Договор проведения игр и пари. Актуальные проблемы, связанные с проведением игр и пари

В конце 1955 года по поручению Никиты Сергеевича Хрущёва была создана комиссия по вопросам реабилитации. Комиссия просмотрела дела на политических заключённых и вынесла решение к их пересмотру. Одновременно встал вопрос о сообщении XX съезду результатов работы комиссии. Маленков, Хрущёв и Аристов были за это решение. Каганович, Ворошилов и Молотов – против. Хрущёв привлёк к подготовке XX съезда некоторых большевиков, которые вернулись из лагерей.

25 февраля 1956 года на XX съезде ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв выступил с докладом о разоблачении культа личности Иосифа Сталина. В докладе о культе личности Хрущёв говорил о пренебрежении Сталина к коллективному руководству и о личном причастии к репрессиям. Хрущёв назвал имена тех, кого незаконно судили во время сталинских репрессий, в том числе маршала Михаила Тухачевского. Также в докладе Хрущёва прозвучали причины возникновения массовых репрессий; объяснялись они исключительно личность Сталина. От репрессий пострадала и сама партия. Хрущёв обвинил Сталина в неготовности к Великой Отечественной войне и жестоких поражениях 1941 и 1942 годов .

Хрущёв в своём докладе обратился с такими словами: «Товарищи! Нам нужно решительно, раз и навсегда развенчать культ личности, сделать надлежащие выводы как в области идейно-теоретической, так и в области практической работы. Для этого необходимо: во-первых, по-большевистски осудить и искоренить как чуждый духу марксизма-ленинизма и несовместимый с принципами партийного руководства и нормами партийной жизни культ личности, вести беспощадную борьбу против всех и всяческих попыток возродить его в той или иной форме. Восстановить и последовательно проводить во всей нашей идеологической работе важнейшие положения учения марксизма-ленинизма о народе, как творце истории, создателе всех материальных и духовных богатств человечества, о решающей роли марксистской партии в революционной борьбе за преобразование общества, за победу коммунизма. В связи с этим нам предстоит провести большую работу над тем, чтобы с позиций марксизма-ленинизма критически рассмотреть и поправить получившие широкое хождение ошибочные взгляды, связанные с культом личности, в области исторической, философской, экономической и других наук, а также в области литературы и искусства.

Во-вторых, последовательно и настойчиво продолжать проводимую в последние годы Центральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях, сверху донизу, ленинских принципов партийного руководства и прежде всего – высшего принципа коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Уставом нашей партии, по развертыванию критики и самокритики.

В-третьих полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма, выраженные в Конституции Советского Союза, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью. Необходимо до конца исправить нарушения революционной социалистической законности, которые накопились за длительный период в результате отрицательных последствий культа личности» .

Многие делегаты съезда и советские люди, которые узнали содержание доклада Хрущева, были потрясены. Роль Сталина в жизни всего государства мгновенно разрушилась. Общество немедленно разделилось две стороны. Те, кто желал дальнейшего развенчания культа личности; и те, кто видел в этом большую ошибку руководства. В стране массово начали сносить памятники Сталину. Только в Грузии, на родине вождя, это встретили протестом. 30 июня 1956 года было опубликовано постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствиях». В нем подчеркивались заслуги Сталина в борьбе против враждебных группировок и в защите социалистического государства. В то же время внимание указали на грубость Сталина, нежелание его считаться с чужими мнениями. В заключение было сказано, что культ личности не мог изменить характера Советского государства.

Другим важным последствием ХХ съезда стала окончательная победа Хрущева над конкурентами за власть. Каганович, Молотов, Маленков и другие предприняли попытку отстранить Хрущёва от власти в 1957 году. Однако им это не удалось. Авторитет Хрущёва наоборот окреп благодаря членам ЦК партии, большинство которых высказалось за политику Хрущёва. С 1958 года Хрущёв совмещал две должности: первого секретаря ЦК и председателя правительства .

Таким образом, закончилась эпоха правления великого вождя – Иосифа Виссарионовича Сталина. Загадка смерти Сталина до сих пор будоражит умы многих историков и исследователей, однако так до сих пор и неизвестно как умер вождь. После разоблачения культа личности, многие люди изменили мнение о Сталине в худшую сторону, также многие не могли поверить в слова Хрущёва. После смерти Сталина Хрущёв стал единолично править СССР. Началась эпоха хрущёвской «оттепели», вошедшая в историю под таким названием.

14 февраля 1956 года - начался ХХ съезд КПСС. На съезде был зачитан доклад Хрущева, разоблачающий культ личности Сталина.

К весне 1955 г. Н. С. Хрущев смог серьезно укрепить свои позиции в руководстве страны. Устранение Берии привело к заметному осложнению положения Маленкова. Он был снят с поста Председателя Совмина. Новым главой правительства стал министр вооруженных сил СССР Н. А. Булганин, человек малоинициативный и нерешительный.

