Детские возрастные кризисы таблица. Что делать в период кризиса? Когда не будет хорошо?

КРИЗИСЫ РАЗВИТИЯ

Дети развиваются рывками, а некоторые рывки особенно сильны и особенно сильно проявляются. Развитие не может протекать только плавно , но и включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов, – это кризисы взросления. Кризис – это некий этап, шаг в развитии, переход на новую ступень . Приобретение новых навыков делает ребенка более зависимым, эмоционально неустойчивым, так как незрелая нервная система испытывает перегрузки.

Вопросы внимания являются одним из самых частых изменений в эпилепсии детства, как для самой болезни, так и для лечения, используемого для предотвращения припадков. Аналогичным образом, память также изменяется у этих детей, что еще больше затрудняет запоминание последних данных, что затрудняет правильное получение ребенком нового обучения.

Психомоторность этих детей обычно представлена ​​более медленным ответом на различные действия, которые могут быть выполнены, значительно увеличивая время реакции, и язык также изменяется, поскольку они говорят намного медленнее, чем обычно, а также как медлительность при формулировании различных фонем. С другой стороны, только серьезные изменения языка появляются, например, в серьезных случаях.

Когда ребенок быстро растет, например, на первом году жизни возможны проявления многих кризисов-переходов, скачков: "кризисы" отождествления себя, как отдельного от матери существа; узнавание себя; каждое новое освоенное движение – это тоже своего рода кризис, причем у некоторых детей и эти "кризисы" вызывают "неприятное" для родителей поведение: например, только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит. Кризис может начаться раньше или позже, совпасть с рождением второго ребенка, проходить ярко или сглаженно, но он неизбежен (о пресловутых истериках с валянием на полу все наслышаны). Любой кризис в развитии отличается от простого непослушания, это непростой для ребенка этап, а значит, и реакция родителей должна быть другой, более гибкой. Если же пытаться сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и частые конфликты будут только нарастать.

Важно подчеркнуть, что риск того, что эпилептический ребенок представляет проблемы в его / ее познавательном развитии, тесно связан с рядом факторов, которые действуют совместным образом. Первым из этих факторов является происхождение эпилепсии, поскольку те, у кого есть известная причина, имеют больший риск развития какого-либо ухудшения.

Другим фактором, определяющим когнитивное ухудшение эпилепсии в детстве, является возраст, являющийся тем, кто раньше проявляет те, которые наносят больший урон, среди нескольких вещей, потому что образование связей больше затронуто или из-за возникновения кризисов может заставить ребенка пропустить в течение длительного времени школьную среду.

Если нет проявлений кризиса, это не всегда хорошо , может значить, что на предыдущих этапах не освоены какие-то важные формы деятельности, не развиты в полной мере какие-то психологические качества. Не было бы кризисов – не было бы самого процесса развития. Кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис - толчок новых качеств на каждом из этапов.

Продолжительность болезни также влияет, так как чем дольше она длится, тем больше вероятность появления какого-либо изменения или ухудшения познавательной способности, поскольку она повреждает большую часть головного мозга, требуя, в свою очередь, более интенсивного лечения, которое также влияет.

Частота и тип кризиса являются двумя факторами, которые также связаны с возможными когнитивными нарушениями. Обобщенные кризисы и сложные кризисы имеют тенденцию наносить больший ущерб; Аналогичным образом, чем больше число кризисов, тем больше риск возникновения проблем в развитии когнитивных способностей.

Общие признаки кризиса развития:

Ребенок становится нервным, капризным, начинает требовать чего-то невозможного, и никакие аргументы, призывы к здравому смыслу не могут изменить линию его поведения, его поведение резко меняется по сравнению с предыдущим периодом.

Внутренняя подоплека: Во время кризиса происходит перестройка социальных взаимоотношений личности ребенка и окружающих людей, переосмысление своего «я» и авторитетов (матери, отца и т. д.). Кризис обновляет личность.

Наконец, локализация эпилептического очага влияет на когнитивное развитие ребенка, являясь находящимися в лобной доле наиболее частыми частичными эпилепсиями. Спорным фактором является фармакологическое лечение детской эпилепсии, поскольку, хотя препараты предназначены для улучшения качества жизни детей с этим заболеванием, первым показателем терапевтического действия для борьбы с судорогами является очень тесно связаны с увеличением риска представления трудностей и когнитивных изменений.

