Что общего у базарова и павла петровича. Что общего между базаровым и павлом петровичем

Сочинение по литературе.

Евгений Базаров и Павел Кирсанов - два человека, два поколения.

Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший...
А С. Грибоедов.

Роман Тургенева «Отцы и дети» был опубликован в 1862 г., всего через год после отмены крепостного права. Ещё при подготовке этой реформы обнаружились противоречия между дворянами-либералами и революционерами-демократами, что и навело писателя на мысль о новом произведении, в котором были бы показаны наиболее яркие представители противоборствующих сил. Результатом размышлений Тургенева стал роман, где главным героем изображен разночинец-демократ Базаров, сталкивающийся в спорах с дворянами-либералами Кирсановыми.

В образе Базарова сосредоточены характерные черты «новых людей». Желание бороться за науку, увлечение материализмом, бесстрашие мысли, отрицание признанных авторитетов - всё это автор почерпнул из своих наблюдений, и, связав воедино, вручил Базарову.

Павел Петрович Кирсанов - основной антагонист Базарова. Представитель рафинированного дворянства, аристократизм которого доходит порой до абсурда, Павел Петрович придерживается наиболее консервативных принципов. Этот консерватизм в некоторых случаях доводится писателем до комизма.

В чем причина столкновений «отцов» и «детей»? В чём они схожи и чем различаются? Ответы на эти вопросы поможет найти сопоставление представителей разных поколений - Базарова и Павла Кирсанова.

Их несомненное сходство – взаимная неприязнь. У Павла Петровича она так сильна, что он идёт даже на нарушение правил этикета, не подав Евгению руки при встрече. Базаров, вначале спокойный и равнодушный, по мере усиления споров с Павлом Петровичем начинает раздражаться, перебивать его, «презрительно усмехаться».

Базаров отрицает принципы, без которых Кирсанову «шагу ступить нельзя», но в то же время он сам имеет убеждения, неприемлемые для Павла Петровича. Каждый из них строго придерживается своих принципов.

Павел Петрович окружен родственниками, у Базарова есть любящие родители, но оба они одиноки в личной жизни. Что-то, возможно, не в меру развитое самолюбие, мешает им понимать самых близких людей.

Выходцы из разных классов общества, имеющие разные характеры и привычки, Базаров и Павел Петрович имеют и разную внешность. Для Базарова важна не красота, а практическое удобство, поэтому балахон для него дороже фрака, у него руки труженика. Павел Петрович же просто комичен в своем стремлении даже в глуши сохранять светские манеры, которые Базаров не без оснований называет «щегольством».

Суть человека раскрывает его поведение в любви, которая пробуждает самые сильные чувства и стороны характера. В этом отношении
Евгений и Павел Кирсанов – полная противоположность друг другу.
Покинутый охладевшей к нему княгиней, Павел Петрович «не давал ей покою, таскался за ней повсюду», пытаясь воскресить остывшие чувства, начинает жить воспоминаниями прошлого. Отвергнутый Одинцовой Базаров с хладнокровным мужеством старается забыть о своем чувстве.

В финале романа «грешному, бунтующему сердцу» Базарова Тургенев противопоставляет «великой спокойствие равнодушной природы», «вечное примирение и жизнь бесконечную». Разумеется, идея романа не сводится к стремлению автора показать, что его главный герой не в силах справиться с любовью, родительскими чувствами и природой.

Последнее предложение романа помогает понять глубокий смысл, заключенный в произведении. Как бы ни разнились сменяющие друг друга поколения, как бы ни были несхожи культуры этих поколений – для всех поколений обязательно придёт пора «вечного примирения», а культуру человечества ждёт «жизнь бесконечная»...

