Что за танк снимался в фильме ярость. Танк M4A3E8 Sherman Fury будет добавлен в симулятор танковых боев

«Тигр» из Бовингтона

По иронии судьбы изображать «Тигра» в кинематографе несколько раз довелось «переодетому» советскому Т-34. Его тщательно маскировали под немецкий танк, но взгляд знатока всегда раскрывал подделку. «Ярость » - один из немногих фильмов, где роль танка Tiger «играет» настоящая модель. Более того, на сегодняшний день это единственный в мире исправный Tiger на ходу . Пока неизвестно, какое влияние окажет эта немецкая машина на события фильма, но кое-что о её настоящей судьбе можно узнать уже сейчас.

За кормой этого танка долгая история, которая привела его из сборочного цеха завода Хеншеля в экспозицию Бовингтонского танкового музея. Этот Tiger (бортовой номер 131) был изготовлен в феврале 1943 года и направлен в состав 504-го тяжёлого танкового батальона, который на тот момент воевал в Африке. Между 12 марта и 16 апреля 1943 года танк прибыл в Тунис.

К счастью союзников, боевая история этого «Тигра» вышла не очень долгой: уже 21 апреля 1943 года в сражении с танками Churchill 48-го Королевского танкового полка он был выведен из строя и захвачен. Трофейную машину 2 июня 1943 года осмотрел сам Уинстон Черчилль, а 18-го числа того же месяца - Его Величество король Георг VI.

В октябре 43-го «Тигр» был доставлен в Глазго, участвовал в одном из парадов в Лондоне, после чего был отправлен на техническую экспертизу. Официально танк передали Бовингтонскому музею 25 сентября 1951 года, и с тех пор он стал одним из самых популярных и впечатляющих экспонатов коллекции.

В июне 1990 года было принято решение полностью восстановить танк. «Тигра» перебрали буквально по винтику, от катков до башни. Сотрудники музея очищали каждую деталь от грязи и ржавчины, которая, к счастью, оказалась неглубокой. Но это было лишь половиной дела. Большую сложность в восстановлении представляли отсутствующие элементы снаряжения, особенно с лобовой части танка. Множество деталей было восстановлено, не подвергались ремонту только явные боевые повреждения. Музейные работники потрудились на славу: почти всё, что размещено на танке, настоящее. Пожалуй, единственная неоригинальная деталь - тросы. К сожалению, телескопическая выхлопная труба, предназначенная для пересечения водных преград, исчезла ещё до передачи танка музею.

Но все эти заботы можно считать мелкими в сравнении с необходимостью установить на танк другой двигатель. «Родной» заводской Maybach HL210 работникам музея отыскать не удалось, зато в наличии был взятый с Tiger II двигатель HL230P30 V-12. Возможностей Бовингтонского музея для решения такой задачи было уже недостаточно. Музей получил дополнительное финансирование, а работу над танком продолжила компания ABRO (Army Base Repair Organisation).

Этот заключительный шаг в восстановлении «Тигра» затянулся, и проходил он далеко не гладко. Во время пробного запуска в корпусе танка двигатель взорвался, повредил коленчатый вал и оставил дыру в поддоне. После продолжительного исследования и ремонта двигатель снова испытали, и на этот раз он повредил сальник. И всё же в конце 2003 года работы были завершены: шестидесятилетний танк завелся и своим ходом приехал в музей.

Обратите внимание! Подробный процесс восстановления танка Tiger с эксклюзивными фотографиями можно увидеть на официальном сайте (на английском языке), посвящённом этому танку.

Съёмки «Ярости»: взгляд изнутри

Ведущий шоу «В командирской рубке» Николас Моран побывал на съёмочной площадке фильма «Ярость ». Узнайте, какие впечатления остались у Николаса после визита, какая атмосфера царит на съёмках и что читает режиссёр картины!

Давненько мы не видели хорошего кино о танкистах. Если взглянуть на мой список фильмов, которые должен посмотреть каждый танкист (в него входит и лента «Монти Пайтон и священный Грааль»), можно увидеть, что достойных фильмов о танках не было не то что годы, а десятилетия: «Герои Келли», «Войны Пентагона». И последние два фильма никак не назовёшь серьёзными. Сцена из картины «Мост слишком далеко», где ирландские гвардейцы Майкла Кейна прорываются через немецкую оборону, возможно, одна из лучших танково-артиллерийских баталий, запечатлённых на киноплёнке. Но она лучшая главным образом потому, что нам было не с чем сравнивать. Поэтому я (как, возможно, и все любители танков) внимательно следил за созданием фильма «Ярость » с того момента, как он был анонсирован. И когда мне предложили побывать на съёмочной площадке (подозреваю, эти ребята слышали, что я люблю танки и кое-что о них знаю), меня не пришлось долго уговаривать. Я сделал крюк по пути домой из России и заглянул в Великобританию. Ранее, на выставке E3, мы уже опубликовали информацию, что Wargaming общалась с парнями из «Ярости», и сейчас самое подходящее время рассказать вам, что я увидел на съёмочной площадке.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Первой остановкой стала знаменитая Pinewood Studios. Она просто кипела от активности и больше напоминала пчелиный улей. Мне сказали, что прямо сейчас здесь идет работа над семью фильмами. Там же я безуспешно попытался определить, что за нелепое транспортное средство готовилось к съёмкам на площадке Джеймса Бонда. Меня немедленно проводили в кабинет сценариста и режиссёра «Ярости» Дэвида Эйра, и первое, что я увидел по дороге, - ландшафтная модель поля. Следом мне на глаза попалась и другая модель - город. Макеты танка M4, полугусеничные грузовики, немецкие танки и другой реквизит были разбросаны по всей площадке. Возможно, неподалёку и были люди, но мне было не до них: моё внимание заняли танки. Должен признаться, я был слишком ошеломлён всем происходящим, и мысли о том, что надо бы делать фотографии и вести заметки, меня на тот момент покинули. Зато в самих помещениях студии фотографий было полно. Половина стен была заклеена фотографиями танков и военной хроники, а другую половину занимали справочные материалы о бронетехнике, чертежи, карты и схемы. И так во многих других помещениях: всё залеплено фотографиями и другими материалами о танках, орудиях, армии и зданиях.

