Русский танец на корточках. Русский народный танец – гость из глубины веков

Всегда отличались своим многообразием, зажигательностью. За большой промежуток времени, создалось большое количество различных танцевальных движений. Они оттачивались годами и передавались от поколения к поколению.

Движения народного танца были тесно связаны с образом жизни, быта русских людей. Довольно часто в танцах применяются различные приседания, притопы и хлопки. Очень активна работа ног. Большое значение придается движению рук.

Движения народного танца , отдельно делятся, на мужские и женские элементы. Мужские движения сильно отличаются, от женских движений. У мужчин в танце выражается сила, мощь. Женщины более величавы, им характерна плавность.

Мужские элементы народного танца:

  • «Хлопушки».
  • «Маятник».
  • «Присядки».

«Хлопушки » - один из самых распространенных элемент танца. Это различное сочетание, как ударов, так и хлопков. При исполнении этих движений, локти отводятся от тела. Ладони напряжены. Удары производятся по бедрам, голенищу и подошве. Некоторые удары наносятся обратной стороной ладони. Хлопки это удары в ладоши. После них руки разводятся в разные стороны.

«Маятник » - делается на одной ноге. Подобно маятнику нога «от колена» раскачивается назад - вперед или влево - вправо. Вторая стоит на месте. Более эффектно «маятник» получается с подскоком.

«Присядки » - является одним из самых сложных элементов в мужском танце. Он требует систематических тренировок. Большой выносливости, крепости мышц ног и коленных связок, хорошей физической подготовки. «Присядки» делятся на два вида: полные приседания и полу-присядки.

Основные движения в женском народном танце:

  • «елочка».
  • «припадания».
  • «ковырялочки».

«Елочка » - выполняются плавно по кругу, с поворотом вокруг оси в разные стороны. Движения ног, дополняются различными движениями рук.

«Ковырялочка » - это поворот корпуса на одной ноге, с ударом об пол, каблуком другой. Исполняется как с подскоком, так и без.

«Припадания » - выполняются небольшими шагами вперед или в одну из сторон. Движения плавные. Иногда делаются на месте, с медленным полным поворотом, до восьми «припаданий» за один поворот.

«Дроби » - исполняются вместе мужчинами и женщинами. Исполнители показывают свою ловкость, мастерство, нежность, характер. «Дроби», являются одним из самых распространенных движений в русском переплясе. «Дробь» может быть - одинарным, сильным ударом ногой в пол или дорожкой ударов. Они состоят из различных комбинаций. Мужские удары - мощны и ритмичны.

Нужно производить в центре зала. Все движения разучиваются от простых элементов, постепенно переходя к сложным движениям. Что бы научиться танцевать, нужно понять не только движения, но и почувствовать характер танца.

  1. Жвавые, живчики-рубаки.
  2. Для добра нарождённые, терпеливые, долго «нагревающиеся» и долго «остывающие».

Каждому из этих характеров традиция рекомендовала особую систему боя. Жвавым взрывную, амплитудную и энергоёмкую. Добрым, экономную и бескомпромиссную. Однако часто бойцы изучали обе техники, зная, что одна лучше приспособлена к бою всадника, а другая к нуждам пехотинца разведчика.

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Нам не известны древние достоверные названия этих плясок, они менялись. Хорошо известно, что ту пляску, что сейчас называют гопаком, во времена Н. В. Гоголя называли казачок, а нынешний казачок почти не имеет к нашей теме отношения. Ту же пляску на северо-западе в 19 веке называли «лунёк». Название плясок часто трансформировалось в зависимости от популярных в то время плясовых наигрышей. Название музыки становилось названием пляса. Тем не менее, во всех этих танцах были движения с одинаковым определением «в присядку». Это и есть сумма боевых движений жвавых бойцов, применяемых в плясе. Все эти танцы можно было плясать в присядку и без неё.

Для «рождённых для добра» пляс был подобен северо-западной бузе со всеми её вариантами «ломания». В этом танце тоже нередко применялись элементы присядки, но изредка, как украшение.

Здесь мы расскажем о боевом плясе В ПРИСЯДКУ.

Эта пляска была распространена по всей Руси. В раннем средневековье общая численность восточных славян не превышала миллиона, язык был практически единым, общение внутри воинского сословия тесным. Рос род славянский, увеличивалась численность, появлялись особенности в языке, культуре, появлялась вариативность в способах боя, видоизменялись и единые прежде боевые танцы.