Принято считать, что в словесной схватке либерала Пав ла Петровича с радикалом Базаровым полная правда оста ется на базаровской стороне. Между тем на долю победи теля достается весьма относительное торжество. Симпатии читателей связаны с Базаровым не потому, что он торже ствует, а «отцы» побеждены. Обратим внимание на особый характер полемики героев и не совсем обычный нравствен но-философский ее результат. К концу романа, в разгово ре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в при страстии к употреблению «противоположных общих мест». На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров отвечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, - это общее место; а сказать, что просвещение вредно, - это противоположное общее место. Оно как будто щеголева тее, а в сущности одно и то же» . Но ведь Базаров в спорах с Павлом Петровичем зло употребляет как раз использованием «противоположных общих мест»! Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без «прин-сипов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди. Нигилист называет «прынцип» пустым нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, ниги лист парирует: «Что ж, коли он заслуживает презрения! » Павел Петрович говорит о Шиллере, Гете, Базаров воскли цает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всяко го поэта! » Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекраснодушной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павла Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетского преклонения «барчуков» перед искусством, в критике дворянского куль та любви. Но, бросая вызов отживающим ценностям, герой в не нависти к «барчукам проклятым» заходит слишком дале ко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в от рицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отри цание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентименталь но-дворянской любви к народу - в пренебрежение к му жику. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям жизни, ставя себя в трагическую ситуацию. В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, исторически взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающей ся с нею личности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизне способности, его соответствия вечно обновляющейся жиз ни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержи мый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благоговении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм.

СПОРЫ БАЗАРОВА С ПАВЛОМ ПЕТРОВИЧЕМ

Принято считать, что в словесной схватке либе¬рала Павла Петровича с революционером-демокра¬том Базаровым полная правда остается на базаровской стороне. Между тем, на долю победи¬теля достается весьма относительное торжество. Симпатии читателя связаны с Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а «отцы» бесспорно посрамлены. Обратим внимание на осо¬бый характер полемики героев и не совсем обычный нравственно-философский ее результат.
К концу романа, в разговоре с Аркадием, Базаров упрекает своего ученика в пристрастии к употреблению «противоположного общего места» . На вопрос Аркадия, что это такое, Базаров от¬вечает: «А вот что: сказать, например, что просвещение полезно, это общее место; а сказать, что просвещение вредно, это противоположное общее место. Оно как будто щеголеватее, а в сущности одно и то же» .
И Базарова, между прочим, можно с таким же успехом обвинить в использовании «противопо¬ложных общих мест» . Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них, Базаров отрицает разумность того и дру¬гого. Павел Петрович утверждает, что без «принципов» могут жить лишь безнравственные и пустые люди, Евгений Васильевич называет «принцип» бессмысленным, нерусским словом. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к наро¬ду, нигилист парирует: «Что ж, (коли он заслужи¬вает презрения! » Павел Петрович говорит о Шил¬лере и Гете, Базаров восклицает: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта! » и т. д.
Базаров прав до известной степени: любые ис¬тины и авторитеты должны проходить проверку сомнением. Но «наследник» должен обладать при этом чувством сыновнего отношения к культу¬ре прошлого. Это чувство Базаровым подчеркнуто отрицается. Принимая за абсолют конечные исти¬ны современного естествознания, Базаров впа¬дает в нигилистическое отрицание всех исто¬рических ценностей.
Тургенева привлекает в разночинце отсутствие барской изнеженности, презрение к прекрасно¬душной фразе, порыв к живому практическому делу. Базаров силен в критике консерватизма Павлова Петровича, в обличении пустословия русских либералов, в отрицании эстетического преклонения «барчуков» перед искусством, в кри¬тике дворянского культа любви. Но, бросая вызов отживающему строю, герой в ненависти к «барчу¬кам проклятым» заходит слишком далеко. Отри¬цание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви - в утверждение, что любовь - «чувство напускное»: все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отрицание «ваших» сословных принципов - в уничтожении любых принципов и авторитетов, отрицание сентимен¬тально-дворянской любви к народу - пренеб¬режении к мужику вообще. Порыве с «барчу¬ками» , Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.
В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной степени: жизнь с ее готовыми, историческими взращенными формами не уступит произволу бесцеремонно обращающейся с нею лич¬ности или группы лиц. Но доверие к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизнеспособности, его соответствия вечно обнов¬ляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное отношение к новым общественным яв¬лениям. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благовении перед старыми авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев писал, что его роман «направлен против дворянства как передового класса» .
Итак, Павел Петрович приходит к отрицанию человеческой личности перед принципами, приня¬тыми на веру. Базаров же приходит к утвержде¬нию личности, но ценой разрушение всех автори¬тетов. Оба эти утверждения - крайние: в од¬ном - закоснелость и эгоизм, в другом - нетерпимость и заносчивость. Спорщики впадают в «противоположные общие места» . Истина усколь¬зает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви к ней, Базарову - сыновнего почтения.

