Богомолов момент истины в августе сорок четвертого. Жизнь, отдельная от славы

Владимир Осипович Богомолов родился 3 июля 1926 года в деревне Кирилловне Московской области. Он – участник Великой Отечественной войны, был ранен, награжден орденами и медалями. Воевал в Белоруссии, Польше, Германии, Маньчжурии.

Первое произведение Богомолова – повесть «Иван» (1957), трагическая история о мальчике-разведчике, погибшем от рук фашистских захватчиков. Повесть содержит принципиально новый взгляд на войну, свободный от идеологических схем, от литературных нормативов того времени. Не пропадает с годами читательский и издательский интерес к этому произведению, оно переведено более чем на 40 языков. На его основе режиссер А. А. Тарковский создал фильм «Иваново детство» (1962).

В повести «Зося» (1963) с большой психологической достоверностью рассказано о первой юношеской любви русского офицера к польской девушке. Чувство, пережитое в годы войны, не забылось. В финале повести ее герой признается: «И по сей день меня не покидает ощущение, что я и в самом деле что-то тогда проспал, что в моей жизни и впрямь – по какой-то случайности – не состоялось что-то очень важное, большое и неповторимое…»

Есть в творчестве Богомолова и короткие рассказы о войне: «Первая любовь» (1958), «Кладбище под Белостоком» (1963), «Сердца моего боль» (1963).

В 1963 году написано несколько рассказов на другие темы: «Второй сорт», «Кругом люди», «Сосед по палате», «Участковый», «Сосед по квартире».

В 1973 году Богомолов закончил работу над романом «Момент истины (В августе сорок четвертого…)». В романе о военных контрразведчиках автор приоткрыл читателям область воинской деятельности, с которой сам был хорошо знаком. Это история о том, как оперативно-розыскная группа контрразведки обезвредила группу фашистских агентов-парашютистов. Показывается работа командных структур вплоть до Ставки. В ткань сюжета вплетены военно-служебные документы, несущие большую познавательную и экспрессивную нагрузку. Этот роман, как и написанные ранее повести «Иван» и «Зося», относится к числу лучших произведений нашей литературы о Великой Отечественной войне. Роман переведен более чем на 30 языков.

В 1993 году Богомолов написал повесть «В кригере». Ее действие происходит на Дальнем Востоке, в первую послевоенную осень. Разместившиеся в «кригере» (вагон для перевозки тяжелораненых) военные кадровики раздают вернувшимся с фронта офицерам назначения в отдаленные гарнизоны.

Последние годы жизни Богомолов работал над публицистической книгой «Срам имут и живые, и мертвые, и Россия…», в которой рассматривались издания, как говорил сам писатель, «очерняющие Отечественную войну и десятки миллионов ее живых и мертвых участников».

Владимир Осипович Богомолов ушел из жизни в 2003 году.

Момент истины

(В августе сорок четвертого…)

1. Алехин, Таманцев, Блинов

Их было трое, тех, кто официально, в документах, именовались «оперативно-розыскной группой» Управления контрразведки фронта. В их распоряжении была машина, потрепанная, видавшая виды полуторка «ГАЗ-АА» и шофер, сержант Хижняк.

Измученные шестью сутками интенсивных, но безуспешных поисков, они уже затемно вернулись в Управление, уверенные, что хоть завтрашний день смогут отоспаться и отдохнуть. Однако как только старший группы, капитан Алехин, доложил о прибытии, им было приказано немедленно отправиться в район Шиловичей и продолжать розыск. Часа два спустя, заправив машину бензином и получив во время ужина энергичный инструктаж специально вызванного офицера-минера, они выехали.

К рассвету позади осталось более ста пятидесяти километров. Солнце еще не всходило, но уже светало, когда Хижняк, остановив полуторку, ступил на подножку и, перегнувшись через борт, растолкал Алехина.

Капитан – среднего роста, худощавый, с выцветшими, белесоватыми бровями на загорелом малоподвижном лице – откинул шинель и, поеживаясь, приподнялся в кузове. Машина стояла на обочине шоссе. Было очень тихо, свежо и росисто. Впереди, примерно в полутора километрах, маленькими темными пирамидками виднелись хаты какого-то села.

– Шиловичи, – сообщил Хижняк. Подняв боковой щиток капота, он склонился к мотору. – Подъехать ближе?

– Нет, – сказал Алехин, осматриваясь. – Хорош.

Слева протекал ручей с отлогими сухими берегами. Справа от глоссе, за широкой полосой жнивья и кустарниковой порослью, тянулся лес. Тот самый лес, откуда каких-нибудь одиннадцать часов назад велась радиопередача. Алехин в бинокль с полминуты рассматривал его, затем стал будить спавших в кузове офицеров.

Один из них, Андрей Блинов, светлоголовый, лет девятнадцати лейтенант, с румяными от сна щеками, сразу проснувшись, сел на сене, потер глаза и, ничего не понимая, уставился на Алехина.

Добудиться другого – старшего лейтенанта Таманцева – было не так легко. Он спал, с головой завернувшись в плащ-палатку, и, когда его стали будить, натянул ее туго, в полусне дважды лягнул ногой воздух и перевалился на другой бок.

Наконец он проснулся совсем и, поняв, что спать ему больше не дадут, отбросил плащ-палатку, сел и, угрюмо оглядываясь темно-серыми, из-под густых сросшихся бровей глазами, спросил, ни к кому, собственно, не обращаясь:

– Где мы?…

– Идем, – позвал его Алехин, спускаясь к ручью, где уже умывались Блинов и Хижняк. – Освежись.

Таманцев взглянул на ручей, сплюнул далеко в сторону и вдруг, почти не притронувшись к краю борта, стремительно подбросив свое тело, выпрыгнул из машины.

Он был, как и Блинов, высокого роста, однако шире в плечах, ýже в бедрах, мускулистей и жилистей. Потягиваясь и хмуро поглядывая вокруг, он сошел к ручью и, скинув гимнастерку, начал умываться.

Вода была холодна и прозрачна, как в роднике.

– Болотом пахнет, – сказал, однако, Таманцев. – Заметьте, во всех реках вода отдает болотом. Даже в Днепре.

– Ты, понятно, меньше, чем на море, не согласен! – вытирая лицо, усмехнулся Алехин.

