Что входит в культуру. Определения понятия культуры

Эмоциональный интеллект – это «способность идентифицировать и управлять своими эмоциями и эмоциями других». Низкий эмоциональный интеллект, как правило, приводит к неспособности сохранять спокойствие и провоцирует конфликты, а высокий эмоциональный интеллект эти конфликты гасит и дает человеку умение сохранять спокойствие под давлением и в самых неблагоприятных обстоятельствах.

Конфликтные ситуации – неотъемлемая часть жизни. Даже самый спокойный и собранный человек в какой-то момент жизни через них проходит. В большинстве случаев люди не имеют над ними никакого контроля, и единственный аспект конфликта, который мы можем контролировать, – это то, как мы реагируем. Мы можем научиться распознавать, признавать и управлять нашими негативными эмоциями. Что для этого делать?

1. Делайте глубокие вдохи

Зачем: умение оставаться спокойным и сосредоточенным во время конфликта зависит от вашей способности расслаблять тело. Поверхностное и неглубокое дыхание – это естественная реакция организма на стресс, потому чтобы от этого избавиться, практикуйте глубокое дыхание, которое сразу же включает здравый смысл.

Как: глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот. Такое дыхание остановит выработку двух стрессовых гормонов – адреналина и кортизола.

2. Сосредоточьтесь на своем теле

Зачем: концентрация на любых физических ощущениях, возникающих во время конфликта, позволит вам сознательно изменить их. Когда ваше внимание переключается на тело, вы можете явственно прочувствовать напряжение, неглубокое дыхание и прочие признаки, которые сопровождают стресс.

Как: когда вы заметите, что ваше тело начинает напрягаться, попробуйте вернуться в нейтральное состояние, расслабив плечи и руки. Эта открытая позиция демонстрирует позитивность – и зачастую гасит конфликт.

3. Внимательно слушайте

Зачем: человек будет инициировать спор или какой-то другой конфликт, если он считает, что его не слышат. Кроме того, невозможно погасить конфликт без внимательного и активного слушания.

Как: сосредоточьте все ваше внимание на том, что говорит человек. Игнорируйте любые мысли о том, чтобы перебить его своими ремарками. Как только человек закончит свою речь, у вас уже будет необходимая информация для разумного ответа.

4. Задавайте вопросы открытого типа

Зачем: открытые вопросы крайне необходимы при урегулировании конфликтов. Во-первых, они показывают то, что вы внимательно слушаете. Во-вторых, эти типы вопросов проявляют уважение к человеку, позволяя ему сформулировать свои мысли.

Как: научиться задавать открытые вопросы может быть несколько сложновато. Главное, не задавать простые вопросы, подразумевающие краткие ответы «да» или «нет». Вместо этого используйте конструкции, начинающиеся с вопросительных слов «что», «почему», «зачем», «когда», «где» и «как».

5. Говорите потише

Зачем: самый простой способ эскалации конфликта – это повышение голоса, и напротив, говоря тише и мягче, вы конфликт гасите. Громкость и тон голоса также связаны с кровяным давлением. Когда давление достигает определенной точки, становится труднее понимать смысл сказанного.

6. Мы согласны, что мы не согласны

Зачем: не каждый конфликт заканчивается взаимоприемлемыми результатами. Однако вы можете избежать усугубления ситуации, вежливо самоустранившись из разговора.

Как: закон межличностного конфликта состоит в том, что в нем два участника. Самоустраниться из конфликта необходимо при одном из двух обстоятельств: (1) человек становится все более враждебно настроенным или (2) разговор, несмотря на все ваши усилия, зашел в тупик.

Если только вы не являетесь гуру самосознания, в какой-то момент во время конфликта вы можете действительно обозлиться. Люди – существа эмоциональные, и эта способность чувствовать может быть использована как нам на пользу, так и во вред. Следуя хотя бы одному-двум советам из шести вышеприведенных, вы, несомненно, почувствуете себя более уверенно в любой конфликтной ситуации. Поступая таким образом, вы обретете доверие и уважение людей за свой спокойный и уравновешенный характер.

