День кузнеца в россии. Один день с кузнецом

Кузница одного из самых знаменитых ремесленников Татарстана Алмаза Казакова находится в бывшем конном дворе на окраине сказочного острова Свияжск, что в 30 км от Казани. Здесь же расположены гончарка и мастерские по плетению из лозы и изготовлению кожаных изделий.

Он приходит сюда обычно к 9:00. Мастерская у него просторная, покрыта рабочей коричневой пылью, в углу горн, посередине - две наковальни, повсюду молоты и кувалды, металлические розы, подковы, обереги по фэн-шуй, кольчуги, меч и шлем. Рядом - металлические формы для чеканки монет «На счастье» и старый патефон. Атмосфера эпическая: в кузнице почему-то слушают грузинские песни.

С утра в кузнице разжигают огонь: сначала дрова, потом - каменный уголь. За день у Казакова и его подмастерьев уходит около пяти мешков угля. Огонь здесь берегут: нет толку разжигать целый горн, если ты трудишься только над чем-то одним.

К 9:30 у подмастерьев Паши и Лёши утро только начинается - они живут в подсобном помещении самой мастерской. Здесь деревянный стол, на котором - чайник, печенье и сигареты. С последних и начинается рабочий день кузнеца: прежде чем что-то сотворить, нужно настроиться и поразмышлять. Затем следует традиционная «раздача пинков» за бардак - Казаков любит, чтобы в кузнице всегда был порядок.

Учитель, вышибала и повар на Рублёвке

Алмаз говорит, что лень у него в крови не заложена: всё детство дед в деревне с рассвета будил, учил косить сено, рубить дрова. В студенческие годы Казаков подрабатывал: денег в доме не хватало - на родительских плечах были младшие брат и сестра. Устроился «вышибалой», преподавал английский и турецкий в начальной школе, затем друг-татарин позвал в Москву: Алмаз стал барменом в Большом театре, с надписью в пропуске и в трудовой «буфетчица». «Где есть один татарин, через год будет 50, - смеётся Казаков. - Татары напористые и друг друга в беде не оставят».

«В детстве, когда родители уходили, я кормил сестрёнку и братишку, конечно же, никакого поварского образования у меня нет, - смеётся кузнец. - Готовил как для себя, так что претензий у банкира-хозяина ко мне не было: то «суп по-татарски» приготовлю, то плов из баранины, то шашлык. Так меня и оставили. Про дипломы больше не спрашивал».

Казаков удивлял даже изысканных гурманов: его «стряпню» попробовали и послы, и банкиры, и чиновники. «Нужно подходить творчески ко всему и в любом деле стремиться к совершенству, - улыбается он. - Даже на кухне».

«Поехал в отпуск и попал в кузницу»

Однажды во время отпуска Казаков приехал в Казань, и знакомая позвала его на экскурсию в кузницу Сергея Ершова. Звук удара молота о наковальню заворожил Алмаза. Казаков попросился к кузнецу в ученики, но угрюмый ремесленник как отрезал: «Не возьму! Много вас таких тут ходит, а как руки до дела доходят, то сразу исчезаете». Но Алмаз не отступал: в первый же день, до прихода Сергея, аккуратист убрался в кузнице, после чего мастер решил, что толк, наверное, с него будет.

Парень променял «рублёвский» гонорар на 600 рублей ученического оклада. «Три года обучения, я себя даже кузнецом не осмеливался называть. Сейчас уже 10 лет с огнём, мужицкой силой и металлом связан. Ни разу не пожалел об этом», - рассказывает ремесленник.

После казанской кузницы поехал Казаков снова в Москву - теперь уже повышать квалификацию. Говорит, что в провинции люди неприхотливы - простые вещи заказывают, а вот в Москве - выкованные решётки и ограды - целое произведение искусства. Клиенты там строгие: сначала просят чертёж, потом макет из пластилина и только потом окончательный металлический вариант.