Совершенно очевидно, что господин Эйр очень серьёзно и ответственно воспринимает работу над «Яростью», а в особенности историческую основу проекта. Когда в процессе беседы с ним мы начали вникать в мелкие технические детали, он проявил недюжинные знания в таких вопросах, где большинство нормальных людей, с которыми я разговаривал, начинали непонимающе таращить глаза. Во время обсуждения различий между производственными моделями танков «Тигр» он быстро достал книгу Вальтера Шпильбергера «Тигр» и моментально отыскал нужную страницу. Он явно провёл самостоятельное исследование. Во время беглого осмотра его книжной полки я заметил и другие видные книги о бронетехнике: издания Стивена Залоги, Томаса Йенца, Дэвида Флетчера.

И не один только Дэвид Эйр так увлечён историей: один из его старших помощников, ирландец по имени Оуэн, просто сиял от радости, когда распаковывал новую партию форменной одежды и показывал её мне и Эйру. Эта униформа скопирована с оригинальной одежды и действительно достойна восхищения. Изготовитель учёл все детали, вплоть до производственных штампов на внутренней стороне ткани и подкладках. Если не брать в расчёт настоящую военную одежду, это самая точная и детализированная форма, которую можно увидеть в кино. Энтузиазм Оуэна был искренним и неподдельным. В любом случае я определённо не был первым танкистом, которому показали сценарий: здесь были учтены детали, указать на которые мог только настоящий танкист.

Спустя некоторое время я покинул господина Эйра, чтобы он мог вернуться к работе, и мы отправились к остальным членам команды. И снова нас повсюду окружали чертежи и фотографии танков. Среди них я заметил распечатку LIDAR-скана внутренней части башни M4, очевидно, предназначенную для воссоздания точной копии башни. Её пришлось изготовить специально для фильма, как и корпус со съёмными панелями, чтобы внутрь могла проникнуть камера. Но, ей-богу, они воспроизвели интерьер башни абсолютно верно.

Мои провожатые фактически устроили мне VIP-экскурсию. Проходя по одной из вспомогательных зон, я увидел большую коллекцию ящиков, канистр, покрышек. Совсем как на настоящей войне: гораздо больше всякого вспомогательного барахла, чем оружия. Я видел готовящийся Kübelwagen и строящуюся из свежей древесины немецкую полевую кухню. Я поражён уровнем декораций и объёмом усилий, приложенных на этой съёмочной площадке и ещё более впечатлён тем, что только предстоит сделать. Но всё это было только началом.

Следующей остановкой после ланча в очаровательном хаосе студии Pinewood была другая студия, в деревушке Лонгкросс (Longcross). Здесь я убедился, что постройка настоящей полевой кухни - на самом деле ничто.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Среди танков, использовавшихся во время съёмок, был и Tiger 131, но, естественно, Бовингтонский музей не разрешил его взорвать. Поэтому для уничтожения создателям фильма пришлось сделать свой Tiger, и даже не один, если учитывать, что во время моего визита начались работы над изготовлением второй башни.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Здесь действительно круто. Лонгкросс когда-то был британским аналогом Абердинского испытательного полигона, что расположен в США. Здесь производились и испытывались танки. Сейчас это съёмочная студия, но всё ещё сохранилась площадка для испытания подвески, а большое круглое здание из стекла отмечает, где тестировались башни танка Chieftain. Так что макеты «Тигров» явно не будут здесь первыми танками.«Ярость»: когда танки равны актёрам «Ярость»: когда танки равны актёрам

Панель на переднем плане говорит о том, что это была часть испытательной площадки двигателей. Здесь установлено бронированное стекло, потому что двигатели могли тестироваться не только на производительность, но и на разрушение. Министерство обороны, очевидно, не хотело, чтобы инженеров поубивали осколки взорвавшегося двигателя. Между прочим, дорожные знаки поблизости указывают, что неподалёку расположен город Чобхэм (Chobham) - ещё одно важное место в истории развития танков. Местность для съёмок фильма о танках выбрана действительно соответствующая, если не сказать больше.

Я почти закончил. Господин Эйр сказал, что его любимый фильм - «Апокалипсис сегодня», поэтому он очень хотел, чтобы эта статья завершалась фотографией, на которой он пародирует полковника Килгора в той самой Обалденной Шляпе.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Должен сказать, я был очень впечатлён размахом работ и энтузиазмом почти всех без исключения членов съёмочной команды (разумеется, я раньше не занимался кино, так что сравнить мне не с чем), и я с нетерпением жду момента, когда увижу окончательный результат их трудов. Это была замечательная экскурсия.

Хочу немного рассказать о только что вышедшем на британские экраны фильме - но так, чтобы не отбить интереса у нашего бесценного читателя, если он захочет сам его посмотреть. Пленка эта о последних днях Второй мировой войны. Называется она «Ярость», в главной роли — Брэд Питт. Меня соблазнил на поход в кино совсем не Брэд Питт и не война, а то, что фильм шел на самом большом экране Лондона — в Empire на Лестер-сквер, в том самом, где обычно вручают премию BAFTA (британский эквивалент голливудского «Оскара»).

