Чем покрывают долину туземцы. Туземцы долины омо

Самое труднодоступное место на африканском континенте - долина реки Омо на границе Судана, Эфиопии и Кении. Поэтому сюда не добрались ни колонизаторы, ни местное правительство, ни прогресс. Несколько десятков племен, населяющих долину, живут своей первобытной жизнью, не признавая над собой никакой власти, они не платят налоги и не знают ни одного закона, но подчиняются своим правилам, которые установили тысячи лет назад давние предки и которые будут соблюдать будущие потомки.

Одна среди общих особенностей племен долины реки Омо - неутолимое желание украшать свои тела. Например, жители племени Сурма достигли высшего мастерства в культуре нательного рисунка, а в племени Хамер делают интересные многоуровневые прически. Нательная "живопись" играет важную роль в жизни этих племен, ведь с помощью таких рисунков можно произвести впечатление и на девушку, и на врага, показать свою индивидуальность и уникальность.

В племени Сурма лучшими художниками считаются мужчины, они наносят рисунки на тела женщин. Юношам наносятся определенные узоры для привлечения молодых девушек, устрашающие рисунки используются для запугивания соперников во время драк на палках - донга. Часто узор имитирует окраску шкуры диких животных или каких-либо пейзажей. Интересно, что среди всех племен долины, только Сурма и Мурси устраивают сражение на палках донга. Это действие несет ритуальный характер, с помощью которого юноши посвящаются в мужчины.

Самыми большими модниками по праву считаются члены общины Хамера. Они много времени уделяют украшениям, деталям, раскраске тела, но главный элемент, конечно, - прическа. Целый час тратится на создание шедевра. В ход идет много мелочи - страусиные перья, глина, охра, палочки, металлические предметы, кусочки ткани, фрагменты костей и прочее. В итоге получается большая трехуровневая скульптура, к которой относятся как к чему-то дорогому и ценному. Что бы не помять прическу во время сна, голову кладут на специальную подставочку, если не хамер не попадет под дождь, то прическа продержится до 4 месяцев.

Еще одна особенность этих племен - шраммирование тела и лица. Шрамы наносятся и мужчинам и женщинам, но значения у них совсем разные. Мужские шрамы символизируют мужество и игнорирование боли, так же означают количество проведенных боев и поверженных врагов. Женские шрамы имеют значение только как украшения. Процесс шрамирования - зрелище не для слабонервных. Мастер острой палочкой наносит на тело желаемый рисунок. Затем шипом ежевики или акации следуя узору подцепляется кожа и надрезается острой бритвой. Что бы рубец имел выпуклую форму в кровоточащий надрез втирают смесь пепла и едкого сока растения, иногда под кожу помещают личинку насекомого или зерно. Спустя определенный промежуток времени, надрезы смазываются специальным маслом, которое дезинфецирует рану и способствует образованию рубцов. Глядя на все это, удивляешься мужеству и терпению людей, которые решились на столь болезненную процедуру, когда шип вонзается в кожу, они только слегка морщатся.

Следует отметить мужество женщин племени племен Мурси и Сурма. Перед замужеством в 15-18 летнем возрасте девушкам наконечником стрелы или ножа прокалывают нижнюю губу и вставляют в нее палочку. Постепенно дырка в губе расширяется и в нее вставляется глиняный или деревянный диск. Некоторые девушки, чтобы украшение лучше держалось, выдирают четыре нижних зуба.

Считается, что традиция вставлять диски появилась сотни лет назад, когда массово вывозили африканцев в качестве рабов. Тогда туземцы обезображивали свой внешний облик дабы стать некондиционным "живым товаром". Сегодня эта традиция имеет и социальное значение. Чем больше диаметр диска, тем большим авторитетом она обладает и пользуется спросом среди представителей противоположного пола. От размера диска прямо зависит размер выкупа за невесту. Самые большие диски - 16 сантиметров, за это причетается целое стадо в размере 50-60 коров. Диски не носятся все время. Их снимают во время сна и приема пищи, но дома или на людях их носят постоянно.

Почти все обряды племен долины Омо связаны с болью и кровью. Скорее всего таким образом в подрастающем поколении воспитываются терпение и мужество, а так же идет подготовка к суровым и жестоким современным будням.