Это связано с тем, что эти препараты оказывают успокаивающее действие на нервную систему ребенка, что ставит под угрозу определенные когнитивные процессы. Тем не менее, в настоящее время он исследуется на противоэпилептические препараты, которые, управляя ими на контролируемых и адекватных уровнях, уменьшают риск изменения когнитивных способностей ребенка. Следует иметь в виду, что независимо от препарата, доза влияет на риск ухудшения.

Психологи выделяют несколько кризисных периодов.

Кризис первого года жизни (отделение себя от мамы). Ребенок начинает ходить, переходит к речевой фазе, начинает выделять себя в окружающем мире, противопоставлять себя другим,у ребенка возникают первые акты протеста, оппозиции. Против запретов и отказов может быть регресс поведения, ребенок как бы возвращается к более раннему периоду (когда он бросается на пол, барахтается, отказывается ходить и т. д.) или агрессия. Трудно переключить внимание на другой предмет, отобрать что-то. Требует!!! Повышенная липучесть! Боится остаться без мамы, начинает понимать отдельность.

Мы уже видели, как инфантильная эпилепсия влияет на развитие ребенка, поэтому мы можем перейти к обсуждению различных видов лечения в ближайшем будущем. Однако мы должны подчеркнуть, что лечение действительно реально эффективно, если учесть взаимодействие личных и социальных факторов.

Возрастный кризис: как и почему меняется поведение девочек и мальчиков. Все дети переживают кризис в определённые века. Это изменения в вашем жизненном цикле, которые вызывают поведенческие изменения с истериками, криками и проблемами. Эти поведения смущают матери и отцов, но знание того, что с ними происходит, поможет понять, как их лечить.

«Кризис» перехода от симбиотических отношений с мамой к самостоятельности (примерно 2 года). Американские психологи называют этот период «ужасное двухлетие», сравнивая его, совершенно справедливо, с подростковым кризисом. Одна из причин «детского протестантства» в этот период - потребность ощутить, как чужая воля упирается в него, малыша, как в непреодолимое препятствие. И он сам не рад, говоря свое Неть!», но должен это делать, иначе нельзя…Формирование личностной автономии – главная задача. Это значит, что малыш должен открыть себя как отдельное и самостоятельное существо: «Я и мама - не одно и то же. Я могу действовать сам. Моя воля может быть другой. Источник моих действий внутри меня». Вспышки ярости, в том числе от неспособности выразить свои претензии (от 1,3 – 1,6).

Многие отцы и матери беспокоятся, если их сын или дочь, до недавнего времени послушная и ласковая, тот же человек, который внезапно становится упрямым, непослушным и плачущим. Они изменили его, - думают они. Но это действительно девочка или ребенок, который меняется. Это так называемые возрастные кризисы, большинство из которых связаны с изменениями, которые испытывает ваше тело.

Чтобы понять их и знать, как их лечить, вы должны сначала знать, что подразумевается под кризисом. Ситуация изменений в связи с эволюцией и психофизиологическим развитием определяется как кризис. Поэтому это временное государство с некоторой дезорганизацией, характеризующееся трудностью несовершеннолетнего человека справляться с новыми ситуациями. Эти кризисы возраста необходимы, поскольку в противном случае они не могли развиваться, развиваться, расти и созревать.

До наступления кризиса он был ласковым и послушным, позволял водить себя за ручку и вдруг превратился в строптивое существо, которое всем недовольно, все время сопротивляется любым попыткам вмешательства в его жизнь. Это так не похоже на прежнее шелковое милое создание, что весь этот критический возраст назвали "возрастом строптивости".

Вот почему они позитивны, но вы должны знать, как действовать правильно. Дедраматизируйте ситуацию и проявите терпение, это хорошие инструменты для матерей и отцов, которые не должны забывать, что несовершеннолетний человек первым плохо себя чувствует.

Это связано с тем, что развитие и эволюция не являются регулярными. Время от времени оно меняется медленно и постепенно, но в определенные периоды есть «прыжки», которые мы называем кризисом. В эти периоды их поведение меняется, поскольку они меняют свои привычки и физические и психические качества. Ваш мир широк, и ваши способы действовать, общаться и решать проблемы уже не нужны, поэтому ищите новые пути.

