Что такое социальная культура общества. Что такое социально-культурная деятельность? Отраслевая структура социально-культурной сферы

Отношения работодателей и их сотрудников, регламентируются статьями в Трудовом кодексе Российской Федерации. Именно положения данного документа являются основанием для работы всех предприятий на территории РФ.

Поэтому согласно действующему законодательству Российской Федерации:

Премии могут носить, как общий, так и индивидуальный характер. Поэтому во избежание различных споров, все нюансы должны быть зафиксированы в нормативном акте предприятия или же в коллективном договоре.

За что дают дополнительную выплату к базовым начислениям?

Размер премии, также как и основания для ее выплаты устанавливает работодатель самостоятельно, либо же в согласовании с представителем трудового коллектива. На предприятии может быть установлена своя система премирования, в зависимости от вида деятельности, прибыльности фирмы и даже отношения руководителя к поощрениям своих сотрудников.

Действия сотрудников, за которые лучше всего, платить им премии, и причины поощрения, не связанные напрямую с успехами работников:

  1. премия дается за отработанное время. Такой вид премиальных начисляется сотрудникам, если они отработали целый месяц без больничных или без отгулянных дней за свой счет;
  2. можно выплатить за отлично выполненную работу. Этот вид премиальных используется не только в качестве поощрения, но и является неким стимулом для работы в дальнейшем;
  3. премии, начисляемые в связи с праздничными и торжественными датами.

Почему могут отказать?

Начисление премиальных чаще всего зависит от качества работы сотрудника, его вклада в производственный процесс или самих профессиональных достижений. На каждом предприятии устанавливаются свои критерии и показатели премирования. Но в любом случае работодатель определяет необходимость выплатить премию, основываясь только на полученные результаты работы сотрудника.

Исходя из этого, нужно сказать, что нельзя премировать работника лишь за то, что он имеет высшее образование или определенную специальность.

Основания для вознаграждения работника

Основаниями, которые можно указать в положении о премировании могут быть показатели:

  • за выполнение плана работы;
  • за существенные достижения в работе;
  • за своевременную сдачу отчетности;
  • за выполнение особо ответственной работы;
  • за проявленную инициативу;
  • за качественно выполненную работу;
  • за проведение определенных мероприятий;
  • за повышение квалификации.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ, руководитель несет ответственность за своевременную выплату премиальных.

Ст. 236 ТК РФ предусматривает определенную ответственность за задержку выплат.

Статья 236 ТК РФ. Материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Когда требуется бумажное подтверждение причин поощрения?

Несмотря на то, что работодатель сам определяет условия и устанавливает размер премирования своих сотрудников, ему потребуются обоснования для выплаты. К ним относятся:


Причем хочется отметить тот факт, что обоснования для выплаты премиальных необходимы лишь в случае начисления разовой премии. В таких случаях информация фиксируется в специальном документе, который называется предоставление на премирование.

А вот регулярные поощрения, которые выплачиваются сотрудникам, проводятся без изложения обоснований.

Некорректное изложение формулировки в документах

Законами Российской Федерации не установлена типовая форма документа на предоставление премии. Но, несмотря на это, существует определенная информация, которая обязательно должна быть прописана в документе. Одним из главных пунктов данного документа считается сам текст с основаниями для премирования сотрудника.

Так как в положении о премировании должны быть прописаны все показатели, являющиеся основанием для выплаты поощрения, то соответственно при составлении служебной записки или документа на представление премирования, необходимо корректно указывать причины для начисления премиальных.

Информация, указанная в документе на представление премирования, не соответствует установленным показателям положения о премировании, ее могут признать некорректной формулировкой оснований.

Например, бухгалтера предприятия, в отличие от водителя, нельзя просто премировать за хорошую работу. Это будет считаться некорректным изложением обоснований. В данном случае, руководитель может обосновать выплату премии за своевременную сдачу отчетности.

Таким образом, если подытожить все вышесказанное, основания для начисления премии работникам – это неотъемлемая часть всей процедуры премирования. Но, кроме корректности изложения, главным моментом считается наличие в документах, фиксирующих трудовые отношения на предприятии, условий выплаты премий. Ведь только в этом случае денежные поощрения, согласно п. 2 ст. 255 НК РФ будут относиться к расходам по оплате труда.

Во многих крупных компаниях работники получают зарплату, которая равна или немного больше МРОТ, а также они получают премии, причем их размер может значительно превышать заработную плату. Такие премии являются ежемесячными, а также информация о них вносится в трудовой договор. Но дополнительно по разным причинам работодатель может назначать разовые премии своим сотрудникам. Обычно перечисляются такие средства при наличии веских оснований.

Нюансы назначения премии

Стандартные ежемесячные премии выступают в качестве части зарплаты, поэтому входят в систему оплаты труда на основании ст. 135 ТК. Дополнительно руководитель компании может назначать разовые премии по ст. 191 ТК, которые не входят в зарплату. Обычно средства выплачиваются только сотрудникам, которые каким-либо образом отличились на работе, поэтому их следует поощрить.

Правила и порядок перечисления разовой премии сотрудникам должны закрепляться во внутренней документации предприятия.

Когда выплачиваются средства?

Разовые премии назначаются при наличии веских оснований, поэтому наиболее часто они перечисляются в следующих ситуациях:

  • какой-либо сотрудник увеличил производительность труда;
  • за счет активной работы гражданина увеличилось количество покупателей в магазине;
  • специалист на производстве повысил конкурентоспособность или качество создаваемой продукции;
  • выплачиваются премии перед праздниками или разными значимыми событиями в жизни работников.

Решение о назначении такой выплаты принимается только руководителем предприятия, поэтому это не является его непосредственной обязанностью. Нередко вовсе назначаются средства работникам, которые замещали других сотрудников, выполняли действия, не предусмотренные их должностной инструкцией, или занимались оптимизацией бизнес-процессов в компании.

Чем выгодно выплачивать разовые перечисления?

