Джазовые басисты. Fender Jazz Bass


К концу 1950-х в распоряжении компании Leo Fender было уже 4 гитары, которые в будущем сыграли огромную роль как в популярности электрогитары, так и внесли неоценимый вклад на гитарную индустрию в целом.

Этими инструментами были 3 электрогитары Fender: Telecaster (1951) Stratocaster (1954) Jazzmaster (1959) и одна бас гитара — Fender Precision Bass.

Свою первую бас гитару, Leo Fender сделал еще в 1951 году, исходя из следующих

ключевых моментов: — инструмент должен быть удобен в использовании, обладать четким и насыщенным звуком, звучание которого, использующиеся на тот момент громоздкие акустические бас гитары и близко не смогли бы повторить.

Разрабатывая на всем протяжении 50-х годов, различные гитарные модели, в арсенале Fender по прежнему оставалась только одна бас гитара. Данную «несправедливость» к бас гитарам нужно было как то решать. Вариантов было два — либо переиздать Precision Bass в новой модификации, либо выпустить что то новое. В итоге было принято решение выпустить новый «Deluxe» Fender бас.

Аргументов в пользу выпуска новой бас гитары было не мало. Во первых Precision выпускался уже почти 10 лет в прежнем виде, и также как Stratocaster пришел на смену Telecaster, все говорило за то, что на смену Precision нужен новый инструмент, с новым дизайном и звучанием.

В своем интервью Guitar Magazine Leo говорил — «Это как с машинами, если вы выпустили базовую модель, то на ее основе, должно быть что то лучше, более универсальнее»

Откладывать процесс в долгий ящик не стали. Leo Fender сделал бас, а директор по продажам и маркетингу Don Randall, дал имя новой гитаре. Так появился . Официально, новая бас гитара Fender Jazz Bass, была представлена в начале 1960 года. Массовое производство началось уже в марте. Цена нового Jazz Bass по каталогу Fender на 1960 год составляла $279,50 в цвете Sunburst и $293,47 в цвете Blonde. Название Jazz Bass было придумано по аналогии JazzMaster, и изначально бас гитара рассчитывалась на джазовых музыкантов, но к сожалению так и не получила у них достойной оценки.

Не смотря на это, Jazz Bass в отличии от своего старшего брата, был совершенно

Один из первых прототипов Jazz Bass с одним звукоснимателем Soapbar.

новым, универсальным инструментом на тот период времени и остается таким и сегодня. Первое что бросается в глаза, это два звукоснимателя, с помощью которых можно получить различные оттенки звучка, в отличии от Precision Bass, который бесспорно обладает хорошим звуком, но только одним хорошим звуком.

Нековый звукосниматель Jazz Bass выдавал теплый, плотный звук, в целом похожий на звучание Пресижен баса, тем не менее главным оружием новой гитары, был бриджевый звукосниматель дающий прекрасное сбалансированное средне частотное «гортанное» звучание и прекрасные насыщенные верха. Также на гитаре установили ручки громкости и тона для каждого датчика. Помимо другого звучания, новый инструмент также имел и новый внешний вид. Слегка тяжелее и больше, корпус Jazz Bass составлял примерно 46.5 дюймов в длину и 14 в ширину, против 45.75 и 13 у Precision bass, за счет чего улучшался не только тон, но и удобство при игре сидя, так как в то время большинство «серьезных» музыкантов играли в сидячем положении.

Кроме корпуса, особое внимание было уделено и грифу гитары. Гриф сделали более узким в районе нулевого порожка (1 7/16 дюйма) и более тонким, за счет чего он стал намного комфортнее и удобнее, по мнению большинства музыкантов.

Оригинальный Jazz Bass бридж, с индивидуальными седлами для каждой струны. В 1963 бридж был заменен на другой, с более простым дизайном.

Первые модели Fender Jazz Bass выпускались в стандартном цвете Sunburst с коричневатым пикгардом. Накладка на гриф была изготовлена из палисандра, с приклеенными черными «маркерами-точками», подставка для пальца под нижней струной, а «пимпа» для ремня, располагалась на задней стороне головки грифа. Кроме этого на гитаре была большая хромированная крышка, закрывающая бридж и бриджевый звукосниматель, с большой буквой «F». Спустя буквально год после запуска Fender Jazz Bass в производство, Fender увеличил варианты цвета гитары до 14-ти, включая также опцию раскраски головки грифа, под цвет корпуса. К концу 1961 года, первое серьезные изменения перетерпели ручки управления, который вернули к первоначальному варианту которые были на прототипе, а именно — громкость -громкость — общий тон.