Кризис социальной адаптации (примерно 3, 5) «Я сам!» продолжается, ребенок пытается доказать окружающим, что он на что-то способен, появляются случаи лживости, злопамятности, безудержного хвастовства, хитрости и изворотливости, страхи (темноты и т. п.) Он стремится реализовать себя в предметной деятельности, чувствителен к оценкам его умелости окружающими, у него складывается чувство собственного достоинства, у ребенка возникает чувство самоуважения - важный личностный фундамент развития всех детских способностей в последующих возрастах. Очень важно помочь ему обрести это чувство. Успех и неуспех в этом возрасте так тесно связаны с его "я", что непризнание его достижений он воспримет как личное поражение, как трагедию, как сигнал о его малой ценности для родителей. И повести себя он может по-разному: замкнуться в себе, стать нерешительным и слезливым, а может просто "придумать" свой успех. У ребенка воображение начинает выполнять защитную функцию: он обманывает, придумывает свой успех.

Профессиональные и опытные люди выделяют несколько кризисов, которые происходят до совершеннолетия и которые почти всегда совпадают. Первое происходит около полутора лет. Позже, вокруг трех происходит другое. Кроме того, в возрасте от 12 до 14 лет происходят важные изменения, которые влияют на поведение и способ понимания и отношения.

Он больше не является тихим мальчиком или девушкой, который ожидает, что его мать и отец дадут ему то, что ему нужно, теперь начинают самостоятельно расследовать и сталкиваются с новыми опасностями. Поведение меняется, движется и взаимодействует больше и протестует, когда оно не получает то, что ему нужно.

Все эти проявления тревожны и симптоматичны. Если ребенок стал часто обманывать вас, если он заранее пугается ваших строгих замечаний и пытается отвести от себя вину с помощью вымысла, прежде всего задумайтесь о своем поведении, пересмотрите систему своих оценок и способы наказания - соответствует ли их суровость его провинностям, нет ли в них избыточной обиды для его самолюбия. Симптомы детской лжи легко преодолеваются, если сразу ликвидировать причины, их вызывающие, в противном случае они могут закрепиться надолго, если не навсегда.

В три года, как правило, спокойным детям становится все труднее контролировать, они не подчиняются, и они упрямы. Это естественно и неизбежно, поскольку в этом возрасте они хотят больше автономии. Вы должны понимать, что в этом возрасте вы начинаете осознавать себя как независимое существо. Ваше я должно быть подтверждено и иногда заставляет вас игнорировать ваши действия.

Эти новые поведения имеют свое объяснение в процессе созревания несовершеннолетнего, который приобретает новые возможности. Но отцы и матери должны также возлагать на них большую ответственность, например, собирать их вещи, помогать снимать посуду и т.д.

Любой кризис в развитии отличается от простого непослушания, это непростой для ребенка этап, а значит, и реакция родителей должна быть другой, более гибкой. Если же пытаться сдержать активность и самостоятельность малыша, проблемы и частые конфликты будут только нарастать.

Признаки кризиса:

Негативизм

Ребенок не хочет делать что-то только потому, что его об этом попросили (как в уже приведенном примере). Он может реагировать так на просьбы любого взрослого или кого-то одного (только мамы или бабушки, дедушки, брата). Ребенок противится конкретному человеку и его просьбе (а не содержанию просьбы).

Что касается постоянных вопросов, которые иногда сходят с ума, вы должны иметь терпение и отвечать на них без уклонения, так как это удовлетворяет ваше любопытство и нужно знать. Достаточно, чтобы на них отвечали простым, прямым и простым способом, не давая больше объяснений тому, что они просят.

Вы также должны сохранять спокойствие, когда вы привержены тому, что вы хотите, матери и отцы должны соблюдать свои стандарты и не сдаваться, но с любовью и чувством юмора. Не следует забывать, что в этих кризисах несовершеннолетних людей нужно учить, поддерживать процедуры и определять ненадлежащее поведение, а также поздравлять с тем, что они получают.

Крайняя форма: ребенок на любую реплику взрослого отвечает наперекор. “Этот суп горячий!” – “Нет, не горячий!” (Лучше обжечься, чем признать, что ты прав). “Пойдем гулять!” – “Не пойду!” (Хотя очень хочется).