Корень, архетип пляски в присядку един для всех восточных славян. Ряд различий в музыке и динамике не меняют исконный смысл и вид древнерусского боевого пляса. Этнологам и фольклористам хорошо известно правило: «Наличие множества вариантов одного и того же обряда, текста, говорит о древности. Отсутствие вариантов, о «новоделе».

Белорусы пляшут в присядку в танце трепак.

Украинцы в гопаке, казачке и гонте.

Русские:

  1. Лунёк, не дошёл до нашего времени.
  2. Буза, присядка лишь изредка.
  3. Русский, пляшется в одиночку и на пару, существуют варианты пляса, где присядки мало.
  4. Барыня, пляшется с девушкой, которую стремится отбить другой плясун. Существует вариант без присядки.
  5. Яблочко, военно-морской пляс, поздний вариант восточнославянского пляса в присядку. Пляшется в одиночку в кругу и на пару с соперником.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:

  1. Как способ боя.
  2. Как боевой танец.

Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Случалось, что во время битвы, скорость кавалерийской атаки терялась. Всадники, вдруг напарывались на заграждение, замаскированный обоз или ров с кольями, могли столкнуться с более сильным противником, теряя инициативу и скорость. В этой фазе сражения, нередко всадники теряли коней. Когда воин вылетал из седла или оказывался на земле вместе с убитым конём, необходимо было продолжать драться, вернуть инициативу. Пехота, напротив старалась «спешить» противника, завладеть его конём. Тут-то и нужны были навыки боя в присядку. Пехотинец против всадника использовал, например такие коленца присядки.

В «ползунке», «гуськом» проскакивал под брюхом вражеского коня с саблей на плече. Когда он оказывался под животом, то нажимал на рукоять сабли и выставлял её повыше, чтоб подрезать коню «жижки»-жилки, паховину. Конь падал, увлекая за собой наездника.

Подрубал саблей или подсекал ударом руки или ноги передние ноги коня. Конь оступался, падал через голову, давя седока.

Ногой или кулаком, наносили удар коню противника по голове. Били в место находящееся между конскими глазами и ушами. Конь оглушенный падал.

Если была возможность, то вражескую лошадь старались не калечить, она стоила больших денег и считалась богатым трофеем. В этих случаях атаковали всадника. Для этого гопкорез1 старался нанести удар оружием всаднику и сдёрнуть противника с седла. Вот как об этом приёме рассказывает былина: «Сшиб Тугарин Алёшу с седла, как овсяный сноп, но увернулся Алёша под конское чрево и ударил с другой стороны Тугарина булатным ножичком под правую пазуху. Распорол его груди белые, да и дух вон»2.

Если пехотинец бывал без оружия (а в этой ситуации мог оказаться и кавалерист, потерявший в бою коня и сброю), то он прыгал на противника, одновременно прихватывая его вооружённую руку и повисал на боку вражеского коня, обхватив его ногами. Конь падал, нападавший старался не попасть под тело падающей лошади. Так же использовались прыжки на всадника, с одновременным выбиванием врага из седла. Иногда прыгали, опершись на пику или боевую палку.

Увёртка от атакующего кавалериста, намеревающегося уколоть пикой или нанести рубящий удар, часто начиналась с уловки: пеший садился на корточки, как бы давая прицелится, а потом уходил ползунком или прыжком в сторону, пугал коня, как бы бросаясь ему под ноги. Лошади стараются не наступать на упавшего или сидящего человека, это их инстинкт. Боевых коней специально приучали бить копытами врага, кусать его, сваливать пехоту ударом корпуса. Такой конь, прошедший специальную боевую подготовку был особенно опасен и ценился невероятно высоко.

Бой в присядку включал в себя четыре основных уровня.

  1. Кувырки.
  2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках)
  3. Удары и передвижения стоя.
  4. Прыжки и колёса.

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне из которого можно наносить удары, прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки поставленные на землю давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.

Стоя удары наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием (его, безусловно тоже пускали вход). Именно по этому в пляске в присядку работе ногами уделяется больше внимания.

Перемещения в присядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост». В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, гопкорез умел бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умел джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).

