День кузнеца в россии. Кузнец - и колдун, и шаман, и знахарь


День кузнеца

Издавна кузнецы уважались в народе и чтились. Сколько сказок про них сложено, сколько песен спето!

Стать кузнецом не так просто, как нам, современным жителям кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от трех и до 10 лет. Кузня стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Отливает подковы, подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы.

В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

Издавна была известна работа кузнецов, о чем говорят многочисленные археологические раскопки. До 12 века кузнецы были по совместительству и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами.

В 14-17 веках произошло дифференцирование кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие беларуские кузнецы работали в Московской державе, в Италии, Венеции и Франции.

Учеба, как и говорилось раньше, могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «вандроўку» по ремесленным центрам и сделать какую то определенную вещь, оценивали которую председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и время выплавки, а также прочность, если речь шла об оружии.

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи – подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья, сыновья.

На вопрос Какого числа день кузнеца? заданный автором Евгений Дащенко лучший ответ это 14 ноября - День кузнеца
У кузнеца руки в золоте.
Я праз кузню шла,
Малаток нашла.
Любі мяне, кавалек,
Падарую малаток.
В беларуском народном календаре 14 ноября отмечается Кузьма – покровитель кузнецов. Поэтому этот день можно считать их профессиональным праздником.
Издавна кузнецы уважались в народе и чтились. Сколько сказок про них сложено, сколько песен спето!
Стать кузнецом не так просто, как нам, современным жителям кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от трех и до 10 лет. Кузня стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Отливает подковы, подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.
Издавна была известна работа кузнецов, о чем говорят многочисленные археологические раскопки. До 12 века кузнецы были по совместительству и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17 веках произошло дифференцирование кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие беларуские кузнецы работали в Московской державе, в Италии, Венеции и Франции. Учеба, как и говорилось раньше, могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «вандроўку» по ремесленным центрам и сделать какую то определенную вещь, оценивали которую председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и время выплавки, а также прочность, если речь шла об оружии.
Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи – подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья, сыновья.
До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно кузнецы работали вместе с помощниками- молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы.
Так как профессиональна деятельность кузнеца была хорошо оплачиваема и уважаема, хоть порой и тяжелая, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело быть представителями сообщности кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В беларуском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр. Вот некоторые из них.
Данная игра называется «Крук» . Для ее проведения дети выбирали довольно просторное место – опушку, часть поля, поляну. Обязательным условием было наличие камня или камней. Один из парней (кузнец) бьет камнем по камню – кует. Рядом с кузнецом два представителя сильной половины человечества берутся за руки. Остальные выбирают «маці», обычно это самый сильный или высокий среди участников. Все становятся один за другим. «Маці», которая стоит впереди, проговаривает звуки: «Кру-кру-кру-кру» . Все повторяют за ним, тем самым, имитируя работу жаровни. Потом участники бегут к двум стоящим парням, так называемых «ворот» и проходят между ними, взявшись за руки. Ворота же стараются не пропустить проходящих. Кто не пройдет, тот выбывает из игры. Однако дети сильно держаться друг за друга и стараются пройти к кузнецу.

14 ноября в День святых Кузьмы и Демьяна — покровителей кузнечного дела, в ряде городов прошли различные мероприятия, под общим названием «День кузнеца».

Осенние Кузьминки кузнецы празднуют повсеместно издавна. Но 14 ноября 2014 года стал особенным праздником для кузнецов. Гильдия кузнецов Донбасса обратилась к коллегам с призывом начать движение по получению официального статуса профессионального праздника «День кузнеца».
На призыв тут же откликнулись мастера из различных городов и в результате можно смело утверждать, что праздник удался. Учитывая различную специфику регионов и то, что такое празднование заявлено впервые, никто не ставил ни жестких рамок по формату мероприятий, ни конкретных сроков. Главной мыслью празднования было донести широкой общественности, что есть такая профессия — кузнец, профессия созидательная, мирная и творческая.