После обвинения в причастности к репрессиям Маленкова в обществе вновь заговорили о сталинском наследии, о необходимости продолжения реабилитации. Поток выходивших на свободу политических заключенных, сроки наказания которых закончились, нес в общество новую информацию о сталинских беззакониях. Атмосфера в стране стала накаляться. В этой обстановке 31 декабря 1955 г. на заседании Президиума ЦК состоялась дискуссия о репрессиях 30-х гг., в центре которой оказалась судьба членов ЦК, избранного XVII съездом партии. По итогам обсуждения была создана специальная комиссия под председательством секретаря ЦК КПСС П. Н. Поспелова. Комиссии поручили изучить все материалы репрессий партийных и советских деятелей в 30-х – начале 40-х гг.


Обратив особое внимание лишь на преследования партийной олигархии и не касаясь репрессий против «социально чуждых элементов», комиссия представила многочисленные факты сталинских преступлений. Конкретные факты свидетельствовали о том, что Сталин сам руководил массовым террором. В частности, в республики, города, области «спускались» лимиты на аресты, и эта «разнарядка» утверждалась лично Сталиным. Эти факты поразили даже хорошо информированных членов советского руководства. «Если верны факты, разве это коммунизм?» – говорил Сабуров на специальном заседании Президиума ЦК, на котором рассматривался вопрос, как информировать партию о сталинских преступлениях. Ознакомившись с материалами, после долгих колебаний Хрущев принял решение заслушать доклад на съезде: «Несостоятельность Сталина раскрывается как вождя. Что за вождь, если всех уничтожил? Надо проявить мужество сказать правду. И если не сказать, тогда проявим нечестность по отношению к съезду».

К подготовке XX съезда был привлечен ряд старых большевиков, возвратившихся к этому времени из лагерей. Хрущев надеялся, что их выступления переломят настроение делегатов съезда. Вероятно, он вполне осознавал рискованность своей акции. Накануне открытия XX съезда делегатам разослали ранее не публиковавшиеся работы Ленина – письмо к съезду, письма по национальному вопросу.

Из-за противодействия Молотова, Ворошилова, Кагановича, Маленкова, непосредственно причастных к массовым репрессиям, вопрос о Сталине не был поставлен в Отчетном докладе ЦК. В результате компромисса доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» был заслушан на закрытом заседании съезда 25 февраля и впервые опубликован лишь в 1989 г. В нем Хрущев не сказал и не мог сказать всей правды о сталинских преступлениях по причине личной причастности к ним, а также из-за боязни лишиться возможных союзников в продолжавшейся борьбе за власть. Но и то, что услышали делегаты съезда, произвело на них впечатление разорвавшейся бомбы.

В секретном докладе говорилось о полном пренебрежении Сталина принципами коллективного руководства, о личной причастности «вождя народов» к массовым репрессиям, о жестоких пытках заключенных. На Сталина Хрущев возложил ответственность за тяжелое положение в сельском хозяйстве, за поражения Красной Армии на начальном этапе Великой Отечественной войны, за грубые просчеты и извращения в национальной политике.

В докладе причины возникновения массовых репрессий объяснялись исключительно личными качествами Сталина. Осуждая преступления Сталина, Хрущев стремился реабилитировать партию, идеи социализма и коммунизма. По этой причине не была затронута природа сталинского режима.

Ограничение на XX съезде критики сталинизма лишь культом личности, сохранение в неприкосновенности основных теоретических догм, на которых строился сталинский социализм, закрыли на многие годы путь к реальному реформированию советской системы. Консервативно настроенная часть советского руководства, «чтобы не развязать стихию», пыталась ограничить критику сталинизма строго определенными рамками. В партийных организациях после съезда зачитывался уже отредактированный вариант доклада Хрущева, который тем не менее вызвал широчайший резонанс в стране. Слухи о разоблачении культа личности Сталина быстро распространились в народе. Авторы многих писем в ЦК были недовольны тем, как вопрос о культе личности поставлен на XX съезде, и требовали осудить Сталина «посмертно партийным судом». Далеко не все в это время готовы были принять правду о Сталине. Ознакомившись с текстом доклада, тысячи людей впервые задумались о цене социалистических преобразований. Разоблачение Сталина для наиболее преданных сторонников режима означало, что многочисленные жертвы были принесены напрасно, а жизнь потрачена впустую.

В Грузии намерение властей убрать с постаментов многочисленные изваяния вождя задели национальные чувства. На многочисленных стихийных митингах и собраниях, проходивших в Тбилиси в первых числах марта 1956 г., политические требования немедленной смены руководства страны сопровождались призывами к открытой борьбе, изгнанию русских, выходу Грузии из состава СССР. 9 марта 1956 г., когда массовые просталинские волнения достигли кульминации, Москва приняла решение использовать силу. В результате погибли десятки людей.