Раздел джигитовки (вольтижировки) мы не будем рассматривать, он выделялся в отдельную дисциплину «верховую езду». Эти упражнения тренировались как на коне так и в качестве гимнастических упражнений с «искусственным конём» (подобные упражнения есть и ныне) в практике гимнастов). Разговор о джигитовке мы завели потому, что прежде она являлась естественным и необходимым разделом боевой науки всадников, был органичным продолжением техники боя в присядку. В древних боевых столкновениях от бойца требовалось умение драться и на коне и под конём.

В пеших схватках бой в присядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. В уличных драках на укатанном снегу бойцы часто поскальзываются и оказываются на уровне «ползунка» откуда удобно бить и особенно подсекать стоящего на скользком противника. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоёмкой по этому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой, хорошо известной сейчас по современным (не выдуманным) системам Русской борьбы.

Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.

На северо-западе России пляска в присядку сохранилась в виде вариантов пляски русского, как в одиночку, так и в паре с соперником. Барыню плясали с женщиной, когда все те же коленца нужно было выбивать вокруг партнёрши, не подпуская к ней плясуна соперника. Тот, в свою очередь старался отбить плясунью, оттереть умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Видео: Буза — русский рукопашный бой

В вологодской области рассказывали, что прежде до войны проводились состязания плясунов. Чаще, такое бывало на ярмарках. На плясунов «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина или денег. Добыча делилась на всю артель.

Подготавливаясь к этому, мужики уходили из дома, иногда на несколько дней и там тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых «коленцев», неизвестные соперникам и поражающие воображение болельщиков. До поры их держали в секрете, а, выступая на состязаниях «предъявляли» «новые разработки». Такая традиция постоянно пополняла и обогащала технику пляса.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда, в переплясе были другие правила, соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».

Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, само собой, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров, большой популярностью он пользовался в артелях кулачных бойцов.

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно вырывался из горячих сердец в станичные и войсковые праздники. Во время сражений, когда сходились враждебные армии, перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы выкликая врагов на герц3. Под музыку, с пляской ходили в бой. Этот обычай наших предков настолько хорошо запомнился полякам, что они экранизировали его в фильме «Огнём и мечём» по книге Сенкевича. А мы подзабыли!

Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской сечи Н. В. Гоголь:

«Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чёртом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счёту каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; тёплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! — Сказал, наконец, Тарас. -Видишь, как парит!»

— «Не можно!» — кричал запорожец. «Отчего?» -«Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью».

А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; всё пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как всё отдирало танец самый вольный, самый бешенный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком.

— Эх, если бы не конь! — вскрикнул Тарас, — пустился бы, право, пустился бы сам в танец!»

В регулярной армии пляс держался преимущественно среди солдат, но уже в 19 веке, каждый полк, сотня и мало-мальски уважающее себя подразделение Российской армии имели собственные хоры и плясовые коллективы. В пляске подразделения, соревновались наряду со строевой подготовкой, стрельбой, гимнастикой и фехтованием. Считалось хорошим тоном, когда перед марширующим строем «выдавали в присядку» лучшие плясуны подразделения. Если в полку заводилась выдающаяся традиция пляса, то её берегли, и демонстрировали начальству при первой возможности, на смотрах и показательных выступлениях.

Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Водкинского заводов, сражавшихся под красным флагом против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками. Перед строем отплясывали бойцы, иногда вместе с санитарками. Трудно это объяснить рационально, но красноармейцы не выдерживали таких атак, отступали.

Предания гражданской войны повествуют, так же что легендарный комдив Василий Иванович Чапаев знал боевой пляс и любил станцевать «Русского» на бруствере, под шквальным огнём белогвардейцев. Выплясывая под гармошку, он учил бойцов храбрости, среди его подчинённых существовала уверенность, что «комдива пуля не берёт». Говорят, что этот обычай он сохранил еще с первой Мировой.

Флотская пляска в присядку стала называться «Яблочко» по припеву в популярном тогда наигрыше. Поднявшись с берега на палубы, яблочко стал одним из любимейших развлечений русских моряков. Закрытость и сплочённость флотского коллектива создавала хорошую почву для сохранения и передачи навыков пляса, а состязание между моряками разных кораблей постоянно обогащало традицию.

Боевой пляс в присядку был унаследован и красной армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда движения были сильно «причёсаны» советскими культпросвет работниками. Другое дело пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор.