Роман «Отцы и дети», написанный И. С. Тургеневым во второй половине 19 века, никогда не утратит своей актуальности.

Это доказывает уже название, ведь противоречия, возникающие между разными поколениями - вполне обычное явление в любые времена. А когда к возрастным различиям добавляются социальные, конфликт приобретает еще более острый характер и становится явлением общественно значимым.

Главные герои произведения И. Тургенева - разночинец Базаров и потомственные аристократы Кирсановы. Каждый из них отличается особым воспитанием, образом жизни, отношением к миру, а также убежден, что именно он может служить если не идеалом, то образцом современного человека. Сравнительная и Павла Кирсанова (это главные антиподы в романе) позволяет читателям, живущим спустя полтора столетия, сформировать свое представление об основных общественных силах и особенностях развития России середине 19 века.

Знакомство с главным героем

Завязкой действия становится приезд в деревню, на каникулы, молодого дворянина Аркадия. Встречающий сына отец с некоторым удивлением разглядывает его товарища - очень уж не похож он на Кирсановых. Евгений Базаров (друг и духовный учитель Аркаши) - сын простого лекаря. Одет просто - в длинный балахон с кистями. Сразу бросались в глаза его большие красные руки и длинные волосы. Да и поведение было особенное - несколько развязное, грубоватое. Такова была данная Николаем Петровичем при первой встрече характеристика.

Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова в тот момент связывали общие интересы, но по мере развития отношений всех героев молодые люди будут все больше отдаляться друг от друга. Одна из причин - конфликт между молодым разночинцем-демократом и уже пожилым, но сохранившим изысканность и врожденный аристократизм, Павлом Петровичем.

Начало противостояния

Появление Базарова у Кирсановых стало событием, нарушившим мирное течение жизни в доме. Павел Петрович сразу же невзлюбил приятеля своего племянника. Это и понятно. В противовес Евгению, он во всем любил лоск и поддерживал сформировавшийся с годами порядок. С красивой, ухоженной внешностью, в английском костюме, с накрахмаленными воротничками и безукоризненным поведением, он представлял собой полную противоположность Базарову. Их антипатия начнется с первого момента знакомства и закончится дуэлью.

Базарова и Кирсанова Павла (литература еще не знала подобных столкновений поколений) помогает не только раскрыть их внутренний мир и идейные убеждения, но и составить представление об особенностях развития общества в тот период.

Происхождение, образование и общественная деятельность

Внешность - это первое, что бросается в глаза при знакомстве с двумя совершенно противоположными героями. Чем больше накаляются их отношения, тем явнее становится видна абсолютная разница между ними.

Базаров - сын обедневшей дворянки и обычного лекаря. Всего в жизни добивался собственным трудом, не желая хоть в какой-то мере зависеть от родителей. Это человек сильного ума и характера, решивший посвятить жизнь медицине и науке. Ни во что не верил и гордо провозглашал себя нигилистом.

Павел Петрович, дворянин в нескольких поколениях, был воспитан совсем в другой обстановке. Хорошее образование, офицерская служба и всеобщая любовь - вот то, что составляло основу его жизни. Однако страстное увлечение княгиней Р. и довольно быстрое разочарование (она его бросила) стали причиной его преждевременного старения и отчуждения от света. Он потерял вкус к жизни, затем поселился в имении брата и с тех пор вел замкнутую, бесполезную жизнь.

