Джейн остин биография. Страсти британского двора: придуманная любовь Джейн Остин

И по сегодняшний день мисс Остин Джейн является одной из самых известных английских писательниц. Нередко ее называют Первой леди английской литературы. Ее произведения являются обязательными к изучению во всех британских колледжах и университетах. Так кем же была эта женщина?

Краткие биографические данные

Родилась Джейн Остин 16 декабря 1775 года. Дом ее семьи находился в небольшом провинциальном городке Стивентон, что на территории графства Хэмпшир. Ее отец Джордж, действительно образованный и просвещенный человек, происходил из старинной кентской семьи и был приходским священником.

Мать писательницы, Кассандра Ли, также происходила из старинного, но обедневшего рода. В семье помимо Джейн было еще семеро детей — братья Джеймс, Джордж, Эдвард, Генри, Френсис и Чарльз, а также сестра Кассандра. Писательница была особо близка со своей сестрой. Именно из их переписки стали известны некоторые факты о жизни и увлечениях Джейн.

Детство и юность знаменитой писательницы

На самом деле, о детстве и юности мисс Остин известно не так уж и много. То же касается и ее внешности, ведь описания из разных источников звучат по-разному. Тем не менее, принято считать, что Джейн была изящной, грациозной и миловидной девушкой с пытливым умом, тонким чувством юмора и невероятной любознательностью. Более того, девушка любила моду, интересовалась кавалерами, посещала балы, обожала веселые прогулки и шутливые перепалки с родными и знакомыми.

Где получила образование мисс Остин?

Работы писательницы демонстрируют не только незаурядный талант, но и немалое интеллектуальное развитие мисс Остин. Джейн получала образование в нескольких разных заведениях. В 1783 году будущая писательница вместе со своей сестрой Кассандрой начала учебу в Оксфорде. Но здесь сестрам не повезло, так как они страдали из-за деспотизма директрисы, а затем заразились Затем была школа в Саутгемптоне, после чего девочки опять сменили школу. Образовательное учреждение в Рединге также не подошло любознательной девушке, ведь доброта директрисы шла в комплексе с абсолютным равнодушием к образованию детей.

После стольких неудач Джейн вернулась домой, где ее образованием занялся отец. Джордж Остин сумел привить своим дочерям не только любовь к чтению, но и тонкий литературный вкус. Девушка росла и развивалась в интеллектуальной атмосфере, а вечера ее проходили за чтением и обсуждением книг классиков.

Влияние на творчество писательницы

Безусловно, домашнее образование и литературные познания отца наложили отпечаток на творчество писательницы. Но были и другие факторы, которые повлияли на процесс создания романов знаменитой мисс Остин. Джейн ведь жила во времена известных исторических событий — это была и революция во Франции, на территории Англии, восстания в Ирландии, война за независимость в Америке и т. д.

Несмотря на то что большую часть своей жизни Джейн провела в провинции, она активно вела переписку со своими родственниками и знакомыми, которые ярко описывали ей исторические события, в которых участвовали. Именно эти письма становились для молодой девушки неисчерпаемым источником идей и полезной информации.

Джейн Остин: произведения раннего периода

Далеко не все поклонники писательницы знают о том, что свои первые работы она создала в пятнадцатилетнем возрасте. Например, одним из таких произведений был эпистолярный роман «Любовь и дружба», который создавался как некая пародия на популярные в то время английские любовные романы.

В то же время она работала и над «Историей Англии», которая, по сути, была пародией, памфлетом на учебник О. Голдсмита. Здесь Джейн умело и остроумно высмеивала притязания автора на объективность, одновременно излагая некоторые реальные исторические факты. Еще одной пародией на традиционные стала небольшая новелла «Прекрасная Кассандра».

Знаменитые романы писательницы

Наверняка практически каждый человек хотя бы раз в жизни имел возможность ознакомиться с работами Джейн Остин. Романы ее пользуются огромной популярностью у поклонников классической литературы.

В 1811 году была опубликована первая работа Джейн Остин — «Разум и чувства». Кстати, эту книгу она издала под псевдонимом «Леди». Это простая и одновременно захватывающая история о двух сестрах с разными характерами. Марианна — эмоциональная и чувствительная девушка, желающая найти настоящую любовь, в то время как Элинор более сдержана, рассудительна и практична.

Успех этого произведения позволил писательнице в 1813 году издать следующую книгу — всем известный роман под названием «Гордость и предубеждения», который, кстати, был написан намного раньше. Говорят, что это произведение было написано сразу же после разрыва с Томом Лефроем, но, поскольку издатели сначала его отклонили, оно ждало своей очереди пятнадцать лет. История любви, которой предстоит пройти сквозь массу предрассудков и побороть гордость, на сегодняшний день является одной из самых писательницы.

