничтожны и не годны ни на что, кроме осознания своей ничтожности? И разве можно назвать добрым господина, дающего приказы, которые заведомо невозможно выполнить, но при этом выполнение их ставится условием для спасения?

Такие люди уподобляют Бога фашистскому офицеру из фильма «Лабиринт Фавна», который перед допросом арестованному партизану-заике говорит: если ты сможешь сосчитать до трёх, ни разу не заикнувшись, мы тебя отпустим. А если не сможешь, - будем пытать. И партизан старается, выговаривает «один», «два», а на «три» заикается. И офицер разводит руками, мол, видишь, сам виноват…

Нет, истинный Бог, повелевающий «солнцу Своему восходить над злыми и добрыми » (Мф. 5 :45) и «дающий всем просто и без упреков » (Иак. 1 :5), Бог, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1Тим. 2 :4), - совсем не таков.

Для отражения реального положения вещей уместнее другое сравнение - отец, который увидел, что сын свалился в глубокую яму, он сбрасывает ему верёвку и даёт заповедь: встань, возьмись за нижний конец верёвки, и я тебя вытащу. Как видим, спасает всё равно отец, но если сын не исполнит полученной заповеди, то не спасётся.

И по-настоящему добрая весть Евангелия состоит в том, что из ямы греха, проклятия и смерти действительно можно выбраться, что больше нет преграды между человеком и Богом, что во Христе Иисусе нам стало возможно «быть неукоризненными и чистыми чадами Божиими » (Фил. 2 :15), «ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса » (Гал. 3 :26). И чтобы верующему, крестившемуся человеку стать чадом Божиим, ему нужно удалить из себя единственное, - личные грехи и порождающие их страсти, что как раз и достигается соблюдением заповедей. Всё равно что встать и взяться за конец сброшенной верёвки. И это тоже стало возможным для каждого, и в этом также состоит добрая весть Евангелия.

Благодаря тому, что вочеловечившийся Бог совершил две тысячи лет назад на кресте, абсолютно каждый человек теперь может исполнить все заповеди, и тем уподобиться Тому, Кто призвал: «будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят » (Лев. 20 :7). Каждый может стать святым. И заповеди - это не мираж, которым можно любоваться лишь издали, а конкретные инструкции по достижению подлинной святости.

И если относиться к ним как к практической инструкции, то легко увидеть, что Христовы заповеди даны вовсе не для усложнения, а для облегчения борьбы с грехом, поскольку объясняют, как добиться совершенного исполнения заповедей, данных в древнем законе.

Если Ветхозаветный закон предостерегал, главным образом, от внешних проявлений зла, то Господь Иисус Христос научил определять и отсекать сами корни грехов. Своими заповедями Он открыл, что грех зарождается в нашем сердце, и потому надо начинать борьбу с грехом с очищения сердца от дурных желаний и мыслей, так как «из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15 :19-20).

И Он, повторим, не только объяснил, как это делать, но и даёт силы это делать. Даже апостолы, услышав впервые Христовы заповеди, удивились их кажущейся неподъёмности, но услышали: «человекам это невозможно, Богу же возможно всё » (Мф. 19 :26). И для того, кто соединяется с Богом, уже не остаётся ничего невозможного. «Всё могу в укрепляющем меня Христе » - свидетельствует апостол Павел (Фил. 4 :13).

Это важнейшее и краеугольное отличие христианской нравственности от всякой другой.

Любая иная нехристианская и даже внерелигиозная нравственность, как раз является не более чем списком правил, чем-то отличающихся, а в чём-то совпадающих.

Но само по себе внерелигиозное воспитание и внерелигиозная нравственность не дают человеку силы стать хорошим. Они лишь дают информацию о том, что считается хорошим в данном обществе. И у каждого человека, который получает такую информацию, есть выбор: либо стать хорошим человеком, либо выглядеть хорошим человеком.

У каждого человека сохраняется свобода воли, так что он искренне может стараться стать хорошим человеком, но по-настоящему добиться этого без помощи свыше у него не выйдет. Как говорил преподобный Макарий Египетский, «душа может противиться греху, но победить или искоренить зло без Бога не может» .

И тогда остаётся либо выглядеть хорошим человеком, тщательно скрывая свои несовершенства от других, - как душевнобольной, сознающий свою болезнь, может стараться на людях скрывать её проявления, но здоровым от этого не становится, - либо сократить число нравственных требований до такого минимума, который по силам падшему человеку, - как, например, прыгун с шестом, безуспешно пытающийся на тренировке побить мировой рекорд, может подойти и снизить планку до своего уровня, после чего успешно перепрыгнуть, но этот жалкий самообман не сделает его чемпионом.

Всякая иная нравственность как свод правил по сути есть то, о чём говорил апостол Иаков: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? » (Иак. 2 :15-16)

Но православная нравственность иная. Потому что в Церкви человеку даётся не только совет: «делай», но и, посредством таинств, силы к тому, чтобы сделать. И даётся абсолютно каждому человеку, который захочет такую силу взять.

Заблуждение второе

Это заблуждение связано с тем, что некоторые люди не понимают суть христианской нравственности и смысл исполнения заповедей. Они думают, что их нужно исполнять потому, что это традиция нашего народа и наших предков, или потому, что исполнение заповедей послужит оздоровлению жизни общества. Или же просто говорят: «это нужно делать, потому что Бог так сказал», не пытаясь понять смысл того, что нам предписано и почему Бог это нам предписал.