Хронология модернизации Fender Jazz Bass :

— 1961: Добавлены два патентных номера ниже логотипа на головке грифа.

— 1963: Новый дизайн бриджа с упрощенным глушением сразу всех струн.

— 1964: Трехслойный нитроцеллюлозный белый пикгард, заменен на 3-х слойный виниловый.

— 1966: Добавлена окантовка на гриф, «маркеры-точки» заменили на перламутровые прямоугольники, низкопрофильные лады заменены на medium jumbo, установлены новые колки.

— 1972: Бриджевый звукосниматель сдвинут на 4/10 дюйма ближе к бриджу, что значительно изменило его звучание. (в 1982 году в серии vintage reissue выпустили Jazz Bass с оригинальным расположением бриджевого датчика)

— 1974: Представлено 3-х болтовое крепление грифа. Появилась опция окантовки грифа для гитар с кленовой накладкой.

— 1976: Редизайн логотипа Fender. Серийный номер стали размещать на лицевой стороне головки грифа, возле логотипа Fender.

— 1977: Пластиковые черные ручки управления с номерами.

Geddy Lee из группы Rush. Его подписной Fender Jazz Bass остается одной из самых удачных моделей, с момента первого выпуска в 1998 году.

Описать историю Fender Jazz Bass рассказав лишь только из чего сделана гитара и перечислить различные ее модификации — невозможно, так так Jazz Bass это нечто больше, чем просто бас гитара. За свою 50-ти летнюю историю, на этой гитаре переиграли всевозможную музыку, которая только есть. Когда вы слушаете Jimi Hendrix, U2, Led Zeppelin, Police, Rush или Emerson Lake and Palmer — вы слышите звучание Fender Jazz Bass. Количество музыкантов кто вырос, играет и продолжает играть на Fender Jazz Bass как основном инструменте, огромен, и включает в себя таких выдающихся бас гитаристов как: Jack Casady, Noel Redding, Larry Graham, Herbie Flowers, Greg Lake, Jaco Pastorius, John Paul Jones, Sting, Geddy Lee, Marcus Miller, Flea. Ron Blair, Adam Clayton, Verdine White и многих других.

Не важно, слушаете ли вы The Who «My Generation» или качовую “Good Times Bad Times” группы Led Zeppelin или невероятные басовые ходы Geddy Lee «YYZ» из группы Rush — вы слушаете Jazz Bass. Даже такие музыканты которые не особо известны как «Fender Player» использовали за свою карьеру Jazz Bass. Например Paul McCartney на альбоме «White Album» или Chris Squier из группы «Yes». Помимо рок-н-ролла, блюза и различных направлений рока, джаз бас можно услышать также в таким музыкальных направлениях как funk, soul и disco. Новые возможности бас гитары открыл Larry Graham, один из первых кто начал играть «сумашедшие» и технически сложные басовые линии в стиле фанк еще в 1960-х годах.

По мере развития и эволюции бас гитар Fender Precision и Jazz Bass, одновременно развивалась и вся индустрия в целом. Огромное количество компаний, начинающих гитарных мастеров, выпускали свои собственные модели бас гитар, от недорогих, до супер дорогих и «навороченных» кастумов. Как бы там не было, но большинство этих гитар, чем то напоминали Jazz Bass. Да и вообще, если разобраться в целом, то до сих пор большинство гитар классифицируются как стратообразные или суперстраты, где ключевое слово «Strat» т.е Fender. Это к разговору о том, какое значение и влияние оказали гитары Fender на индустрию в целом.

В завершении хочется сказать одну американскую пословицу — «иногда стоит покинуть дом, для того чтоб по настоящему его оценить». Многие из тех кто когда то перешел на бас гитары других фирм, с прошествием лет возвращаются «домой» к Fender Jazz Bass, и по новому открывают для себе этот легендарный инструмент, который по прежнему платит им тем самым звуком, благодаря которому эта бас гитара, по прежнему остается «number one» в мире.

