Какие качества ильи раскрываются в данном отрывке. Поэтические приемы, пришедшие из мифов

  1. Большая часть былины А. К. Толстого пред-ставляет собой монолог Ильи Муромца. Почему в строфах, составивших монолог Ильи, представле-ны в основном восклицательные предложения? Чего этим достигает поэт? Вчитайтесь в монолог Ильи Муромца и найдите в нем противопоставле-ния (антитезы). Как они подчеркивают жизненную позицию героя?
  2. Монолог представляет собой разверну-тое высказывание от лица Ильи Муромца. Его речь заключена в кавычки, и перед ней находятся слова автора. Восклица-тельные предложения передают эмоцио-нальное состояние героя, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых за-слугах. Речь Ильи построена на многочис-ленных образных антитезах: богатство и роскошь княжеского двора — жизненная неприхотливость Ильи; молодые богаты-ри — старый Илья; служба у князя — сво-бода, к которой стремится богатырь; душ-ная жизнь в Киеве — просторы природы.

    Илья привык к волюшке и простору и не сожалеет об оставленной службе у кня-зя — в этом заключена жизненная пози-ция героя.

  3. Перечитайте строфы, обрамляющие монолог богатыря. Как автор характеризует в них настро-ение и переживания героя?
  4. Сначала богатырь гневается, сердится, но, поразмыслив, приходит к выводу, что воля и свобода дороже, и, просветлев ли-цом, с наслаждением вдыхает запахи при-роды, воздух свободы, дикой воли и про-должает свой путь.

  5. Тургенев отметил, что «гуманная натура Толс-того сквозит и дышит во всем, что он написал». Об-ращаясь к давнему прошлому, поэт искал в нем идеал гармонической личности. Какие качества Ильи Муромца воспел поэт в своем стихотворении?
  6. Поэт воспевает в былинном герое муд-рость, внутреннюю сдержанность, соче-тающиеся с богатырской мощью и силой.

  7. Думы о «красоте нашей истории» Толстой соединял с мыслями о «красоте нашего языка», широко опираясь в своих былинах и балладах на народно-поэтический стиль. Какие элементы бы-линного стиля использовал поэт в стихотворении «Илья Муромец»?
  8. В стихотворении использован напев-ный былинный стих, размеренность ре-чи, обращения, характерные для были-ны, постоянные эпитеты (богатырский конь).

  9. В русской былине «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром» Илья, «разгневанный» и «раздраженный» тем, что стольный князь Влади-мир забыл позвать его как «лучшего богатыря» «на почестный пир», стал стрелять из лука по «ма-ковкам золоченыим», которые «отпали на сыру землю». Положив в основу своего стихотворения былинный конфликт русского богатыря с князем Владимиром, Толстой во многом смягчил его. Ка-ким предстает в этом конфликте Илья Муромец?
  10. Илья в стихотворении А. К. Толстого предстает более мудрым и сдержанным, он не дает волю гневу, не выплескивает разрушительную силу, а приходит к вы-воду, что, потеряв службу, он обретает го-раздо большее — свободу. Материал с сайта

  11. Сопоставляя народные былины об Илье Му-ромце и стихотворение Толстого, можно просле-дить судьбу героя в ее развитии. Попытайтесь со-здать такое жизнеописание.
  12. Илья Муромец до 33 лет пролежал на печи, и сила богатырская пробудилась в нем только в связи с необходимостью по-стоять за землю-матушку. Калики пере-хожие вручают Илье меч русского богаты-ря Святогора. С тех пор Илья Муромец за-щищал Русь, бескорыстно служил родине и народу. Он одержал победы над Соловьем-разбойником, Идолищем поганым, Калином-царем вместе с его несметным вой-ском и совершил еще много славных под-вигов.


8.В представленном фрагменте поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» раскрываются некоторые черты личности Чичикова. Так, например, можно заметить, что Павел Иванович по натуре своей “приспособленец”. Он в любом обществе сразу же становится “своим”, потому что на интуитивном уровне знает какие слова нужно сказать и какие поступки нужно совершить, чтобы добиться желаемого результата(“Полицмейстеру сказал что-то очень лестное насчёт городских будочников, а в разговоре с вице-губернатором и председателем палаты… сказал даже ошибкою два раза “ваше превосходительство”… Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему…”). В обществе Чичиков не проявляет себя как колоритная личность, на людях он является некой “субстанцией”, которая меняет свою форму в зависимости от желаний окружающих. Так, по словам автора, Павел Иванович - и “не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок”, он является чем-то средним, тем, что больше предпочитает его собеседник в данный отрезок времени.

В беседах же он говорит “какими-то общими местами, с заметною скромностью”. Но к такому стилю общения Чичиков прибегает не только из-за желания зарекомендовать себя как человека сдержанного и тактичного, но и из-за страха не угадать позицию собеседника. Ведь в таком случае Павлу Ивановичу пришлось бы вступать с ним в дебаты, а это могло бы плохо отразиться на его репутации. Также немаловажным аспектом раскрытия черт характера героя является его портрет. Так, Гоголь обращает внимание читателя на опрятность главного героя, подчёркивает его страсть к модному, хорошему костюму и внешней чистоте (“…он приказал падать умыться и чрезвычайно долго тер мылом обе щеки… затем очутился во фраке брусничного цвета с искрой.

”). Показывая опрятность Чичикова и его внутреннюю “нечистоплотность”, писатель противопоставляет внутренний мир персонажа внешнему. Такой контраст позволяет читателю увидеть все отрицательные черты, которые только есть в этом персонаже, и понять, что он - всего лишь нечистый на руку делец, одержимый своей идеей.