Такие ответы не являются удовлетворительными, потому что по существу ничего не объясняют, и не дают ясного представления о том, почему нужно исполнять заповеди.

Тогда как смысл этот есть, и он очень глубокий.

И для тех, кто отвечает Богу «да», исполнение заповедей обретает глубочайший смысл - оно и становится этим ответом и способом соединения с Богом.

Ведь мы, на самом деле, почти ничего не можем принести Богу, почти ничем не можем ответить Ему «да» - мы созданы Им, и всё, что у нас есть, получили от Него - таланты, имущество, семью, и даже само наше бытие, «ибо мы Им живем и движемся и существуем » (Деян. 17 :28).

Единственное, что мы можем дать Богу сами от себя - это добровольное исполнение Его заповедей, совершаемое не из-за страха и не ради корысти, а по любви к Нему. Сам Господь свидетельствует об этом: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди » (Ин. 14 :15).

Так что каждый раз, когда мы добровольно и сознательно соблюдаем заповедь Божию, даже самую маленькую, мы тем самым свидетельствуем о нашей любви к Богу; мы отвечаем Ему «да».

Исполнение заповедей - это всегда только то, что происходит между человеком и Богом. Если человек не крадёт или не убивает из-за того, что боится попасть в тюрьму, он не может сказать, что исполняет Божии заповеди «не убивай» и «не укради», ибо то, «что делается по страху человеческому - не угодно Богу» . Заповедь дана Богом и исполнение заповеди есть то, что добровольно и непринуждённо делается человеком ради Бога.

Исполнение заповедей - не вынужденное удовлетворение какой-то внешней необходимости, а проистекающее из внутреннего волевого решения дело любви к Богу. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем » (1Ин. 4 :16), «если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей » (Ин. 15 :10).

Когда сын старается не шуметь, чтобы не разбудить уставшего после работы отца, или когда отец в голодное время отдаёт свой ужин сыну, или когда юноша покупает цветы, чтобы подарить их любимой девушке, - они делают так не потому, что их к этому понуждает общественная необходимость, или долг следования традиции предков, или даже какой-нибудь свод воспринятых ими правил, а просто по любви.

И поступая так, они совершенно свободны, поскольку действуют не по принуждению; все такие поступки суть вольные проявления любви.

Так и тот, кто соединяется с Богом в любви, становится подлинно свободным, творить заповеди для него так же естественно, как дышать воздухом.

Именно непониманием этого во многом объясняется расхожий стереотип неверующих и нецерковных людей, гласящий, что будто бы «жить по заповедям - это жить несвободно, а жить во грехах - это свобода».

Тогда как на самом деле всё наоборот.

В этом способен убедиться всякий, заглянув в себя. Как может зло приносить свободу, если после него так тяжело на душе? Как может ложь приносить свободу, если она не успокаивает сердце, которое жаждет истины?

Сказано: «познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин. 8:32). «Я есть Истина» - свидетельствует Господь Иисус Христос (см. Ин. 14 :6). Познание Христа и соединение с Ним в любви даёт подлинную «свободу славы детей Божиих » (Рим. 8 :21). Как говорит апостол Павел, «все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною » (1Кор. 6 :12).

А тот, кем что-то обладает, и кто не в силах отказаться от того, что ему неполезно, разве может быть назван свободным? Сколько людей испортили себе жизнь из-за того, что не могли отказаться от нездоровой пищи, хотя знали, что она не полезна для них, пытались отказаться, но проиграли в битве с чревоугодием.

Разве это свобода?

Нет, это настоящее рабство! Именно так, потому что «всякий, делающий грех, есть раб греха » (Ин. 8 :34), «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб » (2Пет. 2 :19).

В одной старой шутке рассказывается, как алкоголик, подходя к винному магазину, подумал: «вот, жена говорит, что я совсем спился, не могу даже пройти мимо винного магазина, чтобы не зайти туда. Это не так!» Идёт мимо входа, затем ещё несколько метров, и говорит: «ну вот, я доказал, что запросто могу пройти мимо. Значит, никакой зависимости у меня нет. Это стоит отметить» - и возвращается в магазин, чтобы купить бутылку.

В этом - вся «свобода» грешников.

Конечно, у опустившегося алкоголика тоже есть своя «свобода» - к примеру, при выборе, купить ли одеколон «Гвоздика» или одеколон «Русский лес», - но никто из находящихся в здравом уме не поставит на один уровень такую «свободу» с подлинной свободой от алкогольной зависимости.

Так и «свобода» выбора между разными видами греха ни идёт ни в какое сравнение со свободой от греха.

И каждый, на самом деле чувствует это, и понимает, что подлинная свобода лучше. Это, например, видно по тому, что часто даже нецерковные и неверующие люди с большим уважением относятся к известным им православным подвижникам, старцам. Их восхищает и притягивает святость, достигаемая только жизнью со Христом и во Христе. Их души обоняют аромат свободы, любви и благой вечности, источаемый душами тех, кто добровольным исполнением заповедей отвечает Богу «да».

Заблуждение третье

У многих людей, к сожалению, представление о христианской нравственности и средствах к её достижению сводится исключительно к списку отрицаний - не делай того и того; нельзя то и это.

Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из неё всё, поименованное в списке, и задаётся вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?

Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.

В действительности же скучна и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех, как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Неудивительно, что грешник, мысленно представивший собственную жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнётся тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую она и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху, как «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи » (1 Пет. 2 :22). Приходят на память слова преподобного Исаака Сирина, - он сравнивал грешника с псом, который лижет пилу, и, пьянея от вкуса собственной крови, не может остановиться .

Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее - «уклонись от зла и сотвори благо » (1 Пет. 3 :11). Иногда в разговорах о нравственности акцент ставится на первой, «отрицательной» части этой заповеди, тогда как вторая, раскрывающая положительную перспективу новой полноты жизни, не менее важна.

Некоторые думают, что это предписание имеет хронологическую последовательность, то есть, сначала нужно уклониться от зла, а уже потом приступать к творению добра, но на самом деле это вещи взаимосвязанные - творение добра помогает уклоняться от зла, и уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро.

Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.

Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящего благо, становится уже не до греха. Не потому, что он каждую минуту сидит и трясётся: «ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому, что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нём остаётся для греха.

Конечно, и христианин, серьёзно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник, может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов), «величайшая разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу» .

Конечно, и живущий на помойке бомж - грязен, и человек, вышедший из своего дома в новом костюме, но споткнувшийся и упавший в лужу, - тоже грязен, но всем понятно, что разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным - обычное состояние и образ жизни, а для другого - досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.

Если человек сделал выбор быть с Богом и начал свидетельствовать об этом выборе своими делами и своей жизнью, его уже ничто не сможет сбить или поколебать, как обещал Сам Господь: «всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое » (Мф. 7 :24-27).

Таково великое значение исполнения заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и даже признание Христа Господом, не спасают, как Он Сам сказал - «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного » (Мф. 7 :21)

Воля же Отца Небесного не сокрыта от нас, она выражена в данных Им заповедях. Если мы творим их, то «ни смерть, ни жизнь…, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем » (Рим. 8 :38-39).

Необходимо ещё подчеркнуть, что сами заповеди, данные Богом, не случайны и не произвольны. Хотя заповеди даны в определённое время, они открывают путь к добродетелям, которые вечны. Именно потому их исполнение позволяет стать человеку святым, что эти заповеди указывают на вечные свойства Божии.

Например, если человек соблюдает заповедь «не прелюбодействуй » (Исх. 20 :14), сохраняя верность супруге, то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог верен » (Рим. 3:4), если человек соблюдает заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего » (Исх. 20 :16), то он тем самым уподобляется Богу, ибо «Бог истинен » (Ин. 3 :33), и так всякая заповедь восходит к тому или иному свойству святого Бога.

Поэтому чем более человек укрепляется в их добровольном исполнении, тем более становится святым, и соединяется с Богом.

Поэтому на вопрос, почему именно такие заповеди дал людям Бог, существует единственный ответ - потому что именно таков Он Сам, и эти заповеди даны для тех, кто желает уподобиться Богу и через то стать «богом по благодати».

Итак, христианская нравственность и жизнь по заповедям - это истина, любовь, свобода, чистота и святость. Кто может понять это, тому легче сделать главный выбор своей жизни - быть с Богом или против Бога.

Цит. по: Добротолюбие. М., 1895. Т. I. С. 188.

Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников. М., 2001. С. 513.

Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. Приложение к магистерской диссертации: «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении» доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981. С. 2003.

Преподобного Исаака Сирина слова подвижнические [слово 85]. М., 2002. С. 627.

Свт. Игнатий (Брянчанинов). Отношение христианина к страстям / Аскетические опыты, I.

По Божиим или по человеческим? И насколько законы человеческие соответствуют совокупности всех законов, установленных Богом? Первый ответ, который напрашивается у православного человека, - это: ох, беда, беда… катится мир в пропасть, не по Божиему Закону живут люди… Эмоциональная подоплека таких суждений понятна и вполне объяснима, но когда начинаешь вдумываться глубже - с изумлением видишь, что всё это не совсем так. Не совсем - это значит, что высказанное верно, но только отчасти. А полнота истины означает вот что: мир жил, живет и будет жить не иначе, как по законам, установленным Богом, и это относится как к жизни материальной, со всеми ее нюансами, так и к жизни душевной и духовной. То есть мы можем, конечно, в силу дарованной нам свободы пренебрегать этими законами, но последствия такого пренебрежения обязательно будут соответствовать во всей полноте… Закону Божиему. То есть «тягаться» с Богом так же бессмысленно, как с воздухом, которым мы дышим. Можно попробовать, но себе же дороже выйдет. Так что жить по выдуманным человеческим законам никак не удастся, если эти законы противоречат Закону Божиему. Ну невозможно это в принципе. Вот и всё.

И эту простую истину очень даже важно учитывать перед тем, когда нам предстоит выбор: поступать по «закону человеческому», если он явно противоречит , или поступить в согласии с последним, даже если такое поведение несообразно с «общепринятой нормой», кажется кому-то абсурдным и странным. Поступая сознательно по Заповеди Божией, человек иногда что-то теряет с точки зрения сиюминутной выгоды, видимого успеха и соответствия общепринятым нормам житейской «правильности». Такой человек может стать объектом насмешек тайных или явных, превратных суждений, его могут называть за глаза странным, глупым, чудаковатым… Но в конечном итоге этот человек, положившийся в своем поведении на Бога, - всегда окажется прав. Эта правота становится очевидной иногда раньше, иногда позже, но она становится очевидной обязательно - и это свидетельствует еще раз о том, что мир всё-таки в конечном итоге живет по Закону Божиему, как бы он ни пытался иногда себя этому Закону противопоставлять.