Совсем недавно появилось новое понятие - эмоциональный интеллект. Оно означает способность человека понимать и управлять своими чувствами и эмоциями. Чем выше у человека эмоциональный интеллект, тем больше шансов стать успешным бизнесменом, добиться поставленной перед собой цели. Умение контролировать свои эмоции в любой ситуации ценится гораздо выше умственных способностей человека.

Конфликтная ситуация: как взять себя в руки?

1. Конфликты зачастую провоцирует чувство гнева, обиды. Самообладание в первую очередь подразумевает под собой умение определять качество ситуации. Правильное понимание причин конфликтной ситуации поможет быстрее найти способы решения проблемы. Способность здраво мыслить в то время, когда эмоции зашкаливают, даёт возможность избежать мелких конфликтов.

Раздражители возникают так внезапно и неожиданно,что ты не всегда можешь сдержать рвущиеся наружу эмоции. Бывает так, что в переполненной маршрутке тебе наступили на новую обувь и отдавили ногу, или неожиданно, в самый неподходящий момент, раздался телефонный звонок. Ты начинаешь испытывать раздражение и желание выплеснуть свои негативные эмоции. Подчиняясь своим желаниям в такой момент, ты провоцируешь конфликт, которого можно избежать.

Понимая бессмысленность такого всплеска эмоций (ведь в данном случае никто не виноват, никто не преследовал цель тебя обидеть или досадить), можно легко избежать стрессовую ситуацию.

2. Старайся игнорировать раздражители

Научись мыслить, не подчиняясь нахлынувшим негативным эмоциям, которые могут приводить к конфликту. Зачастую такая обстановка возникает из-за простого неумения сдерживать свои чувства. К примеру: в офисе, где работает много людей, некоторые привычки могут служить раздражителями. Кто-то громко говорит по телефону, другой привык долго размешивать сахар в чашке кофе. Казалась бы — мелочь, но сколько «офисных войн» возникает по таким незначительным причинам. Как уберечь нервы? Научись игнорировать раздражители, которые напрямую не связаны с твоими чувствами и желаниями. Вместо эмоциональных замечаний чаще используй смех и юмор. Если уж тебя так сильно раздражает звук помешивания кофе, то прояви фантазию: подари этому своему сотруднику к празднику набор одноразовой посуды — она не звенит.

Если неприятный диалог уже возник, не стоит ставить его целью «уничтожить противника». «Хлёсткий» ответ всегда побуждает соперника к ответному ходу. Обида, оставленная твоими словами, может привести к возникновению следующего конфликта. Главная цель диалога — понять друг друга, прийти к решению, приемлемому для обеих сторон. Пауза в напряженном разговоре дает возможность обдумать свои слова и действия не только тебе, но и твоему партнеру. Способность обдумывать свои слова, вести диалог внешне спокойно, даже если внутри тебя бушует «вулкан эмоций», даётся не всегда легко. Умение выдержать паузу поможет тебе удержать свои чувства и не позволить себе и противнику перейти к «базарной перебранке».

Чтобы уберечь свои нервы и остаться спокойной даже в то время, когда мир вокруг тебя рушится, придерживайся следующих советов в своём поведении:

  • улыбнись и сделай паузу: обычно это обескураживает противника, уменьшает его пыл;
  • продолжай разговор спокойным голосом, постарайся вернуть соперника к диалогу, а не перебранке;
  • выслушивая в свой адрес критику, не пытайся оправдываться, а постарайся понять её мотивы, если она не оправдана — просто проигнорируй;
  • всегда помни: негативные эмоции вредят в первую очередь тебе, поэтому старайся их избегать;
  • помни, что ты тоже далеко не «ангел» и всем нравиться невозможно;
  • когда тебя провоцируют вступить в конфликт, подумай: необходимо ли это тебе.

Умение не поддаваться эмоциям важно не только в диалоге или общении. В кризисных ситуациях важно контролировать себя, не впадать в отчаяние, сохранять спокойствие. Ожидание наказания — страшнее самого наказания. Быстрое решение проблемы поможет сохранить здоровье и нервы. Страх перед каким-то событием, разговором будет подтачивать тебя изнутри. Самообладание — умение выбрать правильное решение, отбросив эмоции, умение перебороть страх, неуверенность в себе, проявить волевые усилия.