9. Чичиков в поэме Гоголя “Мертвые души” предстает перед читателем лицемерным человеком, который ради своей выгоды готов угождать во всем высокопоставленным лицам. Но герой произведения Николая Васильевича – не единственный пример двуличия в отечественной литературе. Так, в комедии Грибоедова “Горе от ума” Молчалин, следуя завету отца (“- Мне завещал отец:/ Во-первых угождать всем людям без изъятья;/ Хозяину, где доведется жить, /Начальнику, с кем буду я служить, /Слуге его, который чистит платья, / Швейцару, дворнику, для избежанья зла…”), хитрит и лицемерит для того, чтобы снискать расположение Фамусова. Также и для Чичикова наставление отца является делом всей его жизни(“Смотри же… больше всего угождай учителям и начальникам… Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете…”). Как и Молчалин, Чичиков готов угождать тем людям, которые ему не приятны и даже противны, но от которых зависит его благополучие. Нельзя не упомянуть и о Хлестакове из комедии Гоголя “Ревизор”. Ложь и лицемерие этого персонажа доходят до абсурда (“С Пушкиным на дружеской ноге...”, “Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма»…”). Он с самого начала вводит всех жителей города в заблуждение и представляется совершенно другим человеком для своего же блага. Как и Чичиков, Хлестаков питает большую слабость к деньгам, он занимает большие суммы и берет взятки у чиновников, заведомо зная, что он успеет уехать до того, как раскроется вся правда.

Обновлено: 2018-03-21

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Урок 1

Мифы

После прочтения статьи о мифе предлагаем детям выделить в каждом абзаце предложение или фрагмент предложения, выражающий главную мысль. Например: «Древний человек наделял все предметы и явления мира душой».

«Древний человек искал помощи у могучих сил природы».

«…люди стали создавать сказания – мифы…» и т. д.

Выделенные предложения можно записать, создав, таким образом, план статьи. Хотелось бы, чтобы учитель продемонстрировал учащимся сборники мифов разных народов.

На этом же уроке читаем статью о шумерах (с. 5). Учитель может сообщить дополнительные сведения об этом народе, взятые из книги Самюэля Крамера «Шумеры. Первая цивилизация на Земле». – М.: Центрполиграф, 2002.

«Шумер, земля, которую в эпоху классики называли Вавилонией, занимала южную часть Месопотамии и географически примерно совпадала с современным Ираком, простираясь от Багдада на севере до Персидского залива на юге. Территория Шумера занимала около 10 тыс. квадратных миль, немного больше штата Массачусетс. Климат здесь чрезвычайно жаркий и сухой, и почвы по природе выжженные, выветренные и неплодородные. Это речная равнина, и потому она лишена минералов и бедна камнем. Болота поросли мощным тростником, но леса, а соответственно, древесины здесь не было. Вот какова была эта земля, «от которой отрекся Господь» (неугодная Богу), безнадежная и, казалось бы, обреченная на бедность и запустение. Но народ, населявший ее и известный к третьему тысячелетию до н. э. как шумеры, был наделен незаурядным творческим интеллектом и предприимчивым решительным духом. Вопреки природным недостаткам земель, они превратили Шумер в настоящий райский сад и создали то, что было, вероятно, первой развитой цивилизацией в истории человечества. Земля Шумера была свидетелем рождения не одной важной черты современной цивилизации. Будь то философ или учитель, историк или поэт, правовед или реформатор, государственный деятель или политик, архитектор или скульптор – каждый наш современник, скорее всего, найдет свой прототип и коллегу в древнем Шумере».

Дома учащиеся читают шумерский миф о боге Нинурте – «Подвиги бога Нинурта» (с. 5–7), размышляют над вопросами на с. 7.

Урок 2

«Подвиги бога Нинурта»

После чтения мифа о Нинурте выясняем, с какими трудностями столкнулся Нинурта в борьбе с драконом (вопрос № 1, с. 7).

Можно задать вопрос: «В каких произведениях русского фольклора встречается дракон, несущий страдания людям? Кто и как победил его? В паре учащиеся размышляют над вопросом № 2: «Что помогло богу Нинурте победить?»

В ответе на этот вопрос может прозвучать мысль о сострадании к измученным людям, о чувстве стыда за проявленную слабость.

Целесообразно рассказать ребятам о том, как тесно связан рассказ об ужасе, обрушившемся на землю после гибели Асага: «Не осталось на земле свежей воды… Поля не орошались» (из книги «Шумеры…»), с той практической деятельностью, которую вели шумеры.

«Шумеры обладали особым техническим изобретательским талантом. Уже древнейшие поселенцы пришли к идее орошения, что дало им возможность собирать и направлять по каналам богатые илом воды Тигра и Ефрата, чтобы орошать и оплодотворять поля и сады. Восполняя отсутствие минералов и камня, они научились обжигать речную глину, запас которой был практически неисчерпаем, и превращать ее в горшки, блюда и кувшины. Вместо древесины они использовали нарезанный и высушенный гигантских размеров болотный тростник, росший здесь в изобилии, вязали его в снопы или плели циновки, а также,

применяя глину, строили хижины и загоны для скота. Позже шумеры изобрели изложницу для формовки и обжига кирпича из неисчерпаемой речной глины, и проблема строительного материала была решена. Здесь появились такие полезные орудия, ремесла и технические средства, как гончарный круг, колесо, плуг, парусное судно, арка, свод, купол, медное и бронзовое литье, шитье иглой, клепка и пайка, скульптура из камня, гравирование и инкрустация. Шумеры изобрели систему письма на глине, которая была заимствована и использовалась на всем Ближнем Востоке на протяжении почти двух тысяч лет».