– Именно!.. Вам этого не понять… – с сожалением посмотрев на капитана, вздохнул Таманцев и, быстро оборачиваясь, начальственным баском, но весело вскричал: – Хижняк, завтрака не вижу!

– Не шуми. Завтрака не будет, – сказал Алехин. – Возьмете сухим пайком.

– Веселенькая жизнь!.. Ни поспать, ни пожрать…

– Давайте в кузов! – перебил его Алехин и, оборачиваясь к Хижняку, предложил: – А ты пока погуляй…

Офицеры забрались в кузов. Алехин закурил, затем, вынув из планшетки, разложил на фанерном чемодане новенькую крупномасштабную карту и, примерясь, сделал повыше Шиловичей точку карандашом.

– Мы находимся здесь.

Историческое место! – фыркнул Таманцев.

– Помолчи! – строго сказал Алехин, и лицо его стало официальным. – Слушайте приказ!.. Видите лес?… Вот он. – Алехин показал на карте. – Вчера в восемнадцать ноль-пять отсюда выходил в эфир коротковолновый передатчик.

– Это что, все тот же? – не совсем уверенно спросил Блинов.

– А текст? – тотчас осведомился Таманцев.

– Предположительно передача велась вот из этого квадрата, – будто не слыша его вопроса, продолжал Алехин. – Будем…

– А что думает Эн Фэ? – мгновенно справился Таманцев.

Это был его обычный вопрос. Он почти всегда интересовался: «А что сказал Эн Фэ?… Что думает Эн Фэ?… А с Эн Фэ вы это прокачали?…»

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

"Сибирская Академия Государственной Службы"

Юридический факультет

кафедра гуманитарных основ государственной службы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: “Культурология"

На тему: Роман Владимира Богомолова

"Момент истины (В августе сорок четвёртого)"

Выполнила

Проверил

Новосибирск 2009

Введение

Творчество

Издание романа. Сюжет

История создания романа

Издания романа

Стилистика текста

Планы, композиция, основные мысли

Проблематика произведения и его идейная нравственность. Жанровое своеобразие

Центральные персонажи (система образов)

Анализ эпизодов и основные сюжетные линии произведения

Характеристика художественного образа-персонажа

Место произведения в творчестве писателя

Заключение

Литература

Введение

Роман принес Богомолову огромную популярность; неоднократно переиздавался, вызывая неизменный читательский интерес. Он посвящен работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет дает возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. Во время работы над романом Богомолов изучил огромное количество фактического материала. Он стремился быть предельно точным во всем, начиная с изображения "мелочей" в профессиональной деятельности контрразведчиков и заканчивая раскрытием характеров. Увлекательность в романе сочетается с реалистичностью (ключевая фраза: "момент истины" - является термином, взятым из словаря сыщиков, она способна выразить как существо романа, так и главное в работе самого писателя: стремление к правде). Роман имеет оригинальную композицию. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания "достоверной" художественной действительности.

Действие романа Владимира Богомолова разворачивается в августе 44-го на территории Южной Литвы и Западной Белоруссии в момент подготовки Ставкой Верховного Главнокомандования Мемельской наступательной операции, которая оказывается под угрозой из-за действия малочисленной группы агентов-парашютистов. В результате чего разворачиваются активные действия советских контрразведчиков по выявлению и устранению в собственном тылу столь опасного противника.

"Контрразведка - это не загадочные красотки, рестораны, джаз и всезнающие фраера, как показывают в фильмах и романах. Военная контрразведка - это тяжелая работа... четвертый год, по пятнадцать - восемнадцать часов каждые сутки - от передовой и на всем протяжении оперативных тылов..." Старший лейтенант Таманцев по прозвищу "Скорохват" о службе контрразведчика Очень интересно наблюдать за работой контрразведки середины прошлого века сегодня, когда многие из нас знают о работе спецслужб по фильмам о Джейсоне Борне или "Враг государства", где по ключевой фразе в телефонном разговоре можно найти человека в любой точке планеты. В то время не было суперкомпьютеров, камер видеонаблюдения, глобальных баз данных отпечатков пальцев и ДНК. Вместо всего этого есть кропотливая работа людей, которые по крупицам ищут информацию, сопоставляют ее и на основе этого делают определенные выводы. В книге много интересных типажей, каждый со своей судьбой, характером, опытом и поведением. Здесь нет положительных или отрицательных персонажей, здесь есть люди, со своими эмоциями и переживаниями. Повествование идет с разных углов, от разных действующих лиц, а вставки с оперативными документами являются "клеем", которые соединяют все в целостную картину и придают особый характер повествованию.

"Москва шутить не станет... - мрачно сказал Таманцев. - Каждому поставят по клизме! На полведра скипидара с патефоновыми иголками, - уточнил он." Таманцев о личных перспективах в случае провала операции Сам Владимир Богомолов - человек с интересной и сложной судьбой, воспитывался у бабушки с дедушкой, прошел войну от рядового до командира взвода, которая оставила глубокий след.

"Отправиться в армию меня подбили двое приятелей, оба были старше меня, они и надоумили прибавить себе два года, что сделать при записи добровольцем было просто. Спустя три месяца, в первом же бою, когда залегшую на мерзлом поле роту накрыло залпом немецких минометов, я пожалел об этой инициативе. Оглушенный разрывами, я приподнял голову и увидел слева и чуть впереди бойца, которому осколком пропороло брюшину; лежа на боку, он безуспешно пытался поместить в живот вывалившиеся на землю кишки. Я стал взглядом искать командира и обнаружил впереди - по сапогам - лежавшего ничком взводного - у него была снесена затылочная часть черепа. Всего же во взводе одним залпом из 30 человек убило 11." В "Моменте истины" также присутствуют отголоски войны, здесь есть и раздутые трупы, и обглоданные стервятниками головы, и полный боли взгляд Алехина на двухлетнего мальчугана, потерявшего ручонку. Но поскольку действия происходят в тылу, то ужасов войны не много и за психику читателя можно быть спокойным.

