Черчение и графика технический рисунок геометрических тел. Черчение

  • Этнопсихология и кросс-культурная психология. Объект и предмет изучения (Документ)
  • Белинская, Стефаненко. Этническая социализация подростка (Документ)
  • Экономическая психология. Сборник тем (Документ)
  • Презентация - Этническая история России (Реферат)
  • Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка (Документ)
  • Баронин А.С. Этническая психология (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
  • Гусева О.Ю. Этническая идентичность в ситуации межкультурного взаимодействия и условиях моноэтнической среды (Документ)
  • Ильин Е.П. Психология спорта (Документ)
  • n1.doc

    ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    В.Г.КРЫСЬКО

    ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Допущено

    Учебно - методическим объединением по специальностям

    педагогического образования в качестве учебного пособия

    для студентов высших учебных заведений , обучающихся

    по специальности 03100 0 - Педагогика и психология

    УДК 159.922.4(075.8)

    ББК88.5я73

    К85
    Рецензенты:

    А. И. Крупнов;

    Доктор психологических наук, профессор Н. И. Конюхов

    Крысько В. Г.

    К85 Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320с.

    ISBN 5-7695-0949-Х

    Этнопсихология изучает своеобразие проявления и функционирова­ния психики представителей различных этнических общностей и являет­ся в настоящее время одной из самых молодых, сложных и перспектив­ных наук. В учебном пособии раскрываются история развития этнопсихо­логии в России и за рубежом, основные понятия и категории этой науки, принципы и методы этнопсихологических исследований. Большое вни­мание уделяется психологическим особенностям различных этнических общностей, их сравнительной характеристике, психологии семейных отно­шений в различных этносах, а также специфике межэтнических конф­ликтов и методам воспитательной работы в многонациональных коллек­тивах.

    Книга может быть полезна педагогам, практическим психологам, по­литологам, а также родителям и всем интересующимся проблемами меж­национального общения.
    УДК 159.922.4(075.8)

    ББК 88.5я73

    © Крысько В.Г., 2002

    ISBN 5-7695-0949-Х © Издательский центр «Академия», 2002

    ОТ АВТОРА

    Для любого человека естествен интерес к представи­телям других народов. Привлекают их необычный внеш­ний облик, специфика действий, поведения и образа жизни. И мы начинаем задумываться об особенностях психологии представителей других этнических общно­стей, хотим их осмыслить.

    Народов на земном шаре очень много, трудно изу­чить все их психологические характеристики и еще слож­нее их сопоставить и сравнить. Трудно понять и то, как соотносятся национально-психологические черты пред­ставителей разных этнических общностей. На все эти воп­росы ищет и находит ответы этническая психология - одна из интереснейших, но и сложнейших наук.

    Этническая психология - еще и одна из самых моло­дых и перспективных наук, поскольку она может внести свой вклад в решение еще существующих сегодня меж­национальных конфликтов и в строительство такого будущего мироустройства, где прогнозируемое многи­ми учеными стирание различий между социальными группами будет происходить с учетом их национально-психологических особенностей.

    ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ И ЗАДАЧИ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

    Проблематика: специфика предмета этнической психо­логии и других наук; методология этнопсихологии; своеобразие задач этнопсихологии как самостоятельной области знаний; связь этнопсихологии с другими науками.

    Информация к размышлению. Психологию представите­лей различных этнических общностей изучают многие науки. Очень ча­сто они допускают слишком вольное или просто неточное толкование собственно психологических феноменов. Кроме того, национальная психика людей должна изучаться и осмысливаться на основе психоло­гических, а не каких-то других закономерностей.

    1.1. Различия в предмете этнопсихологии и других наук

    Этническая психология - это самостоятельная, довольно моло­дая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на сты­ке таких наук, как психология, социология (философия), культу­рология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.

    Философия (от греч. phileo - люблю + sophia - мудрость), буду­чи колыбелью, из которой вышли все другие науки, методологи­чески и теоретически осмысливает главным образом социальное и частично психологическое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межнациональное взаимодействие и обще­ние людей. Представители отечественной теории наций и межна­циональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального ха­рактера и их особого сочетания (находящего выражение в психи­ческом складе) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

    Социология (от лат. societas - общество + греч. logos - наука, учение) и культурология (от лат. cultura - развитие + греч. logos -наука, учение), в свою очередь, всегда изучали качественные характеристики национальных групп как социальных и культурных общностей, разрабатывали социологические и культурологичес­кие концепции их развития. Вот почему они не могли оставлять без внимания также психологическое содержание и объяснение этих феноменов. Социология и культурология с помощью своих исследований стремятся продемонстрировать наиболее общие тенденции и закономерности взаимодействия и культурных отноше­ний между различными этносами. «Судьбы наций в значительной мере решаются в результате развития и направленности общих социальных процессов - изменений общественных отношений, социально-территориальной мобильности народов, интенсивно­сти и глубины межнациональных и социальных контактов» .

    Этнология (этнография) (этнология от греч. ethnos - племя, на­род + logos - наука, учение; этнография от греч. ethnos + grapho - пишу) как отрасль научных знаний была изначально ориентиро­вана на изучение материальной культуры, систем родства, жиз­необеспечения, воспитания, социальной и политической струк­туры различных народов; проблем их этногенеза, этничности и межкультурных контактов; расселения этносов, демографических процессов в них; сравнение культурных черт (культурных измене­ний) того или иного народа .

    Современная этнология предоставляет этнографии концепту­альный аппарат.

    Этнография же как таковая - в большей мере описательная наука, и этнология является ее теорией.

    В то же время этнология (этнография) не могла также не ис­следовать и национальные традиции, привычки и вкусы, специ­фические особенности поведения и действий представителей раз­личных этносов. Она всегда непосредственно сталкивалась с про­явлением в этих феноменах психологического своеобразия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее изучать и описывать.