Завершаем урок размышлением над вопросом № 3. Речь идет не только о мужестве, о чувстве ответственности, об умении думать о людях и желании помогать им. Следует остановиться на внимании древних шумеров к отношениям между сыном и матерью: гордость матери своим отважным и мудрым сыном, любовь сына, благодарность за поддержку и т. д. Если успеваем, входим в мир древнегреческих мифов. Читаем вступительную статью на с. 8. Выясняем, о каких греческих богах и героях, возможно, знают дети.

Дома учащиеся читают миф «Нарцисс и эхо», размышляют над вопросами на с. 11.

Урок 3

«Нарцисс и Эхо»

После прочтения мифа размышляем над вопросами на с. 11.

Отвечая на вопрос о качествах, которыми наделена нимфа Эхо, дети говорят о ее трагической любви. Объясняем значение слова «трагическая» – полная страданий, глубоких переживаний.

Дети объясняют, какие природные явления напоминают историю нимфы Эхо.

Затем выясняем, как и за что был наказан Нарцисс. Говорим о его самовлюбленности и равнодушии к окружающим. Особое внимание обращаем на смысл наказания: Нарцисс испытывает те страдания, на которые обрекал других.

Работая в паре, дети высказывают главную мысль этого мифа. Эгоизм, любовь только к себе, предпочтение своих интересов интересам других мучает не только других людей, но делает несчастным и самого эгоиста.

Учащиеся вспоминают фольклорных и литературных героев, которые похожи на Нарцисса, рассказывают об их судьбе. Дома учащиеся готовятся к уроку внеклассного чтения. Выполняют задания, помещенные в разделе «Внеклассное чтение» (с. 11).

Урок 4

Внеклассное чтение

На этом уроке дети демонстрируют книги, в которых напечатаны прочтенные ими греческие мифы. Они пересказывают сюжеты понравившихся мифов, сопоставляют героев. Учащиеся размышляют над вопросом: «Есть ли в судьбах мифологических героев что-то близкое нам сегодня?»

Можно провести урок по мифу о царе Мид асе, напечатанному в разделе «Читальный зал». Учащиеся пересказывают содержание мифа, зачитывают особенно понравившиеся фрагменты текста, отвечают на вопросы (с. 20).

Урок 5

Славянские мифы

В процессе чтения статьи «Славянские мифы» (с. 12) делаем смысловые паузы, которые заполняем рассказами детей, основанными на их собственном читательском и жизненном опыте.

Узнав о том, что славяне придавали особое значение числу три, учащиеся вспоминают сказки, в которых явления, события повторяются трижды (вопрос № 1, с. 15). Прочитав раздел о бабе-яге, ребята называют сказки, в которых она встречается, рассказывают, какими качествами наделена баба-яга в этих произведениях (вопрос № 2, с. 15).

Чтение раздела о Ладе завершается поисками ответа на вопрос № 3 (с. 15).

Размышление над вопросом № 4 завершает чтение разделов, посвященных Перуну, Змею Горынычу, Кощею.

Дети могут вспомнить не только народные, но и авторские литературные произведения.

Дома учащиеся могут нарисовать мифологических персонажей, придумать сказку, в которой они будут действовать, составить список фольклорных и литературных произведений, в которых действуют персонажи славянских мифов, найти песни, в которых также встречаются они.

Урок 6

Урок 7

Народные сказки

В процессе чтения статьи о народных сказках учащиеся выделяют главные мысли, отмеченные дома. Затем размышляем над вопросами на с. 22. После этого переходим к словарной разминке, предшествующей русской народной сказке «Василиса Прекрасная».

Дети подбирают синонимы к предложенным словам. К словарю они обращаются лишь после самостоятельных попыток решить поставленную задачу. Во втором задании учащиеся продолжают ряд определений к слову лес.Характеристики могут относиться к породам деревьев, величине леса, настроению, которое он вызывает, времени года, в которое мы его видим, звукам, наполняющих лес, и т. д.

Затем приступаем к чтению сказки «Василиса Прекрасная».

Дома ученики читают фрагмент сказки на с. 23–29, делят его на части и озаглавливают их. Подбирают строки текста для подписи к иллюстрацям на с. 25 и 27.

Урок 8

«Василиса Прекрасная»

(русская народная сказка)

Обсуждаем план части сказки, прочтенной дома.

Возможный вариант:

1. Подарок матери.

2. Появление мачехи с дочерьми в доме Василисы.

3. Отъезд отца. Издевательства дочек мачехи.

4. Василиса отправилась в путь.

5. Встреча с бабой-ягой.

6. Первое задание.

7. Второе задание.

8. Советы чернавки.

План записывается на доске и в тетрадях.

Дома дети дочитывают сказку, подписывают иллюстрации на с. 31, 32.

Составляют план этой части сказки.

Урок 9

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся пересказывают первую часть сказки по составленному на предыдущем уроке плану.

Дочитываем сказку до конца. Разговор бабы-яги с котом, псом, березой можно прочитать по ролям.

Дети зачитывают подписи к иллюстрациям на с. 31, 32.

Затем обсуждаем и записываем план прочитанной части сказки.

Размышляем над вопросом № 1 на с. 34. Школьники объясняют смысл слова «светло» в предложении: «Жили они хорошо, светло, да и на них горе пришло». «Светло» в данном контексте значит – радостно, спокойно, в добре.

Дома четвероклассники подготавливают ответы на вопросы № 2–6, на вопрос № 4 отвечают письменно. Вопросы 7а или 76 выполняют по желанию.