Несмотря на половинчатость решений по вопросу о культе личности Сталина, XX съезд дал мощный импульс демократическим процессам в стране, возникновению политической оппозиции. Вместе с тем события в Тбилиси, а также сопротивление наиболее консервативной части партийных олигархов заставили Хрущева отказаться от полного развенчания сталинизма, чреватого окончательной потерей легитимности коммунистического режима. С лета 1956 г. официальная критика Сталина переводится в более спокойное русло. Однако кремлевской власти не удалось удержать начавшиеся перемены в обществе в рамках управляемой десталинизации. Развенчание сталинского мифа обезоружило наиболее преданных и фанатичных сторонников советской системы, вызвало к жизни мощные стихийные силы, идущие из народных глубин. Время безоглядной веры в коммунистические мифы прошло.

Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина - кампания по пересмотру тенденции к возвеличиванию фигуры И. В. Сталина средствами массовой официальной пропаганды, а также в произведениях культуры и искусства. Толчок этой кампании дал доклад «О культе личности и его последствиях», сделанный Н. С. Хрущёвым на XX съезде КПСС в 1956 году.

В преддверии XX съезда

Начиная с декабря 1929 года, когда в СССР с помпой был отпразднован 50-летний юбилей И. В. Сталина, возвеличивание советского лидера было неотъемлемой частью советской культуры. Образ Сталина был центральным в литературе, живописи, скульптуре, кинематографе. Его фигура воспевалась в фольклоре многочисленных народов СССР. Именем Вождя назывались города, улицы, различные учреждения и предприятия. После Великой Отечественной войны личность Сталина начали возвеличивать в странах, где установились просоветские коммунистические режимы.

Первые шаги к ликвидации последствий репрессивной политики были сделаны уже в скором времени после смерти Сталина, в 1953 году. 10 марта 1953 года Г. М. Маленков, на тот момент - фактический руководитель СССР, - сказал, что «политику культа личности» следует прекратить. Уже в апреле 1953 года упоминания Сталина и ссылки на его сочинения исчезли из центральной печати. Согласно решению Президиума ЦК КПСС, разосланному на места накануне 1 мая 1953 года, на первомайской демонстрации предписывалось не использовать портреты члены ЦК КПСС, в том числе и Сталина.

5 ноября 1955 года члены Президиума ЦК КПСС обсуждали вопрос «о 21 декабря», то есть, о предстоящем дне рождения Сталина. Н. С. Хрущёв предложил отметить эту дату только в печати, а торжественного собрания не проводить. Его поддержали М. Г. Первухин и Д. Т. Шепилов, тогда как Л. М. Каганович и К. Е. Ворошилов возразили. Н. А. Булганин и А. И. Микоян согласились, что собрание проводить не нужно. Г. М. Маленков и В. М. Молотов при обсуждении не присутствовали. В итоге было решено опубликовать посвящённые Сталину статьи в печати и осветить его биографию в радиопередачах, а также приурочить к 21 декабря присуждение Сталинских премий.

30 декабря 1955 года Хрущёв докладывал Президиуму ЦК по вопросам о реабилитации жертв репрессий. Он предложил разобраться, как стало возможным, что большинство членов и кандидатов ЦК ВКП(б), избранных XVII съездом партии, оказались репрессированы. 31 декабря была сформирована работала комиссия во главе с секретарём ЦК КПСС П. Н. Поспеловым, которой и предстояло это выяснить. В состав комиссии, помимо Поспелова, вошли П. Т. Комаров, А. Б. Аристов, Н. М. Шверник. 9 февраля члены комиссии изложили свои выводы на заседании Президиума. Из них следовало, что в 1937-1938 годах жертвами репрессий стали свыше 1,5 миллионов советских и партийных руководителей, из них 600 тысяч были расстреляны. По свидетельству Микояна, Поспелов, зачитывавший доклад, один раз «даже разрыдался» - настолько ужасающими были приведённые в тексте факты. Заключение комиссии вызвало бурную дискуссию. Возникали разные предложения. Так, Молотов согласился, что на XX съезде КПСС надо выступить с критикой Сталина, но сказал, что надо отметить и положительные стороны его правления. Со схожей позицией выступили Ворошилов и Каганович. В конечном счёте доклад о культе личности Сталина было поручено сделать на закрытом заседании съезда. Выступить с ним должен был Хрущёв.

Доклад на XX съезде КПСС

14 февраля 1956 года в Кремле в присутствии представителей 55 зарубежных коммунистических и рабочих партий (кроме опальной югославской) открылся XX съезд КПСС. На нём собрались 1436 делегатов. Съезд был созван за восемь месяцев до условленного срока в связи с необходимостью подвести итоги изменений, которые произошли в стране после смерти Сталина, а также прояснить статус самого Сталина. Присутствовавшие на том съезде отмечали, что в зале на своём привычном месте стояла только статуя Ленина - ни портрета, ни фотографии Сталина рядом не было. Тем не менее, обратившись к съезду, Хрущёв призвал собравшихся почтить память Сталина и одновременно ещё двух «виднейших деятелей коммунистического движения», умерших в перерыве между XIX и XX съездами, - лидеров чехословацкой и японской компартий К. Готвальда и К. Токуда. Заседания съезда проходили десять дней, 25 февраля он завершил свою работу. В тот день, на закрытом заседании съезда, в отсутствие иностранных делегатов, первый секретарь Президиума ЦК КПСС Н. С. Хрущёв и выступил с «секретным докладом». Очевидцы вспоминали, что в зале царила полная тишина. По окончании речи Хрущёва Н. А. Булганин предложил обойтись без прений и вопросов по докладу, после чего делегаты съезда приняли постановления об одобрении положений доклада и о его рассылке партийным организациям без опубликования в печати.