  • 20427 просмотров

Долина реки Омо в Эфиопии – мекка для антропологов и обеспеченных туристов, мечтающих увидеть настоящих «африканских дикарей» из приключенческих книг – с костью в носу и блюдцами в ушах. Добраться туда непросто: от Аддис Абебы до посёлка Джинка, из которого возят экскурсии, бежит асфальтовая полоса, сперва прямая и ровная, ближе к югу она начинает криветь и покрываться дырами, а после городка Арба Минч и вовсе превращается в грунтовку, покрытую камнями и песком – серьёзное испытание для чресел неподготовленного пассажира.
Но вот, наконец, и посёлок Джинка – ворота в национальный парк Маго, огромную территорию с рекой Омо, горами и тропическим лесом, уходящим границами в соседние страны. В этом лесу заблудился бы даже Чингачгук, попади он туда самостоятельно, но для организованных туристов предусмотрены услуги гидов (бывших аборигенов, получивших школьное образование). Помимо гидов в посёлке нужно нанять скаута – деда с берданкой, который теоретически будет защищать вас от «дикарей», непредсказуемых и вооружённых автоматами Калашникова.
В долине Омо проживает около 16-ти племён, причём не все дружат между собой. Этнические конфликты случаются довольно часто и связаны, как правило, с кражей коров, выполняющих в здешних местах роль валюты. Обменный курс таков: за АКМ с полным рожком патронов дают 4 коровы. Это в два раза больше, чем возле суданской границы, где вооружиться можно всего за 2 коровы. Невесту в среднем можно купить за цену от 10 до 20 коров, в зависимости от красоты и здоровья девушки.
Племена живут в лесу фактически независимо от эфиопского правительства и внешнего мира. Самые необычные из аборигенов – мурси, чьи женщины режут себе губы и вставляют в них глиняные диски – уже вкусили плодов цивилизации. Посмотреть на мурси в национальный парк Маго приезжают туристы со всего мира. Иностранцы платят деньги за фотографии, а мурси – позируют, только успевай раскошеливаться. На полученные быры (эфиопские деньги) племя покупает алкоголь и оружие (в этом смысле деньги удобнее коров). Свободное время аборигены проводят в ожидании джипов с богатыми белыми иностранцами. В пик туристического сезона джипы идут караванами, и мурси богатеют. Такса следующая: 100 быров вождю (около 10 долларов) за каждое транспортное средство и 5 быров за снимок каждому мурси попавшему в кадр камеры. Это тот случай, когда фотография из удовольствия превращается в пытку. Мурси визжат, дергают за руки, трясут автоматами: фотографируй и плати, плати и фотографируй.
По случаю приезда иностранцев женщины вставляют в губы глиняные диски – в обычное время страшные рваные губы просто висят на чёрных подбородках. Мужчины мурси губы себе не режут – это удел заботящихся о своей красоте женщин. Украшать себя подобным образом – дело добровольное, но женщины мурси редко отказываются от этого обычая, разве что в юном возрасте уезжают учиться в город и уже не возвращаются в племя. Чтобы быть похожими на взрослых маленькие девочки вставляют себе поперёк рта палку, таким образом растягивая губы.
Надеть чисто женский атрибут для мужчины немыслимо. Но ради «бизнеса» туземцы готовы изобразить что угодно: нацепить все имеющиеся в соломенном доме украшения, приставить к небритому подбородку глиняный диск, и даже позировать с автоматом Калашникова в одной руке и орущим ребенком в другой (за ребенка можно выпросить еще несколько быров).
Старейшины племени в фотографической вакханалии не участвуют – спокойно сидят в тени деревьев и ждут, когда визитёры уедут, чтобы забрать себе деньги заработанные «мурси-моделями».
Настоящие антропологи стараются держаться подальше от деревень, испорченных пакетным туризмом. Если нанять гида и отправиться пешком в глубины парка Маго, то через 2-3 дня можно попасть в племя боди. Раз в год боди выбирают себе короля. Взвешивают всех мужчин племени – самый тяжёлый становится королём. Мужчины этого племени готовятся к выборам за год – пьют в большом количестве коровью кровь, смешанную с молоком. Кстати, подобная диета характерна для многих племён долины Омо. Говядину здесь практически не едят – коровы слишком ценны. Из коров делают доноров – аккуратно разрезают им жилку на шее, сцеживают кровь и замазывают ранку навозом. Через неделю-другую животное снова здорово и готово дать кровь.
Чтобы познакомиться с жизнью других племён, необязательно углубляться в парк. В посёлке Дер Афер, неподалёку от Джинки, можно встретить представителей племени бенна. Это племя сравнительно миролюбиво, хотя иногда схлестывается с мурси из-за коров. Мужчины ходят в коротких юбочках и, часто, в серых фотографических жилетах со множеством карманов (откуда они их только берут?). Волосы у них вымазаны глиной – знак того, что это мужчина – охотник, самостоятельно убил хищное животное, например леопарда. Из-за распространения в долине Омо автоматического оружия в последнее время крупных хищников становится всё меньше. Поэтому современные бенна делают себе поблажки: засчитывают за добычу дикую свинью или даже антилопу. На шее у мужчин ожерелья (сделанные из бисера, монет или колпачков от шариковых ручек), в ушах серьги, в руках копьё или автомат Калашникова. Дополняет образ мужчины деревянная боркотто – табуретка особой формы. Бенна всегда берут её с собой, когда отправляются пасти скот или торговать. Боркотто удобна тем, что мало весит, на неё можно сесть или подложить под голову в качестве подушки .
Женщины бенна носят козьи шкуры, цветные платки или китайские футболки. На голове половина пустой тыквы – шапка и миска для еды одновременно. Молодые женщины украшают себя поясами и накидками с нашитыми на них речными ракушками. Замужние носят на шеях металлические кольца. Количество колец показывает, какая она по счету жена. Одно кольцо на шее – старшая жена, всё хозяйство на ней.
В племени бенна мужчина может иметь до пяти жен. За каждую нужно платить выкуп: 20 коров, 20 коз и 20 тыкв с диким медом. Если у молодого мужчины не хватает коров для женитьбы, ему помогут богатые родственники или друзья. Но для этого ему придется доказать, что он достоин звания мужа, и перепрыгнуть через всех «выкупных» коров и быков, выставленных перед ним. Количество прыжков зависит от возраста прыгуна: чем старше, тем больше придётся прыгать.
Помолвки совершаются во время праздников. За неимением обручальных колец юноша мажет руку или плечо понравившейся ему девушки навозом. Если девушка принимает это действие с благосклонностью – жених может начинать тренироваться в прыжках через коров. Если девушка не рада ухажеру, то убегает прочь. Проявлять настойчивость, кидая ей вслед комьями навоза, у бенна не принято.
На свадьбу собираются гости со всех окрестных деревень, принося обязательные подарки для родителей жениха: бутыль самогона и мешок кофейных очисток (из них тоже варят кофе, но дешёвый).
Молодая жена становится собственностью мужа, и ей не позволено много разговаривать. Она должна молча прислуживать супругу: варить кофе, снимать с него сандалии, когда он приходит домой. Считается, что хорошая жена держит котёл на огне, даже если муж ушёл куда-то на несколько дней – ведь он может вернуться голодный в любой момент. За каждую провинность муж обязан бить жену хлыстом. Наличие шрамов на спине у женщины почитается за достоинство, в то время как жена, не позволяющая себя бить, считается трусливой и слабой.
Лишь после рождения первого ребёнка отношения между супругами налаживаются, и жене позволено заговаривать с мужем первой. Если женщина не может родить, то должна настоять, чтобы муж привёл в дом ещё одну жену. В этом случае первая жена становится главной, а дети второй жены становятся её детьми. У каждой жены, как правило, есть отдельная хижина, но стоят они рядом, чтобы женщины могли помогать друг другу.
Если у женщины наступает климакс, и она больше не может иметь детей, то её считают старой. С этого момента к ней больше не обращаются по имени, а только – gecho, «старая женщина». Теперь ей не надо работать в поле или пасти скот, она занимается только воспитанием детей и распоряжается раздачей еды и молока.
Обитатели долины Омо живут в плетеных избушках, укреплённых навозом. Срок жизни таких избушек не превышает 10 лет. Когда старая изба разваливается, строят новую.
В рыночные дни туземцы выбираются в ближайшие посёлки, где продают или покупают овощи, табак, мёд, металлические наконечники для копий, китайские резиновые тапки. Для перевозки товара торговцы используют самодельные деревянные тачки, которые по эфиопским законам должны иметь регистрационные номера. Торгуют, сидя на земле и разложив свой товар на тряпках.
В такие дни можно встретиться и пообщаться с представителями разных племён. Если, конечно, знаете местные языки: в долине Омо их не меньше дюжины. В крайнем случае можно объясниться при помощи рук, широкой улыбки и какого-нибудь подарка – это любят все эфиопы. И тогда на короткое время контакт между двумя цивилизациями будет установлен.