Урок 10

«Василиса Прекрасная»

Учащиеся читают особенно понравившиеся фрагменты сказки и объясняют свой выбор. Затем показывают, что «пришло» в сказку «Василиса Прекрасная» из мифов.

После этого рассказывают, как используется прием троекратного повтора в этом произведении.

Дети зачитывают выписанные в тетради выражения и сочетания слов, которые используются и в других русских народных сказках (вопрос № 4, с. 34) – «руки белые», «темным-темно», «баба-яга – костяная нога», «утро вечера мудренее», «видимо-невидимо», «русским духом пахнет», «ночь черная, лес густой», «ветер злой», «доброе слово», «в некотором царстве», «жили-были», «поедом есть», «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Дети должны назвать соответствующие человеческие качества и поступки, в которых они проявляются.

«Добро, – говорят ребята, – это любовь матери к Василисе: она позаботилась о том, чтобы дочка и после ее смерти не пропала».

«Добро – это ее скромность, трудолюбие. Василиса выткала замечательную ткань, сшила чудесную рубашку».

«Добро – это то, что Василиса умеет вежливо, ласково говорить с людьми и животными».

«Зло – это жестокость, несправедливость мачехи и ее дочерей в отношении к Василисе».

«Одно зло несет всем жестокая баба- яга. Но добро, которое оставила мама Василисы, победило бабу-ягу».

Размышление над вопросом № 7а (с. 34) побуждает ученика, во-первых, провести работу в библиотеке; во-вторых, найдя иллюстрации разных художников к сказке, понять, что восприятие одного произведения разными читателями (а художники-иллюстраторы прежде всего читатели) может быть различным; в-третьих, проанализировать собственное отношение к найденным иллюстрациям и аргументированно объяснить его.

Задание 76 побуждает учеников к соединению литературных впечатлений с их визуальным воплощением. Учащиеся могут нарисовать несколько сцен из проектируемого мультфильма и сопроводить их записанными репликами героев.

Дома дети читают сказку «Находчивый солдат».

Желающие включаются в информационный поиск, подготавливают рассказ о Петре I. Учитель может рекомендовать детскую историческую энциклопедию или другой доступный детям источник.

Урок 11

«Находчивый солдат»

(русская народная сказка)

В следующей далее группе сказок разных народов – «Находчивый солдат», «Мужик и царь», «Портной и царь», «Кола-Рыба» – рассматривается проблема отношений правителя и простого человека. Чем определяется отношение народа к персонажам этой сказки – вот одна из центральных задач, которую решает учитель, работая над ними.

Начинаем со словарной разминки. Все три словосочетания: «простое решение», «простой человек», «простое платье», – относящиеся к разным сторонам человеческой жизни, объединяет общее понятие – обычный, понятный.

Урок можно начать с рассказов учеников, подготовивших информацию о Петре I. Дети говорят о том, что показалось им особенно интересным в великом русском императоре. Это сообщение можно прослушать позднее, перед размышлениями над вопросом № 3 (с. 37).

Читаем сказку. Диалог царя и солдата можно прочитать по ролям.

После прочтения сказки просим кратко рассказать о поступках солдата.

Рассказ ученицы четвертого класса:

«Солдат сидел в питейном заведении. К нему подсел какой-то человек. Он оказался его земляком. Солдат захотел его угостить, а так как у него не было денег, то он заложил свой палаш.

На другой день во время смотра он всунул в ножны деревянную лучину. Петр 1, который проводил смотр, велел солдату вынуть палаш и рубить его. Солдат громко попросил Бога превратить палаш в деревянный. Потом выхватил свою лучину и ударил царя».

Обращаемся к вопросу № 2. Дети объединяют слова в смысловые группы: 1) смекалистый, находчивый, изобретательный; 2) хитрый, изворотливый. Выясняем, в чем смысловая разница этих групп слов.

Ребята решают, какие из них можно использовать для характеристики солдата (вопрос № 2). Учащиеся могут найти и другие слова для характеристики этого персонажа.

Четвероклассники называли следующие слова: «мужественный», «общительный», «решительный». И обосновывают сделанные выводы. Переходим к вопросу № 3:

«Что ты узнал о Петре I из сказки «Находчивый солдат»? Какие качества царя раскрываются в словах: «Ну, молодец! Люблю этаких. Три дня на гауптвахте посиди, а потом в штурманскую школу отправляйся».

Учащиеся говорят о хитрости Петра, его умении найти общий язык с простыми людьми, об умении наказывать и прощать, о справедливости, о том, что царь ценит людей находчивых. Люди, сочинившие сказку, относятся к Петру I с симпатией, уважением.

После этого переходим к сопоставлению солдат, о которых говорится в двух народных сказках: «Каша из топора» и «Находчивый солдат».

Герои этих сказок похожи на родных братьев. Ученики аргументируют выводы, сделанные в ходе сопоставления этих героев.

Народ всегда с симпатией и искренним сочувствием относился к защитникам отечества – солдатам, которым долгое время приходилось служить по 25 лет.

Дома школьники читают сказку «Мужик и царь», размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 37).

Урок 12

«Мужик и царь»

(русская народная сказка)

После словарной разминки читаем сказку, возможно прочтение по ролям.

Вопрос: каким был мужик до того, как пошел к царю рассказывать сказку? Дети описывают его материальное положение, образ жизни, внешний облик, зачитывают соответствующие фрагменты текста на с. 38, 39.

Вопрос: «Почему мужик пошел к царю рассказывать сказку?» Учащиеся говорят о том, что мужик не собирался жениться на дочери царя. «Ему просто хотелось наесться. Ведь он все время голодал.» Над вопросом № 2 ребята размышляют в паре.