(). Основное отличие Jazz Bass от Precision заключалось в более широком воспроизводимом звуковом спектре. Благодаря новому яркому звуку, эта модель завоевала популярность среди многих бас-гитаристов, желавших выделить звук бас-гитары в общем миксе . Звук Jazz Bass был основой для формирования узнаваемого звучания таких жанров, как фанк , диско , регги , блюз , хэви-метал , джаз , фьюжн .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Fender USA Jazz Bass Guitar

Субтитры

История

Впервые выпущена в 1960 году под названием «Deluxe Model», представлена как басовый вариант гитары Jazzmaster , которая так же выпускалась как «Deluxe Model». После чего модель была переименована в Jazz Bass Лео Фендером, так как он чувствовал, что переработанный гриф (более узкий и округлый, чем у Precision bass) будет более популярен у джазовых музыкантов. На Jazz Bass были установлены два сингла , с двумя сердечниками на каждую струну. Это давало басу более сильный тембр, что позволяло ему конкурировать с басом Rickenbacker , который был выпущен в 1957 году и был известен своим ярким звуком. Jazz Bass по звучанию был похож на ритм-гитару. Jazz Bass отличался также более четкими контурами корпуса, асимметрией (что называлось в рекламных проспектах компании «Смещением контура талии»), гриф был более узким у верхнего порожка, чем у модели Precision Bass . И если Precision bass был сделан похожим сначала на Telecaster (а после 1957 года на Stratocaster), то Jazz Bass был сделан под влиянием модели Jazzmaster .

Первоначальная цель заключалась в поощрении басистов, играющих на контрабасе , к переходу на бас-гитару . Оригинальный Jazz Bass имел две совмещенные ручки тона и громкости для управления каждым из звукоснимателей. Сегодня эти модели высоко ценятся у коллекционеров. В 1961 году была введена новая схема управления - две ручки громкости (по одной на звукосниматель) и один общий регулятор тона. Несмотря на эти изменения, модель с совмещёнными ручками выпускалась до 1962 года.

Несколько косметических изменений инструмент получил после того как в 1965 году CBS приобрела компанию Fender.

В 1965/66 годах Jazz Bass получил палисандровую накладку на гриф с инкрустацией точками и овальные колки. Инкрустацию прямоугольниками и опциональную накладку из клёна стали производить после 1966/67 годов. Первые грифы с палисандровой накладкой имели перламутровую инкрустацию прямоугольниками и окантовку, грифы с кленовой накладкой - черную. К середине-концу 1974 на всех грифах ставили перламутровую инкрустацию в форме прямоугольников и окантовку. Также в середине-конце 1975 перешли к креплению грифа на трех болтах с новым механизмом регулировки анкерного стержня. Однако в 1983 году вернулись к креплению грифа на четырёх болтах и к инкрустированию грифа точками. Белые крышки датчиков и панель были введены в том же году.

В 1985 году был выпущен Fender Performer Bass , производимый в Японии и разработанный Джоном Пейджем. Эта модель также имела микрорегулировку анкерного стержня, и предполагалась как элитная версия Jazz Bass, однако радикальная форма корпуса не снискала популярности и производство было свернуто в том же году.

Решил рассказать о своём очередном эксперименте. Через мои руки прошло огромное количество басов. Многие из них навсегда остаются в моей коллекции. В своё время был в этой коллекции Fe nder Jazz Bass Plus . Интересный инструмент, сочетающий в себе классический Jazz Bass и по тем временам (1993г.) неплохую активную электронику. По экономическим причинам мне пришлось с ним расстаться, но я всегда с теплотой вспоминал об этом инструменте.

Совсем недавно, я решил пополнить свою коллекцию подобным инструментом. Мой выбор остановился на Fender Jazz Bass Deluxe (American)

Это вид стандартного инструмента. Прошу не путать с моделью, выпускаемой в Мексике.

Они отличаются очень сильно и по возможностям и ценам. Именно Deluxe , производимый в США. Сразу хочу отметить, что в линейке серийных инструментов (не custom) это самая дорогая и навороченная модель.

Анализируя свой опыт общения с бас-гитарами, я всегда занимался так называемым upgrade (апгрейд) модернизацией. Так как даже в дорогих моделях меня постоянно, что не устраивало. То звукосниматели поменяю, то потенциометры. В данном случае я решил пойти по другому пути. Сейчас появилась возможность покупать инструменты напрямую в Штатах через eBay. Много магазинов, которые продают инструменты по частям. Я решил воспользоваться их услугами. Приобрёл отдельно гриф от этой модели и отдельно корпус.

Вот фото грифа:

Это его обратная сторона

На голове грифа имеется металлическая юбилейная лейба, указывающая, что гриф был изготовлен в юбилейном году (60 лет Fender) 2006 год.