В «Ярости» речь идет об экипаже танка, на дуле которого белой краской выведено слово Fury — «Ярость». Командир экипажа - сержант по кличке Wardaddy (“Боевой папа”), воевавший с нацистскими войсками сначала в Африке, а потом в Европе, преследует одну цель - выжить на войне и сохранить жизнь своим людям. Питту, кстати, недавно исполнилось 50 лет, в таком возрасте он вряд ли в те времена был бы на активной военной службе. Стоит апрель 1945 года, и победа над немцами уже близка: союзники, американцы и британцы уверенно продвигаются вглубь германской территории, и оказываемое им сопротивление становится слабее день ото дня. Вермахт мобилизует на бой детей и женщин. Тех, кто пытается уклониться от верной смерти, эсэсовцы вешают на столбах с табличкой на груди: «Я трус». Это эндшпиль, но и немцам, и союзникам ясно, что на пути к окончанию войны еще много человеческих жертв. Фильм снимался на юге Англии на военном аэродроме Бовингтон, бывшей базе бомбардировщиков в графстве Хартфортшир к северу от Лондона. Кстати, в Бовингтоне находится Танковый музей , некоторые экспонаты которого принимали участие в съемках - в том числе единственный в мире на ходу немецкий «Тигр».

Режиссер Дэвид Эйр при создании «Ярости» определенно оглядывался на «Спасти рядового Райана». Но в отличие от фильма Спилберга, здесь нет и намека на мелодраму, сентиментальность и героизм. Лента Эйра – это суровый сверхреализм о мрачном ужасе войны, который колечит душу и чувства, как людей загрубевших (вроде «Боевого папы»), так и зеленого новобранца - Нормана Эллисона, ставшего частью экипажа. Нет в фильме нравоучительной патетики, мол, мы победили, потому что были лучше и благороднее. Американцы показаны не менее жестокими, чем немцы. Эллисону очень быстро приходится научится убивать людей быстро и без оглядки.

Визуальные эффекты на гигантском экране, а еще больше всеокружающий звук заставляли весь зал пригибаться при налетах немецкой авиации и чуть не прятаться под сидения когда дуло танка медленно поворачивалось в направлении зрителей. В такие моменты содержание фильма было в общем-то вторичным, не важно кто из героев погибнет, главное, самому зрителю уцелеть. Представляю себе, что было бы, если бы фильм был еще и трехмерным.

После просмотра «Ярости» в голову приходит тема, которую мы уже когда-то затрагивали: вечный вопрос, кто же победил в войне. С голливудским размахом (фильм американо-британо-китайский!) показано, что на западном фронте британцы и американцы бились не жалея себя, войска союзников СССР - столь же усталые от войны, озверевшие, грязные, с заживающими на ходу ранами - стремились довести дело до конца. Любопытно, что в самом начале фильма говорится, что немецкие танки технически превосходили боевые машины союзников - даже такие, как «Шерман» (самый популярный и американский, и британский танк, поставлявшийся по лендлизу и в Советский Союз, он носил среди советских танкистов прозвище «эмча».) Мы это наглядно видим в эпизоде битвы трех «Шерманов» с одним «Тигром», где снаряды, пущенные «Тигром» срывают башни двух «Шерманов».

Любопытно, что на премьеру фильма в Лондоне Брэд Питт пришел с британским ветераном танковых войск Питером Камфортом, которому 91 год и который консультировал Питта во время работы над фильмом. Как признался ветеран журналистам, до того, как его пригласили в качестве эксперта на съемки, он никогда о Брэде Питте не слышал, но загуглив его имя, понял, что Питт – человек известный.

Фильм «Ярость» — очередное свидетельство продолжающейся в последнее время популярности блокбастеров о Второй мировой войне, начиная со «Сталинграда» Бондарчука, «Охотниками за сокровищами» Джорджа Клуни и «Возмездием» Джонотана Теплицки, и заканчивая скоро выходящим на экраны фильмом «Несломленный» (Unbroken), где режиссером выступает супруга Питта Анджелина Джолли.

Я поймал себя на мысли во время сеанса: а ведь в те дни у людей выходных-то не было, не было и отпусков. Техника безопасности просто жуткая. Бейся, пока не уложишь врага или сам не падешь. Как говорят французы, a la guerre comme a la guerre, в чуть вольном переводе — «такое может быть только на войне».

"Ярость" - англ. Fury

Все любители бронетехники скоро получат возможность посмотреть на знаменитые танки - 30 октября 2014 года на экраны выйдет фильм "Ярость" (мировая премьера запланирована на 23 октября 2014 года). Режиссер фильма, рассказывающего о событиях на Западном фронте в конце Второй мировой войны, - Дэвид Эйр, в главной роли Брэд Питт. Картина обещает стать зрелищной благодаря не только актерскому составу, но хорошо известным танкам - M4A3E8 "Шерман" и "Тигр" . Эти танки уже есть в World of Tanks. Но, например, от танка Sherman M4A3E8, представленного в игре, новая машина (Fury) будет отличаться нестандартным оборудованием и раскраской, как в фильме "Ярость".

Фильм "Ярость" (трейлер):

Компания Wargaming добавит точную копию танка "Шермана" из будущего фильма "Ярость" в симулятор танковых боев World of Tanks. Машина появится во всех версиях World of Tanks. "Вскоре у вас появится возможность приобрести американский премиум танк VI уровня M4A3E8 Sherman Fury в Премиум магазине. Как и любой другой премиум танк, его отличает высокая доходность, кроме того, он способен приносить больше боевого опыта; остальные показатели сравнимы с исследуемым аналогом".

Танк M4A3E8 Sherman Fury будет доступен в Премиум магазине только с 17 октября по 17 ноября, сообщается на сайте игры. Подробности о составе пакетов будут сообщены отдельно.

"War never ends quietly" .

Коротко о фильме "Ярость". В апреле 1945 года победа над нацистской Германией уже близка. Войска союзников идут вглубь территории врага, а сопротивление слабеет каждый день. Третий рейх рушится, но немецкие солдаты еще ведут ожесточенные бои. Экипаж танка M4 Sherman вступает в эпическую схватку с превосходящими силами противника. Закаленный в боях сержант по прозвищу Wardaddy ("Боевой Папаша"), воевавший сначала в Африке, а потом в Европе, командует танком "Шерман" , на чьей пушке обозначено слово Fury ("Ярость"). Надежда выжить становится совсем призрачной, когда экипаж "Ярости" принимает участие в самоубийственной миссии.

