Цвета радуги в новогодних игрушках декоративная композиция. Конспект урока по изо "елочные игрушки"

Декоративная композиция (1 ч )

Восприятие произведений народного ма- стера М. Дмитриевой из Мстёры и русско- го художника первой половины XX в. З. Се- ребряковой на тему новогоднего праздника. Основные содержательные линии. Разно- образие форм и предметного мира и пере- дача их на плоскости и в пространстве. Жанр натюрморта. Элементарные приёмы композиции на плоскости. Понятия бли- же - больше, дальше - меньше, загора- живание. Способы передачи объёма на пло-

скости. Ритм линий, пятен, цвета.

Диалог об искусстве. Ритм в расположе- нии новогодних игрушек на ёлке и на та- блице; ритм разнообразных форм игрушек (круглых, вытянутых, овальных...), чередо- вание цветных пятен, ритм размеров (боль- ших и маленьких), ритм в декоре ёлочных украшений.

Работа по художественно-дидактической таблице «Ближе - дальше».

Творческое задание с использованием из- вестных средств художественной вырази-

Рассматривать лаковую миниатюры (Мстёра). Узна- вать и называть приёмы (цвет, ритм, симметрия), с по- мощью которых народный мастер передаёт праздничное настроение. Рассказывать о своих впечатлениях от его восприятия.

Сопоставлят ь приёмы передачи праздничного новогод- него настроения в произведении народного мастера и живописном портрете, находить сходство и различия.

Участвовать в обсуждении выразительных средств пе- редачи настроения праздника в декоративно-приклад- ном и живописном искусстве, роли композиции, цвета и ритма, симметрии.

Работат ь по художественно-дидактической таблице. Определять место игрушек в композиции, расположе- ние их в изображении на плоскости (ближе - дальше), пояснять свой ответ.

Решать , какие предметы войдут в собственную ком- позицию, как их расположить в композиции (ближе -

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

тельности (линии, цветные пятна) и приё- мов (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.).

Материалы: кисть, тычок, гуашь, бумага белая или цветная.

Советы мастера.

дальше), как чередовать их по размеру, форме, цвету. Рисовать по памяти, по представлению декоративную композицию из новогодних игрушек с использованием средств художественной выразительности (линии, цвет- ные пятна) и приёмов выполнения декора (раздельный мазок, кистевое письмо, отпечаток тычком и др.). Вы- ражать в творческой работе своё отношение к новогод- нему празднику известными художественными приёма- ми и средствами выразительности.

Подведение итогов. Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности.

Страница для любознательных. Сохра- нение и развитие народных традиций в ис- кусстве и культуре народов России. Изовик- торина.

Задания контрольного характера. Группировать произведения на основе общих призна- ков. Распределять их по классам.

Задания творческого и поискового харак- тера

15. Наши достижения. Я умею. Я мог у . Наш проект (1 ч )

Демонстраци я достигнутых результатов в творческих работах первоклассников и обсуждение их по видам изобразительного искусства (живопись, графика, декоратив- но-прикладное искусство), жанрам (пейзаж,

Выполнять задания творческого и поискового харак- тера, применяя знания в изменённых условиях

Характеризовать работы одноклассников, созданные в течение второй четверти, и давать оценку им.

Принимать участие в коллективной работе по завер- шению проекта «Оформление класса к новогоднему празднику».

декоративная композиция), по видам народ-


ного искусства (орнамент, народная глиня-

ная игрушка, кружево), средствам художе-

ственной выразительности (линии, цветные

пятна) и приёмам (раздельный мазок, ки-

стевое письмо, отпечаток тычком и др.);

традиции празднования Нового года и Рож-

дества в семье и в школе.

Творческо е задани е - проект-инсталля- ция «Оформление класса к новогоднему празднику» с использованием работ, создан- ных во второй четверти, результатов изо- эстафеты «Конкурс новогодних фантазий».

Работа в творческих группах. Материалы: кисть, гуашь, бумага белая,

цветная, гофрированная, пергаментная, обёрточная, глянцевая, блестящая и т. д., работы учащихся, выполненные в течение второй четверти

Выбирать рабочую группу в соответствии со своими

интересами.

Выполнять творческое задание.

Работать в группах: определять задачу работы, рас- пределять виды работ между членами группы, устанав- ливать сроки выполнения работы по частям и в целом, оценивать промежуточно и в целом результаты работы в выбранной рабочей группе:

создать коллективное панно «Я люблю тебя, Рос- сия» с использованием рисунков одноклассников, в ко- торых отражена зимняя природа родной земли, в груп- пе художников-пейзажистов ;

вылепить фигурки сказочных персонажей и укра- сить их по мотивам каргопольских узоров (импровиза- ция) в группе игрушечных дел мастеров ;

создат ь коллективную композицию «Новогодние украшения праздничной ёлки» в группе знатоков на- тюрморта ;

выполнить украшения (вырезанки-снежинки, ново- годние персонажи, сказочные деревья) для окон в груп- пе художников-дизайнеров.

