Дикие племена самое древнее из них. Дикие племена и их жизнь в условиях современного мира

В наш век высоких технологий, разнообразных гаджетов и широкополосного интернета, остались еще люди, которые не видели всего этого. Время для них будто замерло, они не очень идут на контакт с внешним миром, а их уклад так и не изменился за тысячи лет.

В забытых и неосвоенных уголках нашей планеты обитают такие нецивилизованные племена, что просто поражаешься, как время не коснулось их своей осовременивающей рукой. Живя, как и их предки, среди пальм и питаясь охотой и подножным кормом, эти ребята прекрасно себя чувствуют и не спешат в «бетонные джунгли» больших городов.

OfficePlankton решил выделить самые дикие племена современности , которые на самом деле существуют.

1 Сентинельцы

Облюбовав себе остров Северный Сентинель, между Индией и Таиландом, сентинельцы заняли практически все побережье и встречают стрелами каждого, кто пытается наладить с ними контакт. Занимаясь охотой, собирательством и ловлей рыбы, вступая в родственные браки, племя поддерживает количество примерно в 300 человек.

Попытка контакта с этими людьми закончилась обстрелом группы Нэйшнл Географик, однако уже после того как они оставили на берегу подарки, среди которых особой популярностью пользовались красные ведра. Оставленных свиней они расстреляли издали и закопали, даже не думая, чтобы съесть их, все остальное кучей было выброшено в океан.

Интересный факт состоит в том, что они предугадывают стихийные бедствия и массово прячутся поглубже в джунгли при приближении штормов. Племя выжило и при землетрясении в Индии 2004 году и после многочисленных разрушительных цунами.

2 Масаи

Эти прирожденные скотоводы самое многочисленное и самое воинственное племя Африки. Живут они только скотоводством, не пренебрегая кражей скота у других, «низших», как они считают, племен, ведь, по их мнению, их верховный бог даровал им всех животных на планете. Именно на их фотографии с оттянутыми мочками ушей и вставленными в нижнюю губу дисками размером с хорошее чайное блюдце вы натыкаетесь в интернете.

Поддерживая хороший боевой дух, считая мужчиной лишь всех тех, кто копьем убил льва, массаи давали отпор и европейским колонизаторам и захватчикам из других племен, владея исконными территориями знаменитой долины Серенгети и вулкана Нгоронгоро. Однако под влиянием 20 века количество людей в племени идет на убыль.

Многоженство, которое раньше считалось почетным, теперь сделалось просто необходимым, так как мужчин становится все меньше. Дети пасут скот практически с 3-х лет, а на женщинах лежит все остальное хозяйство, пока мужчины дремлют с копьем в руке внутри хижины в мирное время или с гортанными звуками бегают в военные походы на соседние племена.

3 Никобарские и Андаманские племена


Агрессивная компания племен каннибалов живет, как вы уже догадываетесь за счет набегов и поедания друг друга. Первенство среди всех этих дикостей держит племя «корубо». Мужчины пренебрегая охотой и собирательством, очень искусны в изготовлении отравленных дротиков, ловя для этого змей голыми руками, и каменных топоров, шлифуя целыми днями кромку камня до такой степени, что снести им голову становится весьма выполнимым делом.

Постоянно воюя между собой, племена, однако, не делают набеги бесконечно, так как понимают, что запас «человеков» весьма медленно возобновляем. Некоторые племена вообще отводят для этого только особые праздники – праздники богини Смерти. Женщины Никобарских и Андаманских племен также не гнушаются поедать своих детей или стариков в случае неудачных набегов на соседние племена.

4 Пираха

В бразильских джунглях также проживает довольно малочисленное племя – около двухсот человек. Они примечательным самым примитивным языком на планете и отсутствием хотя бы какой-нибудь системы исчисления. Держа первенство среди самых неразвитых племен, если это конечно можно назвать первенством, у пираха нет мифологии, истории сотворения мира и богов.

Им запрещено говорить о том, чего они не познали на собственном опыте, перенимать слова других людей и вводить в свой язык новые обозначения. Нет также оттенков цветов, обозначений погоды, зверей и растений. Живут они преимущественно в шалашах из веток, отказываясь принимать в дар всевозможные предметы цивилизации. Пираха, однако, довольно часто вызываются проводниками в джунгли, и, несмотря на свою неприспособленность и неразвитость, пока что не были замечены в агрессии.