Как отличить негативизм от непослушания? Негативизм адресован конкретному человеку, если этот человек предложит что-то другое (например, более интересное), и ребенок согласится, значит, это не негативизм. Например, ребенок отказывается выполнять какую-то просьбу потому, что занят чем-то другим, более интересным (отказывается идти спать потому, что играет). Это ничего общего не имеет с негативизмом.

В возрасте от 6 до 10 лет они проходят в спокойное время. Некоторые специалисты называют это сладким детством, которое заканчивается появлением полового созревания. Примерно в возрасте 12 лет начались гормональные изменения, что привело к поведенческим изменениям, которые могут удивить родителей. Речь идет о половом созревании, связанном с сексуальным психофизиологическим развитием.

Девочки и мальчики часто испытывают перепады настроения, более раздражительны, усиливают агрессивность и враждебность. Появляется сексуальное желание и начинает проявлять интерес к противоположному полу, показывая скромность. Они начинают задавать вопросы взрослым и взрослым, провоцировать их, и они находятся в постоянном внутреннем противоречии. Все это будет подчеркиваться в подростковом возрасте.

Упрямство

Ребенок настаивает на чем-то не потому, что ему этого сильно хочется, а просто, чтобы настоять на СВОЕМ требовании. Например, вы предлагаете ребенку суп, он отказывается, через некоторое время снова предлагаете, и хотя малыш уже проголодался, он не прочь поесть, но “гордость” не позволяет ему уступить.

Строптивость и своеволие

Они также демонстрируют стремление к независимости и, как представляется, постоянно ищут конфликт и конфронтацию с родителями и их ответственными лицами. Естественно, эти изменения могут быть трудной задачей. Переход от детства к молодежи нелегкий для всех. Если в период полового созревания поведенческие изменения и характер несовершеннолетнего человека больше спровоцированы физиологическими изменениями, то в подростковом возрасте именно психологические и аффективные изменения провоцируют «кризис».

Отрочество характеризуется восстанием, несоответствием и кризисными ситуациями, что размножает семейные конфликты. Они постоянно обсуждают дома, поскольку они обычно не подчиняются, плохо реагируют, запираются в своей комнате и уделяют больше внимания своим сверстникам, чем взрослым.

Ребенок проявляет недовольство, независимо от того, доволен ли он на самом деле, и хочет делать все сам. Хочет-то он хочет, но пока еще не может, не умеет, начинает злиться и устраивать скандал.

Протест-бунт

Ребенок находится в состоянии войны, в постоянном конфликте с окружающими, ссорится со всеми. Конечно, это ненастоящая ненависть. Ребенок бунтует против каких-то правил в семье.

Они живут в момент смущения и неопределенности, которые они не понимают, на самом деле они часто испытывают чувство вины и покаяния в ситуациях, когда они ведут себя так, как будто им не нравится, но они не знают, что им нужно. Они должны быть гибкими, но поддерживая минимальные стандарты сосуществования дома, и желательно, чтобы вместо наложения вещей объяснялись причины и, прежде всего, терпение, безмятежность и доза юмора.

Необходимо установить предельные значения. В некоторых случаях может быть положительным консультироваться с специалистами, но на данном этапе необходимо правильно управлять общением, чтобы оно помогло создать хороший семейный климат. Мальчик и девочка получают автономию, они начинают двигаться, и это порождает первый кризис. К 3 годам Он так сильно инициирует этап больших перемен Интеллектуальный и физический, а ребенок меняет свое поведение и проходит фазу «негативизма» и истерик. От 6 до 10 лет. Это тихий период, это самый простой этап в обучении мальчиков и девочек. Около 12 лет начинаются физические изменения полового созревания. Это период подросткового возраста, когда семейные конфликты чаще всего вызывают изменения в поведении. На этом этапе требуется больше общения.

  • От 0 до 18 месяцев.
  • Это все еще ребенок, он требует, чтобы его отец и мать постоянно.
  • Полтора года.
Подход к эпилептическим припадкам в педиатрической чрезвычайной ситуации.

Обесценивание

Ребенок начинает отказываться от игрушек и предметов, которыми он пользовался раньше. Происходит обесценивание старых привязанностей (про взрослого мы сказали бы: “происходит переоценка ценностей”). Ему нужно что-то новое.