    Психологическая наука, а также ее отрасль социальная психоло­гия (от лат. socialis - общественный + греч. psyche - душа + logos - наука, учение) в силу своего предназначения должны заниматься конкретным анализом национальных особенностей психики лю­дей, в том числе как представителей конкретных социальных групп, и выявлением закономерностей их проявления и функционирова­ния. «Национальная (этническая) принадлежность индивида, - отмечает Г.М.Андреева, - является чрезвычайно значимым для социальной психологии фактором потому, что она фиксирует определенные характеристики той микросреды, в условиях кото­рой формируется личность» [ 10. - С. 219]. А так как сфера прояв­ления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, правомерно вторгается в макросреду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре общественного сознания (общественного бытия), закономерно выделилась и стала продук­тивно развиваться особая отрасль социальной психологии - эт­ническая психология (от греч. ethnos - племя, народ + psyche -душа + logos - наука, учение).

    Вместе с тем сегодня существует настоятельная необходимость правильного понимания разницы в подходе, с одной стороны, психологии, а с другой - вышеперечисленных наук, в первую очередь этнологии (этнографии), к объяснению сущности, со­держания и специфики проявления и функционирования этно­психологических феноменов.

    Отечественная этнография (как и зарубежная этнология), воз­никнув как наука, нацеленная на анализ и объяснение ритуалов, обычаев и верований, образа жизни и быта представителей раз­личных этносов, специфики их культурных связей с другими людь­ми, не могла обойти своим вниманием и собственно психологи­ческие их характеристики. Правда, ее больше должны были инте­ресовать (что, как правило, и имело место) не столько психоло­гическая, сколько культурная специфика, исторический опыт концентрации последней в социальных и исторических ценнос­тях, формирующихся в ходе жизни и деятельности определенных народов. В крайнем случае это мог быть общий механизм истори­ко-культурной социализации индивида, приобщения его к нра­вам и традициям конкретной национальной общности. В рамках этой области знаний не случайно сформировалось научное на­правление, называемое этносоциологией.

    Так в действительности и было, однако этнографы активно брались и за изучение сопутствующих проблем, в частности пси­хологических, которые они, однако, не могли решить верно, по­скольку последние относились к области совершенно другой ме­тодологии, специфическим особенностям функционирования ка­чественно иных феноменов.

    Именно потому, что социальная и культурная специфика всег­да составляла предмет исследования этнографии, что не могло не изучаться ею даже в те периоды российской истории, когда пра­вильное осмысление жизни наций было под строгим запретом (например, в годы культа личности), эта отрасль науки намного раньше, чем все другие, вышла в своих интересах сначала на изу­чение национальных в целом, а затем и национально-психологи­ческих особенностей людей.

    Однако подходы этнографов к пониманию сущности этнопси­хологических феноменов основываются на знании и учете социо­логических и культурных, а не психологических закономерностей проявления индивидуального и общественного сознания людей, что не позволяет в окончательном итоге методологически очень точно и практически верно осмыслить содержание собственно психологической сущности и механизмов их формирования, про­явления и функционирования. Отсюда сложились не всегда вер­ные представления о гносеологическом аспекте психологической активности представителей этнических общностей, когда их вос­приятие внешнего мира, интеллектуально-познавательные про­цессы, определенные психологические свойства личности и со­циальное поведение сознательно и без достаточно убедительных специальных исследований лишаются некоторыми учеными на­циональной специфики или трактуются не психологически .

    Активное вступление представителей отечественной психоло­гической науки в деятельность по изучению и анализу националь­но-психологических явлений несколько поколебало эту позицию*, однако она тем не менее часто является водоразделом между со­циологическим и психологическим подходами к этническим фе­номенам. Безусловно, психологическая наука должна аккумули­ровать в своей теории и конкретных прикладных исследованиях те находки и достижения, которые имеют место в других областях знаний.

    * См. результаты дискуссии по этим вопросам, прошедшей на страницах жур­нала «Советская этнография» в 1983 г.

    Так и происходит на самом деле. Известно, что за рубежом указанные подходы, с одной стороны, также имеют место, а с другой – они уже значительно дистанцированы друг от друга, используются в сугубо прикладных целях. Совершенно очевидно, что объяснять сущность и специфику функционирования явле­ний, психологических по своему содержанию и, кроме того, со­ставляющих предмет изучения психологической науки, последняя должна на основе именно психологических закономерностей. Со­циологический же и этнографический подходы к изучению этих явлений могут лишь дополнять научные представления об их про­исхождении, факторах и источниках формирования, а не претен­довать на роль истины в последней инстанции.

    Этническая психология, конечно же, должна развиваться в тес­ном сотрудничестве с другими науками. Ее взаимодействие с ними обусловливается необходимостью объединения усилий многих ис­следователей в интересах изучения сходного объекта - явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотно­шений и поведения людей в составе этнических общностей.

    Этнология (этнография) и социология помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно осмысли­вать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки и нравы представителей различных нацио­нальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотноше­нии находятся с национально-психологическими особенностями людей, как последние проявляются в процессе их социального и культурного бытия. В связи с этим предметом исследований соци­ологов и этнографов выступают не собственно национально-пси­хологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены - материальная культура народов, их структура, родство и система жизнеобеспечения, а также со­циальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этничес­ких отношений .

    Историческая наука дает возможность психологам точно ин­терпретировать факторы и источники формирования националь­но-психологических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их разви­тия.

    В то же время эти и другие науки, например педагогика (от греч. paidagogike - наука о воспитании детей), политология (от греч. politike - искусство управления государством + logos - наука, учение), нуждаются в результатах исследований психологов, по­скольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно опи­сывать специфику протекания политических процессов в кон­кретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенно­стей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, так как оно во многом определяет­ся спецификой национального опыта конкретной этнической общ­ности.

    Кроме того, в настоящее время из конкретных наук выдели­лись прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение национальной специфики многочисленных социальных явлений и процессов, без анализа результатов исследований которых не может обойтись этническая психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно специфи­кой исследований.