Русский танец, как вид русского традиционного искусства имеет свою многовековую историю. Ещё в дохристианский период, в V-VII вв, на характер танца налагали отпечаток религиозные представления. «Кириллица» рассказывает о 7 русских народных танцев.

Трепак — старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения — дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и «Барыней»: либо одиночная мужская пляска, либо перепляс. Но, в отличие от них, трепак своего общепринятого напева не имел.

Первое официальное упоминание о русском народном танце с медведем относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.

История этого танца начинается в 1113 году в Киеве, когда скончался великий князь Святополк. В то время жил каменщик Петро Присядка. Он много работал сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать «В-Присядку», ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары.

Популярный русский танец — хоровод — танцев по кругу. Круг в хороводе символизировал в древности Солнце – бога Ярила. Считалось, что такие движения по кругу с пением песен задобрят бога Солнца и принесут хорошие урожаи. Сегодня это лишь исторический факт религии язычества древних славян, который не несёт уже своей смысловой нагрузки в исполнении хороводных (круговых) танцев.

Русская пляска

Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не были скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей. Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь). Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера. Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Сегодня я начну рассказывать о мужских движениях русского народного танца и первыми будут присядки. Согласитесь, это неотъемлемая часть мужкого танца.

Итак, что же такое приясядка? Присядкой называются свойственные только мужскому танцу движения, основой которых является глубокое приседание.

Присядки делятся на два вида:

1-й вид. Исполнитель после каждого глубокого приседания поднимается в рост.
2-й вид. Исполнитель делает все движение на глубоком приседании, не поднимаясь в рост.

Выполнение присядок 1-го вида .

Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны. Затем исполнитель поднимается с глубокого приседания, слегка подскакивая, и с подскока опускается или на обе ноги, или на одну ногу.
Опускаясь в глубокое приседание, необходимо до конца движения держать себя на упругих мышцах бедра и голени, не давая нагрузку на коленный сустав.
Во все время присядки корпус прямой, подтянутый. Необходимо крепко держать спину, напрягая мускулы и соединяя лопатки. Ни в коем случае нельзя наклоняться вперед.
Присядки 1-го вида могут выполняться отдельно и в сочетании с другими движениями - с «ковырялочкой», хлопушками, подскоками и т. д.

Присядки 2-го вида.

По сравнению с присядками 1-го вида более разнообразны по технике выполнения. В некоторых из них исполнитель, не поднимаясь с глубокого приседания, поочередно перескакивает с одной ноги на другую, в других, опираясь на одну ногу и поднимая свободную ногу, вращается на опорной ноге и т. д.

Присядки как 1-го, так и 2-го вида могут выполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, за исключением «волчка», который выполняется всегда на месте.

Рассмотрим присядки, которые относятся к 1 виду

Исполнитель поднимается с глубокого приседания поочередно то на одну, то на другую ногу, одновременно выбрасывая свободную ногу вперед. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Раз
пальцах обеих ног по 1-й позиции, пятки вместе, носки врозь, колени направлены в стороны.
И Пауза.
Два Исполнитель с небольшим подскоком поднимается с глубокого приседания
и опускается на низкие полупальцы левой ноги, присогнутой в колене. Правая нога поднимается невысоко вперед, свободная в колене и подъеме.
И Пауза.

Движение продолжается с другой ноги. Корпус прямой.

В этой присядке можно выбрасывать ногу не прямо вперед, а вперед накрест опорной ноги. Когда правая нога поднимается вперед накрест левой ноги, обе руки броском переводятся вправо, не выше талии, локти свободны, голова приподнята нелегка повернута к левому плечу; когда поднимается левая нога, руки переводятся влево, голова поворачивается к правому плечу.


Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, одновременно поднимая свободную ногу в сторону. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полу-
пальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова направлена лицом к зрителю.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель резко поднимается с глубокого приседания, слегка отскакивая вправо, и опускается или на всю ступню, или на низкие полупальцы правой ноги, присогнутой в колене. Левая нога поднимается невысоко влево и чуть вперед, колено и подъем свободны. Корпус или прямой, или чуть отклонен к опорной ноге, голова приподнята и повернута к левому плечу. Правая рука поднята вправо, левая лежит сбоку на талии,
(И) Пауза.

Движение выполняется или поочередно с одной и другой ноги или все время с одной ноги: исполнитель отскакивает несколько раз вправо на правой ноге и поднимает левую ногу влево (и наоборот).