Ребенок может даже начать употреблять бранные слова, ему нужно выплеснуть агрессию.

Деспотизм или ревность

Ребенок изыскивает множество возможностей, чтобы проявить власть над окружающими. Он хочет во что бы то ни стало добиваться исполнения своих желаний, “стать хозяином положения”.

Причины острого протекания кризиса: авторитарное поведение, резкие приказы, окрики, требования беспрекословного послушания, завышенные требования, излишняя строгость, непоследовательность в поступках взрослых (например, вчера что-то было можно, а сегодня нельзя), несдержанные обещания. Вспышка возможна и без причин, лежащих на поверхности. Стиль общения, принятый раньше, больше не годится, или малышу просто требуется немного вашей ласки.

Профилактика:

Позаботьтесь заранее о том, чтобы у крохи был СВОЙ уголок, свои книги, игрушки, кроватка и т. п.

Прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте о его интересах и т. п.

Учите его самостоятельно есть, одеваться, играть и т. п.

Предлагайте выбор: “Какие колготочки ты хочешь сегодня надеть: красные или белые?”

Цените маленькие и большие достижения ребенка, например, повесьте на стену его рисунок (даже если вам он кажется безумной неаккуратной мазней).

Рассказывайте окружающим о его успехах.

Давайте ему маленькие поручения: подмести пол, протереть со стола, подать что-нибудь и т. п.

Выдавайте ребенку “лавры в кредит”, хвалите его много и преувеличенно.

Он не хочет слушать вас, но, может быть, послушает зайку, надетого на ваш палец.

Не обижайтесь на ребенка всерьез, он вам не ровня и никогда не станет ровней, даже много лет спустя, так что копить обиды нет смысла.

Всегда выполняйте свои обещания.

Будьте последовательны в своих требованиях.

Не перегружайте запретами, лучше уступить в мелочах, не позволяя какие-то принципиальные вещи.

Учите ребенка компромиссному решению проблем . Например, дети нетерпеливы от природы, просите его немного подождать, обозначив границы ожидания: “Сейчас я домою посуду, и мы поиграем”, когда придется сказать: “сейчас я укачаю маленького, и почитаю тебе книжку”, он будет к этому готов.

Что делать?

Если ты меня не слушаешь, я тоже не буду тебя слушать. Спорно, правда, скорее, это угроза.

Чувство юмора. Не будешь одеваться, ну и не надо, так пошли, может, и нам раздеться.

Не хочешь – не надо.

Меньше запретов, но уж те, что есть твердо.

По-другому воспринимать поведение ребенка. Например, пролил кофе – вместо: «Какой безобразник! Теперь мне убирать!». Подумайте так: «О! Какой естествоиспытатель растет, ему интересно, как кофе распространится по столу и куда потечет водичка. Давай-ка я поиграю с ним в кораблики, а потом у нас на полчаса будет чем заняться, потому что кофе пролитое надо будет вместе убрать, заодно у меня будет возможность рассказать ему, почему тряпка впитывает кофе и становится мокрой из сухой».

Про запреты

Дети, которым все запрещают, у которых подавляют все первичные формы негативизма, в дальнейшем оказываются безынициативными, неспособными занять себя или придумать игру. Их воображение либо крайне обеднено, либо, напротив, проявляет себя буйно, неупорядоченно и непродуктивно. Частые запреты и переключение внимания ребенка с его собственных наивных задумок на другие цели ломают тонкий механизм формирующейся в этом возрасте детской инициативности. Если же запретов вообще не существует, если любое абсурдное требование выполняется, то страдает способность малыша различать пригодность и целесообразность его инициатив - он оказывается полностью дезориентированным. Ему не на что опереться в своих действиях, он не понимает меры правильности своих поступков, поскольку лишен необходимого "ограничителя" своих желаний - запрета. А негативные оценки взрослого нужны еще и потому, что дети этого возраста очень часто оценивают произведенный ими результат действий или свои поступки методом "от противного": "Я хороший, потому что я не делаю плохого".