В докладе «культ личности Сталина» осуждался с опорой на взгляды классиков марксизма, выступавших против «культа индивидуума». Цитировалось политическое завещание Ленина - знаменитое «Письмо к съезду», чьё существование партия до сих пор не признавала, - и высказывания Н. К. Крупской о личности Сталина. Критиковалось игнорирование Сталиным правил коллективного руководства, массовые репрессии и депортации, преувеличение роли Сталина в победе СССР в Великой Отечественной войне и другие проявления возвеличивания Вождя (названия городов, изменение текста гимна, замена Ленинской премии на Сталинскую и так далее). Если верить дошедшему до нас тексту выступления Хрущёва, тот обвинял Сталина в «мании величия», а восхваления в адрес Вождя называл «тошнотворно-льстивыми». Сын Хрущёва Сергей вспоминал, что после выступления, вернувшись домой, отец выглядел очень усталым, но в то же время очень довольным: он «просто сиял».

Реакция на доклад Хрущёва

После съезда доклад «О культе личности и его последствиях» услышали 7 миллионов коммунистов и 18 миллионов комсомольцев. В Тбилиси его содержание вызвало массовые протесты. 5-7 марта в городе прошли студенческие шествия с возложением венков к памятнику Сталину, а 8 марта толпа осадила здание ЦК компартии Грузии и потребовала вывесить в Тбилиси портреты Сталина. На следующий день в центре грузинской столицы состоялся 80-тысячный митинг, где звучали призывы реабилитировать Берию и сместить Хрущёва и даже высказывания в пользу выхода Грузии из состава СССР. В результате митинг был разогнан, несколько десятков человек были арестованы КГБ, многих приговорили к тюремным срокам.

Областные и республиканские партийные активы задавались вопросом, что делать с наглядной агитацией, посвящённой Сталину. Многие партийные руководители на местах приходили в недоумение, не зная, как донести до населения новый официальный взгляд на правление Сталина. Слухи о содержании доклада доходили и до простых граждан: о выступлении Хрущёва на XX съезде узнавали от знакомых партийных работников, благодаря зарубежным радиостанциям. Фактически о секретности доклада речи не шло, просто его текст не публиковали официально. Реакция была неоднозначной: те, у кого родные и близкие были репрессированы, ликовали и радовались. Многие испытали чувство разочарования в Сталине. Часть населения, напротив, отказывалась верить в обвинения в адрес покойного Вождя. Те, кто соглашался с докладом Хрущёва, проникались к нему личной симпатией и противопоставляли жестокому Сталину. Кто-то, напротив, задавался вопросом, где был сам Хрущёв и другие члены Президиума, когда Сталин совершал все названные преступления. Уже в апреле 1956 года из КГБ стали поступать сообщения о случаях самовольного сноса памятников и бюстов Сталина. На некоторых собраниях звучали призывы изъять тело Сталина из Мавзолея.

30 июня 1956 года Президиум ЦК КПСС издал постановление «О преодолении культа личности и его последствий», где были обозначены рамки допустимой критики культа личности Сталина. Постановление представляло собой сокращённый вариант доклада Хрущёва. Его направили руководителям коммунистических партий за рубежом. В СССР полная версия доклада была официально опубликована лишь в 1989 году. Впрочем, большинство лидеров иностранных коммунистических и рабочих партий услышали доклад ещё в ночь с 25 на 26 февраля из уст советских дипломатов. Многие из них были шокированы услышанным. Лидеры албанской и китайской компартий Э. Ходжа и Чжоу Эньлай ещё в день, когда доклад был зачитан, в знак протеста досрочно покинули XX съезд, не дождавшись церемонии закрытия. На отношения СССР с Албанией десталинизация повлияла решительным образом: диалог между странами быстро сошёл на «нет», и Албания на десятилетия вышла из орбиты советского влияния.

Меры по «десталинизации»

В январе 1957 года было объявлено о реабилитации фигурантов дела маршала Тухачевского и других видных военачальников. Дела Зиновьева, Каменева и Бухарина, впрочем, пересмотрены не были - комиссия во главе с Молотовым решила, что те «вели антисоветскую деятельность».