"Качание маятника - это не только движение, оно толкуется шире... Его следует определить как "наиболее рациональные действия и поведение во время скоротечных огневых контактов при силовом задержании". Оно включает в себя и мгновенное выхватывание оружия, и умение с первых же секунд задействовать фактор отвлечения, фактор нервозности, а если возможно, и подсветку, и моментальную, безошибочную реакцию на любые действия противника, и упреждающее стремительное передвижение под выстрелами, и непрестанные обманные движения ("финт-игра"), и снайперскую меткость попадания в конечности при стрельбе по-македонски ("отключение конечностей"), и непрерывный психологический прессинг до завершения силового задержания. "Качанием маятника" достигается захват живьем сильного, хорошо вооруженного и оказывающего активное сопротивление противника"

Биография Владимира Осиповича Богомолова

Владимир Осипович Богомолов (03.07.1926 - 30.12.2003) - русский советский писатель. Родился в крестьянской семье в деревне Кирилловка Московской области.

В 1941 году окончил семь классов средней школы. В начале Великой Отечественной войны добровольцем пошел на фронт. Был воспитанником полка (его черты можно узнать в герое его первой повести "Иван"). В 1941 году получил первое офицерское звание. Был ранен, награжден орденами и медалями. Прошел путь от рядового до командира взвода разведки, - в конце войны исполнял должность командира роты, был офицером разведки полка. Богомолову пришлось пройти немало фронтовых дорог - Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию. Служил в армии до 1952 года. Владимир Богомолов - писатель подчеркнуто одинокого склада. Принципиально не вступал в творческие союзы: ни писателей, ни кинематографистов. Редко давал интервью. Отказывался от любых выступлений. Снимал свое имя в титрах кинофильмов, прекрасно сделанных по его произведениям, даже из-за небольших разногласий с кинорежиссерами.

Ненавидит пустой вымысел, и потому предельно точен в психологических портретах героев, и в деталях военного быта. Потому, очевидно, и пишет очень медленно. По мотивам повести Иван кинорежиссером Андреем Тарковским был поставлен известный фильм Иваново детство (1962), удостоенный высшей премии Венецианского кинофестиваля Золотой лев. Роман Момент истины (В августе сорок четвертого. .) и повесть Иван выдержали более сотни изданий и, согласно данным библиографов, лидируют по количеству переизданий среди многих тысяч других современных литературных произведений, опубликованных соответственно в последние 25 и 40 лет. Умер 30 декабря 2003 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Творчество

Литературная биография Богомолова началась в 1958, когда была напечатана первая повесть "Иван", опубликованная в 1958 году в журнале "Знамя". Она принесла автору признание и успех. Андрей Тарковский по повести снял знаменитый фильм "Иваново детство". Трагическая и правдивая история мальчика-разведчика, погибающего от рук немцев с полным сознанием исполненного профессионального долга, сразу же вошла в классику советской прозы о войне. Вторая повесть Богомолова - "Зоcя" появилась в 1963. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. Ее сюжет построен на контрастах. В ней сталкиваются две стороны жизни - любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Одновременно с повестью вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: "Кладбище под Белостоком", "Второй сорт", "Кругом люди", "Сосед по палате", "Сердца моего боль". В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но емкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, "притчевость", особое отношение к литературной детали.

Самое большое и знаменитое произведение Богомолова - роман "В августе сорок четвертого…" (второе название - "Момент истины"), законченный в 1973 году. Один из классических русских военных романов. Возможно, основные стилистические приёмы остросюжетного романа "В августе сорок четвёртого" повторены в НФ-повести "Волны гасят ветер" (1985-86) братьев Стругацких. Действие повести "В кригере " происходит осенью 1945-го на Дальнем Востоке В повести виден новый взгляд на послевоенную реальность Затем - традиционное для Владимира Богомолова многолетнее молчание, и лишь в 1993 году вышла новая повесть "В кригере" о первой послевоенной осени на Дальнем Востоке, о сложной и драматической для людей перестройке армии на мирный лад.

Литература о войне всегда представляет особый интерес, важно помнить о подвигах предков, ценить мирное небо над головой. А если книга основана на реальных фактах, то оторваться от нее очень сложно. Таким является роман «Момент истины» Владимира Богомолова, который отчасти похож на документальную сводку. Здесь все по-военному четко и сухо, без лишних отступлений. Однако, несмотря на такой стиль изложения, автору хорошо удается передать характеры и образы не только главных героев, но и второстепенных.

Книга описывает деятельность советских контрразведчиков в период Великой Отечественной войны. Они должны были проводить сложную интеллектуальную работу, постоянно быть начеку. Никому нельзя доверять, ведь любой может оказаться диверсантом, вражеским шпионом. Даже плачущая женщина, которая потеряла своего сына, даже твой самый близкий коллега. Это огромное моральное напряжение и большая ответственность. Приходится применять различные манипуляции, чтобы вывести шпиона на чистую воду, начиная от косвенных вопросов и заканчивая раскачкой психики. Приходится притворяться, подстраиваться, сохраняя внутреннее спокойствие и анализируя обстановку. И один неверный шаг, одно неверное решение может стать причиной гибели многих людей.

Писатель создал невероятно реалистичную атмосферу, он написал своего рода исторический детектив, создал таких героев, которые запомнятся надолго. Хорошо переданы честность и верность делу, преданность и патриотизм главных героев. Роман заставляет переосмыслить многие вещи, испытать разные чувства, в том числе жалость и восхищение, сожаление и любовь к своей Родине.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Момент истины" Богомолов Владимир Осипович бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