Кризис 6-7 лет. Ребенок уже не дошкольник, но еще не школьник. Вдруг исчезают наивность и непосредственность. Он начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость и поясничество. Ребенок начинает понимать, что значит "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит", "я добрый". Его переживания приобретают смысл, происходит внутренняя борьба с противоречиями в этих переживаниях (хочу, но боюсь, хочу и то и другое, надо - но не хочу...). Продолжается активное осмысление окружающего мира и определяется место "Я" в этом мире. Кризис подросткового возраста . Примерно с 13 лет, а по последним данным, с 9 - 11 лет начинается новый сдвиг в развитии ребенка. Происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. Это переход от детства к взрослости, самый трудный и сложный из всех кризисов. Главное его содержание - самопознание, самовыражение и самоутверждение. Именно в это время у подростка усиливается стремление быть взрослым, но родители продолжают видеть в нем ребенка, что очень часто приводит к семейным конфликтам. Подросток утверждает себя в новой роли, агрессивно реагируя на окружающих и опеку с их стороны. Общая картина этого всплеска такова, что этот возраст по праву называют "трудным". Итак, кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, вот только сроки их наступления, длительность и глубина у всех разные. В том и состоит сущность процесса развития, что путь от одного возрастного этапа к другому лежит через кризис. И кризис - толчок новых качеств на каждом из этапов.

Наталья Кулакова, к.ф.н., психолог, педагог, специалист по раннему развитию

Проблемы кризисов широко разрабатывались российскими и отечественными психологами: Л.С. Выготский, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, Бенедиктов Б.А. и др.; а также зарубежными авторами: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л. Колберг и др.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема возрастных кризисов дошкольного возраста является актуальной до сих пор, т.к. сталкиваясь с ребенком, переживающим кризис, родители и воспитатели зачастую оказываются беспомощными, не могут найти подход к данному ребенку, считают его «ненормальным». В связи с этим, предлагаю рассмотреть эту тему более подробнее.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кризисы развития детей дошкольного возраста.

Педагог-психолог МБДОУ Детского сада комбинированного вида №41«Катюша»

Кузнецова М.Е.

В развитии дошкольника психологи выделяют три периода:

Младенческий - с рождения до одного года;

Раннее детство - от года до трёх;

Дошкольное детство - от трёх лет до семи.

Переход к каждому из этих периодов сопровождается кризисом развития. Возрастные кризисы детей (от греч. krisis - переломный момент, исход) - проблемный период в развитии ребенка, переход от одного возрастного этапа к другому. Возрастные кризисы – особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

Кризис - это закономерный этап в жизни каждого человека, переход на качественно новый уровень развития. Кризис возникает там, где появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения перестают выполнять свои функции и уже не помогают, а чаще даже мешают развитию. Соответственно вышеописанным периодам в жизни ребёнка, Л.С. Выгодский выделил следующие возрастные кризисы детей:

Кризис новорожденности - отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;

Кризис одного года - отделяет младенчество от раннего детства;

Кризис трёх лет - переход к дошкольному возрасту;

Кризис семи лет - соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом.

Каждый из этих кризисов проявляется появлением упрямства, непослушания, капризов, которые малыш чрезвычайно ярко выражает. Какова же суть каждого из перечисленных кризисов?

Избежать перечисленных этапов невозможно, но каждый проживает свой кризис по-разному. Если родители одного малыша даже и не заметят значительных изменений в поведении своего чада, то другие могут столкнуться с серьёзными проблемами и непониманием. Чем меньше родители знают о причинах непривычного поведения своего ребёнка, чем меньше выстраивают отношения соответственно меняющимся условиям, тем более глубоким и сложным может оказаться кризис.

Форма и длительность кризисных периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. К этой теме обращались Божович, Поливанова, Гейл Шихи.

Л.С. Выготский рассматривает динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Выделяются стабильные и кризисные стадии развития, их чередование – закон детского развития. Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. По продолжительности долгие. Незначительные, минимальные изменения накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования, устойчивые, фиксирующиеся в структуре личности.

Д.Б. Эльконин развил представления Л.С. Выготского о детском развитии. «К каждой точке своего развития ребенок подходит с известным расхождением между тем, что он усвоил из системы отношений человек – человек, и тем, что он усвоил из системы отношений человек – предмет. Как раз моменты, когда это расхождение принимает наибольшую величину, и называются кризисами, после которых идет развитие той стороны, которая отставала в предшествующий период. Но каждая из сторон подготавливает развитие другой.

