Арт галерея как бизнес модель. Свой бизнес: как открыть галерею

Сегодня столица может похвастать несколькими галереями, которые если не шикуют, то во всяком случае чувствуют себя уверенно. Руководитель одной из них Евгений Карась рассказывает о том как и кому стоит заниматься этим бизнесом.

Галерея “Ателье Карась” открылась в 1995 г. Идея создания галереи зародилась в его семье, семье художников, еще в 1986 г, тогда появилось и помещение для будущей галереи. Союз художников предоставил родителям Евгения целый этаж под творческую мастерскую: общая площадь помещения составляла примерно 200 кв.м. “Хотелось создать некое пространство для “прокручивания” интересных творческих идей, культурную среду для общения единомышленников, платформу для красивой жизни”, — вспоминает Евгений Карась.

Создание “пространства” началось с большого ремонта. Здание нуждалось не просто в ремонте, а в реставрации. Но и после того как помещение приобрело надлежащий вид, оно не сразу стало “пространством для “прокручивания” творческих идей”.

Вплоть до 1995 г. “шел процесс накопления знаний в области современного искусства”. Будущий галерист стремился понять, что происходит в изобразительном искусстве Украины, России, Европы, Америки. Он также начал тщательно исследовать художественные направления, инфраструктуру, тусовки, фамилии, рейтинги. Было решено выставлять работы только украинских художников. Сотрудники галереи начали формировать базу данных: собирали информацию о художниках, фотографии их работ, искусствоведческие тексты. И в 1995 г. начали приглашать художников поучаствовать в выставочных программах.

Когда пришло время открыть галерею, у Евгения Карася было все необходимое: первое - большое и недорогое помещение, второе - идеи будущих выставок, третье - база данных о художниках и их работах, четвертое - компетентные единомышленники.

Как открыть галерею: кадры

В галерее “Ателье Карась” работают всего пять человек: галерист - руководитель, куратор, пресс-секретарь, консультант и экспозиционер.

Успех всего предприятия всецело зависит от галериста: от его вкуса, его позиции. Именно он задает тон, формирует имидж галереи. Он решает, какое искусство приемлемо для его галереи, а какое - нет. С какими авторами ему работать, с какими - нет. Он же устанавливает “планку” для галереи. Галеристу совсем не обязательно быть художником. Главное - разбираться в изобразительном искусстве и любить его. Кстати, арт-менеджеров готовят некоторые вузы Украины. Например, Киевская художественная академия и Киевский университет культуры.

Вторую по значимости роль Евгений Карась отводит куратору. Куратор инициирует, организовывает и проводит выставки. Куратору необходимо художественное образование.
Экспозиционер решает, где разместить ту или иную работу, чтобы она “не потерялась” в общей массе, чтобы “не забила” другие работы, чтобы экспозиция была максимально адекватна концепции выставки. То есть организация экспозиции - это целое искусство, зачастую умело выполненная экспозиция придает картинам “новое звучание”.

Что касается консультантов (которые работают с посетителями и потенциальными покупателями) и пресс-секретаря (работа со СМИ), на эти должности Евгений Карась взял выпускников Киево-Могилянской академии. Он утверждает, что ни один вуз не в состоянии соперничать с выпускниками факультета культурологии Киево-Могилянской академии. Вскоре в галерее появится программист, который будет заниматься только интернет-ресурсами, созданными и курируемыми галереей.

Штатные сотрудники галереи получают в среднем
от $200 до $500 в месяц.

Как открыть галерею: документы

По словам Евгения Карася, чтобы открыть галерею современного искусства, не нужно получать никаких разрешительных документов, кроме общепринятых. И целенаправленно галереи никто не проверяет, поскольку законодательно деятельность галерей не регулируется: нет в наших законах такого понятия специфической культурной деятельности, как “галерея”.

Как открыть галерею: работы

“Галерея Карась” позиционирует себя как галерею современного фундаментального искусства. То есть здесь показывают искусство традиционных технологий: живопись, графика, скульптура и фотография. И лишь в редких случаях - инсталляция, медиа- и видеоарт.

У Евгений Карася собственная система оценки художников, которая, впрочем, не претендует на объективность. Он спрашивает мнение экспертов, в качестве которых выступают авторитетные в профессиональных кругах художники, об авторе судит по мероприятиям, в которых он участвовал. Самый высокий уровень международного признания художника - участие в престижных международных фестивалях, например в Венецианском биеннале.