* Часть первая. ГРУППА КАПИТАНА АЛЕХИНА *

1. АЛЕХИН, ТАМАНЦЕВ, БЛИНОВ

Их было трое, тех, кто официально, в документах именовались
"оперативно-розыскной группой" Управления контрразведки фронта. В их
распоряжении была машина, потрепанная, видавшая виды полуторка "ГАЗ-АА" и
шофер-сержант Хижняк.
Измученные шестью сутками интенсивных, но безуспешных поисков, они уже
затемно вернулись в Управление, уверенные, что хоть завтрашний день смогут
отоспаться и отдохнуть. Однако как только старший группы, капитан Алехин,
доложил о прибытии, им было приказано немедленно отправиться в район
Шиловичей и продолжать розыск. Часа два спустя, заправив машину бензином и
получив во время ужина энергичный инструктаж специально вызванного
офицера-минера, они выехали.
К рассвету позади осталось более ста пятидесяти километров. Солнце еще
не всходило, но уже светало, когда Хижняк, остановив полуторку, ступил на
подножку и, перегнувшись через борт, растолкал Алехина.
Капитан -- среднего роста, худощавый, с выцветшими, белесоватыми
бровями на загорелом малоподвижном лице -- откинул шинель и, поеживаясь,
приподнялся в кузове. Машина стояла на обочине шоссе. Было очень тихо, свежо
и росисто. Впереди, примерно в полутора километрах, маленькими темными
пирамидками виднелись хаты какого-то села.
-- Шиловичи, -- сообщил Хижняк. Подняв боковой щиток капота, он
склонился к мотору. -- Подъехать ближе?
-- Нет, -- сказал Алехин, осматриваясь. -- Хорош. Слева протекал ручей
с отлогими сухими берегами.
Справа от шоссе за широкой полосой жнивья и кустарниковой порослью
тянулся лес. Тот самый лес, откуда каких-нибудь одиннадцать часов назад
велась радиопередача. Алехин в бинокль с полминуты рассматривал его, затем
стал будить спавших в кузове офицеров.
Один из них, Андрей Блинов, светлоголовый, лет девятнадцати лейтенант,
с румяными от сна щеками, сразу проснувшись, сел на сене, потер глаза и,
ничего не понимая, уставился на Алехина.
Добудиться другого -- старшего лейтенанта Таманцева -- было не так
легко. Он спал, с головой завернувшись в плащ-палатку, и, когда его стали
будить, натянул ее туго, в полусне дважды лягнул ногой воздух и перевалился
на другой бок.
Наконец он проснулся совсем и, поняв, что спать ему больше не дадут,
отбросил плащ-палатку, сел и, угрюмо оглядываясь темно-серыми, из-под густых
сросшихся бровей глазами, спросил, ни к кому, собственно, не обращаясь:
-- Где мы?..
-- Идем, -- позвал его Алехин, спускаясь к ручью, где уже умывались
Блинов и Хижняк. -- Освежись.
Таманцев взглянул на ручей, сплюнул далеко в сторону и вдруг, почти не
притронувшись к краю борта, стремительно подбросив свое тело, выпрыгнул из
машины.

ЧАСТЬ 1-Я. ЖИЗНЬ, ОТДЕЛЬНАЯ ОТ СЛАВЫ

В прихожей крохотной квартирки на Малой Грузинской улице, которая находится рядом с Белорусским вокзалом, раздался длинный, требовательный звонок. Так могут звонить или сильно раздраженные соседи, которых залили водой, или люди из отдела «куда надо». Помните по книгам и фильмам «…Сообщу, куда надо!»
- Кто там? – громко спросила подошедшая к двери женщина.
- Писатель Владимир Богомолов дома? – начальственный баритон сразу развеял все предположения, что это были соседи.
- Да… Дома.
- Открывайте! Я полковник комитета государственной безопасности с важным поручением!
Щелкнул замок на неказистой двери, впустил внутрь прихожей, сразу переходящей в пятиметровую кухоньку, громадного, сажень в плечах, старшего офицера. В руке он держал хорошо знакомую женщине книгу.
Полковник КГБ с недоумением озирался по сторонам, потом хмыкнул, и, увидев стоящего в проеме двери комнаты черноволосого мужчину, который был одет в спортивный костюм, шагнул в его сторону.
- Владимир Осипович! Я к вам с личным поручением от Юрия Владимировича Андропова!
- Слушаю вас… - тихо ответил мужчина.
- Подпишите ему, пожалуйста, ваш знаменитый роман «В августе сорок четвертого»! Очень уж нравится Юрию Владимировичу эта вещь! Вот!
И полковник протянул писателю его книгу.
Но Владимир Богомолов не шелохнулся. Не меняя позы, он так же тихо ответил:
- Нет…
У полковника КГБ от удивления раскрылся рот. Отвалилась челюсть, как пишут классики. Он сначала побледнел, потом побагровел, нервным движением снял фуражку, вытер пятерней вспотевшие волосы, надел фуражку, посмотрел на книгу, потом на писателя, как будто сверяя портрет с оригиналом. В течение всех этих манипуляций полковник беззвучно шевелил ртом, как выброшенная на берег рыба.
- Как? Нет? – качнувшись вперед, словно пьяный, раздельно, с паузой секунды в три, произнес эти слова полковник. – Вы осознаете, кому отказываете в автографе?
- Осознаю. Но не хочу ничего писать ему на своей книге… - спокойно ответил Богомолов, всем видом давая понять, что разговор окончен. Жена писателя стояла рядом, лицо ее было встревожено и взволновано. Она умоляющим взглядом посмотрела на мужа, давая понять: «Не дури!»
- Почему вы не хотите подписать свою книгу! – загремел баритоном полковник. – Как я доложу об этом руководству?
- Просто не желаю. Так и доложите! – жестко объявил Богомолов, повернулся, и ушел в свою комнату.
Потом, когда полковник загремел своими ботинками по лестнице старого дома, ответил на упрекающий взгляд жены:
- Эти кагэбешники всю кровь выпили с моим романом! А я еще должен что-то им подписывать! Пошли они…
Так известнейший писатель, автор знаменитого «В августе сорок четвертого», обошелся не только с желанием Юрия Андропова. Он отказал в своем автографе и министру обороны СССР маршалу Гречко.

Признаться, я был очень удивлен этими фактами, когда заинтересовался биографией писателя Владимира Богомолова. Помню, как очень давно, в конце семидесятых прошлого века, прочел эту замечательную вещь: «Момент истины или в августе сорок четвертого». Такой заголовок был в том издании, что принес почтальон в наш дом. Мягкая роман-газета, обложка зеленоватого цвета. И фотография автора в военной форме.

Роман я буквально «проглотил». Сразу, за два или три дня, сейчас не помню. Потом много раз возвращался к нему, перечитывал вновь и вновь, смаковал детали, и в итоге, чуть ли не наизусть уже знал концовку повествования; особенно мне нравился момент задержания группы немецких агентов, когда старший лейтенант Таманцев «качал маятник», то есть уклонялся в стиле боксера от выстрелов отравленными пулями, любая ошибка, любая царапина могла стать для него смертельной. Я думал тогда: неужели были такие чудо-бойцы в нашей контрразведке, неужели вот так можно чувствовать момент выстрела противника, чтобы мгновенно уйти от пули? И стрелять «по-македонски» в ответ, в движении, с двух рук одновременно. Уверен, что миллионы читателей тоже испытывали такие чувства при прочтении концовки знаменитой книги.