Больше того - такое противопоставление, а наипаче сознательное, горделивое, заслуживает, как ни странно, сочувствия. Такое противопоставление изначально обречено на крах и посрамление, очевидность которого опять же может наступить раньше или позже, но наступит обязательно. Потому что над всеми человеческими законами стоят, если можно так сказать, два Божественных Закона: закон возмездия и закон воздаяния. Конечно, названия эти условны, но за ними действительная Божия правда. Стремящимся жить и поступать по ней она обещает воздаяние, а попирающим ее и не желающим каяться - возмездие. И с этими законами спорить никому не под силу, а правильнее сказать - само желание «тягаться» с этими законами означает уже опасную степень безумия. Единственная возможность избежать возмездия за попрание Божиих Заповедей - это покаяние, то есть сознательный отказ от противостояния Богу, примирение с Ним. Тогда все беды, которые должны были обрушиться на голову «человека противления», по милости Божией «обнуляются», и человеку предоставляется возможность начать жить действительно иной, новой жизнью. Жизнью в согласии с Богом. Но если человек «упирается», горделиво не хочет признавать власти Божией и Его силы, то Господь дает ему постепенно вкушать плоды этого противления. Обычно их называют «наказанием Божиим», и это так, если только слово «наказание» понимать не как проявление жестокой властности, а как урок, «наказ», позволяющий человеку вкусить плоды своего безумия сначала в малой степени, а потом, если не вразумится, - в большей, вплоть до трагических событий, которые часто и сокрушают человека, приводя его к покаянию, возвращению к Богу. Но если мы внимательно посмотрим на жизнь такого человека, мы увидим ясно множество предварительных, «предупреждающих звоночков» от Бога - от самых тихих до последних и оглушительных «набатных» звонов, за которыми следует уже катастрофа. И если каждый из нас будет внимателен к своей жизни, если он будет со всей глубиной и серьезностью прислушиваться к таким «звоночкам», сличая свою жизнь с Божией правдой и исправляя ее с сознательным покаянием, то можно с уверенностью сказать, что человеку удастся избежать многих несчастий и бед в жизни своей и своих близких.

Но, может быть, есть такие, кому нравятся личные несчастья и беды, кому нравится мучиться и страдать? Не думаю. Проблема лишь в том, что человек думает избежать бед, продолжая жить греховной и своенравной жизнью. И вот эта вера в безнаказанность греха и есть самая большая и горькая ошибка большинства «противников закона Божиего». И именно обреченность, ущербность этой веры вызывает сочувствие к таким людям, к их будущему - которое сопряжено с напастями и бедами, а если человек не смирится, не примирится с Богом - то и со смертью души, с , как это ни страшно звучит.

Будем помнить о том, что мы не ошибемся, если в той или иной ситуации выберем поступок или слово или суждение, соответствующие Закону Божиему. Не ошибемся и не обманемся, даже если в сам момент принятия решения покажется нам, что мы поступаем совершенно дико и несообразно и… невозможно даже… совершенно в противоречии со сложившимися условиями и правилами… Только бы для поступка нашего или сло ва, для нашего решения было твердое основание в Законе Божием. И чтобы мы понимали тот или иной закон, тот или иной призыв Господа правильно.

Потому что есть еще и другая опасность - так называемая «ревность не по разуму», когда человеку кажется, что он поступает по правде Божией, а на деле он видит не всю полноту этой правды, а только часть ее и поступает не по духу, а по букве, которая, как известно, не животворит, а мертвит.

Так как же нам приобрести благословенную рассудительность, как нам в этой сложной жизни действительно руководствоваться Законом Божиим и жить в согласии с ним? Для этого существует то, что можно назвать «образом жизни христианским», и то, о чем просто нужно трубить в наше время, когда почти все верят в Бога, когда большинство - крещено, но вот «образ жизни христианский» почти совершенно утрачен. И речь идет не о какой-то исключительной, аскетической и подвижнической жизни, а о простых и первостепенных правилах, о норме жизни христианской, без которой человек не может понимать Божии Законы правильно и поступать в согласии с ними. Не может, потому что для этого нужно быть причастником Духа Христова, иметь те же чувствования, какие имеет в Себе Иисус Христос, а для этого нужно жить церковной жизнью. Вот слово, о которое многие препинаются, которое многих даже злит и сердит, потому что им кажется, что можно и без церковной жизни оставаться добропорядочным человеком и даже - христианином. Так вот: никакого христианства вне Церкви нет. И не может быть… Мы часто вспоминаем слова апостола Павла о том, что Церковь есть столп и утверждение Истины… что Церковь есть тело Христово, а вот дальше там есть удивительные слова, которые упоминаются почему-то редко, между тем как они говорят о многом. А далее говорится о том, что Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 23). Потрясающие слова! То есть в Церкви - и именно в Церкви - обитает вся полнота истины. И если человек пренебрегает Церковью, ее жизнью, то этот человек, что бы он ни мечтал о себе, на самом деле ищет не истину, а ложь, не полноту, а ущербность, не Христа, а антихриста. Это жестокие слова, но спорить с ними так же бессмысленно, как бессмысленно спорить с Богом и противиться Его .