Следующей опубликованной работой стала книга «Мэнсфилд-парк». Джейн Остин работала над ней на протяжении трех лет. Кстати, это произведение относят к так называемым воспитательным романом. История о девушке, которой предстоит выбрать между зовом сердца, правилами приличия и разумными аргументами, стала сюжетом для мини-сериала.

В 1816 году вышел еще один знаменитый роман - «Эмма». Джейн Остин здесь в юмористической манере описала историю веселой, задорной девушки, которая развлекается, помогая подругам выйти замуж. Занятая ролью свахи, с которой, к слову, не очень хорошо справляется, Эмма едва ли не проглядела собственное счастье.

В 1817 году, посмертно, была издана еще одна книга под названием «Доводы рассудка». Джейн Остин поведала читателю печальнаю историю о том, как Энн Эллиот, руководствуясь практическими советам подруг своей матери, отвергла единственного человека, которого любила. Кстати, именно эту книгу нередко считают некой автобиографией самой писательницы.

Спустя год был издан еще один роман - «Нортенгерское аббатство», который представляет собой веселую и остроумную пародию на мистические готические романы.

Незавершенные работы Джейн

На самом деле, далеко не все работы знаменитой писательницы были закончены. Например, при жизни мисс Остин небольшой эпистолярный роман под названием «Леди Сьюзан» не был опубликован. Написанная между 1803 и 1805 годами история о хитроумной и коварной интриганке пытающейся подыскать себе подходящего мужа, поднимает важные проблемы морали и нравственности.

Та же тема охоты за женихами была затронута и в другом незавершенном романе писательницы под названием «Уотсоны». Кстати, это произведение впоследствии было дописано племянницей Джейн и издано под названием «Младшая сестра».

Есть и еще одна популярная работа британской писательницы, которую та так и не успела завершить. Над романом «Сэндитон» Джейн начала работать за несколько месяцев перед смертью и успела сочинить лишь его фрагмент. В 2000 году это произведение было завершено английской писательницей Джулией Баррет — роман издали под названием «Шарлотта».

Личная жизнь писательницы

Ни для кого не секрет, что, несмотря на свою довольно приятную внешность, Джейн Остин так и осталась одинокой. В молодости она получила предложение руки и сердца от племянника состоятельной леди Грешэм Уизли, но отказалась, так как не испытывала к нему никаких чувств.

В 1795 году произошло знакомство бедного студента-юриста Томаса Лефроя и мисс Остин. Джейн несколько раз упоминала об этих событиях в своих письмах к сестре. Между молодыми людьми сразу же вспыхнули взаимные чувства, но им пришлось расстаться. Ведь молодые люди происходили из бедных семейств, и только выгодный брак с богатыми наследниками мог исправить ситуацию. Кстати, Томас со временем стал Лордом Верховным Судьей Ирландии. А Джейн в 30 лет надела чепчик старой девы, сообщая всему миру о том, что не собирается выходить замуж.

После смерти отца писательница помогала матери по хозяйству, так как финансовое положение семьи было крайне непростым. В 1817 году Джейн переехала в Уинчестер, где лечила одновременно работая над романом «Сэндитон». Здесь же она скончалась 18 июля.

Джейн Остин: экранизации романов

На самом деле, произведения английской писательницы всегда вызывали яркий интерес. Например, только книга «Гордость и предубеждение» была экранизирована десять раз. Впервые картина по мотивам романа появилась на экранах в 1938 году. Последняя телеверсия знаменитого романа вышла в 2005 году — роль Элизабет Беннет досталась Кире Найтли, а мистера Дарси блестяще сыграл Мэттью Макфейден.

Роман «Разум и чувства» экранизировался пять раз. Еще одно популярное произведение под названием «Эмма» легло в основу сюжета для восьми картин. Конечно же, это не все фильмы по Джейн Остин. Например, существует четыре киноленты, созданные по мотивам романа «Доводы рассудка». А «Нортенгерское аббатство» было экранизировано дважды — в 1986 и 2006 году. Есть также три экранизации произведения «Мэнсфилд-парк». Как видно, все завершенные романы Джейн Остин стали основой для сюжета множества фильмов. И несмотря на время, изменения жизненного уклада и традиций, эти простые истории о любви, дружбе и морали все еще пользуются огромным интересом у зрителей и читателей.