Актерский состав
Фото Актер Роль
Wardaddy ("Боевой Папаша")
Бойд Свон
Норман Эллисон
Грэди Тревис
лейтенант Паркер
сержант Дэвис
Хельга Мейер
солдат СС
И другие...

Как сообщали зарубежные СМИ, Брэд Питт сказал, что перед съемками в фильме "Ярость" консультировался со своим 13-летним сыном. По мнению актера, Мэддокс Джоли-Питт обладает обширными знаниями в отношении войн и танков. Б.Питт также рассказал, что научился обращаться с оружием еще в раннем детстве. "Когда я еще ходил в детский сад, мне отдали ружье моего деда", - сообщил актер. В его семье была традиция передавать оружие из поколения в поколение и относиться к нему с глубоким уважением .

Фильм "Ярость" (второй трейлер):

В настоящий момент в России существуют две устойчивые точки зрения относительно действий союзнических и, прежде всего, американских войск на Западном фронте, начиная с операции «Оверлорд», стартовавшей с высадки в Нормандии 6 июня 1944 года, и заканчивая летописной «Встречей на Эльбе» 25 апреля 1945.

Первая, «либерально-демократическая», гласит, что пока «кровавые маршалы» наподобие Жукова «заваливали мясом» и «брали города к юбилейным датам, не считаясь с потерями», американцы быстро, технично, без особых потерь (как же, они ведь берегли людей в отличие от!..) и наигрывая на саксофоне вышли на Эльбу, в Австрию и Чехию, сыграв основную роль в разгроме Германии. Далее надо обязательно рассказать о грандиозном превосходстве союзников в авиации, о новейшей технике, разумном командовании (см. «берегли людей») и прочих не подлежащих сомнению преимуществах армий демократических государств.

Версия вторая, «патриотическая», повествует нам примерно о том же, но с другими оттенками серого. Пока героическая Красная армия с нечеловеческими усилиями прорывалась к Берлину, американцы устроили себе лёгкую прогулку на восток, встречаясь в основном либо с плохо обученными частями противника (которые едва ли не сразу сдавались, лишь бы не попасть в советский плен), либо с фолькштурмовцами, которые могли разве что пальнуть из фаустпатрона, и то не попасть. Опять же непременно упоминается о превосходстве в авиации: американцы только и умеют, что бомбить, а потому редкие боеспособные германские части утюжились штурмовиками, а затем по их бренным останкам весело проезжали «Шерманы», не встречая сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Словом, «Америка не воевала».

Вариации на обе темы зависят от уровня начитанности усреднённого «либерала» или «патриота», но в целом дудение в обе вышеописанных дудки всегда примерно одинаково — то есть вульгарно, примитивно, a priori предвзято и не имеет никакого отношения к реальности Западного фронта 1944-45 годов.

Реальности, отметим, весьма страшненькой.

Бурные споры образованщины с той и другой стороны обострились нынешним ноябрём, по выходу фильма «Ярость» («Fury») режиссёра Дэвида Эйра, повествующего об экипаже танка M4A3E8 «Шерман» 66-го полка 2-й бронетанковой дивизии армии США. И вновь началась хтоническая битва в рунете.

Приведу мнение публициста Алексея Кунгурова (плохие слова заменены точками): «…Фильм — пафосное и лживое комиксоподобное американское <…>. Неправдоподобное, неубедительное, с высосанным из пальца сюжетом. Русским людям с советским культурным бэкграундом смотреть этот понос будет тошно. Но постсоветским тинейджерам со стерильным мозгом, конечно, понравится, ведь там столько пальбы, взрывов и разорванных трупов. …Сам фильм, плоский, напыщенный, ничего в душе не шевельнул. Единственное чувство, которое возникло после просмотра, — чувство обиды на <…> постсоветский кинематограф, в котором заправляют <…> вроде Михалкова и Бондарчука. Это — наша война, и Голливуд не имеет никакого морального права снимать о ней кино ».

Отлично, так и запишем: самое страшное преступление, это когда американские кинематографисты снимают фильм про то, как американские солдаты воевали в годы Второй мировой войны. У г-на Кунгурова на таковую войну, оказывается, личный копирайт.

Блогер Евгений Шульц в свою очередь уверяет нас в обратном: «…Это правда — очень хороший фильм про войну. Не лучший, нет… Но — один из лучших. Единственное, что подспудно раздражало меня во время просмотра фильма, так это то, почему американский режиссёр, режиссёр из страны, которая не видела этой войны, в 2014 году смог снять отличный фильм про Вторую мировую войну, а «великие» режиссёры из России, страны, в которой нет семьи, в которой не было бы участников той войны (которая для нас не только мировая, но и Отечественная) снимают который год подряд <…>, которые мало того, что смотреть неинтересно, так ещё и почти непременно несут в себе плевок в историю нашей страны ».

Оставим на совести Е. Шульца пассаж о «стране, которая не видела той войны» — каждому ведь известно, что американские морпехи только и делали, что отдыхали на атолле Уэйк, причём всем корпусом. А грандиозную морскую битву у острова Лейте в октябре 1944 года, безусловно, выдумали в CNN. Тем не менее авторы обеих цитат сходятся в одном: отечественный постсоветский кинематограф в подмётки не годится американскому, особенно в военной тематике. Тут никак не возразишь.

Итак, давайте разберёмся, принадлежит ли США хоть часть «копирайта» на Вторую мировую войну относительно Европейского ТВД и что конкретно мог видеть в исторической, а не киношной реальности экипаж злополучного танка «Fury», вокруг которого кипят столь бурные страсти.

Скажем прямо: ничего хорошего узреть Брэду Питту и его команде, окажись они в настоящем 1944 году, не удалось бы.

Чтобы уяснить, как чувствовали себя американские бронетанковые части после высадки в Нормандии, надо обратиться к показаниям непосредственных свидетелей. Нет-нет, нас в данном случае совершенно не интересуют мемуары генерала Дж.С. Паттона «Война, какой я её знал» или Дуайта Эйзенхауэра «Крестовый поход в Европу». Надо спуститься с высот командования фронтами на уровень полка, а лучше так вообще батальона или роты. Получить «взгляд изнутри», с позиций офицера среднего или младшего звена, лично присутствовавшего на передовой.