Выплата разовых премий считается более выгодным для работодателей мероприятием, по сравнению с повышением размера оклада работников. Это обусловлено следующими причинами:

  • перечисление дополнительных премий осуществляется только после принятия соответствующего решения руководителя предприятия, поэтому если директор решает лишить конкретного специалиста этой выплаты, то оспорить такое решение невозможно;
  • допускается перечислять такие средства не в строго установленные сроки, а с определенным опозданием;
  • срок выплаты таких средств не является строго установленным, поэтому нарушения сроков не подпадают под ст. 136 ТК;
  • при необходимости руководитель компании может сократить ФОТ, отказав всем работникам в премии.

Но перечисление премий должно быть экономически обоснованным. Поэтому руководитель компании должен заранее определиться с причиной для начисления данной суммы. Наиболее часто для этого используются экономические основания, представленные увеличением дохода компании или наступлением какого-либо праздничного события для предприятия.

Условия для выплаты средств

Начисление разовой премии возможно только при соблюдении определенных условий, которые регулируются не только законодательством, но и внутренними локальными актами компаний. Наиболее часто основные условия прописываются в коллективном трудовом договоре или в положении о премировании.

К основным таким условиям относятся:

  • если директор принимает решение выплатить средства работнику из нераспределенной прибыли организации, то он должен принять такое решение официально, для чего проводится собрание акционеров, составляется протокол и утверждается решение;
  • нередко во внутренней документации фирмы указывается на необходимость перечисления премий работникам за выслугу лет или при введении в эксплуатацию нового современного оборудования;
  • не требуется указывать размер единовременной выплаты в трудовом договоре каждого сотрудника.

Другие условия зависят от решения, принимаемого руководством фирмы.

Какие соблюдаются требования?

Перед тем как выплачивать разовую премию, директор компании должен учитывать некоторые ограничения:

  • если в компании действует профсоюз, то с его членами требуется согласовывать все положения, имеющие отношение к премиям;
  • допускается увеличивать выплаты, но не уменьшать, если они закреплены в трудовом договоре;
  • если руководителем компании принимается решение о назначении выплат работникам, то бухгалтер организации должен составить специальную справку, а руководителем издается официальное распоряжение.

Объем дополнительных выплат может немного отличаться для разных работников. Руководитель самостоятельно определяет, кто из сотрудников получит ту или иную выплату в определенный момент времени.

Какие подготавливаются документы?

Отпускные и разовые премии, а также другие выплаты работникам, должны официально фиксироваться в документации организации. Только в этом случае они будут учитываться при налогообложении. Если работодатель предпочитает выплачивать работникам одноразовые премии по разным поводам, то им должны формироваться следующие документы:

  • информация о премировании вносится в коллективный трудовой договор;
  • в индивидуальные трудовые соглашения, составляемые отдельно с каждым сотрудником, вносится информация о начислении данных премий;
  • положение об оплате труда;
  • положение о премировании, содержащее информацию о премиях, выплачиваемых ежемесячно;
  • положение о разовых перечислениях, которые могут перечисляться за выслугу лет, выплачиваться к праздникам или назначаться по другим причинам.

Только при грамотном оформлении разовых премий к праздникам или другим значимым событиям можно пользоваться ими для снижения базы налогообложения по налогу на прибыль.

Правила составления положения о премировании

Перед тем как выплачивать разовую премию, руководитель фирмы должен грамотно оформить ее начисление. Для этого формируется соответствующее положение о премировании. В нем отражается фактическая практика фирмы в отношении перечисления премий работникам. В этом документе указываются следующие сведения:

  • прописывается, что дополнительные средства перечисляются работникам только при достижении определенных целей, например, при увеличении продаж или количества покупателей, при наступлении праздничного события или при других условиях;
  • перечисляются критерии оценки и условия для начисления премии;
  • указывается размер выплаты;
  • приводятся все работники компании, которые могут рассчитывать на эти средства при достижении конкретных целей.

Размер выплаты может быть представлен твердой суммой средств или процентом от оклада. Каждая компания может пользоваться собственными уникальными показателями, учитывая специфику деятельности. В положение могут включаться и другие условия или сведения, которые зависят от того, в какой сфере работает компания, какое количество работников в ней трудится, а также каков средний заработок сотрудников.

Только на основании положения назначаются разовые премии. Образец такого положения можно изучить ниже.

Последствия составления положения

Разовая производственная премия в 6-НДФЛ отражается только при ее официальном оформлении. В противном случае выплата выступает подарком, если ее размер не превышает 4 тыс. руб.

Если руководитель составляет положение о премировании, то у него возникает обязанность выплачивать данные средства работникам компании. Сотрудники при необходимости могут требовать от руководителя перечисления этих денег. Поэтому обычно в документ вносятся сведения, которые позволяют при необходимости отказать наемным специалистам в средствах.

Уплачиваются ли страховые взносы?

С разовой премии налоги уплачиваются только при ее правильном оформлении. Страховые взносы перечисляются работодателем с этой суммы независимо от того, включается ли она в расходы при расчете налога на прибыль. Поэтому работодатель не сможет сэкономить на этих взносах.

Если работает гражданин в акционерном обществе, то учредители имеют право перечислить средства из нераспределенной прибыли. В этом случае им придется проводить собрание акционеров, а также официально принимать решение. Такой способ перечисления премии не позволяет уменьшить налогооблагаемую прибыль компании.

Понятие тринадцатой зарплаты

Во многих компаниях существует такое понятие, как тринадцатая зарплата. Она выплачивается в конце года в качестве поощрения работникам, если имеются необходимые средства в фонде оплаты труда. Она является разовой выплатой, так как руководитель компании не может быть уверенным в том, что в конце года в фонде останется достаточно средств, чтобы перечислить тринадцатую зарплату всем работникам предприятия.

В законодательстве отсутствуют сведения о том, как правильно должна перечисляться наемным специалистам данная премия. Поэтому руководители компаний выплачивают ее своим работникам только при наличии желания и соответствующих финансовых возможностей. Бухгалтер компании не может провести такую выплату как зарплату за месяц, поэтому она выступает лишь дополнением к заработку.