Принять участие в изоэстафете «Конкурс новогодних фантазий», дополнить свою часть проекта изделиями из














Наиболее популярными в то время были игрушки, для изготовления которых использовались хромолитографические изображения (хромолитография от греч. "chroma" - цвет и слова "литография": К плотной картонной основе прикреплялось личико прекрасного юного создания. Эта технология начала развиваться в Германии с середины XIXвека...."




90-е годы XIX века г. Такие игрушки делали вручную в Бреслау (Германия) с помощью хромолитографии. К плотной основе приклеивали цветную фольгу, проволоку, вату, бумагу, шелковые и парчовые ленточки.


Развитие отрасли елочных украшений в России прервалось после революции 1917 года, точнее с начала 1927 года. Совнарком 24 января 1918 года выпускает декрет, по которому вводится новый календарный стиль. 1 января стал рабочим днем. После смерти Ленина, в 1925-м, Новый год отмечать запретили и, из продажи исчезли и елки, и игрушки. До 1935 года празднование Рождества и Нового года было под запретом.




В начале января 1937 года в Колонном зале Дома Союзов установили большую, 15 –метровую ель и устроили грандиозное празднество. С тех пор новый год, елки и выпуск елочных игрушек вернулись в жизнь советских граждан. Игрушки тех лет выглядят соответственно историческим реалиям: «парашютисты» из ваты, стеклянные дирижабли с надписью «СССР»…


































В 1980-е годы выпуск серийных, не отличавшихся оригинальными оформительскими идеями, игрушек, продолжился. Шарики самой разнообразной цветовой гаммы, с серебряным и золотым напылением, с наклеенными цветочками и звездочками. «Шишки», как будто обсыпанные сахаром.


37 В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображениями животных – символов наступающего года. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

39 Использованные ресурсы Владимир Музыченко. Оригинал материала: Казанский ведомости, выпуск 7, 2008Казанский ведомости М.Некрасова. Новогодняя рождественская елка - мифы и символы. Старинный Круговской промысел/Народные мастера. Традиции и школы. - М., С

Технологическая карта урока

Учитель изобразительного искусства: Шутеева Виктория Владимировна, МБОУ «СОШ №11», г. Ангарск

Предмет: изобразительное искусство

Тема урока: «Цвета радуги в новогодних игрушках»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: выполнение композиции из новогодних игрушек с использованием разного материала.

Задачи:

    познакомить с различными праздничными украшениями;

    формировать навыки работы с разными материалами.

    развивать творческое воображение, эстетический вкус.

    развивать творческое самовыражение.

Планируемые УУД в процессе урока:

Личностные:

    уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Регулятивные:

    уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

    стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

Технология проведения: урока метод проектов

Организационный этап (1 мин.)

Проверка готовности учащихся к уроку.

Есть волшебные слова,

Скажешь - сразу тишина.

Будь внимательней дружок

Начинается урок

Доброе утро, ребята!

Я рада вас видеть в хорошем настроении. У нас сегодня много гостей. Очень хочется, что бы мы оставили сегодня о себе хорошее рабочее впечатление.

Улыбнитесь друг-другу, как улыбается это солнышко и протяните мне свои ладошки. Я вам хочу сегодня подарить тепло лучей нашего солнышка. Ловите.

Повернитесь к гостям, улыбнитесь им. Ребята, пошлите нашим гостям часть своего и солнечного тепла

Положите ладошки на ладошки друга и повторяйте за мной

Я желаю тебе сегодня добра,

Ты желаешь мне сегодня добра,

Если тебе будет трудно,

Я тебе помогу.

Садитесь.

Проверка готовности класса к уроку

Перед началом работы прошу всех

художников проверить готовность к уроку.

Получив целевую установку, ребята слушают учителя.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться.

Регулятивные: организовывать свое рабочее место.

Внутренняя готовность выполнения учебной деятельности.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (2 мин.)

Ребята, я загадаю вам загадки, прослушайте их внимательно, а отгадав, поднимаете руку, с места не выкрикиваете:

Посмотри в дверную щёлку -
Ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят … (слайд 2).

Разноцветное коромысло
Над дорогою повисло.
Семь цветов - одна дуга,
Это чудо - ... (слайд 3).