Туземцы - это мир, полный удивительный приключений. Эта игра сродни путешествию на машине времени, так как предлагает отправиться в далекое прошлое, чтобы исследовать его тайны. Каждый новый уровень в игре - это отлично прорисованный мир, прохождение игры не оставляет никого равнодушным.

Для начала погрузимся в батискафе в фантастические глубины и недры земли. Там, в глубине мы найдем племена, которые существовали еще на заре этого мира. Там еще живы динозавры и прочие милые зверушки. Там аборигенам приходится ежедневно бороться за право жить с окружающими их опасностями. Нам, пришельцам из будущего, несложно будет стать здесь главнокомандующим. Но за это от нас потребуется мастерски управлять своим племенем и привести его к процветанию и счастью.

Основой всех основ в игре является строительство. Для того чтобы обеспечивать своих туземцев всем необходимым, необходимо возводить все возможные постройки: хозяйственные и производственные. Также вам потребуется отправить часть своих подопечных на сбор ресурсов. По ходу развития вам будут попадаться все более сложные и увлекательные задания, за выполнение которых вас ожидают полезное вознаграждение. Собирать еду, золото и древесину можно на самом начальном уровне. Чем выше ваш уровень, тем больше других ресурсов вы можете собирать. От количества ресурсов зависит главный показатель успешности вашего правления - счастье туземцев. Каждое новое построенное здание - плюс к вашей популярности и воодушевлению первобытных человечков.

Игра тренирует не только смекалку, но и терпение. Многие действия здесь требуют ожидания. Чтобы построить здание, расчистить территорию, вырастить урожай вам потребуется подождать энное количество времени. Если ждать совсем невмоготу, можно использовать премиум валюту. Она продается за реальные деньги, либо же достается как награда за выполнение того или иного квеста. Вообще премиум валюта - это универсальный способ оплаты в игре. На нее можно купить больше золота, которое требуется для постройки или ремонта зданий. Получить золото можно и обычным путем - собирательством или торговлей.

Загружайте игру и начинайте прохождение. Отныне вы - царь и бог молодого племени. Вы можете вмешиваться во все туземные процессы или наблюдать со стороны за тем, что происходит у ваших подопечных. Будьте достаточно щедры и достаточно экономны, чтобы ваши человечки не страдали от неудовлетворенных нужд, а ваша казна не была пуста. Копите ресурсы, чтобы переходить на новые уровни и открывать новый контент. Не забывайте украшать свою деревню с помощью декоративных элементов, чтобы жить в ней было не просто комфортно, но по-настоящему приятно. А теперь несколько советов от бывалых по прохождению Туземцев HD.

Совет 1. Если необходимо собрать все виды фруктов, но из-за вырубки деревьев это стало невозможным, используйте квесты и покупку искомых деревьев за кристаллы. Ждать, когда в локации вырастут новые, не стоит. Новые деревья в игре не растут.

Совет 2. Берегите кристаллы. Не стоит лишний раз расходовать эти редчайшие ресурсы. Где можно, используйте их аналоги. Без кристаллов вам не на что будет купить полезные артефакты в квестах, а на высоких уровнях вы не сможете приобрести жизненно важные бонусы.

Совет 3. Как мы уже писали, Туземцы - это игра, тренирующая терпение. Поэтому в ней не следует куда-то спешить. Если на ваше голову свалилась целая куча квестов и задача, сначала пройдите квесты, так как они обычно очень длинные. Перед тем, как запускать строительство какого-нибудь нового здания, вспомните, если у вас все подходящие для этого ресурса. Сама распространенная ошибка в игре - начало строительства отделки мрамором без организованной добычи песка или строительства добычи кораллов без предварительно запасенного обработанного мрамора.

