Детские сказки для детей 3 4 лет. Русские народные сказки

Викторины можно использовать на занятиях по экологии и в качестве дополнительного и развлекательного материала. Основная цель использования их на игровых занятиях по экологии — развитие познавательного интереса к природе, формирование эрудиции в области природы у младших школьников.

Вопросы к викторинам

Викторина с ответами для начальной школы «Природа»

1. Как по клюву отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

2. Какие птицы весной прилетают раньше — стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как они могут ловить насекомых.)

4. С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)

5. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (Птицы, гнездящиеся на земле.)

6. Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? (В рощах, садах, в дуплах.)

7. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке? (Чайки, кулики.)

8. Когда от нас улетают последние чайки и утки? (Когда замерзают водоемы.)

9. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)

10. Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину.)

11. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

12. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)

13. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.)

14. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна— светолюбивое дерево.)

15. Какую роль играет ива для берега реки? (Своими корнями ива укрепляет берег.)

16. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа, цветет летом.)

17. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб.)

18. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

19. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

20. У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины.)

21. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зиме, защита дерева от поломок.)

22. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

23. Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, бурундуки.)

24. Какое дерево «переодевается», становится то серо-се- ребристым, то зеленым? (Осина)

25. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день съедает больше собственного веса.)

26. Как слышит сверчок? (Слуховой орган у сверчка находится на коленках.)

27. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

1. Умеют ли кошки плавать? (Да, и неплохо, хотя и боятся воды.)

2. Сколько раз за лето выводит птенцов синица? (Два раза.)

3. Где проводит свою молодость комар? (В воде)

4. Кто из комаров кусается: самец или самка? (Самка)

5. Питается ли куколка насекомыми? (Нет)

6. Назовите самого ядовитого на Земле паука. (Каракурт)

7. Самый лучший прыгун — это... (кузнечик; он способен прыгать на расстояние, почти в двести раз превышающее его собственную длину.)

8. Почему крылатки клена и ясеня кружатся при падении? (Семена клена и ясеня снабжены крылышком, при падении оно работает, как винт вертолета, потому семечко и кружится.)

9. На что по форме похожи цветки черники и брусники? (На колокольчики или бокальчики.)

Викторина с ответами для начальной школы «Деревья»

1 Какое самое высокое дерево в мире? (Гигантский австралийский эвкалипт. Растет он в Австралии. Высота его 100— 110 м. Некогда один бедняк устроил в пне повалившегося от старости дерева дом для себя и своей семьи. Дупло было таким просторным, что хватило места еще и для конюшни.)

2. Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? (Да. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это бамбук. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго. Всего 40 дней, а иначе бы дотянулся до облаков. Растет бамбук в жарких странах, но есть и у нас — на Дальнем Востоке и Кавказе.)

3. Что такое конфетное дерево? (Оно растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли к нам на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.)

4. Есть ли молочное дерево? (Да, есть. Оно растет в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.)

Викторина с ответами для начальной школы «Насекомые»

1. Чем класс насекомых отличается от паукообразных? (У всех паукообразных 8 ног, у насекомых — 6. У паукообразных не бывает ни усиков, ни крыльев. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди насекомых, слитная и называется головогрудью.)

2. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

3. Не птица, а поет громко. Кто это? (Самец цикады — самое голосистое насекомое в мире. Его слышно за полкилометра.)

4. Кто над нами вверх ногами? (Муха. У нее на лапах есть подушечка с присосками и зацепками.)

5. Как слышит сверчок? (Коленками; здесь у него рас положены специальные слуховые отверстия.)

6. Какие насекомые имеют самую большую скорость? (Скорость 39 км/час развивают оленьи оводы, бражники слепни и некоторые тропические бабочки.)

7. Какие насекомые ползают быстрее всех? (Тропические тараканы. Их рекорд — 5,4 км/час.)

Викторина с ответами для начальной школы «Земноводные»

1. О ком эта загадка:

Скачет зверушка —

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)

2. Какая лягушка самая маленькая в мире? (Лягушка- чесночница с Сейшельских островов, ее длина 2 см.)

3. А какая самая большая? (Лягушка-голиаф, длина тела достигает 90 см и больше.)

4. Каков вес лягушки-голиафа? (Около 3,5 кг.)

5. Этот предмет необходим для подводного плавания, его в 1929 году создал изобретатель Луи де Корле, положив в основу особенности строения задних лап лягушки. О чем идет речь? (О ластах)

6. Летом в деревнях сажают лягушку в бидон с молоком. Зачем? (Чтобы оно не скисло).