Другое дело, что эта полнота истины, а прямо сказать - Сам Христос, Который составляет полноту Церкви, - не видны и не понятны бывают сразу… Впрочем, бывает и иначе, бывает так, что Господь, напротив, открывает Себя человеку в Церкви, но потом как бы отступает, скрывается за суетой бытия, и церковная жизнь предстает человеку в обычном, житейском свете со всеми его дрязгами, несовершенством и страстями… Но всё это происходит только потому, что сами мы не способны увидеть Христа и Его Церковь в истинном свете, сами мы пребываем в той суете и омраченности, которые мешают видеть что либо еще, кроме плотского, душевного измерения жизни. И хорошо еще, если Господь привел человека в Церковь, открыл Себя ему в неизреченной радости богообщения. А бывает и так, что человек приходит в храм и с самого начала ничего «особенного» там не видит. Не видит и уходит из Церкви. И вот тут возникает вопрос: неужели Бог лицеприятен? Почему Он одним открывает Себя, и даже если «отступает» потом, то человек всё равно, памятуя об этой светлой встрече, ищет Бога снова и снова в Его Церкви, ищет настойчиво, пока не обрящет вновь и… снова потеряет… Но эти «утраты» с каждым разом всё более будут осознаваться уже не как то, что Бог «прячется» от нас, а как то, что Он, напротив, снисходит к нам, открывает Себя, зовя за Собой, с тем чтобы мы стремились к Нему сознательно и твердо, преодолевая все трудности и противности мирской суеты и восходя «от силы в силу».

Но, кажется, Господь и приоткрывает Себя не каким-то избранным людям, а тем, кто этого пусть неосознанно до конца, но искренне ищет в глубине души, как истину… как свет… как смысл бытия.

И, напротив, если человек «ничего не чувствует» в Церкви, возможно, это свидетельствует о том, что сердце его не ищет истину, а ищет что-то другое, свое, удобное и согласное с собственным, созревшим и сложившимся представлением об истине, то есть человек ищет, может быть, только подтверждения своим догадкам, пожеланиям… ищет угождения своему лжеверию, как это ни прискорбно звучит. И если он уходит из храма, то будьте покойны - он либо возлюбит, взыщет истину всем сердцем и вернется в храм, отвергнув себя, либо найдет возможность угодить себе, своему зловерию - где угодно, в любой самой безумной секте… или в «личной вере», скроенной по его собственному шаблону и удобной прежде всего и только для него самого. Но к истине это не будет иметь никакого отношения, потому что истина - это Сам Христос, Наполняющий всё во всём, в Своей Церкви. И это еще один из тех важнейших Законов, о которых мы говорим сегодня и «препираться» с которыми не только бессмысленно, но и невозможно. Потому что Бог победил мир! Уже. И нам только остается сделать выбор: стать участником и причастником этой победы или потерпеть сокрушительное поражение.

Из Facebook-статуса Татьяны Лазаревой : «Сходила на запись в программу «Москвы 24» к человечку по имени Евгений Додолев. Говорили о юморе в КВН, импровизации в ОСП, про кошек и почти ничего про фонд Созидание и «Это Мой Ребенок» на Диснее, темах, ради которых я туда и пошла. Давно не встречалась с таким непрофессионализмом. Ведущий честно сказал, что просто читает мне вопросы, которые ему пишут в ФБ. Один из вопросов был о том, почему я такая хамоватая… На канале Москва 24, да и на Доверии тоже, оказывается, нельзя произносить слово Дисней».

Вот собственно эфир . Что видно:

1) Про канал «Дисней»:я артикулировал, что, как ведущий, не могу обсуждать другие ТВ-каналы (для тех, кто в профессии, это очевидно), но она (как гость) - может. И она таки смогла. О, да! Прямо начала с того, что достаточно открыто пиарила свой собственный проект.

2) А в конце столь же бесстыже, якобы говоря о своем фонде, пропиариала и марку дорогих платьев Vera Wang, на презентации которой звезды собрали… 400 тыс. рублей. Замечу, что обычный гонорар самой Лазаревой - 650 тыс. (когда вместе с мужем, Михаилом Шацем - 990 тыс. за выступление). Но с другой то стороны, кто только не пиариться сейчас на детях, от Водяновой до Куценко : Бог им судья. Я считаю, что детям надо помогать так , как Иван Ткаченко , увы, покойный.

3) По поводу «хамоватой». Этот эпитет озвучила... сама Татьяна. Я лишь зачитал вопрос из ФБ: «почему бывает такой… резкой».

То есть Лазарева попросту ЛГУНЬЯ. Причем бесстыжая, явно не опасается, что кто-то осудит - из ее окружения - за ложь. Неудивительно, ведь у себя в ЖЖ она объясняет: «затесавшихся в друзья троллей и псов буду банить нещадно, осиновым колом», так что там расчищена площадка для подобострастных комментов.