Совет 4. полюбите дирижабли. Этот вид транспорта поможет вам быстро осваивать новые территории и своевременно снабжать их необходимыми ресурсами.

Совет 5. Используйте бонусы. Бонусы, которые выглядят как большие цветы (на панели управления в правом нижнем углу), следует включать непосредственно перед сбором денег или ресурсов. Если вам посчастливилось собрать множество кристаллов, приобретите бонус ускорения строительства. Его можно включить при массовой застройке нескольких островов.

Совет 6. Заставляйте туземцев работать. Не стоит расхолаживать коллектив. Как только вы окажитесь на новом острове, отправьте своих подопечных на сбор ресурсов, строительство зданий или улучшение построек. Следите, чтобы никто из них не сидел без дела.

Совет 7. Откажитесь от идеи строительства множества складов. Как известно, разрушить их невозможно, а большинство островов не могут похвастаться большой площадью. Используйте доставшиеся вам квадратные метры с большей пользой.

Совет 8. Используйте хранилище. Его хоть и можно снести при большом желании, на практике часто оказывается, что именно оно требуется для прохождения высоких уровней.

Совет 9. Общая рекомендация по прохождения игры. Одним из самых сложны моментов в игре является освоение четвертого острова. Для того чтобы начать здесь добычу кораллов, потребуется найти довольно редкие предметы - гарпуны со зданий Обработки мрамора. Если до этого вы не строили эти зданий в нужном количестве (всего нужно 5 гарпунов), вам придется израсходовать не менее дюжины кристаллов, чтобы пройти этот уровень.

Совет 10 и последний. Касается общего развития Для того чтобы беспрепятственно проходить высокие уровни, на первых островах нужно построить не менее 10 мраморных копален, 11 зданий по обработке мрамора и 8 песчаных карьеров.

Удивительно, но всё ещё существуют самые дикие племена Амазонки и Африки, которые смогли пока ещё уцелеть от наступления безжалостной цивилизации. Это мы здесь занимаемся интернет-серфингом, бьёмся над покорением термоядерной энергии и улетаем всё дальше в космос, а эти немногочисленные остатки доисторической поры ведут всё тот же образ жизни, который был знаком им и нашим предкам сто тысяч лет назад. Для того, чтобы полностью погрузиться в атмосферу дикой природы, мало просто прочитать статью и посмотреть картинки, необходимо самим съедить в Африку, например, заказав сафари в Танзании .

Самые дикие племена Амазонки

1. Пираха

Племя пираха обитает на берегах реки Мэйхи. Примерно 300 аборигенов занимаются собирательством и охотой. Открыл это племя католический миссионер Дэниэл Эверетт. Он прожил рядом с ними несколько лет, после чего окончательно разуверился в Боге и стал атеистом. Первый его контакт с пираха состоялся в 1977 году. Пытаясь донести до аборигенов слово Божье, он стал изучать их язык и быстро достиг в этом успеха. Но чем сильнее он погружался в первобытную культуру, тем больше удивлялся.
У пираха очень странный язык: там нет косвенной речи, слов, обозначающих цвета и числительные (всё, что больше двух для них «много»). Они не создали, как мы, мифов о сотворении мира, нет у них и календаря, но при всём этом их интеллект не слабее нашего. Пираха не додумались до частной собственности, нет у них и запасов - они сразу же съедают пойманную добычу или собранные плоды, поэтому не ломают голову над хранением и планированием будущего. Нам такие взгляды кажутся примитивными, однако, Эверетт пришёл к иному выводу. Живя одним днём и тем, что даёт природа, пираха избавлены от страхов за будущее и всяческих забот, которыми мы обременяем свои души. Поэтому они счастливее нас, так зачем им боги?

2. Синта ларга

В Бразилии живёт дикое племя синта ларга численностью примерно 1500 человек. Когда-то оно жило в джунглях каучуконосов, но массовая их вырубка привела к тому, что синта ларга перешли к кочевой жизни. Они занимаются охотой, рыбалкой и сбором даров природы. Синта ларга полигамны - у мужчин есть по нескольку жён. За свою жизнь мужчина постепенно обрастает несколькими именами, которые характеризуют либо его качества, либо произошедшие с ним события, есть также секретное имя, которое знают только его мать и отец.
Как только племя выловит всю дичь возле деревни, а истощённая земля перестанет приносить плоды, то оно снимается с места и перебирается на новое место. Во время переезда меняются также имена синта ларгов, неизменным остаётся только «секретное» имя. На беду этого маленького племени, цивилизованные люди нашли на их землях, занимающих 21 000 кв. км, богатейшие запасы золота, алмазов и олова. Конечно, они не могли эти богатства просто так оставить в земле. Однако синта ларги оказалось воинственным племенем, готовым защищаться. Так, в 2004 году они убили на своей территории 29 старателей и не понесли за это никакого наказания, кроме того, что их загнали в резервацию площадью 2,5 миллиона гектаров.

3. Корубо

Ближе к истокам реки Амазонки живёт очень воинственное племя корубо. Они промышляют в основном охотой и набегами на соседние племена. В этих набегах участвуют и мужчины и женщины, а их оружием являются дубинки и отравленные дротики. Есть сведения, что в племени иногда доходит до каннибализма.