5 Караваи


Самое брутальное племя живет в лесах Папуа-Новой Гвинеи, между двух цепей гор, их обнаружили очень поздно, лишь в 90-х годах прошлого века. Существует племя со смешным русско-звучащим названием как будто в каменном веке. Жилища – детские шалашики из прутьев на деревьях, которые мы строили в детстве – защита от колдунов, на земле они их найдут.

Каменные топоры и ножи из костей животных, носы и уши прокалываются зубами убитых хищников. В большом почете у караваев дикие свиньи, которых они не едят, а приручают, особенно отнятых от матери в маленьком возрасте, и используют как ездовых пони. Лишь когда свинья состарится и не может больше возить груз и маленьких обезьяноподобных человечков, коими караваи и являются, свинью могут зарезать и съесть.
Все племя поголовно чрезвычайно воинственно и выносливо, культ воина там процветает, племя может неделями сидеть на личинках и червяках, а также несмотря на то что все женщины племени «общие», праздник любви происходит лишь раз в год, в остальное время мужчинам не надлежит приставать к женщинам.

Современному человеку довольно сложно представить, как можно обходиться без всех тех благ цивилизации, к которым мы привыкли. А ведь есть ещё на нашей планете уголки, где живут племена, которые от цивилизации крайне далеки. Они не знакомы с последними достижениями человечества, но при этом прекрасно себя чувствуют и на контакт с современным миром идти не собираются. Предлагаем Вам познакомиться с некоторыми из них.

Сентинельцы. Это племя живёт на острове в Индийском океане. Они обстреливают из лука всякого, кто осмелится приблизиться к их территории. Это племя совершенно не контактирует с другими племенами, предпочитая заключать внутриплеменные браки и поддерживать свою популяцию в районе 400 человек. Однажды сотрудники National Geographic попытались познакомиться с ними поближе, предварительно выложив на побережье различные подношения. Из всех подарков сентинельцы оставили себе только вёдра красного цвета, всё остальное было выброшено в море. Даже свиней, которые тоже были среди подношений, они расстреляли из лука издалека, а туши закопали в землю. Им даже не пришло в голову, что их можно съесть. Когда же люди, решившие, что теперь можно и познакомиться, решили приблизиться, то были вынуждены укрываться от стрел и спасаться бегством.

Пираха. Это племя является одним из самых примитивных, известных человечеству. Язык этого племени не блещет многообразием. В нём нет, например, названий различных цветовых оттенков, определения природных явлений, — набор слов минимален. Жильё строят из веток в виде шалаша, из предметов быта нет почти ничего. У них нет даже системы исчисления. В этом племени запрещено заимствовать слова и традиции чужих племён, но понятия своей культуры у них также не существует. У них нет никакого представления о сотворении мира, они не верят ничему, что не испытано на себе. При этом ведут они себя совсем не агрессивно.

Караваи. Это племя было открыто совсем недавно, в конце 90-х годов XX века. Маленькие обезьяноподобные человечки живут в шалашах на деревьях, иначе их достанут «колдуны». Ведут себя весьма агрессивно, чужаков впускают неохотно. В качестве домашних животных приручают диких свиней, которых используют в хозяйстве в качестве гужевого транспорта. Только тогда, когда свинья уже будет старой и не сможет перевозить грузы — её могут зажарить и съесть. Женщины в племени считаются общими, но занимаются любовью они только раз в году, в другое время к женщинам дотрагиваться нельзя.

Масаи. Это племя прирождённых воинов и скотоводов. Они не считают зазорным отобрать скот у другого племени, так как уверены, что весь скот в округе принадлежит им. Занимаются скотоводством и охотой. В то время, когда мужчина дремлет в хижине с копьём в руках, его жена занимается всем остальным хозяйством. Многожёнство в племени масаи — это традиция, причём в наше время эта традиция вынужденная, так как мужчин в племени не хватает.

Никобарские и Андаманские племена. Эти племена не гнушаются каннибализмом. Они время от времени совершают набеги друг на друга, чтобы поживиться человечинкой. Но так как они понимают, что такая еда, как человек, растёт и прибавляется не очень быстро, то в последнее время стали устраивать такие набеги только в определённый день — праздник богини Смерти. В свободное время мужчины изготавливают ядовитые стрелы. Для этого они отлавливают змей, а каменные топоры натачивают до такого состояния, что отрубить голову человеку ничего не стоит. В особо голодные времена женщины могут съесть даже своих детей и стариков.