    Так, этносоциология (от греч. ethnos – племя, народ + лат. societas - общество + греч. logos - наука, учение) - научная дисциплина, сложившаяся на стыке социологии и этнографии, занимается изучением социальных явлений, происходящих в раз­личных этнических общностях. Некоторые представители этой науки, как уже говорилось, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в национальных отношени­ях, межличностном социальном взаимодействии, общении и поведении, т. е. охватывать большую часть предмета этнической пси­хологии. На самом же деле очень часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психо­логическое» и не стремятся объяснить их соответственно социо­логическими и психологическими закономерностями, как прави­ло, смешивая их.

    Этнокультурология (от греч. ethnos - племя, народ + лат. cultura -развитие + греч. logos - наука, учение) - отрасль культурологи­ческой науки, которая считает влияние культурной среды определяющим фактором этнопсихологических характеристик наро­дов. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, так как целостность культурной среды предполагает выработку единых правил поведения, наличие общей национальной памяти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную однородную систему культур­ных ценностей, которые используются его членами для выраже­ния своего этнического сознания.

    Культурная антропология (от лат. cultura – развитие + греч. anthropos - человек + logos - наука, учение) - отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии); занимается изучением человека как представите­ля различных культур, национальных общностей. Культурная ант­ропология исследует индивида как члена определенной этничес­кой группы, рассматривая последнюю как часть целого - конк­ретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу.

    Этнопедагогика (от греч. ethnos - племя, народ + paidagogike – наука о воспитании детей) - отрасль педагогической науки, ко­торая занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и способов воспитания и обучения, тради­ционных для конкретных народов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) ана­лизом влияния национальной психологии на обучение и воспита­ние представителей тех или иных этнических общностей; 4) уче­том закономерностей этого процесса в организации и осуществ­лении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагоги­ка тесно связана с этнической психологией. Но их нельзя отожде­ствлять, как это иногда делается.

    Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos - племя, народ + psyche - душа + лат. lingua - язык) - отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики эт­носа рассматривает влияние его языка и мышления, которые на­капливают и отражают исторический опыт этноса. По мнению пред­ставителей этой науки, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными формами общественного сознания, которые несут в себе значительную этническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представителей конкретной национальной общности, а специфическая функция языка (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов.

    Этническая психология - это самостоятельная, довольно молодая и одновременно достаточно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук, как психология, философия (социология) и этно­графия (этнология), которые в той или иной мере изучают нацио­нальные особенности психики человека и групп людей. Имея свои задачи, свои возможности в познании психологических особенностей представителей разных этносов, эти науки вступают в особое своего рода сотрудничество с этнопсихологией, привнося в ее пространство важные характеристики, выводы, предлагая свои научные позиции.

    Философия (от греч. sophia - мудрость) - одна из наиболее древних наук - теоретически осмысливает социальное и психологи­ческое своеобразие этнических групп и их представителей, прежде всего наций, и выясняет специфику его влияния на внутри- и межна­циональное взаимодействие и общение людей; разрабатывает мето­дологические принципы познания этих явлениям Представители оте­чественной теории наций и межнациональных отношений и многие их коллеги за рубежом давно уже признают наличие специфических черт национального характера (национальной психики) и их особого сочетания (находящего выражение в психическом складе нации, эт­носа) у членов той или иной этнической общности, проявляющихся активно в их деятельности и поведении.

    Социология (от лат. societas - общество + logos - учение), в свою очередь, всегда исследовала в рамках своей дисциплины качествен­ные характеристики национальных групп, выявляла их место в соц­иумах, параметры и отличительные характеристики, вот почему она не может оставить без внимания и их психологическое содержание.

    Этнография же (от греч. ethnos - племя, народ + grapho - пишу или этнология - от греч. ethnos + logos - учение) была изначально ориентирована на познание и обобщение данных о национальных традициях, привычках и вкусах, специфических особенностях пове­дения и действий людей различных этносов, непосредственно сталки­валась с проявлением в этих феноменах психологического своеобра­зия, не могла не комментировать его специфику, в определенной мере ее описывать и изучать.

    Психологическая наука, и в частности ее отрасль - социальная психология (от лат. societas - общество + греч. psyche - душа + logos - учение), - в силу предназначения должна заниматься конкрет­ным анализом национальных особенностей психики людей и выявле­нием закономерностей их проявления и функционирования. Национальная (этническая) принадлежность индивида, - отмечает Г.М. Андреева, - является чрезвычайно значимым для социальной психо­логии фактором потому, что она фиксирует определенные характери­стикой микросреды, в условиях которой формируется личность» . А так как сфера проявления национальных особенностей психики индивида достаточно обширна, закономерно вторгается в макро­среду и в то же время весьма рельефно очерчена в структуре обще­ственного сознания (общественного бытия), выделилась особая от­расль социальной психологии -этническая психология (от греч. ethnos - племя, народ + psyche - душа + logos - учение).

    Вместе с тем этническая психология должна развиваться в тесном сотрудничестве с другими науками;/Ее взаимодействие с ними обус­ловливается необходимостью объединения усилий многих исследова­телей в интересах изучения сходного объекта - явлений, выступающих следствием взаимодействия, общения, взаимоотношений и пове­дения людей в составе этнических общностей.

    Этнология (этнография) и социология помогают психологам: методологически верно и всесторонне более грамотно осмысливать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, тради­ции, привычки и нравы представителей различных национальных групп; осознавать, как они влияют и в каком соотношении находятся с национально-психологическими особенностями людей, как послед­ние проявляются в процессе социального и культурного их бытия. В связи с этим предметом исследований социологов и этнографов вы­ступают не собственно национально-психологические особенности, отличающие одних людей от других, а социокультурные феномены, а также социальная специфика внутригрупповых и межгрупповых этнических отношений.

    Историческая наука дает возможность психологам точно интерп­ретировать факторы и источники формирования национально-психо­логических особенностей представителей тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных проявлений психики этих людей на различных исторических этапах их развития.