Насчет последних: в ФБ Татьяны ее поклонницы возмущались «непрофессионализмом» «человечка Евгения Додолева» - как так, зачитывать вопросы из ФБ. Видимо, высший профессионализм в этой среде - зачитывание вопросов из вопросника МарселяПруста (второй курс журфака, блин). Мда.

Мне вот в личку писали: не надо трогать Лазареву, разворошишь гнездо осиное. Однако, я даже будучи школьником, легко послал эту комсомольскую шалупонь по адекватному адресу, отказавшись вступать в славный ВЛКСМ (что в 70-х было чревато неприятностями, меньшей из которой был отказ приемной комиссии МГУ в приеме документов), неужели не излете срока своего буду под этих же комсомольцев прогибаться? Бояться стаи? Да смешно. Просто смешно.

А с Лазаревой - нет. Не смешно.

Я во многих вещах не разбираюсь. В людях, как убеждался. Тоже. Не разбираюсь. Но злобноватость, прикрытую улыбками - снимать умею. И я знаю, что в целом добрых людей - больше, чем недобрых. Однако, не уверен, что в среде «мастеров культуры» расклад такой же.

эсквайр-то жив еще? Ну хорошо. А то ощущение такое, что писать сегодня не о чем. Только телки, путешествия и автомобили.

время сейчас такое — апатия полная. Сидишь и ждешь. Ничего от тебя не зависит, ничего ты не можешь сделать.

я рано захотела стать взрослой и самостоятельной. Уже в 16 я попыталась поступить в институт, но мне досталось на экзаменах сочинение по «Поднятой целине», а я ее не читала, и меня не приняли.

я малообразованный человек, честно. Если бы у меня было образование, была бы дирижером эстрадно-духового оркестра.

1990-е прошли для меня незамеченными. Я не помню ни «Лебединого озера», ни ГКЧП. Когда ты молод, у тебя и увлечения, и любовь, и тебе нет дела до того, что происходит вокруг. Я жила тогда так, как сейчас живет в России основная масса людей: в мире, где нет никаких проблем. Это возрастная история, совершенно нормальная.

убили детское телевидение вот главная катастрофа. Помните «Зов джунглей» (передача, выходившая в 1993—2002 годах. — Esquire)? С тех пор как ее закрыли, выросло целое поколение, которое не знает, что по телевизору бывают детские передачи.

дети у меня не геймеры, пронесло. Я боюсь детей, которые за час игры на компьютере отдадут все.

я не заставляла детей ходить на митинги или что-то читать. Степану, которому сейчас 18, долго все это было неинтересно. А недавно он посмотрел прямую линию Путина, очень удивился. Говорит: «Это же ужасно! Там ему мужик рассказывает, что у него машина и что он платит налоги, а дорог в области нормальных нет. А Путин: зачем вам машина, если у вас дорог нет?» Степу это ужасно возмутило, и это гораздо важнее, чем если бы я ему объясняла, какая у нас власть и как люди живут.

я устала повторять слово «власть».

почему мы вышли на болотную? Просто захотели сказать: «Ребята, вы не забывайте, мы тоже живем в этой стране. Вы на нас не обращаете внимания, а у нас нет другого выхода, кроме как выйти на площадь, помахать руками и пошуршать бумажками».

я ужасно свободолюбивая, и на этом меня легко поймать. Когда меня начинают в чем-то ограничивать, я сразу выхожу из себя.

в споре я слабый человек. Никогда не буду навязывать и доказывать свою точку зрения. Но буду ее придерживаться.

то, что украина — совсем другая страна, я поняла, когда появился Майдан. Но я не уверена, что у нас бы Майдан прокатил. Когда мы с Лигой избирателей поехали по Сибири, эйфория сразу слетела. Резко не стало уверенности в том, что сейчас за тобой все пойдут и скажут: «Нам нужна справедливость, другая страна». Ничего этого там нет. Наоборот, все говорят: «Перестаньте, не мутите воду. Оставьте все как есть».

у тебя всегда должно быть право выслушать как минимум два мнения.

сегодня на телевидении меня практически нет, и мы с мужем (Михаил Шац. — Esquire) ведем свадьбы. Свадьбы, обряды, похороны… Это раньше наша «О.С.П.-студия» так расшифровывалась. В шутку, конечно. Меня иногда спрашивают, что такое «О.С.П.-студия», а мы уже и сами забыли. Помню, что на двери было написано «Отдел спецпроектов».

тщеславие и звездность должны заканчиваться на работе. Когда я выхожу на съемочную площадку, я позволяю над собой шутить и смеяться, но как только я выхожу с площадки и иду в магазин покупать туалетную бумагу, я становлюсь ранимой, и мне не нужно внимание. Я обычный человек, который пришел в магазин купить туалетной бумаги.

женщинам сложно в юмористическом жанре. Они не любят, когда над ними смеются. Они созданы, чтобы ими восхищались.

я живу без конфессии, без страха смерти, без страха попасть в ад и без желания попасть в рай. Моя мотивация — успеть сделать что-то хорошее. А для этого совершенно не нужно быть ни знаменитым, ни верующим, ни праведником, ни сумасшедшим.

«госпожа президент»? Ну нет, пока в русском языке не появится подходящее слово, президент-женщина и не появится.

мироздание всегда мне подкладывает какие-то деревяшки, когда я увязаю в окружающем болоте.

все сбывается, о чем сильно мечтаешь.