Я подумал, что возникнут проблемы при установке колков. Эта лэйба будет мешать, а снимать её не особо хотелось, она заклёпана в корпус. Материал грифа мог повредиться, это не входило в мои планы. В дальнейшем, я успешно решил эту проблему, не навредив грифу. Об этом позднее.

Корпус я приобрёл 2008 года. Совершенно новый. Магазин, который продаёт эти пункты, специализируется именно на новых инструментах. Специалисты разбирают инструменты и продают их подетально. Очевидно, это приносит доход!

Вот фото корпуса.

Очень красивый, глубокий цвет Pea rl White (жемчужный, белый) именно то, что я и хотел.

На фото обратной стороны заметно, что гриф крепится на 5-ти шурупах. С этим возникли небольшие проблемы, но решил я их в том, же магазине, где купил корпус. Приобрёл родную пластину и пять шурупов для неё. Кстати, это одна из отличительных особенностей американского deluxe от мексиканского. Мексиканец, как и стандартный Jazz Bass имеет крепление грифа на 4-х шурупах.

На этом и закончились все родные детали! Наступил самый интересный этап модернизации.

Я просмотрел множество магазинов торгующих комплектующими для этих басов и отобрал необходимые «детали». Сразу хочу отметить я поставил перед собой цель собрать этот бас с золотыми аппаратными средствами. Небольшая неувязка, с пластиной крепления грифа, меня не особо пугала. Золотых их просто в природе нет! Все стандартные модели имеют хромовое покрытие. Пластина находится на тыльной стороне, так тому и быть, решил я, пусть будет серебристая, тем более что на тыльной стороне также находятся втулки от сквозного крепления струн и они тоже серебристые. Все остальные «железки» решил я, будут золотыми.

В первую очередь я начал поиски бриджа. Посмотрев по каталогу, какой установлен родной бридж на этом delux-е я усмехнулся, про себя, подумав, что всё равно его бы выбросил. Не нравятся мне гнутые, штампованные железки, а именно такой бридж и установлен в родном варианте. Вот что я нашёл и приобрёл:

Это вид с тыльной стороны:

Это массивный, литой бридж, специально предназначенный для модернизации стандартных инструментов. Все отверстия под шурупы и отверстия для сквозного крепления струн идеально подошли! Я в этом и не сомневался.

Вот так этот бридж выглядит на корпусе:

Предварительно, я поместил под бридж, в специальный паз металлический провод, в дальнейшем он будет выполнять роль экрана.

Крепление к корпусу этого экрана я поместил на специально предназначенном для этого месте.

Красным, я отметил на фото место в корпусе, отведённое под крепление экрана. В дальнейшем, я немного изменил эту схему. Сделав лепесток, к которому крепятся все имеющиеся экраны (от бриджа, датчиков, платы предусилителя и т.д.)

Подошла очередь электроники. Как известно, в гитарах это звукосниматели и предусилитель (если он имеется). Не долго думая, я решил не использовать родной предусилитель, поскольку, даже с виду, его схемотехника меня ни сколько не впечатлила, хотя родная схема имеет питание от 18-ти вольт. Я пустился в поиски и к превеликому удивлению нашёл несколько подходящих вариантов и даже на «золотых» платах и с питанием на 18-ть вольт.

Вот этот предусилитель от компании Alsmusicsource:

Даже на фотографиях чувствуется солидность этого оборудования. Ознакомившись с его возможностями, я ни капли не сомневался, что он с успехом заменит родную схему. Я не разочаровался в этом! Схема этого предусилителя, позволяет работать в пассивном (стандартном режиме) и активном с использованием трёх полосного эквалайзера. Но мало того! Этого я не встречал нигде! Возможность смешивания активного и пассивного режима! Очень интересный результат.

Установка на родное место не вызвала особых затруднений. Массивная коробка с микросхемами, залитая смолой от «вражеского взгляда», точно уместилась в паз под потенциометрами. Пришлось сделать дополнительное отверстие в корпусе под шуруп, на 2 мм. оно сдвинуто от родного, очевидно сама плата имеет немного больший размер по длине. На внешний вид это ни капли не повлияло.