Кризис новорожденности . Связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в тяжелые (новое питание, дыхание). Адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис первого года жизни. К концу первого года жизни самостоятельность ребенка резко возрастает. К этому возрасту он уже встает на ноги и учится самостоятельно ходить. Свобода передвижения приносит ему чувство независимости от взрослого, с которым он был неразрывно связан раньше. Он бегает по квартире, залезает во все углы, хватает, бросает и тянет все, что попадается ему на глаза. Он опрокидывает банки с вареньем, разливает мамины духи, грызет обувь своими молочными зубами, пробует на вкус бабушкины лекарства. Стремление к независимости нередко выражается в негативном поведении ребенка. Он резко протестует против управления собой и сам пытается управлять близкими взрослыми. Он сам хочет решать, когда и куда пойдет, когда и что будет надевать или во что играть. Если ему отказывают или его не понимают, он может неистово кричать и закатывать настоящие истерики. Это и есть кризис первого года жизни – главное событие, которым отмечен переход от младенчества к раннему возрасту.

Круг показателей кризисного периода охватывает все сферы жизни ребенка. Главная из них – сфера предметной деятельности. Здесь резко возрастает самостоятельность, активность игровых и предметных действий, их разнообразие и овладение новыми способами, и основное – стремление все делать самому, даже при отсутствие соответствующих умений. Другой сферой проявления кризисных симптомов являются отношения со взрослыми. В этой сфере явно нарастает избирательность в отношениях с разными взрослыми; наблюдаются неприязнь и недоверчивость к посторонним взрослым, повышенная требовательность и порой агрессивность в отношениях с близкими. И, наконец, существенные изменения происходят в отношении ребенка к самому себе. Его явное стремление отстоять свою независимость и утвердить свое право на самостоятельность проявляется и в повышенной обидчивости ребенка, и в протестах против взрослых, и в настойчивых требованиях выполнения его желаний.

Расширение объективных возможностей ребенка провоцируют запреты со стороны взрослого. Далеко не все желания ребенка могут быть удовлетворены: ему, например, не разрешают всовывать пальцы в розетку, есть из собачей миски и пр. Запрет со стороны взрослого делит окружающее пространство на доступное и недоступное.

Таким образом, в этот период разрывается первичная связь со взрослым и возникает автономность ребенка от взрослого, резко повышающая его собственную активность. Но эта автономность весьма относительна. Малыш еще ничего не умеет делать сам. Он постоянно нуждается в помощи взрослого. Противоречие между стремление к самостоятельности и зависимостью от взрослого составляет суть этого возрастного кризиса.

Чего делать, когда у ребенка кризис одного года?

Необходимо дать ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.

В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Можно купить малышу пальчиковые краски, детскую дудочку, металлофон и т.д.

Нельзя потакать всем капризам ребенка, баловать его. Поэтому для родителей годовалого малыша действуют следующие правила:

Запретов должно быть как можно меньше;

Лучше не запрещать, а отвлекать;

Отвлекайте не предметом, а действием: если ребенка не привлекла желтая пластиковая баночка вместо вазы, которую он хотел схватить – покажите действие, которое можно осуществить с этой банкой (постучать по ней ложкой, насыпать что-нибудь внутрь, засунуть в нее шуршащую газету и т.д.).

Кризис трех лет. Кризис трех лет - один из самых известных и изученных кризисов развития маленького человечка. Особенность этого кризиса - ещё более, по сравнению с предыдущими годами, возросшая самостоятельность. Теперь малыш не просто изучает мир, он хочет взаимодействовать с ним. И хочет взаимодействовать самостоятельно, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Здесь он требует права на собственное решение, как бы изучая и определяясь, «что я значу в этом мире и что значат в этом мире другие».

Граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появление феномена «Я сам», по Выготскому это новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок пытается установить новые формы отношения с окружающими – кризис социальных отношений».

Л.С. Выгодский описал следующие семь симптомов кризиса трех лет:

1. Негативизм. Это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требования старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Причем такое стремление часто наносит ущерб собственным интересам ребенка. Например, ребенок, который очень любит гулять, отказывается идти на прогулку, потому что ему предлагает это мама. Как только мама перестает уговаривать его, он настаивает: «Гулять!».