Имя этого офицера — Белтон Янгблад Купер, лейтенант 18-го ремонтного батальона 3-й бронетанковой дивизии армии США. Которая, отдельно отметим, действовала параллельно с 2-й дивизией, то есть Белтон Купер и главный герой «Fury» Дон Колльер были не просто «соседями», а вполне могли бы пересекаться во время операций на Западном фронте. И испытывали ровно одни и те же проблемы, с которыми сталкивались американские танковые части.

По счастью, Белтон Купер тогда остался жив и, обладая немалым литературным талантом, к 1998 году написал подробнейшую книгу воспоминаний «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» («Смертельные ловушки: выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне»). Книгу, будем откровенны, шокировавшую читателей и критиков в США. «Смертельные ловушки» — не только «взгляд снизу», но прежде всего — взгляд реалиста, абсолютно не склонного к ретушированию, приукрашиванию или умолчанию весьма неприятных для американской армии фактов, где имели место и вопиющая некомпетентность, и фатальные ошибки, и даже случаи пресловутого «заваливания мясом».

Всего в армии США тогда было шестнадцать бронетанковых дивизий, но «тяжёлыми» считались только 2-я и 3-я, поэтому их использовали в самых крупных войсковых операциях. Основным танком являлся M4A3E8 «Шерман». В первых же главах Купер упоминает о крупнейшей стратегической ошибке генерала Паттона как старшего офицера бронетанковых войск на Европейском ТВД: когда армия стояла перед выбором производства новейшего танка М26 «Першинг», обладавшего существенными преимуществами перед «Шерманом» (удельная мощность, манёвренность, броневая защита, огневая мощь), именно Паттон настоял на дальнейшем использовании «Шерманов». Полевые командиры (в частности генерал-майор Морис Роуз), имевшие опыт боёв с немецкими танками в Африке и Италии, пытались отстоять свою точку зрения, утверждая, что даже немецкие Panzer IV с длинноствольным 75-миллиметровым орудием превосходят «Шерманы», а уж о «Пантерах» или «Тиграх» и речи не идёт!

Паттон, известный своим упрямством и нетерпимостью к чужому мнению, утверждал, что согласно доктрине применения бронетехники «машины в составе бронетанковой дивизии должны не вступать в прямое столкновение с противником, а по возможности обходить его и атаковать цели в тылу врага». Это оказалось роковым решением, стоившем тысяч жизней, — производство нового М26 было отложено, и в операции «Оверлорд» участвовали в основном «Шерманы», причём к моменту высадки в Нормандии модифицированные М4А1 с более мощной 76-миллиметровой пушкой, способной конкурировать с немецкими танковыми орудиями, составляли всего 10-15% американских танковых сил. Впрочем, затем практически все пополнения танкового парка осуществлялись за счёт новых моделей, что давало хоть какой-то шанс…

Стоит отдельно остановиться на проблеме панцерфаустов — ручных противотанковых гранатомётов. Значительная часть потерь 2-й и 3-й танковых дивизий в первые месяцы наступления на Западе приходилась именно на панцерфаусты, которые, как утверждает Купер, были мощнее и эффективнее американских «Базук»:

«…Они легко пробивали броню наших танков, невзирая на её усиление напротив сиденья водителя и снарядных полок по бокам, — пишет Белтон Купер. — Часто град осколков пробившего броню снаряда перерубал электрические провода, невзирая на броневую оплётку. От короткого замыкания танк мог загореться. Если экипаж успевал, прежде чем выпрыгнуть, рвануть скобу огнетушителя, пламя быстро гасло, и внутренности машины не выгорали полностью. Если же этого не было сделано, то танк выгорал изнутри дотла; от страшного жара броня «отпускалась», теряла закалку, и восстановить машину было уже невозможно».

Далее лейтенант ремонтного батальона без оглядок на субординацию даёт масштабную картину снабженческого бардака, опять же обусловленного стратегическими просчётами: «Увидав нарастающие потери боевой техники, я осознал, что наши танковые войска стали жертвой чудовищного обмана со стороны нашей же службы снабжения». Предполагалось, что после высадки в Нормандии и первых дней боёв потери в бронетехнике резко сократятся, а они наоборот — увеличивались. Соответственно, боевые части снабжались запчастями по первоначальному плану, их катастрофически не хватало, а это резко сказывалось на боеспособности. Инструкция гласила — свинчивать запчасти с повреждённых танков нельзя, следует пользоваться только резервами рембаз дивизии. В итоге все предписания были позабыты, любой сильно повреждённый «Шерман» моментально списывали и разбирали, а не отправляли в тыл на капитальный ремонт.

Кто сказал — «шапкозакидательство»? Известно ведь, что таковое присуще только русским, но никак не цивилизованным американцам!

Возможно, вас шокируют эти цифры, но в период с июня 1944 года по май 1945, то есть за 11 месяцев боёв в Европе 3-я бронетанковая дивизия потеряла 580% танкового парка.

Прописью: пятьсот восемьдесят процентов ! Парк полностью обновлялся без малого шесть раз! Эта отличный повод задуматься как сторонникам точки зрения, что американцы якобы вообще не воевали, так и тем, кто склонен обвинять советское командование в «заваливании врага трупами».

Отмечены совершенно возмутительные случаи, какие советское командование не допускало с первого года войны, когда на кону стояло само существование СССР и в бой бросались любые резервы. На пополнение в 3-ю танковую дивизию пришло 17 танков. «Из кадрового отдела прислали ещё 35 парней, лишь несколько часов тому назад сошедших в Антверпене с парохода и до сих пор не получивших никакого инструктажа. Мы спросили, сколько из них прежде имели дело с танками, оказалось, что никто. Большинство не то что никогда не были в танке — они даже не видели танка вблизи!»