4. Амондава

Живущее в джунглях племя амондава понятия не имеет о времени, такого слова нет даже в их языке, а также таких понятий, как «год», «месяц» и т. д. Лингвисты были обескуражены таким явлением и пытаются понять, не свойственно ли оно и другим племенам из бассейна Амазонки. У амондава поэтому не упоминаются возраста, а взрослея или изменяя свой статус в племени, абориген просто берёт новое имя. Также отсутствуют в языке амондава и обороты, которые процесс течения времени описывают пространственными терминами. Мы, например, говорим «перед этим» (имея в виду не пространство, а время), «это происшествие осталось позади», а вот в языке амондава подобных конструкций нет.


Каждой культуре присущ свой образ жизни, традиции и деликатесы, в частности. То, что для одних людей кажется обыденным, другими воспринимается к...

5. Каяпо

В Бразилии, в восточной части бассейна Амазонки есть приток Хенгу, на берегах которого живёт племя каяпо. Это весьма загадочное племя численностью примерно 3000 человек занимается обычными для аборигенов делами: рыбалкой, охотой и собирательством. Каяпо большие специалисты в области знания целебных свойств растений, одни из них они используют для лечения соплеменников, а другие - для колдовства. Шаманы из племени каяпо лечат с помощью трав женское бесплодие и улучшают потенцию у мужчин.
Однако больше всего они заинтересовали исследователей своими преданиями, в которых рассказывается о том, что в далёком прошлом ими руководили небесные странники. Первый вождь каяпо прилетел в некоем коконе, влекомом вихрем. С этими легендами созвучны и некоторые атрибуты из современных ритуалов, например, предметы, напоминающие летательные аппараты и космические скафандры. Предание гласит, что сошедший с небес вождь несколько лет прожил с племенем, а затем вернулся на небо.

Самые дикие африканские племена

6. Нуба

Африканское племя нуба насчитывает порядка 10 000 человек. Земли нуба лежат на территории Судана. Это отдельная общность со своим языком, которая не вступает в контакты с внешним миром, поэтому пока убереглась от воздействия цивилизации. У этого племени очень примечательный ритуал макияжа. Женщины племени шрамируют свои тела замысловатыми узорами, прокалывают нижнюю губу и вставляют в неё кристаллы кварца.
Интересен и их брачный ритуал, связанный с ежегодными танцами. Во время них девушки указывают на фаворитов, кладя им сзади ногу на плечо. Осчастливленный избранник не видит лица девушки, но может вдыхать запах её пота. Впрочем, подобная «интрижка» вовсе не обязана закончиться свадьбой, это лишь разрешение жениху тайком от родителей ночью пробираться в дом её родителей, где она живёт. Наличие детей не является основанием для признания законности брака. Мужчина должен жить вместе с домашними животными, пока не построит собственную хижину. Только тогда пара сможет спать вместе на законных основаниях, но ещё год после новоселья супруги не могут есть из одного котелка.


Большинство людей стремится получить место в самолёте возле иллюминатора, чтобы насладиться открывающимися внизу видами, в том числе видами взлёта и п...

7. Мурси

У женщин из племени мурси визитной карточкой стала экзотическая нижняя губа. Её разрезают ещё в детстве девочкам, вставляют в разрез кусочки дерева со временем всё большего размера. Наконец, в день свадьбы в отвисающую губу вставляют дэби - тарелку из обожжённой глины, диаметр которой может доходить до 30 см.
Мурси легко спиваются и постоянно носят с собой дубинки или автоматы Калашникова, которые не прочь пустить в ход. Когда внутри племени происходят схватки за верховенство, то они нередко заканчиваются смертью проигравшей стороны. Тела женщин мурси обычно выглядят болезненными и дряблыми, с отвисшими грудями и сутулыми спинами. Они почти лишены волос на голове, скрывая этот недостаток невероятно пышными головными уборами, материалом для которых может послужить всё, что попадётся под руку: высохшие плоды, ветки, куски грубой кожи, чьи-то хвосты, болотные моллюски, мёртвые насекомые и прочая падаль. Европейцам тяжело находиться рядом с мурси из-за их невыносимого запаха.

8. Хамер (хамар)

В восточной стороне африканской долины Омо живёт народ хамер или хамар, насчитывающий примерно 35 000 - 50 000 человек. По берегам реки стоят их деревушки, составленные из хижин с остроконечными крышами, покрытыми соломой или травой. Внутри хижины помещается всё хозяйство: ложе, очаг, зернохранилище и загон для коз. Но в хижинах живут только две-три жены с детьми, а глава семьи всё время либо пасёт скот, либо защищает владения племени от набегов других племён.
Свидания с жёнами происходят очень редко, и в эти редкие моменты и происходят зачатия детей. Но и вернувшись ненадолго в семью, мужчины, избив вдоволь своих жён длинными прутьями, тем и удовлетворяются, а спать уходят в ямы, напоминающие могилы, да ещё присыпают себя землёй до состояния лёгкой асфиксии. Видимо, такое полуобморочное состояние им нравится больше, чем близость с жёнами, да и те, по правде говоря, не в восторге от «ласк» мужа и предпочитают ублажать друг друга. Как только у девочки разовьются внешние половые признаки (примерно в 12 лет), то она считается готовой для брака. В день свадьбы новоиспечённый муж, крепко побив невесту тростниковым прутом (чем больше шрамов на её теле останется - тем крепче он любит), надевает ей на шею серебряный ошейник, который та будет носить всю жизнь.


Транссибирская магистраль или Великий сибирский путь, который соединяет столицу России Москву с Владивостоком, до недавних пор носил почётное звание с...