Во многих компаниях тринадцатая зарплата закрепляется во внутренней нормативной документации. Работодателем определяется, когда именно перечисляются работникам средства, а также каков порядок выплаты. Наиболее часто данные сведения вносятся в положение о премировании. Если такая выплата оформляется как разовая премия, то руководитель компании может самостоятельно выбрать работников, которым будут перечислены средства.

Правила издания приказа

Учет разовых премий предполагает необходимость их правильного оформления. Если работодатель принимает решение о перечислении одному или нескольким работникам данных средств, то он должен его грамотно оформить путем издания соответствующего приказа. При формировании данного документа учитываются следующие моменты:

  • в приказ вносится информация о том, когда и в каком размере перечисляется премия конкретного работнику или нескольким сотрудникам предприятия;
  • если имеются наемные специалисты компании, которым не полагаются выплаты, то они просто не включаются в это распоряжение;
  • если сотрудник, не получающий премию, пытается оспорить решение руководства, для чего обращается с жалобой в трудовую инспекцию, то руководителю необходимо ссылаться на содержание положения о премировании;
  • приказ оформляется по форме №Т-11, если средства выплачиваются только одному работнику, который каким-либо образом отличился перед руководством компании;
  • если назначаются выплаты нескольким сотрудникам предприятия, то выбирается форма №Т-11а.

Непосредственно в приказе руководитель компании указывает, по какой причине назначаются данные одноразовые выплаты. Приводится код дохода разовой премии, а также указывается, когда именно будут выплачены средства работникам. Работодатель самостоятельно принимает решение о том, в какой форме будут выделяться деньги. Они могут выдаваться в наличном виде через кассу компании. Если сотрудники фирмы получают зарплату на счет в банке, то обычно премии перечисляются на этот счет.

Взимаются ли налоги с выплат?

Разовые премиальные выплаты регулируются не так, как регулярные поощрительные перечисления. Но с них в обязательном порядке уплачивается НДФЛ, если они грамотно оформляются. Дополнительно с них перечисляются страховые взносы.

Для грамотного расчета и уплаты НДФЛ учитываются следующие требования:

  • возможность перечисления разовых выплат предусматривается содержанием внутренних нормативных актов компании;
  • к учету применяются только выплаты, которые назначаются за какие-либо заслуги перед компанией, а не привязаны к выходным дням или другим событиям;
  • все затраты, связанные с уплатой налогов, непременно фиксируются в бухучете фирмы.

С разовой премии НДФЛ уплачивается непосредственным работодателем, выступающим налоговым агентом для своих работников.

Другие важные нюансы

Перед тем как начислить разовую премию, работодатель должен учесть некоторые значимые особенности. К ним относится:

  • если выплачивается премия при увольнении работника, то с нее взимается НДФЛ на общих условиях;
  • если перечисляются средства на праздники или другие значимые события, то они не связаны с профессиональной деятельностью работников, поэтому такие расходы не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль предприятия;
  • с таких вознаграждений не удерживается ЕСХН.

Выплачивать одноразовые вознаграждения работодатели могут при использовании различных систем налогообложения. При этом важно учитывать, уменьшают ли эти выплаты налоговую базу.

Какие используются проводки?

Бухгалтеры должны знать о кодах дохода разовых премий и используемых проводках. При перечислении данных средств обязательно вносится информация в бухгалтерский учет. Для этого используется проводка Д91-2 К70. На основании нее происходит зачисление поощрительной выплаты из чистой прибыли компании.

Такая котировка может применяться при использовании любого вида прибыли, которая может быть текущей или за прошлый налоговый период. Так как такие расходы являются прочими, то используется Д91-2.

Какие используются коды доходов?

Работники могут потребовать от работодателя создания справки 2-НДФЛ в любой момент времени. Она требуется для решения многочисленных задач, например, при оформлении кредита или получения других услуг. В этот документ вносятся сведения обо всех денежных поступлениях работника с указанием их кода. Поэтому возникает вопрос, каков код дохода разовых премий. К основным таким кодам относится:

  • Код 2002. Он применяется, если работнику компании выплачиваются премиальные поощрения за разные достижения на месте работы. Они могут предусматриваться требованиями законодательства, содержанием трудового договора или коллективного соглашения. Данный код используется при выплате премий по итогам месяца, квартала или года, а также при перечислении денег за выполнения важных задач или за уникальные производственные достижения.
  • Код 2003. Он используется, если перечисляются вознаграждения из доходов компании или с помощью использования денег специального назначения. Актуален этот код в случае, если используются целевые деньги компании. Обычно такой код применяется, если выплачивается премия к разным праздничным событиям или юбилеям. Нередко такие выплаты выступают в качестве материальной мотивации работников. Они не имеют отношения к выполнению должностных обязанностей сотрудников.
  • Код 2000. Применяется в ситуации, если назначается премия за выслугу лет.

С помощью таких кодов в справке 2-НДФЛ можно понять, какие именно средства были получены работником в тот или иной момент времени. Этим же кодом отмечается разовая производственная премия в 6-НДФЛ. Бухгалтер компании должен грамотно подходить к заполнению этих документов, так как на нем лежит ответственность за выявленные ошибки или нарушения.

Ответственность работодателя за нарушения

Нередко работникам приходится сталкиваться с тем, что работодатель не выплачивает разовые премии, хотя необходимость в этих перечислениях обусловлена внутренним локальными актами или коллективным договором. В этом случае отказ от выплаты премий является нарушением со стороны директора компании.

При таких условиях работники могут обратиться с жалобой в разные проверяющие государственные инстанции. Наиболее оптимально написать заявление в трудовую инспекцию. Специалисты данной службы проведут проверку, основной целью которой будет выявление нарушений прав работников со стороны руководства организации. Хотя перечисление разовых премиальных выплат не обусловлено требованиями законодательства, но если эта обязанность закрепляется в нормативных документах, то руководитель обязан следовать этим нормам.

Заключение

Разовые премии сотрудников не являются частью зарплаты, поэтому они назначаются наемным специалистам только при наличии некоторых оснований. Наиболее часто они перечисляются при необычных достижениях работников, а также с целью поощрения. Их размер определяется непосредственным работодателем.