Таким образом, характеристика Базарова и Павла Петровича Кирсанова помогает понять, насколько не похожими были эти люди изначально.

Идеологические противоречия

Столь явное различие в социальном положении не могло не сказаться на взаимоотношениях героев. Если Николай Петрович пытался проявить к гостю снисхождение, где-то даже уступить, его брат сразу же показал полную неприязнь. И чем больше общались Базаров и Кирсанов, тем сильнее становилось их противостояние, вылившееся сначала в ожесточенный спор, а затем и в дуэль. Глубокий анализ отношения демократа-разночинца и потомственного дворянина к общественной роли аристократов и нигилистов, способу государственного устройства, народу, природе и искусству - лучшая характеристика персонажей.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов тоже, по сути, мало походили друг на друга - это станет ясно в финале романа. Поэтому второй пытался убедить друга, что тот ошибается в отношении Павла Петровича и просил его быть снисходительнее. Однако примирение двух таких разных людей было невозможно, и дуэль тому доказательство.

В чем же суть идеологических различий между молодым разночинцем и пожилым дворянином?

Отношение к аристократии

Первым спорным моментом для них стал вопрос о том, какова роль дворянства в государственном устройстве и общем укладе жизни.

Павел Петрович, являвшийся аристократом «до мозга костей», утверждал, что они и есть основная движущая сила любого развития, и это право им давалось еще по рождению. А идеал любого государства - монархия и либеральные реформы, ведущие к прогрессу.

Такая точка зрения вызывала в оппоненте ожесточение, главную причину которого он объяснил полной неспособностью аристократов к действиям и, как следствие, их бесполезностью для любого общества. Доказательством тому был сам Кирсанов, праздно проводящий жизнь в деревне.

Нигилисты - кто они?

На этом не заканчиваются их споры, выступающие как сравнительная характеристика. Базарова и Кирсанова интересовали и другие вопросы.

Так, после обсуждения роли аристократии они не могли не перейти к обсуждению деятельности нигилистов, во время которого фраза «он ни во что не верит», произнесенная ранее Аркадием, несколько корректируется Базаровым. Он называет себя человеком, принимающим только то, что может быть полезно. В текущий момент такими для него являлись наука с медициной и абсолютно отрицались устоявшиеся взгляды на жизнь, монархию и крепостничество, религию, поскольку они вели к застою. Для Кирсанова же нигилисты были людьми, вызывающими лишь раздражение своим нахальством и безверием.

Аристократ и нигилист - два абсолютно разных поколения, что убедительно доказывает сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова.

Оценка роли искусства в жизни человека

Высказывают герои в яростных спорах и отношение к культуре, тем более что для Павла Петровича это была попытка одержать верх над «все отрицающим» Базаровым. Здесь они предстают как полные антиподы. Первый - романтик, чья жизнь прошла на балах и в развлечениях. Неслучайно, он выступает в защиту поэзии, музыки, любви (хотя в то же время автор показывает пустоту его рассуждений). Второй воспитан трудом, поэтому все это для него - глупость, отвлекающая от настоящего дела (в этом Тургенев осуждает своего героя, доказывая несостоятельность подобных взглядов любовью Базарова к Одинцовой).

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова - выводы

Роман «Отцы и дети» явился новаторским произведением, поскольку в нем были обрисованы не просто представители старшего и младшего поколения, но и совершенно разные общественно-политические силы, сыгравшие важную роль в развитии России.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова дает понять, что оба они были незаурядными личностями, лучшими представителями (и это подчеркивал сам автор) дворян и разночинцев. В чем-то они были правы, в чем-то ошибались - это не столь важно. Главное, что и те, и другие внесли свой вклад в развитие страны. А И. С. Тургенев сумел уловить и передать в своем романе важный момент, когда происходит смена поколений и начинается новый этап в развитии общества.