Фильмы о жизни писательницы

На самом деле, объектом интереса со стороны гуру кинематографа становились не только произведения Джейн Остин, но и сама ее жизнь. На сегодняшний день снято три фильма, сюжет которых в той или иной мере основан на биографических данных знаменитой писательницы. Например, в 2002 году был выпущен в прокат документальный фильм под названием «Настоящая Джейн Остин», за основу которого были взяты известные биографические данные и оставшиеся письма писательницы к сестре Кассандре.

В 2007 году на экранах появилась драма под названием «Любовные неудач Джейн Остин», которая рассказывает историю о последних годах жизни талантливой, но одинокой писательницы и ее взаимоотношениях с одной из племянниц. Здесь роль Джейн досталась Оливии Уильямс.

В том же 2007 году была снята мелодрама «Джейн Остин» («Становление Джейн»), сюжет которой основан на печальной истории любви начинающей писательницы и бедного, заносчивого, но очаровательного юриста Тома Лефроя.

Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Она перепробовала все формы романной прозы. Её произведения входят в обязательную программу во всех колледжах и университетах Великобритании. Её самыми знаменитыми произведениями считаются: , (роман, который впечатлил самого Вальтера Скотта), "Доводы рассудка".

Детство

Зимой 1775 года, а точнее 16 декабря в местечке Стивентон, графства Хэмпшир (что в Юго-восточной Англии) родилась Джейн Остин. Её отец был местным священником, мать происходила из древнего обедневшего мелкого дворянского рода. В семье Остинов было восемь детей (среди них – только две дочери – Джейн и Кассандра). Джейн была предпоследнем ребенком в семье. Не смотря на трудное время никто из детей в семье не умер в младенчестве. В доме священника никого не держали в ежовых рукавицах, а наоборот там устраивали любительские спектакли. Периодически читали романы, там же и юная Джейн зачитывала свои комические рассказы.

Сведений о писательнице имеется не достаточно много, да и те слишком не сходятся даже в отношении внешности Джейн. Опираясь на информацию из одних источников, она была достаточно привлекательна, исходя из других – дурнушка. Писательница любила маскарады и балы, пестрые платья и различные модные наряды. В школьные годы сестры Остин подхватили сыпной тиф, который чуть было не унес жизни девочек. К тому же, качество их образования, не устраивало отца; в итоге он занялся сам их наукой, в чем добился ошеломительных успехов. Так же своим образованием Джейн обязана Элиз, жене своего самого любимого брата Генри. Она обучила молодую писательницу навыкам французского и любовью к хорошим книгам. Джейн Остин сформировалось благодаря интеллигентной обстановке - среди книг, постоянных разговоров о них, обсуждений прочитанного и происходящего.

Творчество

В творчестве Остин можно выделить два периода. Между этими периодами существует довольно большой 10-летний промежуток, в который 25-летней Джейн пришлось покинуть родовое гнездо. Первый период это 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и второй 1811–1816, поразительно насыщенный период первых успешных произведений и углубляющегося мастерства.

Джейн так никогда и не вышла замуж, хотя в 1795 году у нее был роман со студентом-юристом Томасом Лефроем, ставшим впоследствии Лордом Верховным Судьей Ирландии. Молодые люди так и не обручились, потому как это было бы непрактичным ходом для их семей. В тридцать лет Джейн надела чепчик, это означало только одно, что отныне она старая дева, которая больше не надеется приобрести собственное счастье.

Смерть

Легендарная английская писательница ушла из нашего мира 18 июля в Уинчестере в 1817 году на руках самой близкой ей сестре Кассандры. Причина её смерти так до конца неизвестна. По некоторым сохранившимся описаниям у нее наблюдались признаки раковой опухоли, по другой это была болезнь Аддисона, по третьей от туберкулеза, которым заразилась от коров. Джейн Остин похоронена в Винчестерском соборе, недалеко от середины северного нефа, в здании которым так восхищалась. К сожалению, она так и не сумела окончить труды над своим последним романом - .

Интересные факты:

Ради своего второго брата Джорджа Джейн выучила азбуку немых, так как он имел психические отклонения.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба"

Любимым поэтом самой Остин был Каупер.

Отец очень поддерживал молодое дарование, покупая на последние деньги письменные принадлежности.

Джейн очень хорошо шила, поэтому обшивала всю семью.

При жизни юная писательница публиковала свои творения под псевдонимом: "некая Леди Д"

Удивительно, но первое собрание произведений Джейн Остен было выпущено ровно через сто лет после её смерти

ОСТИН, ДЖЕЙН (Austen, Jane) (1775–1817), также Остен, английская романистка, прославившаяся остроумным и проницательным изображением провинциального общества. Родилась 16 декабря 1775 в Стивентоне (графство Гэмпшир), в семье священника. В доме священника бытовали совсем не чопорные нравы, там устраивали любительские спектакли; с увлечением читали романы, когда чтение романов еще считалось занятием сомнительным; восторженно слушали юношеские комические сочинения Джейн. Не получив почти никакого формального образования, Джейн много читала и уже в четырнадцать лет могла сочинять забавные и назидательные пародии на различные признанные образцы литературы 18 в. – от сентиментальных романов до Истории Англии О.Голдсмита .