Чтобы такие выплаты были официальными, они должны правильно оформляться, для чего сведения о них вносятся в коллективный договор или вовсе работодателем формируется специальное положение о премировании. Директор фирмы должен следовать тем требованиям, которые содержатся в этих официальных документах.

2139.66kb.

  • Уважаемые абитуриенты! , 47.81kb.
  • Планирование и прогнозирование экономических процессов учебно-методический комплекс , 1077.94kb.
  • Приказ 2011 г. № Уфа Об утверждении тематики выпускных квалификационных работ по специальности , 114.93kb.
  • «Социально-культурная деятельность» , 507.01kb.
  • Что такое социально – культурная деятельность?

    Это работа, направленная на удовлетворение духовных потребностей в области досуга. Поскольку с каждым годом появляется всё больше и больше разнообразных форм отдыха, социально – культурные работники очень востребованы, и вы можете вполне успешно реализовать себя, свои амбиции, что называется – «выгодно продать свой талант». Но следует учитывать, что эта работа протекает в условиях высокой коммуникативной нагрузки, поэтому идут в эту профессию коммуникабельные, трудолюбивые, креативные люди с крепкими нервами и нестандартным творческим мышлением. Также социально – культурная деятельность требует умения использовать разнообразные технологии в области культуры, искусства, массовых зрелищ и спорта.

    Постановщик театрализованных представлений -

    Представитель одной из интереснейших профессий, связанных со зрелищем неотъемлемой частью народной культуры. Издревле люди требовали «Хлеба и зрелищ!» и всегда находились те, кто зрелищем зарабатывал на хлеб. С Х века на Руси этим занимались прародители театрального искусства – скоморохи. Они собирались небольшими группами (ватагами, как тогда говорили) и колесили по городам и весям, показывая свои представления людям и спасаясь от преследования церкви. В таких ватагах, как правило, не было «главаря» - каждый выступал сам за себя (сам себе режиссёр и исполнитель). С появлением профессиональных театров (в ХVIII веке) группой актёров руководил чаще всего ведущий актёр, выполнявший обязанности режиссёра и художественного руководителя. В начале XX века появилось движение под названием «Синяя блуза». «Синеблузники» были своего рода живой газетой – они переводили на язык театрального действия публикуемую информацию, разыгрывали миниатюры, делали пародии, использовали сатиру, юмор и гротеск. Таким образом, они наглядно «рассказывали» в большинстве своём неграмотному народу о происходящих в стране событиях и давали им свою оценку. И здесь, безусловно, не обходилось без кропотливой работы «массовика – затейника», на которого ложилась ответственность за содержание каждого представления и репетиции. В 30-е годы культпросветработе стали обучать на курсах и в институтах сначала в Москве и Ленинграде, а затем и по всей стране. Со временем культпросветработа трансформировалась в постановку театрализованных представлений. Такое отделение работает и в Карачаево – Черкесском государственном колледже культуры и искусств им. А. А.Даурова. Постановщик театрализованных представлений совмещает в себе две профессии – сценариста и режиссёра. Сценарий – это подробная литературная разработка предстоящего представления, а сценарист, соответственно, - человек, работающий с такой драматургией. Режиссёр – в переводе с французского языка означает «дающий надлежащее направление», т.е. человек, который занимается постановкой спектаклей, фильмов, представлений и т.д. Постановщик театрализованных представлений пишет сценарии концертов, обрядов, вечеров, и т.д., которые потом сам воплощает на сцене, используя все доступные выразительные средства. Эта работа предполагает организацию мероприятий для разного вида аудитории и в различных масштабах (от актовых залов до площадей). «Сфера обитания» постановщика театрализованных представлений: Дома культуры, клубы, филармонии, школы, досуговые и развлекательные центры, дома детского творчества, музыкальные школы и школы искусств.

    Руководитель театрального коллектива.

    Каждый студент отделения «Менеджмент СКС» проходит педагогическую практику в школьном или каком-то другом любительском театральном коллективе, работая над постановкой спектакля. От коллектива театра любители отличаются тем, что они не профессионалы, люди, не имеющие соответствующего образования. Обязанности художника, костюмера, гримёра, бутафора, звукорежиссёра распределяются между участниками, в то время как в театре это делают квалифицированные специалисты.

    Чтобы Вы яснее представили, чем будете заниматься в ходе обучения, добавим несколько слов об основных предметах, которые Вам предстоит изучать. Итак:

    - социально – культурная деятельность (СКД) – эта дисциплина познакомит Вас с социально – культурной сферой нашей страны на сегодняшний день, с основными её составляющими, методиками работы, со всей историей и теорией СКД;

    - народно – художественное творчество (НХТ) – Вы окунётесь в мир русской народной художественной культуры, узнаете исторические корни возникновения основных видов искусства России;

    - актёрское мастерство – на групповых и индивидуальных занятиях Вы пройдёте всю «школу Станиславского» от упражнений, этюдов, миниатюр до полноценной работы над ролью;

    - режиссура театрализованных представлений – Вы познакомитесь с теорией режиссуры разных жанров, основными приёмами воплощения замысла сценария;

    - сценарное мастерство – Вас ждёт овладение навыками работы над созданием сценария. Сначала это будет сценарные игры, рассказы, сказки, сценарные планы, а затем – Ваши собственные авторские работы разных видов;

    - словесное действие – Вы пройдёте полный курс сценической речи, начиная с чтения стихов и заканчивая эстрадным конферансом;

    - техника сцены и сценография – Вас научат «мыслить художественными образами», «символами осваивать пространство», проще говоря – грамотно и выразительно оформлять мероприятия согласно Вашему замыслу;

    - история костюма – в ходе увлекательных занятий Вы ознакомитесь с модой разных времён, что не раз поможет в работе, например, над театрализованным представлением или концертом;

    - музыкальное оформление – Вас научат работать с разнообразным музыкальным материалом, делать тематические подборки песен и композиций, составлять музыкальные партитуры.

    Также в программу входят дисциплины, изучение которых подарит немало интересных часов. Это: грим, игры и развлечения, режиссура эстрадных программ, пластика (танец и сценическое движение), вокал, история театра, зарубежная литература, основы музыкальных знаний и др.

