Пособие для развития ребенка 3 лет

В сегодняшнем выпуске рубрики Мария Костюченко , постоянная ведущая этой рубрики , познакомит вас с развивающими пособиями для детей 2-3 лет.

В прошлый раз мы с вами говорили о том, . Я решила продолжить развивать эту тему и рассказать о самодельных развивающих играх для деток от двух до трёх лет.

В этом возрасте детки учатся разделять предметы на группы, искать общие признаки, понимать много и мало, активно осваивают геометрические фигуры, поэтому и выбранные мною пособия будут помогать нам решать эти задачи. Так как мы не просто должны научить ребёнка понимать новые для него вещи, но и не забывать о старых навыках, то и новые пособия должны сочетать в себе несколько функций. Поэтому первое пособие, о котором я вам расскажу, будет сортер день/ночь .

Для его изготовления вам понадобятся две одинаковых баночки от ватных палочек. С помощью клея соединяем их вместе (дно одной приклеиваем ко дну другой, как показано на рисунке). Декорируем их по своему усмотрению так, чтобы на одной части чётко прослеживалась тема дня, а на другой – ночи. Крышки в этот раз я расписывала витражными красками. Макетным ножом проделываем плоское отверстие. Из плотного картона я вырезала круги, чтобы легко проходили в вырезанное отверстие. На каждый круг приклеила картинку, символизирующую день или ночь, и оклеила её скотчем. Всё, игрушка готова! Ребёнок рассматривает картинки и раскладывает их то в одну часть сортера, то в другую, в зависимости от времени суток. Вторая игрушка тоже сортер , но из других материалов: банка от детской смеси (я на ней кашу варила) и крышки от детского пюре. Тема: живая и неживая природа. На каждой крышке приклеена картинка с изображением объекта живой (животные и растения) или неживой природы (луна, солнце, горы, песок, камень и т.д.). Сама банка оклеена в этом же стиле. Вы просите ребёнка положить в баночку только объекты живой природы или наоборот – неживой, предварительно объяснив ему, что есть что.


Следующая игра предназначена для закрепления навыков группировки предметов по определённому признаку или принадлежности предмета к группе . Для этой цели мне очень удачно встретились пластиковые диски, которые я нашла в упаковках, когда покупала пустые диски-болванки для записи на них данных.

  • Читайте также:

Диски оказались двух видов: одни просто плоские и прозрачные, вторые разделены на сектора. Это их разделение и подсказало мне идею будущего пособия. С помощью клеевого пистолета я соединила между собой эти диски, как показано на рисунке. По центру каждой такой «коробочки» прикрепила картинку с изображением группы предметов (одежда, овощи, фрукты, животные и т.д.). Измерила получившиеся сектора в новых «коробочках» и по ним из плотного картона вырезала заготовки, которые оклеила картинками. Суть игры: вы выкладываете перед ребёнком целую гору картинок (начинать лучше с малого) и предлагаете найти каждой картинке «домик». Согласно изображению на «коробочке» ребёнок должен соотнести одинокую картинку с группой предлагаемых предметов. Чтобы сделать такую игру, вам не обязательно иметь такие диски. Вы можете нарисовать ромашку на картоне. По центру ромашки приклеить общую картинку, а на каждом лепестке предмет этой группы.


Последние два пособия помогут нам в закреплении геометрических фигур и развитию пространственного мышления. Первое пособие – счётные палочки ! Самые обычные и такие многофункциональные. Я сейчас не буду рассказывать о том, что это прекрасный счётный материал, но то, что из них можно складывать геометрические фигуры и целые картины, вы сейчас сами увидите. Так как маленькому ребёнку ещё сложно сходу выложить домик или ёлочку, то предлагаю ему помочь. Для этого вам потребуются обычные листы белого картона, фломастеры и счётные палочки. Вырежьте карточки желаемого размера так, чтобы на каждой мог уместиться небольшой рисунок. Выложите этот самый рисунок из счётных палочек и обведите каждую палочку фломастером, а потом раскрасьте рисунок. Ребёнок будет сам выкладывать палочки по вашим заготовкам. Так он быстрее поймёт, как палочки помогут ему создать картину или предмет и впоследствии сможет это сделать уже самостоятельно без опорных картинок.