В творчестве Остен ясно просматриваются два периода плодотворной активности, разделенные довольно длительным перерывом: 1795–1798, когда были созданы ранние романы, и 1811–1816, поразительно насыщенный период первых головокружительных успехов и углубляющегося мастерства, когда были пересмотрены и подготовлены к изданию Чувство и чувствительность и Гордость и предубеждение и написаны три последних завершенных романа – Мэнсфилд-Парк , Эмма и Доводы рассудка . Поскольку все романы Джейн Остин публиковались анонимно, от лица некой «леди», громкой литературной славой она, конечно, пользоваться не могла, однако три романа выдержали при ее жизни по два издания; в особенности хвалили Гордость и предубеждение , а об Эмме одобрительно отозвался сам Вальтер Скотт .

Впрочем, на жизнь мисс Остин ее успех и творчество, похоже, не оказывали особого влияния. Насколько можно судить по ее письмам и воспоминаниям родных, она до самого конца оставалась прежде всего жизнерадостной, внимательной, нежной и ласково-ироничной дочерью, сестрой и теткой в своей большой и любящей семье. Умерла Джейн Остин в Уинчестере 18 июля 1817.

Юношеские сочинения Джейн Остин отличаются от первых опытов большинства других авторов тем, что часто забавны сами по себе, независимо от угадываемых в них черт ее позднейшего творчества. Например, Любовь и дружба (Love and Friendship ), произведение, сочиненное в четырнадцатилетнем возрасте, представляет собой уморительную пародию на мелодраматические опусы 18 в. Среди юношеских писаний Джейн, сбереженных в ее семье и изданных в трех томах более чем через сто лет после ее смерти, имеются и другие довольно остроумные сочинения. К ним, не умаляя его литературных достоинств, можно отнести и Нортенгерское аббатство (Northanger Abbey , опубл. 1818), поскольку этот роман писался как пародия на очень популярный тогда «готический роман» и по стилю, материалу и времени написания близок к юношеским сочинениям Джейн Остин. В Нортенгерском аббатстве речь идет о наивной барышне, свихнувшейся на чтении «готических романов» и вообразившей, будто в действительной жизни, если разобраться, тоже царит зловещая мистика.

Чувство и чувствительность (Sense and Sensibility , 1811) начинается как пародия на мелодраматические сочинения минувшего века, которые писательница уже подвергла раньше осмеянию в Любви и дружбе , но затем развивается в совсем неожиданном направлении. Мысль романа, лежащая на поверхности, состоит в том, что чувствительность – восторженность, открытость, отзывчивость – опасна, если ее не умеряют осмотрительность и благоразумие, – предостережение, вполне уместное в устах писательницы, выросшей в доме священника. Поэтому Марианна, воплощение чувствительности, страстно влюбляется в обаятельного господина, который на поверку оказывается негодяем; между тем ее рассудительная сестра Элинор избирает объектом своей привязанности вполне надежного молодого человека, за что получает в финале вознаграждение в виде законного брака.

Гордость и предубеждение (Pride and Prejudice , 1813) – один из самых известных английских романов. Это бесспорный шедевр Джейн Остин. Здесь она впервые полностью контролирует свои пристрастия и возможности; морализаторские соображения не вторгаются в анализ и характеристику персонажей; сюжет дает простор ее чувству комического и авторским симпатиям. Гордость и предубеждение – роман об охоте на женихов, и тема эта освещена автором со всех сторон и исследована во всех исходах – комических, обыденных, эмоциональных, практических, бесперспективных, романтических, здравомысленных и даже (в случае мистера Беннета) трагических.

В промежутке между двумя периодами, когда одно за другим создавались масштабные произведения, в1803–1805, Джейн Остин написала два ни на что не похожих опуса: Леди Сюзанна (Lady Susan ) – небольшой роман в письмах, в духе беспощадного юмора ее юношеских работ, яркий, язвительный портрет бессердечной светской дамы; Ватсоны (The Watsons ) – не слишком интересный фрагмент романа, затрагивающий опять же тему охоты за женихами, но в самом серьезном, строгом тоне, предвосхищающем ее следующий завершенный роман. Мэнсфилд-Парк (Mansfield Park , 1814) – наиболее крупное произведение Джейн Остин, с разнородным составом действующих лиц и широким тематическим охватом.