Большую роль играет и то, где выставлялся автор. Если художник называет известные музеи, например Музей Людвига, Стедлик-музей и пр., значит, он может подтвердить свой высокий международный статус. Таких художников в Украине, по мнению галериста, не более 30. Он назвал лишь несколько имен: Маков, Савадов, Тистол, Ройтбурд, Гнилицкий, Животков, Сильваши и др.

По мнению галериста, “галерея, как и любой художественный проект, оценивается не по самому сильному, а по самому слабому художнику или проекту. И не столь сложно поднять “планку”, сколь сложно ее не опустить”.

Чтобы “не опуститься”, галерея “Ателье Карась” регулярно проводит исследования, цель которых - оценить и спрогнозировать художественную ситуацию, определить лучших художников страны по оценкам специалистов. Система проста: они опрашивают 15 экспертов (галеристов, арт-менеджеров), с просьбой назвать фамилии 50 наиболее интересных художников. Как правило, их мнения совпадают на 80%. Затем просят из указанных 50 отметить 10 сильнейших: совпадение - 20%. Так формируется внутренний рейтинг.

Его галерея системно работает более чем с 30 художниками. Правда, ежегодно она отводит место для работ одного-двух новых авторов. А в среднем в год проводит 10-15 выставок.

Галерею лучше располагать в центре города. Идеальным может считаться помещение, общая площадь которого 200 кв.м: выставочный зал - 50-80 кв.м, офис - 15-20 кв.м, помещение для хранения работ - 30-50 кв.м и техпомещения (для хранения оборудования и т.д.) - 50 кв.м.

Начать галерейный бизнес можно и с $1,5 тыс., но это при наличии помещения. $1,5 тыс. уйдут на зарплату сотрудникам за первый месяц, фуршет по случаю открытия и буклеты о выставке. Аренда помещения в центре города, конечно будет очень дорогой. Но можно договориться с местной властью - организовать совместную галерею. А можно присовокупить галерею к уже действующему бизнесу: например, банкир может организовывать выставки в холле банка.

По материалам газеты Бизнес

Решаются очень многие. И абсолютное большинство начинающих предпринимателей склоняются к варианту торговли теми или иными товарами и услугами. Это может быть открытие какого-либо магазина, продовольственного или магазина одежды, хозяйственных или строительных товаров. Данный вариант предполагает получение практически мгновенной прибыли и быстрых темпов окупаемости вложенных средств, однако и конкуренция здесь представляет собой очень и очень серьезную силу. Ведь сети продовольственных магазинов располагаются повсюду и удивить чем-то своих покупателей, новоиспеченный магазин продуктов вряд ли сможет. А вот открыть бизнес, связанный с чем-то менее банальным, например, с искусством, может стать весьма прибыльным и, что более важно, уникальным. Особенно если открыть его в том городке, где для представления зрителям произведений искусства до сих пор пользуются помещениями домов культуры или кинотеатров.

Самым удачным будет вариант открытия галереи. Подобный бизнес появился в России не так давно - прошло едва ли 20 лет с открытия первых частных галерей в Москве и сейчас некоторые из них очень даже уверенно чувствуют себя не только на отечественном, но и на международном уровне. В начале двадцатого века на данный вид частного предпринимательства обратило внимание очень даже много людей. Но в этом случае важно не только наличие материальных средств, составляющих стартовый капитал, важно еще и понимать суть этого, простого, на первый взгляд, предприятия. Как и любое другое важное дело, открытие галереи требует тщательного и ответственного подхода. И самым главным на данном этапе станет бизнес план галереи. Который будет определять весь ход дел, связанных с открытием и функционированием, плюс сделает возможным произвести фундаментальные финансовые подсчеты.

Галерея может быть художественной или декоративно-прикладного искусства.

Пример успешного открытия художественной галереи

“Ателье Карась” - галерея, открывшаяся в 1995 г. Однако, идею создания частной галереи в семье руководителя, Евгения Карася, начали обсуждать еще раньше - в 1986 г. Так как семья Карасей полностью состояла из людей, занимающихся изобразительным искусством и живописью, им не составило бы большого труда организовать эффективное функционирование такого рода культурного заведения. Местом расположения галереи была взята студия, которую родителям Евгения предоставил Союз художников. Она располагалась на первом этаже здания и ее площадь исчислялась аж в 200 кв. м. Тут на протяжении 8 лет были личная мастерская художников Карасей. И именно здесь им всем так хотелось создать территорию художественной жизни, наполненную уникальными экспонатами и, конечно же, единомышленниками, в этом плане.