Люди, о которых пойдёт речь в этой статье, умудряются игнорировать цивилизованный мир и жить так, будто на целом свете кроме них никогда никого и не было...

Племя сентинельцев обосновалось на Северном Сентинельском острове, который номинально является частью Индии. Этот народ принято называть так же, как и остров, потому что никто понятия не имеет, как эти люди именуют сами себя.

По правде говоря, ничего другого про них тоже толком не известно. После того, как в 2004 году на остров обрушилось страшнейшее цунами, туда отправили несколько вертолётов, чтобы пофотографировать, и убедиться, что остров по-прежнему обитаем.


Как они умудрились так долго избегать контактов с современной цивилизацией?

Это объясняется очень просто. Взгляните на снимок, сделанный с вертолёта:



Остальные члены племени настроены также агрессивно. На контакт не идут, и чуть что - сразу хватаются за лук и стрелы.

В 2006 году лодку с двумя рыбаками отнесло течением на мелководье рядом с островом. Сентинельцы убили их и похоронили на берегу. Вертолёты определили место захоронения несчастных, но приземлиться не смогли, потому что при виде вертолёта местное население, как вы уже могли заметить, тут же "открыло огонь". Несмотря на то, что туземцы, очевидно, не имеют никакого представления, что такое вертолёт, они упорно пытались достать непонятную гигантскую железную птицу своими стрелами. Ну не любят они гостей и всё тут.

Полиция, которая по идее должна бы поехать и забрать тела несчастных рыбаков, наотрез отказывается это делать, заявляя, что как только они приблизятся к острову, их тут же закидают отравленными дротиками и стрелами - что, в общем, можно считать уважительной причиной.



Даже наши предки, которые были поотважней нас с вами, считали, что связываться с этими нелюдимами выйдет себе дороже: ещё Марко Поло описывал их как "самым жестоким и кровожадным народом, всегда готовым схватить и съесть любого, кто попадётся им в руки".

Другими словами, на протяжении сотен лет, когда весь мир был занят отвоёвыванием друг у друга земель, эти ребята заработали такую дурную репутацию, что отбили у разного рода завоевателей всякую охоту туда соваться. В конце концов, всё "прогрессивное человечество" решило оставить этих чокнутых каннибалов в покое.

2. Короваи

Это племя живёт в юго-восточном Папуа. Впервые о существовании других людей они узнали в 1970-х, когда их обнаружила группа археологов и миссионеров. В это время они ещё пользовались каменными орудиями и строили свои жилища на деревьях. Впрочем, с тех пор ничего у них, можно сказать, и не изменилось.


Всем гостям из цивилизованного мира короваи рассказывают, что если когда-нибудь хоть один из них изменит своим традициям, то вся Земля неминуемо погибнет от чудовищного землетрясения. Непонятно, либо это такая преданность традициям, либо просто способ отвязаться от умников с "большой Земли", которые вечно пытаются учить их жизни.

Как бы то ни было, сохраняться в прежнем состоянии у них получается просто превосходно. Миссионеры сунулись было пару раз со своим просветительством, но потом решили оставить их в покое. А вдруг, кто знает, с землетрясением всё-таки не совсем ерунда?



Короваи живут в такой непроходимой местности, буквально - за высокими горами и тёмными лесами, что даже их собственные деревни между собой практически не контактируют, что уж говорить про внешний мир. Когда в 2010 году племя решила навестить служба переписи, им пришлось две недели добираться пешком, потом на лодках от ближайших (а на самом деле очень даже отдалённых) деревень.

Короваи особенно не показывают виду, что не любят визитов извне. А для того, чтобы непрошеные гости поскорее убирались восвояси, они придумывают всякие хитрости. Кроме стращания ужасным-преужасным землетрясением, которое обязательно произойдёт, как только первый коровай оденет штаны, они любят пугать, рассказывая о своих кровожадных традициях.