Пик борьбы с «культом личности» пришёлся на 1961 год. Тогда на XXII съезде КПСС были приняты решения по поводу изъятия тела Сталина из Мавзолея (его было решено захоронить на Красной площади) и по поводу переименования Сталинграда в Волгоград. Переименованию подлежали и другие города, названные в честь бывшего лидера СССР: Сталинабад стал Душанбе, Сталино - Донецком, Сталинири - Цхинвалом, Сталинск - Новокузнецком. Имя Сталина исчезло из названий городов в странах Восточной Европы: Сталинварош (Венгрия) был переименован обратно в Дунауйварош, Орашул-Сталин (Румыния) - в Брашов и так далее. Многие памятники Сталину, в том числе и за рубежом, например, в Праге, были демонтированы. Кинофильмы подверглись цензуре: сцены со Сталиным вырезали или укорачивали.

Последствия и оценки

С приходом к власти Л. И. Брежнева в октябре 1964 года тема разоблачения «культа личности» Сталина стала замалчиваться, поскольку, по мнению властей, могла подорвать устои социалистического строя. Эти настроения сохранялись в среде интеллигенции, особенно среди диссидентов. В феврале 1966 года 25 видных деятелей науки, литературы и искусства СССР обратились к генсеку ЦК КПСС Брежневу с письмом, в котором говорилось о недопустимости «частичной или косвенной реабилитации Сталина» и о необходимости предать гласности «поистине страшные факты» его преступлений. Руководство страны дистанцировалось от темы «культа личности» Сталина вплоть до начала «перестройки».

Американский биограф Хрущёва У. Таубман отмечает, что тот многое умолчал на XX съезде, а многое изложил в специфических формулировках. Так, Хрущёв заявил о своей симпатии не ко всем жертвам Сталина, а лишь к незаслуженно репрессированным коммунистам. Ленина, в период правления которого в стране тоже имели место террор и репрессии, Хрущёв противопоставлял Сталину и даже обвинял последнего в предательстве Ленина. Несмотря на это, Таубман называет речь Хрущёва на съезде «самым опрометчивым и самым мужественным поступком в его жизни». То же самое в сороковую годовщину доклада говорил М. С. Горбачёв, на тот момент уже бывший президент СССР. Он выразил восхищение «политическим мужеством» и решимостью Хрущёва.

В современной России, в виду крайней полярности в оценках личности и деятельности самого И. В. Сталина, кампания по развенчанию «культа личности» Сталина и конкретно доклад Хрущёва на XX съезде оцениваются неоднозначно. Большинство специалистов соглашаются с тем, что обвинения Хрущёва в адрес Сталина были в целом справедливыми, однако критикуют его за перекладывание на одного Сталина всей вины в репрессиях, депортациях и прочих негативных сторонах периода его правления. Также существует мнение, что одной из основных целей «секретного доклада» было устрашение оппонентов в партийном руководстве, прежде близких к Сталину, таких как Ворошилов, Каганович, Молотов, Маленков.

Исторические источники

Доклад Н. С. Хрущёва о культе личности Сталина на XX съезде КПСС: Документы. М., 2002.

Предпосылки формирования тоталитарного режима в СССР:

Советский Союз оказался «изгоем» во враждебном окружении буржуазных стран («СССР – осаждённая крепость»). Это требовало максимальной концентрации усилий на случай возмож­ной войны;

Вековая тяга к сильной власти, «твёрдой руке» у русского народа;

Отсутствие демократических тради­ций в России.

Формирование культа личности И. В.Сталина. На рубеже 1920–1930-х гг. Сталин, убрав из руководства страны конкурентов – «ленинскую гвардию» (Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина и др.), превратился в едино­личного вождя. С начала 1930-х гг. стал складываться культ лично­сти Сталина. Он выражался в неумеренном восхвалении его мудрости, обязательных ссылках на слова вождя в книгах и статьях по любым об­ластям знания.

Культ был порождён особенностями тоталитарной системы, внутрипартийной борьбой за власть, массовыми репрессиями, влиянием личных качеств И. В. Сталина. Культ личности Сталина не мог существовать без поддержки низ­овых слоёв населения . В обществе с низким уровнем культуры, среди полуграмотных людей легко можно создать почву для абсолютной веры в непогрешимого вождя. Создав вначале культ личности Ленина, Сталин укрепил вождистские настроения в обществе, а затем создал свой культ личности – «верного продолжателя дела Ленина».

Цель сталинских репрессий.

Репрессии карательные меры, наказания, применяемые государством к гражданам .

Для обеспечения стабильности своего культа Сталину было необходимо поддерживать в обществе атмо­сферу страха . С этой целью организовывались судебные про­цессы над ин­теллигенцией, мифическими «вредителями», «шпионами» и «врагами народа».

Устроители судебных спектак­лей преследовали и более мас­штабную цель: сгустить в стране атмосферу недоверия и подозри­тельно­сти . Посредством репрессий устранялась лучшая, свободо­мысля­щая часть нации, способная критически оценивать происходящие в об­ществе процессы.

Борьба с оппозиционными партиями. XII конференция РКП(б) в 1922 г. признала все антибольшевистские партии «антисоветскими», т.е. антигосударственными. Практи­ковалась дискредитация оппозиции путём навешивания ярлыков ру­ководителей «под­польных антипар­тий­ных групп» и «контрреволю­ционных органи­заций». В 1922 г. состоялся открытый судебный процесс над эсерами.