Роман «Момент истины или в августе 44-го» буквально поднял на огромную высоту писательской популярности Владимира Богомолова, я думаю, что очень неожиданно для него самого. И эта популярность сыграла свою роковую роль в его жизни. Ведь когда он начинал с повести «Иван» (1957 г.), то вряд ли думал, что впоследствии станет таким известным на всю страну, (да что страну – весь мир! Роман издан на трех десятках языков тиражом несколько миллионов) классиком военного романа 20-го века. И вполне возможно, что многие странности, которые замечали люди в поведении Владимира Богомолова, имели свои причины. Например, он был недоволен эпизодами снимавшегося фильма по его «Моменту истины» в 1975-м, картина режиссера Жалакявичуса так и не вышла на экраны. А потом потребовал удалить свое имя из титров выходящей в 2000 году на «Беларусьфильме» картины режиссера Пташука . Где главные роли играли Евгений Миронов, Владислав Галкин.

Богомолов так и не вступил в Союз писателей, хотя его часто и настойчиво приглашали туда, отказался получить орден Трудового Красного Знамени, не приехал за этим в Кремль, а когда орден хотели привезти ему на дом, заявил, что не откроет дверь. Странно, не правда ли? Почему он так себя вел? Он как бы хотел спрятаться от всех, укрыться в своем мире, изолировать себя, прежде всего от государства, от этих разных чиновников – из КГБ, ЦК, собратьев по писательскому цеху. Такое впечатление, что слава, обрушившаяся в его жизнь, как будто была опасной для него, и он сторонился ее, отскакивал в сторону, словно боясь, что она его придавит, расплющит, сотрет в порошок. Возникает мысль, что в жизни писателя было что-то не так, были в биографии какие-то моменты, о которых никому не положено знать, поэтому Богомолов вел образ жизни затворника, как бы отдельно от своей славы, своей известности.
Но об этом чуть позже.
А сначала вкратце о содержании романа. Для тех, кто еще не читал его, но, надеюсь, обязательно прочтет.

Впервые роман был опубликован в № 10, 11, 12 журнала «Новый мир» за 1974 г. Позже роман был многократно переиздан.
Роман был переведён на три десятка языков, выдержал более ста изданий, тираж превысил несколько миллионов экземпляров.

Персонажи
капитан Алёхин Павел Васильевич - старший оперативно-розыскной группы Управления контрразведки 3-го Белорусского фронта.
старший лейтенант Таманцев Евгений - оперативник-розыскник военной контрразведки в группе Алёхина.
гвардии лейтенант Блинов Андрей Степанович - стажёр, направленный в группу Алёхина после ранения на фронте.
подполковник Поляков Николай Федорович - начальник розыскного отдела Управления контрразведки 3-го Белорусского фронта.
генерал-лейтенант Егоров Алексей Николаевич - начальник Управления контрразведки 3-го Белорусского фронта.

Сюжет
Действие романа происходит в августе 1944 года на недавно освобождённой территории Белоруссии. В прифронтовой полосе двух советских фронтов - 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского, действует квалифицированная группа немецких агентов, которая наружным наблюдением и резидентурой добывает для немецкого командования ценную разведывательную информацию. Поиском этих агентов занимается одна из оперативно-розыскных групп Управления контрразведки СМЕРШ 3-го Белорусского фронта под руководством капитана Алёхина. Почти двухнедельный розыск ощутимых результатов не дал.
Ставка Верховного Главнокомандования (ВГК) в режиме чрезвычайной секретности планирует на этом театре военных действий масштабную военную операцию - планируется окружение 700-тысячной немецкой группировки (см. Мемельская операция). Однако тексты перехваченных и дешифрованных радиограмм немецких агентов не оставляют сомнений - любые перемещения советских войск и техники становятся известным абверу. Ставке становится ясно - имея в тылу двух фронтов такую группу немецких агентов, невозможно подготовить неожиданный для немцев удар.
Сталин лично предлагает Главному управлению контрразведки СМЕРШ, а также наркоматам внутренних дел и государственной безопасности любыми средствами прекратить утечку стратегически важной информации. Однако специфика розыскной деятельности контрразведки, такова, что полномасштабные войсковые операции с привлечением тысяч людей зачастую не дают нужного результата. Контразведчики настаивают, что со дня на день группа агентов будет взята и необходимо работать проверенными контрразведкой методами. Наркомы внутренних дел и государственной безопасности настаивают, - необходима войсковая операция с прочёсыванием огромного лесного массива. Контрразведчики категорически против, - ведь такая операция может ничего не дать и спугнуть агентов, в то время, как есть веские основания полагать, что советской контрразведке известен район в котором спрятана рация и предположительное время, когда немецкие агенты произведут выемку рации для очередного сеанса радиосвязи.
Розыскное дело «Неман» берётся на контроль Ставкой ВГК, фактически - лично Сталиным. В предполагаемый район нахождения группы «Неман» стягиваются силы Войск НКВД по охране тыла фронта, пограничники, сапёры, оперативники СМЕРШ с других фронтов. Готовится крупная войсковая операция. Чтобы найти агентов или их тайник с рацией, войсками будет прочёсан огромный Шиловический лесной массив. Начальник Алёхина подполковник Поляков понимает, - в ходе войсковых операций агенты обычно погибают, обрывая ниточки, ведущие к шпионской сети, сведениями которой они пользуются. Однако на все просьбы контрразведчиков дать им ещё немного времени, Москва отвечает отказом. Категорическое условие Москвы - любым способом в течение суток пресечь утечку информации. Единственная надежда Полякова и Алёхина - взять агентов до начала войсковой операции, причём непременно живыми, получить от них сведения и обезвредить всю резидентуру.
Вокруг огромного лесного массива, где предположительно находится тайник с рацией разыскиваемой группы, замыкается кольцо окружения. После этого начнётся прочёсывание местности. Внутри этого кольца, в засадах располагаются девять групп контрразведчиков, которые в случае возможного появления разыскиваемых должны проверить их засадой с подстраховкой, после чего задержать и допросить, добившись «момента истины». Группа капитана Алёхина размещается в самом перспективном месте - ведь для фронтовой контрразведки важно, чтобы разыскиваемых взяла именно эта группа, - тогда возможно никого не станут наказывать. Подполковник Поляков оказывается прав, по направлению к засаде движутся трое неизвестных в форме советских офицеров. Однако Алёхин получает по радио приказ - немедленно покинуть лес, начинается войсковая операция. Алёхин принимает решение - остаться и проверить неизвестных.
Во время проверки, проверяемые напали, ранили капитана Алёхина, а прикомандированного представителя комендатуры убили. Группе Алёхина всё-таки удалось задержать немецких агентов, захватить рацию и добиться «момента истины» от радиста группы.
Историческая достоверность
В основу романа положены реальные события, отражённые в официальных документах того времени.