Эмма (Emma , 1815) считается вершиной творчества Джейн Остин, ярчайшим образцом ее комического письма. Тема романа – самообман. Читателю дается возможность проследить за переменами, которые происходят с очаровательной Эммой, превращающейся из высокомерной самовлюбленной юной командирши в смирную, раскаявшуюся барышню, уже готовую выйти замуж за человека, который способен защитить ее от ее собственных ошибок.

Доводы рассудка (Persuasion , опубл. 1818), последний завершенный роман Джейн Остин, вновь кардинально отличается от предшествующего. Но это не поворот в сторону Мэнсфилд-Парка , а обращение к не исследованным пока областям, лишь мимоходом затронутым в образе Марианны Дэшвуд в Чувстве и чувствительности . Новизна Доводов рассудка состоит в серьезном и сострадательном отношении к чувству. А в Сэндитоне (Sanditon , опубл. 1925), работе, которую Джейн Остин предприняла за несколько месяцев до смерти и которая осталась интригующим фрагментом, говорится о том, как обманчива внешность и как трудно выносить справедливое суждение, и все это с таким техническим бесстрашием и с такой пластичностью, что, кажется, от этой книги можно было бы ожидать даже большего, чем было достигнуто в Гордости и предубеждении и в Эмме .

Писательница, классик английской и мировой литературы, основоположник семейного, "дамского романа" Ее книги "Чувства и чувствительность" (1811),"Гордость и предубеждение" (1813) , "Менсфильд - парк"(1814) "Эмма" (1815) считаются признанными шедеврами и покоряют безыискусной искренностью и простотой сюжета, на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно "английского" юмора. Джейн Остин до сих пор считают по праву "Первой леди" английской литературы. Ее произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Творчество Остен отличается постоянным стремлением к совершенству. Впервые она использовала в жанре романа "взгляд со стороны"," голос автора". Скончалась в возрасте 42 - х лет. Последний ее роман "Сендитон" (1817), даже в качестве незавершенного отрывка вызывает неподдельный интерес у читателя.


Ее называли: "несравненная Джейн", на ее романах - воспитывались и проверяли, оттачивали литературный вкус английские барышни семейств знатных и незнатных, она до сих привлекает и чарует кинематографистов, по всему миру создаются мемориальные центры и музеи, литературные клубы ее имени. Существует даже сайт в Интернете, который ежедневно - еженедельно пополняется критическими статьями и эссе, посвященными творчеству "мисс английский роман"!

Но, боюсь, что жизнь ее для нас до сих пор представляет такую же загадку как и прежде, как и двести с лишним лет назад!

Известно о ней не очень много, хотя семья Джейн, преданная ее памяти, благоговейно сохранила ее сочинения: все, включая и незаконченные отрывки!

Но вот беда, дневников она почти не вела, а письма ее или не сохранились, или погребены в архивах. Да и перевод на русский язык документов почти трехсотлетней давности представляется многим делом скучным, если не сказать никчемным. Я постараюсь рассказать Вам то, немногое, что мне удалось узнать, собрать, систематизировать, обобщить. Над чем довелось поразмышлять и удалось сделать выводы. Вам судить - получилось ли:

Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в Стивентоне, (графство Хемпшир) Англия, в семье сельского пастора. Кроме нее было в семье еще шестеро братьев и сестра. Систематического образования Джейн из - за недостатка средств получить не смогла, но, обладая недюжинным дарованием и сильной волей, открытым и веселым характером, много занималась самообразованием, читала и вместе с братьями и сестрой, разбирала прочитанное, записывая всё в тетради. В семье сельского священника не только читали Библию и духовные книги, но и разыгрывали спектали - шарады, шутки и скетчи, читали романы и спорили о прочитанном, восторженно и внимательно прислушиваясь к мнению Джейн, которая могла в двух - трех словах ухватить суть прочитанной книги и с непередаваемым чувством юмора, в лицах, пересказать по памяти несколько сцен романа.

В четырнадцать лет Джейн написала свою первую пародию - шутку под названием "Любовь и дружба" - на назидательные опусы 18 века с сентиментально скучными героями и героинями, нюхающими розы, рыдающими над ними, и каждые пять минут падающими в обмороки!

Да что - романы! Она сочинила еще и большую пародию - памфлет и на "Историю Англии" О.Голдсмита - фундаментальный труд историка - политолога! Этот запыленный фолиант хранился в шкафу в кабинете отца, и Джейн не поленилась изучить его, дотошно и внимательно. Пришедший в гости к отцу местный доктор, долго и с интересом слушал чтение Джейн, похвалил ее за то, что она читает интересные, серьезные книги, а узнав, что девочка представила его вниманию свой собственный шутливый труд, изумившись, смеялся, удивленно качал седой головой, а потом долго рассказывал соседям - пациентам о том, какая умница маленькая Джейн - дочь пастора, не только букеты может составлять и чай разливать по фарфоровым чашечкам!