Но самым изящным образом были одурачены австралийские ньюсмейкеры, которые сунулись к короваям в 2006-м году. Племя отрядило к назойливым чужеземцам мальчика, который рассказал репортёрам душераздирающую историю о том, как за ним гоняются каннибалы, и что на ближайшей трапезе он должен стать у племени главным блюдом.

После того, как история была записана на плёнку и съёмочная группа поспешно ретировалась, приехали следующие журналисты, для которых было устроено точно такое же представление со спасением "бедного мальчика".

Учёные, которые изучали племя, уверяют, что у этих людей просто всё в порядке с чувством юмора, что никаким каннибализмом тут не пахнет. Просто весёлые люди, которые живут на деревьях и обожают розыгрыши.

3. Самый одинокий человек на свете

Этот человек живёт в бразильском лесу в полной изоляции, по меньшей мере, пятнадцать лет.

Он строит себе пальмовые хижины и роет в земле прямоугольные ямы в полтора метра глубиной. Зачем ему нужны эти ямы остаётся только гадать, потому что при любой попытке установить контакт, он бросает насиженное место и находит новое, чтобы построить точно такую же хижину и вырыть точно такую же яму.

Никто в округе ничего подобного не строит, из чего учёные заключили, что это последний выживший представитель какого-то исчезнувшего племени.



Как ему удаётся так долго игнорировать современный мир?

В 1988 году новая конституция Бразилии даровала местным индейцам права на земли их исконных поселений. В теории идея казалась просто чудесной. А на практике... Когда по закону племена стало запрещено "принуждать к переселению" в другие места, их начали просто-напросто истреблять.

Видимо, именно эта участь и постигла соплеменников нашего героя: первая встреча с современным миром закончилась для него гибелью всех, кого он знал. Кто захочет идти на контакт с монстрами, которые придумали совершенные орудия для уничтожения ваших родных и близких?

4. Староверы

В 1978 году советские геологи, искавшие залежи железной руды в отдалённых уголках Сибири, наткнулись на бревенчатую хижину. Семья, которая там жила, о существовании цивилизации представления не имела, одевалась в рогожу и ела из самодельной посуды. При виде членов экспедиции, они пришли в ужас, и стали кричать что-то вроде "Это всё за наши грехи!"


Позже выяснилось, что семья Лыковых (так они себя называли) были не единственными сибирскими отшельниками. Похожая группа людей жила в тайге в полной изоляции, по крайней мере, до 1990 года.

Все эти люди оказались староверами. В XVII веке, во время раскола русской церкви, они сбежали от расправы и поселились вдали от внешнего мира. И жили так несколько веков. Сибирь слишком обширна и неприветлива - никому не пришло бы в голову прочёсывать её, чтобы найти пару десятков беглецов.



Агафья Лыкова, 2009

5. Племя Машко-Пиро

Люди из племени Машко-Пиро - полуголые и вообще похожие на переселенцев из доисторической эпохи, недавно начали появляться в районе одной из популярных у западных туристов перуанских рек.

Раньше всякие попытки приблизиться к ним пресекались градом горящих стрел. Никто не знает, почему они вдруг сами решили обнаружить своё существование. По уверениям контактировавших с ними специалистов, пока их живейший интерес вызывают в основном, металлические горшки для приготовления пищи и ножи мачете.

Как им удалось так долго оставаться вдали от цивилизации?

Правительство Перу само попытались ограничить контакты с племенем и запретило туристам спускаться на берег вблизи мест обитания дикарей. Идея заключалась в том, чтобы оградить этих людей от назойливых антропологов и жадных дельцов, которые готовы делать деньги на чём угодно.

К сожалению, всё равно находились и находятся ушлые частные туристические компании, предлагающие клиентам "человеческое сафари".

6. Аборигены Пинтуби

В 1984 году небольшая группа людей из племени пинтуби встретилась в пустыне с белым человеком. В этом не было бы ничего необычного, если не принимать во внимание тот факт, что ни один человек из этого племени никогда раньше не видел ни одного белого человека, и что первые белые переселенцы появились в Австралии в 1788 году. Позже, один из пинтуби объяснил, что поначалу принял "розового человека" за злого духа. Первая встреча прошла не очень гладко, но потом аборигены смягчились, и решили что "розовые" могут быть даже полезны.