Второе пособие – геометрик . В магазинах развивающих игрушек их очень много, но меня всегда пугала цена, поэтому я взяла у папы деревянную досочку (правда, у меня она нестандартной формы), расчертила её на квадраты и в точках пересечения квадратов ставила разноцветные кнопки на высокой ножке. Покрасила доску в чёрный цвет и покрыла лаком. Всё, пособие готово! Теперь только нужно прикупить набор канцелярских резинок и с помощью них выкладывать фигуры или картины на нашем геометрике. Чтобы ребёнку было проще понять, как выкладывать фигуры, я использовала картонные заготовки, когда Даша поняла принцип, то мы и домики из резинок выкладывали и даже осенние листики. Это пособие очень увлекает ребёнка не только 2-3 лет, но и сейчас, почти в 4 года оно очень популярно у нас!

Что же собственно такое «Детское развивающее пособие»?
Существует понятие о теории развивающего обучения — направлении в дидактике (разделе педагогики, раскрывающем основы усвоения знаний, умений и навыков и формировании убеждений) и практике образования, содержанием, методами и формами организации способствующего развитию физических, познавательных и нравственных способностей учеников с использованием их потенциальных возможностей развития.
Детское развивающее пособие является одним из инструментов этой теории развития, содержащим в себе эти методы и формы в виде заданий и игр, воздействующие на обучение, умственное и творческое развитие .

Основные цели дидактических пособий для детей в возрасте 2-3 лет:

  • развитие мелкой моторики пальцев рук;
  • концентрация внимания;
  • развитие логического мышления;
  • развитие речи.

Моему сынишке будет 3 годика, усидчивости совершенно никакой не было и внимание, более чем 5 минут ни на каком задании задержать он не мог. В данной ситуации у меня стал вопрос о том, как же это внимание развивать . Мой ребенок, не имея усидчивости, любит творчески помастерить. Исходя из этого начала выбирать наши первые детские пособия по творчеству, а позднее и на логику.

Выбирая «развивалку» для своего чада учитывала следующее:

  • 1. Пособие стоит брать строго по возрасту.
  • 2. Если это серия, то всегда следует начинать с первой книги или тетради.
  • 3. Простота в оформлении (сильно сложные и черезчур цветные картинки будут запутывать малыша).
  • 4. Интерес к выполнению заданий (конечно невозможно предугадать подойдет это пособие вашему малышу или нет, но примерно зная его интересы, перед покупкой обязательно пролистайте и просмотрите содержание материала).

Пройдя по книжным магазинам к детским отделам с развивающими пособиями, перелистав их более чем предостаточно, задаешься вопросом, а что же собственно купить? Учитывая, что каждое издательство предлагает свои развивающие материалы, в данной статье я рассмотрю самое интересное, на мой взгляд, попавшее мне в руки.

1. Издательство «Махаон». Серия тестов от Ольги Земцовой
В данной серии Вы найдете тесты на любой вкус и тему - это и логика, и грамматика, и общее восприятие . К тестам могут прилагаться наклейки. Задания довольно просты и понятны в выполнении. Меня в частности заинтересовала серия «Первые шаги», «От простого к сложному», «Что я знаю и умею» - все три пособия в одной подсерии и выполняются поочередно. Задания в книге разнообразные (в основном, на развитие внимания), вопросы сформулированы чётко и понятно для ребёнка, картинки яркие, не перегружены мелкими деталями.



2. Издательство «Махаон». Серия книг Трейс Морони «Всё, что я люблю»
Удивительные и милые книги про то, как зайка познает мир и учится. В данную серию входят книги про отношения в семье, с друзьями, про правила поведения в школе и многое другое. Чудесные цветные иллюстрации не оставят равнодушными даже взрослого, не то что ребенка. Книги содержат небольшие предложения с ключевыми фразами, выделенными жирным шрифтом для привлечения внимания малыша, являющиеся первыми и важными жизненными установками для вашего крохи. В конце каждой книги Вы найдете рекомендации для родителей от психолога и автора данной серии Трейс Морони.