Впрочем, хлопоты по хозяйству тоже доставляли Джейн удовольствие. Сохранились свидетельства о том, что живя довольно замкнуто и уединенно, редко выезжая за пределы усадьбы, она, тем не менее, сохраняла ровный и любезный нрав, улыбка почти никогда не сходила с ее лица, и до конца своих дней, омраченных тяжкой болезнью - сколько можно судить по документам у нее были признаки раковой опухоли, с тяжелыми метастазами во всем организме (автор) - она оставалась любимицей племянников, братьев, матери и, в особенности,отца!

Ни ей самой, ни ее сестре замуж выйти не довелось. Сыграло ли тут роль мизерное приданное мисс Джейн, или ее некрасивость - внешняя, - или большая степень независимости и ума, которая была в ней заметна почти сразу - судить трудно.

О том, питала ли сама Джейн к кому - либо искренние чувства - неизвестно. Она предпочитала запирать свою душу и сердце на замок, откровенно, в полной мере, высказываясь лишь в своих книгах, ставших знаменитыми еще при ее жизни. Кстати, публиковала она их абсолютно все под псевдонимом: "некая Леди Д" и, конечно, в полной мере, славой своей насладиться не могла, но, тем не менее, прочтя в английских газетах разбор своего романа "Эмма" самим сэром Вальтером Скоттом, (он рецензировал книгу почти сразу по ее выходе, в 1816 году - автор) она чувствовала себя поистинне счастливой!

Вальтер Скотт, рецензируя этот последний роман писательницы, вышедший при ее жизни, заметил, что главное в работах Остин - "тончайшее прикосновение, благодаря которому, даже пошленькие события и характеры становятся интересными от правдивости описаний и чувств". Остин не ставит себя выше своих персонажей. Она лишь слегка подтрунивает над ними. В "Эмме" нет совершенно дурных людей. Даже разгильдяю Френку Черчиллу находятся приличные извинения и замечательная жена. Столь благодушное отношение к героям исходит, вероятно, из склада характера самого автора - она обладала замечательным чувством юмора и иронии, но всегда ее сдерживал такт и редкостная добросердечность, в результате -ирония редко могла перейти в сарказм.

Отмечается иногда некое пристрастие Джейн к теме "охоты за женихами" которую она развивает и показывает с разных сторон в большинстве своих романов. Даже нетактично, как причина столь навязчивой фабулы произведений, упоминается "стародевичество" самой Джейн Остин!

Но, думается, последний факт не имел здесь никакого значения.

Джейн Остен - мастер бытописательства, мастер тончайшей обрисовки характеров и лиц через призму иронии, юмора, ненавязчивых рассуждений, показывает нам с помощью "незатейливой летописи жизни двух - трех семейств" историю чувств и душ, борьбу темного и светлого в характере человека, где - то быть может и историю национального типа, историю страны через кусочек жизни отдельной личности, целую историю эпохи в одном, резко очерченном, запоминающемся, характере.

Чего стоят герои романа "Гордость и предубеждение": мисс Элизабет Беннет , ее отец, всегда погруженный в размышления и книги; встрепанная и вечно кудахчущая, как курица, мать, озабоченная лишь светскими пересудами и легким устройством судьбы дочерей! Или карикатурный портрет юной девушки из романа "Нортенгерское аббатство", которая была помешана на готических романах ужасов и всерьез считала, что реальная жизнь тоже полна мистических призраков!

Джейн постоянно совершенствовала свое мастерство. Она испробовала несколько форм романа и все они были закончены, даже если оставались волшебно - несовершенны под ее легким и летучим пером, которое все чаще выпадало из тонких пальцев: от периодических болей она уже не могла держать его долго!

Она перебробовала все формы романной прозы, ею был написан даже небольшой роман - новелла в письмах "Леди Сюзанна" - яркий и интригующий портрет бессердечной светской дамы и роман - эпопея (в малой форме) "Менсфильд - парк", с большим количеством действующих лиц и множеством сюжетных линий. Оба романа пользовались огромной популярностью, в светских гостиных Лондона не уставали гадать, кто же эта таинственная дама, дарящая читателям каждый год по новой книге - одна интереснее другой! Романы одалживали друг у друга, зачитывали до ветхости, барышни и рассуждали и вели себя так, как героини "Леди Д" , а она по прежнему наслаждалась тишиной маленькой усадьбы и тихо угасала, несмотря на все попытки родных помочь ей. Внешне ее жизнь была бедна событиями. Она прожила сотни других жизней в своих книгах, где ее героини смеялись, влюблялись, иронизировали и подшучивали над собой и любимыми, отчаивались и боролись за свою любовь до конца.