И, повторюсь, все-таки фильм сняли. Незадолго до смерти Богомолова. Спустя 26 лет после выхода романа в свет. Мне лично эта картина понравилась.
Не откажу себе в удовольствии привести здесь три видео ролика, где запечатлен самый конец фильма, самый волнующий момент. На мой взгляд, все актеры играют здесь великолепно. Но особо хочу отметить Евгения Миронова (капитан Алехин), Владислава Галкина (Таманцев), Александра Балуева (Мищенко) и Александра Ефимова (радист Сергей из группы агентов).

И все же хочу отметить, что фильм Пташука не дотягивает до уровня романа.
Богомолов говорил в своем последнем интервью, что «…Из картины ушел мыслительный процесс, ушла психология героев. Роман превратили в боевичок с физическими действиями персонажей. Пропал масштаб происходящего. Возникло много бессмыслицы. И все это случилось вследствие недомыслия и допущения непродуманных импровизаций. Вместе с тем более 90 процентов моих замечаний было режиссером учтено и реализовано. Но весьма своеобразно. Без пересъемок, потому что не позволил бы Семаго (продюсер фильма, поставивший задачу на проекте подзаработать денег. Просто вырезались ножницами эпизоды…
Я говорю им о проваленных эпизодах. Мне отвечают: «Владимир Осипович, замечания ваши правильны и точны. Как вы знаете, мы их реализуем. Что же касается пересъемок, на них денег нет. Единственное, на что мы можем пойти - перемонтаж и переозвучание проваленных эпизодов». Я решил снять имя и название романа. Но все равно там присобачили «по мотивам одноименного романа».

Но надо понять и авторов фильма. В книге для кино слишком много внутренних диалогов героев. Особенно капитана Алехина. Если бы их стали озвучивать в полном формате, то зритель наверняка бы заскучал. Тем более, если приводить все сводки официальных документов, которые в свое время в большом количестве скопировал автор романа, имеющий так называемый «нулевой допуск к секретным сведениям», когда он служил в контрразведке.

В главном, заключительном эпизоде Богомолов хорош как автор, отобразивший огромное напряжение всех сил, всех умственных способностей капитана Алехина, командира группы СМЕРШ, во время проверки документов. Многие предложения заканчиваются многоточиями… Алехин решает в голове сразу несколько нелегких задач: мучительно вспоминает ориентировки на главных разыскиваемых преступников, которые могли быть агентами абвера, тщательно проверяет документы подозреваемых, играет роль простачка из комендатуры, прикидывает, как могут развернуться события в ближайшую минуту, понимает, что он очень рискует своей жизнью…
Но что очень хорошо для романа, не всегда подходит к кино, где зрители ценят мгновенную смену ситуаций, быстрое течение сюжета, а не длительные размышления героев.

А вот короткие видео, в которых Евгений Миронов рассказывает о своей работе над ролью капитана Алехина, упоминает Владимира Богомолова.
Богомолов говорил, что перед съемками к нему приехал этот известный актер и привез целых 76 вопросов, которые возникли у него, когда он читал роман «В августе 44-го». Они проговорили несколько часов, и именно после этого Богомолов дал свое окончательное согласие на экранизацию его произведения.

Толчком к написанию «В августе 44-го», по словам Богомолова стало прочтение книги по истории разведки, которая была выпущена издательством «Прогресс». В ней говорилось, что самая сильная разведка в годы Второй мировой была у англичан, а самая сильная контрразведка - у русских. Поэтому заинтересовался, стал собирать материалы, искать документы, много читать.

Как в КГБ не хотели романа «В августе 44-го».

Свою ставшую впоследствии знаменитой книгу Богомолов закончил в 1973 году. Тогда было совсем другое время – каждое произведение любого автора проходило обязательную цензуру. А тут содержание романа – о советских контрразведчиках в годы второй мировой войны, о СМЕРШе (расшифровывается как смерть шпионам). Поэтому рукопись направили в КГБ, в специальный отдел. Там ее сначала исчиркали красными карандашами (вот тут не так! И тут надо исправить! А вот это, о совещании генералов в сарае – вовсе удалить! Не могли наши генералы совещаться в сарае, к тому же там для одного из них якобы не хватило стула! Ложь и клевета на советскую действительность!)
И так далее и тому подобное.
Дошло до того, что драгоценную рукопись один из генералов КГБ увез к себе на дачу и запер там в сейф. Богомолов пришел в ярость, стал грозить заявлением в суд, потом через знакомых вышел на одного деятеля в ЦК КПСС по фамилии Кравченко, что на Старой площади, тот помог ему. И рукопись отдали.
«Ни единой запятой не уступлю!» - этому девизу писатель следовал всю жизнь. С первой повести «Иван», которую он отдал в два журнала «Юность» и «Знамя». Первым откликнулось «Знамя», редакторы там хотели тоже покромсать текст, но Богомолов не уступил не единой буквы, ни запятой. Иначе бы повесть сразу опубликовала «Юность».
Когда в журнале стали набирать его роман «Момент истины», то тоже думали, что смогут уговорить автора убрать из текста эпизод с генералами в сарае. Но нет, снова категорический отказ Богомолова: «Или печатайте, как я написал, или вообще оставьте это дело!»
Считаю, что это правильно. В разных редакциях сидят люди, даже близко не представлявшие реалии войны, но считающие своим долгом поправить писателя-фронтовика.
Вот как писал Владимир Богомолов о своих хождениях по мукам и общении с работниками ведомства Андропова:
«Я четырнадцать с половиной месяцев ходил по этим жутким конторам - Главпур, пресс-бюро КГБ, в военную цензуру, как на работу. Потом, спустя много времени, стал собирать все, что касалось прохождения романа и экранизации его "по инстанциям". Резолюции, заключения... Они не были секретными, мне присылали их ксерокопии из архива ФСБ, не все, конечно. Но однажды я получил прелюбопытный документ: письмо генерального директора Мосфильма Николая Трофимовича Сизова на имя председателя КГБ Андропова с просьбой обеспечить высококвалифицированное консультирование картины "В августе сорок четвертого". И вот читаю его резолюцию, адресованную генералу Пирожкову, под которым ходило пресс-бюро КГБ: "Тов. Пирожкову В.П. Нужен ли такой фильм?" Поверить во все это, особенно сегодня, когда вышло более ста изданий "Момента истины" на 37 языках, трудно. Но это так. Более того, позвонил мне как-то Кравченко, и, зная, что я собираюсь писать мемуары, собираю резолюции на рукопись романа, дословно процитировал свой разговор с Андроповым. Это звучало так: "Автор обожает розыскников, и не нравиться они не могут. Они профессиональны, достоверны и несравненно привлекательнее Верховного Главнокомандующего и его окружения. В результате возникает противопоставление младших офицеров старшим. Роман получил признание. А вот надо ли тиражировать это противопоставление средствами самого массового вида искусства - я не уверен. Я вам не говорю "нет". Я вам высказываю свои соображения". Что его еще смущало: "Если Сталина все так боялись, как показано в романе, то как он мог руководить войсками и выиграть войну. Начальство - перепуганное, задерганное и малокомпетентное. Оно готово наделать глупостей... Более того, разные виды разведки показаны в соперничестве. У нас в годы войны была полная согласованность действий". Короче, с таким мнением шефа КГБ "Мосфильм", разумеется, консультантов не получил. А картина в запуске. Надо снимать. Тогда Сизов пишет еще два письма на имя Андропова. Очень жаль, что все эти хлопоты ушли в пустоту.»