Им, что и говорить, крупно повезло найтись так поздно. Они пробродили по пустыням все те годы, когда легко было попасть в рабство или прямиком на тот свет, и встретились с западной культурой в аккурат тогда, когда она уже созрела чтобы покатать их на джипе и угостить кока-колой.



Как им удалось избегать встречи с цивилизацией так долго?

Тому есть две причины: 1) они кочевники и 2) кочуют они по пустыням Австралии, где вообще довольно сложно встретить человека.

Эту группу могли вообще никогда не обнаружить. Незадолго до первой встречи с белым человеком, пинтуби случайно встретились с "цивилизованными" аборигенами. К сожалению, внешний вид кочевников с набедренными повязками из человеческих волос и двухметровыми копьями был чересчур экзотическим даже для коренных австралийцев. Один из "цивилизованных" выстрелил в воздух и пинтуби сбежали.

Они не знают, что такое автомобиль, электричество, гамбургер и Организация Объединенных наций. Они добывают себе пищу охотой и рыбалкой, верят, что дождь посылают боги, не умеют писать и читать. Они могут умереть, подхватив простуду или грипп. Они являются находкой для антропологов и эволюционистов, но они вымирают. Они – это дикие племена, сохранившие уклад жизни своих предков и избегающие контактов с современным миром.

Иногда встреча происходит случайно, а иногда ученые специально разыскивают их. Например, в четверг, 29 мая, в джунглях Амазонки недалеко от бразильско-перуанской границы было обнаружено несколько хижин, окруженных людьми с луками, которые попытались обстрелять самолет с экспедицией. В данном случае специалисты из перуанского центра по делам индейских племен прицельно облетали джунгли в поисках поселений дикарей.

Хотя в последнее время ученые редко описывают новые племена: большинство из них уже было обнаружено, и на Земле почти нет неизведанных мест, где они могли бы существовать.

Дикие племена обитают на территории Южной Америки, Африки, Австралии и Азии. По приблизительным оценкам, всего на Земле насчитывается около ста племен, не вступающих или редко вступающих в контакт с внешним миром. Многие из них предпочитают любыми способами избегать взаимодействия с цивилизацией, поэтому точный учет численности таких племен вести довольно трудно. С другой стороны, племена, которые охотно общаются с современными людьми, постепенно исчезают или утрачивают свою самобытность. Их представители постепенно усваивают наш образ жизни или вовсе уходят жить "в большой мир".

Еще одно препятствие, мешающее полноценному изучению племен, - их иммунная система. "Современные дикари" долгое время развивались изолированно от остального мира. Самые обычные для большинства людей заболевания, такие как насморк или грипп, для них могут оказаться смертельными. В организме дикарей нет антител против многих распространенных инфекций. Когда вирус гриппа поражает человека из Парижа или Мехико, его иммунная система сразу распознает "нападающего", так как она уже встречалась с ним раньше. Даже если человек никогда не болел гриппом, иммунные клетки, "натренированные" на этот вирус, попадают в его организм от матери. Дикарь практически беззащитен перед вирусом. Пока его организм сможет выработать адекватный "ответ", вирус вполне может убить его.

Но в последнее время племена вынуждены менять привычные места обитания. Освоение современным человеком новых территорий и вырубка лесов, где обитают дикари, вынуждают их основывать новые поселения. В том случае если они окажутся поблизости от поселений других племен, между их представителями могут возникать конфликты. И опять же, нельзя исключать перекрестного заражения типичными для каждого племени заболеваниями. Не все племена смогли выжить, столкнувшись с цивилизацией. Но некоторым удается поддерживать свою численность на постоянном уровне и не поддаваться соблазнам "большого мира".

Как бы то ни было, антропологам удалось изучить образ жизни некоторых племен. Знания об их социальном устройстве, языке, орудиях труда, творчестве и верованиях помогают ученым лучше понять, как шло развитие человека. Фактически, каждое такое племя – модель древнего мира, представляющая возможные варианты эволюции культуры и мышления людей.

Пираха

В бразильских джунглях, в долине реки Мэйки, живет племя пираха. В племени около двухсот человек, они существуют благодаря охоте и собирательству и активно сопротивляются внедрению в "социум". Пираха отличают уникальные особенности языка. Во-первых, в нем нет слов для обозначения оттенков цвета. Во-вторых, в языке пираха отсутствуют грамматические конструкции, необходимые для формирования косвенной речи. В-третьих, люди пираха не знают числительных и слов "больше", "несколько", "все" и "каждый".