7. Как заканчиваются эти народные приметы:

а) Лягушка прыгает на берегу и квакает — (к дождю).

б) Лягушка квакает вечером с приятной трелью — (к ясной погоде).

в) Зашумит река и закричит лягушка — (к дождю).

8. Какой русский писатель написал известную сказку «Лягушка - путешественница»? (В. М. Гаришн)

9. Кто написал басню «Лягушка и вол»? (И. А. Крылов)

10. В каких странах поставлены памятники лягушке? (Во Франции и Японии.)

11. Почему лягушка удостоилась такой чести? (С лягушкой ставили опыты и сделали много научных открытий.)

12. В XIX столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали кого? (Жаб) Зачем? (Жабы истребляют огромное количество насекомых и личинок, помогают людям сберечь урожай.)

13. Сколько видов жаб существует в мире? (450 видов.)

14. А сколько их (видов) наиболее распространены в России? (Два вида.) Какие именно? (Серая, или обыкновенная, и зеленая жаба.)

15. Серую жабу даже находил и в подземных шахтах. А на какой глубине? (340 метров.)

16. В Южной и Центральной Америке живет жаба ага. Солидные размеры (около 25 см) позволяют ей охотиться не только на насекомых. На кого еще? (На лягушек, ящериц, даже мышей.)

Викторина с ответами для начальной школы «Пресмыкающиеся»

1. Кому посвящена следующая загадка:

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать опасно —

Укусит. Ясно? (Змея)

2. Каков символ современной медицины? (Змея, обвившая чашу.)

3. Изображение какой змеи встречалось в головном уборе правителей древнего Египта — фараонов? (Кобры)

4. Название какой змеи может быть наречием? (Уж)

5. Боятся ли свиньи гремучих змей? (Нет) Почему? (Потому что на свиней не действует яд гремучих змей.)

6. У какой змеи самые длинные ядовитые зубы? (У габонской гадюки. Их длина — 5 см.)

7. На острове Пенанг у западного побережья Малакки находится всемирно известный Змеиный храм, в котором живут сотни змей. Каких? (Храмовые куфии — змеи семейства гадюковых.)

8. У ящериц, живущих в песчаных пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему? (Для того, чтобы ящерицы не проваливались в песок.)

9. Бенгальские вараны могут прыгать с большой высоты. Ас какой именно? (20 метров.)

10. С какой скоростью может бегать серый варан? (120 м/мин.)

11. Как переводится с греческого языка слово «крокодил»? (Каменный червь.)

12. В какой стране крокодилов считают священными животными? (В Индии)

13. Какой длины может достигать крокодил? (6—7 метров.)

14. Какие звуки издают крокодилы? (Напоминающие лай или рев.)

15. В каком австралийском городе крокодилов можно встретить на улице? Почему это происходит? (Дарвин. Там разводят крокодилов.)

Викторина с ответами для начальной школы «Птицы»

1. Зачем птицы поют? (Для птиц весенние песни — это серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы. Своей песней они как бы устанавливают невидимую границу участка.)

2. Зачем цапле такой клюв? (У цапли клюв-пика. Долго стоит цапля на берегу, застыла, не шелохнется. Лягушки не обращают на нее внимания. И тут цаплин клюв мгновенно пронзает воду. Удар — добыча оглушена.)

3. Почему у пеликана такой клюв? (У пеликанов клювы-сачки. Снизу под клювами у них кожаные мешки. Нашел пеликан рыбью стайку, разинул клюв, да снизу сачком и подхватил добычу. Ловить удобно и в гнездо рыбу носить — в сумке столько рыбы поместится, что на весь выводок хватит. Сумка-то растягивается.)

4. А птицы умеют разговаривать? (Да. Вот, скажем, над полем летят вороны и каркают Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Есть тревожные крики-сигналы: «Опасность близко», «Опасность далеко».)

Викторина с ответами для начальной школы «Наша Земля»

1 Когда образовалась Земля? (Около 4,6 миллиарда лет назад.)

2. Какова масса нашей планеты? (Около 6 секстиллионов тонн — 6 с двадцатью одним нулем.)

3. Какое расстояние от Земли до Солнца? (Около 150 000 000 км.)

А. С какой скоростью наша планета вращается вокруг Солнца? (30 000 км/час.)

5. Что такое экватор? (Воображаемая линия, расположенная на равном расстоянии от полюсов и разделяющая земной шар на два полушария.)