Справились с загадками, молодцы, а теперь, ребята, попытаетесь объединить эти две отгадки вместе, что бы сформулировать тему урока.

- И тема нашего урока: « Цвета радуги в новогодних игрушках» (слайд 4).

- А как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие задачи мы будем выполнять на уроке, чтобы тема урока была реализована? (слайд 5)

Ответы детей на вопросы

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, умение делать умозаключения и выводы в словесной форме.

Определение темы, цели урока

Актуализация знаний (2 мин.).

Приближается самый любимый праздник детворы и взрослых. Какой же это праздник?

Давайте откроем учебник на странице 71 и полюбуемся лаковой миниатюрой мастера М. Дмитриевой. Прочитайте, название работы .

Скажите, какое событие изобразила художница? Какое впечатление произвело на вас это панно? Как цвета использовала мастер, что бы передать настроение праздника?

Как вы готовитесь к встрече Нового года в своей семье и в школе?

Какие герои всегда участвуют в новогоднем веселье?

Какими новогодними украшениями вы наряжаете елку?

Ответы детей

Познавательные : осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Физминутка (слайд 7).

Я прошу подняться вас – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вверх, вперед смотри – это три.

Руки разведем пошире на четыре.

С силой пальцы сжать, разжать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть – это шесть!

Выполняют упражнения

Регулятивные:

осуществляет пошаговый контроль, ориентируясь на движения учителя.

Первичное усвоение новых знаний (2 мин.).

Рассматриваем таблицу с изображением новогодних игрушек (учебник с. 73).

Ребята, давайте рассмотрим, как расположены фигуры: какие из них размещены ближе, а какие - дальше. Что с ними происходит. Как правильно расположить новогоднюю композицию на листе? При выборе цвета обратите внимание на то, что бы ваши игрушки не сливались друг с другом.

Ребята, каждый ряд будет выполнять композицию из новогодних игрушек, с использованием разных материалов. Работать вы будите в паре, ваша задача договориться между собой для успешного выполнения работы. А теперь посмотрите на доску. Перед вами образцы, при выполнении работы, вы должны сравнивать свою работу с образцом, стремиться к тому, что бы ваша работа была похожа, но не забывайте про свое творчество, фантазию, когда будете украшать игрушки.

Ответы детей

Познавательные: отвечать на вопросы учителя;

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Знакомство с новым материалом.

Первичное закрепление (16 мин.).

1-й ряд - ребята, вы рисуете композицию из новогодних игрушек при помощи гуаши

2- й ряд – ваша задача составить мозаику, приклеить ее на основу и украсить игрушки с помощью гуаши.

3-й ряд – ребята, ваша новогодняя композиция будет выполнена из цветной бумагой, вам нужно обвести шаблоны новогодних игрушек, которые лежат в конверте, вырезать игрушки, обведенные по шаблону, приклеить на основу и украсить их.

4-й ряд – ваш задача, ребята, на листе нарисовать новогоднюю композицию из игрушек, а украшаете вы ее пластилином. Желаю вам удачи в работе!

Работа учащихся в парах над творческой работой, с использованием разных материалов.

Регулятивные: использовать в своей деятельности разнообразные материалы для своей работы.

Коммуникативные: работать в паре.

Познавательные:

умение применять полученные знания в выполнении простейших узоров в круге, на вытянутых, овальных формах.

Первичное осознание полученных знаний.

Физкультминутка для глаз

Выполняют упражнения

Регулятивные:

осуществляет пошаговый контроль, ориентируясь на движения показанные в ролике.

Этап самоконтроля, взаимоконтроля (3 мин.).

Ребята, вы закончили свою работу, напоминаю, вы работали в парах. А теперь проанализируйте свою работу, сравните ее с образцом, все или вам удалось, в чем вы проявили свое творчество, а так же поделитесь своим впечатлением о сотрудничество друг с другом.

Формирующее оценивание учащихся.

Коммуникативные: обсуждение результатов художественно-творческой деятельности.

Оценивание своей работы в парах.

Этап рефлексии (3 мин.).

Учитель организовывает рефлексию.

«Сегодня мне удалось…»

«Было трудно…»

«Я научился…»

Регулятивные: адекватно оценивают свою работу.

Оценка учебных достижений учащихся.

Тип урока: урок-образ

Цели и задачи урока:

  1. Формирование и развитие творческих способностей учащихся.
  2. Развитие воображения и фантазии при создании данного образа.
  3. Формирование художественно-графических умений: получать пастельные цвета с помощью белил, уметь цветом выделять главное, размещая его в центре листа и как можно больше по размеру.
  4. Познакомить детей с разными формами изображения новогодней красавицы, используя различные приемы (мазок должен ложиться сверху вниз, при выполнении складки кисть ставим на кончик, а затем ведем с увеличением нажима.
  5. Развивать эмоциональное восприятие цвета, как средство передачи настроения, праздничной обстановки, своего отношения к изображаемому образу.