Старайся жить сегодняшним днем, решать текущие проблемы. Снять стресс и уменьшить эмоциональное напряжение помогает проговаривание ситуации. Рассказывая о своих проблемах, ты освободишься от накопившихся эмоций и переживаний. В таких обсуждениях можно прийти к правильному решению.

Контролировать свои эмоции не всегда полезно, всё должно быть в меру. Тщательно скрываемые душевные переживания могут перевести к синдрому хронической усталости, к повышенной раздражительности, алкоголизму.

Необходимо время от времени давать волю своим чувствам. Освобождаться от накопленного негатива методом крика — не самый лучший способ. Лучше всего сбрасывать такое напряжение физическими упражнениями или позитивными эмоциями.


(8 Голосов)

Умение сохранять самообладание в спорной ситуации – поистине ценное качество, позволяющее достойно выйти из любого конфликта. Как ни странно, научиться этому может практически каждый человек, стоит лишь запомнить несколько действенных приемов.

1. Вдох-выдох.

Пребывая в состоянии стресса, человек начинает быстро и поверхностно дышать, буквально «глотая» ртом воздух. Данный рефлекс является вполне естественной реакцией организма на критическую ситуацию, во время переживания которой выделяются гормоны стресса. Чтобы привести в порядок мысли, успокоиться и сосредоточиться важно научиться правильно дышать, делая максимально глубокий вдох ртом и выдыхая через нос. Такая «дыхательная гимнастика» позволит в считанные секунды избавиться от внутреннего дискомфорта и подключить здравый смысл.

2. «Переключение» на собственное тело.

Чувствуя накатывающуюся волну негатива, способную спровоцировать конфликт, важно вовремя сосредоточиться на ощущениях внутри собственного тела. Как правило, в подобные моменты ощущается напряженность, прерывистое и поверхностное дыхание, прилив крови к щекам, вызывающий жар и т.д. При первых симптомах данного состояния, важно как можно скорее расслабить плечи и кисти рук – это поможет снять напряжение, переводя мозг в нейтральное состояние, что позволит «затушить» конфликт.

3. Искусство слушать.

Если бы все люди слышали друг друга, споров и конфликтов в мире не было бы совсем. Но, к сожалению, человек устроен так, что в критический момент готов лишь высказываться сам, абсолютно не слыша аргументы собеседника. А человек, которого не слышат – зачастую главный зачинщик ссор и споров. Чтобы предупредить подобные ситуации, важно взять за правило ни при каких обстоятельствах не перебивать оппонента собственными замечаниями и мыслями до тех пор, пока он не замолчит.

4. «Правильные» вопросы.

Чтобы в процессе спора человек почувствовал себя понятым и услышанным, важно задавать ему вопросы открытого типа, предполагающие словесные конструкции с упоминанием уже сказанного собеседником и просьбой уточнить либо прояснить ситуацию. Такие вопросы должны включать слова «зачем», «почему», «каким образом» и т. д. Данный прием позволяет продемонстрировать собеседнику вашу увлеченность и небезразличие к его проблеме. Наряду с этим, важно избегать односложных простых вопросов с подразумевающимися ответами «да» или «нет».

5. «Убавление громкости».

Одним из наиболее действенных способов завершить конфликтную ситуацию является снижение тона голоса. Это напрямую связано с влиянием его громкости на артериальное давление, когда во время крика оно поднимается, и человек перестает воспринимать смысл обращенной к нему речи. Даже если разговор уже перешел на «повышенные тона», внезапно начните говорить чуть ли не шепотом – так вы не только усмирите пыл и рассеете гнев оппонента, но и распространите на него чувство внутреннего спокойствия и уравновешенности.

6. Самоустранение.

Зачастую конечный результат (каким бы он ни был) любого спора не устраивает кого-то из участников. В том случае, если назревающий конфликт заведомо придет в тупик, либо его участники настроены очень враждебно и не идут ни на какие компромиссы, оптимальным решением будет самоустранение из неприятной ситуации. И пусть правда на вашей стороне – иногда достаточно немного уступить, но сохранить здоровую нервную систему.




Top