Что было дальше? За несколько часов новичкам попытались объяснить «что такое танк и как им пользоваться». Дали произвести по три выстрела. И отправили в бой. Было около трёх часов дня. В семь вечера Белтон Купер вернулся с рембазы в расположение 33-го танкового полка, куда были распределены новоприбывшие и узнал, что из 17 новых машин подбиты 15. Узнать, выжил ли кто-нибудь из пополнения, Куперу не удалось…

Представить себе нечто подобное в РККА в 1944 году практически невозможно — СМЕРШ моментально поинтересовался бы у командования, каким это образом необученное пополнение получило дорогостоящие машины и было сразу отправлено в бой? Думается, оргвыводы последовали бы немедленно.

Кадровый голод в армии США? В конце войны? С почти неограниченными мобилизационными ресурсами страны? С безопасной учебной базой за океаном, куда не долетают германские снаряды и бомбардировщики? Как же так?..

Имеются и примеры личного героизма, словно взятые из реалий Восточного фронта. На «Линии Зигфрида», в деревне Гастенрат, единственный выживший член экипажа «Шермана» целую ночь отбивался от немецкой пехоты, проявив немалую выдумку — «…Танкист заранее навёл 76‑мм орудие на середину дороги, опустив ствол, и зарядил пушку фугасным снарядом. Немцы двигались параллельными колоннами по обочинам. Танкист выстрелил: фугасный снаряд ударился о проезжую часть в полусотне метров перед танком и рикошетом подскочил на высоту метра, прежде чем взорваться». Расстреляв весь боекомплект, американец продолжал вести огонь из курсового пулемёта и затем из личного оружия, а когда патроны кончились, заперся в танке. По счастью, к рассвету подоспело подкрепление, и его спасли.

«Смертельные ловушки» Купера — очень жёсткая, реалистичная и правдивая история того, как американские союзники отвоёвывали свою часть «копирайта на Вторую мировую» у блогера Кунгурова. Катастрофические потери. Откровенная глупость некоторых представителей военного руководства. Качественное превосходство немецкой бронетехники над «Шерманами». Кровь, смерть, огонь.

За многочисленные ошибки платить пришлось американским солдатам. Надо отдельно сказать, что книга Белтона Купера подверглась в США весьма резкой критике со стороны людей, уверенных, что любое отступление от стереотипов восхваления превосходства американской армии над любым противником является едва ли не пораженчеством, была устроена травля автора в прессе, особой популярности в Америке «Смертельные ловушки» не получили.

Возвращаясь к фильму «Fury». Бесспорно, американоцентричная модель видения мира наложила на картину свой отпечаток. Однако очень хорошо видно, что создатели фильма очень внимательно изучали текст Белтона Купера, по крайней мере эпиграф почти буква в букву повторяет его слова:

«…Миф о том, что наши танки хотя бы отдалённо сравнимы с немецкими, был развеян полностью. Мы осознали, что сражаемся с немецкой бронетехникой, которая намного превосходит всё, что мы можем ей противопоставить. В результате множество молодых американцев погибнет на поле боя ».

А тем, кто продолжает вопиять о «моральном праве» Голливуда снимать кино о своих же танкистах, я бы посоветовал сперва ознакомиться с историческими материалами по теме, почитать соответствующую литературу, и уж затем возглашать с амвона собственной непогрешимости полные душераздирающего пафоса и дубовой высокопарности словеса наподобие «это только наша война»…

«Сюжет фильма «Ярость» несколько отличается от тех историй о войне, которые вы не раз слышали от старшего поколения», — утверждает продюсер Билл Блок, работавший над картиной вместе с компанией QED еще до того, как студия Columbia Pictures приобрела права на ленту. «Я не думаю, что мы имеем хоть малейшее понятие о том, через какие адские страдания пришлось пройти солдатам. Противник неоднократно превосходил их по численности, да и вооружение у него было намного лучше, поэтому победа нашим ребятам досталась очень страшной и мучительной ценой», — добавил продюсер.

«Настолько точно и ярко нарисовать портрет человека со всеми его слабостями может лишь Дэвид, — говорит продюсер Джон Лешер, который уже работал с Эйром над фильмом «Патруль». – Во всех его фильмах так или иначе затрагивается тема братской любви, дружбы, проблемы отцов и детей. Наш военный экшен не стал исключением».

В такую непростую военную обстановку и поместил режиссер Дэвид Эйр одного из главных героев своего фильма Дона, роль которого досталась голливудской звезде . В танковом экипаже под командованием Дона неожиданно появляется новый член – Норман Эллисон, молодой парень, который ни разу не убивал. Он еще не знает, что такое вкус смерти.

«На протяжении нескольких лет Эллисон учился печатать на машинке, но вот его отправляют на передовую во вторую танковую дивизию помощником механика-водителя. Он чувствует себя растерянным и совершенно не понимает, что здесь происходит, ведь он до последнего уверен, что все это какая-то ошибка», — поделился впечатлениями о своем герое Логан Лерман.

«Норман занял место погибшего члена экипажа Рэда, который служил с остальными четырьмя бойцами в одной команде еще с 39 года. Эллисон совсем молод, у него нет того жизненного опыта, который имеют остальные члены команды. Ему недавно стукнуло 20 лет – он мог бы приходиться им младшим братом или вовсе сыном. Но на войне нет места для таких молокососов, как он. И если Норман хочет выжить, ему придется полностью отказаться от былых принципов и стать другим человеком. А поможет ему в этом Дон », — добавил Логан.

Как режиссеру удалось добиться такой реалистичности?

Действие фильма укладывается в сутки, но поверьте, за эти 24 часа будет решена судьба всего экипажа танка, который носит название «Ярость». Командир бойцов Дон, наводчик «Святоша» Бойд, зарядчик орудия Грэди Трэвис, механик-водитель «Толстяк» Гордо и помощник механик водителя Норман примут участие в жестокой и смертельной схватке с тысячами немецких солдат.