Одно слово, но произносимое с различной интонацией, служит для обозначения чисел "один" и "два". Оно же может означать "примерно один" и "не очень много". Из-за отсутствия слов для чисел пираха не умеют считать и не могут решить простейших математических задач. Они не в состоянии оценивать количество объектов, если их больше трех. При этом у пираха не наблюдается признаков снижения интеллекта. По мнению лингвистов и психологов, их мышление искусственно ограничивается особенностями языка.

У пираха нет мифов о сотворении мира, а жесткое табу запрещает им говорить о вещах, не являющихся частью их собственного опыта. Несмотря на это, пираха довольно коммуникабельны и способны к организованным действиям в составе небольших групп.

Синта ларга

Племя синта ларга также обитает в Бразилии. Когда-то численность племени превышала пять тысяч человек, однако сейчас сократилась до полутора тысяч. Минимальной общественной ячейкой у синта ларга является семья: мужчина, несколько его жен и их дети. Они могут свободно перемещаться из одного поселения в другое, но чаще основывают свой дом. Синта ларга занимаются охотой, рыбалкой и земледелием. Когда земля, где стоит их дом, становится менее плодородной или из лесов уходит дичь – синта ларга снимаются с места и ищут новый участок для дома.

У каждого синта ларга несколько имен. Одно – "настоящее имя" - каждый член племени держит в секрете, его знают только самые близкие родственники. В течение жизни синта ларга получают еще несколько имен в зависимости от их индивидуальных особенностей или важных событий, приключившихся с ними. Общество синта ларга патриархально, в нем распространена мужская полигамия.

Синта ларга сильно пострадали из-за контактов с внешним миром. В джунглях, где живет племя, произрастает много каучуковых деревьев. Собиратели резины планомерно истребляли индейцев, утверждая, что они мешают им выполнять работу. Позже на территории, где проживало племя, были обнаружены залежи алмазов, и несколько тысяч горняков со всего мира бросились разрабатывать землю синта ларга, что является незаконным. Сами члены племени также пытались добывать алмазы. Между дикарями и любителями алмазов часто возникали конфликты. В 2004 году 29 горняков были убиты людьми синта ларга. После этого правительство выделило племени 810 тысяч долларов в обмен на обещание закрыть шахты, разрешить выставить возле них полицейские кордоны и самостоятельно не заниматься добычей камней.

Племена Никобарских и Андаманских островов

Группа Никобарских и Андаманских островов расположена в 1400 километрах от побережья Индии. На удаленных островах в полной изоляции проживало шесть примитивных племен: великие андаманцы, онге, джарава, шомпенс, сентинельцы и негрито. После разрушительного цунами 2004 года многие опасались, что племена исчезли навсегда. Однако позже выяснилось, что большая часть из них, к огромной радости антропологов, спаслась.

Племена Никобарских и Андаманских островов по своему развитию находятся в каменном веке. Представители одного из них – негрито – считаются самыми древними жителями планеты, сохранившимися до наших дней. Средний рост негрито составляет около 150 сантиметров, и еще Марко Поло писал о них как о "каннибалах с собачьими мордами".

Корубо

Каннибализм – довольно распространенная практика у примитивных племен. И хотя большинство из них предпочитает находить другие источники пищи, некоторые сохранили эту традицию. Например, корубо, живущие в западной части долины Амазонки. Корубо – чрезвычайно агрессивное племя. Охота и набеги на соседние поселения являются основными способами их пропитания. Оружием корубо являются тяжелые дубинки и отравленные дротики. Корубо не практикуют религиозных обрядов, зато у них широко распространена практика убийства собственных детей. Женщины корубо обладают равными правами с мужчинами.

Каннибалы из Папуа Новой Гвинеи

Самыми известными каннибалами являются, пожалуй, племена Папуа Новой Гвинеи и Борнео. Каннибалы Борнео отличаются жестокостью и неразборчивостью: они поедают как своих врагов, так и туристов или стариков из своего племени. Последний всплеск людоедства был отмечен на Борнео в конце прошлого - начале нынешнего веков. Это произошло, когда индонезийское правительство попыталось колонизовать некоторые районы острова.