Эту присядку можно выполнять несколько иначе: не поднимая свободной ноги в сторону, а ставя ее в сторону на каблук. Опорная нога после подскока опускается на всю ступню, колено более присогнуто. Движение может выполняться в быстром и среднем темпе.

Присядка с проскальзыванием на каблуках во 2-ю позицию

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на обе ноги и на каблуках проскальзывает во 2-ю позицию. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны,
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь с глубокого приседания, проскальзывает на каблуках в стороны, в широкую выворотную 2-ю позицию. Колени вытянуты.
(И) Пауза.

На счет «раз» следующего такта исполнитель с каблуков с чуть заметного подскока опускается в глубокое приседание по 1-й позиции. Корпус прямой.

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на носки обеих ног, затем перескакивает на каблуки по 2-й позиции. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны.
(И) Исполнитель с небольшим подскоком резко поднимается с глубокого приседания и вскакивает на полупальцы по обратной 2-й позиции. Колени присогнуты и направлены внутрь, т. е. одно к другому, ступни направлены в стороны.
(Два) С полупальцев исполнитель перескакивает на каблуки обеих ног, ставя их выротно по 2-й позиции и разгибая колени.
(И) Пауза.Корпус прямой.

Присядка с проскальзыванием на каблуках одной ногой вперед, другой назад

Выполняя этот вид присядки, исполнитель поворачивается после двух глубоких приседаний на полкруга, то спиной, то лицом к зрителю. Исходное положение ног 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

Движение занимает четыре такта.

1 — й такт
(Раз) Исполнитель с чуть заметного подскока.резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, проскальзывает на каблуках обеих ног, причем правая нога выдвигается вперед, левая отводится назад. Колени вытянуты.
(И) Пауза.

2-й такт
(Раз) Исполнитель с каблуков с чуть заметного подскока резко опускается в глубокое приседание на полупальцы по 1-й позиции.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, с небольшим подскоком поворачивается на полкруга влево, спиной к зрителю и проскальзывает на каблуках обеих ног, выдвигая левую ногу к заднику сцены и отвоДя правую назад, в сторону зрителя. Колени вытянуты.
(И) Пауза.

3-й такт
(Раз)
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, спиной к зрителю, проскальзывает на каблуках обеих ног, выдвигая правую ногу к заднику сцены, левую отводя назад, в сторону зрителя.
(И) Пауза.

4-й такт
(Раз) Глубокое приседание, как в 1-м такте, но спиной к зрителю.
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель, резко поднимаясь, с небольшим подскоком поворачивается на полкруга влево, лицом к зрителю и проскальзывает на каблуках обеих ног,
выдвигая левую ногу вперед, правую назад,
(И) Пауза.

Корпус во время всего движения прямой. Руки в положении № 1. Выполняется движение четко, легко, живо. Темп медленный, средний или быстрый.

Приясядка «с ковырялочкой»

Исполнитель поднимается с глубокого приседания на одну ногу, затем делает другой ногой движение «ковырялочки».Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова прямая.
(И) Исполнитель с маленьким подскоком резко поднимается с глубокого присе-
дания на всю ступню правой ноги, присогнутой в колене. Левая нога, согнутая в колене, ставится невыворотно на носок, на расстоянии стопы влево от носка правой ноги, колено направлено вправо, ступня - влево. Корпус слегка поворачивается левым плечом вперед, голова-к левому плечу,
(Два) Левая нога, вытягиваясь в колене, ставится на каблук вперед и чуть влево.
Корпус и голова поворачиваются к левой ноге.
(И) Пауза.

Движение продолжается с другой ноги и может выполняться с тройной «ковырялоч-кой» после одного глубокого приседания.

Присядка с ударами ладонью по голенищу сапога

Исполнитель, поднявшись после глубокого приседания на одну ногу, поднимает другую ногу вперед и ударяет ладонью по голенищу сапога поднятой ноги. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз ) Исполнитель, чуть подскочив, резко и глубоко приседает на полупальцах обеих ног по 1-й позиции, колени направлены в стороны. Корпус прямой, голова прямая,
(И) Пауза.
(Два) Исполнитель с небольшим подскоком резко поднимается на всю ступню правой ноги, одновременно поднимая впред слегка Еыворотно согнутую в колене левую ногу и ударяет ладонью правой руки по голенищу сапога левой ноги. После удара правая рука приближается спереди к корпусу. Левая рука отведена влево. Корпус наклонен на правый бок, голова повернута и наклонена к руке, делающей удар.
(И) Пауза

Со следующим тактом движение повторяется причем исполнитель ударяет ладонью левой руки по голенищу правой ноги.