Вернуться к оглавлению

Начало бизнеса в искусстве

Несмотря на то, что у семьи имелась достаточно большая рабочая территория, для создания пространства под галерею был проведен грандиозный ремонт. После этого, а, скорее даже параллельно этому процессу Евгений Карась, будучи начинающим галеристом, вплоть до 1995 г. занимался накоплением знаний, касающихся области современного изобразительного искусства. Он активно изучал положение дел в изобразительном искусстве стран ближнего - Украины, России, и дальнего зарубежья - Европы, Соединенных Штатов, Канады, и т.д. Затем был нелегкий выбор темы первоначальной экспозиции, но решение представлять публике произведения украинских художников было принято единогласно. И подошел период более тщательного исследования ситуации с украинским искусством. Изучению подвергались художественные направления современного творчества, инфраструктуры, рейтинги. Более того, Евгению приходилось, как начинающему в этой сфере, бизнесмену, изучать круг общения и фамилии потенциальных посетителей, спонсоров и тому подобное.

Совместно с набранным коллективом работников галереи начался процесс формирования базы данных: собиралась информация о художниках, рассматривались фотографии их творческих работ, набирались искусствоведческие тексты и критика. Позже был составлен список наиболее интересных для публики, и сильных, с точки зрения профессиональных мастеров, художников. Разработанные выставочные программы стали рассылать тем художникам, работы которых желали видеть в стенах готовящейся к открытию галереи.

Подобный план работ по подготовке частной галереи, как рассказывает Евгений Карась, ему помог составить, а затем реализовать опыт зарубежных специалистов, которые уже имели положительные успехи в данном бизнесе. Никакой специальной литературы по этой теме он не читал. Да и читать-то было нечего. Тогда, в конце двадцатого века, все это было в новинку. И учиться приходилось не в институтах менеджмента и бизнеса и не на курсах, потому что их в нашей стране еще не было. Все приходилось постигать самостоятельно, на ходу создавать какие-то креативные идеи, которые в итоге стали основами для вновь открывающихся частных галерей России.

Описанные выше особенности открытия галереи можно вкратце вынести в главный совет начинающим единомышленникам - будет лучше, если здание галереи расположить в центре города. Общая площадь ее помещений не должна превышать 200 - 250 кв. м. Данная цифра берется из следующих расчетов: выставочный зал будет достаточно разместить в помещении, площадью 80-100 кв. м, под офис можно отнести - 15-20 кв. м. от все пощади галереи, нельзя забывать о помещении для хранения работ. Которое может расположиться на 30-50 кв. м. Под технические помещения тоже стоит выделить хотя бы 50 кв. м, на которых будет храниться оборудование и т.д. Однако некоторые галереи располагаются всего лишь на 25 кв. м и весьма неплохо существуют.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала работников галереи

В постоянный штат галереи средних размеров, такой как, “Ателье Карась”, потребуется не больше 5-6 человек: галерист или руководитель, пресс-секретарь, куратор, консультант, экспозиционер и программист.

Главную роль, конечно же, во всем процессе открытия частной галереи, дальнейшей подготовки экспозиций и т.д, играет галерист, вкус которого, его позиция помогают сделать ставку на те или иные произведения искусства, которые будут правильно восприняты публикой. Именно он создает имидж культурного заведения. Только он решает, с какими авторами ему стоит работать, а с какими нет, то же самое касается и наемных рабочих. Его решением определяется, искусство какого жанра и эпохи возможно выставлять в его галереи, а какое нет. Как показывает практика, галеристу вовсе не должен быть профессиональным художником. Ему достаточно поверхностно разбираться в таком виде искусства, как живопись и, конечно же, он должен любить его. Более того, в современных высших учебных заведениях стран СНГ и России, готовят профессиональных арт-менеджеров, которые, как планируется будут прекрасно справляться с руководством культурных предприятий.