На Новой Гвинее, особенно в восточной ее части, случаи людоедства наблюдаются значительно реже. Из живущих там примитивных племен только три - яли, вануату и карафаи - по-прежнему практикуют каннибализм. Самым жестоким является племя карафаи, а яли и вануату поедают кого-нибудь в редких торжественных случаях или по необходимости. Яли, кроме этого, знамениты своим праздником смерти, когда мужчины и женщины племени раскрашивают себя в виде скелетов и пытаются ублажить Смерть. Раньше они для верности убивали шамана, мозг которого поедал вождь племени.

Неприкосновенный запас

Дилемма первобытных племен заключается в том, что попытки их изучения зачастую приводят к их уничтожению. Антропологам и просто путешественникам трудно отказаться от перспективы отправиться в каменный век. Кроме того, ареал обитания современных людей постоянно расширяется. Первобытные племена сумели пронести свой уклад жизни через многие тысячелетия, однако, похоже, в конце концов дикари пополнят список тех, кто не выдержал встречи с современным человеком.

Фотограф Джимми Нельсон путешествует по миру и снимает дикие и полудикие племена, которым удается сохранять традиционный жизненный уклад в современном мире. С каждым годом этим народам становится все сложнее и сложнее, однако они не сдаются и не уходят с территорий своих предков, продолжая жить так же, как жили и они.

Племя асаро

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Асаро мудмен («Люди с реки Асаро, покрытые грязью») впервые встретились с западным миром в середине 20-го века. С незапамятных времён эти люди измазываются грязью и надевают маски, чтобы нагонять страх на другие деревни.

«По отдельности все они очень милы, но так как их культура под угрозой, они вынуждены постоять за себя» – Джимми Нельсон.

Племя китайских рыболовов

Местоположение: Гуанси, Китай. Снято в 2010 году. Рыбалка с бакланом – один из древнейших способов рыбной ловли с помощью водоплавающих птиц. Чтобы они не глотали улов, рыбаки обвязывают их шеи. Мелкую рыбёшку бакланы без труда проглатывают, а крупную приносят хозяевам.

Масаи

Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Это одно из самых известных африканских племён. Юные масаи проходят через ряд ритуалов, чтобы развить ответственность, стать мужчинами и воинами, научиться защищать скот от хищников и обеспечить безопасность своим семьям. Благодаря ритуалам, обрядам и наставлениям старейшин они вырастают настоящими храбрецами.

Центральное место в культуре масаев занимает скот.

Ненцы

Местоположение: Сибирь – Ямал. Снято в 2011 году. Традиционное занятие ненцев – оленеводство. Они ведут кочевой образ жизни, переходя через полуостров Ямал. На протяжении более тысячелетия они выживают при температуре до минус 50°C. Маршрут ежегодной миграции длиной 1000 км лежит через замёрзшую реку Обь.

«Если ты не пьёшь тёплую кровь и не ешь свежее мясо, то ты обречён на смерть в тундре».

Короваи

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Короваи – одно из немногих папуасских племён, которые не носят котеки, своеобразные футляры для полового члена. Мужчины племени прячут свои пенисы, плотно обвязывая их листьями вместе с мошонкой. Короваи – охотники-собиратели, живущие в домах на деревьях. У этого народа строго распределены права и обязанности между мужчинами и женщинами. Их численность оценивают примерно в 3000 человек. До 1970-х годов короваи были уверены, что других народов в мире не существует.

Племя яли

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Яли живут в девственных лесах нагорья и официально признаны пигмеями, так как рост мужчин составляет всего 150 сантиметров. Котека (футляр из тыквы для полового члена) служит частью традиционной одежды. По нему можно определить принадлежность человека к племени. Яли предпочитают длинные тонкие котеки.

Племя Каро

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Долину Омо, расположенную в Великой рифтовой долине Африки, называют родиной примерно 200 000 коренных народов, которые населяли её на протяжении тысячелетий.




Здесь племена издревле торговали между собой, предлагая друг другу бусы, продукты питания, рогатый скот и ткани. Не так давно в оборот вошли ружья и боеприпасы.


Племя дасанеч

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. Для этого племени характерно отсутствие строго определённой этнической принадлежности. Допустить в дасанеч могут человека практически любого происхождения.