    С другой стороны, эти и другие науки, например, педагогика (от греч. pcdagogike-наука о воспитании детей), политояогия (от греч. politika - государство или общественные дела + logos - учение) нуждаются в результатах исследований психологов, поскольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные явления, отно­сящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов может более точно описывать специфику протекания политических процессов в конкретных национальных ре­гионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления наци­онально-психологических особенностей народов, в них проживаю­щих. А педагогам этнопсихология способна подсказать, например, наиболее адекватное содержание воспитательных мероприятий, т.к. во многом определяется спецификой национального опыта конкрет­ной этнической общности.

    Кроме того, в настоящее время из конкретных наук выделились прикладные отрасли знаний, ориентированные на изучение нацио­нальной специфики многочисленных явлений и процессов, без ана­лиза результатов исследований которых не может обойтись этниче­ская психология. Вместе с тем эти отрасли знаний отличаются своим предметом и соответственно спецификой исследований.

    Так, этносоциология (от греч. ethnos - племя, народ и лат. so-cietas - общество + logos - учение) - научная дисциплина, сложив­шаяся на стыке социологии и этнографии и занимается изучением социальных явлений, происходящих в различных этнических общностях. Некоторые ее представители, как уже говорилось, считают, что она должна исследовать национальное сознание и самосознание, этнопсихологические особенности людей, проявляющиеся в нацио­нальных отношениях, межличностном социальном взаимодействии, общении и поведении, т.е. охватывать большую часть предмета этниче­ской психологии. Однако, несмотря на то, что этносоциология объек­тивно выходит на психологические вопросы, сталкиваясь с необходи­мостью учета психологических особенностей исследуемых субъектов, поле их исследования иное, различны изучаемые закономерности. И здесь очень важно чувствовать и учитывать границы различия, в частности, между понятиями «социальное» и «психологическое», что, однако, не всегда отмечается в этносоциологических работах. Часто представители этой науки не видят четкой грани между понятиями «социальное» и «психологическое» и не стремятся объяснить их соот­ветственно социологическими и психологическими закономерностями.

    Этнокультурология (от греч. ethnos - народ + cultura - развитие + logos - учение) - отрасль культурологической науки, в свою оче­редь, в качестве определяющего фактора этнопсихологических харак­теристик народов считает влияние культурной среды. По ее мнению, культура начинается с того, что на поведение людей накладываются ограничения, т.к. целостность культурной среды предполагает выра­ботку единых правил поведения, наличие общей национальной памя­ти, единой картины мира у представителей одного этноса. В процессе исторического развития каждый народ создает собственную целост­ную систему культурных ценностей. Их особенности выражают его этническое сознание.

    Культурная антропология (от греч. cultura - развитие + anthropos - человек + logos - учение) - отрасль науки, возникшая на стыке культурологии и этнографии (социальной антропологии), за­нимается изучением человека как представителя различных куль­тур, национальных общностей. Она исследует индивида как члена определенной этнической группы, рассматривая последнюю как часть целого - конкретной культуры, понимаемой как образ жизни, присущий тому или иному народу, обществу.

    Этнопедагогика (от греч. ethnos - народ + pedagogike - наука о воспитании детей) - отрасль педагогической науки, занимается: 1) исследованием своеобразия целей, задач, методов, приемов и спо­собов воспитания и обучения, традиционных для конкретных наро­дов; 2) сравнительным изучением специфики обучения и воспитания у различных народов; 3) анализом влияния национальной психоло­гии на обучение и воспитание представителей тех или иных этниче­ских общностей; 4) учетом закономерностей этого процесса в органи­зации и осуществлении педагогического и обучающего воздействия. Этнопедагогика тесно связана с этнической психологией. Но их нель­зя отождествлять, как это иногда делается.

    Этнопсихолингвистика (от греч. ethnos - народ + psyche - душа + от лат. linqua - язык) -отрасль лингвистической науки, которая в качестве главного фактора формирования психики этноса рассмат­ривает влияние его языка и мышления, которые накапливают и отра­жают его исторический опыт. По мнению ее представителей, любой язык тесно связан с этническими, правовыми, религиозными форма­ми общественного сознания, которые несут в себе значительную эт­ническую нагрузку. Кроме того, считается, что в функциональном плане структура языка определяет и структуру мышления представи­телей конкретной национальной общности, а специфическая функ­ция языка, (речи) влияет на своеобразие развития их психических процессов.

    Предметом этнической психологии как самостоятельной отрас­ли знаний является изучение своеобразия проявления и функциониро­вания психики представителей различных этнических о6щностей.

    Однако эта наука, как уже подчеркивалось, формировалась в борьбе различных взглядов на ее содержание, предмет, объект и ме­тоды, и многие точки зрения, позиции, до сих пор отстаиваемые, уже не отвечают велению времени, являются препятствием для изучения национально-психологических явлений.

    Долгое время главным общепризнанным в этнической психологии считалось понятие психологического склада. Вместе с тем, будучи заимствовано, оно до сих пор не наполнено реальным содержанием. «…Понятие «психологический склад нации» оказывается достаточно трудно поддающимся операциональному определению, - подчерки­вает Г.М.Андреева. - Поэтому в этнопсихологии предпринят ряд попыток найти такие эквиваленты этому понятию, которые были бы более доступны для использования их в эмпирических исследовани­ях. Как синоним «психологическому складу нации» употребляются понятия «национальный характер», «национальное самосознание», просто «национальная психология». Однако введение множества та­ких понятий не поправляет дело и лишь вносит недопустимый терми­нологический разнобой».

    Даже на примере одного этого замечания известного российского социального психолога, во многом верно отражающего ситуацию с категориальным аппаратом этнической психологии, хорошо виден методологический казус, с которым сталкивается данная наука. Вме­сто того, чтобы первоначально с помощью конкретных исследований изучить и понять сущность и содержание этнопсихологических фено­менов, а затем на этой основе сформулировать соответствующую концепцию, выдвигаемые позиции без достаточных на то оснований заранее загоняются в жесткую схeмy «психологического склада нации», содержание которого оказывается аморфным, неконкретным, противоречивым.