    Настоятельно рекомендуется каждому абитуриенту (а потом и студенту) вести дневник наблюдений , в который следует ежедневно записывать увиденные, услышанные, «подсмотренные» на сцене, экране и в жизни интересные случаи, задумки, «фишки», которые можно будет потом использовать в качестве материалов для этюдов, сценариев и т.д.

    Будьте готовы к тому, что на коллоквиуме Вас попросят рассказать об одном увиденном или самостоятельно проведённом мероприятии. Вы должны описать хотя бы один эпизод с профессиональной точки зрения, т.е. рассказать о сюжете, особенностях сценария, действиях героев, музыкальном оформлении, дать оценку мероприятия с Вашей стороны как режиссёра (например, как бы Вы поставили тот или иной эпизод концерта, обряда и т.д.).

    До встречи в новом учебном году!

    Несколько советов для поступающих на отделение «Менеджмент социально-культурной сферы»

    Как исполнять прозу, басню, стихотворение.

    Когда после долгих мучительных сомнений и размышлений, наконец, подобран репертуар для вступительного экзамена, Вы приступаете к не менее сложному и ответственному этапу – подготовке к самому исполнению выбранных произведений. Прежде, чем мы дадим вам целый ряд ценных указаний по работе с материалом, позвольте сказать несколько слов непосредственно о художественном чтении. Итак, чтец действует от лица рассказчика, повествующего о своих героях и событиях. Он рассказывает о том, что происходило в прошлом и обращается прямо к слушателям, к публике, которая является его партнёром (в данном случае Ваши партнёры – члены приёмной комиссии). Основное средство воздействия чтеца на слушателя звучащее слово, переданное с определённой интонацией.

    В процессе подготовки репертуара полезно включить работу над голосом. К.С.Станиславский говорил, что даже хороший от природы голос следует развивать не только для пения, но и для речи, тем более – сценической. Ежедневно работайте над дикцией с помощью скороговорок или труднопроизносимых звукосочетаний, например:

    Рли, рло, рла, рлэ, рлу, рлы,

    Лри, лро, лра, лрэ, лру, лры,

    Взби, взбо, взба, взбэ, взбу, взбы,

    Вздри, вздро, вздра, вздрэ, вздру, вздры,

    Взгри, взгро, взгра, взгрэ, взгру, взгры,

    Птки, птко, птка, пткэ, птку, пткы,

    Кпти, кпто, кпта, кптэ, кпту, кпты.

    Работа над прозой.

    В работе над прозой нужно определить, продумать, ощутить произведение во всех деталях, чтобы прийти к пониманию того главного, ради чего оно написано, то есть выяснить его главную мысль – идею. Иначе исполнение произведения расплывчато, лишено стержня. Надо детально проанализировать весь текст, внимательно вчитаться в произведение, понять, как в нём развиваются события, как развивается мысль автора, к какому выводу он, автор, нас подводит. Надо вглядеться не только в развитие событий, но и в действующих лиц, понять их намерения, поступки, изучить характер и главное ощутить личность говорящего, чтобы суметь к нему максимально приблизиться. В этот период предварительной подготовки начинается так называемая «работа вокруг материала» - накопление знаний о самом писателе, о времени, в котором он жил, об эпохе, описанной в произведении. Идея от самой ткани произведения, от фразы к фразе, мы лучше улавливаем, как проявляются черты характеров, чувствуем главную мысль в развитии сюжета.

    Что такое, сюжет произведения? Сюжет – последовательное развитие событий, и развития сюжета лежит конфликт – борьба различных сил. Произведение строится на основании события и имеет несколько частей:

    1. экспозиция
    2. завязка
    3. развитие действия
    4. кульминация (момент наивысшего накала, напряжение борьбы).
    Экспозиция всегда важна в повествовании. Только усвоив в экспозиции что, где, когда происходило, мы можем разобраться в дальнейшем. Не зная чётко контуров завязки, развития действия, кульминации и развязки, исполнители не могут правильно распределить свои выразительные средства – темперамент, голос, внутреннюю целеустремленность, волю. Существует 5 видов исполнения на реальный, присутствующий объект (зритель, слушатель). Самый распространённый род обращения к публике – рассказ (повествование о событии). Признаком рассказа всегда бывает прошедшее время. Цель рассказа – заинтересовать слушателя. Для того, чтобы заинтересовать слушателя, исполнитель сам должен быть заинтересован своим повествованием. Показ (повествование в настоящем времени), беседа, агитация и поучение также являются распространёнными видами обращения к публике.

    Работа над стихотворным произведением.

    Здесь важно не только понять, что хотел выразить автор, но и как , каким способом он это сделал, то есть следует обратить внимание на особенности формы – стихотворного размера. Чтецу необходимо понять, ощутить особенности размера, найти его ритм и характер. Обязательным является отделение одного стиха (строки) от другого небольшой паузой цезурой. В этом отличие стихотворение от прозы. Также цезура нередко ставится в середине стихотворной строки согласно знакам препинания. Очень важно, не нарушая музыкальности, ритма стиха, донести содержание и главную мысль автора. Разбору композиционного построения стихотворения также уделяется внимание, как и при работе над прозой.

    Работа над басней.

    Баснописцы в своих баснях ярко, искренне и непринуждённо рассказывают о событии так, будто сами его наблюдали. Именно в таком разрезе и рассматривается манера исполнения басен. Исполнение басен требует повествовательного тона. Исполнитель басен должен оставаться рассказчиком, который как будто наблюдает поведение персонажей со стороны. Он не должен впадать в банальность, стараясь перевоплотиться в образы – персонажи и «сыграть» их перед слушателями. Однако, исполнитель не безразличный наблюдатель, и это находит отражение в его интонации. Он должен занять свою позицию по отношению к персонажам басни. В басне требуется пристальное внимание к ритму и рифмовке басни. Финал басен – это всегда «фотоанализ» происходящего, отношения исполнителя к происходящему, вывод, мораль. Итак, при исполнении басни необходимо:

    1. вести повествование,
    2. установить общение со слушателем,
    3. нарисовать образы,
    4. подчеркнуть мораль.
    Удачи Вам!!!