Теперь о звукоснимателях. Это больная тема для многих стандартных моделей. Вроде бы и нормально звучат, а чего то, не хватает. Для этого баса я решил установить звукосниматели от Bartolini. Я глубоко убеждён, что лучших звукоснимателей трудно найти. Есть, конечно, и дорогущие модели от Lindy Fralin или Nordstrand. Но передо мной стояла задача оснастить, все, же стандартную модель баса. Bartoloni , идеально подходят для этого случая.

Вот что я подобрал:

Это комплект из двух датчиков специально разработанных для Jazz Bass.

Каждый датчик состоит из двух независимых катушек, что уже само по себе должно снижать дополнительные электромагнитные наводки, которые, если вы знаете, возникают при работе одной катушки.

Не стоит говорить о том, что оба звукоснимателя точно встали на предназначенные для них места.

Прежде, чем устанавливать предусилитель и звукосниматели, я на всякий случай, провёл полную экранизацию всех рабочих отверстий в корпусе. По времени это позволяло, не все детали подъезжали вовремя. Не сомневаюсь, что эта экранизация была излишней, поскольку подобные модели подвергаются заводской графитной экранизации перед покраской, но, тем не менее, лишний экран еще, ни кому не помешал. Я не стал использовать для экрана графит, а решил аккуратно проклеить всё металлической фольгой. Сначала разметил на фольге нижние полости с небольшим припуском на загибы. Нанёс клей прямо на фольгу. Идеально для этих целей подходит простой канцелярский клей-карандаш. Не удивляйтесь, проверено, использовал множество раз! После проклейки нижних полостей, перешёл на боковые. Вырезал полоски фольги нужной ширины и по контуру аккуратно уложил их в пазы с небольшим припуском. Работа кропотливая, но стоит того!

Вот как это наглядно выглядит на примере батарейного отсека. Не забыл, также, обклеить и декоративную крышку с внутренней стороны. Не помешает!

Теперь установил на место датчики и плату предусилителя.

Не пугайтесь виду шурупов, которыми прикручен звукосниматель. Это просто для разметки и для того что бы не сбивать шляпки. Конечно, в окончательном варианте все шурупы были заменены на специальные шурупы с полукруглыми шляпками.

Подошла очередь декоративной накладки звукоснимателей, так называемой Pickguard . Здесь меня постигла первая неудача. Дело в том, что в родном варианте эти накладки изготавливают всего нескольких цветов. Уж не знаю почему, но такого, какой я хотел (кремовый-пурпурный или белый-пурпурный) в природе не делают. Есть просто белая, но, на мой взгляд, с эстетической точки зрения это не верно. Я купил красивую накладку для стандартного Jazz Bass цвета кремовый перламутр. Только когда я её получил, понял, что ошибся! Стандартный Jazz Bass имеет 20 ладов. Deluxe (USA ) имеет 22 лада! Соответственно, накладки у них разные. Думал, получится изготовить накладку из стандартной, но нет. Она имеет совершенно другую разметку под звукосниматель. Уродовать форму у меня рука не поднялась! Я всё-таки собираю стандартный инструмент, поэтому, его вид не должен отличаться от оригинала. Решил пойти по другому пути. Купил кусок специального трёхслойного пластика цвета белый перламутр. Изготовил лекало из плотной бумаги, по имеющимся разметкам на корпусе и фотографиям оригинального баса. Кропотливая работа, нужно всё чётко подогнать. Вот фото процесса работы:

Главное – терпение и не торопиться! Я запорол несколько бумажных лекал, прежде чем добился необходимого результата. Считаю, лучше перевести кучу ватмана, чем испортить дорогой пластик. Нужно отметить, что такой пластик у нас вряд ли можно найти. Я покупал на www.ebay.com

С пластиком я работал, имея уже правильное лекало. С небольшим припуском, маркером по лекалу разметил панель и выпилил её в ручную используя простой, совдеповский лобзик с самой маленькой пилкой. Не советую использовать для этих целей эл. лобзик, даёт очень грубый результат. Как альтернативу лобзику, можно использовать толстую суровую нить, но в обих случаях необходима сноровка. Очень удобно, что на пластике нанесён защитный слой из плёнки - дополнительная защита поверхности, если при работе, случайно срывается рука. После подгонки по месту, аккуратно по краям готовой панели снял фаску около 3-х мм. и произвёл шлифовку. Готовый вариант видно на фото.

Распайка эл. схемы не вызвала особых затруднений, единственное пришлось немного подумать как распаять выходной «джек». Не стал приобретать специальный разъём, который имеет дополнительные контакты для размыкания питания батареек (если джек не включен). Вместе со знакомым электронщиком, подумали и решили использовать стандартную схему размыкания питания с использованием «массы». «Джек» видно на фото.