После школы Татьяна Лазарева решила не продолжать образование, а пошла работать машинисткой в газету «Университетская жизнь». Но в ВУЗ поступить всё же попробовала - уехала в Москву и подала документы сразу в несколько театральных вузов. Однако её не приняли ни в один из них, и Татьяна Лазарева вернулась в Новосибирск.

Не пройдя по конкурсу и в музыкальное училище Новосибирска по классу вокала, Татьяна Лазарева по стопам родителей поступила в Новосибирский педагогический институт на французско-немецкое отделение факультета иностранных языков. Не закончила – через два года, поняла, что сцена ей ближе, чем педагогика. Но родители, желая, чтобы их дочь получила высшее образование, уговорили Татьяну продолжить обучение.

Лазарева успешно училась в Кемеровском институте культуры на заочном обучении на эстрадном отделении до пятого курса. Окончить и этот институт не получилось — именно там происходит её знакомство с игрой КВН, которая стала большой любовью и изменила жизнь.

В 1991 году Татьяна вошла в состав команды КВН Новосибирского государственного университета , она дважды чемпион высшей лиги (1991, 1993). Вот тут-то её и узнала, как говорят, вся страна. Сочетание внешности актрисы, блестящего чувства юмора, причём тонкого, женского, и отличного красивого голоса, сделали Татьяну любимицей игроков и зрителей на несколько лет.

До 1994 года она выступала с женской командой НГУ «В джазе только девушки» . Была дважды названа «Мисс КВН», входила в сборную команду КВН СНГ, была солисткой группы «Иван-Кайф» в 1993 году.

Татьяна надолго запомнились любителям телеигры, и именно благодаря этой игре талант Татьяны Лазаревой, её артистичность, были замечены, и она была приглашена в Москву.

Телевизионная карьера

Сегодня большинство людей, услышав имя Татьяна Лазарева, скажут: «Это та, что все время шутит в телевизоре!».

В 1994 году вместе со своими коллегами по КВН Т. Лазарева получила приглашение работать на телевидении в юмористической передаче «Раз в неделю» на телеканале «ТВ-6 Москва». Приняв предложение, Татьяна переехала в Москву. Ей было 28 лет. В 1995 году она вела программу «Титры и спецэффекты» на канале РТР.

В 1996 году Лазарева стала ведущей юмористической программы «Назло рекордам» на «ТВ-6 Москва». В том же 1996 году компания из бывших кавээнщиков Василия Антонова, Сергея Белоголовцева, Павла Кабанова, Андрея Бочарова, Михаила Шаца, Татьяны Лазаревой и Александра Толоконникова придумывает ставшую телехитом программу «О.С.П.-Студия» . Шоу выходило в эфир с декабря 1996 года по 2001 год. Параллельно до 1998 года Татьяна вела кулинарную программу «Пальчики оближешь» .

В 1998 году на телевидении начал выходить очередной успешный проект оспшников – сериал об обычной российской семье Звездуновых «33 квадратных метра» . В этом шоу Татьяна сыграла мать беспокойного семейства – Танюську Звездунову.

Программа «О.С.П.-Студия» получила ТЭФИ-2003 в номинации «Лучшая развлекательная программа», академики почти единогласно проголосовали, но путь к этому был длиною в семь лет.

С 2004 года вместе с мужем Михаилом Шацем и Александром Пушным Татьяна ведёт «юмористические бои» в рейтинговой программе «Хорошие шутки» . Это собственный проект, который они создали. Передача представляет собой юмористическое противостояние двух команд, состоящих из известных людей. Шоу основано на импровизации, музыкальных заданиях и различных соревнованиях на сообразительность и ловкость, облачённых в юмористическую форму.

За программу «Хорошие шутки» Татьяна Лазарева и Михаил Шац получили премию ТЭФИ в номинации «Ведущий развлекательной программы» в 2006г. В жизни этой программы были взлёты и падения: в 2007 году появилась программа «Больше Хороших Шуток» (СТС). Передача представляла собой видоизменённое шоу «Хорошие шутки» с новыми декорациями, конкурсами, и выходящей в эфир в другое время. В 2010 году передача снималась в формате праздничных спецвыпусков, потом руководством канала было принято решение о полном прекращении съёмок. Но в 2012 году программа снова вернулась в эфир.

В 2009 году весной и летом на СТС была ежедневная информационно-юмористическая программа «Песня Дня» .

В 2009 году Татьяна попробовала себя вне формата юмористической программы и вне СТС, став соведущей в проекте «Две звезды» на Первом канале.

«…я пришла на передачу «Две звезды» с мыслью о какой-то такой избранности канала, где все ходят в золотых черевичках и появляются на работе вовремя. Нет, бардак такой же. Но самое главное, что меня совершенно не устроило, — это отношение на Первом к людям. …когда в четыре часа утра тебя там держат, а у тебя кроме этого ещё достаточно много обязанностей: и основная работа, и спектакли, и семья, — ты должен воспринимать это просто как подарок судьбы. И не требовать за это денег, потому что тебе уже оказали большую честь, показав по Первому каналу… Не знаю, платили остальным ведущим или нет, мне платили. Но после первых же съёмок выяснилось, что мои шутки совершенно не подходят для Первого канала, мне было велено поубавить свой пыл. На Первом канале мне не понравилось».