3. Издательство «Карапуз». Развивающие Дидактические игры
Автор Татьяна Барчан. Данные пособия очень сложно найти, но очень рекомендую их поискать . Дидактические игры Татьяны Барчан - многоплановые, интересные, нестандартные, со множеством загадок, сюжетных поворотов и загадок. Эти игры довольно просты: ребусы, карточки-пары на запоминание, лото, задания, в которых нужно первым прийти к финишу, решая разные задачки по ходу. Очень грамотно продумано задание, хотя и посложнее будет, чем тесты О.Земцовой из «Махаона». Советую Вам найти данное пособие.

4. Издательство «Карапуз». «Великая книга о пальчиках и звуках»
Вам поможет развивать мелкую моторику и речь малыша . Книга содержит множество стишков, историй и пальчиковых игр с заданиями показать ручками и проговорить действие. В каждом стишке или истории Вы найдете визуальные объяснения что и как показывать малышу, где необходимо проговорить действие. Незаменимая вещь в развитии речи!

5. Издательство «Мелик-Пашаев». Тетради «Кумон»
Очень интересные развивающие тетради для вырезания, аппликаций, складывания картинок оригами, рисования . Данные пособия научат вашего малыша правильно начертить ровные линии, сделать аппликацию или сложить картинку, а также подумать и дорисовать чего же не хватает в иллюстрации. Каждое задание в тетради оснащено объяснением. В начале тетради содержатся общие рекомендации для родителей по данной методике обучения.

6. Издательство Мозаика-Синтез. Наклейки «Для самых маленьких»
Очень хороши и просты для развития мелкой моторики рук и мышления большие наклейки с наипростейшими заданиями на сравнение предметов, к примеру, найти и показать маленького и большого зверя, или длинный и короткий предмет. Сама картинка-полотно с заданием уже дает подсказки малышу, куда и что должно клеиться.

7. Издательство Мозаика-Синтез.Творческие альбомы «Это может Ваш малыш»
На мой взгляд лучшие творческие альбомчики, хоть и довольно простые. Четко и точно описано задание, как выполнять и что в итоге должно получиться. В серии Вы увидите альбомы по рисованию, работе с бумагой и пластилином . Каждый альбом отличается методикой и смыслом заданий.

8. Издательство Мозаика-Синтез.Творческие папки «Маленькие фантазеры»
В данной папке Вы найдете цветные картонные основы для творческого занятия с различными материалами, такими как пластилин, текстиль, фольга, вата, зерно и т.д. Задания очень интересны. В итоге представляют собой готовую объемную картинку, сделанную Вами с малышом, которую можно потом презентовать бабушке.

9. Издательство Мозаика-Синтез. Серия «Школа семи гномов»
Данная серия идет годовым изданием тоненьких книжек с объяснениями малышу различных вещей. Помимо объяснений в данных книжечках Вы также сможете найти небольшие игры-задания, что-то показать. Эти пособия можно покупать и по отдельности, если Вам не нужен годовой курс.

10. Издательство «Эгмонт». Книжки с магнитами
Данных книжечек немало, но именно книжки по мотивам известных мультфильмов больше привлекают малышей. Каждый разворот книги содержит небольшую ситуацию и задание к ней. В данной серии Вы найдете книжки про «Лунтика», «Машу и медведя», «Белку и стрелку», а также по сюжетам Диснеевских мультфильмов.

По своему личному опыту скажу, что выбранные пособия очень нравятся моему малышу, он сам, приходя из детского сада подходит к шкафу и достает с полки свою стопку, выбирая чем же мы будем заниматься. А это как раз тот факт, который подтверждает интерес ребенка узнать что-то новое, чего мы и хотим от данных пособий.
Возможно это подойдет далеко не всем, ведь каждый малыш индивидуален, но все-же попробовать стоит, так как данные издания грамотно составлены детскими психологами, педагогами и логопедами . А от нас, как от родителей, главное терпение и внимание к нашему чаду при выполнении заданий.