Плату джека, приобрёл там же, на eBay. Родная плата немного другой конфигурации, но по размерам эта подошла идеально, даже не пришлось пересверливать отверстия под шурупы, всё совпало с родными. Само гнездо, стандартное, в пластиковой оболочке.

Подошло время собирать гриф. Изначально я решил не ставить облегчённые колки, которые устанавливают на D eluxe (USA ). Тем более, что в золотом исполнении, я не нашёл похожих колков. По ощущениям, мне не нравится слишком малый ход колка при настройке. Это связано с небольшим размером зубчатого колеса из червячной пары, а именно это наблюдается в облегчённых колках.

Вот вид стандартных колков, на этой модели. На мой взгляд, здесь лучше смотрелись бы стандартные колки с большими зубчатыми колёсами. Не знаю, почему инженеры Fender-a решили пойти по такому пути.

Я решил использовать позолоченные колки от стандартного Jazz Bass.

Здесь я тоже совершил ошибку. Но как говорится, на ошибках учатся! Перо грифа стандартного Jazz Bass и этого Deluxe тоже отличаются по форме. Форма Deluxe более изяшная и не все колки от стандартных моделей подходят к нему. Что и произошло с моим первым вариантом.

Я купил очень красивый комплект колков в линию от японской компании Gotoh

К сожалению, они не подошли по размеру платы крепления. Эти колки, оказывается, рассчитаны на модели Jazz Bass 62 года. Межосевое расстояние у них одинаковое, а вот размер плат значительно больше. Это я обнаружил, когда уже имел на руках гриф и сами колки. Пришлось отложить этот комплект и искать колки с другими платами.

После непродолжительных поисков я купил вот этот комплект от компании Alsmusicsourse.

Как видите, платы имеют другую конфигурацию. Всё остальное по виду у них очень похоже, за исключением самой конструкции. Но в эти подробности я вдаваться не буду.

Установка колков, не вызвала особых затруднений, за исключением того, что в родной версии верхние втулки, которые находятся на лицевой стороне грифа, завинчиваются по специальной резьбе, предусмотренной в конструкции облегчённых колков. Здесь же пришлось запрессовать их в корпус грифа, немного расточив сами отверстия. И ещё одно. Шурупы, входящие в комплект, очень тонкие. Необходимо предварительно рассверлить под них отверстия, иначе, если закручивать сразу, можно сломать их, т.к. материл грифа (клён явор) имеет значительную прочность.

Общий вид этих колков на грифе. На мой взгляд, всё очень красиво смотрится. Тем более что ни обозначение серийного номера, ни лэйба (60 Fender) при установке не пострадали.

Как заключительный штрих, решил установить профессиональный Strap Lock от Dunlop . Для тех, кто не знает, это поворотная система крепления ремня к корпусу. Очень удобная и надёжная штука. Всем рекомендую.

Вот что у меня получилось, в конце концов. Общий вид инструмента.

Многие, скорее всего, подумают, а зачем это нужно? Считайте меня оригиналом. Я люблю возиться с гитарами и сделал самолично не один инструмент. Хочу отметить одно, что привозя и собирая инструменты по частям, экономятся довольно значительные денежные средства, что не маловажно в наше время. Понимаю, что подобной работой должен заниматься сведущий человек и скорее всего, не многим это дано.

Если кто то заинтересуется этой темой, прошу посылать мне сообщения на следующие адреса:

Или Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

С уважением и почтением.