6. Какова длина экватора? (40 075 км)

7. Какую часть общей поверхности Земли занимает суша? (29,2% земной поверхности.)

8. Кто создал первую модель земного шара — глобус? (Древнегреческий географ Кратес.)

9. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Португальские мореплаватели Фернандо Магеллан и Хуан Себастьян Эль Кано.)

10. Когда это произошло? (В 1519—1522 гг.)

11. Какая гора самая высокая на нашей планете? (Эверест, или Джомолунгма.)

12. Где находится Эверест? (На границе Непала и Китая.)

13. Какова высота Эвереста? (8 848 м)

14. Самой большой пустыней планеты является Сахара. Если ее «примерить» к карте нашей страны, то она расположилась бы на пространстве от Москвы до какого города? (До Новосибирска)

15. Какова площадь пустыни Сахара? (Более 7 000 000 кв. км)

Викторина для интеллектуалов

1. Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг. За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.)

2. Что такое насекомое? (Беспозвоночное животное, у которого шесть ног, тело состоит из трех частей — головы, груди, брюшка.)

3. Как стрекозы ловят добычу? (Мелких насекомых они ловят на лету.)

4. Что такое пауки? (Родственники насекомых, у которых восемь ног. У них нет крыльев. И они плетут паутину.)

5. Как дышат рыбы? (Рыбы поглощают кислород жабрами, кровеносные сосуды разносят кислород по всем органам.)

6. Как быстро может плавать рыба? (Изгибая хвост из стороны в сторону, рыба-парусник может плыть со скоростью 100 км/час.)

7. Могут ли рыбы летать? (Летучая рыба может скользить по воздуху над водой на небольшие расстояния. При полете она складывает плавники вдоль тела.)

8. Какой вид лягушки самый большой? (В глубоких водоемах Африки живет лягушка-голиаф, достигающая в длину до 91 см.)

9. Почему хамелеон меняет свой цвет? (Смена окраски зависит от изменения освещенности и от его настроения.)

10. Какие птицы живут дольше всех? (Долгожителями считаются попугаи, особенно какаду.)

11. Какие птицы спят в воздухе? (Спят и кормятся в воздухе стрижи.)

12. С какой скоростью бегает страус? (Африканский страус бегает со скоростью до 70 км/час, в высоту он может достигать трех метров.)

13. Какой кит самый большой? (Самый большой — синий кит, он достигает 30 метров в длину и вес его достигает 150 000 кг.)

14. Что согревает тюленя? (Толстый слой жира под кожей.)

15. Какое животное прыгает выше всех на суше? (Пума, она прыгает до 6 метров в высоту.)

16. Кого называют всеядным существом? (Животных, которые питаются и растениями, и животными.)

18. Какие реки текут через всю Россию? (Енисей течет от Монголии до Северного Ледовитого океана; Лена от озера Байкал до Северного Ледовитого океана; Обь с притоком Иртыш от Китая и Монголии до Карского моря.)

19. Почему уменьшается площадь Аральского моря? (Уровень воды в нем падает потому, что вода из рек, впадающих в него, отведена в каналы для полива полей.)

20. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал, в него впадают 336 рек, а вытекает только одна Ангара.)

21. Что такое айсберги? (Айсберги — большие осколки антарктических льдов, дрейфующие в океане. Их высота может достигать 100 м, длина — до нескольких десятков километров. Большая часть объема айсберга находится под водой.)

22. Какое наземное животное самое большое? (Африканский слон.)

23. Какое животное считается самым высоким? (Жираф, достигает в высоту 6 метров.)

24. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, ее длина 58 миллиметров, а вес 1,6 г)

25. Какая птица считается самой быстрой? (Сокол-сапсан развивает скорость до 360 км/час.)

26. Назовите сухопутного долгожителя. (Черепаха живет до 120 лет.)

27. Какая птица считается самой большой? (Африканский страус, вес достигает 130 кг.)

28. Назовите типичных обитателей тайги. (Изюбр, бурундук, соболь, летяга, рысь.)

29. Назовите типичных обитателей смешанных лесов. (Волк, медведь, лось, лиса, заяц-русак, заяц-беляк.)

30. Какие растения ядовиты? (Олеандр, наперстянка, красавка.)

31. Кто питается ядовитыми растениями? (Гусеницы бабочки-монарх. Употребляя яд, гусеница становится ядовитой сама, а затем и ядовитой бабочкой с яркой окраской.)