    Как выбрать прозаический отрывок.

    Прозаический отрывок, предназначенный для исполнения на вступительных экзаменах, должен быть не слишком длинным по объёму (это затрудняет заучивание), но и не слишком коротким, чтобы Вы смогли раскрыть свой творческий потенциал. Конечно, в этом плане наиболее выигрышны сказки и рассказы, которые легко сократить, но если Вы всё-таки остановили свой выбор на произведении крупной прозы, лучше брать отдельную главу, которую тоже можно сократить.

    Отрывок по композиционному построению должен быть законченным, «самостоятельным» произведением со своим конфликтом и развитием действия. В таком отрывке не должно быть много действующих лиц и длинных диалогов (это отвлекает, мешает целостному восприятию). Желательно, чтобы события развивались «здесь и сейчас», без постоянного обращения к чему-то уже свершившемуся, к прошлому, неизвестному слушателям. Отрывок должен быть ярким, эмоциональным, с разрешимой конфликтной ситуацией, чтобы приёмная комиссия услышала от Вас связный, логичный рассказ о том или ином случае (ситуации, происшествии).

    Вступительные экзамены.

    Экзамен по специальности является комплексным (включает несколько этапов, которые приведены ниже) и сдается за один день.

    1-й этап – чтецкая программа

    Оценивается : чистота произношения, подача, тембр голоса, диапазон, эмоциональность, темперамент, мимика, жесты.

    Не волнуйтесь, но и не будьте пассивны, постарайтесь с первых слов заинтересовать слушателей, донести идею произведения. Не переживайте, если запнетесь или что-то забудете – Вам разрешат начать сначала. Во время исполнения смотрите педагогам всегда в глазах и не машите руками – лучше отработайте (но не заучивайте!) несколько жестов, которые помогут сакцентировать внимание на наиболее значимых моментах. При выборе репертуара следует руководствоваться собственным вкусом, однако рекомендуется исполнять произведения признанных мастеров слова, будь то классика или современная литература (от Пушкина до Довлатова). Желательно подготовить по два произведения разнопланового характера.

    Выбирайте то, что ближе Вам по темпераменту. Прислушайтесь к мнению окружающих: если в Вас видят неплохого комедианта, не рискуйте читать монолог Гамлета. Проще говоря, выбирайте то, что Вам по силам.

    Читайте громко, но не кричите, четко произносите слова. Не бойтесь делать паузы, особенно если это необходимо для добора дыхания. Не спешите, не тараторьте, не «забалтывайте» текст.

    Если у Вас имеются серьезные дефекты речи, лучше заранее проконсультироваться со специалистами. При незначительных дефектах педагог может предложить Вам комплекс упражнений по развитию дыхания, диапазона, артикуляции.

    Что надеть на экзамен: желательно удобную, не стесняющую движений одежду, не раздражающую пестротой цветов. Девушкам не советуем приходить на очень высоких каблуках, в коротких юбках, джинсах с заниженной талией, коротких топах. Ограничьте бижутерию. Юношам желательно гладко выбриться.

    2-й этап – этюды

    Оценивается: пластичность, фантазия, реакция, эмоциональность, изобретательность.

    Итак, что же такое этюд? Этюд – это небольшое законченное произведение, основанное на беспредметных действиях. Этюды чаще всего бессловесны (разрешается произносить пару «ключевых» слов), они называются этюдами на органическое молчание. То есть Вы должны сыграть небольшую ситуацию, обозначая все предметы так, чтобы зрителю все было понятно. Например, если в этюде Вы пишете письмо, Вы должны открыть воображаемую тетрадь, взять воображаемую ручку и т.д. Все физические действия сначала отрабатываются с настоящими предметами.

    В этюде обязательно должен быть конфликт – событие, которое поменяет ход действий (например, Вы вернулись домой, собирались отдохнуть на диване, увидели горящий утюг и пытаетесь потушить пожар всеми способами). Конфликт создает ситуацию, из которой в этюде Вы ищете выход. Этюд не должен быть затянутым! По времени вполне хватит 1-2 минут.

    Этюд должен носить определенную мысль, т.е. сначала ответьте на вопрос: «Для чего я это показываю? Чего хочу добиться? Что почерпнет зритель из моего этюда?»

    Во время исполнения не волнуйтесь, постарайтесь расслабиться, чтобы не было мышечного зажима. Если умеете, не бойтесь использовать элементы простейшей акробатики: кувырки и т.п. можно грамотно вставить в этюд, и он будет более выигрышным.

    Что надеть на экзамен: удобную одежду (можно взять с собой спортивную форму), ведь Вас могут попросить изобразить животное.

    3-й этап – проверка музыкально-слуховых и хореографических данных

    Вас попросят что-нибудь спеть, станцевать или сыграть на музыкальном инструменте. Выбор за Вами. Желательно спеть песню с легкой напевной мелодией, так как петь придется без аккомпанемента. То же самое относится к произведению для музыкального инструмента – лучше сыграть что-нибудь простое, но без запинок и ошибок.

    Также проверяется слух и чувство ритма. Нужно повторить мелодию, заданную педагогом (или «прохлопать» ее в ладоши)

    4-й этап – собеседование

    Вам будут задавать различные вопросы, цель которых – выявить Ваш культурный уровень, кругозор, начитанность, образность мышления. Советуем заранее почитать о творчестве таких режиссеров, как К.С.Станиславский, В.И.Немирович-Данченко, В.Э.Мейерхольд, Е.Б. Вахтангов и т.д., ознакомиться с выдающимися произведениями литературы, живописи, музыки, кино.

    Е.Б.Захава «Мастерство актера», «Мастерство режиссера».

    М.А. Чехов «О технике актера»

    К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве», «Искусство представления: Классические этюды актерского тренинга» (2010 г), «Работа актера над собой в творческом процессе переживания»; «Работа актера над собой в творческом процессе воплощения», «Работа актера над ролью».

    В.И.Немирович-Данченко «Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма» (2009 г.)