Fender Jazz Bass - второе удачное творение Лео Фендера 60-ых годов, заслуживающее внимание любого бас-гитариста. Это, можно сказать, элитная версия Fender Precision Bass, но которая в свою очередь имеет ряд отличительных признаков. Fender Jazz Bass имеет, наверное, известный всем «перекошенный» , а также две сдвоенные (соответствующие каждому звукоснимателю) громкостью и тоном. Мензура - 34 дюйма. Позднее такая величина стала стандартом при изготовлении бас-гитар. Еще одним из отличительных признаков баса явился , который приобрел более округлую форму, а также стал немного короче, чем, например, на Fender Precision Bass. Вследствие этого струны стали располагаться немного ближе друг к другу, что несомненно оказало влияние на игровые ощущения музыкантов.
Что по дизайну? По дизайну Jazz Bass с 1960 года, можно сказать, не менялся за исключением нескольких мелочей. Ранние модели отличались сдвоенными регуляторами. Теперь такие инструменты в большом почете у ценителей и коллекционеров. К концу 1961 года этот бас шел уже с тремя ручками управления, а также с золотистым логотипом. Однако, в 69-ом году цвет логотипа изменили на черный, в силу того, что черный более заметен на черно-белых экранах телевизоров того поколения. Также можно встретить такой Fender с логотипом серебристого цвета (с 1995 года). Хочу еще упомянуть, что к самым-самым ранним моделям этого баса прилагались сурдинки для каждой струны и хромированные крышечки для звукоснимателя и подставки. Но это продолжалось недолго. Вскоре и сурдинки, и крышечки исчезли.
Цвета Fender Jazz Bass были саммыми разнообразными. Интересом коллекционеров являются гитары, к покраске которых приложили руку специалисты из автомобильного тюнингового центра Duponf . Названия оттенков были, можно сказать, экзотическими - Безмятежное голубое озеро, Олимпийский белый, Красный бургунд и другие.
В 80-ые годы Лео Фендер переживал не самые лучшие времена, поэтому он решил подзаработать на былой славе, подняв уровень продаж. Именно в то время вышла знаменитая серия Reissue. 1962 Reissue Jazz Bass вобрал в себя все самое лучшее из ранних творений Фендера. Кстати, эта модель доступна и по сей день (если кому-то нужно).
После продажи в 1985 году CBS, над Джаз Басом стали интенсивно экспериментировать. Хотя не только над Джаз Бас, но и над другими моделями Фендера. На сегодняшний день эти творения существуют в сотне вариаций. В результате новые идеи нашли отражение в новых модельных линиях. Например, в 1990 году вышел в свет пятиструнный Fender Jazz Bass. Или, например, еще появился Jazz Bass Deluxe - новая модель с активной электроникой. В 1995 году увидел свет Standart Jazz Bass - модель с использованием высокотехнологичных материалов (например, ). Сегодня бас-гитары американской сборки именуются как Jazz Bass American Series , а мексиканской - Standart .

Специальные модели

История компании Fender богата на различного рода специальные модели бас-гитар , в том числе и именные. У каждого знающего коллекционера в мечтах заполучить, например, бас из серии Jaco Pastorius Signature Jazz Bass , которые были выпущены в 1991 году. Всего их 100 экземпляров!!! Раздобыть такой бас нереально сложно и стоит он конечно же, мягко говоря, немало. Кроме того, что бас представляет собой точную копию любимого инструмента великого виртуоза, к нему еще в обязательном порядке прилагается сертификат, подписанный техником Жако Кевином Кауфманом, а также Джоном Пейджем - представителем всемирноизвестного Custom Shop . Сегодня Custom Shop продает The Relic Pastorius Tribute Bass .
По этой теме еще стоит сказать, что Фендер свои юбилеи отмечал выпуском различных специальных моделей и Джаз Бас не явился исключением. Свой 50-летний юбилей Фендер отметил выпуском модели с золотыми деталями, а также . Причем как четырехструнной, так и пятиструнной. Существуют и именные модели. Например, Маркуса Миллера, Стюарта Хэмма, Марка Кинга. Все они имеют оригинальный дизайн. Если вас заинтересуют подробности об этих басах, Вы можете написать мне об этом в комментариях, я вам обязательно отвечу.

Музыканты

Наверное, самый известный басист, игравший на Fender Jazz Bass - это Jaco Pastorius . Чаще всего Жако играл на безладовом фендере 62-го года. На альбомах Heavy Weather группы Weather Report, Hejira Джонни Митчел, а также на собственном дебютном альбоме Jaco Вы услышите именно эту модель, а также Jazz Bass 1960. Такой титан бас-гитарной музыки как Маркус Миллер также в большинстве своем использовал Джаз бас, да и в наши дни он частяком играет на Fender Jazz Bass 1977, на который Роджер Садовски установил модифицированную электронику. Ларри Грэм (родитель техники «слэп»), Джон Пол Джонс (из Led Zeppelin), Джедди Ли (из Rush) - все эти таланты играют на Fender Jazz Bass различных модификаций. Марк Хоппус из Blink 182 вообще играет на странноватом гибриде из Jazz / Precision Bass.

Вот такой вот небольшой обзор у меня получился, дорогие читатели! Большая просьба писать комментарии, ставить «Мне нравится» и т.д. Всего доброго Вам! Буду очень рад вашему возвращению!