Со временем Алмаз вживался в образ: придумал себе творческий псевдоним «Казаков» (его настоящая фамилия - Фатыхов). «У меня прадед служил в казаках на Дону 25 лет. Когда он вернулся, в деревне все начали звать его «казак». И до сих пор родных так и именуют».

Решил измениться и внешне: проколол уши и вдел серьги, сделал тату. Теперь на одном плече - бог - покровитель кузнецов, на другом - зубр, вымирающий вид, как и кузнечное ремесло.

Кузнец-шоу

Следующим этапом проявления таланта кузнеца стало «Кузнец-шоу». «Однажды под Новый год друг попросил меня сыграть роль Деда Мороза, и я задумался, а почему не придумать представление с наковальней и молотком», - вспоминает Алмаз.

И понеслось: на свадьбах кузнец начал ковать обручальные кольца, изящные розы, подковы с именами жениха и невесты. В день приходилось давать по 5-6 «Кузнец-шоу», каждое из которых приносило по шесть тыс. рублей.

«В языческие времена молодожёнов на Руси расписывали кузнецы, - рассказывает Казаков. - Они им кольца ковали обручальные, подковы на счастье, украшения невесте. Считалось, сила кузнеца и металл будут оберегать семью всю жизнь. В «Кузнец-шоу» я возродил этот древний обряд».

Ковал «счастливые» подковы он не только на свадьбах, но и в Свияжске, и на Сабантуях с депутатами, с олимпийскими чемпионами, и даже с Путиным и Медведевым.

Написал президенту в Twitter

Однажды Алмаз зарегистрировался в Twitter и подумал, кому бы написать. Увидел страницу президента Татарстана Рустама Минниханова и оставил ему сообщение: «Здравствуйте, это Алмаз-кузнец, не забывайте меня». Вскоре президент дал указание «занять» ремесленника. Так Казаков попал на Конный двор в Свияжск. И уезжать отсюда не желает: здесь тишина, спокойствие и свежий воздух.

Он руководит работой всех мастерских в конном дворе - гончарной, кожаной, лоскутной. Но в основном, в течение дня Алмаз учит своих подмастерьев своему ремеслу, то и дело подходя к ним и объясняя, а иногда и сам поправляя погрешности на металле. Иногда кузнец и подмастерье работают над одним изделием вдвоём. Например, если толстый пруток нужно сделать тонким. Учитель показывает, куда нужно бить, ударяя по металлу молотком, ученик бьёт туда же, но уже кувалдой.

Кузнец - и колдун, и шаман, и знахарь

Алмаз добавляет каменный уголь в горн, огонь раздувается, становится жарко, щиплет глаза. В таком огне металл обычно нагревается до 900 градусов, в 1200 градусах он уже начинает плавиться. Кузнец берёт стальной прут, кладёт его в огонь и рассказывает, что на Руси кузнецов и уважали, и боялись - считали, что они не от мира сего. «Недаром кузнецы жили всегда на отшибе, у края деревни. «В Свияжске, например, в XVI веке было 40 кузниц, и почти все они располагались на одной стороне острова», - говорит Алмаз, хорошо знакомый с историей, обрядами своей профессии.

Казаков берёт красно-рыжий металлический прут из печи и кладёт на наковальню. Вот уж когда металл становится мягким, податливым, как пластилин. Удар молотом, снова удар. «Кузнец был для всех то ли колдун, то ли знахарь, то ли волхв - чем-то между богом и сатаной, - комментирует свои действия кузнец. - Он самый нужный на селе «чувак» был - красивую утварь, инструменты, украшения мог создать, любую тварь мог подковать, даже самого чёрта».

Завершив ковку, Казаков опускает горячий металл в воду. Говорит, что раньше вода, в которой металл закалялся, считалась целебной, и её пили.