Второй вариант этого движения: на счет «два» исполнитель ударяет ладонью не по голенищу, а по подошве сапога.
Третий вариант: вместо удара по голенищу сапога на счет «два» исполнитель может делать простой хлопок в ладоши под коленом ноги, поднятой вверх. В этом случае нога поднимается вперед без выворотности с чуть присогнутым коленом, направленным вперед.

Присядки 2-го вида

«Ползунок». «Ползунок» 1-го вида.

Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцах с одной ноги на другую, поочередно выбрасывая вперед то правую, то левую ногу.

Исходное положение: исполнитель находится на глубоком приседании по 6-й позиции, на полупальцах, колени направлены вперед.
Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Чуть подскочив, но не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы левой ноги. Правая нога поднимается вперед, вытягиваясь в колене, подъем свободен.
(И) Пауза.
(Два) Не поднимаясь с глубокого приседания, исполнитель перескакивает на полупальцы правой ноги. Левая нога поднимается вперед, подъем свободен, и (И)Пауза.

Выполняя «ползунок», нельзя «оседать», давая нагрузку на коленный сустав: во все время движения необходимо держать тяжесть тела на упругих мышцах бедра и голени. Корпус прямой, подтянутый. Руки находятся в положении № 1, № 2, во 2-й позиции и т. д. «Ползунок» выполняется легко, живо, в быстром, среднем и медленном темпе.

«Ползунок» 1-го вида может сочетаться с хлопками в ладоши под ногой, вытянутой вперед. Хлопки делаются или одновременно с выбрасыванием ноги вперед, т. е. на счет «раз» и «два», или же после выбрасывания ноги, т. е. на счет «раз-и», «два-и». Во время хлопков корпус наклонен вперед.

Ползунок» 2-го вида.

Перескакивание с ноги на ногу выполняется, как в 1-м виде. Различие только в том, что, выбрасывая ногу вперед, исполнитель ставит ее на каблук.
Перескакивания с ноги на ногу выполняются по 1-й позиции, ноги поочередно выбрасываются не вперед, а в сторону.

«Волчок»

Исполнитель вращается на одной ноге, на глубоком приседании, помогая вращению руками, которые упираются ладонями в пол. Исполнитель находится на глубоком приседании на полупальцах правой ноги, колено и носок направлены вперед. Левая нога поднята влево или вперед и во время движения все время находится в воздухе.

Корпус сильно наклонен вперед, к опорной ноге. Руки упираются ладонями в пол на расстоянии ширины плеч, пальцы направлены вперед. В таком положении юноша выполняет вращение вправо, быстро перебирая руками по ходу вращения, т. е. поочередно опуская на пол ладонь правой, затем левой руки, на каждую восьмую такта. Опорная нога вращается на месте, на подушечке стопы.

С глубокого приседания исполнитель подскакивает слегка вверх с поджатыми и скрещенными ногами, затем опускается на полупальцы обеих ног. Исходное положение ног: 1-я позиция. Музыкальный размер: 2/4.

(Раз) Исполнитель, подскочив, резко опускается на полупальцы в глубокое приседание по 1-й позиции.
(И) Исполнитель, не поднимаясь с глубокого приседания, подскакивает невысоко вверх, скрещивая ноги, согнутые в коленях, правая спереди, левая сзади.
(Два) Исполнитель с подскока опускается в глубокое приседание на полупальцы обеих ног по 1-й позиции.
(И) Подскок вверх, как на счет «раз-и», скрещивая ноги, левая спереди, правая
сзади.

Исполнитель в этом виде присядки должен отскакивать невысоко от пола, упруго, как мячик после удара об пол. Корпус прямой.

Вот такие виды прясядок есть в русском народном танце. Если знаете еще, дорогие коллеги, добавляйте!

С уважением, Наталья Довбыш

По материалам http://piruet.info

сайт теперь и вКонтакте Присоединяйтесь!