    С.В.Гиппиус «Актерский тренинг. Гимнастика чувств».

    М.Кипнис «Актерский тренинг»

    В.Дюпре «Как стать актером»

    И.Б.Шубина «Драматургия и режиссура зрелища: Игра, сопровождающая жизнь»

    И.Б.Шубина «Организация досуга и шоу-программ»

    Проза

    Л.Н.Толстой «Война и мир»

    А.К.Толстой «Петр I»

    К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

    И.Тургенев «Дворянское гнездо»

    Б.Васильев «А зори здесь тихие»

    А.Куприн «Олеся»

    М.Булгаков «Мастер и Маргарита»

    А.Пушкин «Метель», «Барышня-крестьянка»

    В.Короленко «Слепой музыкант»

    Ф.Достоевский «Идиот», «Девочка со спичками»

    М.Зощенко – рассказы

    И.Бунин – рассказы

    А.Чехов – рассказы

    А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», «Южный почтовый»

    Г. де Мопассан «Ожерелье»

    О Генри – рассказы

    А. С. Пушкин «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Пиковая дама».

    Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «Мёртвые души».

    М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».

    Ф. М. Достоевский «Белые ночи», рассказы.

    И. А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов».

    М. Горький – рассказы.

    А.Т. Аверченко – рассказы.

    Н.А. Тэффи – рассказы.

    В.М. Шукшин – рассказы.

    А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

    Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго».

    Сказки

    Г.Андерсен

    М.Салтыков-Щедрин

    А.Пушкин

    Н.Афанасьев

    Басни

    И.Крылов

    С.Михалков

    Лафонтен

    Поэзия

    А.С. Пушкин «Руслан и Людмила», «Евгений Онегин», сказки, лирика. М.Ю.Лермонтов «Мцыри», «Демон», лирика.

    Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз Красный нос», лирика. А.А.Фет – лирика.

    Ф.И. Тютчев – лирика.

    А.А. Блок «Незнакомка», «Двенадцать», лирика.

    М. И. Цветаева – лирика.

    А. А. Ахматова – лирика.

    Б.Л. Пастернак – лирика.

    О.Э. Мандельштам – лирика.

    С.А. Есенин «Анна Снегина», лирика.

    В.В. Маяковский «Облако в штанах», лирика.

    А.Т. Твардовский «Василий Тёркин», лирика.

    Н.А. Заболоцкий – лирика.

    В.С.Высоцкий – лирика.

    Б.А.Ахмадуллина – лирика.

    Р.Рождественский – лирика.

    Ф.Г.Лорка – лирика.

    Н.Заболоцкий «Осенние этюды»

    Р.Рождественский «Байкальская баллада»; «Все начинается с любви»

    В.Маяковский «Разговор на одесском рейде десантных судов «Советский Дагестан» и «Красная Абхазия».

    С.Есенин «Русь Советская»

    СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ

    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Понятие социально-культурной деятельности

    Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые раскрывают предмет, цели, закономерности и функции данной науки, ее связи с практикой. Социально-культурная деятельность в этом плане не составляет исключения. Она занимает одно из главных мест в практическом труде современного социального работника: социального педагога, культуролога, социолога, экономиста - менеджера социально-культурной сферы.

    Обладая глубоким гуманитарным содержанием, эта профессия стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран. Без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика любого государства. Специалисты в сфере социальной работы привлекаются муниципальными органами и общественными организациями в качестве экспертов при подготовке законодательных актов и принятии решений.

    Социальную работу правомерно определяют как организацию личностной, общественной, государственной помощи людям. Она основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки » людям, когда они попадают в стрессовые ситуации, связанные с потерей близкого человека, стихийными бедствиями, полной или частичной утратой трудоспособности, душевным срывом, безработицей, принятием жизненно важных решений. В этих ситуациях вольно или невольно оказывается не один человек, но и его семья и ближайшее окружение:

    Для глубокого понимания самой сути социальной работы принципиально важно иметь представление о характере личных взаимоотношений между социальным работником и его подопечным (клиентом).

    К основным целям социальной работы относятся:

    а) заботасоциального работника об увеличении самостоятельности своих подопечных, развитии у них способности контролировать свои действия и более эффективно решать возникающие проблемы;

    б) поиски индивидуального и по-своему уникального подхода к каждому человеку и к каждой семье в современных условиях, направленного на удовлетворение их экономических, духовных, досуговых интересов и потребностей;

    в) создание условий, благоприятной досуговой среды, которая помогла бы каждому человеку - ребенку, подростку, взрослому, несмотря на ту или иную экстремальную ситуацию, жизненный кризис, душевный срыв, сохранить равновесие, чувство собственного достоинства, физические силы, познавательную и творческую активность.

    Посредничество социального работника в сфере досуга состоит в том, что он не ждет, когда кто-то из его подопечных обратится к нему за помощью, а сам стремится создать оптимальные условия досуга, столь необходимые для саморазвития, самоутверждения, самотворчества людей. Чем больше развивается сегодня социальная работа, тем яснее становится потребность в повышении уровня ее профессионализма.



    В принятых в 1992 г. Основах законодательства РоссийскойФедерации о культуре четко определен основной понятийный аппарат (тезаурус), который постоянно используется в современной теории и практике социально-культурной деятельности (ст. 3). Эти понятия (термины) имеют принципиальное значение для достаточно глубокого понимания сути и содержания курса "Основы социально-культурной деятельности".

    Остановимся на самых существенных, изначальных терминах.

    Культурная деятельность - деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей.

    Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные! традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

    Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые организациями, другими юридическими и физическими лицами гражданам для удовлетворения их культурных потребностей.

    Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их интерпретация.

    Творческий работник, субъект культурной деятельности - физическое лицо, участвующее в процессе выявления, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей.

    Достоинство культур народов и национальных групп - признание их ценности, проявление уважения к ним.

    Культурное наследие народов и национальных групп, проживающих на территории Российской Федерации, - это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в ^мировую цивилизацию.

    Культурное достояние народов Российской Федерации - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, имеющие общенациональное, общероссийское значение.