Приводим пример высказывания учащихся, мнения которых не совпали при работе в паре.

«Мужик завершил свой рассказ историей о сундуке, конечно, для того, чтобы разбогатеть, хотелось ему какой-то доход получить от царя, чем-то поживиться, возможно, мужик был жадным». «Дело не в жадности. Просто он услышал разговор царя с придворными, узнал, что они хотят обмануть его, и решил их проучить. Конечно, он в этом случае выиграл».

Ребята находят слова и выражения, встречающиеся в других народных сказках («жил-был», «сказки сказывать», «глаза проглядела» и др.), объясняют смысл поговорки «Что написано пером, того не вырубишь топором», говорят о том, как она связана с содержанием этого произведения.

Затем приступаем к сравнению царей, о которых рассказано в сказках «Находчивый солдат» и «Мужик и царь» (вопрос № 5, с. 41).

Ответ может строиться по предложенному в учебнике плану. Говоря об отношении создателей сказок к этим героям, учащиеся отмечают следующее:

«Петр I – умный, деловой, он не равнодушен к людям; люди, сочинившие сказку про этого царя, уважают его, он им нравится»;

«Царь из сказки «Мужик и царь» – лентяй, бездельник, он не знает, чем развлечь себя. Этому царю на людей наплевать, он еще и жулик. Сочинившие эту сказку смеются над ним, не уважают».

Дома дети читают армянскую сказку «Портной и царь», готовятся к ответу на вопросы № 1, 2 (с. 46). Желающие обращаются к информационному поиску: подготавливают рассказ об Армении.

Урок 13

«Портной и царь»

(армянская народная сказка)

После словарной разминки прослушиваем сообщения детей об Армении, или сам учитель дает подробную справку.

Читаем сказку «Портной и царь». Диалог царя и портного ребята читают по ролям. На первый вопрос: «Зачем царь придумал испытание одеялом?» – дети отвечают: «Он хотел получить бесплатных рабов». Свой ответ учащиеся подтверждают фрагментом текста (с. 43).

Вопрос: «Почему портной решил участвовать в выполнении задания?» Работая в паре, учащиеся находят ответ в тексте сказки (с. 43).

Размышляя над третьим вопросом: «Как выразили сочинители сказки свое отношение к царю в отдельных словах, описании дворца, в речи царя?» – дети просматривают текст и подчеркивают карандашом нужные слова: «царь – жадный и жестокий» (с. 42), слух о злодеяниях царя (с. 43), украшение дворца, изображающее дракона (с. 44), слова, брошенные в адрес портного (с. 44– 45).

После этого дети определяют свое отношение к царю и обосновывают его.

Размышляя над вопросом № 4 (с. 46), учащиеся объясняют смысл поговорки «Попав в капкан, лисица сама себе отгрызает лапу» и объясняют, как ее смысл раскрывается в сказке.

Предложенные варианты ответов:

«В живой природе лисица если попадает в капкан, то действительно отгрызает лапу, чтобы уйти от охотника.

Если такая поговорка относится к человеку, то она означает, что он вынужден сделать что-то очень неприятное для себя»;

«В сказке эта поговорка относится к царю. Он делает страшно неприятную для себя вещь – отпускает людей, которых сделал своими рабами. Ему это так же больно, как лисе отгрызть лапу. Но ему надо остаться царем, которого будут уважать, как лисе нужно остаться на свободе».

Учащиеся находят в тексте сказки другие поговорки и объясняют их смысл («Хвалился ишак конем стать, да уши помешали»; «Умный человек смеется после всех»; «Кто обманул сегодня – тому не поверят завтра»).

Завершается урок выполнением задания № 5 (с. 46), сравнить портного из армянской сказки с мужиком – героем русской сказки «Мужик и царь» по предложенному плану (с. 46).

Домашнее задание может иметь два варианта.

Первый вариант

Предлагаем прочитать индийскую сказку «Искусный ковровщик» («Читальный зал», с. 61–64), сравнить старого портного (сказка «Портной и царь») и ковровщика, выделить слова, в которых заключена основная мысль сказки «Искусный ковровщик».

Второй вариант

Учащиеся читают итальянскую сказку «Кола-Рыба» (с. 47–52), делят ее на смысловые части, озаглавливают их. Желающие проводят информационный поиск – ищут информацию об итальянском городе Мессина.

Урок 14

«Кола- Рыба»

(итальянская народная сказка)

Если дети выполняли первый вариант домашнего задания, то урок начинается с сопоставления старого портного («Портной и царь») с ковровщиком («Искусный ковровщик»).

Сходство этих героев в том, что оба они простые трудолюбивые люди, не стремящиеся к богатству. Следует прочитать слова, в которых выражена главная мысль индийской сказки: «И вправду народ говорит: «Только трудом добьется человек исполнения своих желаний».

Затем приступаем к чтению итальянской сказки «Кола-Рыба».

Второй вариант.

Урок начинается со словарной разминки. Затем учащиеся, прочитавшие итальянскую сказку «Кола-Рыба» дома, говорят о впечатлении, произведенном ею, пересказывают особенно запомнившиеся фрагменты.

После этого читаем сказку. Дети делят ее на смысловые части, озаглавливают их.

Вариант плана, созданного детьми:

1. Детство Кола.

2. Слова матери.

3. Жизнь Кола в море.

4. Встреча с царем.

5. Выполнение приказа.

6. Судьба Мессины.

Обращаемся к началу сказки, размышляем над вопросом № 2 (с. 53), определяем отношение рассказчика к матери Кола.