Была ли по - своему счастлива "леди английского романа"? Наверное, да. Она не ставила себя выше своих героинь. Не отождествляла себя с ними. Она просто создавала свой собственный мир, в котором жила не только "по праву автора", но и " по праву чувства и сердечного влечения". И продолжает жить до сих пор.

Джейн скончалась 18 июля 1817 года в Уинчестере. Перед смертью она пыталась закончить свой последний роман "Сендитон".

Недописала лишь нескольких страниц, оставя своим читателям вечную загадку по имени:"Джейн Остен". Семья писательницы добросовестно собрала и хранила все написанное ею. Даже черновые клочки. Эти три толстых тома, переплетенных вручную, стали основой для полного собрания сочинений Джейн Остен, выпущенного ровно через сто лет после её смерти!

13 февраля 2012, 11:18

Джейн Остин (англ. Jane Austen, возможно написание Остен, 16 декабря 1775 - 18 июля 1817) - английская писательница, провозвестница реализма в британской литературе, сатирик, писала так называемые романы нравов. Её книги являются признанными шедеврами и покоряют безыскусной искренностью и простотой сюжета на фоне глубокого психологического проникновения в души героев и ироничного, мягкого, истинно «английского» юмора. Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. Её произведения обязательны для изучения во всех колледжах и университетах Великобритании. Писательница Джейн Остин прожила с 1775 года по 1817 год. Ее жизнь пришлась на удивительное время, когда многое в построении отношений с людьми предопределялась этикетом. Так, эпоха Джейн Остин предъявляла особые требования, которым следовала семья писательницы и все дворяне. Этикет регламентировал самые разные стороны жизни современного общества. Живущей согласно нему девушке нельзя было куда-либо выходить одной и появляться одной в общественных местах. Приличная леди не должна была громко говорить или смеяться. Замужняя дама не могла принимать гостей-мужчин в отсутствие своего супруга. Мужчина не имел права поцеловать руку девушке в знак приветствия – он должен был выразить свое почтение поклоном. При этом руку замужней дамы ему целовать не возбранялось. Во время жизни Джейн Остин существовал строгий регламент относительно церемонии приема гостей и застольных манер. Также регламентировались темы бесед, ритуалы приветствия и одежда для определенных случаев.
В эпоху Джейн Остин в своем поведении мужчины должны были всячески подчеркивать благочестие дамы и ее привилегированное положение. Существовали такие нормы этикета как обязательное вставание при заходе дворянок в комнату, обязанность открывать перед ними двери и помогать сесть, снятие шляпы перед представительницей прекрасного пола и т.д. Кроме того, время Джейн Остин – практически время запрещенных прикосновений. Этикет Англии тех годов принуждал мужчин и женщин носить перчатки, находясь в обществе. Перчатки надевались на руки до выхода на улицу. Они не снимались ни в театре, ни на концертах, ни на балу и ни во время визитов. Будущая писательница Джейн Остин родилась в небогатой семье приходского священника. Она была младшей дочерью, второй по счету, и предпоследним ребенком. Всего семья Остин имела восемь детей. Глава семейства Джордж происходил он из старинной семьи – он был широко образованным человеком, в том числе и знавшим толк в хорошей литературе. Его жена Кассандра принадлежала к не менее древнему, но обедневшему роду. Это была домовитая женщина, также весьма начитанная и образованная, славившаяся как искусная рассказчица. Старший сын Остинов, Джеймс, писал стихи и прозу. В жизни он выбрал путь отца и тоже стал священником. Второй сын, Джордж, болел психическим заболеваниям, из-за чего так и не научился говорить. Еще один брат Джейн Остин – Эдвард – был усыновлен богатыми и бездетными родственниками Найтами. Четвертый сын Остинов Генри Томас за свою жизнь сменил немало профессий, побывав и солдатом, и банкиром, и, в конце концов, священником. Он был мужем Элизы де Фейд, вдовы французского дворянина. Младшие сыновья Остинов Фрэнсис и Чарльз делали морскую карьеру, дослужившись до адмиральских чинов. Самым близким человеком для Джейн Остин стала сестра Кассандра, как и писательница, не вышедшая замуж. У нее был жених Томас Фаул, молодой священник, который умер от желтой лихорадки, пытаясь заработать на свадьбу Вест-Индии. Считается, что семья оказала влияние на становление Джейн как писательницы. Можно предположить, что биография Джейн Остин была бы другой, если бы не влияние родственников. Считается, что жене брата Элизе де Фейд писательница была обязана знанием французской литературы, влияние которой в определенной степени прослеживается в ее творчестве. Кроме того, полагают, что материал для будущих произведений давали Джейн Остин письма, которые она получала от родных. Писательница вела оживленную переписку с братьями и их женами, а также дальними родственниками, некоторые из которых были участниками важных исторических событий.