Удачного развития!!!

Всего отзывов: 0


Статьи » Дети » Выбираем развивающие пособия для малышей 2-3 лет

Да простит меня мой читатель за две статьи про книги подряд, но уж очень хочется закончить начатое. Вот сейчас выговорюсь и, обещаю еще долго про книги не писать

Итак, если вы еще не читали ранее опубликованные подборки для 2-летних детей, то обязательно почитайте, их можно найти здесь: и авторы. А сегодня я хочу рассказать про интересные развивающие книги для детей 2-3 лет. Те, которые мы с Таисией действительно читали, которые нам понравились, и которые не стыдно порекомендовать.

В наш список развивающих книг вошли:

  1. книги, которые помогают знакомить малыша с окружающим миром, рассказывают об основных профессиях, животных, временах года и даже о том, как вести себя в основных житейских ситуациях. Так называемые первые энциклопедии.
  2. литература для знакомства малыша с цветами, формами, освоения навыков счета.
  3. сборники заданий на логику, внимание, память, развитие речи.
  4. книги с пальчиковыми играми и различными упражнениями на развитие мелкой моторики.

Ну а теперь обо всем по порядку.

  • Серия «Зачем? Отчего? Почему?» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

.

Начну подборку с замечательной серии энциклопедий для малышей от издательства «АСТ». В этих книжках отобраны самые интересные и понятные малышам факты обо всем на свете: животных, машинах, человеке, технике. Текста в книгах не слишком много, важную роль на себя берут иллюстрации. Они, кстати, очень приятные, рисованные. Но главное, что здесь так привлекает внимание ребенка – это множество открывающихся окошек (клапанов). По-моему, детей, равнодушных к подобного рода «секретикам» просто не бывает, так что интерес ребенка гарантирован.


В серии довольно много энциклопедий на самые разные возраста. Для детей от 2 лет, на мой взгляд, хорошо подходят «Мое тело, мои чувства » (самые элементарные представления о строении человеческого тела, чувствах, умениях), «Как это работает? » (рассказывается про основную технику в доме: зачем она нужна, и как ей пользуются), «Машины-спасатели » (немного о работе спасателей и о спецтехнике; для мальчиков, по-моему, просто лучше не придумаешь), «Моя собака » и др.


  • Ричард Скарри «С утра до вечера в городе добрых дел» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Свои книги Ричард Скарри создал еще 20 лет назад, но они по-прежнему не теряют своей актуальности. Да, возможно, некоторые единичные элементы немного устарели, но в целом я пока что не встречала более интересной для малыша книги, которая бы также доступно и в то же время с юмором объясняла, как работает почта, больница, железная дорога, пожарные, уборщики мусора и т.д. Например, в книге ребенок может отследить, что происходит с письмом, после того как мы бросаем его в почтовый ящик, или куда девается мусор, выброшенный нами в урну. Очень милые иллюстрации, потешные персонажи, попадающие в смешные ситуации, сразу становятся любимыми, поэтому книгу хочется читать снова и снова.


Есть еще одна похожая книга Ричарда Скарри (и, пожалуй, самая известная) – «Город добрых дел » (Ozon , Лабиринт , My-shop ), но она все-таки больше подходит на возраст от 3 лет, в ней различные жизненные ситуации рассматриваются более детально. А вот «С утра до вечера в городе добрых дел » — как раз то, что нужно малышам.


Если говорить про недостатки книги, то текст все-таки не идеален. Во-первых, его мало, во-вторых, он перегружен большим количеством имен персонажей и слов, которые переводчик выдумал сам, вроде «пылесосельщик» или «одеждоскладыватель». Так что многое здесь точно нужно говорить от себя, однако это не слишком портит впечатление от книги. Мы с Таисией ее просто обожаем.