9. Бушмены

В Южной Африке есть группа племён, совокупно называемая бушменами. Это люди невысокого роста, широкоскулые, с узким разрезом глаз и припухшими веками. Цвет их кожи трудно определить, поскольку в Калахари не принято тратить воду на мытьё, но они определённо светлее соседних племён. Ведущие бродячую, полуголодную жизнь бушмены верят в загробную жизнь. У них нет ни вождя племени, ни шамана, вообще нет даже намёка на общественную иерархию. Но старейшина племени пользуется авторитетом, хотя и не имеет привилегий и материального преимущества.
Бушмены удивляют своей кухней, особенно «бушменским рисом» - личинками муравьёв. Юные бушменки считаются самыми красивыми в Африке. Но стоит им только достичь половой зрелости и родить, как их внешний вид кардинально меняется: резко расползаются ягодицы и бёдра, а живот так и остаётся раздутым. Всё это является следствием отнюдь не диетического питания. Чтобы отличить беременную бушменку от остальных брюхатых соплеменниц, её обмазывают охрой или золой. Да и мужчины у бушменов в 35 выглядят уже как 80-летние старики - кожа у них везде обвисает и покрывается глубокими морщинами.

10. Масаи

Люди племени масаи стройные, высокие, они хитроумно заплетают волосы. От других африканских племён они отличаются манерой держаться. Если большинство племён легко вступают в контакт с чужаками, то имеющие врождённое чувство достоинства масаи соблюдают дистанцию. Но в наши дни они стали гораздо общительней, соглашаются даже на видео и фотосъёмку.
Масаев около 670 000, они живут на территории Танзании и Кении в Восточной Африке, где занимаются скотоводством. Согласно их верованиям, боги доверили масаям заботу и опеку над всеми коровами мира. Детство у масаев, которое является самым беззаботным периодом в их жизни, заканчивается к 14 годам, завершаясь ритуалом инициации. Причём он есть и у мальчиков, и у девочек. Посвящение девочек сводится к жуткому для европейцев обычаю обрезания клитора, но без него они не могут вступить в брак и заниматься домашним хозяйством. После такой процедуры они не ощущают удовольствия от близости, поэтому будут верными жёнами.
После инициации мальчики превращаются в моранов - молодых воинов. Их волосы обмазывают охрой, и охватывают повязкой, выдают острое копьё, а на пояс вешают подобие меча. В таком виде моран должен с гордо поднятой головой проходить несколько месяцев.

Мое путешествие продолжается -

наступает пятый день поездки. В планах - знакомство
с местными племенами, Джинка и заветные мурси.

Утро нового дня. Идем на завтрак по садовой дорожке уютного отеля Swains Lodge. Вкусно пахнет выпечкой. В буфете встречаем французских туристов. Моя подруга, владеющая французским, спрашивает, нравится ли им путешествие. Они весело и задорно отвечают: «Очень!». Тепло прощаемся, продолжаем путь. Едем в сторону города Джинка. Делаем остановку, чтобы посетить местный рынок Ки Афер - место встречи нескольких культур, где одновременно можно увидеть представителей племен консо, цемай, бенна и ари.

Вот это да! В глазах пестрит от буйства красок! Обычные, незаметные для нас мелочи здесь приобретают новый смысл и новую жизнь. Так, канцелярская скрепка становится сережкой, крышки от «Фанты» - нарядным париком, а обычный строительный гвоздь - модным украшением в губе. А еще различные дверные ключи превращаются в кулоны и серьги или вплетаются в волосы. Улыбаюсь, беру на заметку, думая подать идею компании «Тиффани», как еще можно применить их известные ключики. Вообще, аборигены Эфиопии - мастера на выдумки. В ход идут шариковые ручки, браслеты от китайских часов, конфетные обертки. Одни вставляют перья во все мыслимые и немыслимые места, другие дополняют прически початками кукурузы и прочими неопознанными мною овощами и фруктами, но дальше всех пошли женщины племени мурси - они носят глиняные диски в нижней губе!

Следующие несколько дней мы проводим с племенами ньянгатом, ари, цемай, хамер. Знакомимся с их бытом, изучаем традиции. Вообще, у многочисленных этнических групп Эфиопии много общего. Все племена занимаются земледелием и скотоводством, а также добычей меда. Тяжелую работу, как правило, выполняют женщины. Большинство племен очень воинственные, и они постоянно враждуют со своими соседями, в особенности такие народности, как каро, хамер, сурма, ньянгатом. Между прочим, правительство играет немалую роль в разжигании конфликтов, снабжая старейшин оружием.

Эфиопские мужчины и женщины обязательно украшают свои тела. Разумеется, у каждого племени есть свои отличительные знаки. Например, ньянгатом (известные также под именем буми) используют скарификацию - нанесение насечек на поверхность кожи. Мужчины и женщины «рисуют» пунктирные линии либо точки вдоль скул и вокруг глаз. У женщин также принято покрывать тело геометрическими рисунками. Рисунки служат женщинам украшением, а мужчины таким образом отмечают удачную охоту, ведь они - одни из немногих, кто ловит крокодилов, используя лишь гарпуны и каноэ.

А вот отличительный знак племени хамер - прически. Женщины смешивают охру, вязкую смолу и воду, втирают полученный состав в волосы и закручивают пряди до тех пор, пока не получаются жгуты медного цвета. Такая прическа является признаком здоровья и благополучия. Мужчины племени, отмечая убийство врага или опасного животного, обмазывают пучки волос глиной, украшая их красивыми страусиными перьями. А еще у народа хамер каждая деталь имеет свое значение. Так, например, количество сережек означает количество жен у мужчин. Замужние или обрученные девушки надевают на шеи энсенте - железные ошейники, символизирующие богатство и престиж своего мужчины. Молоденькие незамужние девушки вплетают в волосы металлические пластины, напоминающие клюв утки, а также носят на руках и предплечьях железные браслеты, указывающие на социальное положение семьи. После замужества эти драгоценности станут первым подношением новым родственникам.