Фильм «Ярость», так же как и предыдущие работы Эйра: «Форсаж» и «Тренировочный день», — держат зрителя в напряжении до самого конца. Это является отличительно чертой всех его картин. Также зрители увидят невероятную силу чувств, связывающих главных героев.

Вообще, на первый взгляд может показаться, что сюжет незамысловат, однако это распространенное обманчивое впечатление. Постепенно перед зрителем будет раскрываться вся многогранность и глубокий смысл истории, о которой рассказывает Эйр. «Все, что происходит на экране с героями, — это события всего лишь одного дня, — говорит продюсер Этан Смит. – В фильме отсутствуют запутанные сюжетные линии – все предельно просто и понятно, но при этом рассказывается данная история поразительным по своей красоте языком современного кинематографа».

Продюсер Джон Лешер считает, что результатом такой кропотливой работы есть персонажи, которые словно срисовываются с реальных людей , а также сюжетные линии, поражающие своей правдоподобностью. Кажется, что все действия происходили буквально вчера. «Я был удивлен таким подходом к работе, — откровенничает Лешер. – Однажды Эйр пригласил меня к себе в студию. Там я увидел множество книг и научной литературы, которую он использовал в процессе съемок. Это произвело неизгладимое впечатление».

Лешер утверждает, что новый фильм Эйра не оставит равнодушным никого и заденет за живое как молодежь, так и представителей старшего поколения . «Сценарий очень тронул меня и заинтересовал, прежде всего, своей актуальностью и современностью, — говорит Лешер. – Безусловно, основа сюжета этой картины – рассказ о события Второй мировой войны, и Дэвид приложил максимум усилий для того, чтобы все в «Ярости» выглядело правдоподобно, но при этом центром картины являются именно бойцы, прошедшие через кровавую войну».

Для того чтобы происходящее на экране выглядело максимально правдоподобно, создатели фильма обратились за помощью к ветеранам, служившим во второй танковой дивизии во время Второй мировой войны. Продюсеры фильма Билл Блок и Брэд Питт организовали для членов съемочной команды, а также представителей студии QED несколько встреч с ветеранами, которые с радостью поделились своим опытом и впечатлениями о том, какого было управлять многотонной махиной во время самого кровавого сражения в истории человечества.

Воспоминания ветеранов и стали основой сценария «Ярость». В одном из эпизодов, например, зритель узнает, что каждый пятый патрон в ленте пулемета – трассирующий ; и что от большого количества таких пуль металл барабана может начать плавиться; что сигнальный свисток предупреждает о начале огня ; что танки «Шерман» более мобильные, нежели «Тигр» и в этом было их преимущество на поле боя. Такие детали позволяют по-настоящему поверить в истории, рассказанные в «Ярости».

О главных героях в фильме «Ярость»

Дон Колиер

Командиром танкового экипажа в фильме «Ярость» является Дон Колиер, роль которого профессиональной исполнил

«Такие солдаты как Дон были основой армии и поддерживали боевой дух бойцов», — сказал режиссер Дэвид Эйр. – Дон не привык давать волю чувствам. Он настоящий прагматик и человек дела. Самое главное для него – безукоризненно выполнить военное задание».

По задумке Дэвида Эйра о прошлом Дона Колиера практически ничего неизвестно. «Сражаясь за мир и освобождение Европы от нацистов, он пытается искупить вину за свои прошлые поступки. Он имеет свои собственные понятия о чести и достоинстве, которые не всегда совпадают с общепринятыми нравственными номами. И такие люди часто встречались в то время. Дон переносит все невзгоды мужественно и даже иногда улыбается. Он любит жизнь, испытывает невероятную ненависть к врагу и высоко ценит своих ребят», — добавил режиссер.

Святоша

Шайе Лабаф исполнил роль Святоши . «Он специализируется в наводках и по сути является помощником командира экипажа танка «Ярость», — говорит актер о своем персонаже. – В его управлении находится пушечная установка — 76-мм высокоскоростного орудия. Бойд – хладнокровыный убийца, но в то же время глубоко верующий человек. Мне было очень интересно воплотиться в роль такого многогранного персонажа, совмещающего в себе истинного христианина, который чтит Святое писание, и воина, участвующего в кровопролитных баталиях».

Норман Эллисон

Одним из центральных персонажей является Норман Эллисон, роль которого досталась Логану Лерману . «Глазами именного этого персонажа зрители увидят все события, происходящие на экране, — пояснил продюсер Лешер. – Эллсон – новобранец, у него нет ни малейшего военного опыта. Зрители, как и он, узнают много нового об устройстве танка. Он – ключевая фигура картины , ведь основу составляет рассказ о том, как Норман познает все радости и горечи жизни.

Логану Лерману очень понравилось воплощать на экране столь неоднозначного и многогранного персонажа. «Актеры моего возраста как правило играют более простые роли, — говорит Лерман. – А мой персонаж совсем другой. Сыграть такого человека было довольно-таки трудно. Но мне очень понравился данный персонаж, как и сюжет фильма. Я получил уникальную возможность стать членом команды настоящих военных гениев.

Толстяк Гордо

Роль механика-водителя Толстяка Гордо Дэвид Эйр писал специально для актера Майкла Пеньи, который уже участвовал в фильме «Патруль». «Во время Второй мировой войны в американских войсках служили несколько сотен тысяч мексиканцев, многие из них были водителями-механиками в танковой дивизии, — рассказывает Эйр. – В житейских вопросах Гордо – человек крайне искушенный и, возможно, на гражданской службе мог бы стать большим боссом. Однако на войне, когда ты постоянно находишься в стрессе, когда у тебя сдают нервы от перенапряжения, он старается решить свои проблемы с помощью выпивки. В то время солдаты часто пьянствовали, поэтому нетрезвый механик-водитель за рулем танка был не редкостью».