В давнем сказании, посвященном царству Моравскому, гусляр-рассказчик говорит про плотины на озерах, на которых собиралась молодежь, «проводили хороводы и играли». Тяжело говорить, какие именно пляски исполняли древние русичи на плотах. Но русский танец в любом случае основывается на этих плясках.

Гусляр не указывает деталей тех мероприятий, но пару раз за 3 небольших куплет им повторяется такое старинное слово, как «СРАМ». Скорее всего, даже без караоке, ди-джея предки превосходно проводили время.

Пляски с медведями

Первые слова о русских народных плясках появились в 907 г., когда Вещий Олег отмечал в Киеве победу над греками. На том торжестве для гостей выступало шестнадцать танцоров, которые были наряжены в медведей и 4 медведя, которые были наряжены в танцоров. По окончании обеда в соответствии с повелением Олега медведей должны были отпустить на все 4 стороны, а тех, кто танцевал – казнить. Как было определено позднее, последовательный князь посчитал, что танцоры – послы Северян, которые ему задолжали сотни шкур куницы.

О Петре Присядке

П.Присядка каменщик не посещал с чужие двоцы и дворы. Он вытачивал изделия, находясь на корточках. Каждый день под вечер после работы он шел на Крещатик и, выпив вина с калачом, начинал подскакивать, тем самым делая разминку для затекших на целый день ног.

В.Мономах, которого киевляне пригласили на царства, для ликвидации беспредела, проезжал в вечернее время со свитой по улицам города. Ему сразу бросился в глаза странный танец. Мономах показал митрополиту Никифору танцующего парня. Спустя пару дней Петро исполнял пляску для самого Мономаха ежедневно – на завтрак, на обед и на ужин.

Плясать, как Присядка, либо Под-Присядку уже совсем скоро стало модным в городе. Полные скоморохи начинали худеть и учились плясать «В Присядку», изучая и иные элементы русского танца, изламывая собственные ноги о неровные тротуары.

В 1126 г., после смерти Мономаха, Петр возвратился к собственным обыкновенным обязанностям. Он скончался, пребывая в глубокой старости, хотя ему было всего лишь 38 лет. Здесь стоит сказать о том, что русские народные пляски пользуются популярностью не только лишь в нашей стране, но и также за рубежом.

Трюки русской народной пляски

На западе считается, что интересные прыжки, движения, которые включает в себя любой русский танец, — это следствие холодных климатических условий северной страны. Известно, что присядки, «пистолеты», «черт», а также масса иных трюков придумали русские, только лишь для того чтоб согреться.

И по правде, большое количество традиционных русских торжеств отмечались в осенний и зимний период, после завершения работ в поле. Все праздники проходили по известной схеме:

1. Гулянья начинались с прочтения молитвы,

2. Затем все начинали обильно выпивать и закусывать, петь песни, танцевать,

3. В завершении проходили кулачные бои «стена на стену».

После короткой передышки процедура вновь повторялась.

Как было замечено экспертами, что при низких температурных показателях экстремальные танцы русские выступали в качестве прекрасного варианта продолжения торжества на улице – в те времена не проводились праздники дома возле телевизора.

Климатическая теория – верить или не верить?

Многие не согласны с основами климатической теории появления русской пляски в западном восприятии. При зимних морозах русские носят шубы, тулупы. В такой одежде невозможно сделать присядку. Конечно, в таком случае можно сделать чечетку, прыжок и т.п., но никак не «Пистолет», «Козу» и т.п.

Немного о скоморохах

Многие считают, что продвигали русские пляски скоморохи. Так называли уличных артистов. Среди них:

  • одни труппы занимались фокусами,
  • иные – предсказывали будущее,
  • третьи – пели и танцевали.

Однако все они отлично воровали.

Скоморохи скитались по городам, по ярмаркам и узнавали новые трюки, движения. А в других городах или поселениях показывали свои навыки – так и передавалась «из ног в ноги» русская присядка.

По истечению определенного периода времени ряд команд распалось, иные были убиты конкурентами, а некоторые были отловлены опричниками и превращены в придворные коллективы при дворах зажиточных землевладельцев.

Но в любом случае, русский народ петь и плясать любил с давних времен. И на сегодняшний день, с появлением караоке, масса людей любят просто для души в компании друзей спеть свою любимую песню и станцевать любимый танец. И такой отдых приносит не только массу удовольствия, но еще и положительно сказывается на здоровье.




Top