    Вот почему структура этнопсихологических явлений при напол­нении ее конкретным содержанием до сих пор испытывает влияние двух тенденций. Первая из них состоит в том, что в систему элементов этой структуры включаются компоненты, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии: характер, темпе­рамент, чувства, воля и т.д. представителей той или иной нации. Вторая тенденция предполагает изучение определенных общих черт национальной психологии, национального характера людей, состав­ляющих содержание этнопсихологических феноменов.

    На наш взгляд, обе тенденции заслуживают серьезного отноше­ния, безусловно, должны приниматься во внимание. Вместе с тем они еще недостаточно осмыслены в их взаимодействии и как бы сущест­вуют независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить «работать» в интересах общего дела, т.к. они не отрицают реально существующих, проявляющихся и осознаваемых человеком нацио­нально-психологических особенностей.

    Сделать это можно, если, правильно продумав исходные позиции, объединить в единое целое уже имеющиеся представления.

    Действительно, в рамках первой тенденции главным образом кон­статируется наличие системообразующих элементов психологии представителей этнических общностей, таких, как национальный темперамент, национальный характер и других… Функционирование последних само по себе предполагает присутствие внутри них конк­ретных составляющих подсистем: черт национального характера и темперамента, определенных национальных чувств и т.д. Общие ха­рактеристики национальной психологии, на которые делается упор во второй тенденции, теперь уже с определенными оговорками укла­дываются в рамки подсистемных элементов первой тенденции. Дру­гое дело, что их очень сложно классифицировать по единому основа­нию, т.к. в обоих случаях названия заимствованы из арсенала обоб­щающих понятий о психологических явлениях общей психологии, ориентирующих на проявление многообразных компонентов,их со­ставляющих, эмоциональных, познавательных, волевых и т.п. Все подобные противоречия снимаются, если ввести в научный оборот базовую категорию для этнической психологии - национально-пси­хологические особенности, что позволяет, с одной стороны, сами эти особенности в последующем идентифицировать в зависимости от того класса психологических феноменов, который их порождает.

    Можно говорить, например, о мотивационно-фоновых, интеллек­туально-познавательных, эмоциональных, волевых и коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностях людей. Мотивационно-фоновые национально-психологические осо­бенности характеризуют побудительные силы деятельности представителей той или иной этнической общности, показывают своеобразие ее мотивов и целей; интеллектуально-познавательные - определя­ют своеобразие восприятия и мышления носителей национально» психики, выражающееся в наличии у них специфических познавательных качеств, отличных от аналогичных у представителей других народов и дающих возможность по-особому воспринимать окружающую действительность, оценивать ее, строить планы деятельности модели и схемы способов достижения результатов; эмоционально волевые - обусловливают функционирование у представителей той или иной этнической общности четко выраженных своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности; коммуникативно-поведенческие - охватывают информационное и межличностное взаимодействие, общении взаимоотношения представителей конкретных народов, показываютих отличие, поскольку у этнической общности существуют свое установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, особенности организации и руководства.

    С другой стороны, совершенно очевидно: национально-психологические особенности -это реально присутствующие в общественном сознании и общественном бытии социально-психологические феномены, признавать наличие которых обязаны и социология, и этнография, поскольку обе эти науки, констатируя существование этнических своеобразных характеристик различных групп общества, должны согласиться и с реальностью функционирования особенностей психологии представителей этих групп.

    Фактически подобное уже давно имеет место, т.к. и социология, этнография фиксируют и даже в определенной мере исследуют своеобразие психики, различных общностей. Национально-психологические особенности в то же время выступают специфической форм функционирования общечеловеческих свойств психики.

    Вместе с тем представляется, что термин «национально-психогические особенности» более точен. Это не означает, что в фокусе главного внимания из всех этнографических групп оказываются только нации, которые как виды этнических общностей сложились на относительно позднем этапе исторического развития. Наоборот, мы придерживаемся точки зрения, согласно которой понятие «нацио­нально-психологические особенности» должно отражать в своем на­звании высшую степень развития психологии всех этнических групп, а не только наций. Исследовать эти особенности - значит, выявить сущностные характеристики психики любого этноса, видеть, прежде всего его национальную, т.е. окончательно оформленную этниче­скую специфику, т.к. последняя только на уровне нации предполага­ет самый высокий уровень обобщения, присущего той или иной об­щности своеобразия.

    И, наконец, необходимо помнить о еще двух характеристиках на­ционально-психологических особенностей, важных для их практиче­ского осмысления. С одной стороны, предпочтительное внимание национально-психологическим особенностям не означает, что в пси­хологии народов этноспецифические черты являются преобладающими. Напротив, они базируются на одной общечеловеческой психологиче­ской основе. С другой стороны, своеобразие национальной психоло­гии того или иного народа выражается не в каких-то неповторимых психологических чертах, а, скорее, в дифференцированном их соче­тании, воплощенном в его исторических традициях, предписываю­щих определенные формы реакций и поведения людей в ходе социа­лизации.

    Таким образом, этническая психология - это наука, изучающая закономерности развития и проявления национально-психологиче­ских особенностей людей как представителей конкретных этниче­ских общностей и отличающих их друг от друга. Она, в свою очередь, является отраслью социальной психологии и базируется на иссчедо-;;з,-"-иях, осуществляемых не только учеными-психологами, но и соц- , иологами, этнографами, философами, политологами, антропологами.у Национально-психологические особенности людей - реально суще­ствующие, активно функционирующие и четко осознаваемые иссле­дователями явления общественного сознания, имеющие свои специ­фические свойства, своеобразные механизмы проявления и оказыва­ющие большое воздействие на поведение и деятельность людей.

    Этническая психология и ученые, ее представляющие, занимают­ся прикладными исследованиями, которые в зависимости от того, кто их осуществляет, могут быть двух видов. Во-первых, психологи зани­маются изучением собственно национально-психологических осо­бенностей людей как представителей конкретных этнических общно­стей, независимо от того, являются ли они врожденными или приоб­ретенными в ходе социализации индивида, а также закономерностей их проявления и функционирования. Национально-психологические особенности формируются и в филогенезе ив онтогенезе, а значит, имеют непосредственную связь и с общим развитием психики чело­века. Общий перечень возможных направлений исследований этни­ческой психологии именно психологами должен отражать и традици­онную психологическую рубрикацию, включая в себя как интеллек­туально-познавательные процессы, эмоционально-волевые явления, психологическое своеобразие групповых форм взаимодействия и поведения людей, так к национально-специфические потребности ин­тересы ценностные ориентации.