Вторым, по значимости, за галеристом в списке персонала этого проекта идет куратор. Он является инициатором проведения той или иной выставки, организовывает ее и, в конце концов, проводит. Этот человек должен знать все до самой, казалось бы, незначительной, мелочи, которая может всплыть во время подготовки экспозиции. Особо ценным будет тот куратор, у которого есть высшее художественное образование и способность к ведению и подготовки сразу нескольких выставочных проектов.

Третье место занимает экспозиционер, который занимается развешивание картин в выставочном зале. Конечно же, он не делает это собственноручно, со стремянкой наперевес. Он планирует то, в каком зале должна висеть та или иная картина, в окружении каких полотен она будет выгоднее смотреться. Ведь, как отмечают опытные работники галерей и музеев, правильно, и даже сказать, более, талантливо выполненная экспозиция придает даже старым, уже приевшимся, полотнам “новое звучание”.

Функция консультантов заключается в том, чтобы находиться в момент выставки в зале, где представлена экспозиция, и оказывать необходимую помощь посетителям и потенциальным покупателям. Они, как уже понятно, тоже обязаны знать о представляемых картинах и их авторах все до мелочей. С этой ролью прекрасно могут справиться недавние выпускники институтов живописи и изобразительного искусства или же студенты старших курсов. Пресс-секретарь, как и во всех других сферах, отвечает за работу со средствами массовой информации, По мнению руководителей, не только частных, но и государственных галерей, человек, имеющий художественное образование, сможет благополучно совмещать несколько функций, например, составлять экспозиции, работать с посетителями и писать оригинальные тексты.

В штате любой современной галереи обязательно должен быть профессиональный программист или системный администратор, который будет организовывать работу веб-сайта галереи, обновлять его, следить за точностью информации, содержащейся на официальном сайте заведения.

Вернуться к оглавлению

Какие нужны документы и средства, чтобы открыть это дело

В связи с тем, что на территории нашей страны пока еще не регулируется законодательно деятельность галерей, никаких особых документов для признания ее официально, не нужно. Важно только оформить открытие индивидуального предпринимательства, встать на учет в налоговой службе и исправно платить подоходный налог, плюс сборы в пенсионный фонд. Служб по проверке деятельности галерей тоже пока не существует, поэтому галеристы, пока еще могут дышать спокойно. Начинать галерейный бизнес можно, как говорит Евгений Карась, имея всего-то 2000-3000 долларов.

Однако, если у вас еще нет помещения, сумма заметно вырастет. Указанная сумма уйдет на зарплату штатным сотрудникам за первый месяц, организацию торжественной церемонии открытия и заказ буклетов с рекламой дебютной выставки. При варианте, что ваша галерея будет первой и единственной в городе, можно будет попытаться заручиться поддержкой местных властей и даже, если повезет, получить здание в центре города, В таком случае вы будете разделять права на бизнес с государственным учреждением. Еще одним вариантом решения проблемы нехватки средств на аренду помещения, является присовокупление галереи к действующему бизнесу, например, можно в актовых залах или в холлах частного банка.

Вернуться к оглавлению

План открытия галереи декоративно-прикладного искусства

Рассмотрев план открытия галереи, в которой будут выставляться произведения живописцев, можно перейти к другому типу галерей - декоративно-прикладного искусства. Для того чтобы начинающийся бизнес окупился довольно быстро, нужно постараться подобрать качественную экспозицию. Специалисты утверждают, что грандиозное количество людей, доход которых позволяет им тратить довольно крупные суммы на обустройство дома, с удовольствием приобретут украшения для внутреннего интерьера дома, сделанного в американском или каком-либо другом стиле и дизайне. Красивая качественная мебель и аксессуары к ней, которые представляют собой истинные образцы искусства народов мира, будут всегда привлекать богатых людей, особенно, если предложение поступает на наш рынок в ограниченных количествах. Такой ассортимент, как раз и должна выставлять галерея декоративно прикладного искусства, если ее владелец желает не только делиться с общественностью предметов искусства, но и зарабатывать хорошие деньги.