Племя каро - вот уж кто действительно может возглавить топ самых великих выдумщиков по части украшения тела. Они используют все, вплоть до строительного и бытового мусора. Гвозди в нижней губе или в ухе, рисунки на теле мелом и желтой минерализованной породой, красным железняком и черным древесным углем.

Жилища большинства племен Эфиопии представляют собой куполообразные хижины с каркасом из веток, покрытых либо полиэтиленом и сеном, либо шкурами. Внутри обязательно очаг и подстилки для сна. Как правило, эти домики довольно низкие, а входа хватает лишь на то, чтобы проползти внутрь. Такая конструкция помогает сохранять тепло, а дым от очага отпугивает насекомых.

В Эфиопии, как и в ряде других африканских стран, таких как Сомали, Эритрея, Северный и Южный Судан, Сенегал, Мали, Чад, практикуется обрезание и у мужчин, и у женщин. Эта страшная традиция уходит корнями в далекое прошлое, еще до прихода сюда мусульманской религии. Впрочем, то, что для нас кажется варварством, для аборигенов - обычное дело. Это часть культуры, традиция, которая веками передавалась от матери к дочери. Нам, людям, живущим в другом полушарии, привыкшим бесконечно бороться за свои права - будь то право на пенсионное или медицинское страхование или просто право на комфортное место в общественном транспорте и вежливое обслуживание, - сложно наблюдать совершенное бесправие молоденьких девочек. Страшен не сам обряд, а способ его проведения. Рано утром старейшие женщины племени хватают ни о чем не подозревающую девочку, и без каких-либо антисептических средств, в абсолютно антисанитарных условиях, чаще всего простым лезвием удаляют часть плоти. Необрезанных женщин называют животными или парнями, им запрещено выходить замуж и носить одежду.

Любопытным и довольно опасным кажется и обряд превращения юноши в мужчину. У некоторых племен - это своеобразное состязание в ловкости и бесстрашии. Так, юноши из племен хамер и цемай должны пробежать четыре раза по спинам стоящих в ряд быков. Если испытание пройдено удачно, им на голову водружают повязки с перьями и разрешают жениться. Браки в основном заключаются по договоренности. Родители сами определяют жениха для дочери, независимо от ее согласия. Даже несмотря на договоренность, мужчина должен заплатить калым за невесту. Обычно калым отдают в виде скота или зерна.

Однажды вечером, проезжая через одну из многочисленных деревень, наша машина оказалась зажата в плотное кольцо местных жителей. В воздухе пахло марихуаной, а юноши смотрели на нас недружелюбно. Один из них ударил кулаком в боковое зеркало машины. Водитель выскочил, завязалась перепалка. Пока гид старался разнять дерущихся, в открытые двери хлынули люди в поисках наживы. Мне стоило немалых трудов отбить свои личные вещи и камеру. Слава Богу, на крики толпы прибежал старейшина, и конфликт разрешился мирным путем, после чего мы смогли продолжить путь. Остаток дороги прошел в моих ворчаниях на водителя и гида: как это было глупо и неосмотрительно связываться с человеком, находящимся в состоянии наркотического опьянения!

К обеду следующего дня мы добрались до Джинки. Все чаще на дорогах стали попадаться совершенно голые и больные люди. Один раз я даже видела мужчину, который прямо у дороги по-собачьи пил воду из лужи. Мне стало не по себе, ведь эту ночь мы проводим в палаточном лагере.

После ужина пытаюсь принять душ: вода в ведре выглядит сомнительно, но в условиях адской жары выбирать не приходится. После такого душа обливаю себя Мирамистином, благо я взяла его в количестве даже большем, чем мне могло бы понадобиться. Залезаю в спальный мешок, не могу заснуть, страшно. Да и как назло начинается сильнейший ливень. Никогда такого не видела. Грохочет так, что, кажется, вот-вот пробьет палатку насквозь. В голову лезут жуткие мысли, вспоминается история Дайаны Фосси, прожившей почти двадцать лет в Центральной Африке и погибшей от рук браконьеров во время сна в такой же палатке. Мои размышления прерывает страшный грохот, и вспышка молнии на мгновение освещает черное лицо, вглядывающееся вглубь моего пристанища...

Не знаю, откуда у меня такие способности! В одно мгновение я выпрыгиваю из кровати и лечу в соседнюю палатку, где сладко спит мой брат, с криком: «Браконьеры!». Даже не знаю, кто из нас больше испугался: я, брат или тот бедолага, который выбрал явно не ту палатку. Теперь история про Эфиопского бегуна Абебе Бикила, выигравшего золото Олимпиады в Риме в 1960 году, пробежав всю дистанцию босиком, имеет для меня новый смысл. Научишься тут бегать! В этой стране, если какой шухер, то тапки подмышки и делай ноги, не оглядываясь.

Рано утром, еще до отъезда в Национальный парк Маго, мы решили прогуляться по Джинке. Мой дядя предусмотрительно привез с собой из Москвы конфеты, цветные карандаши и блокнотики, а также мячики и воздушные шарики. Надо было видеть, сколько радости эти вещицы доставили местным детям, многие из которых уже почти выросли, но никогда не видели игрушек. В Эфиопии, особенно в племенах, детство заканчивается, так и не наступив. Взрослые почти не смотрят за малышами, и они, предоставленные сами себе, создают игрушки из любого найденного ими мусора. А в возрасте 5-7 лет детей вообще отправляют пасти скот в одиночестве.

Как долго я ждала этой встречи! Сегодня мы останемся у этого племени на ночь, хотя сопровождающие и не одобряют нашего решения.