    Во-вторых, социологи, и, этнографы проводят, главным образом, этнокультурное исследования. Их предметом является не изучение собственно национально-психологических особенностей, отличаю­щих одних людей от других, а национальное своеобразие культурных потребностей и традиций, социальных стереотипов поведения и жиз­ни представителей конкретных этнических общностей.

    Методологическими принципами этнической психологии, безусловно, выступают принципы; психологической науки в целом, кото­рыми она должна руководствоваться, при анализе собственно психо­логических феноменов.

    Принцип детерминизма показывает причинную обусловленность национально-психологических особенностей социальными и иными, в том числе общепсихологическими факторами, влияющими на про цесс формирования той или иной этнической общности, которые и определяют специфику их, функциониррвания и проявления. Вот по­чему для того, чтобы, правильно осмыслить конкретный этнопсихологический феномен, необходимо понять специфические причины и условия, его породившие.

    Методологический принцип единства сознания и деятельности вооружает этнопсихологию правильным пониманием сущности про­явления этнопсихологических феноменов в зависимости от законо­мерностей того или иного вида деятельности, в которую вовлечен представитель национальной общности. С одной стороны, очевидно, что общие закономерности конкретной деятельности рождают сход­ство в проявлении психологии субъектов её осуществления. С другой - национальное самосознание, будучи по своему происхождению своеобразным у каждого народа, вносит такое же отличие и в элементы, формы и результаты самой деятельности.

    Принцип личностного подхода требует при изучении любых на­ционально-психологических особенностей учитывать, что их носите­лем всегда выступает, во-первых, конкретная личность и, во-вторых, представитель определенной этнической Общности, с характерными для них чувствами мыслями, переживаниями и т.д. Следовательно, нужно постоянно помнить: в психологии каждого человека присутст­вует и личностно, и национально особенное, проявляющиеся в един­стве и противоречивости своего сочетания.

    Можно говорить и о наличии у этнической психологии и своих собственных методологических принципов, каким например, выступает принцип гносеологического подхода к анализу национально-психологических особенностей людей, который ориентирует на тщательное изучение и сопоставление социально-исторического своеоб­разия процессов развития одной нации или народа в отличие от других, учит видеть проявление специфического в их психологии как результат закономерного сочетания воздействия известных экономи­ческих, политических, социальных, культурных я психологических факторов.

    Кроме того, необходимо принимать во внимание и принцип учета этнографических факторов. Последние производны от материаль­ной жизни и материального бытия людей. Приих осмыслении важно руководствоваться демографическими и статистическими закономер­ностями, с которыми они связаны.

    Следует помнить и о принципе относительности всех психоло­гических характеристик наций, равноправии и взаимоуважении их представителей в вопросах духовного развития каждого этноса, который ориентирует ученых на достаточно осторожное обращение с результатами своих исследований, предполагает отказ от противопо­ставления и абсолютизации конкретных черт этнической психики конкретных народов.

    Одним словом, этнопсихология как особая научная сфера, зани­мающая все более активно важное место в системе научных знаний, не только прочно опирается на достижения многих других дисциплин в их познании психологии человека, но и сама щедро питает их, раскрывая в рамках своих возможностей не только психологические осо­бенности разных этносов, но и закономерности их функционированияи развития.

    Мосейко А.Н К проблеме национального характера

    «Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, духа и уклада. Двенационализуясь, чело­век теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и священным огням жизни, ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: и них заложены и жи­вут целые века всенародного труда, страданий, борьбы,созерцания, молитны и мысли»

    Ильин И.А. М., 1993. С. 136.

    О русском народе, его характере, о русской душе, культуре, исто­рии говорят и пишут давно, много и разнообразно. Писали и пишут в России и за ее пределами, в разные времена и при разных историче­ских обстоятельствах.

    Характеристики, даваемые русским, столь различны и противопо­ложны, что вызывают у многих некое почти мистическое недоумение. Ни один народ не удостаивался чести порождать такие противоречи­вые чувства.

    «Загадочная русская душа», русский народ характеризуются та­кими качествами, как религиозность, трудолюбие, доброта, справед­ливость, честность, терпеливость, свободолюбие, бесстрашие, пред­приимчивость. Однако у других авторов все наоборот, и русские ха­рактеризуются как пьяницы, трусы, как лодыри, лжецы, люди с рабской психологией, не способные понять высокие чувства и готовые к актам жестокости и вандализма.

    Более глубокие исследователи, такие, например, как писавший в начале нашего века англичанин Морис Бэринг, пытаются понять про­тиворечивость русского характера. Бэринг пишет об энергии, смело­сти мысли русских, но одновременно об отсутствии чувства меры, экстравагантности, робости поведения, скачках от энергии к бездея­тельности, от оптимизма к пессимизму, от бунта к подчинению. В русском человеке, считает он, сочетаются свойства Петра Великого, князя Мышкина и Хлестакова.

    В последнее десятилетие о русских говорят и пишут особенно много и, к сожалению, часто негативно.

    В ближнем зарубежье, в бывших советских республиках негатив-нос отношение к русским объяснимо, хотя и несправедливо. Про­изошла определенная аберрация сознания, как бы персонификация зла, эффект «козла отпущения», в результате чего русские ассоции­руются с большевизмом, с догматической идеологией, от которой они пострадали не меньше друг их народов.

    Удивительно другое - в последние годы в России, особенно в среде интеллигенции и даже в академических изданиях, возникла своеоб­разная антирусская мифология, оперирующая мифами об отсутствии у русских трудовой этики, духа предпринимательства, об исконном варварстве русских, об их безинциативности и лени, рабской покор­ности и невежестве. Что это? Мазохизм, подсознательное стремление к покаянию или желание подыграть западным партнерам? Или это национальная черта - самоуничижение и экзальтированный самокритицизм?