Сопротивление репрессиям. Так, работник Московской парт­организации в М.Н. Рютин подготовил манифест «Ко всем членам ВКП(б)», где, в ча­стности, писал: «С помощью обмана и клеветы, с помощью неве­роят­ных насилий и террора Сталин за последние пять лет отсёк и устра­нил от руководства все самые лучшие, подлинно большевистские кадры, установил в ВКП(б) и всей стране свою личную диктатуру, порвал с ленинизмом... С руководством Сталина должно быть по­кон­чено как можно скорее».


Рютин­ский манифест нашел отклик среди части делега­тов XVII съезда ВКП(б) (ян­варь 1934 г.). Около 300 деле­гатов проголосовали против вхождения И.В. Стали­на в новый состав ЦК. Впоследствии этот съезд назовут «съездом рас­стрелянных», так как большинство его делега­тов (1108 из 1961) будет уничтожено в ходе репрессий.

Начало массовых репрессий. 1 декабря 1934 г. в Ленинграде ком­му­нистом Л. Николаевым был убит С.М. Киров . Тайна этого пре­ступления не разгадана до сих пор. Но оно было умело использовано Сталиным для устранения мешавших ему людей. Уже в день убийства Кирова было принято поста­новление Президиума ЦИК СССР, по которому следственным властям предписы­валось вести дела обвиняемых в подготовке «тер­рористиче­ских актов» ускоренным порядком (через военные трибу­налы) и приго­воры приво­дить в исполнение немедленно.

В убийстве Кирова был обвинён т. н. «Ленинградский центр ». Перед судом пред­стали, в том числе, Зиновьев и Каменев. В 1935 г. состоялся процесс над Ленинградскими сотрудниками НКВД.

После убийства Кирова позиции Сталина значительно укрепились. На многие руководящие посты были по­ставлены его сторонники (А. Микоян, А. Жданов, Н. Хрущёв, Г. Маленков ).

Конституция СССР 1936 г. получила наименование «Сталинская», или «Конституция по­бедив­шего социализма». Конституция отличалась декларативностью. В ней были зафиксированы тезисы, не имевшие реального отражения в жизни:

-«Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое государство ра­бочих и крестьян».

Тезис о построе­нии, в основном, социализма.

-«Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора» (и это во времена террора!).

Политической основой СССР провоз­глаша­лись Советы депутатов трудящихся , экономической – социали­стиче­ская собственность на средства производства.

Выборы в сове­ты объявлялись прямыми, равными, тайными и всеобщими (в действительности – бе­зальтерна­тивными и формальными).

Высшим законодательным органом объяв­лялся Верховный Совет СССР, состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей , а в период между его сессиями – Президиум Верховного Совета. Председателем Президиума Верхов­ного Совета являлся М. И. Калинин. В реальности вся власть находилась в руках Сталина и высших партийных органов.

Национальные отношения по Конституции 1936 г. В качестве основных форм национально-государственного строительства Консти­туция закрепила федерацию и автономию . СССР состоял из 11 союз­ных республик. Но федеративное устройство СССР было фикцией, в реальности су­ществовало цент­рализованное государство.

Реалиитоталитарного режима. В реальности «страна победив­шего соци­а­лизма» значительно отличалась от декларируемых Консти­туцией положений. В стране возникла гигантская, но неэффективная директивная экономика с «под­сис­темой страха» – ры­чагами внеэкономического принуждения. Экономика приобрела «лагерный» облик. Значительная часть населения страны переместилась за ко­лючую проволоку в ГУЛАГ(Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения ). Та­ким образом, в результате красного террора, эмиграции, гражданской войны и репрессий мы лишились почти 1/3 соотече­ственников, притом их лучших представителей. Средняя продолжительность жизни в 1926–1939 гг. сократилась на 15 лет.

Очень многие люди, вспоминая времена становления Советского Союза, неизменно вспоминают Культ личности Сталина, который считался непоколебимым устоем довоенного, военного и послевоенного периода.

Общие сведения о Культе личности

Несмотря на то, что понятие Культа личности появилось сравнительно недавно - лишь во второй половине прошлого века - признаки и проявления этого явления уходит ещё во времена древности. Есть несколько направлений Культа личности, и далеко не всегда главный объектом такого выделения является живой человек.
Уже в далёкой древности можно было найти зарождения культа - люди поклонялись различным языческим и официальным богам, приносили им жертвы и выполняли всевозможные обычаи и традиции, даже не допуская мысли о неповиновении и отрицании того, чему люди поклоняются.