Племя мурси - одно из самых известных в долине реки Омо. Эта народность насчитывает порядка 6500 человек. Живут они на территории Национального парка Маго, сезонно кочуя между равнинами степи Тамма и холмами Мурси. Преимущественно занимаются скотоводством. Мужчины мурси известны своими жестокими боями на палках. А женщины - ношением в нижней губе пластины, напоминающей по форме глиняное блюдце. Размер диска зависит от социального статуса девушки, и, как правило, указывает на количество скота, которое семья надеется получить за согласие жениться на ней.

Блуждая по парку, мы так и не смогли выбрать подходящее племя. Местные туземцы уже испорчены туристическими деньгами. Многие отказываются фотографироваться без оплаты, а иные, не дождавшись местных бир, начинают открыто демонстрировать свою враждебность. Полученные денежки они не тратят на благоустройство хижин или улучшение социального положения своих семей. Практически все без остатка уходит на сигареты, алкоголь и, к сожалению, на наркотики. К вечеру, изрядно накачавшись, члены племени становятся крайне агрессивными. Мы понимаем, что надо срочно уезжать. Да и вообще, находиться среди этих людей рискованно: каждый второй является переносчиком смертельно опасных вирусов, в том числе вируса иммунодефицита человека. Вообще, Эфиопия занимает второе место в мире по количеству ВИЧ-инфицированных.

Я еще раз радуюсь своей предусмотрительности, ведь мой туристический гардероб состоит преимущественно из длинных брюк и закрытых рубашек, которые надежно защищают не только от всевозможных насекомых, но и от царапин. Люди в племенах очень часто пытаются взять тебя за руку или за другую часть тела, а ногти они никогда не стригут, в лучшем случае подрезают тупым лезвием.

Спешно собираемся и посреди ночи уезжаем.

Далее наш маршрут пролегает через Димеку в Турми. Останавливаемся в одной из деревень племени хамер и проводим там пару дней. Племя оказывается намного более дружелюбным, чем мурси. Я думаю, это можно объяснить наличием школы, построенной на средства международной организации. У хамер очень красивые традиции, особенно танцы. Да и вообще, женщины хамер, на взгляд европейца, обладают привлекательной внешностью и сильно отличаются от соседних народностей.

Затем мы отправляемся в Оморейт, чтобы познакомиться с бытом племени дасанеч. Это племя проживает на самом юге Эфиопии. Потом едем в Ябелло, где посещаем племена эрборе и консо. И наконец, подъезжаем к озеру Лангано - любимому месту отдыха эфиопов.

Следующую ночь мы проводим в отеле Sabana Beach Resort. После тех мест, где нам приходилось ночевать в последние две недели, этот отель кажется настоящим Тадж-Махалом, стоящим в оазисе посреди пустыни. Какое же это удовольствие - принимать душ и не думать о том, что нужно экономить воду! Мы, жители больших мегаполисов, относимся к воде как к должному, но события последних дней научили меня ценить каждую каплю.

На следующий день загружаем в машину багаж и собираемся возвращаться в Аддис-Абебу. Количество моих чемоданов явно увеличилось, ведь домой я везу массу различных вещей, которые сумела выменять у аборигенов. Теперь они составляют значительную часть моей коллекции артефактов со всего мира. Не доезжая до столицы, гид предлагает заехать к местным китайцам-фермерам, чтобы купить клубнику. «Мэм, вы никогда не забудете вкуса местной клубники, она у нас тут самая лучшая в Африке», - бравирует он. Как я могу отказаться! Я сейчас готова съесть любые фрукты и овощи, ведь последние дни мы избегали всего, что не прошло должной термической обработки.

Размах теплиц удивляет. Надо сказать, что едва Советский Союз покинул Африку, на смену ему пришел Китай. Китайские бизнесмены не жалели денег на подкуп чиновников, задаривали их подарками и раздавали обещания о предоставлении дешевых кредитов. Так китайцы и заполучили подряды на строительства домов, заводов, электростанции, дорог, а местные магазины и рынки утонули в некачественных и дешевых товарах, списанных с пекинских рынков. Постепенно прекрасная страна - такая разная и такая интересная - переходит к рукам китайских кукловодов.

Последний день перед отъездом

Аддис-Абеба. Последний день перед отъездом. Сижу в белоснежном халате, потягивая холодное шампанское и уплетая за обе щеки сладкую клубнику. Украдкой смотрю на новенькие Manolo Blahnik. Задумываюсь, а правильными ли ценностями я живу? Смогла бы я без всего этого: без телевизора, интернета, телефона, без банковской карты? Думаю, что ответ на этот вопрос я так и буду искать на протяжении всей своей жизни.

Так и остались в углу две пары Manolo Blahnik, а с ними походы в модные рестораны и бесконечные светские мероприятия. Теперь моя жизнь разделилась на до и после. Я стала по-настоящему ценить простые вещи и с большим трепетом относиться к своей семье.

С Эфиопии начался мой бурный роман с Африкой. Отныне, приезжая из одного африканского путешествия, я спешу спланировать следующее.

И вот я уже сижу в самолете

с несколькими, такими же как и я, экстремальными друзьями.

Аддис-Абеба. Конечно, увиденное «немного» отличается от моих представлений об этом городе. В глаза бросаются нищета, недостроенные здания, микроскопические трущобы. Периодически попадаются люди в совершенно изорванных одеждах. На улицах грязно. Ловлю себя на мысли, что ни за что на свете не пошла бы здесь гулять после захода солнца. Благо я наблюдаю за всем этим из-за стекла новенького комфортного Land Cruiser 100.




Top