Считается, что у Т. Лазаевой конфликт с Первым каналом, впрочем, главным поводом для ссоры между Лазаревой и Первым каналом могло стать вовсе не шоу “Две звезды”, а участие Татьяны в программе “Минута славы”. Точнее, откровенность, с которой Таня описала в своём Интернет-дневнике всё происходящее. Личное мнение телезвезды о шоу “Минута славы” (и вправду совершенно идиотском) очень быстро стало достоянием общественности.

В ноябре 2010 на СТС начала выходить передача «Случайные Связи» . Проект этот придуман был Михаилом Шацем с товарищами. Шоу представляет собой ответы знаменитостей на шутливые вопросы зрителей. СТС давал возможность любому телезрителю поговорить со звёздами об интересующих его вещах. Этот проект живёт неровно – выходит нерегулярно.

С Июня 2011 года начала выходить передача «Моя Семья Против Всех» . Это такая викторина, которую вела Татьяна с Михаилом Шацем, про нашу страну, принимает участие любая семья, а ей задают свои каверзные вопросы семьи из других городов. При этом каждый вопрос оценивается в определённую сумму, которую и забирает себе та семья, которая дала правильный ответ.

С апреля 2011 года выходила - правда недолго - русская версия музыкально-развлекательного шоу «Спой!» (СТС). Татьяна Лазарева была ведущей этого проекта, каждую программу она открывала заглавным хитом в собственном исполнении. «Это мой ребёнок» - телевикторина, где четыре семейные пары (с детьми от пяти до семи лет) соревнуются между собой за главный приз – путёвку на курорт.

Главной программой Татьяны Лазаревой в качестве телеведущей на СТС стала «Детский день с Татьяной Лазаревой» , которая выходит с мая 2010 года. Развлекательная передача для детей и их родителей помогает родителям лучше узнать привычки и увлечения своего драгоценного чада.

С осени 2011 года Татьяна ведёт передачу «Субботник» на канале «Россия-1», приходит в гости к разным известным людям. Она показывает, как живут звёзды и кумиры вне сцены и съёмочной площадки.

«Мне это в новинку, потому что я никогда не брала интервью. И честно говоря, у меня это и не получается. Потому что в результате мы просто сидим и болтаем. Нам так хорошо, что заканчивать не хочется… Мне это любопытно. Вообще, все проекты, которые интересны ведущему, автоматически интересны зрителю».

Программа «Субботник» идёт в эфире канала «Россия-1» уже седьмой год. Все знаменитости выступают исключительно в семейных ролях – заботливые родители, любящие дети, внимательные братья и сёстры, а может, и трогательные бабушки и дедушки.

Кино, театр, музыка и литература

Телевидение — главное занятие Татьяны Лазаревой на протяжении более 15 лет, но это совсем не всё об этой женщине.

Татьяна Лазарева имеет немалый киноопыт. Она снялась в украинском фильме «Цветение одуванчика» (1992), драме Гарика Сукачёва «Кризис среднего возраста» (1997) и в главной роли в трагикомедии Ивана Дыховичного «Европа – Азия» (2009). Татьяна об этом фильме:

«И фильм хороший, и сценарий замечательный. У меня главная роль, хотя ничего особенного я не играла - была самой собой.»

В 2004-2006 годах играла учительницу в популярном сериале «Моя прекрасная няня». В 2009 году Татьяна озвучила анимационный фильм – голливудский мультфильм «Осторожно, возможны осадки в виде фрикаделек».

В Театре Татьяна сыграла главные роли в постановках театра Драм-Антре в спектаклях режиссёра Оксаны Горюновой «Game Over» и «Партия».

В 2008 году Татьяна приняла участие в проекте «Танцы со звездами» , выступала с Александром Литвиненко. Предложение петь в «Двух звёздах» Татьяну совсем не заинтересовало:

«То, что я могу петь, я и так знаю. Что победить мне не дадут — тоже»). А вот танцевать Татьяне очень хотелось. «Это было абсолютно для души. Впервые в жизни пошла к руководству канала и чуть ли не ультиматум предъявила: Отпустите или уйду! «Танцы» пропустить просто не могла, и была абсолютно счастлива!».

В 2011 году Татьяна записала диск с песнями: «Хорошие песни». Она поёт с «Хоронько Оркестром» малоизвестные советские песни. Сначала записывала «… не известно зачем, просто захотелось». Потом Татьянин сольный альбом вышел — её муж сделал ей подарок на День рождения. Диск продавался, вместе с журналом «Огонёк» №28 за 18 июля 2011 г. В том же номере журнала Огонёк была рецензия Андрея Макаревича .

«Она божественно поёт… Поёт она по-настоящему. А умение петь, между прочим,- это редкий и мистический дар. Некоторые думают, что уметь петь - это попадать в ритм и чисто брать ноты. Так думают певцы. Ну, отчасти они правы, это тоже важно, и у Лазаревой, кстати, с этим тоже всё в порядке. А только секрет умения петь не в этом. А знаете, в чем? Это когда тебе спели песню, а ты вдруг заплакал. Сидел за столом, веселился, ни о чём плохом не думал, а тут раз - и заплакал… То, что мы с вами сегодня держим в руках, с кондачка не делается. Это уж я вам как музыкант говорю. Таня мне рассказала, что записала песни, которые пели её родители. Многого из того, что она записала, нет нигде, даже в Интернете».




Top