Оборудование:

  • Репродукции Л.Фроленковой Новый год, И.Шишкина На севере диком…
  • детские работы с изображением ёлки
  • таблицы тёплые и холодные цвета (приложение 1, приложение 2)
  • таблица цветовой круг и смешивание цветов (приложение 3)
  • поэтапное выполнение работы (приложение 4, 5, 6, 7)
  • кассета с новогодними песнями
  • гуашь, акварель
  • кисти, палитры, баночки с водой
  • виды изображения ёлки (приложение 8)

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Проверка знаний по цветоведению.
  4. Изложение нового материала.
  5. Самостоятельная работа по этапам.
  6. Выставка работ. Подведение итогов урока.

Ход урока

Этот урок проходит в праздничной обстановке: класс украшен гирляндами, ветками обвитыми нарезными салфетками, создающие прелесть зимнего узора. Снежинками, которые прикреплены везде: на стенах, стеклах, мебели. Напоминая о снеге, таком пушистом и мягком, игрушками из фольги, которые сверкая, переливаются, вращаясь в потоке тёплого воздуха, а на учительском столе стоит наряженная ёлочка. Звучат новогодние песни. Всё это создаёт праздничное настроение, особый настрой на проведение урока.

Вначале урока мы закрепляем знания о цвете: Какие цвета вы знаете? (приложение 2, 3)
Назовите основные и дополнительные цвета (приложение 4). Кроме таблиц для фронтального опроса использую карточки индивидуального пользования. Особое внимание уделяем зелёному цвету и по таблице видим, что он может быть и тёплым и холодным. (приложения 1, 2, 3)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими
Весёлая, нарядная
На новый год я главная!

Так звучит тема урока образа и сразу лес рук. Конечно, ребята, новогодняя ёлка! С чего же мы начнем работу на белом листе. Сначала определимся с расположением листа (вертикально) и вспомним правило: «Кто прилежен и умён тот сначала пишет фон.» Каким он может быть,чтобы передать восторг, радость, праздничное настроение. Для этого рассмотрим две картины художников и ребята безошибочно говорят о выборе тёплой цветовой гаммы. Выполняя фон, ученики смешивают на палитре краски с белой, получая мягкие, пастельные тона (приложение 5). И вот фон готов. И мы переходим к главной задаче нашего урока, как нарисовать ёлочку. И в этом нам помогает вопрос: «На что похожа ёлка по форме?» Дети называют треугольник, зонтики, и что важно, женскую фигуру в длинном платье. Ассоциируя ёлку с женской фигурой, чаще говорят о фигуре девушки, подчёркивая тем самым её стройность. Эта ассоциация сразу создаёт правильный по пропорциям образ дерева:

  • маленькая головка с головным убором;
  • небольшие плечи;
  • юбка расширяющаяся к низу.

«Если ёлка – это женщина в сарафане, то как на нём будут лежать складки?». «Сверху вниз», - отвечают ребята. А значит, что мазок, которым следует рисовать елку должен ложиться сверху вниз. Ставим кисть на кончик, а затем ведем вниз с увеличением нажима – получается складка. Чтобы ёлочка получилась объёмной между складками – ветками положим по темному мазку, смешивая зеленую и синюю краски. Затем рисуем ствол, но не сплошной линией, а так будто он проглядывает из-за колючих веток. У ёлки ствол в иголках поэтому, он не просто коричневый, а коричневато-зеленый. Смешиваем на палитре и прорисовываем (приложение 5).

Пока наша ёлочка подсыхает, ребята придумывают разные украшения для зала (приложение 6), где стоит новогодняя красавица, подарки, которые приготовил Дед Мороз для детей (приложение 7). Как только видим, что ёлочка готова, одеваем её в праздничный наряд. В конце урока мы видим, что работа удалась! (выставка работ учащихся на доске - приложение 8) Итог великолепен! Ёлочки - стройные красавицы с нетерпением ждут гостей! А в классе царит атмосфера праздника - Нового года!

Используемая литература.

«Сказка о красках» книжка - раскраска

Рисование в начальной школе. - СПб.: «Издательский Дом «Нева»»: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003. - 192 с. (Серия «ЗОЛОТАЯ коллекция начальной школы»).

Аппликативно выполненная таблица по цветоведению по обложке учебника Т.Я.Шпикаловой Изобразительное искусство в 3 классе. Москва «Просвещение» 1985.




Top