Белгородский пленэр
Кузнечный пленэр и открытые мастер-классы для жителей Белгорода провели местные кузнецы, которых организовали председатель Белгородского отделения Союза кузнецов России Юрий Ушаков и председатель «Гильдии мастеров» Максим Баранов.
Кроме мастерства «укрощения» металла, кузнецы продемонстрировали незаурядные кулинарные таланты.

Донецк, как обычно, кует в Парке кованых фигур
Донецкие кузнецы отметили профессиональный праздник выездной ковкой в Парке кованых фигур, в уникальном месте где не только сосредоточено свыше двух сотен композиций художественной ковки, но и установлен в 2013 году памятник кузнецу — коллективная работа которая вместила в себе труд мастеров из разных городов и стран.
Виктор Бурдук — председатель Гильдии кузнецов Донбасса:
— Для нас ковать в Парке для людей — всегда праздник. Механика выездной ковки, что называется, отработана. А видеть искренний интерес и радость в глазах дончан — настоящая награда.
У нас даже есть свои «фанаты», которые стараются не пропускать акции в Парке кованых фигур, даже если они проходят в зимнее время!

Премьера у Музея янтаря
В Калининграде празднование Кузьминок проводилось впервые. Инициативу местных кузнецов активно поддержал Музей янтаря, с которым уже сложились прочная творческая дружба.
Эдуард Оганисян — руководитель кузницы ART-fe:
— В этом году творческого задания не было. Работали для зрителя, в следующем году кузнецы будут ковать каждый по одной вещи для Музея Янтаря, в копилку мастерства.
Празднование прошло в хорошем ключе, но хотелось бы лучше. Зрители, поддавшись соблазну огня и раскалённого металла, охотно пробовали кузнечное мастерство. Первый опыт выявил некоторые организационные недочёты, что является хорошим уроком на следующий год. Старт взят!
После рабочей части праздника, была сварена братчина — горячая еда, созданная в складчину на средства кузнецов.
Особо благодарен за информационную поддержку секретаря Гильдию кузнецов Донбасса и руководство Музея янтаря, который принял кузнецов «как родных»!

Пермские мастер-классы
Гильдия мастеров Урала основной упор в День кузнеца сделала на ознакомление детей с профессией. Организованные мастер-классы позволили школьникам не только увидеть работу кузнеца, но и опробовать приемы ковки собственноручно.

Евгений Лвриненко (СМ)

14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы - покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров - Днем кузнеца.

Кузнечное дело - это одно из самых старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе.

Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает много времени, а когда-то кузнечному делу учились от 3 и до 10 лет.

Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа - кузнец работает: подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

До 12 века кузнецы были «по совместительству» и гутниками - мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Примерно в конце 11 - начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17 веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии: мечники, ратники, замочники.

Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции. Учеба могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии.

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей - односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи - племянники, братья и сыновья.

До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы.

Так как профессиональная деятельность кузнеца была хорошо оплачиваема и уважаема, хоть порой и тяжела, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело вступить в сообщества кузнецов. Дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В белорусском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр.

Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня - это дорогие предметы роскоши. Зачастую - это красивые и изящные произведения искусства.

Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время Славянского базара в Витебске ежегодно проходит Бал Гефеста. Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек и даже в головные уборы.

Креативные серебряные ювелирные украшения с титановой друзой. Лечебные и магические свойства друзы из титана.

14 ноября

14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы – покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров - Днем кузнеца.

Кузнечное дело - это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе.
Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.

Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

До 12 века кузнецы были "по совместительству" и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-го - начале 13-го века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17-м веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции. Учеба могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии.

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья и сыновья.

До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы.

Так как профессиональна деятельность кузнеца была хорошо оплачиваема и уважаема, хоть порой и тяжелая, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело быть представителями сообщества кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В белорусском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр.

Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня - это дорогие предметы роскоши. Зачастую - красивые, изящные произведения искусства. Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время "Славянского базара в Витебске" ежегодно проходит "Бал Гефеста". Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор.




Top