Ничего ни у кого не проси. Сами придут и сами всё дадут (Булгаков)
Отказ от славы. Как это объясняет сам Владимир Богомолов
(со слов жены писателя Раисы Глушко)

В 1975 году он отправил письмо заместителю заведующего отдела культуры ЦК КПСС Альберту Беляеву и в Союз писателей: "В связи с намерением издательства "Молодая гвардия" и журнала "Новый мир" выдвинуть роман ("В августе сорок четвертого...") на Государственную премию, прошу вашего содействия в освобождении романа от этого выдвижения. Дело в том, что единственное возможное для меня положение - это амплуа рядового автора. Амплуа же известного писателя, в котором я невольно, при всем моем противодействии, оказался в последние полгода, совершенно для меня неприемлемо. Результаты его плачевны: за это время я не написал ни строчки. После долгого и всестороннего обдумывания этой ситуации я пришел к твердому выводу, что единственное возможное для меня решение этой проблемы - возврат в статус-кво, в котором я находился до публикации романа. Возврат в единственное для меня приемлемое амплуа рядового писателя, который живет в тишине, без суеты, оставленный всеми в покое. Мне совершенно ясно, что если я не вернусь в прежнее свое состояние, положение рядового автора, то, как писатель, я просто погибну. В отличие от большинства пишущих, я вполне доволен своим положением в литературе и обществе и не желаю никаких, даже почетных, изменений. Я не раз наблюдал вблизи жизнь трех известных писателей, лауреатов, и отчетливо осознал: вся эта суета, публичность образа жизни и необходимость почти ежедневно перед кем-то лицедействовать, все это для меня органически противопоказано и совершенно неприемлемо"…

Но не всегда Владимир Богомолов следовал этим принципам, жизнь и быт требовали свое. Он поддался на уговоры друзей написать председателю исполкома Моссовета Промыслову о том, что хочет улучшить свои жилищные условия. Друзья знали, что высокому чиновнику очень нравится книга «В августе 44-го». Когда тот узнал, в какой квартирке живет знаменитый писатель, то воскликнул: «И это он такой роман в однокомнатной квартире написал?»
Вопрос был мгновенно решен – Богомолов получил новую, просторную квартиру. Но странности в поведении писателя продолжались. Он никого не пускал в свой кабинет, даже жену Раису. Словно это был алтарь, священное место. Не один раз Богомолов отказывался от гонораров. Однажды из журнала «Юность» ему перечислили крупную сумму, за публикацию романа.
Он отослал ее обратно! Потому что автору не понравилось небольшая правка редакторами его текста. «Никаких денег! Моя любая запятая для меня дороже любых денег!» - он был верен этому девизу.
Союз писателей СССР Богомолов называл «террарием сподвижников». И говорил: «Они что - меня там писать научат? Нет!» Ему отвечали: «У нас там дома отдыха, санатории, поликлиники». Богомолов: «Не надо мне все это, у меня жена – врач! Вступлю, а вы потом заставите подписывать меня разные подметные письма с осуждением Синявского, Солженицына, Сахарова».
Однажды один известный писатель пригласил Богомолова на свой творческий вечер. У автора «В августе 44-го» была еще одна странность – он никогда не носил костюмов. Так и пошел в театр, в спортивных штанах, кедах и куртке. Посидел, посмотрел. Поехали с женой домой. Раиса говорит ему: «Он будет обязательно звонить, узнавать твое мнение о творческом вечере. Ты уж, пожалуйста, помягче с ним». Тут же раздался телефонный звонок.
- Ну как? – с волнением спросил известный писатель Богомолова. – Тебе понравился вечер?
- Понравился! – буркнул в трубку Владимир Осипович. – Только зачем ты вышел на сцену как лакей раскланиваться?!
И еще. Богомолов почему-то очень не любил фотографироваться. Всякий раз, когда на него наводили фотоаппарат, он отворачивался. Даже когда был свидетелем на свадьбе своего друга Юрия Поройкова. Так и вышел на фото: жена свидетельница смотрит в объектив, а Богомолов – повернулся спиной.
У одного его белорусского друга оказалось несколько фото, Богомолов позвонил и сказал: «Разорви!» Дома на обороте фотографий подписывал: «Не для печати».
Непростой характер Владимира Осиповича сказывался и на отношениях с коллегами по писательскому цеху. Он поссорился с Василем Быковым. Тот после многолетней обиды все же написал ему примирительную открытку. Но Богомолов не ответил на нее. Однажды он прочел в «Литературной газете» статью, в которой утверждалось, что все военные авторы «вышли из Батальонов Юрия Бондарева». Бондарев был одним из руководителей союза писателей СССР, поэтому Богомолов принял написанное за лесть и ответил: «Кто это все мы? Я из этих батальонов не выходил!».

Бой за рукопись.