Открытие художественной галереи - сложная задача, которая предназначена для людей, которые любят искусство и его мир. Большинство галерей содержатся за счет непрерывной продажи качественных произведений искусства лояльным коллекционерам и их друзьям, одновременно с поиском новых клиентов. Галерея удерживает часть дохода от продажи, а оставшаяся часть идет художнику. Галеристы должны налаживать дружеские отношения с инвесторами, художниками, коллекционерами и СМИ. Эта карьера подходит для социального, независимого и бизнес-мыслящего человека, который готов бороться за место в уже оживленном арт-рынке. Если вы обладаете всеми этими чертами, то создайте бизнес-план и будьте готовы много работать, пока ваша галерея не станет прибыльной. Читайте дальше, чтобы узнать, как управлять картинной галереей.

Шаги

Часть 1

Открытие галереи

    Завяжите контакты в мире искусства. Эти контакты должны быть среди коллекционеров, художников и средств массовой информации в сфере искусства в городе, где ваша галерея будет открыта, и за его пределами. Могут понадобиться годы (от 5 до 15), чтобы пройти через школу искусств, сделать карьеру в этой сфере и наладить связи в музейной и галерейной среде.

    Будьте полностью привержены искусству и желанию иметь художественную галерею. В современных рыночных условиях, многие галеристы считают, что необходимо любить то, что вы делаете, для того, чтобы добиться успеха. Продажи произведений искусства нерегулярны, некоторые месяцы почти не дают дохода, а некоторые - очень прибыльны.

    Решите, какой вид искусства вы хотите продавать, и кто ваши потенциальные клиенты. Например, современное, абстрактное, западное искусство, скульптуры, фотографии, мебель или смесь различных видов. Произведения искусства в галерее должны быть разнообразными, но иметь основную тему, чтобы привлекать людей стать постоянными клиентами.

    • Вы можете решить открыть некоммерческую галерею и собирать пожертвования на благотворительность. Можно решить сформировать коллективную галерею с другими деятелями искусства, если вы также работаете в этой сфере. Можно также решить открыть коммерческую галерею искусств, которая ориентирована на продажу произведений с низкими, средними или высокими ценами. Этот решение необходимо принять, прежде чем начинать искать художников или финансирование.
  1. Составьте подробный бизнес-план. Бизнес-план - основа создания успешного, прибыльного бизнеса за 1- 5 лет, и должен включать детальные шаги относительно плана художников, маркетингового плана и финансового плана.

    Ищите финансирование, если оно еще не представлено. Ваш бизнес-план, финансовая отчетность и поддержка художников послужат способом убедить банки или деловых партнеров, что у вас есть прибыльный план. Если вы хотите привлечь деловых партнеров, попробуйте выбрать тех, которые также связаны с миром искусства и может рекомендовать вашу галерею коллекционерам.

    Добейтесь поддержки художников. Ищите художников, получая советы от других дилеров или музейных кураторов, либо можете огласить открытый прием произведений на продажу. Оговорите ваш процент в письменной форме, понимая, что, в основном, чем новее художник в мире искусства, тем выше процент от продажи вы сможете получить.

    Наймите надежных сотрудников. Работники галереи должны иметь художественное образование, контакты в мире искусства и опыт продаж, бизнеса или маркетинга. Идеальный сотрудник имеет степень в сфере истории искусств или администрирования и готов к выполнению разнообразных задач, особенно в начале.

    Приобретите хорошую страховку и систему безопасности для вашей галереи. Очень важно, чтобы вы были защищены в случае кражи или других повреждений. Художники часто требует подтверждения наличия страховки, прежде чем согласиться отдать их работу на сохранение в галерее.

    Часть 2

    Содержание успешной галереи искусств
    1. Не бросайте вашу основную работу сразу. Многие галеристы, особенно в больших городах, управляют галереей одновременно с работой в другом месте, пока галерея не станет прибыльной. Назначьте надежного, знающего работника следить за галереей, когда вы не можете там находиться, и упорно трудитесь, чтобы комфортно перестроиться на работу в галерее полный рабочий день.

      Создайте страницу в интернете. Современные галереи для того, чтобы быть успешными и приобретать новых клиентов должны иметь веб-сайт, аккаунт в социальных сетях, блоги и список адресов электронной почты. Инвестируйте деньги в создание привлекательного сайта, на котором перечисляются деятели искусства, некоторые из произведений искусства, предоставлена информация о вашем местоположении и контактный телефон.