Работа кузнеца богата традициями и суевериями. «Если куёшь много одинаковых деталей, вместо «последний» говори «крайний», иначе жди, что следующую выкуешь кривой. Ковать нужно всегда с позитивом, заряжать металл положительной энергией, особенно подковы на счастье», - уверен Алмаз.

«В ковке есть своё меню»

«В ковке тоже есть своё меню. Если знаешь основу дела, то уже потом начинаешь фантазировать и экспериментировать, добавлять что-то от души», - делится секретами кузнец.

«Дело не в том, сколько ты металла используешь и дорого ли он стоит, - объясняет Алмаз. - Из металла размером вот в эту зажигалку (достаёт из кармана) я могу сделать сувенир стоимостью 200 рублей, а если потрачу больше времени и приложу максимум усилий - сувенир на 10 тыс. рублей. Важно не то, что ты делаешь, а зачем делаешь. Работа должна тебе нравиться».

За день в кузнице изготавливают несколько десятков сувенирных подков, ножей, медальонов со святыми, подсвечников, подвесок. Каждый зарабатывает по труду - сколько сделал, столько и получишь. Сезон продаж - лето. «Когда туристов много летом, весной и осенью - мы куём на улице, и все проходящие могут видеть, что мы изготавливаем», - говорит Казаков.

Мечты ремесленника

Алмаз мечтает, чтобы на конный двор летом съехались как можно больше ремесленников. «Большинство гениев с золотыми руками никто не знает, и они не умеют на своём труде зарабатывать, - рассуждает он. - России нужно прекратить закупать дешёвые поделки из Китая и продвигать наших отечественных мастеров».

Кузница Алмаза непростая, а интерактивная: здесь каждый желающий турист может выковать себе что-нибудь на память.

Алмаз Казаков уходит с работы поздно, бывает, задерживается даже до пяти утра. Несколько раз в неделю он ездит в Казань к жене Надежде (Заслуженная артистка Республики Татарстан - прим. автора) и четырёхмесячной дочке Амалии. Летом семья перебирается в Свияжск. Алмаз считает себя счастливым и мечтает о простом кузнечном счастье: чтобы дом и мастерская были рядом, и детей побольше.


День кузнеца

Издавна кузнецы уважались в народе и чтились. Сколько сказок про них сложено, сколько песен спето!

Стать кузнецом не так просто, как нам, современным жителям кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от трех и до 10 лет. Кузня стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Отливает подковы, подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы.

В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

Издавна была известна работа кузнецов, о чем говорят многочисленные археологические раскопки. До 12 века кузнецы были по совместительству и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами.

В 14-17 веках произошло дифференцирование кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие беларуские кузнецы работали в Московской державе, в Италии, Венеции и Франции.

Учеба, как и говорилось раньше, могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «вандроўку» по ремесленным центрам и сделать какую то определенную вещь, оценивали которую председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и время выплавки, а также прочность, если речь шла об оружии.

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи – подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья, сыновья.

14 ноября

14 ноября в Беларуси отмечается народный праздник Кузьмы – покровителя кузнецов. Поэтому этот день называют еще и профессиональным праздником этих мастеров - Днем кузнеца.

Кузнечное дело - это одно из старинных и самых уважаемых ремесел. Издавна кузнецы уважались и чтились в народе.
Стать кузнецом не так просто, как кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от 3 и до 10 лет.

Кузня обычно стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.

До 12 века кузнецы были "по совместительству" и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-го - начале 13-го века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17-м веках произошло разделение кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие белорусские кузнецы работали в Московии, Италии, Венеции и Франции. Учеба могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «путешествие» по ремесленным центрам и сделать какую-то определенную вещь, которую оценивали председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и продолжительность ковки, а также прочность, если речь шла об оружии.

Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи: подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья и сыновья.

До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно они работали вместе с помощниками-молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы.

Так как профессиональна деятельность кузнеца была хорошо оплачиваема и уважаема, хоть порой и тяжелая, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело быть представителями сообщества кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В белорусском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр.