Гуарани

Местоположение: Аргентина и Эквадор. Снято в 2011 году. На протяжении тысячи лет амазонские дождевые леса Эквадора служили домом для народа гуарани. Они считают себя самой храброй коренной группой в бассейне Амазонки.

Племя вануату

Местоположение: остров Ра Лава (группа островов Банкс), провинция Торба. Снято в 2011 году. Многие люди вануату считают, что богатства может достичь посредством церемоний. Танец – важная часть их культуры, поэтому во многих деревнях есть танцплощадки под названием насара.





Племя ладакхи

Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. Ладакхи разделяют убеждения своих тибетских соседей. Тибетский буддизм, смешанный с изображениями свирепых демонов из добуддийской религии бон лежит в основе верований ладакхи более тысячи лет. Народ живёт в долине Инда, занимается преимущественно земледелием, практикует полиандрию.



Племя мурси

Местоположение: Эфиопия. Снято в 2011 году. «Лучше умереть, чем жить не убивая». Мурси – скотоводы-земледельцы и успешные воины. Мужчины отличаются подковообразными рубцами на теле. Женщины тоже практикуют шрамирование, а также вставляют тарелку в нижнюю губу.


Племя рабари

Местоположение: Индия. Снято в 2012 году. 1000 лет назад представители племени рабари уже бродили по пустыням и равнинам, которые сегодня относятся к Западной Индии. Женщины этого народа долгие часы посвящают вышивке. Они также управляют хуторами и решают все денежные вопросы, а мужчины пасут стада.


Племя самбуру

Местоположение: Кения и Танзания. Снято в 2010 году. Самбуру – полукочевой народ, перебирающийся с места на место каждые 5-6 недель, чтобы обеспечить пастбищами свой скот. Они независимы и гораздо более традиционны, чем масаи. В обществе самбуру царит равноправие.



Племя мустанг

Местоположение: Непал. Снято в 2011 году. Большинство представителей народа мустанг всё ещё верят, что мир плоский. Они очень религиозны. Молитвы и праздники – неотъемлемая часть их жизни. Племя стоит особняком, как один из последних оплотов сохранившейся по сегодняшний день тибетской культуры. До 1991 года они никого из посторонних не впускали в свою среду.



Племя маори

Местоположение: Новая Зеландия. Снято в 2011 году. Маори – адепты многобожия, поклоняются многим богам, богиням и духам. Они считают, что духи предков и сверхъестественные существа вездесущи и помогают племени в трудные времена. В зародившихся в далёкие времена мифах и легендах маори отразились их идеи о сотворении Вселенной, происхождении богов и людей.



«Мой язык – мое пробуждение, мой язык – окно моей души».





Племя горока

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2011 году. Жизнь в высокогорных деревнях проста. У жителей вдоволь еды, семьи дружные, народ чтит чудеса природы. Они живут за счёт охоты, собирательства и выращивания сельскохозяйственных культур. Здесь нередки междоусобные столкновения. Чтобы устрашить противника, воины племени горока используют боевой раскрас и украшения.


«Знания – это всего лишь слухи, пока они в мышцах».




Племя хули

Местоположение: Индонезия и Папуа-Новая Гвинея. Снято в 2010 году. Этот коренной народ борется за землю, свиней и женщин. Ещё много усилий они затрачивают на то, чтобы произвести впечатление на противника. Хули раскрашивают свои лица жёлтыми, красными и белыми красками, а также славятся традицией делать нарядные парики из собственных волос.


Племя химба

Местоположение: Намибия. Снято в 2011 году. Каждый член племени принадлежит к двум кланам, по отцу и по матери. Браки устраивают с целью расширения богатства. Здесь жизненно важен внешний вид. Он говорит о месте человека внутри группы и о его фазе жизни. Ответственность за правила в группе несёт старейшина.


Племя казахов

Местоположение: Монголия. Снято в 2011 году. Казахи-кочевники – потомки тюркской, монгольской, индоиранской группы и гуннов, которые населяли территорию Евразии от Сибири до Чёрного моря.


Древнее искусство орлиной охоты – одна из традиций, которые казахи сумели сберечь до наших дней. Они доверяют своему клану, рассчитывают на свои стада, верят в доисламский культ неба, предков, огня и в сверхъестественные силы добрых и злых духов.




Top