  • Д. Колдина «Воспитание на примерах. Жизненные ситуации» (Ozon , Лабиринт , My-shop )


Думаю, все мамы слышали о кризисе 2-3 лет, и, возможно, уже даже с ним столкнулись Действительно этот возраст непростой, в ребенке просыпаются сложные эмоциональные процессы, он учится выстраивать свои отношения с окружающими, часто начинает манипулировать родителями при помощи капризов и обид. Поэтому будет очень хорошо, если у вас под рукой окажется вот такой сборник примеров поведения. Нет, он совсем не занудный, в довольно приятной манере ребенку здесь описываются различные жизненные ситуации, показывается, к чему приводит то или иное поведение (например, долго одевались на улицу – там уже стемнело, игрушки были разбросаны на полу – папа случайно наступил, и игрушка поломалась). Текст в книге очень простой, хотелось бы более развернутых предложений, но зато самым маленьким все понятно.


Особенность этой книжки еще и в том, что главным героем здесь является сам ребенок. (Во время чтения вместо маленьких картинок с малышом вам предстоит подставлять имя ребенка.) Таисии очень нравилось, что книга именно про нее и про ее друзей. Она искренне переживала за героя, как за саму себя.

Мы покупали это издание в виде нескольких маленьких книжечек, сейчас в продаже его можно найти в виде сборника «Воспитание на примерах ».


  • К. Овсепян «Я иду в детский сад. Проблемы адаптации» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • О.Громова «Зайка идет в садик. Проблемы адаптации» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

.

Эти тонкие книжечки окажутся очень полезными, если вы решили, что настало время отправлять малыша в детский сад. Они помогут морально подготовить ребенка к саду. И хотя было бы глупо утверждать, что книги полностью решат проблему адаптации, однако положительно настроить, думаю, все-таки помогут.

По своей сути обе эти книжки очень похожи, они описывают основные ситуации, с которыми ребенок встречается в детском саду: прощание с мамой, еда, сон, прогулка и т.п. Ну и, конечно, здесь обращается внимание ребенка на то, что все ребята поначалу грустят, скучают без мамы, стесняются подойти к другим детям, но, в конечном счете, все проходит благополучно


В истории про Зайку больше внимания уделено вопросу необходимости посещения детского сада, рассказано про посещение врача перед садом, а в книжке про Аню («Я иду в детский сад») больше бытовых ситуаций из жизни детского сада. Если же сравнивать картинки, то история Ани проиллюстрирована более художественно.

И еще, обратите внимание, книжка «Зайка идет в садик» входит в состав «Книги-мечты о том самом зайке », о которой я .


  • «Книга-мечта о прогулках зимой и летом… от 2 до 4» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Сборник состоит из нескольких частей. Самая интересная и полезная, на мой взгляд, первая – про Таню и Ваню. Таисия однозначно выделяла ее среди остальных. Вместе с Таней и Ваней очень интересно наблюдать, как сменяются времена года, как изменяется природа, времяпрепровождение и одежда ребят в зависимости от сезона. Нам эта книга очень помогла научиться отличать времена года.

Помимо сезонной темы в книге раскрываются и другие вопросы, например, домашние животные, фрукты и овощи, праздник Пасха и т.д. Весь материал подан в художественной форме, также в тексте есть подсказки для родителей (какие вопросы задать малышу, что еще с ним обсудить).


Вторая часть сборника – это истории про Аню и Митю, они во многом похожи на «Жизненные ситуации» Колдиной , но текст тут уже не такой упрощенный, да и Аня с Митей, мне кажется, товарищи более вредные, чем главный герой у Колдиной В целом ситуации рассматриваются совсем другие, поэтому можно почитать и их для разнообразия.

В остальной части книги собраны различные идеи Монтессори-игр.

  • «Школа семи гномов. Времена года » (Ozon , My-shop , Read )

Если в сериях «От 0 до 1» и «От 1 до 2» в «Школе семи гномов» еще можно было найти что-то интересное, то после 2-летнего возраста пособия стали сильно разочаровывать. По сравнению с имеющимся сейчас на рынке многообразием детских развивающих книг, «Школа семи гномов», на мой взгляд, сильно проигрывает и по иллюстрациям и по информационному наполнению. Но вот для этого пособия я все-таки сделала исключение, понравилось оно мне тем, что времена года здесь описаны четко и понятно, ничего лишнего. Хорошо просматриваются основные характерные явления времен года и, более того, их можно еще и приклеить, тем самым закрепив материал.