Проходили года, а люди не переставая верили в сверхъестественные силы и законы природы. Однако появлялись и те, кто задумывались об истинном назначении и возможностях распространения. Впервые появлялись чудотворные целители, лидеры группы, которых люди уподобляли божественным силам и старались не упускать ни одного слова, телодвижения. Так появились и разнообразные секты и группы, которые сохранились для наших дней. А первый и наиболее яркий пример культа личности предоставляется религия, верования и все подобные темы в этом направлении.
Не всем нравилось такое движение - идти за одним человеком всей толпой. Однако такие люди сразу выделялись среди других своим мнением и взглядами, а когда их обличали - чаще всего подвергали пыткам, наказанию или казни без суда и следствия. Многие, зная это, пытаются тихо и мирно оставлять своё мнение при себе, да и инакомыслящих при наличии культов личности чаще всего не было, этого и значение слова не предполагает.

Знаменитый Культ личности никогда не приносил что-то хорошего как для страны-создательницы этого явления, так и для других государств, расположенных поблизости. В Советском Союзе долгое время не признавали того, что стали жертвами этих самых культов. Однако со временем к власти пришли большевики, появился коммунизм и многие люди, ставшие у руля всех этих свершений, сначала считавшиеся настоящими благодетелями, затем они перерастали в «отца и защитника советского народа», а позже и вовсе превращавшиеся в идолов.

Несмотря на то, что вера человеку необходима постоянно, о её сохранении заботятся и пытаются передавать всё известное потомкам и будущему поколению, церковь чаще всего становится чем-то возвышенным, превращаясь в представителя из области Культов личности.

Считается, что уничтожение церквей и всех религиозных учреждений в советское время было с той целью, чтобы устранить дополнительное влияние на народные массы, ведь сталинский режим предполагал единство всех территорий и политики, а церковь и религия позволяли инакомыслие и явственное выражение своих мнений. Кроме того, известно много случаев, в том числе и в России, когда инициатором многочисленных выступлений и митингов была именно церковь и её основные прихожане.

Предпосылки для становления Культа личности Сталина

Во время послереволюционного восстановления к власти приходит Иосиф Виссарионович Сталин. В это самое время советская пропаганда, которой было необходимо найти такое лицо, которое можно было бы поставить в пример народу, сделать примером для подражания, дабы «установить мир и порядок». Подходящих кандидатур долго не предоставлялось, а прошедший - Владимир Ленин уже не так сильно воспринимался публикой как в былые времена. Идеальной персоной оказался Сталин, которого возвеличивали и воспевали до немыслимых пределов - в честь него организовывали мероприятия, отмечали его день рождения. Его фамилий именовали города, приписывали к названиям заводов, колхозов и военной техники. Его ставили на один уровень с великими создателями учений и отдельно разработанного политического движения - Маркс, Энгельс и Ленин.

В литературе и музыке также нашлось место для восхваления культа личности нового вождя - особенное внимание этому персонажу и деятелю истории уделял известный поэт Борис Пастернак. Также в советском гимне так же вспоминалось о вожде как о народном отце и последователе основных идей и предложений Ленина. Образ Сталина воссоздавали многочисленные художники, а в каждой кинокартине роли вождя уделялось особое внимание.

Первые проявления настоящего Культа личности

Чаще всего обличать Культ личности как таковой в СССР не собирались, благодаря Сталину появилось новое направление уже существующего марксизма - сталинизм, который представлял собой всю политику, проводимую советским вождём во время правления.

Ввиду неоспоримой однопартийной системы, не предполагающей других альтернатив правления, формировались многочисленные планы и осуществлялись реформы, проводились репрессии, что больше смахивало на жестокое внедрение социализма, основанного на элементах тоталитарного режима, о наличии которого сейчас можно часто услышать от современных профессоров.

Многие источники говорят о том, что Сталин положительно относился к Культам личности и очень часто поощрял его как уважение к верховному правительству. Явственным признаком Культа является то, что Сталин был первым и последним обладателем следующего статуса - Генералиссимуса Советского Союза. Для этого была сделана специальная форма, которая использовалась только в особенное время. Первое использование этого статуса и новой формы - это период Великой победы в 1945 году.

Также есть многочисленные факты, свидетельствующие о том, что Иосифу Сталину не была присуща гордыня - во время предложения присоединить его имя к МГУ, однако «вождь народа» не одобрил это и смело заявил, что единственная фамилия, которой стоит назвать институт - это Ломоносов.

Также очевидцы рассказывают случай, что некоторые первичные образцы известных наград были выполнены с изображением Сталина - его поменяли на эскиз Спасской башни.

Обличение Культа личности Сталина

Ранее термин «Культ личности» не применяли в отношении небезызвестного вождя, а, даже после смерти правителя, продолжали восхвалять его образ и подобие. Тело было кремировано и отправлено в мавзолей - рядом с Владимиром Ленином.

Первое публичное раскрытие всей правды произошло на юбилейном - двадцатом - съезде Коммунистической Партии, именно здесь Хрущёв продемонстрировал свой ошеломительный доклад на тему Культа личности. Все произнесённые заявления были ошеломительными для каждого, позже возымевшие оглушительные последствия и распространение, как по всей территории Советского Союза, так и за границей - безучастными оставались лишь Корейская Народная Республика, Албания и Китай.