Ответ школьники находят в словах текста, которые читают вслух: «Ничего дурного она не желала своему сыну, просто крикнула в сердцах, как многие матери, когда их рассердят дети».

Конечно, не хотела мать зла сыну. Но «слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Учитель может произнести эту русскую пословицу. Поговорить с ребятами о внимательном отношении к произносимому слову.

Вопрос: «Как относится к матери рассказчик? Как относитесь к ней вы?»

Снова обращаемся к тексту: «Бедная мать… заболела с горя и умерла» – так говорит о ней рассказчик.

Дома дети перечитывают сказку, размышляют над вопросами № 3, 4 (с. 53), подготавливают рассказ о жителях Мессины (вопрос № 5).

Уроки 15–16

«Кола-Рыба»

Урок можно начать с чтения особенно запомнившихся фрагментов сказки. Учащиеся объясняют, почему выделили именно их. После этого переходим к вопросу № 3 (с. 53): «Каким был король, который захотел встретиться с Кола?» Понятия, которыми дети определяют качества короля, записываются на доске. Каждая характеристика обсуждается и обосновывается.

Ребята называют «самоуверенность», «высокомерие», «жестокость», «беспощадность», «упрямство», «глупость».

Предлагаем рассказать происшедшую в Мессине историю от лица короля. Надо обратить внимание на интонацию, лексику короля, в которых выражается его отношение к людям и оценка самого себя.

Варианты начала ответов: «Мне донесли, что какой-то мальчишка стал как рыба. Я приказал доставить его ко мне…»; «Я – король Мессины. Когда узнал, что в моих владениях появился человек-рыба, захотел его увидеть…»

Логично дальнейшее размышление о личности Кола. Дети определяют качества человека-рыбы, раскрывшиеся в сказке. Они говорят о его детском легкомыслии, любви к матери и простым людям, готовности ради них жертвовать своей жизнью.

Прослушиваем рассказ о жителях Мессины по плану, предложенному в учебнике (с. 53, задание № 5). Выделяем слова, выражающие, по мнению детей, особенно важные мысли.

Например: «…радость старались встретить вместе, горем не делились ни с кем» (с. 48), «ведь каждому дороже всего край, где он появился на свет и прожил всю жизнь» (с. 52).

Дома учащиеся размышляют над разделом «Внеклассное чтение» (с. 53).

Урок 17

Внеклассное чтение

Обращаемся к результатам внеклассного чтения.

Дети представляют принесенные в класс сборники сказок, созданных разными народами. Объясняют, почему выбрали определенную книгу. Сообщают, кто ее оформил, показывают особенно понравившиеся иллюстрации. Ребята воспроизводят сюжеты двух выбранных ими сказок, созданных разными народами. Делают вывод о том, что считают добром, а что – злом представители разных народов.

Дома четвероклассники вспоминают изученные или самостоятельно прочитанные русские народные сказки, в которых говорится о людях, защищавших свой народ от злодеев – захватчиков, фантастических чудовищ. Подготавливают рассказ о героях этих произведений.

ТЕМА: «БЫЛИНЫ»

Урок 18

«Как Илья из Мурома богатырем стал»

Можно начать урок с того, что дети вспоминают сюжеты народных сказок о защитниках родины от врагов. Дают характеристику героям этих произведений. Об этом можно поговорить и в конце урока.

Читаем статью «Былины» (с. 65–66).

Вопросы: «Что в этой статье показалось вам особенно интересным?»; «Определите особенности былины словами статьи».

Школьники выделяют следующие фрагменты: в былинах «переплелись выдумка и настоящие исторические события»; «былины рассказывали о жизни и подвигах героев-богатырей».

После словарной разминки приступаем к чтению былины «Как Илья из Мурома богатырем стал», дочитываем до прощания с каликами перехожими (с. 66– 68).

Дети отвечают на следующие вопросы словами текста: «Что чувствовал Илья, о чем думал, сидя 30 лет на печи? Почему странники несколько раз посылали Илью за водой? Зачем странники дали Илье силу богатырскую?» (вопрос № 1, с. 71)

Дома учащиеся дочитывают былину и размышляют над вопросами № 2, 3, 4 (с. 71)

Урок 19

Перечитываем первую часть былины по ролям (Илья, странники, рассказчик). Дети рассказывают о делах Ильи после того, как получил он силу великую. После этого дочитываем былину.

Затем ребята определяют главную мысль этого произведения, используя слова былины. Дети зачитывают следующие строки: «Защищай нашу землю русскую не для золота, не из корысти, а для чести, для богатырской славушки»; «Буду служить Руси родной верой-правдой, беречь землю русскую от недругов-ворогов»; «…на добрые дела благословляю тебя, а на худые дела… благословения нет».

Завершается работа над былиной рассказом ребят о героях народных сказок, похожих на Илью. Если остается время, учитель начинает чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

Дома ученики читают былину до приезда Ильи в Киев, готовятся к выразительному чтению произведения, размышляют над вопросами № 1, 2 (с. 81).

Урок 20

Начинаем со словарной разминки.

Продолжают ряд слов:

Сила – могучая, злая, непобедимая, жестокая…

Дорога – прямоезжая, кривая, длинная, короткая, широкая, узкая, каменистая, заасфальтированная…

Объясняют значение слова «мягкий».

Подбирают к нему синонимы и антонимы. Кроме антонимов, предложенных в учебнике, – «жесткий», «твердый», следует добавить «суровый», «резкий».

Ребята читают фрагмент былины, который завершается словами: «Он повез его по славну по чисту полю».