  • Ротраут Сузанна Бернер «Зимняя книга », «Весенняя книга », «», «Осенняя книга », «Ночная книга »

.

В Ozon : Зимняя , Весенняя , Летняя , Осенняя , Ночная книга

В Лабиринте : Зимняя , Весенняя , Летняя , Осенняя , Ночная книга

В My-shop : Зимняя , Весенняя , Летняя , Осенняя , Ночная книга

Про знаменитые книги Бернер я уже писала не раз, например, .

После 2 лет книги не только не теряют своей актуальности, а даже наоборот – ребенок начинает замечать все больше новых деталей.

  • Гебель, Кнорр «Однажды в городе », «За городом », «В цирке »


Про эту замечательную серию виммельбухов можно .

  • Т. Ткаченко «Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики» (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Хорошо известно, что уделять внимание мелкой моторике рук, играть в пальчиковые игры чрезвычайно важно для развития речи ребенка, да и для развития в целом. Существует масса книг с пальчиковыми играми для малышей (их ), но неоспоримыми преимуществами этой книги являются, во-первых, большое количество красивых картинок, которые однозначно повышают интерес ребенка во время занятия, а, во-вторых, картинки-подсказки для родителей с изображением рук. Это избавляет от необходимости ковыряться в тексте, пытаясь понять, как же надо сложить пальцы.


Минусом книги является то, что пальчиковые игры не упорядочены в порядке возрастания сложности, поэтому придется заранее просмотреть книгу и сделать пометки, прежде чем предлагать стишки малышу.


  • «Книга-мечта о наших ловких пальчиках, о ручках и ладошках… » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Еще одна очень хорошая книга пальчиковых игр. Как и в предыдущем издании, в ней тоже можно найти много игровых стишков и рассказов, снабженных яркими иллюстрациями и схематичным изображением рук. Книги прекрасно дополняют друг друга (стихи не повторяются), но если выбирать только одну, я бы, наверно, все-таки посоветовала Ткаченко .


  • (Ozon , Лабиринт , My-shop )

Вот еще полезная книжица для развития моторики пальчиков. Книга очень простая, нецветная, но задания в ней довольно интересные. Здесь малышу предлагается пройти пальчиками по самым разным дорожкам: прямым, извилистым, узким, широким. Где-то до цели нужно добраться, используя один пальчик, где-то два, а кое-где и три. При этом ходить нужно не только указательным и средним, как мы привыкли, но используя и другие пальчики. Все задания расположены в порядке возрастающей трудности и сопровождаются стихами. Интересна становится примерно с 2,5 лет.



  • О. Земцова «Умные книжки. 2-3 года » (Ozon , Лабиринт , My-shop )

.

У Ольги Земцовой есть две замечательные серии книжек с развивающими заданиями для малышей – это «Умные книжки » и «Дошкольная мозаика ». В сериях довольно грамотно подобраны задания на развитие речи, внимания, моторики, освоения навыков счета, простые логические задания. Мы с Таисией с удовольствием по ним занимались Единственное, мне показалось, что примерно после 2,5 лет большая часть заданий стали для нее слишком просты, поэтому ближе к 3 годам, мы уже стали переходить к следующей серии3-4 года .



Больше всего в серии «Умные книжки» мне нравятся именно Тесты (сейчас они издаются в 3 уровнях сложности), но некоторые тоненькие книжечки тоже заслуживают внимания, например, «Веселые часы » (Ozon , Лабиринт , My-shop ).

  • О.Земцова «Дошкольная мозаика» 2-3 года (Ozon , Лабиринт , My-shop )


Неоспоримым плюсом «Дошкольной мозаики» по сравнению с «Умными книжками» является присутствие большого количества наклеек. Практически в каждом задании нужно что-то приклеить, а это здорово повышает интерес ребенка, ведь детей равнодушных к наклейкам, крайне мало




Top