    Культурные аспекты федеральных и региональных программ развития - перспективы социально-экономических, научно-технических, экологических и других программ развития с точки зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры, а также влияния самой культуры на эти результаты.

    Государственная культурная политика , политика государства в области культурного развития - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры.

    Важнейшие сферы культурной деятельности:

    выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры;

    художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства;

    художественные народные промыслы и ремесла, народная культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы;

    самодеятельное (любительское) художественное творчество;

    музейное дело и коллекционирование;

    книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и использованием, архивное дело;

    телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей;

    эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области;

    научные исследования культуры;

    международные культурные обмены;

    производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей;

    иная деятельность, в результате которой создаются, сохраняются, распространяются и осваиваются культурные ценности.

    В Основах законодательства Российской Федерации о культуре отмечено, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств (ст. 8).

    В этом важном государственном документе раскрыто емкое содержание прав человека в области культурной деятельности: его права на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями, осуществляемой как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе; его права на личную культурную самобытность и права собственности в области культуры; его права на создание различных организаций, учреждений, предприятий и общественных объединений в области культуры; его права на приобщение к культурным ценностям, на гуманитарное и художественное образование; его права на культурную деятельность в зарубежных странах, а также на вывоз за границу результатов своей творческой деятельности (ст. 10-11, 13-17).

    Природу и назначение социально-культурной деятельности, как правило, рассматривают в нескольких основных аспектах:

    экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;

    гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;

    организационно-управленческом, где основу смыслообразующих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

    Все практические реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.

    При изучении курса важно уметь ориентироваться в характерных особенностях и закономерностях, присущих социально-культурной деятельности в современных условиях, владеть основными терминами, которыми оперирует эта отрасль научного знания.

    Остановимся на самом понятии "социально-культурная деятельность". Его осмысление возможно лишь на стыке таких фундаментальных наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право и др. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующие миру и тип бытия в мире.

    В общесоциологическом аспекте понятия "деятельность" характеризует и активность социального субъекта.

    Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями "социальная активность" и "социальная деятельность". Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реализации социальной активности, поскольку "сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельности".

    Что касается понятия "социальная активность", то наиболее справедливым, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность - это "проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие". Такая трактовка понятия многогранна. Ее "непривязанность" к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.

    Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно связана с ней. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс - образование источника напряженности, осознание необходимости действия, формирование соответствующей установки, выбор оптимального поведения. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельности определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.

    Каждый человек на протяжении своей жизни оказывается погруженным во множество конкретных видов деятельности, которые различаются прежде всего своим предметным содержанием, обусловленным совокупностью потребностей, мотивов, задач и действий.

    Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты. Прежде всего она осуществляется в свободное (досу-говое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Социально-культурная деятельность обусловлена национально-этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи, детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.

    Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой. Эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

    Рассматривая ведущие черты социально-культурной деятельности, особо выделим ее гуманистический, культурологический, развивающий характер, поскольку в основе она имеет культурные цели.

    Указанные черты социально-культурной деятельности могут быть значительно дополнены, иначе классифицированы, но именно они определяют ее назначение.

    Анализ сущности социально-культурной деятельности показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные, творческие и репродуктивно-творческие элементы. Репродуктивная деятельность в культурно-досуговой сфере является необходимым условием жизнедеятельности человека. Репродуктивность неизбежна и обязательна во многих видах досуговых занятий, непрофессиональной художественной самодеятельности, клубной практике и т.п. В то же время для участника самодеятельного коллектива, например, освоение азов искусства, овладение организаторскими умениями, сами процессы познания, реализации своих интересов и потребностей - не только репродукция, но и творчество. В связи с этим типологические уровни социально-культурной деятельности можно классифицировать следующим образом: творческий - преобладание творческих моментов в деятельности; репродуктивно-творческий - открытие человеком того нового для себя, что объективно не является новым; репродуктивный - простое воспроизведение отработанных форм, предметов, способов и т.п.

    Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. С одной стороны, поведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто без предварительно поставленных целей, схемы действий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятельность, носит сугубо личностный характер, по существу это две стороны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее активности.

    В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соотношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б. Ф. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Давыдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общественной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в определенных рамках содержание деятельности.

    Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрельцова, по мнению которого социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркивает он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство.

    Общение, потребность в общении являются доминантой действий человека, существенным качеством человека на всех исторических этапах его эволюции, историческим проявлением определенной культуры общества.

    Понятие "социализация личности" обычно трактуется как процесс усвоения человеком огромного социального опыта. Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Социализация обусловлена разнообразными социальными; социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Среди них необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения.

    Социально-культурная деятельность по существу может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

    Социальное (общественное) воспитание рассматривается в научной литературе как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая детям, подросткам, молодежи в период их включения в социальную жизнь. Она предполагает полноценное использование в воспитательно-образовательном процессе всего арсенала средств и возможностей, которыми располагает общества для формирования личности, адекватной его требованиям и в определенной мере опережающей его развитие.

    Долгое время в обыденном сознании бытовало и сейчас бытует ложное представление о том, что общественное воспитание - это преимущественно школьное воспитание, что семья, внешкольные институты, бытовая микросреда и другие важнейшие инструменты социализации личности играют второстепенную, вспомогательную роль. Между тем прошлая многовековая и нынешняя практика опровергают этот тезис. Без опоры на народную педагогику, без семейного воспитания, активного родительского творчества подлинная социализация личности невозможна.

    Основная цель социального воспитания - содействие развитию человека как личности, реализация его способностей и возможностей в обществе. В структуре конкретных целей социального воспитания на передний план выдвигается задача приведения в соответствие двух сторон взаимодействия - общества, направляющего воспитательные возможности всех субъектов и сфер жизнедеятельности в интересах каждого человека, и механизма социализации самой личности, активизации ее творческого потенциала.

    Центром идеи социального воспитания является современный человек, человек с новым образом мыслей, новым уровнем досуговых потребностей. Путь к осуществлению этой идеи - создание социально открытой системы культурно-досуговой деятельности.



    
    Top