Как устроена галерея Уффици

В данный момент в галерее Уффици происходят много изменений: в соответствии с проектом «Новые Уффици» музей будет полностью модернизирован, будут созданы все условия для комфортного посещения галереи туристами и для лучшего хранения и экспозиции произведений искусства. Многие произведения искусства перемещают из зала в зал, по мере открытия новых секций галереи. Недавно второй этаж музея был полностью обновлен и были добавлены в экспозицию некоторые произведения из хранилищ Уффици. Зная заранее, как устроен музей, Вы сможете лучше спланировать Ваше посещение галереи! Коллекции музея располагаются на трёх этажах . Главное средство перемещения между этажами – монументальная лестница, построенная по воле великого герцога Пьетро Леопольдо во второй половине 18-ого века. В галерее есть несколько небольших лифтов, предназначенных для тех, кому тяжело пользоваться лестницой(подробнее читайте ). Вход в галерею находится в левом крыле музея, билетные кассы - в обоих крылах. На первом этаже есть книжный магазин, где можно найти книги по истории искусств, сувениры и подарки, детские книжки и многое другое. Вы пройдете через магазин при выходе из музея, а при самом входе в галерею есть прилавок, где можно приобрести путеводители по галерее на различных языках. На втором этаже есть несколько интересных залов, включая “Кабинет рисунков и гравюр” (некоторые экспонаты этой коллекции периодически выставляются в вестибюле Кабинета, так что Вы можете сделать здесь остановку). Основная коллекция музея расположена на третьем этаже . Здесь Вы найдете самые интересные залы и самые известные шедевры. 45 залов третьего этажа хранят произведения живописи, охватывающие период с 13-ого по 18-ый века, а так же огромное число античных статуй и бюстов , выставленных в коридорах галереи. Картины, которыми галерея Уффици знаменита во всем мире, находятся именно на третьем этаже! В конце третьего этажа, над Лоджией Ланци , находится кафетерий, где Вы можете отдохнуть и перекусить, наслаждаясь великолепным видом на Палаццо Веккьо и старый город. Отсюда Вы можете спуститься на второй этаж, чтобы посетить новые секции музея, названные «синими» и «красными» залами , где Вы найдете работы как итальянских, так и зарубежных художников 16-го века, а также мраморные скульптуры эллинистического периода. Работы Рафаэля были также перенесены сюда. Далее следуют залы, предназначенные для временных выставок , которые музей организует несколько раз в год. Если Вы посещаете музей во время одной из таких выставок, то стоимость входного билета в галерею будет немного больше. Затем следуют «желтые залы» , посвященные творчеству Караваджо и его последователей, и также живописи итальянских художников 17-ого века. На этом посещение галереи заканчивается, и Вы можете направится к выходу, на первый этаж, где также найдете сувенирный и книжный магазины.

Залы
ТРЕТИЙ ЭТАЖ ВТОРОЙ ЭТАЖ
1 Археологическая коллекция * 46 Испанские художники, 16-18 века
2 47 Голландцы, Лейден 17-ый век
3 Сиенская живопись 14-ого века 48 Французские художники, 17-ый век
4 Флорентийская живопись 14-ого века 49 Голландцы, Амстердам 17-18 века
5-6 50 Голландцы, Гаага 17-ый век
7 51 Французы, 18-ый век
8 52 Фламандцы, 17-ый век
9 Поллайоло 53 Голландцы, Делфт, Роттердам, 17-18 века
10-14 54 Голландцы, Харлем, Утрехт, 17-ый век
15 55 Фламандцы, 17-ый век
16 Комнаты математики
19 Перуджино и Синьорелли
20 Дюрер 56 Эллинистическая скульптура
21 Беллини и Джорджоне 57 Андреа дель Сарто и античность
22 Фламандское и немецкое Возрождение 58
23 Мантенья 59 Друзья Андреа
24 Кабинет миниатюр 60 Россо Фьорентино
35 61 Понтормо
62 Вазари и Аллори
63 Вторая половина 16-ого века
64 Бронзино
65 Бронзино и Медичи
66
88 Ломбардские художники 16-ого века
42 Зал Ниобы
43 Итальянская живопись 17-ого века 90 Караваджо
44 Фламандская живопись 17-ого века 91 Бартоломео Манфреди
45 Живопись 18-ого века 92 Герардо делле Нотти
93 Художники школы Караваджо
A Атриум Лотарингов * Временно закрыт
B Вход в Коридор Вазари
C Кафетерий
D Терраса над Лоджией Ланци



Top