Грэйди Трэвис

Роль Грэйди Трэвиса в картине «Ярость» сыграл Джон Бернтал. «Это обычный деревенский паренек, — говорит Эйр. – Грэйди рос во времена Великой Депрессии, порой ему даже нечего было надеть. В поле он работал с малых лет. И в этой мясорубке он оказался далеко не по своей воле». «Если Дон Колиер отвечает за тактику в их экипаже, то Грэйди – настоящее олицетворение храбрости, отваги и мужества, — добавил Эйр. – Основная задача Грэйди – снабжать бойцов топливом и питанием, а также заряжать снаряды в зарядное устройство. За время службы он очень стружился с наводчиком Бойдом».

О танках

В съемках было задействовано 5 различных моделей танка М4 «Шерман» . каждый из них имеет свое имя: Ярость, Матадор, Люси, Сью, Старина Филлис и Корпорация Убийц.

Для того, чтобы найти и использовать для съемок настоящие танки времен Второй мировой войны, Иену Кларку, координатору по машинам, и Джиму Доудоллу, координатору танковой группы пришлось совершить множество звонков.

«Специалистов по военным машинам в Англии не так уж и много, все мы знаем друг друга, — признался Доудолл. – В конце-концов мы нашли людей, которые согласились предоставить нам необходимые образцы для съемок».

Роль самого танка «Ярость» испытали на себе три боевые машины. Одну из них, «Шерман» с 76-миллиметровым орудием, создатели картины позаимствовали из Танкового Музея в Бовингтоне.

На корпус танка была водружена специальная платформа для того, чтобы снимать то, как видят бойцы окружающую обстановку из боевой машины.

Джон Бернтал, как и другие актеры, за время съемок стал относиться к танку “Ярость“ как к еще одному члену команды. “Наш танк – настоящая сорви-голова! – шутит актер. — Может быть, он не такой мощный как “Тигр”, но зато у него есть сердце и душа”.

“Танки, которым уже исполнилось по 70 лет и которые находятся в полной боевой готовности – это завораживающее зрелище”, — добавляет Логан Лерман.

Для записи звука за пределами корпуса звукооператоры нашли оптимальное расположение аппаратуры и проложили сотни метров кабеля под гусеницами танка прямо в сплошную жижу из грязи.

Об операторской работе

Фильм «Ярость» — далеко не первый опыт работы оператора Романа Васьянова и режиссера Дэвида Эйра . Ранее они встречались на площадке экшена под названием «Патруль». Роман не раз отмечал, что на съемках «Ярости» ему приходилось применять совершенной другой подход. Если фильм «Патруль» больше напоминает документальную хронику, то «Ярость» — это чисто классический стиль. «Прочитав сценарий, я сразу понял, что снимать фильм переносной камерой не получится, — поделился впечатлениями Васьянов. – Нам нужно было передать атмосферу фильма и настроение героев – камера должна была просто следовать за ними ».

«Что касается визуального плана, то наш фильм действительно получился очень красочным. По технике съемок он похож на ленты прошлых лет. Мы хотели воссоздать стилистику Дэвида Лина, чтобы картинка была простой и одновременно зрелищной,» — пояснил продюсер Джон Лешер.

«Мне хотелось добиться натуралистичности и минимализма. Для себя я сразу же определил жанр фильма — это драма. Я не хотел добавлять света в кадр или использовать какие-то модерные приемы с камерой. Это ведь не обычный боевик. Считаю, что в этом фильме я использовал самый минимум приемов. Именно поэтому основной фокус здесь на актерской игре,» — говорит Роман Васьянов.

«Наш фильм был полностью отснят на пленку. Мы решили не работать с цифрой. Цветовая гамма в нашем распоряжении была не такой широкой, а пленка передает цвета куда глубже, — объясняет Роман. — Мы провели несколько тестов с пленкой и поняли, что разрешение нам подходит. Лучшего способа для того, чтобы передать на экране красоту пейзажа и танки в движении было сложно придумать”.

О работе художников

«Наша команда стремилась передать историю без прикрас – рассказал Мензис. — Поэтому мы старались узнать об атмосфере того времени и осмотрели сотни старинных фотографий. Самое сильное впечатление на меня произвели снимки с поля боя. На них я увидела бойцов по колено в грязи, из последних сил тянущих за собой громоздкую военную технику и оружие. Грязь, дождь и пронизывающий холод – вот военные реалии, в которых находились люди в то далекое время », — говорит Эндрю Манзис, художник по дизайну.

«Самым главным, конечно же, было правильно передать атмосферу того времени, — продолжил Эндрю. – В случае с нашей картиной это тонны грязи, копоти и пыли, от которых нереально спастись . Мы хотели, чтобы в кадре присутствовало как можно больше жидкой грязи».

Пожалуй, единственное место действия в , в котором грязи чуть меньше, чем в остальных сценах,- это небольшой немецкий городок, которые декораторы выстроили по всем канонам немецкой архитектуры тех лет. Война этот городок практически не затронула. “Здесь наши герои могут наконец сделать передышку: умыться, перекусить, выпить вина и даже немного развлечься”, — рассказывает Мензис.

О костюмах

Дэвид Эйр и его команда тщательно изучали военную униформу и костюмы 40-х годов прошлого столетия. «Мы просмотрели сотни фотографий тех лет и проконсультировались с большим количеством специалистов, — поделился впечатлениями режиссер. – Интересный факт, американские солдаты сражались в обычной рабочей одежде или форме, в то время как немецкие – в специальной униформе, отшитой по всем правилам . Многие офицеры даже заказывали себе одежду на заказ. На поле боя немецкие командиры носили парадную форму и медали».

«Мы разрабатывали дизайн костюмов более двух лет, — говорит художник по костюмам Оуэн Торнтон. – В 1945 году в Европе была одна из самых суровых зим. Именно поэтому одежда солдат претерпела некоторых изменений – поверх белья надевались несколько свитеров, рубашки, а уж затем – шинель. Наши солдаты спали где придется, если холодный паек и на долгое время забывали о горячем душе. Мы сделали все, чтобы актеры в выглядели именно таким образом».

Трейлер фильма «Ярость» (видео)




Top