JAZZ BASS Как создать легенду

Идея создания кардинально новой бас- гитары, получившей имя JAZZ BASS, культивировалась в течение пятидесятых и шестидесятых годов. За два десятилетия столько было получено опыта в области гитар о строения, что Джаз бас, вобрав в себя все новейшие идеи, стал абсолютно новым инструментом - не очередной модификацией Пресижна, но полноценным членом семьи Fender. JAZZ Bass был представлен Фендером в то же время, что и электрогитара Jaguar, хотя намерение было осуществить двойной релиз -Jam Bass и электрогитара Jazzmaster должны были составлять комплект для гитаристов соответствующей жанровой направленности, но Jazzmaster «задержался» с появлением. Внешне, Джаз бас отличался от Пресижка прежде всего своим корпусом -на смену простому "дискообразному" корпусу Пресижна теперь пришел ассиметричный, с более мягкими чертами. Было и другое отличие -уже в грифе. Гриф стал более тонкий не такой плоский и широкий как у Пресижна. Но все это были лишь незначительные мелочи, по сравнению с главным отличием от своего старшего собрата - Jazz Bass имел два однокатушечных звукоснимателя, и, в следствие этого, кардинально новый звук.

JAZZ BASS -1

Появление на свет Джаз бас был выпущен в декабре I960 года. Кленовый гриф с палисандровой накладкой был увенчан четырьмя колками Kluson. Мензура осталась как и прежде 34 дюйма. Гриф имел более тонкие черты, особенно это было заметно на стыке грифа с головкой. Корпус был похож на корпуса электрогитар Jaguar и Jazzmaster - так же изогнутый и несимметричный. За счет этого, вцелом корпус стал ощутимо больше, чем у Пресижна, однако оставив прежнюю ширину. Бридж был идентичен установленному на Пре сижн 1937 года. Он был хромированный, тоже четырех седлах для каждой струны, и панелью крепления для наконечников струн. Накладка на корпус включала в себя отверстие для одного брижа. Такие позиции позволили получить абсолютно новые звучания от инструмента, Бриджевый звукосниматель улавливал характерную локальную специфику звучания струны у бриджа, за счет ее усиленного натяжения в этом месте. В итоге звук был несколько «ударный», с большой серединой и верхами. 6 противоположность бриджевому, нековый звукосниматель, за счет своего расположения, почти схожего с расположением так называемого split coil звукоснимателя на Пресижне, имел звук глубокий и сочный. Объяснение названия Jam Bass заключалось в том, что его звук был столь же яркий и выразительный как у контрабаса. Контроль за звукоснимателями осуществлялся отдельными стальными регуляторами громкости и тона. Для корпус Джаз-бас каждого звукоснимателя эти регуляторы были расположены один над другом. Через несколько лет такая конфигурация была заменена тремя отдельными регуляторами - частная: громкость для каждого звукоснимателя и общий тон.

JAZZ BASS - 2. I ВЗРОСЛЕНИЕ

В самом начале 1962 года была выпущена новая версия Джаз баса. Изменения коснулись прежде всего контрольной панели. Вместо преж¬ ней пары двойных ручек управления каждым звукоснимателем (их назы¬ вали stack knobs) теперь появились три пластиковые ручки, с разделе¬ нием, как уже было сказано вы¬ ше, на: громкость, громкость, тон. В скором времени, точки на ладах палисандровых нак- ладок были заменены прямо- угольными вставками, а кол¬ки были заменены с Kluson на собственные Fender (1966 год), а затем, в 1976 на Shaller. В начале семидесятых про- изошла замена анкерного стержня грифа Джаз баса - теперь анкер имел новый стандарт Bullet truss rod и регу¬лировался на головке грифа. Из последующих модернизаций Джаз баса можно отметить появив¬шуюся в отрезке между 1981 и 1984 годами золотую версию Джаз баса - Gold Jazz Bass. Эта модель имела зо¬лотую фурнитуру, ручки контроля, колки и т.д. Также можно вспомнить про кос¬нувшуюся Джаз баса в семидесятых модернизацию в области крепления грифа - теперь он крепился только на трех винтах. Подобный способ был применен, между прочим, и на выше¬указанной золотой модели Джаз баса, однако на сегодняшний день наблю¬дается противоположная тенденция - увеличения количества винтов крепления грифа.




Top