Семья Джейн Остин трепетно относилась к ее творчеству. Ее родные добросовестно собрали и хранили все, что было написано ею, в том числе и черновики романов. Позднее эта «коллекция» семьи Остин стала основой для полного собрания сочинений писательницы, вышедшего через век после ее смерти. Гораздо меньше определённых сведений имеется о самой писательнице. Мнения современников расходятся даже о её внешности. Джейн «совсем нехорошенькая, она чопорна для своих двенадцати лет, капризна и неестественна», так говорила её кузина Филадельфия. «Она привлекательна, хороша собой, тонка и изящна, только щёки несколько кругловаты», - говорил брат её близкой приятельницы. С этим описанием схож и портрет Джейн, сделанный Кассандрой. Джейн Остин любила наряды, балы, веселье. Её письма полны описаний фасонов шляпок, рассказов о новых платьях и кавалерах. Веселье сочеталось в ней с природным умом и приличным, особенно для девушки её круга и положения, даже не окончившей школу, образованием. В период с 1783 года по 1786 вместе с Кассандрой училась в Оксфорде, Саутгемптоне и Рединге. Со школами Джейн не везло; в первой она и Кассандра страдали от деспотичного нрава директрисы, чуть было не умерли, заразившись сыпным тифом. Другой школой в Рединге, напротив, руководила очень добродушная особа, но знания учениц были последней заботой её жизни. Вернув дочерей домой, Джордж Остин решил заняться их образованием сам и весьма в этом преуспел. Умело руководя их чтением, он привил девочкам хороший литературный вкус, научил их любить классических авторов, которых отменно знал по роду собственных занятий. Были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм. Увлекались и романами, читая таких авторов, как Ридчарсон, Филдинг, Стерн, Мария Эджуорт, Фанни Берни. Из поэтов предпочитали Каупера, Томсона, Томаса Грея. Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллектуальной обстановке - среди книг, постоянных бесед о литературе, обсуждений прочитанного и происходящего. Хотя всю недолгую жизнь писательница провела в провинции, Стивентоне, Бате, Чотэне, Уинчестере, лишь изредка выезжая в Лондон, большой мир с его событиями и катаклизмами: войнами, восстаниями, революциями - постоянно врывался во внешне спокойное и размеренное существование дочери английского священника. Из биографии Джейн Остин становится ясно, что замужем писательница никогда не была. Однако это не значит, что у нее не было увлечений. Не только романы, но и любовные неудачи Джейн Остин становились главными темами фильмов. Судьба писательницы сложилась довольно трагично, в отличие от героинь ее книг, которые были награждены счастливым браком с любимым человеком. Джейн Остин и Том Лефрой, который стал ее избранником, вместе быть не могли. Том Лефрой – человек, который любил Джейн Остин, и которого любила она – был племянником соседей семьи писательницы. Молодые люди познакомились в 1796 году. Об отношениях с этим джентльменом свидетельствовали написанные Джейн Остин письма, адресованные сестре Кассандре. В частности, тогда двадцатилетняя писательница в двух посланиях упомянула имя этого молодого человека. Джейн Остин и Том Лефрой были знакомы два месяца, и, несмотря на чувства, они так и не смогли пожениться. У молодых людей, к сожалению, были небогатые семьи. Не располагала большим приданным Джейн Остин, а Том Лефрой был полностью зависим от своего дядюшки, который не был заинтересован в ранней женитьбе племянника. Том Лефрой, человек, который любил Джейн Остин, остался в истории довольно известным ирландским юристом и политиком. Позднее он смог создать семью, в отличие от своей первой избранницы. Том Лефрой Есть предположение, что любовные неудачи Джейн Остин отчасти преодолела с помощью своих книг. Так, многие полагают, что Том Лефрой стал прототипом идеального мужчины мистера Дарси из «Гордости и предубеждения». Писательница умерла 18 июля 1817 года в возрасте 42 лет. Незадолго до этого она уехала в Винчестер, где пыталась лечиться от болезни Аддисона, и смерть застала ее там. Последний роман Джейн Остин - «Сэндитон» - так и остался незавершенным.




Top