Несмотря на то, что современная промышленность потеснила кустарные ремесла, профессия кузнеца остается очень уважаемой. Вокруг нее до сих пор витает ореол мистики и загадки. А кованые изделия сегодня - это дорогие предметы роскоши. Зачастую - красивые, изящные произведения искусства. Кроме дня своего покровителя Кузьмы, кузнецы часто устраивают праздники своей профессии на различных фестивалях и выставках. Например, во время "Славянского базара в Витебске" ежегодно проходит "Бал Гефеста". Там мастера огня и железа демонстрируют умение превращать металл в цветы, бабочек или даже головной убор.

14 ноября в День святых Кузьмы и Демьяна — покровителей кузнечного дела, в ряде городов прошли различные мероприятия, под общим названием «День кузнеца».

Осенние Кузьминки кузнецы празднуют повсеместно издавна. Но 14 ноября 2014 года стал особенным праздником для кузнецов. Гильдия кузнецов Донбасса обратилась к коллегам с призывом начать движение по получению официального статуса профессионального праздника «День кузнеца».
На призыв тут же откликнулись мастера из различных городов и в результате можно смело утверждать, что праздник удался. Учитывая различную специфику регионов и то, что такое празднование заявлено впервые, никто не ставил ни жестких рамок по формату мероприятий, ни конкретных сроков. Главной мыслью празднования было донести широкой общественности, что есть такая профессия — кузнец, профессия созидательная, мирная и творческая.

Белгородский пленэр
Кузнечный пленэр и открытые мастер-классы для жителей Белгорода провели местные кузнецы, которых организовали председатель Белгородского отделения Союза кузнецов России Юрий Ушаков и председатель «Гильдии мастеров» Максим Баранов.
Кроме мастерства «укрощения» металла, кузнецы продемонстрировали незаурядные кулинарные таланты.

Донецк, как обычно, кует в Парке кованых фигур
Донецкие кузнецы отметили профессиональный праздник выездной ковкой в Парке кованых фигур, в уникальном месте где не только сосредоточено свыше двух сотен композиций художественной ковки, но и установлен в 2013 году памятник кузнецу — коллективная работа которая вместила в себе труд мастеров из разных городов и стран.
Виктор Бурдук — председатель Гильдии кузнецов Донбасса:
— Для нас ковать в Парке для людей — всегда праздник. Механика выездной ковки, что называется, отработана. А видеть искренний интерес и радость в глазах дончан — настоящая награда.
У нас даже есть свои «фанаты», которые стараются не пропускать акции в Парке кованых фигур, даже если они проходят в зимнее время!

Премьера у Музея янтаря
В Калининграде празднование Кузьминок проводилось впервые. Инициативу местных кузнецов активно поддержал Музей янтаря, с которым уже сложились прочная творческая дружба.
Эдуард Оганисян — руководитель кузницы ART-fe:
— В этом году творческого задания не было. Работали для зрителя, в следующем году кузнецы будут ковать каждый по одной вещи для Музея Янтаря, в копилку мастерства.
Празднование прошло в хорошем ключе, но хотелось бы лучше. Зрители, поддавшись соблазну огня и раскалённого металла, охотно пробовали кузнечное мастерство. Первый опыт выявил некоторые организационные недочёты, что является хорошим уроком на следующий год. Старт взят!
После рабочей части праздника, была сварена братчина — горячая еда, созданная в складчину на средства кузнецов.
Особо благодарен за информационную поддержку секретаря Гильдию кузнецов Донбасса и руководство Музея янтаря, который принял кузнецов «как родных»!

Пермские мастер-классы
Гильдия мастеров Урала основной упор в День кузнеца сделала на ознакомление детей с профессией. Организованные мастер-классы позволили школьникам не только увидеть работу кузнеца, но и опробовать приемы ковки собственноручно.