2. Упрямство. Его стоит отличать от настойчивости. Например, если ребенок хочет какой-нибудь предмет и настойчиво его добивается, это не упрямство.Но когда ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, это уже проявления упрямства.

3. Строптивость. Протест ребенка направлен против образа жизни. Ребенок начинает отрицать все, что он спокойно делал раньше. Ему ничего не нравится, он не хочет идти с мамой за ручку, отказывается чистить зубы, надевать тапочки и т.д.Он как бы бунтует против всего, с чем имел дело раньше.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где еще мало что умеет.

5. Бунт против окружающих. Ребенок как будто находится в состоянии жесткого конфликта с окружающими людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личности близких. Так, малыш может начать обзывать мать или отца. Может менять отношения к своим игрушкам, замахиваться на них, отказываться играть с ними.

7. Стремление к деспотическому подавлению окружающих: вся семья должна удовлетворять любое желание ребенка, в противном случае взрослых ждут истерические приступы со слезами и криками. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности или в агрессии к другим детям, в требовании постоянного внимания к себе.

За всеми этими симптомами стоят личностные новообразования – сознание «Я сам», чувство гордости за свои достижения.

Формируется самооценка ребенка.

В этом случае для родителей трехлетки будут действовать следующие правила:

Позвольте ребенку иметь свое пространство (комнату, игрушки, одежду и пр.), которым он будет распоряжаться сам;

Уважайте его решения, даже если они неправильные: иногда метод естественных последствий лучший учитель, чем предостережения;

Подключайте ребенка к обсуждению, спрашивайте совета: что приготовить на ужин, какой дорогой пойти, в какой пакет положить вещи и т.д.;

Притворитесь незнайкой, пусть ребенок научит вас, как чистить зубы, как одеваться, как играть и т.д.;

Самое главное примите тот факт, что ребенок действительно взрослеет и заслуживает не только любви, но и настоящего уважения, потому что он уже личность;

На ребенка не нужно и бесполезно влиять, с ним нужно договариваться, т.е. учиться обсуждать ваши конфликты и находить компромиссы;

Иногда, когда это возможно (если вопрос не стоит остро), можно и нужно идти на уступки, тем самым вы учите ребенка своим примером быть гибким и не упрямиться до последнего.

Кризис семи лет. Кризис семи лет основывается на переходе с одной ведущей деятельности на другую: от игровой к учебной. При переходе от дошкольного к школьному возрасту, ребенок очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Это какая-то переходная ступень – уже не дошкольник и еще не школьник. Ребенок начинает безо всяких причин кривляться, манерничать, капризничать. В его поведение появляется что-то нелепое и искусственное. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. В этот период происходят важные изменения в психики ребенка - утрата детской непосредственности (Л.С.Выгодский).

Как отмечал Выгодский, главная причина детской непосредственности – недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни, то есть ребенок внешне такой же, как внутри. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком вклинивается интеллектуальный момент – ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет на самом деле.

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К.Н.Поливановой (1994).По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Проявляется непослушание, споры со взрослым, возражения по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой, и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию – позицию взрослого. Он опробует себя в привычных ситуациях через нарушения обыденных правил.

Потеря непосредственности является для ребенка величайшим приобретением на пути его человеческого развития. Если раньше, в дошкольном возрасте, ребенок мог вести себя более или менее произвольно только в игре, то в 6-7 лет эта способность становится его внутренним достоянием и распространяется на разные сферы жизнедеятельности. Выгодский подчеркивал существенную разницу между переживанием тех ли иных чувств (радости, обиды, огорчение и пр.) и знанием, что я их проживаю («я радуюсь», «я огорчен», «я сердит»). В 7 лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок открывает сам факт их существования.

Д.Б. Эльконин в качестве примера приводил историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественные неудачи и насмешки школьников огорчали его, но несмотря на это он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на хроническую неспешность, общего чувства своей неполноценности у него не было. И вот в семь лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом дела.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщения своих переживаний.

В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребенка. В его общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными бытовыми событиями.

Используемая литература:

  1. Выгодский Л.С. Психическое развитие ребенка. М.: Эксмо-Пресс, Смысл, 2003.
  2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. М.: Академия, 2000.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология. М.: Кнорус, 2013.




Top