    Во всех этих вопросах хочется попробовать разобраться.

    Но прежде - о национальном характере вообще. Существует ли он? Или это некий миф, фантом.

    К. Леви-Стросс писал, что оригинальность каждой из культур заключается прежде всего в ее собственном способе решения проблем размещения ценностей, общих всем людям. Только значимость их никогда не бывает одинаковой в разных культурах. Современная этнология, - говорит он, - все сильнее стремится понять истоки этого таинственного выбора.

    И действительно, каждый народ строит свой национальный Кос­мос, создаст свой образ мира. Элементы образа (картины) мира носят общечеловеческий характер, но их расположение, а главное, осмыс­ление и оценка специфичны для каждого народа. Народ, нация (эт­нос) вырабатывают систему оценок своего Космоса и самых себя в нем с позиций добра и зла. Категории добра и зла архетипичны и присут­ствуют в любой культуре, однако содержание их меняется, развива­ется, наполняется разными смыслами в различных культурах.

    Субъекты национальных культур, сформировавшихся в разных природных условиях и в разные эпохи, отличаются друг от друга своим мироощущением и миропониманием, «углом зрения», оценка­ми мира и самих себя в нем, своими устремлениями и идеалами, эмоциональными реакциями и предпочтениями, т.е. своими нацио­нальными характерами.

    Народ, его культура в процессе исторического развития меняются и развиваются, меняется общественный менталитет (в котором соче­таются сознательные и бессознательные компоненты), точнее, его сознательная сфера.

    А что же национальный характер? Меняется ли он и в каких пределах? Современный человек сильно изменился, изменился его облик и предпочтения, оценки и социальные идеалы. И тем не менее француз, араб, русский, киргиз, эстонец, американец поведут себя по-разному в одинаковых жизненных ситуациях, по-разному обуст­роят свои жилища (несмотря на тенденцию к унификации), органи­зуют свой бизнес, досуг и т.д. Такие различия (по сравнению с нами) в оценках, в поведении, в реакциях мы видим в американских филь­мах на экранах наших телевизоров.

    Русский эмигрант, увезенный во Францию в раннем детстве и лишь к старости попавший в Россию, рассказывает:

    Всю жизнь я говорил по-французски, дружил с французами, женился на француженке и всегда я со своей мечтательностью, стрем­лением к каким-то высшим целям казался окружающим сумасшед­шим, да и сам себя считал таковым. А вот приехал сюда, пообщался с людьми и понял: я не сумасшедший, я просто русский. Человек жил практически вне своей культуры, но сохранил свой национальный характер, некие его фундаментальные черты.

    Поразительные примеры демонстрирует нам детская психология. Наш жизненный уклад сейчас полностью перевернулся. Все, что име­ло знак минус, приобрело знак плюс, и наоборот. Некоторые семьи не только «вписались» в рыночные отношения, но и якобы усвоили чуж­дые российскому образу жизни и характеру принципы: «время деньги», «нечего заниматься пустопорожними разговорами», «надо дело делать, а не мечтать», «кому нужны какие-то подвиги и романтиче­ские бредни» и т.д. А вот дети в таких семьях часто мечтают, и не о сникерсах и черепашках ниндзя, а «о подвигах, о доблести, о славе». Эти благополучные детишки в меру своих сил думают и рассуждают о «мировых» проблемах - добре, красоте, справедливости. Куда же им деваться, если в их маленьких сердцах звучат голоса предков, стремившихся к «абсолютному добру» и сражавшихся со злом во всех его видах. Взрослые эти голоса не слышат или стараются не слышать, а иногда боятся их слышать и стремятся «вылечить» своих детей от «пустых» и «ненужных» сегодня чувств.

    Детские психологи И. Медведева и Т. Шишова в своей умной «Книге для трудных родителей» рассказывают о таких взрослых, о маме, например, которая главным недостатком своего ребенка счи­тала его мечтательность. И о другой маме, которая, краснея и запи­наясь, сообщила психологам, что у ее сына... патриотизм, и что она, пытаясь освободить его от этого лишнего и вредного чувства, действо­вала «...и угрозами, и уговорами... ничего не помогает... Даже обо­стряется...» Звучит как анекдот, но это свидетельство, до каких па­радоксов доходит сегодня наша жизнь.

    Можно себе представить, как ломается психика - наша и наших детей и их детей, и кто знает, сколько еще поколений испытают на себе последствия сильнейшего культурного срыва, когда рушатся ве­ковые устои под давлением иной цивилизационно-культурной систе­мы ценностей, когда государством и средствами массовой информа­ции внедряются чуждые национальному характеру установки и принципы поведения. Надежда одна - природа национального ха­рактера, его, в какой-то мере, иррациональная сущность, которые устоят.

    Для любой культуры характерна определенная закономерность. Как бы не изменялась культура, даже в самых неблагоприятных ус­ловиях культурного срыва, когда быстро и радикально меняется самое главное - картина мира, система ценностей, социальные идеалы, доминанты идентификации личности - в культуре сохраняются не­кие фундаментальные основы, на базе которых восстанавливается картина мира, система ценностей, хоть и радикально измененные, но характерные именно для данной этнической культуры в данный пе­риод ее существования и соответствующие «душе народа», его инациональному характеру.

    Итак, национальный характер оказывается наиболее устойчивой зоной этнической культуры, ее ядром. Именно в нем наиболее явно обнаруживаются следы коллективного бессознательного народа, его архетипы, в нем имплицитно содержится спрессованный в виде знаков и символов исторический опыт многих поколений народа.