Тело вождя было немедленно перенесено из Мавзолея. С 1961 года начались переименования всех городов, посещённых правителю - в том числе город-герой Сталинград, ставший Волгоградом. Если раньше Сталиным и всё, что с ним связано, пытались массово распространяться повсюду, то после обличения всех последствий и признаков культа личности, многие пытались избегать любого упоминания о постоянно встречающем «образе прошлого».
Все политические преступления начала двадцатых и конца пятидесятых годов, репрессии и уничтожение невинных людей присуждались в обвинение именно к Сталину. Также считалось, что вождь имел слишком предвзятые мнения, часто совершал необоснованные и вопиющие деяния. Однако, мероприятием, которому придавали особенное значение и смысл, считались массовые репрессии, именуемые позже большим террором или ежовщиной. Главное название - ежовщина - было обусловлено тем, что главным организаторам и инициатором являлся народный комиссар внутренних дел Ежов.

Выражение Культа личности через культуру и искусство

Даже после обличения Культа личности Николаем Сергеевичем Хрущёвым, образ Сталина не полностью исчез из культурных произведений искусства, однако был уже не так широко афиширован - больше правды, а также не такое огромное влияние на общественность были показаны в разных источниках.

Самым массовым по количеству воссозданных образов Сталина считается кинематограф - образ Сталина был использован в двух мультипликационных фильмах, более сотни художественных фильмов были «освещены» присутствием советского лидера. Документальных фильмов, в которых рассказывалось о политической, экономической жизни, личной жизни, а также о детстве и о подробных биографических подробностях - историки насчитывают около десяти фильмов с подобной информацией.

Абсолютным рекордсменом актёрских ролей Иосифа Сталина считается известный грузинский актёр - Андро Кобаладзе. Ролей, сыгранных им в этом направлении, насчитывают около пятнадцати. Чаще всего ему дают характеристику как очень похожему как по амплуа, так и по внешнему виду актёры, превосходно воссоздавшему советского лидера. Всего же актёров, примеривших на себя амплуа выражения Сталина, подчёркивая при этом и культ личности, насчитывается более пятидесяти профессионалов.

В живописи Сталину посвящалось также особенное место - в честь него известные художники создавали картины, печатали марки с присутствием вождя, изображали на обложках популярных и известных обложках, а также многочисленные выставки, на которых представлялись образы Сталина, написанные пером искусного мастера.
Очень много произведений мировой литературы посвящены именно этому деятелю, возвышая и прославляя его ум, храбрость и мудрость, возвеличивая его образ. Многие современники считают, что это также способствовало воссозданию и укреплению устоявшегося Культа личности. К этому присоединяются и песни, в которых так или иначе он упоминается, или и вовсе целиком и полностью посвящённые правителю тексты музыкальных произведений.
Образы Сталина использовались и в музыкальных шедеврах великих композиторов, и при вышивании красивейших ручных ковров, и при изготовлении кондитерских изделий или при чеканке монет. Также его портрет можно увидеть на шести общепринятых государственных наградах, выдававшихся преимущественно за отличие и заслуги перед Родиной во время самой кровопролитной войны для страны и всего мира, и битвы с врагом - фашизмом, пришедшим с запада.
Все воспроизведения образов Сталина и восхваления его культа личности, посвящению многочисленных произведений и настоящих шедевров искусства называли сталинианой - понятием, вошедшим в повседневный обиход сравнительно недавно, но уже активно использовавшийся.

Времена перестройки и отношение современности к Культу личности

Несмотря на то, что Хрущёв полостью обличил и разобрал до малейших деталей тот образ, который десятилетиями навязывали советским гражданам и гражданкам. Детям внушалось, что они живут и радуются только благодаря великой и многоуважаемой фигуре правительства. Однако столь большой ажиотаж вокруг этой темы продлился не так долго, как хотелось бы деятелям политической и экономической жизни - лишь в 1952 году эта тема была горячо обсуждаема и ей пестрили все заголовки популярных газет. Позже появился ряд других проблем, которые затмили эти облачения.

С приходом к власти Леонида Ильича Брежнева сложилось вполне нейтральное мнение и впечатление. Слишком большого внимания не оказывали, лишь в энциклопедиях давалась краткая справка о правителе. Однако к концам восьмидесятых годов о вожде снова вспомнили - в связи с затянувшейся Перестройкой и волнениями на политическом и экономическом фронтах, о неоднозначной личности вновь заговорили, и вскоре эта тема стала самой популярной и актуальной.

В современном мире отношение к вождю и правителю полностью разнится - кто-то считает, что Сталин нанёс больше вреда, нежели пользы государству, кто-то наоборот пытается отстоять все идеи и свершения предводителя. Однако, несмотря на огромное количество фактов, неурядиц и неточностей, можно сказать лишь одно - Культ личности Сталина имел очень большое влияние на всё гражданское общество и наиболее активным периодом развития этого явления считается время, когда Сталина уже не было среди живых.




Top