32. Какие растения являются хищниками? (Венерина мухоловка, росянка, непентес.)

33. Как распространяется пыльца? (Ее переносят насекомые, ветер.)

34. Назовите наиболее распространенные злаковые растения. (Пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь и овес.)

35. Какую часть растения мы едим? (Корень или стебель, или листья, или клубень, или луковицу, или цветок — у цветной капусты, или ягоду, или плод.)

36. Какой наземный хищник самый крупный? (Бурый медведь, его вес 750 кг.)

37. Какое наземное животное самое быстрое? (Гепард, он развивает скорость до 96 км/час.)

Экологическая игра - викторина

(3-4 классы)

Подготовила: Горлова Е.И.

Цели:

    расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

    воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;

    воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

    На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).

    Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

    Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

    Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

    Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

    На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

    Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

    Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

    Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

    Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).

    У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

    Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

    Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

    Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

    Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

    Осина, липа, дуб, ель. Так как …

    Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

    Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

    Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

    Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

    Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (Береза ).

    Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (Ели ).

    Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (Желудь ).

    Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (Ива ).

    Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (Клен ).

    Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (Липа ).

    Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (Рябина ).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

    Что человек делает для сохранения животного мира?

    Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).

    Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).

    Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).

    Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).

    Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).

    У кого на сучке кладовая? (У белки ).

    Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).

    Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).

    Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).

    Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (Бобры ).

    Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (Лягушка ).

    Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (Стрекоза ).

    На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (Черепаха ).

    Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (Змея ).

    Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

    Цапля и лягушата в озере.

    Лев и собачка.

    Ворона и лисица.

    Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

    Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! (Сыроежки).

    Очень дружные ребята
    У пенька живут... (Опята).

    Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... (Маслята).

    Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. (Подосиновик).

    У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).

    Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

    Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.

    Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.

    Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир

    Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.

    Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.

    А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.

    Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.

    Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).

Литература:

    Как прекрасен этот мир!.. / Ред.-сост. Л. И. Жук. – Мн. : Красико-Принт, 1998.

    Учите детей отгадывать загадки / Ю. Г. Илларионова. – М. : Просвещение, 198

Экологическая викторина «Природа и мы».

Мир животных, мир растений.

Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.

Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края.

Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию.

Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к родной природе.

Мир животных.

1.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

2.Самый крупный хищник? (Белый медведь)

3.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)

4.Птица- подражатель, пародист других пернатых? (Скворец)

5.Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка?(Землеройка)

6.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? (Медведь)

7.След какого хищника очень похож на след человека? (медведь)

8.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? (Голод)

9.Сколько ног у паука? (Восемь)

10.Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? (Амур)

11.У кого ухо на ноге?(У кузнечика)

12.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)

13.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)

14.Умеют ли слоны плавать?(Да, и даже полностью погружаются в воду)

15.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)

16.Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)

17.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)

18.У кого самое плохое зрение? (У крота)

19.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)

20.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)

21.Самые влюбленные птицы? (Лебедь)

22.Кто умеет разговаривать? (Попугай)

23.Куда зайцу легче бежать: в гору или с горы? (с горы)

24.Какие животные спят зимой? (медведи, еноты, ежи, барсуки, хомяки…)

25.У какой кошки кисточки на ушах? (У рыси)

26. Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук)

27.Какие звери летают?(Летучие мыши)

28.Какая охота разрешена в любое время года? (фотоохота)

29.Каке животное видит предмет только тогда, когда он движется? (Лягушка)

30.Самое крупное в мире млекопитающее?(Кит)

Мир растений.

    Весной или летом цветет сирень? (Весной)

2.Какой лист шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В ЛИСТВЕННОМ ЛЕСУ ШЕЛЕСТ СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕТРА. Вызывается он трением листьев друг о друга.А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветки и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающий слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса)

3.Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушки зеленеют потому, что получают много света)

4.Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветки до самой земли?(Ели не светолюбивое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении)

5.Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью)

6)Почему у ели всегда острая верхушка? (потому, что ель всегда растет в высоту, а другие деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти вверх)

7.почему на коре деревьев с течением времени образуются толщины? (Древесина нарастает в ширину быстрее чем кора)

8.Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они моложе)

9.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)

10.Древесина какого дерева используется для кораблестроения? (Сосна)

11.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница)

12.В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)

13.Какая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слоиии, тем крепче дерево).

14.Что можно использовать в лесу для заварки чая?(Листья земляники, малины, черники..)

15.Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)

16.Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)

17 . Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)

18.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)

19.Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)

20.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина,брусника)




Top