Читают былину не спеша, в конце каждой строки делают короткую паузу. Обращаем внимание на особенности произношения отдельных слов в произведении, созданном народом.

После этого обращаемся к заданию № 1 (с. 81). Учащиеся объясняют смысл слов: «нагнано-то силушки черным-черно». Какую картину вы представляете, читая эти слова.

Полученные варианты ответов: «…так много врагов, что белого света не видно, все кажется черным», «в глазах потемнело от ужаса, черные одежды врагов покрыли всю землю до горизонта».

Затем зачитываем характеристику этой силы, данную в былине.

Разгромив эту силу, Илья отказывается от предложения благодарных горожан стать воеводою Чернигова. Учитель спрашивает: «Почему же Илья Муромец не принял этого предложения?»

Полученные варианты ответов:

«Илья Муромец разбил врагов не потому, что хотел власти в Чернигове»; «Илья хотел освобождать Русь от врагов, а не сидеть воеводой в одном городе» и т. д.

Переходим к вопросу № 2 (с. 81).

Учащиеся зачитывают рассказ жителей о «прямоезжей дорожке» и отвечают на вопрос, почему Илья поехал по этой дороге.

Полученные варианты ответов:

«Он хотел освободить от Соловья Разбойника людей»; «Илья решил доказать Соловью, что он не самый сильный» и др.

Если дети принесли полный текст былины, то могут прочитать фрагмент о семье Соловья Разбойника. Этот фрагмент может прочитать учитель.

Задаем вопросы: «Почему Соловей не разрешил своим родным сражаться с Ильей, а велел пригласить его в гости? Какие качества Ильи раскрылись в этом фрагменте?»

Полученные ответы:

« Соловей понял, что невозможно победить Илью Муромца. Он, наверное, хотел, чтобы его угостили, уговорили отпустить Соловья»; «Илья – человек неподкупный, у него есть цель».

Дома дети дочитывают былину, размышляют над вопросами № 3, 4, 5 (с. 82). Желающие учат фрагмент былины наизусть.

Урок 21

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Начать урок можно с вопроса: «Какие события произошли в жизни Ильи Муромца после того, как он выехал из родного села Карачарова. Какие качества Ильи раскрылись за время его поездки в Киев?»

Дочитываем былину до конца.

Просим учащихся рассказать о том, как вел себя Илья, когда прибыл на княжеский двор и вошел в палаты белокаменные. Затем ответить на вопрос: «Какие качества богатыря раскрылись в его поведении?»

Следует обратить внимание на то, что Илья

ставит коня «посеред двора», а не оставляет его за воротами и не привязывает скромно в углу. Он входит в столовую, распахнув дверь настежь («на пяту» дверь «поразмахивал»), нет в его поведении робости.

Обращаемся к вопросу № 3 (с. 82).

В словах князя, обращенных к Илье после того, как богатырь сообщил ему о своем пути в Киев, звучит недоверие и брезгливое презрение: «Мужичище-деревенщина».

Можно спросить, какой смысл вкладывает князь в эти слова.

Например, подчеркивает невежество, низость происхождения, примитивность Ильи. Далее он упрекает его в похвальбе, и лживости.

Завершаем урок сравнением отношения Соловья к Илье и князю Владимиру. Размышляем над вопросом № 4: «Как изменяется поведение Владимира после того, как он увидел Соловья на своем дворе?» Владимир признает превосходство Ильи. Он подчиняется словам Муромца: сам идет за зеленым вином для Соловья Разбойника. Народ говорит о том, что исчезла княжеская спесь, а когда засвищет Соловей, Владимир станет «шубонькой укрываться».

Дома ученики перечитывают былину и выполняют задание № 8 (с. 82), составляют план былины и подготавливают пересказ одной из частей с использованием былинной речи.

Урок 22

«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Можно начать урок с чтения фрагментов былины, выученных наизусть.

На доске записывается название частей, на которые дети разделили былину. Названия эти могут быть выражены своими словами, могут быть оформлены в виде цитат.

Вариант плана:

1. «…Из города из Мурома… выезжал добрый молодец».

2. «…Подъехал он ко славному ко городу к Чернигову».

3. «Побил он… силу всю великую».

4. «Мужички… черниговски зовут его в Чернигов воеводою».

5. «Прямоезжая дорожка заколодела».

6. «Он поехал-то дорожкой прямоезжею».

7. «Он стрелил в того-то Соловья Разбойника».

8. «Он приехал-mo во славный стольный Киев-град».

9. «Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать».

10. «Говорил Илья…: «…засвищи-ко ты во полсвиста сокольего».

11. «Илья Муромец срубил Соловью «да буйну голову».

Можно увеличить или уменьшить количество частей.

Дети выбирают один из разделов плана и пересказывают соответствующую часть былины, используя былинную лексику.

После этого обращаемся к вопросам и заданиям, содержащимся в разделе № 7 (№ 82). Можно разделить класс на группы, каждая из которых подготавливает ответ на один из вопросов.

Первая группа учеников находит определения (постоянные эпитеты), которые «прикрепляются» к указанным в разделе № 7а словам:

лук – разрывчатый;

тетива – шелковая;

дорога – прямоезжая;

конь – добрый;

Киев – стольный град.

Вторая группа находит в тексте повторяющиеся описания.

Третья группа находит в былине преувеличения, гиперболы: это и характеристика черной силы у города Чернигова, и сила свиста Соловья Разбойника. С терминами «постоянный эпитет», «гипербола» можно познакомить учащихся. Но дети не обязаны запоминать и использовать их.