    Немного об этнических архетипах. Определяя архетипы, боль­шинство исследователей вслед за К. Юнгом обращает внимание на общечеловеческий характер этих компонентов коллективного бессоз­нательного. Однако уже Юнг писал об иерархии архетипов, отметив, что «господствующие архетипы не остаются неизменными раз и на­всегда» и принимают различную форму в Германии, Италии и России. «Архетипы, - пишет К. Юнг, - принадлежат группам, народам или всему человечеству». Одни и те же архетипические образы хаоса и порядка, света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти у каждого народа имеют свое осмысление и воплощение, что обнаруживается в особенностях картины мира, в системах ценностей и особенно в национальном характере. К. Юнг видел, например, в движении немецкого национал-социализма и особенно в мифологии этого движения влия­ние мифического древнегерманского образа - бога Вотана - олицет­ворения «тевтонской ярости», одержимости, грозы, колдовства. Юнг пишет, что влияние этого бога еще в середине нашего века можно было обнаружить в немецких деревнях.

    Этнические архетипы закрепляются в знаковых системах народа - в его языке, сказках, мифах, обрядах, ритуалах. Б.А Рыбаков отмечает, что древнерусское божество Род, воплощавшее все высшие и жизненно важные понятия русского человека, саму суть его миро­понимания и нравственности, нашло отражение в широком круге слов с корнем «род»: Род (семья, племя), Народ, Родина, Природа, Родить, Рожать, Урожай.

    Этнические архетипы обнаруживаются и в таких трудноуловимых субстанциях, как эмоциональные реакции, вкусы и предпочтения, идеалы, взгляды, чувства, т.е. в национальном характере. Поэтому не случайно ассимилировавшийся во Франции русский чувствует свою непохожесть и понимает ее суть только в России. Не случайно молодые француженки и французы русского происхождения, бабуш­ки которых родились во Франции, на пасхальной службе в храме Александра Невского в центре Парижа с просветленными, залитыми слезами лицами слушают русский хор, не понимая ни слова.

    Прежде чем приступить к анализу основных черт русского наци­онального характера, хотелось бы сделать еще одно отступление, поставив один из наиболее сложных вопросов. Кто является субъек­том русского национального характера? Бесспорно, представители русского этноса. На мой взгляд, близки к русскому национальному характеру украинцы и белорусы, имеющие общее с русскими проис­хождение, общую историческую память и разделившиеся в силу ряда геополитических и исторических обстоятельств. В характерах укра­инцев и белорусов возможны некоторые специфические черты, но, думается, фундаментальные основы являются общими.

    Являются ли носителями русского национального характера века­ми живущие в России (не в автономиях) и ассимилировавшиеся в русской культуре татары, немцы, евреи, шведы и др.? Думается, да, тем более, что многие из них состоят в смешанных браках (имеют родителей разных национальностей), считают родным языком рус­ский и часто отличаются от «этнических русских» только фамилией или антропологическим обликом, да и то не обязательно, а многие вообще считают и называют себя русскими.

    А как же с этническими архетипами? Не стучатся ли в их сердцах еще более древние архетипы? Возможно, иногда и стучатся, как сту­чатся в сердца русских угро-финские, арийские, татарские предки.

    Название: Этническая психология. 4-е издание.
    Крысько В.Г.
    Год издания: 2008
    Размер: 1.17 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский

    В книге представлена этнопсихология - сравнительно молодой раздел психологической науки, изучающий особенности функционирования психики и психические проявления у представителей разных этнических групп. "Этническая психология" освещает предмет этнической психологии и задачи этнопсихологии, ее историческое развитие, представлена психологическая характеристика этнических групп, охарактеризованы этнопсихологические феномены, механизмы их функционирования и проявления, этнические конфликты и их специфика, этнопсихология семейных отношений.

    Название: Диагностика межличностных отношений.
    Духновский С.В.
    Год издания: 2009
    Размер: 2.97 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Психологический практикум "Диагностика межличностных отношений" рассматривает такие вопросы, как теоретические основы психологии отношений (определение, классификация, проблемы развития) и диагностика... Скачать книгу бесплатно

    Название: Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция.
    Дозорцева Е.Г.
    Год издания: 2006
    Размер: 7.61 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Пособие "Психологическая травма у подростков с проблемами в поведении. Диагностика и коррекция" рассматривает такие базовые вопросы, как определение понятия психологической травмы, раскрыты основные п... Скачать книгу бесплатно

    Название: Судебная сексология.
    Ткаченко А.А., Введенский Г.Е., Дворянчикова Н.В.
    Год издания: 2001
    Размер: 17.93 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Книга "Судебная сексология" является прекрасным прекрасным методологическим руководством по судебной сексологии. В издании освещены методологические основы судебной сексологии и сексологической экспер... Скачать книгу бесплатно

    Название: Сексология.
    Кон И.С.
    Год издания: 2004
    Размер: 8.76 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Учебное пособие "Сексология" рассматривает базовые вопросы сексологии, освещая такие вопросы как сексология как наука, характеризуя понятия пола, гендера и сексуальности. В книге приведена сексуальная... Скачать книгу бесплатно

    Название: Криминальная сексология.
    Дерягин Г.Б., Эриашвили Н.Д.
    Год издания: 2011
    Размер: 4.43 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Учебное пособие "Криминальная сексология" подробно рассматривает определение понятия сексологии и криминальной сексологии, охарактеризована сексуальность, понятие пола, дана классификация форм половой... Скачать книгу бесплатно

    Название: Криминальная психология.
    Пирожков В.Ф.
    Год издания: 2001
    Размер: 17.94 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Книга "Криминальная психология" рассматривает базовые вопросы возрастной психологии детей и подростков при совершении ими преступных действий в теоретическом, практическом и методологическом аспектах.... Скачать книгу бесплатно

    Название: Введение в сексологию.
    Кон И.С.
    Год издания: 1999
    Размер: 6.93 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Учебное пособие "Введение в сексологию" рассматривает такие вопросы, как определение понятия и суть сексологии как науки, представлена анатомо-физиологическая структура половых органов, охарактеризова... Скачать книгу бесплатно

    Название: Экспериментальные методики патопсихологии
    Рубинштейн С.Я.
    Год издания: 2010
    Размер: 5.89 МБ
    Формат: pdf
    Язык: Русский
    Описание: Учебное пособие "Экспериментальные методики патопсихологии" под ред., Рубинштейна С.Я., рассматривает экспериментальное использование методик в клинической практике для изучения психопатологических яв...



    
    Top