Различие и сходство в образах Базарова и Кирсанова

Говоря о замысле и цели своего будущего произведения, Тургенев признавался: «Меня смущал следующий факт: ни в одном произведении нашей литературы я даже намека не встретил на то, что мне чудилось повсюду». Заслуга писателя состоит в том, что он первый в России поднял эту тему в литературе и впервые попытался создать образ «нового человека», представителя разночинцев. Двойственное отношение автора к своему герою сказалось в романе, но Тургенев, несмотря на противоречивость изображенного образа, верил, что за этими людьми открывается будущее. «Вся моя повесть направлена против аристократии как передового класса», - писал он. Роман «Отцы и дети» показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений: дворян-либералов и нигилистов-демократов.

На противопоставлении представителей этих направлений, разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова, построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы, Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Итак, вновь поднимается тема дворянства и его роль в жизни общества. По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - конституционная монархия, а путь к идеалу - либеральные реформы, гласность, прогресс. По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы, поэтому Базаров отрицает способность дворянства вести Россию к будущему. Следующий вопрос касается нигилизма, роли нигилистов в жизни.

Павел Петрович считает их бессильными «циниками, нахалами и плебеями», они не уважают народ и традиции, но он утешает себя тем, что их мало. Базаров веско замечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Что утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий, поэтому критерием для них является народная польза. Базаров считает, что народ пока темный и невежественный, он полон предрассудков, но все-таки по духу он революционный.

Павел Петрович умиляется патриархальности русского народа, не понимая его по сути. Считая себя либералом, он, тем не менее, разговаривая с мужиком, нюхает английский табак. Это немаловажная черта, характеризующая его как личность. Отсюда вывод, можно сказать, что споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым.

Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этого является дуэль. Главная причина, вызвавшая ненависть старшего Кирсанова к Базарову, заключалась в том, в чем он вряд ли признавался даже самому себе: Базаров перечеркивал всю его жизнь. Павел Кирсанов полагал, что ведет жизнь благородную, что он достоин уважения. А с точки зрения Базарова его жизнь бессмысленна.

Расхождение во взглядах главных героев заключается в их биографии. Павел Петрович - сын генерала, блестящий офицер, который растратил все свои душевные силы в погоне за любимой женщиной. Когда она умерла, он покинул свет, оставил карьеру и поселился у брата, чтобы доживать свой век. Он пытается внести изменения в свое имение и хозяйство, считает себя либералом только потому, что в их имении не бьют крепостных кнутом, но он не в состоянии понять требований новой эпохи, взгляды молодого поколения ему глубоко чужды.

О прошлом Базарова мы знаем мало, но понимаем, что путь его - это типичный путь разночинца-труженика. Годы упорнейшего труда сделали его образованнейшим человеком. Он с гордостью заявляет: «Мой дед землю пахал». Родители Базарова очень религиозные, интересы их ограниченные. Базаров воспитывал себя сам. Сколько предрассудков, сколько привычек, укоренившихся с детства, должен был побороть Евгений, чтобы себя воспитать. Базаров - человек сильный по уму и характеру. Немало таких Базаровых знала Россия: ведь и Белинский, памяти которого посвящен роман, и Добролюбов прошли тяжелую жизненную школу.

Братья Кирсановы - аристократы. Тургенев писал:

«Они лучшие из дворян - именно поэтому они выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

Очень горько, что их жизнь проходит столь никчемно, хотя они обладают несомненными достоинствами. Павел Петрович очень благородно относится к брату, к Фенечке, он честный, постоянный в любви, понимает искусство. Николай Петрович, его брат, очень чуткий человек, он доброжелателен, мягкосердечен, увлекается музыкой, но жизнь его однообразна и скучна. Базаров вносит свежий воздух в «родовое гнездо» Кирсановых. Евгений предстает перед нами как человек нового поколения, которое пришло на смену «отцам», не способным решить основные проблемы эпохи.




Top