Дома школьники читают стихотворение А. К. Толстого «Илья Муромец», статью о жизни поэта (с. 83) и размышляют над вопросами (с. 85).

Урок 23

Урок 24

Урок 25

Внеклассное чтение

Школьникам следует напомнить, что события происходят в Киевской Руси, объединившей славянские народы, до нашествия татаро-монголов. На вопрос: «Почему собрались богатыри на заставе?» – отвечают словами текста: «Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного». Мы узнаем, что на заставе все едущие на Русь должны «бить челом атаману, платить пошлины есаулу».

Ребята рассказывают об индивидуальных качествах богатырей, стоящих на заставе, объясняют, почему Илья Муромец отправил на битву Добрыню. Отвечая на вопрос № 2: «Какие качества Ильи проявились во время боя?» – ребята должны отметить понимание им своих товарищей, мужество, связь с родной природой (землей), великодушие.

Завершается беседа высказываниями учащихся о том, как изменилось отношение врага к Илье Муромцу.

Все начинается с презрения, чувства превосходства, а заканчивается, наверное (т. к. эти состояния не описаны в былине), удивлением, восхищением и благодарностью. После этого обращаемся к репродукции картины В. М. Васнецова «Богатыри». Беседа ведется по вопросам на с. 87.

Богатыри изображены на фоне бескрайних просторов: холмы, покрытые лесами, степи, расстилающиеся за ними. Тяжелые облака плывут по небу, нет яркого солнечного света. Тревога и внутреннее напряжение чувствуются в природе. В состоянии напряжения и внутренней тревоги находятся богатыри.

Дети должны рассказать о позах, жестах, выражении лица богатырей. Важно то, как много они говорят об особенностях их характера, внутреннего состояния.

Добрыня, сидящий на белом коне, его конь с развевающейся гривой и хвостом, уже готов к действию, наполовину вынул меч из ножен, красный шлем прижал к груди.

Можно сообщить детям, что художник придал Добрыне сходство с собственной внешностью. Илья достаточно напряженно вглядывается в даль, он еще отдыхает, ногу вынул из стремени, не встревожены пока всадник и конь. Алеша Попович, самый хитрый из богатырей, кажется расслабленным, плечи его опущены, но руки крепко сжимают лук, глаза внимательно вглядываются в ту же сторону. И конь его словно бы разглядывает траву, но в то же время в нем чувствуется внутреннее напряжение.

Дома учащиеся подбирают книги, в которых напечатаны сказки А. С. Пушкина, готовят пересказ содержания и чтение любимых фрагментов наизусть или по тексту.

Урок 26

Урок 27

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Дети передают содержание первой части, включая в свой рассказ понравившиеся фрагменты текста.

Русская народная литература богата сказаниями и преданиями. Отдельное место отводится - это сказания, написанные в виде песни, о подвигах богатырей. И нет ничего удивительного в том, что они до сих пор остаются любимы народом. Всегда земля русская манила чужеземцев своей большой территорией и богатствами. Поэтому Руси был необходим защитник, который всегда бы охранял государство. Дети составляют в 7 классе характеристику Ильи Муромца - самого известного богатыря на Руси.

Образ богатырей

Первые упоминания об этих защитниках появились во времена правления князя Владимира. Даже после великого события для Руси - принятия крещения, соседние племена продолжали устраивать набеги на территории государства. И именно это способствовало появлению богатырей и той славы, которой были окружены их подвиги.

Все их дела были записаны в виде былин, которые передавались из уст в уста. И так в сознании народа закрепился образ великого, могучего и бесстрашного воина, который день и ночь защищал Русь. Конечно, не все герои получили такую большую славу, как Илья Муромец, в 7 классе характеристика его рассматривается более подробно.

Как защитник Киевской Руси обрел силу

В характеристике Ильи Муромца в 7 классе по-прежнему одним из самых интересных фактов его биографии является обретение им силы. Как говорится в былинах, Илья до 33 лет (в некоторых источниках может называться другой возраст) не мог пошевелить ни руками, ни ногами. Однажды к нему пришли волхвы и попросили воды. Но дома никого, кроме Ильи, не было, и он отвечал им, что не может этого сделать.

Тогда старцы велели ему пойти и принести воды. Он послушался и, к своему удивлению, понял, что может ходить. Волхвы сказали ему выпить воды, и Илья ощутил в себе силушку непомерную. И старцы сказали попить еще, чтобы силу немного убавить. После этого Илье было сказано отправляться на службу к князю Владимиру и защищать русский народ.

Личность богатыря

В характеристике Ильи Муромца (в 7 классе) следует также рассказать о том, каким был киевский защитник. Богатырь был очень силен, и получал он силу от родной земли. Возможно, поэтому он и является самым знаменитым из богатырей. Были у Ильи и лидерские задатки, иначе не смог бы он собрать подле себя могучую дружину и стать во главе ее. Богатырь был справедливым, честным и всегда защищал Киевскую Русь.

Характер былин об Илье Муромце носит героический и патриотический оттенок. Как и во всех сказаниях этого жанра, все качества богатырей и их подвиги намеренно преувеличиваются, чтобы создать образ непобедимого героя-защитника земли русской. Дети пишут в 7 классе сочинение - характеристику Илье Муромцу дают. Такое задание - прекрасная возможность познакомиться с великим народным защитником Киевской Руси.

Всем древнерусским жителям было спокойно, потому что их охранял Илья Муромец со своей дружиной. Прочитав цикл былин, дети не только смогут познакомиться с народным эпосом и особенностями данного жанра, они также узнают о великих богатырских подвигах. И смогут понять, как много значил образ великого богатыря.

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению




Top