Это был в прямом смысле бой за страницы рукописи, которую нес в дипломате Владимир Богомолов. После своего знаменитого романа он писал и другие вещи, в частности большой рассказ «В кригере» (1986 г.) Но он не получил большого признания у читателей, скорее шокировал их стилем гиперреализма, матерными выражениями, которые были не характерны для творчества писателя. В рассказе повествовалось о тяжелой жизни военных на Чукотке, которых наше «мудрое правительство» перебросила в край метелей и морозов, дабы воспрепятствовать возможному вторжению США на территорию СССР через Аляску.
Вернемся к ужасающему случаю нападения на Богомолова, которое случилось 11 февраля 1993 года. Писатель зашел в свой подъезд, к нему подошел высокий молодой парень. Вот как описывает дальнейшие события сам Богомолов:
…Он спросил измененным голосом, какой номер дома. Я ответил: "Шестой". Недолго думая, тот ударил меня кастетом. Хорошим импортным кастетом - обтянутым кожей под цвет руки. До удара я успел нажать кнопку звонка и зажечь свет. Он нанес мне ударов шесть. Разница-то в возрасте все же немалая - ему 25, а мне 67. Крепкий, крепкий... Не качок, но атлетически сложен. Бил в основном в голову, в лицо. Потом, прямо у него из-под руки второй появился. У него был кастет типа "Петушок" - со стальными шипами, тоже начинает меня молотить. Первый пытается выхватить мой кейс. Но держу цепко - там ведь не деньги, там мой труд. Смотрю - наружная дверь у нас застекленная - там еще двое появились, но в подъезд не вошли, а стоят и наблюдают за Протопоповским переулком - не идет ли кто. Первый ухватился за кейс обеими руками, рвет на себя. Я прижат спиной ко второй входной двери. Изловчился и с силой ударил его ногой в правое бедро. Он отлетел так, что наружная дверь приоткрылась и я услышал, как один из двоих, стоявших на стреме, что-то коротко бросил ему - что именно, не запомнил, такое состояние, что уже не фиксировалось ничего. Главное, что оба нападавших мгновенно исчезли. Да, там такая деталь еще. В подъезде у нас такая каптерка есть, в ней находился сосед, здоровый мужик лет 45. Он со страху умчался на лифте на самый верх. Оба лифта были загнаны наверх. Я вызвал кабину, пока она шла, у меня под ногами лужа крови образовалась, много сосудов было перебито... Я поднялся наверх, позвонил в дверь и говорю: "Рая, только не пугайся..." Снял куртку, мохеровый шарф был насквозь пропитан кровью, тяжелый, грамм 800. Кровь пролилась по спине, даже низ трусов был в крови... Жена вызвала милицию, "скорую"... Врач говорит - придется потерпеть, обезболивающего у меня нет. Терпел, пока он накладывал скобы. Семнадцать швов...
Что было потом... Кто-то из репортеров разузнал о нападении и написал в "Московскую правду". Дело получило огласку. До этого никто ничем не интересовался. Даже в милицейской сводке не было. Публикация называлась так "Одни избили, а другие скрыли". Вот тут я стал объектом страстного внимания органов МВД. Позвонил даже замминистра. Но все это была имитация расследования. Следователь-майор приехал ко мне - фотографии раскладывает, только приехал - тут же звонок, его к телефону, мол, так и так, произошло убийство, надо выезжать, нечего время терять. Потом второй приезжал и точно так же действовали. Они меня за дурака держали. Конечно, никого так и не нашли. Я понимаю так - у нас тут три вокзала рядом. Приезжала шантрапа на гастроли, увидели мужика с кейсом, решили, что в нем деньги. Но самое страшное - нет неотвратимости наказания. Когда за убийство дают семь лет условно - вот что страшно. Куда ехать дальше-то? Куда ехать?

Вот такой случай. В кейсе писателя была рукопись новой вещи, 17 страниц. По словам жены Раисы, Богомолов всегда очень медленно писал свои произведения. Часто – по нескольку строк в день. Он много работал над текстом, улучшал его, убирал ненужные запятые, ставил другие, короче – шлифовал, пестовал с большой любовью, относился к строчкам как к новорожденному ребенку.
Например, так описывает Богомолов свою работу над романом о предателе Власове. Он говорил, что всегда доводит своих героев до МХ.
- Что такое МХ? – резонно спрашивали его.
- До могильного холмика, - отвечал писатель. С дотошностью капитана Алехина из СМЕРШа, писатель копался в военных архивах, отслеживал судьбу прототипов своих героев, реальных людей, - до самой смерти. Подшивал в дело копию архивной справки о месте захоронения. И только тогда писал о них, подробно, с мельчайшими деталями.
… «Я работаю с архивами и подлинными документами. Даже шкафы себе новые заказал под папки с материалами. Архивисты меня знают и без лишней волокиты отзываются на мои запросы. Правда, сегодня не то стало. Исполнительная дисциплина упала. Запрашиваю архив - кем был Власов в Китае. Ответ: "Его должность не могла считаться высокой". Да вы мне назовите ее, а уж я сам определю - высокая она или нет! Сам где-то нашел - "Власов - военный советник 2-го района"... Ох, что же они там творили! И ведь знали в Москве. Советник Власов за 150 долларов купил себе жену-китаянку. На время, для служебного пользования...»

Поэтому так и не отдал Богомолов кейс с 17-ю страницами рукописи молодым подонкам. Он остался верен себе, своим жизненным принципам.

В конце 2003 года здоровье писателя резко ухудшилось. 25 декабря он сообщил, что парализовало два пальца одной руки, они перестали двигаться. Этот случай, увы, был предвестником беды. В ночь на 30 декабря Владимир Осипович Богомолов умер во сне. От инсульта. Именно в таком положении, как спал его герой Иван из одноименной повести: по-детски подложив руку на подушке под щеку.
Знаменитого писателя похоронили на Ваганьковском кладбище. Похороны организовало ФСБ. Все таки он был их человек – автор самой известной книги о контрразведчиках.
Через несколько дней вдова писателя пришла на его могилу. И увидела, что с нее пропал портрет Богомолова. Она горько заплакала, присев рядом с могильным холмиком, который был усыпан венками. Подошедший мужчина, копач могил, утешил Раису:
- Я был бы счастлив, если бы с моей могилы воровали мои портреты…

(Продолжение следует)




Top