Евгений Лвриненко (СМ)

На вопрос Какого числа день кузнеца? заданный автором Евгений Дащенко лучший ответ это 14 ноября - День кузнеца
У кузнеца руки в золоте.
Я праз кузню шла,
Малаток нашла.
Любі мяне, кавалек,
Падарую малаток.
В беларуском народном календаре 14 ноября отмечается Кузьма – покровитель кузнецов. Поэтому этот день можно считать их профессиональным праздником.
Издавна кузнецы уважались в народе и чтились. Сколько сказок про них сложено, сколько песен спето!
Стать кузнецом не так просто, как нам, современным жителям кажется. Учеба и в наши дни занимает достаточное количество времени, а когда-то делу кузнеца учились от трех и до 10 лет. Кузня стояла на обочине деревни, и всегда оттуда доносилось веселое звяканье железа – это кузнец работает. Отливает подковы, подковывает коней, выплавляет серпы и косы, ножи и ножницы. В народе кузнеца считали богатырем, в чьих руках железо и огонь становятся послушными. Не каждому под силу усмирить такие стихии.
Издавна была известна работа кузнецов, о чем говорят многочисленные археологические раскопки. До 12 века кузнецы были по совместительству и гутниками – мастерами по выплавке железа из болотной или озерной руды, из которого потом ковали различные предметы труда, оружие и украшения. Где-то в конце 11-начале 13 века кузнецы стали отдельными самостоятельными мастерами. В 14-17 веках произошло дифференцирование кузнецов на отдельные профессии – мечники, ратники, замочники. Городские кузнецы принадлежали к сословию мещан и с 16 века имели право объединятся в цеха. Во второй половине 17 века многие беларуские кузнецы работали в Московской державе, в Италии, Венеции и Франции. Учеба, как и говорилось раньше, могла продолжаться до 10 лет, после чего ученики становились подмастерьями. Для получения статуса мастера кузнец должен был осуществить «вандроўку» по ремесленным центрам и сделать какую то определенную вещь, оценивали которую председатели различных цехов. Принимали во внимание украшение, сложность и время выплавки, а также прочность, если речь шла об оружии.
Сельские или деревенские кузнецы не вступали в цеха и удовлетворяли потребности узкого круга потребителей – односельчан и жителей окольных деревней. Чаще всего делали нужные в быту вещи – подковы, замки, обивку для сундуков. Передача мастерства происходила путем приема в ученики. Ими чаще всего становились члены одной семьи – племянники, братья, сыновья.
До конца 19 века в каждом повете Беларуси насчитывалось до 50 сельских кузнецов. Обычно кузнецы работали вместе с помощниками- молотобойцами. Кроме горячей и холодной ковки кузнецы осуществляли сварку, различные слесарные и паяльные работы.
Так как профессиональна деятельность кузнеца была хорошо оплачиваема и уважаема, хоть порой и тяжелая, то подрастающее поколение в деревне непременно хотело быть представителями сообщности кузнецов. Чтобы быть похожими, дети выдумывали различные игры, где бы фигурировали кузнец или его деятельность. В беларуском фольклоре до наших дней дошло огромное количество таких игр. Вот некоторые из них.
Данная игра называется «Крук» . Для ее проведения дети выбирали довольно просторное место – опушку, часть поля, поляну. Обязательным условием было наличие камня или камней. Один из парней (кузнец) бьет камнем по камню – кует. Рядом с кузнецом два представителя сильной половины человечества берутся за руки. Остальные выбирают «маці», обычно это самый сильный или высокий среди участников. Все становятся один за другим. «Маці», которая стоит впереди, проговаривает звуки: «Кру-кру-кру-кру» . Все повторяют за ним, тем самым, имитируя работу жаровни. Потом участники бегут к двум стоящим парням, так называемых «ворот» и проходят между ними, взявшись за руки. Ворота же стараются не пропустить проходящих. Кто не пройдет, тот выбывает из игры. Однако дети сильно держаться друг за друга и стараются пройти к кузнецу.




Top